О россии петь что стремиться в храм 4 класс презентация конспект

Обновлено: 06.07.2024

I. Инициация. Звучит “Ave, Мария” Ф.Шуберта в оркестровом исполнении (см. слайд 1. Приложение). Дети под музыку входят, садятся на свои места.

II. Погружение в тему. Беседа по услышанной музыке:

  • какая по характеру прозвучала музыка? (Душевная, спокойная, мягкая)
  • какое настроение вызвала эта музыка? (И грустное и светлое)
  • какой тембр. (Мягкий, не резкий)

III. Формирование ожиданий учащихся.

Учитель: Молодцы, вы так хорошо о ней рассказали, а написал её немецкий композитор Ф.Шуберт и посвятил её главной маме Деве Марии-Мадонне, а называется это произведение “Ave, Мария!”, в переводе – “Радуйся, Мария!” Как вы думаете, о ком у нас сегодня на уроке пойдёт речь? (о женщине, о маме)

Исполнение песни “Мамочка, моя” (напев взят с любительской магнитофонной записи 80-х гг., г. Москва. Одного из женских монастырей) Приложение 3

IV. Интерактивная лекция

Выступление учеников, которые заранее подготовили материал по работе Рафаэля “Сикстинская Мадонна”.

Первый выступающий: Образ святой девы Марии воспевали и художники. Перед вами картина великого итальянского художника эпохи возражения Рафаэля Санти “Сикстинская Мадонна”. Излюбленной темой мастера была тема Мадонны. Он показал её в многочисленных картинах.

Второй выступающий: К числу великих творений мирового искусства принадлежит “Сикстинская Мадонна” (для монастыря св. Сикста в г. Пьяченце – отсюда его название). У Рафаэля тема Мадонны – эта тема идеального существа, лишает картину конкретной , земной обстановки.

Учитель дополняет выступление учеников: раскрывается тяжелый бархатный занавес, и перед нами предстает чудо-Мадонна с младенцем , спускающееся с небес на землю. Святой Сикст и святая Варвара встречают её. Бережно прижимая к себе, несет Мария сына, чтобы отдать его людям. Она знает, что его ожидают страдания, но во имя спасения человечества жертвует им, своим ребенком, самым дорогим, что есть у неё.

Вся глубина содержания заключена в образе Мадонны, поэтому художник делает её композиционным центром произведения, выделяя выразительным, величественным , совершенным по красоте и обобщенности силуэтом. Внимание зрителя приковывается к Марии движениями остальных действующих лиц: жест руки и взгляд Сикста направляют взгляд к Мадонне, линия покрывала Мадонны и взгляд Варвары возвращают его вниз, к двум ангелам, а их взгляды снова направляют к Мадонне, завершая движение. В образе Мадонны много сложных чувств: лицо овеяно грустью, но остается ясным. Спокойным. В печальном взгляде широко раскрытых глаз, в грустном выражении лица чувствуется ее предвидение страданий сына, и в тоже время ее облик передает решимость человека, способного на величайшую жертву. Огромная внутренняя сила и величие Мадонны сочетаются с ее серьезной, светлой красотой. Именно гармония внешней красоты и духовного величия воплотилась мечта людей о прекрасном совершенном человеке.

Учитель: понравилась Вам эта картина? По вашим ответам я поняла, что эта картина понравилась вам. А теперь давайте сравним эту картину с картиной русского художника Виктора Михайловича Васнецова “Богоматерь с младенцем”

Первый выступающий: современники Виктора Васнецова называли его "создателем русской Мадонны". Образ Царицы Небесной звучит лейтмотивом всего его религиозного творчества. Первая икона Божией Матери, несущей впереди себя Младенца Христа, была написана Васнецовым для Абрамцевской церкви. Уже в этом небольшом по размеру произведении намечена та монументальная иконография Пресвятой Девы, которой художник будет верен до конца своих дней и которую можно именовать "васнецовской". Её, но в большем масштабе, Васнецов повторил в алтаре Владимирского собора.

Второй выступающий: иконография Пресвятой Богородицы, несущей на руках Младенца Христа и отдающей Его в мир, была результатом творческого поиска Васнецовым идеального образа Богоматери. Предварительный эскиз "Богоматерь шествует по облакам в окружении серафимов и херувимов" художник подписал так: "Quasiunafantasia" ("Как будто одна фантазия").

Учитель дополняет: Художник изобразил Царицу Небесную на золотом фоне, идущей по облакам навстречу каждому вступившему в храм. Обеими руками Она обнимает, словно желая защитить от грядущего зла, Сына, в котором угадываются черты сына художника Миши. Взмах его рук – естественный жест маленьких детей, открытых новому для них миру, взят из жизни: однажды утром жена вынесла сына из дома, и ребенок радостно потянулся ручками к окружающей природе. Но лик Младенца Христа не по-детски серьезен и сосредоточен.Богородицу окружают девять херувимов. Их число соответствует часу, в котором состоялась казнь Христа. Они тревожно взирают на Пречистую Деву и Младенца на Её руках, словно предвидя Его судьбу. В образе Богоматери Васнецов показал национальный идеал материнства и заступничества, "сущность нравственного долга и идея подвига… самоотречение, которое составляет народную черту русского характера с его идеальной простотой в осуществлении необходимого и должного"

Что общего в этих двух картинах?

1) Образ (Мария с младенцем).

2) Откуда сходят (с небес) – вызывают грусть, печаль.

А что их отличает друг от друга?

1) У С. Рафаэля преобладают яркие, светлые, мягкие краски.

2) У В. Васнецова – коричневые, пастельные, больше темных красок.

Учитель: Лицо у Мадонны – светлая грусть, мягкость во взгляде, лицо у Богоматери- строгое, над головой нимб- признак святости (чего нет у Девы Марии). Картина больше похожа на икону (преобладание ярко-желтого цвета, позолоты).

Выполнение задания по карточкам (на карточках написаны С. Рафаэль и В. Васнецов)

Нужно соотнести данные карточки с предложенными ниже репродукциями:



? Рафаэль – картина


? В. Васнецов – икона

Учитель: К образу Девы Марии обращаются не только художники, но и поэты. Русский поэт А. Фет одно из своих стихотворений так и назвал “Ave, Maria”.

Слушаем стихотворение (выходит ученик и читает стихотворение А. Фета)

“Ave, Maria – лампада тиха
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящего мать,
В душу проникла твоя благодать
Неба царица, не в блеске лучей –
В тихом предстань сновидении ей!
Ave, Maria, лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха…”

Учитель: А сейчас прозвучат два стихотворения: одно – итальянского поэта Дантэ, а другое А.С. Пушкина, а вы , ребята, должны определить какое стихотворение перекликается с картинами Рафаэля и В, Васнецова. (Ответы учеников)

Первый ученик читает Данте:

“Она идёт, хвале внимая,
Благим покрытая смиреньем,
Как бы небесное виденье
Собою на земле являя. ”

Второй ученик читает А. С. Пушкина:

“Одной картины я желал быть вечный зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель –
Она с величием, Он с разумом в очах-
Взирали, кроткие, во славе и в лучах…”

Учитель: правильно, а какие строчки вам помогли сделать правильный выбор?

(“Как бы небесное виденье Собою на земле являя …” у Данте)
(“Пречистая и нам Божественный спаситель – Она с величием, Он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах…” у А. Пушкина).

Когда художник пишет Деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона. На Руси есть иконы с удивительными названиями: “Утоли мои печали”, “Неувядаемый цвет”, “Нечаянная радость”, “Милостивая”, “Всех скорбящих радость”.


Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской – небесной заступницы Москвы. Эта икона – величайшая Святыня Руси. Недаром Россию называют домом Богородицы (см. слайд 3 в сопровождении фрагмента стихотворения).

Не на троне – на Её руке,
Левой ручкой обнимая шею, –
Взор во взор, щекой припав к щеке…
Нет в мирах слепительнее чуда
Откровенья вечной красоты.
М. Волошин

Звучит концерт Архангельского “К Богородице прилежно…” в исполнении певчих Христо-Рождественского собора). Приложение 4

В православных храмах в честь святых и праздников звучит особое песнопение и называется- тропарь( слушаем тропарь Владимирской иконе Божией Матери в исполнении певчих Христо-Рождественского собора).

Учитель: Какая мелодия тропаря плавная или есть скачки? (Мелодия плавная, звуки рядом, почти на одном месте.)

Вокально-хоровая работа: По карточкам , на которых написан текст, читаем по фразам, затем в ритме, в котором будем петь, проговариваем этот текст. А теперь в полголоса спокойно, плавно, умиленно исполняем мелодию.

Учитель: А какую мелодию, какого автора мы слушали в начале урока? Ф. Шуберта, давайте еще раз послушаем эту чудесную музыку в исполнении знаменитого итальянского певца Р. Лоретти и проникнимся душой и сердцем к этой удивительной женщине Богоматери с младенцем на руках (см. слайд 4).

Учитель: Русские композиторы, подобно зарубежным, посвящали свои произведения образу Богоматери. Давайте послушаем произведение русского композитора С. Рахманинова “Богородице Дево, радуйся” (см. слайд 5).

  • Какое настроение произведения? (Светлая грусть.)
  • Какие чувства вызывает эта музыка? (Не земные, возвышенные, больше светлых.)
  • На что похожа эта музыка? (На молитву!)

Да, действительно, на одну из молитв написан концерт С. Рахманинова. Ребята, а вы обратили внимание на то, что на картине и иконе женщина с младенцем без короны, без богатой одежды, а весь мир называет ее “Царицей небесной”, почему?

Ответы детей: Мы ее не видим, ее нет среди нас, мы не можем с ней говорить, но мысленно к ней, на иконе, можно обращаться, потому что она наша утешительница, надежда, опора.

V. Проработка содержания темы

Творческая работа по группам (на столе лежат карточки с разными словами), нужно найти слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины, читаете стихи, посвященные Богоматери.

Cинквейн подберите 2 прилагательных, которые соответствуют нашей теме урока, 3 глагола, характеризующие вашу работу на уроке, составим фразу из 4 слов, в которой будет написана тема нашего урока.

VI. Подведение итогов урока: С каким образом мы сегодня впервые познакомились на уроке? (С образом Богоматери.)

В каких видах искусства этот образ мы видели сегодня на уроке? (Живописи, поэзии, музыки.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

О России петь – что стремиться в храм

Описание презентации по отдельным слайдам:

О России петь – что стремиться в храм

О России петь – что стремиться в храм

- песнь-гимн, посвященный Всем святым земли Русской

- песнь-гимн, посвященный Всем святым земли Русской


Александр Невский


Сергий Радонежский


Княгиня Ольга


Великий князь Владимир

Великий князь Владимир



Илья Муромец


Мусоргский Модест Петрович

Мусоргский Модест Петрович

БОРОДИН Александр Порфирьевич

БОРОДИН Александр Порфирьевич




  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 858 материалов в базе

Материал подходит для УМК

О России петь - что стремиться в храм

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 03.08.2018 4291
  • PPTX 2.9 мбайт
  • 356 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Лычагина Вера Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка интегрированного урока Музыка + ИЗО, содержащая в себе знакомство с элементами храмовой архитектуры и произведениями русской православной музыки.

Интегрированный урок (музыка + изо)

Цель: Формирование чувства любви и уважения к русской духовной культуре посредством создания художественных образов духовной музыки и изучения стилистических особенностей древнерусской храмовой архитектуры.

Развивать образное мышление учащихся путём формирования навыков смыслового чтения.

Воспитывать уважение к традициям русского народа.

Прикоснуться к высоким темам духовной жизни людей.

(На фоне колокольного звона Т.В. читает стихотворение )

Чистые, чудные звуки любо душою ловить (слайд1)

Ими тревожные муки в сердце больном хоронить.

Колокол русский, народный. Колокол церкви святой (слайд 2)

Чуден твой голос свободный, люб отголосок мне твой.

Т.В. – Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о древнерусской архитектуре. На прошлых занятиях мы с вами уже познакомились с образом древнего города. У вас получились замечательные работы на эту тему. И, как мы уже знаем, в центре любого города, на самом высоком и красивом месте люди строили самое главное сооружение. А какое, вы сейчас узнаете сами. Откройте учебники на с.54, прочитайте 1 абзац и ответьте на вопрос: что это было за строение и почему оно так называлось?

(Дети читают, отвечают на вопрос)

Т.В. – Ребята, а какое значение имел храм в жизни людей? (ответы детей)

Да, ребята, вы совершенно правы. Храм в древнем городе – это гордость для русского человека.

Н. В. Ребята, послушайте пожалуйста, как в своих стихотворениях поэты воспевают Русь великую и как красиво описывают величие храмов.

(Дети читают стихи, перечисляют фразы, воспевающие красоту и величие нашей Родины)

Н. В.- Из глубокой древности до нас дошли здания и сооружения, где с молитвами (просьбами о помощи) обращаются к Богу, поклоняются святым людям. Очень интересны памятники древней архитектуры - монастыри, соборы, церкви, сохранив­шиеся до наших дней. Давайте сейчас на них полюбуемся.

(на фоне музыки идут слайды с изображениями храмов России)

Т. В. – Да, как прекрасны и музыкальны эти образы храмов, соборов и церквей!

Н. В. - Ребята, как вы думаете, какую музыку можно услышать в храме?

(ответы детей)

(подвести к правильному ответу)

Н. В. – правильно, ребята, это и колокольный звон, и молитва, и различные песнопения…

Представьте, что мы оказались внутри храма (слайд) и вдруг, зазвучала какая-то музыка…а можно ли словами описать такую музыку. Я вам предлагаю самим найти ответ на этот вопрос. Перед вами на столах лежат карточки с определениями различных видов музыки. Ваша задача, найти подходящее определение для музыки, звучащей в храме.

(Тропа́рь (греч. τροπάριον) в православной церкви — краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника, прославляется и призывается на помощь священное лицо.

Тропа́рь (от греч. τροπάριον – тон, лад, мелодия, или трофей) – краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой (святые) Праздничный трезвон – основной вид колокольного звона православной церкви, звон во все колокола.

Эстрадная музыка — вид развлекательного музыкального искусства, обращенный к самой широкой слушательской аудитории.

Кантата (итал. cantata, от лат. саntare — петь) — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.

Народная музыка, музыкальный фольклор - музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества, существующего, как правило, в устной форме, передаваемого из поколения в поколение.

Поп-му́зыка (англ. pop-music от popular music) — направление современной музыки, вид современной массовой культуры. Является отдельным жанром популярной музыки.)

(учащиеся работают с текстами и делают правильный выбор и аргументируют свой ответ, почему именно это определение?)

Н. В. – Молодцы, ребята. Вы абсолютно точно определили.

Т. В. – Ребята, как хорошо сказано об этой музыке…..вот бы её сейчас услышать. Это возможно, Наталья Васильевна?!

Н. В. – Конечно, Татьяна Владимировна, давайте послушаем и одновременно, используя словари музыкальных впечатлений, выразим своё состояние.

Н. В. Русский народ соединил в музыке, звучащей в храме и торжество, и печальные события, и радость, и грусть.

Т. В. - Как прекрасен русский православный храм……. (слайд).

(показ макета храма и образное описание, переход к работе с текстом в учебнике)

Т. В. – Ребята, у каждой части храма есть своё название. Давайте попробуем определить, как называются основные части храма. Вот перед вами зарисовка с указателями. Но, названия отсутствуют. Ваша задача найти в тексте учебника на стр.55 нужные определения.

(дети работают с текстом и маркерами на стикерах пишут нужные слова: глава, купол, закомары, стены и наклеивают согласно указателей)

Т. В. – Ребята, теперь вы знаете, из каких основных частей состоит храм, и сейчас я вам предлагаю изобразить в графике свой образ русского храма. Постарайтесь сегодня сделать лёгкий набросок, а над деталями рисунка мы поработаем на следующем уроке.

(практическая часть, индивидуальная работа)

Т. В. - Ребята, вы молодцы, с работой справились отлично и продолжим этот разговор на последующих уроках.

Н.В. – И на уроках музыки мы с вами ещё не раз услышим замечательную музыку, которая имеет огромное духовное значение для каждого из нас.

Н. В. – наш урок подходит к концу и хотелось бы подвести итог. Ответьте, пожалуйста на вопросы.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему О России петь - что стремиться в храм. Презентация на заданную тему содержит 14 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

О России петь - что стремиться в храм И почти уж две тысячи лет Стоит над землёю немеркнущий свет… 3 класс, 2 четверть.

Древнейшая песнь материнства Чистая дева, скорбящего мать, Душу проникла твоя благодать. Неба царица, не в блеске лучей – В тихом предстань сновидении ей! А. Фет.

В. Васнецов. Богоматерь с младенцем Одной картины я желал быть вечный зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш Божественный Спаситель – Она с величием, Он с разумом в очах – Взирали, кроткие, во славе и в лучах… А. Пушкин.

Рафаэль. Сикстинская мадонна Она идёт, хвале внимая, Благим покрытая смиреньем, Как бы небесное виденье Собою на земле являя… Данте.

Тропарь Владимирской иконе Божией Матери В православных храмах в честь святых и праздников звучат особые песнопения - тропарь

Вопросы к изученной теме: На иконе и на картинах художников Рафаэля и В. Васнецова изображена женщина с младенцем, без короны, без богатой одежды, а весь мир называет Её Царицей Небесной. Почему? Музыка, воспевающая Богородицу, простая и величественная одновременно. А картины? Стихи? Найди слова, которые передают твои чувства, когда ты слушаешь музыку, смотришь картины, читаешь стихи, посвящённые Богоматери. Кем была увезена икона Божьей матери во Владимир? Где сейчас находится икона Владимирской Божьей матери?

Читайте также: