О чем расскажет план 3 класс окружающий мир конспект

Обновлено: 05.07.2024

Задачи урока: дать понятие о плане местности и его видах, о масштабе, об ориентировке относительно сторон света, условных обозначениях на плане; воспитывать интерес к чтению планов и их практическому использованию.

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться различать условные обозначения на плане, изучить и уметь читать план своего города (села) или района города и ближайшей местности, характеризовать планы, уметь начертить простейший план и указать на плане своего населённого пункта путь от дома до школы или другого учреждения (клуба, вокзала, Дома детского творчества, спортивной школы).

Основные термины: план местности, условные знаки, масштаб.

Оборудование: у учителя — магнитофон и кассета с записью, план своего населённого пункта и района; у учащихся — планы своего населенного пункта.

В начале урока проверяется усвоение материала предыдущего урока по вопросам на с. 19. Если составление экскурсии было задано на дом, то целесообразно выслушать выступление двух-трёх учащихся.

Изучение материала учебника (с. 20—21) можно осуществлять разными способами: либо в виде слов учителя с показом слайдов мультимедийной проекции сопоставления рисунка местности с её планом на с. 20—21 учебника, либо в виде слова учителя с разбором иллюстраций учебника, либо в виде чтения теории на с. 20—21 учащимися и последующего разбора иллюстрации. Главное при этом, чтобы дети, сопоставляя рисунок на с. 20 с планом на с. 21, усвоили условные обозначения объектов ландшафта на плане. Особое внимание детей надо при этом разборе обратить на стрелочку компаса в правом верхнем углу плана, повторив при этом материал о сторонах света и о компасе по вопросам на с. 20, а также на масштаб в левом нижнем углу плана.

Первоначальное закрепление материала на с. 20—21 осуществляется с помощью выполнения задания 2 рабочей тетради.

Физкультминутка выполняется под музыку визитной карточки.

При изучении теоретического материала уместно, если учитель, кроме разбора иллюстраций на с. 22, покажет детям атласы или планы Москвы, Санкт-Петербурга или регионального центра (подробно познакомиться с этими планами городов надо позволить в перемену). Далее нужно познакомить детей с планом Третьяковской галереи (с. 23) и планом пожарной эвакуации школы. Лучше, если этот план будет продемонстрирован и проанализирован с помощью мультимедийной проекции.

Оставшееся время следует уделить усвоению понятия о масштабе плана. Для этого нужно перечитать ещё раз соответствующую часть информации на с. 21 учебника, сопоставить масштаб плана на с. 21 с каким-нибудь хорошо известным детям расстоянием и выполнить задание 5 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье: рассмотреть планы городов, имеющиеся в семье, показать на плане знакомые ребёнку улицы, измерить их длину на плане и сопоставить с реальной длиной улиц.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать условные обозначения на плане, читать и характеризовать планы, извлекать информацию из туристических планов, оценивать свои успехи в овладении способами чтения плана, осознавать значение планов в нашей жизни.

Проверка домашнего задания

Выполнение заданий в рабочей тетради

Какие примеры записаны в тетради?

Что вы можете о них рассказать?

Какие вопросы вы записали?

На какие из них вы сможете ответить?

Какие фотографии приклеили к каждой подписи?

Что можете рассказать об этих музеях?

Самоопределение к деятельности

Любознательный человек стремится как можно больше узнать, увидеть. Он посещает экскурсии, ходит в походы, отправ­ляется в новые незнакомые места.

Как найти в незнакомом городе достопримечательности? (Спросить у местных жителей, воспользоваться путеводи­телем.)

Как быть, если вы отправились в поход в безлюдную мест­ность без путеводителя? (Ответы детей.)

Нам поможет план местности. Сегодня мы узнаем, как его читать.

Работа по теме урока

Работа по учебнику С. 20

Почитайте тему урока. (О нем расскажет план.)

Как думаете, о чем может рассказать план?

Всем ли раскроет план свои тайны? (Только тем, кто мо­жет его прочитать.)

Как думаете, что значит прочитать план? (Изучить условные обозначения и определить, что изображено на плане.)

Работа с загадками

Отгадайте загадки. Докажите свое мнение.

Да не дойдешь. (Горизонт.)

Что такое линия горизонта? (Линия кажущегося соединения неба и земли.)

По стране в поход идем,

Друга мыс собой берем.

Он не даст нам заблудиться,

От маршрута уклониться.

Нам покажет верный друг Путь на север и на юг. (Компас.)

Какие основные и промежуточные стороны горизонта еще может показать компас? (Запад, восток, северо-запад, севе­ро-восток, юго-запад, юго-восток.)

Работа по учебнику

Прочитайте и скажите, что такое план местности.

Рассмотрите иллюстрации на с. 20—21 и скажите, где ри­сунок, а где план местности. (На с. 20 — рисунок, на с. 21 — план местности, так как все объекты на местности обозна­чены условными знаками, не зная их значения, понять, что изображено, нельзя.)

Обратите внимание на стрелку, которая указывает направ­ления. Изучите условные обозначения. Что вы можете рас­сказать о местности по ее плану? (Изображены окрестности города Климова, два села — Покровка и Дивное, река Быстрая течет с севера на юг, а потом меняет направление на юго- восток. И т. д.)

Расскажите, как пройти из села Дивное в Покровку. (При­мерный ответ. Выйти из села в западном направлении, по грунтовой дороге дойти до реки, пройти через мост, справа будет кустарник, слева луг. Идти по краю луга, дой­ти до пашни. На пересечении дорог свернуть на северо- запад.)

Как узнать, далеко ли от города Климова находится село Покровка? (Ответы детей.)

Определить расстояние нам поможет масштаб.

Прочитайте, что такое масштаб. (Масштаб показывает, во сколько раз на плане уменьшены действительные расстояния.)

Что означает масштаб этого плана? (1 см на плане соответ­ствует 100м на местности.)

Как узнать расстояние от города Климова до грунтовой до­роги на Покровку? (6 см х 100м = 600м)

Какое расстояние нужно проехать по грунтовой дороге?

(Дети проводят измерения и вычисления.)

Чему равно все расстояние от города до Покровки?

Задайте друг другу вопросы на определение расстояния по данному плану. Ответьте на них.

Шеей вертим осторожно —

Голова кружиться может.

Влево смотрим — раз, два, три.

Так! И вправо посмотри.

(Повороты головы вправо и влево.)

Вверх потянемся, пройдемся

И на место вновь вернемся.

Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику С. 22

- Прочитайте, скажите, какие бывают планы.

- Посмотрите на план Москвы и расскажите, как проехать от Ленинского проспекта до Винницкой улицы.

- Изучите план Санкт-Петербургского зоопарка. Оля стоит у вольера с белым медведем. Каких животных она может увидеть по дороге к вольеру с лисой?

- Перед вами план эвакуации из школы. Что нужно сделать, чтобы понять этот план?

- Рассмотрите условные обозначения. Расскажите о пути эва­куации. (Путь показан красными стрелками. Я выйду из клас­са, сверну. пройду мимо. дойду до. поверну. и т. д.)

Выполнение заданий в рабочей тетради Задание 6 (с. 20)

Подведение итогов урока

-Чему научились сегодня на уроке?

-Какими планами вам приходилось пользоваться? Какую помощь они вам оказали?

Выполнить задания 2—5 (с. 18—19) в рабочей тетради.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: О чем расскажет план

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать условные обозначения на плане, читать и характеризовать планы, из влекать информацию из туристических планов, оценивать свои успехи в овладении способами чтения плана, осознавать значение планов в нашей жизни.

Проверка домашнего задания

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 2 (с. 14)

Какие примеры записаны в тетради?

Что вы можете о них рассказать?

Задание 3 (с. 14)

Какие вопросы вы записали?

На какие из них вы сможете ответить?

Задание 4 (с. 15)

Какие фотографии приклеили к каждой подписи?

Что можете рассказать об этих музеях?

Самоопределение к деятельности

Любознательный человек стремится как можно больше узнать, увидеть. Он посещает экскурсии, ходит в походы, отправ­ляется в новые незнакомые места.

Как найти в незнакомом городе достопримечательности? (Спросить у местных жителей, воспользоваться путеводи­телем.)

Как быть, если вы отправились в поход в безлюдную мест­ность без путеводителя? (Ответы детей.)

Нам поможет план местности. Сегодня мы узнаем, как его читать.

Работа по теме урока

Работа по учебнику С. 20

Почитайте тему урока. (О нем расскажет план.)

Как думаете, о чем может рассказать план?

Всем ли раскроет план свои тайны? ( Только тем, кто мо­жет его прочитать.)

Как думаете, что значит прочитать план? (Изучить условные обозначения и определить, что изображено на плане.)

Работа с загадками

Отгадайте загадки. Докажите свое мнение.

Да не дойдешь. (Горизонт.)

Что такое линия горизонта? (Линия кажущегося соединения неба и земли.)

По стране в поход идем,

Друга мыс собой берем.

Он не даст нам заблудиться,

От маршрута уклониться.

Нам покажет верный друг Путь на север и на юг. (Компас.)

Какие основные и промежуточные стороны горизонта еще может показать компас? (Запад, восток, северо-запад, севе­ро-восток, юго-запад, юго-восток.)

Работа по учебнику

Прочитайте и скажите, что такое план местности.

Рассмотрите иллюстрации на с. 20—21 и скажите, где ри­сунок, а где план местности. (На с. 20 — рисунок, на с. 21 — план местности, так как все объекты на местности обозна­чены условными знаками, не зная их значения, понять, что изображено, нельзя.)

Обратите внимание на стрелку, которая указывает направ­ления. Изучите условные обозначения. Что вы можете рас­сказать о местности по ее плану? (Изображены окрестности города Климова, два села — Покровка и Дивное, река Быстрая течет с севера на юг, а потом меняет направление на юго- восток. И т. д.)

Расскажите, как пройти из села Дивное в Покровку. (При­мерный ответ. Выйти из села в западном направлении, по грунтовой дороге дойти до реки, пройти через мост, справа будет кустарник, слева луг. Идти по краю луга, дой­ти до пашни. На пересечении дорог свернуть на северо- запад.)

Как узнать, далеко ли от города Климова находится село Покровка? (Ответы детей.)

Определить расстояние нам поможет масштаб.

Прочитайте, что такое масштаб. (Масштаб показывает, во сколько раз на плане уменьшены действительные расстояния.)

Что означает масштаб этого плана? (1 см на плане соответ­ствует 100м на местности.)

Как узнать расстояние от города Климова до грунтовой до­роги на Покровку? (6 см х 100м = 600м)

Какое расстояние нужно проехать по грунтовой дороге?

(Дети проводят измерения и вычисления.)

Чему равно все расстояние от города до Покровки?

Задайте друг другу вопросы на определение расстояния по данному плану. Ответьте на них.

Шеей вертим осторожно —

Голова кружиться может.

Влево смотрим — раз, два, три.

Так! И вправо посмотри.

(Повороты головы вправо и влево.)

Вверх потянемся, пройдемся

И на место вновь вернемся.

Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику С. 22

- Прочитайте, скажите, какие бывают планы.

- Посмотрите на план Москвы и расскажите, как проехать от Ленинского проспекта до Винницкой улицы.

- Изучите план Санкт-Петербургского зоопарка. Оля стоит у вольера с белым медведем. Каких животных она может увидеть по дороге к вольеру с лисой?

- Перед вами план эвакуации из школы. Что нужно сделать, чтобы понять этот план?

- Рассмотрите условные обозначения. Расскажите о пути эва­куации. (Путь показан красными стрелками. Я выйду из клас­са, сверну. пройду мимо. дойду до. поверну. и т. д.)

Выполнение заданий в рабочей тетради Задание 6 (с. 20)

Подведение итогов урока

- Чему научились сегодня на уроке?

- Какими планами вам приходилось пользоваться? Какую помощь они вам оказали?

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Урок окружающего мира

Не страшны нам любые испытания.

И мы всегда готовы

к новым знаниям!

Как найти в незнакомом городе достопримечательности?

Как быть, если вы отправились в поход в безлюдную местность без путеводителя?

Узнать, что такое…

О чём может рассказать план?

Всем ли раскроет план свои тайны?

Что значит прочитать план?

Что такое линия горизонта?

Что такое компас?

Какие основные и промежуточные стороны горизонта вы знаете?

Масшатб показывает, во сколько раз на плане уменьшены действительные расстояния.

Какие планы могут быть?

План города Тюмени

-Какие планы могут быть?

План Бородинского сражения

Что такое план местности?

Изображение на плоскости небольшого участка земли принятыми условными знаками

Читайте также: