О чем рассказывает музыкальный жанр конспект

Обновлено: 06.07.2024

Цель: обогащение разностороннего запаса художественных впечатлений детей посредством широкого приобщения к классической музыке и литературного творчества.

• Побуждать детей с помощью анализа музыкального произведения : характера, настроения, содержания создавать образы в воображении и движении.

развивать речевую активность и эмоциональное восприятие при слушание музыки;

• способствовать созданию выразительных образов. Развивать воображение, творческую активность;

• воспитывать музыкальную культуру;

- научить детей самостоятельно сравнивать различные по характеру музыкальные произведения.

Интеграция образовательных областей : физическое, социально-коммуникативная, речевое, познавательное, художественно-эстетическое.

Виды деятельности : изобразительная, игровая, музыкальная, коммуникативная, двигательная

Ход занятия:

Дети входят в зал под спокойную музыку и садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель : Добрый день, дорогие дети! Мы снова с вами встретились в музыкальном зале, где всегда нас ждет музыка. Она – самая главная в этом зале, ее все мы любим и всегда ждем с ней встреч. Кажется, что музыке подвластно все. А знаете ли вы, что умеет музыка?

Ответы детей: Заставляет радоваться и грустить, может рассмешить, разозлить, успокоить, убаюкать, может рассказывать….

Действительно, музыка – настоящая волшебница, и она может совершать настоящие чудеса. Вы знаете, музыка может даже лечить, и даже рассказывать сказки. А вы сказки любите? Сказки какие бывают? (веселые и грустные) О чем нам рассказывают сказки? (о добре и зле и т. д.) Давайте сегодня мы попросим музыку рассказать нам сказку. Как вы думаете, у нее это получится? (ответы)

Ну, а раз музыка, настоящая волшебница, то наверно может не только рассказывать сказку, но и превратить нас в любого сказочного героя. Кем бы вы хотели быть в сказке, каким героем? Давайте послушаем сначала музыку и она нам поможет превратиться в кого? Это мы сейчас узнаем.

Музыкальный руководитель : Вот сейчас мы превращаемся… Правильно, в маленьких деревянных солдатиков, которые шагают, весело отстукивая своими деревянными башмачками.

Снова звучит марш, дети создают пластический образ шагающих деревянных солдатиков.

Музыкальный руководитель : Молодцы! Вы очень хорошо исполнили марш. А теперь познакомьтесь с волшебным котом, который живет в моем музыкальном царстве.

Дети рассматривают картинку.

Музыкальный руководитель : У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том. И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом… Мой кот на самом деле ученый. Во всем, что касается сказок, пения и музыки, ему нет равных.

Воспитатель (коту) : Как Вас зовут? А что, разве он не разговаривает? Он же волшебный!

Музыкальный руководитель : Почему же? Конечно, разговаривает, но услышать его может не каждый.

Воспитатель: А мы сумеем услышать волшебного кота?

Музыкальный руководитель : Сейчас посмотрим. Послушайте отрывки знакомых вам музыкальных произведений и попробуйте их узнать

Музыкальный руководитель : Вы узнали эту пьесу. А вот ее музыкальный язык вы поняли? О чем рассказывает нам музыка? Какая она, эта новая кукла? Чем она занимается? (Ответы)

Музыкальный руководитель : Молодцы, вы правильно поняли язык музыкальных звуков. А пока вы говорили, ваши ответы превратились в стихи и вот как зазвучали:

Мы народ особый – куклы! Посмотрите, как танцуем мы по кругу:

раз, два, три, раз, два, три!

Бес конца менять наряды нам не лень.

Принимать гостей мы рады каждый день.

Мы готовы есть печенье каждый день!

Отмечать свой день рожденья каждый день!

Можем мы в тазу купаться в день сто раз,

Засыпать и просыпаться каждый час.

Можем спрыгнуть мы с дивана прямо в лес

И подняться, как ни странно до небес!

Музыкальный руководитель : Дети, вы слышали: куклы очень любят наряжаться. Как вы думаете, в каком платье она, наша кукла, сейчас танцевала? Какой повязала бантик? Послушайте, музыка нам напомнит и подскажет.

(дети наряжают куклу в платье красного, желтого, оранжевого, зеленого цвета. Уголки юбочки задорно вздернуты. Бант такого же цвета, как и юбочка).

Музыкальный руководитель : Пока мы с вами трудились и примеряли наряды своим куклам наша музыка стала рассказывать нам совсем другую сказку. Вот послушайте, как она изменилась?

Музыкальный руководитель : О чем же рассказывает нам музыка? Как изменился характер музыки? Что случилось с куклой, как вы думаете7 (Ответы) Да, кукла действительно заболела. Но почему? Что с ней случилось? Какую сказку только вам на ушко рассказала музыка?

Музыкальный руководитель : А как изменился наряд куклы? (Уголки юбочки и бантика округлой формы, свисают вниз. Цвет – серый, синий, фиолетовый)

Музыкальный руководитель : Но нельзя же нам оставить куклу в таком настроении. Как ее развеселить?

( Ответы детей: сыграть, придумать, спеть веселую песенку, сплясать. Вид деятельности дети выбирают сами : поют знакомые песни, попевки, танцуют знакомые танцы)

Музыкальный руководитель : Вы были очень внимательны и услышали, о чем рассказывал Кот. Чем же мне вас еще удивить? Правильно, дети, музыкой. Давайте послушаем новое для вас музыкальное произведение.

Музыкальный руководитель : Вам понравилась музыка? А чем она вам запомнилась? Какой музыкальный жанр мы услышали? Что за танец звучит? Какая музыка по характеру? Какое настроение у вас после прослушивания этой музыки?

Музыкальный руководитель : Какого цвета мотыльков вы увидели в своих сказках? Я предлагаю нарисовать их, но не красками, не карандашами, а тенями, чтобы мотыльки получились такими же легкими и воздушными, как эта музыка.

Дети слушают снова музыку и рисуют

Давайте вспомним с вами музыку каких композиторов мы сегодня услышали? А какие произведения звучали? Ваши рисунки мы оставим в этом зале, где царит музыка, где с портретов на нас смотрят те, чья музыка привела нас в страну сказок, мечтаний. – композиторы П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, М. И. Глинка, М. П. Мусоргский… Запомните их, ведь они создали прекрасную музыку и волшебные сказки! Я рада, что вам понравилось в царстве музыки. Пожалуйста, чаще приходите в волшебный мир звуков и музыкальных настроений. А сейчас мы с вами закроем глаза и волшебная музыка возвратит вас в детский сад.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в старшей группе Конспект организованной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в старшей группе по стандартам.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

В МУЗЫКЕ: ОПЕРА; БАЛЕТ; СИМФОНИЯ.

ПРИЗНАКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ЖАНРА

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖАНР – МНОГОЗНАЧНОЕ ПОНЯТИЕ, КОТОРОЕ ХАРАКТЕРИЗУЕТ РАЗДЕЛ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ПО РОДАМ И ВИДАМ.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ КЛАССИФИЦИРУЮТ ПО ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЮ, ИСПОЛНЕНИЮ, ВОСПРИЯТИЮ ИЛИ ПО ДРУГИМ ПРИЗНАКАМ (СОДЕРДАНИЮ, СТРУКТУРЕ, СОСТАВОМ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ, ТИПУ ИСПОЛНЕНИЯ).

КЛАССИФИКАЦИЯ ЖАНРОВ ПО ВОЗНИКНОВЕНИЮ И БЫТОВАНИЮ:

КЛАССИФИКАЦИЯ ЖАНРОВ ПО СОСТАВУ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ И СПОСОБУ ИСПОЛНЕНИЯ

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Ø Ф. Шопен. Полонез ля-бемоль мажор, соч. 53 № 6 (слушание).

Ø Во поле берёза стояла. Русская народная песня (слушание).

Ø П. Чайковский. Симфония № 4. IVчасть. Фрагмент (слушание).

Ø В. Мурадели, стихи Лисянского. Школьная тропинка (пение).

Ø В. Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанского. Под музыку Вивальди. (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

III. Работа по теме урока.

Под звуки прошлое встаёт И близким кажется и ясным: То для меня мечта поёт, То веет таинством прекрасным. Александр Блок

Что нам представляется, когда мы слушаем вальс или польку, марш или колыбельную песню? В нашем воображении тотчас возникают кружащиеся в благородном танце пары (вальс), весёлая молодёжь, оживлённая и смеющаяся (полька), торжественая поступь, нарядные мундиры (марш), ласковый материнский голос, родной дом (колыбельная). Такие или похожие представления вызывают эти жанры у всех людей мира.

О такой способности музыки – способности вызывать в памяти образы и представления – писали многие поэты.

Обращение к определённым жанрам и у самих композиторов нередко вызывало яркие и живые образы. Так существует легенда о том, что Фридерик Шопен, сочиняя Полонез ля-бемоль мажор, увидел вокруг себя торжественное шествие кавалеров и дам былых времён.

Благодаря такой особенности жанров, заключающих в себе огромные пласты воспоминаний, представлений и образов, многие из них используются композиторами намеренно – для заострения того или иного жизненного содержания.

Ø Ф. Шопен. Полонез ля-бемоль мажор, соч. 53 № 6 (слушание).

Часто используются в музыкальных произведениях подлиннло народные жанры или умело выполненные стилизации. Ведь они самым тесным образом были связаны с жизненным укладом людей, звучали во время работы и весёлого досуга, на свадьбах и похоронах. Жизненное содержание таких жанров неразрывно сплелось с их звучанием, так что, вводя их в свои произведения, композитор достигает эффекта полной достоверности, погружает слушателя в колорит времени и пространства.

Однако именно эту песню избрал П. Чайковский как основную тему финала своей Четвёртой симфонии. И волей великого композитора она стала источником музыкального развития целой части, изменяя свой характер и облик в зависимости от течения музыкальной мысли. Она сумела придать звучанию музыки то танцевальный, то песенный характкр, настроение и мечтательное, и торжественное – словом, стала в этой симфонии бесконечно разнообразный, какой умеет быть только подлинная музыка.

И всё же в одном – главном своём качестве – она сохранилась в неприкосновенности: в глубоко национальном русском звучании, словно запечатлевшем природу и облик России, столь милой сердцу самого композитора.

Ø Во поле берёза стояла. Русская народная песня (слушание).

Ø П. Чайковский. Симфония № 4. IVчасть. Фрагмент (слушание).

Вокально-хоровая работа.

Ø В. Мурадели, стихи Лисянского. Школьная тропинка (пение).

Ø В. Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанского. Под музыку Вивальди. (пение).

Работа над звукообразованием, дикцией, дыханием, характером исполнения.

IV. Итог урока.

Обращение к национальному песенному или танцевальному жанру в музыкальном произведении всегда является средством яркой и достоверной характеристики образа.

V. Домашнее задание.

Выучить текст песен.

Урок 14

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Цель: систематизировать знания учащихся о разных музыкальных жанрах, получивших свое развитие в различных музыкальных формах.
Задачи: формировать слушательскую культуру на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства; учить осмысленному восприятию музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке); воспитывать любовь к музыкальному искусству в процессе активного восприятия разножанровых музыкальных произведений.



Читайте также: