О единстве содержания и формы в художественном произведении музыка 7 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Тема, идея и оценка, будучи неразрывны, составляют содержание художественного произведения. Это содержание воплощено в материально-предметной, чувственно воспринимаемой форме, которая создается посредством материалов и приемов, особых в каждом искусстве. Художественная форма представляет собой конкретную, многогранную структуру произведения.

Совершенными художественными произведениями являются те, где достигнуто полное единство содержания и формы, замысла и воплощения, идейной направленности и мастерства. Это единство является основой красоты искусства (содержание является продуманным, а форма – логичной, завершенной).

Форма не только объективирует содержание, но и выступает как организующий принцип содержания. Получается, что она не может быть оторвана от содержания. Содержание не существует отдельно от формы, так как выражается и воспринимается только через форму. Реально содержание и форманеразделимы, но в искусствоведческом анализе обычно выделяются стороны, уровни, элементы произведения, которые тяготеют или к содержанию или к форме. Так, например, тема, характеры, идеярассматриваются как содержательная сторона произведения, а жанр, стиль, композиция, ритм – как формальная, выступают как форма.

Между содержанием и формой оказывается сюжет. В художественных произведениях форма обладает динамикой и создает гармонические отношения с содержанием. Если этого нет, то произведение теряет художественность, образ воспринимается как недовоплощенный. Бывает и так – содержание есть, идет поиск, но форма не сложилась.

Возможны самые различные ситуации во взаимоотношении формы и содержания. Увлекшись формотворчеством, некоторые художники превращают искусственное в искусство, совершенно отвлекаясь от содержательной стороны и рождаются произведения удивляющие, озадачивающие, которые не имеют связи с жизненными проблемами и стоят вне реальности. Эксперименты с формой и содержанием не всегда приводят к желаемому результату. Если сосредоточиться на содержании, тогда исчезает специфика освоения действительности в искусстве и остается недооформленный материал, требующий доработки.

Форма обладает относительной свободой и может существовать отдельно от конкретного произведения. В связи с этим исторически возникают виды искусства, его жанры, стили, типы композиции. Эти готовые формы оживают в реальном творческом процессе, развиваются, меняются иногда до неузнаваемости. Так, жанр баллады, возникший в эпоху средневековья и означавший плясовую песню с обязательным рефреном, превращается позднее в лирико-эпическое стихотворение с обязательной сюжетной канвой. Но подобные повороты и изменения не отменяют главного закона искусствазакона гармонического соотношения содержания и формы внутри единого художественного целого: ФОРМА в искусстве всегда СОДЕРЖАТЕЛЬНА, а СОДЕРЖАНИЕ всегда ОФОРМЛЕНО.

Урок музыки: О единстве содержания и формы в художественном произведении

Музыка! Как прекрасна и поистине безгранична эта область человеческой культуры! Целый океан живых страстей, возвышенных мечтаний и благородных стремлений человечества заключён в творениях музыкальной классики.

Сокровища музыки, накопленные в течение веков поколениями людей, необычайно многообразны. Музыка окружает нас повседневно, всюду и везде - в труде и в быту, в дальних походах или дружеских встречах, в дни всенародного горя или праздничных гуляний. Музыкальные звуки сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни. Трудно найти на земле человека, который мог бы прожить без музыки, обойтись без каких-либо, хотя бы простейших музыкальных впечатлений.

Мир музыки поистине безбрежен. Он охватывает разные эпохи истории, разные слои общества, различные, очень непохожие друг на друга национальные традиции. Поверхностно мыслящий слушатель иной раз с лёгкостью отбрасывает чуждую ему музыку, рождённую в далёком прошлом или в чужих странах и континентах. Между тем музыкальная культура XX столетия, благодаря расцвету современных средств массовой информации (радио, телевидение, грамзаписи), а также усилившимся контактам между нациями, заметно расширила свои хронологические и географические рамки.

Мы намного больше знаем о музыкальном прошлом, шире ориентируемся в музыке народов Азии, Африки, Латинской Америки. Просвещённый слушатель сегодня испытывает особую эстетическую радость, постигая очарование музыкальной старины, немеркнущее обаяние пьес Моцарта и Гайдна, Куперена и Вивальди. Он не перестаёт восхищаться вечно живыми творениями великого Баха, нисколько не потерявшими своей красоты и мудрости. Шедевры баховской музыки не только не стареют, но как будто ещё сильнее, глубже захватывают людей XXI столетия. Так же не стареет для нас чудесная музыка Глинки, всякий раз поражая своей вечно юной эмоциональной прелестью.

Глубочайшие творения классического искусства живут века, не теряя своей свежести. Они отобраны человечеством из сотен и тысяч образцов и вошли в золотой фонд мировой культуры. Такие произведения не стареют, время бессильно перед ними. Обладая высоким художественным совершенством, воплощая передовые идеи человечества, они сохраняют до наших дней значение своего рода эталона, образца, порой недосягаемого.

Прошло более двухсот пятидесяти лет после того, как Иоганн Себастьян Бах завершил свою прославленную си-минорную Мессу, а люди и поныне жадно вслушиваются в эту музыку, проникнутую мудростью и силой чувств. Более полутораста лет назад написана Девятая симфония Бетховена, но в наши дни каждое её исполнение проходит при переполненных залах. Виктор Гюго сказал когда-то, что шедевр искусства рождается навеки. В этом отличие вечно живой классической музыки от музыки неглубокой, модной, но быстро стареющей.

Естественно, что не всякая симфония или опера обязательно лучше, содержательнее, глубже любой песни. Лучшие творения народного искусства, в частности прекраснейшие песни различных народов мира, так же бессмертны, как и признанные произведения композиторов-классиков.

Почему же одни произведения умирают, едва появившись на свет, а иные – живут в веках, приобщая к своим глубинам всё новые и новые поколения?

Много веков назад древнегреческий философ Аристотель подчёркивал разницу между прекрасным лицом и прекрасно нарисованным лицом. Великий мыслитель одним из первых угадал, что смысл искусства не в изображении красивых явлений, а в поиске и воплощении скрытой сущности вещей.

Умение видеть скрытое, глубинное – одно из необходимых условий подлинного творчества. Об этом писал замечательный русский поэт Ф. Тютчев, учивший нас истинному пониманию природы.

Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Однако самого тонкого слуха, самого острого зрения, самой чуткой интуиции недостаточно для того, чтобы на свет появилось произведение искусства. Мало увидеть и понять – нужно ещё и воплотить. С воплощением порой связана самая напряжённая сторона творчества – та, что вынуждает исписывать горы бумаги, проделывать невероятные путешествия, переживать невероятные путешествия, переживать минуты глубокой тревоги – и всё ради одной единственной фразы, штриха, мелодии.

Истинное искусство действительно требует от художника полной самоотдачи и самозабвения. Дело не только в том, что создание художественного произведения поглощает много времени. Главное - найти ту истинную фразу или мелодию, единственную, которая отвечала бы замыслу её создателя.

Музыка окружала Антонио Вивальди всю его жизнь. Он впитал её вместе с воздухом родного города – солёным, пахнущим морем, звенящем от песен. Ему ничего не приходилось выдумывать – мелодии роились в его голове, точно пчёлы в улье. Нужно было только отлить их в чёткую форму, подчинить законам композиции. Он в совершенстве владел всеми тайнами своего ремесла, но главным считал чувство. Никогда не понимал тех, порой весьма искусных мастеров, которые в своих сочинениях видели лишь повод для хитроумных контрапунктических головоломок. Музыка, лишённая радости, не греющая душу, - зачем она?

Это была прекрасная мысль: написать четыре концерта для скрипки с оркестром, соответствующие смене времён года. Какое разнообразие картин, какое неисчерпаемое богатство красок! Весна, с её сияющим небосводом, томительная нега летнего полдня, великолепие осенней охоты и, наконец, радостная забава зимы – коньки. Он населил музыку щебетом и пересвистом птиц, журчанием ручьёв, громкими криками охотничьих рогов. С упоением живописал яростную симфонию грозы: шум тугих дождевых струй, завывание ветра, ослепительные зигзаги молний. Порой всё это виделось ему так ясно, что вместе с музыкой к нему приходили слова. Он вписывал их в партитуру, надеясь, что стихи помогут лучше понять сочинение.

В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет всё в природе,
Томится жаждой всё живое.

Кукушки голос звонко и призывно
Доносится из леса. Нежный разговор
Щегол и горлица ведут неторопливо,
И тёплым ветром напоен простор.

Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.

От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает
Гроза безжалостно кругом.

Нет, в звуках картины времён года получились гораздо ярче.

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Присмотритесь к полотну – пейзаж на нём романтический, морской, но суровый. Черные глыбы камней свалены бесформенной кучей, будто руками сказочного великана. Сам фон полотна серый, почти белёсый, а вот фигура Пушкина, вся в чёрном, имеет резкий контраст со всей тональностью. Левой рукой, отведённой в сторону, поэт словно прощается с морем, таким близким его душе, а в правой он держит шляпу. Ветер растрепал волосы Пушкина, сорвал с его головы капюшон, но он только наслаждается солёными брызгами бушующей стихии. Его лицо спокойно и вдохновенно, а взгляд устремлён за горизонт…
Если говорить о море, то именно оно – самое загадочное и романтичное создание природы. Человек сталкивался с ним повсеместно, видел от него радости и горе. Поэты, писатели и художники не могли пройти мимо маринистических мотивов, поэтому столь велико количество произведений, посвящённых морю. Следует сказать, что Пушкина, как творческого человека, не могла не привлечь романтика моря.
Для него оно стало близким другом, прощание с которым не даст забыть о времени, проведённом вместе. Кажется, что вольная атмосфера моря передалась и самому Пушкину, который ощутил единение со стихией и влечение к ней. Неудивительно, что море на холсте Айвазовского кажется живым, а у каждого, кто хоть раз видел картину, создаётся впечатление, что оно общается с поэтом.

Музыкальное произведение, как и произведение любого другого искусства, представляет собой единство содержания и формы.

Содержание - художественно отраженные в произведении явления действительности, мысли и чувства людей.

Форма – (лат. forma — внешний вид, очертания)

  1. система музыкальных средств, примененная для воплощения содержания произведения
  2. строение, схема музыкального произведения

Ведущую роль в единстве содержания и формы играет содержание. Когда изменяется содержание произведений искусства, тогда изменяются и музыкальные средства, которые служат воплощению содержания, то есть изменение музыкальной формы обычно отстает от изменения содержания. Новое содержание первоначально пользуется, насколько это возможно, старыми средствами, старой формой, приспособляя их к своим нуждам, своим задачам, а затем изменяет и преобразует средства, форму.

Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей формальной структуре, плану, схеме, которая служит ему основой для проявлений творческой фантазии и мастерства.

Почти любая музыка, которую мы слышали, имеет форму.

4 главные принципа музыкальной формы:

  • повторение
  • варьирование
  • контраст
  • развитие

Основные музыкальные формы и их схемы :

  • период – состоит обычно из 2-х предложений
  • 2-х-частная форма А–В
  • 3-х-частная форма А–В–А
  • куплетная форма А–А–А–А–А и т.д.
  • рондо А–В–А–С–А
  • вариации А–А1–А2–А3–А4–А5 и т.д.
  • соната
  • фуга

Период - это самая простая форма, которая пришла из танцевальной музыки, отражает физиологические особенности человеческого восприятия.
2-е предложение - это ответ на первую, незаконченную музыкальную структуру.

Более сложные формы возникают в результате изменения или расширения основных структур.

Схемы с использованием букв (А, В, С) – это строфические формы, где каждая буква – строфа.

Принцип развития, появившийся в музыке позже 3-х первых принципов, отличается от описанных выше строфических структур тем, что тематический материал трактуется не только как структурная единица, пригодная для повторения и варьирования: в нем выделяются элементы, которые изменяются и взаимодействуют между собой и с другими темами (особенно ясно этот принцип демонстрируют сонатная форма и форма фуги).

В этих формах уже невозможно ограничиться просто буквами, их схемы гораздо сложнее. Они граничат уже с математическими формулами.

Вообще музыка близка к математике, это не только искусство, но и точная наука, довольно абстрактная, как и математика.

Первые теоретики музыки были также и выдающимися математиками, например, Пифагор.

В истории музыки в отношении формы было немало курьёзов.

Сначала сочиняли музыку только талантливые люди, это было их призванием, часто - их жизнью. А в XVII - XVIII веках каждый человек "из общества" должен был уметь сочинить музыкальное произведение, стихи, записать в альбом хозяйки салона посвященный ей музыкальный куплет. Появились способы, позволяющие любому человеку сочинять музыку.

Одним из них является метод, предложенный в 1751 г. англичанином У.Хейсом. Метод описан в трактате "Искусство сочинять музыку исключительно новым методом, пригодным для самых захудалых талантов". Он состоит в том, что нужно взять щетку (можно зубную), обмакнуть ее в чернильницу и, проведя пальцем по щетине, разбрызгать чернила на лист нотной бумаги. Полученные кляксы должны обозначать положение нот на нотной линейке. Длительность ноты определялась размерами кляксы. Остается добавить тактовые черты, штили и т. п. Их расположение определялось, например, картами, случайно вынимаемыми из колоды.

Этот метод, как и многие подобные, потерпел неудачу - он слишком примитивен.

Появлялись и другие методы. Например, в XVIII веке широко распространилась музыкальная игра с игральными костями. Ее использовали не только любители, но и такие серьезные музыканты, как Ф.Э.Бах, И.Гайдн, Ф.Гендель и другие. В 1793 г. было издано приписываемое Моцарту "Руководство как при помощи двух игральных костей сочинять вальсы в любом количестве, не имея ни малейшего представления о музыке и композиции".

Но на самом деле все эти эксперименты с формой только доказали тот факт, что в музыке форма без содержания мертва. Величие и красота музыки – во взаимосвязи её содержания и формы.

Часто музыкальная форма имеет и определенное назначение.

Так, например, этюд - музыкальная пьеса, предназначенная для совершенствования мастерства исполнителя, часто на применение определенного технического приема игры. Ф.Шопен "изобрел" новый этюд - произведение, имеющее определенную художественную ценность. Затем появились этюды Шумана, Листа, Рахманинова, Скрябина.

Прелюдия - издавна вступительная пьеса к музыкальному произведению. Впервые самостоятельность прелюдии обрели в творчестве И.С.Баха, Шопена.

Особенно полно канонизирована сонатная форма , сложившаяся к середине XVII в. В сонатной форме могут быть написаны как самостоятельные произведения - собственно сонаты, симфонии, квартеты, концерты, оратории, и т. п., так и отдельные части произведений. Типичным для классической сонаты является трехчастный цикл с медленной средней и быстрыми крайними частями. Ведущее место в цикле занимает первая часть, написанная почти всегда в сонатной форме. Вторая часть контрастирует с первой благодаря медленному темпу, лирическому, созерцательному характеру. В ней также обычно используется сложная трехчастная или сонатная форма. Быстрый финал очень близок к первой части, наиболее типичная для финала форма - сонаты или рондо-сонаты.

Еще более жесткими стали правила построения произведений сонатной формы у Л. Бетховена. Сонаты Бетховена обычно четырехчастные, последовательность частей в них: сонатное Allegro, медленная лирическая часть, менуэт или скерцо и, наконец, финал.

Нажмите, чтобы узнать подробности

по прогрмамме В.Алеева в 7 классе в третьей четверти дети знакомятся с формой музыкального произведения. Но сначала нужно понять, что такое музыкальная форма. Дети должны понять, что музыкальную форму мы можем воспринимать только в совокупности всех средств музыкальной выразительности - мелодия, ритм, темп, тембр, фактура, гармония, интонация, мелодия, а также жанр, то, из чего образуется музыкальное содержание. Музыкальное содержание не может существовать вне формы.

НАЧИНАЕМ УРОК!

«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее.

Д.Д. Шостакович.

Музыкальная викторина Определите жанр музыкального произведения. Какое содержание раскрывает вам это произведение?

Определите жанр музыкального произведения.

Какое содержание раскрывает вам это произведение?

Вольфганг Амадей Моцарт. Маленькая ночная серенада танец

Вольфганг Амадей Моцарт. Маленькая ночная серенада

Франц Шуберт. Серенада. песня

Франц Шуберт. Серенада.

Музыкальная викторина Назовите музыкальное произведение и его автора.

Назовите музыкальное произведение и его автора.

1. П.Чайковский.

4.Фридерик Шопен. В альс № 10

4.Фридерик Шопен. В альс № 10

темп динамика лад регистр стаккато линия серенада фагот гармонь Какие средства выразительности помогали вам определять жанр и характер музыки? ритм интонация пиано мелодия тембр

Какие средства выразительности помогали вам определять жанр и характер музыки?

Сравни два изображения. Как мы воспринимаем музыкальное произведение? Музыкальная форма

Сравни два изображения. Как мы воспринимаем музыкальное произведение?

Форма – это единство всех средств выразительности. Это восприятие произведения целиком.

Форма – это единство всех средств выразительности. Это восприятие произведения целиком.

Содержание вне формы существовать не может.

Содержание вне формы существовать не может.

Сравните два произведения, используя средства музыкальной выразительности.

Темп, мелодия

Звукоизобрази-тельность

Как исполняется

Вот стоит шарманщик грустно за селом, и рукой озябшей вертит он с трудом, топчется на месте, жалок, бос и сед. Тщетно ждет бедняга – денег в чашке нет. Люди и не смотрят, слушать не хотят, лишь собаки злобно на него ворчат. Все покорно сносит, терпит все старик, не прервется песня и на краткий миг. Хочешь, будем вместе горе мы терпеть? Хочешь, буду песни под шарманку петь?

Вот стоит шарманщик грустно за селом, и рукой озябшей вертит он с трудом, топчется на месте, жалок, бос и сед. Тщетно ждет бедняга – денег в чашке нет. Люди и не смотрят, слушать не хотят, лишь собаки злобно на него ворчат. Все покорно сносит, терпит все старик, не прервется песня и на краткий миг. Хочешь, будем вместе горе мы терпеть? Хочешь, буду песни под шарманку петь?

Одно из самых жизнерадостных произведений в истории музыки. Он полон жизнелюбия и радости, к которым она устремлена.

Темп, мелодия

Полная отчуждённость и обречённость человека от жизни.

Темп – presto звучит стремительно и безудержно, сметая всё со своего пути. Воля к жизни. Непрерывная мелодия.

Звукоизобрази-тельность

В музыке царит ре-мажор, к. приобретает столь светлое и праздничное звучание, что слушателя охватывает чувство не замутнённой радости.

Сломленная воля теряет порыв к движению, прерывистые, угасающие фразы.

Ля минор несёт в себе одиночество и невообразимую тоску.

Шумная говорливая толпа во время карнавала и праздника.

Как исполняется

Подражание заунывной мелодии шарманки.

Звучит Tutti (полный состав оркестра). Когда много, тогда весело!

Исполняется голосом в сопровождении ф-но

Немецкий музыковед Г.Аберт пишет:

Немецкий музыковед Г.Аберт пишет:

Так, воплощая свой замысел, композитор продумывает форму произведения, все её особенности – от общего строения до мельчайших деталей. Ведь в деталях и выражается главная сущность искусства, которое убеждает нас.

Читайте также: