Новое платье короля конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Представляю вашему вниманию несколько видео с уроков внеклассного чтения разных лет по сказкам Г. Х. Андерсена. Ниже вы найдёте конспект урока и презентацию.

Видео с уроков

Датский волшебник и его сказки

Урок внеклассного чтения по сказкам Ганса Христиана Андерсена

  1. Нарисовать иллюстрации у любимой сказке Андерсена
  2. Подготовиться отвечать на вопросы:
  • Чем понравилась сказка?
  • Почему захотелось нарисовать иллюстрацию к ней?
  • Какой эпизод изобразил и почему?
  • В каком цвете изобразил и почему?

3. Инсценировка эпизода (по командам)

А. Стойкий оловянный солдатик

Б. Пастушка и трубочист

(готовят вопросы зрителям)

4. Один ученик готовиться рассказывать о биографии Андерсена
5. Игру оценивает жюри, состоящее из старшеклассников или учителей

Начинаем путешествие в Данию, к великому сказочнику, известному во всём мире, Гансу Христиану Андерсену.

И несмотря на то, что родился он в 1805 году, а умер в 1875, мы всё же побываем у него в гостях, перелистаем страницы его сказок, услышим его голос, весёлый и грустный, добрый и ироничный.

  • За что народ любит его сказки? За что мы ему так благодарны?

Попытаемся ответить на эти вопросы, соприкоснувшись с удивительным миром его сказок… Итак, по страницам сказок Андерсена.

Викторина

(класс разбит на три команды, в каждой команде есть капитан. Викторина состоит из разделов, которые включают в себя по три вопроса. Каждой команде предлагается ответить на один из них)

У Андерсена всё иначе. Помните ли вы, какие сказки открываются словами:

Конкурс знатоков (Участвуют в конкурсе по одному человеку из команды) Если знатоки не отвечают, то могут отвечать команды, но тогда команде засчитывается не 2 балла, а 1)

У 1-ой были словно чайные чашки, у 2-ой – как мельничные жернова, у 3-ей – с круглую башню

3. Сказочник упоминает, какого роста была Дюймовочка. Какого же?

С дюйм. Отсюда её имя

5. Как король наградил обманщиков-портных, сшивших ему новое платье?

Рыцарским крестом в петлицу, а также пожаловал им звание придворных ткачей

6. Какой документ потребовала у стойкого оловянного солдатика крыса?

7. Куда попали осколки зеркала Каю?

В сердце и в глаз

Он не боится воды, хорошо гребёт лапками и при этом прямо держится

9. Мать морского царя носила особые отличительные знаки на хвосте. Какие?

Целую дюжину устриц

3. Рассказ о сказочнике

Но какова судьба сказочника, чьи творения вы так хорошо знаете? А вот послушайте. (Читает)

Андерсен часто вспоминал о своём детстве.

4. Беседа по иллюстрациям.

  • Давайте отгадаем, какие сказки вы иллюстрировали сами.

( Дети отгадывают названия сказок, а авторы работ объясняют, чем понравилась им эта сказка, почему захотелось нарисовать к ней иллюстрацию, комментируют, что нарисовал, в каком цвете и почему.)

5. Рассказ о сказочнике.

А теперь давайте опять от сказок вернёмся к сказочнику.

Учитель. И вот утром 6 сентября 1819 года 14-летний Ганс Христиан Андерсен увидел башни Копенгагена. Но не сразу он стал писать сказки. Он пробовал себя и на сцене, и учился в гимназии, ему приходилось и голодать. Наконец в 23 года будущий писатель стал студентом Копенгагенского университета.

6. Викторина.

7. Конкурс артистов.

(Каждая команда готовит инсценировку сказки)

(потом герои инсценировок задают зрителям вопросы на знание сказки и о себе)

8. Викторина.

В сказках Андерсена зачастую самые обыкновенные предметы получают необыкновенное назначение.

9. Подведение итогов. (жюри называет победителей и награждает их)

10. Заключительное слово учителя. Домашнее задание.

За что народ любит сказки Андерсена?

Учитель. Мы с вами только входим в сказочный мир Андерсена. Его творения хранят множество загадок и тайн, которые мы попытаемся раскрыть. Мы попробуем сами стать сказочниками и волшебниками. Но сначала надо научиться стать внимательными читателями.

Материалы викторины взяты из поурочных разработок для 5 класса

Dani (Friday, 10 April 2015 11:41)

Прошу Вас, как специалиста, изучившего сказки Андерсена ответить на вопрос. Какое из животных не упоминалось в его сказках : дельфин, медведь, крот, собака, лось. Заранее благодарны вам .

— стабилизация психических процессов, снятие напряжения.

Оборудование: Необходимые материалы: прочная прозрачная ткань из капрона или прочного тюля (1,5 х 1,5 м).

Ведущий проводит короткую беседу об одежде.

— Что называют одеждой? Чем отличается праздничная одежда от повседневной? Как изготавливают одежду? Что такое гардероб? Балдахин?

Сегодня мы отправимся в сказку, где речь пойдет об одеждах, нарядах, примерках и ткачах.

Вхождение в сказку

(Ведущий с ассистентами туго натягивают ткань. Дети по одному проходят по ткани и садятся на ковер в позу расслабления.

Сказка

Упражнение 1. В гардеробной

Один ребенок ощупывает одежду 3—4 детей (ассистентов, запоминает тактильные ощущения, отворачивается и закрывает глаза.

Ведущий подводит одного из ассистентов, и угадывающий должен по одежде определить, кто стоит рядом с ним.

Однажды в тот большой город, где жил король, явились два обманщика, которые выдавали себя за ткачей и уверяли, будто могут выткать такую чудесную ткань, какой свет еще не видывал. Сшитые из нее платья обладают удивительным свойством: их не может видеть человек, который не справляется со своими служебными обязанностями или просто очень глуп.

Король тотчас дал обманщикам денег, чтобы они немедленно приступили к работе.

Обманщики поставили два ткацких станка и стали делать вид, что работают.

Упражнение 2. Ткачи

Дети повторяют за ведущим движения, отдаленно напоминающие работу на ткацком станке. Движения выполняются четко, ритмично, энергично под звук барабанов.

Все дети расслабляются лежа на спине, слушают свое дыхание, успокаивают его, приводят в состояние мягкости, ритмичности и покоя.

— Хотелось бы узнать, много ли они наткали, — подумал король и решил послать к ткачам своего старого честного министра.

— Боже мой! — подумал министр, когда увидел пустые станки. — Неужели я глуп? Вот никогда не подозревал. Или, может быть, я не справляюсь со своими служебными обязанностями? Нет, нельзя признаваться, что я не вижу ткани.

— Чудесно! Восхитительно! — сказал министр, глядя на пустые станки. — Какой узор, какие краски!

Упражнение 3. Невидимые ткани

Дети закрывают глаза и представляют себе ткань (цвет, узор, плотность).

По сигналу ведущего они открывают глаза и описывают свою

(В случае затруднения можно предложить реальные кусочки разноцветных красивых тканей.)

Весь город только и говорил, что о великолепной ткани. Наконец и сам король захотел поглядеть на новую ткань.

Обманщики работали без отдыха. Они сделали вид, что сняли ткань со станков, и принялись кроить воздух большими ножницами и шить иголкой без нитки.

Упражнение 4. Кройка и шитье

— Вы должны выполнять все очень точно. Глядя на вас никто не должен догадаться, что вы работаете без ниток и ткани.

— Ну вот, платье готово! — сказали ткачи. И король стал облачаться в новый наряд.

— Вот панталоны! Вот мантия! — приговаривали обманщики. — И все легонькое, как паутинка.

Король поворачивался во все стороны и вертелся перед зеркалом, делая вид, что внимательно осматривает свой наряд.

Упражнение 5. Примерка

— Ваше величество, внизу вас ждет балдахин, — сказали придворные. — Его понесут над вами во время процессии.

— Я готов! — отозвался король.

Упражнение 6. Волшебный балдахин

— Что такое балдахин?

Пока король шествует под своим балдахином, мы поиграем. У нас тоже есть балдахин, но не простой, а волшебный.

Ведущий с ассистентом накрывают каждого ребенка по очереди прозрачной тканью. Ребенок сам выбирает, какую позу ему принять (сидя, лежа, стоя, и руководит действиями взрослых, т. е. просит натянуть ткань высоко или низко, плотно или свободно и т. п.

— А ведь король-то голый! — воскликнул вдруг один ребенок. И все люди стали шепотом передавать друг другу слова ребенка.

Король содрогнулся — ему показалось, что люди правы, однако он все же решил довести церемонию до конца. И он принял еще более гордый и торжественный вид.

Упражнение 7. Гордое шествие

— Что больше всего вам понравилось в сказке? Что не понравилось? Почему?

Какие действия мы выполняли сегодня в сказке? Назовите их одним словом или коротким предложением (ходили по ткани, расслаблялись, шили, кроили, примеряли наряд, ткали, танцевали и т. д.).

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Букубаева Майра Еслямовна

Учитель русского языка и литературы

Р-н им.Г.Мусрепова, СКО

Цель урока: закрепить полученные знания по творчеству знаменитого сказочника, развивать внимание, интерес к литературе, развитие речи.

1. Организационный момент. Приветствие на трех языках.

2. Слово учителя.

3. Проведение конкурсов.

4. Подведение итогов урока.

Форма урока: литературная игра.

В мире много сказок – добрых и смешных

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои книжек дарят нам тепло.

Пусть добро на веки побеждает зло.

1.Ребята, а сейчас вам необходимо отгадать кроссворд, для того чтобы узнать о ком мы будем сегодня говорить.

Внимание на доску

Как звали мальчика, чье сердце чуть было не превратилось в лед? (Кай)

Кто смастерил волшебный горшочек, который рассказывал, что готовят в каждом доме? (Свинопас)

Каким был утенок, пока не стал лебедем? (Гадким)

Как звали девочку, которая совершает далекое и опасное путешествие ради друга? (Герда)

Что помогло принцессе стать женой принца?(Горошина)

Кто хотел поменять хвост на ноги? (Русалочка)

В кого превратились братья Элизы? (Лебедей)

Что было нужно старой ведьме в дупле? (Огниво)

2. А теперь прочитаем фамилию сказочника - Андерсен.

1. В каком городе родилсяХ.К.Андерсен?

2. В какой стране находится этот город?

3. Назовите столицу Дании?

А теперь, ребята, скажите, какие сказки Андерсена вы знаете?

Сегодня у нас заключительный урок по творчеству знаменитого датского писателя-сказочника Х.К.Андерсена.

4. Физминутка .Гимнастика для глаз.

5. А сейчас проверим, как вы знаете содержание сказок.

А) … И народ, видевший все, что произошло, преклонился перед ней, как перед святой, но она без чувств упала в объятия братьев – так подействовали на нее неустанное напряжение сил, страх и боль…

Б) …Много лет назад жил-был король, который страсть как любил наряды и обновки и все свои деньги на них тратил. И к солдатам своим выходил, и в театр выезжал либо в лес на прогулку не иначе как затем, чтобы только в новом наряде щегольнуть…

В) … Все сыновья одной матери – старой оловянной ложки, - значит, приходились они друг другу родными братьями…

Г) … На неё накинули балахон из грубой мешковины. Её чудные, дивные волосы спадали на плечи, в лице не было ни кровинки, губы беззвучно шевелились, а пальцы пряли зелёную пряжу. Даже по дороге к месту казни не выпускала она из рук свою работу…

6. Работа по иллюстрациям : угадайте к какой сказке данные иллюстрации?

(демонстрация красочных иллюстраций)

7. Игра. Давайте поиграем в сыщиков : Угадайте, кому принадлежат эти предметы?

(грецкий орех, зеркало, игла, коробка, листок, кораблик из газетного листа, ножницы)

Внимание: Черный ящик . (назовите предмет и какому персонажу сказки он принадлежал?)

С какими сказками Х.К.Андерсена мы познакомились в 5 классе?

8. Учитель: Сейчас вы зачитаете вопросы по этим сказкам и должны будете дать полные ответы.

Расскажите о жизни Элизы и ее одиннадцати братьев во дворце?

Какие человеческие качества помогли Элизе спасти братьев?

Расскажите финал сказки?

Откуда вдруг появился тролль, за что он мстит нашему герою?

Как танцовщица относится к солдатику?

Какие испытания выпали на долю оловянного солдатика, как он выдерживает эти испытания?

Что погубило короля?

Что объединяет короля и его поданных?

Кто в этой сказке произнес правдивые слова?

Сказки Андерсена нужно читать внимательно , вдумываться в каждое слово, если хотите, даже после каждого знака препинания, чтобы понять , о чём он хотел сказать, на чьей он стороне, кому сочувствует, кого осуждает.

В этих сказках есть всё, что должно всегда жить в настоящем , хорошем человеке. А что именно? Уважение к мужеству, доброта и жалость ко всем, кому плохо, любовь к простым людям, насмешка над чванливыми и бессердечными и презрение к ним.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Раньше у рыцарей-воинов были свои дамы сердца. Мысли о ней, любовь к ней согревала их в боях. Можно ли оловянного солдатика назвать рыцарем? Как вы можете доказать своё мнение? Во время этих испытаний причинил ли кому-нибудь солдатик боль, навредил ли кому?

Задача 2.

- В сказках всегда счастливый конец, любовь побеждает зло. Почему же в сказке Андерсена печальный конец? Почему герои гибнут?

Домашнее задание

выбрать одну из предложенных литературных задач;

решить её самостоятельно

обсудить своё решение с кем-либо из членов своей семьи;

написать работу в тетради.

Задача 1.

- Раньше у рыцарей-воинов были свои дамы сердца. Мысли о ней, любовь к ней согревала их в боях. Можно ли оловянного солдатика назвать рыцарем? Как вы можете доказать своё мнение? Во время этих испытаний причинил ли кому-нибудь солдатик боль, навредил ли кому?

Задача 2.

- В сказках всегда счастливый конец, любовь побеждает зло. Почему же в сказке Андерсена печальный конец? Почему герои гибнут?

Домашнее задание

выбрать одну из предложенных литературных задач;

решить её самостоятельно

обсудить своё решение с кем-либо из членов своей семьи;

написать работу в тетради.

Задача 1.

- Раньше у рыцарей-воинов были свои дамы сердца. Мысли о ней, любовь к ней согревала их в боях. Можно ли оловянного солдатика назвать рыцарем? Как вы можете доказать своё мнение? Во время этих испытаний причинил ли кому-нибудь солдатик боль, навредил ли кому?

Задача 2.

- В сказках всегда счастливый конец, любовь побеждает зло. Почему же в сказке Андерсена печальный конец? Почему герои гибнут?

Домашнее задание

выбрать одну из предложенных литературных задач;

решить её самостоятельно

обсудить своё решение с кем-либо из членов своей семьи;

написать работу в тетради.

Задача 1.

- Раньше у рыцарей-воинов были свои дамы сердца. Мысли о ней, любовь к ней согревала их в боях. Можно ли оловянного солдатика назвать рыцарем? Как вы можете доказать своё мнение? Во время этих испытаний причинил ли кому-нибудь солдатик боль, навредил ли кому?

Задача 2.

- В сказках всегда счастливый конец, любовь побеждает зло. Почему же в сказке Андерсена печальный конец? Почему герои гибнут?

Домашнее задание

выбрать одну из предложенных литературных задач;

решить её самостоятельно

обсудить своё решение с кем-либо из членов своей семьи;

написать работу в тетради.

Задача 1.

- Раньше у рыцарей-воинов были свои дамы сердца. Мысли о ней, любовь к ней согревала их в боях. Можно ли оловянного солдатика назвать рыцарем? Как вы можете доказать своё мнение? Во время этих испытаний причинил ли кому-нибудь солдатик боль, навредил ли кому?

Задача 2.

- В сказках всегда счастливый конец, любовь побеждает зло. Почему же в сказке Андерсена печальный конец? Почему герои гибнут?

Домашнее задание

выбрать одну из предложенных литературных задач;

решить её самостоятельно

обсудить своё решение с кем-либо из членов своей семьи;

написать работу в тетради.

Задача 1.

- Раньше у рыцарей-воинов были свои дамы сердца. Мысли о ней, любовь к ней согревала их в боях. Можно ли оловянного солдатика назвать рыцарем? Как вы можете доказать своё мнение? Во время этих испытаний причинил ли кому-нибудь солдатик боль, навредил ли кому?

Задача 2.

- В сказках всегда счастливый конец, любовь побеждает зло. Почему же в сказке Андерсена печальный конец? Почему герои гибнут?

Стойкий оловянный солдатик

Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков. Все сыновья одной матери - старой

оловянной ложки, - и, значит, приходились они друг другу родными братьями. Это были славные, бравые ребята: ружье на плече, грудь колесом, мундир красный, отвороты синие, пуговицы блестят. Ну, словом, чудо что за солдатики!
Все двадцать пять лежали рядком в картонной коробке. В ней было темно и тесно. Но оловянные солдатики - терпеливый народ, они лежали не шевелясь и ждали дня, когда коробку откроют.
И вот однажды коробка открылась.
- Оловянные солдатики! Оловянные солдатики! - закричал маленький мальчик и от радости захлопал в ладоши.
Ему подарили оловянных солдатиков в день его рождения.
Мальчик сейчас же принялся расставлять их на столе. Двадцать четыре были совершенно одинаковые - одного от другого не отличить, а двадцать пятый солдатик был не такой, как все. Он оказался одноногим. Его отливали последним, и олова немного не хватило. Впрочем, он и на одной ноге стоял так же твердо, как другие на двух.

- Куда же попали оловянные солдатики?

-Каким мы видим солдатика? Чем он отличался от других?

Вот с этим-то одноногим солдатиком и произошла замечательная история, которую я вам сейчас

На столе, где мальчик построил своих солдатиков, было много разных игрушек. Но лучше всех

игрушек был чудесный картонный дворец. Через его окошки можно было заглянуть внутрь и увидеть

все комнаты. Перед самым дворцом лежало круглое зеркальце. Оно было совсем как настоящее озеро,

и вокруг этого зеркального озера стояли маленькие зеленые деревья. По озеру плавали восковые

лебеди и, выгнув длинные шеи, любовались своим отражением.

Все это было прекрасно, но самой красивой была хозяйка дворца, стоявшая на пороге, в широко

раскрытых дверях. Она тоже была вырезана из картона; на ней была юбочка из тонкого батиста, на

плечах - голубой шарф, а на груди - блестящая брошка, почти такая же большая, как голова ее

владелицы, и такая же красивая. Красавица стояла на одной ножке, протянув вперед обе руки, - должно

быть, она была танцовщицей. Другую ножку она подняла так высоко, что наш оловянный солдатик

сначала даже решил, что красавица тоже одноногая, как и он сам.

"Вот бы мне такую жену! - подумал оловянный солдатик. - Да только она, наверно, знатного рода. Вон

в каком прекрасном дворце живет. А мой дом - простая коробка, да еще набилось нас туда чуть не

целая рота - двадцать пять солдат. Нет, ей там не место! Но познакомиться с ней все же не мешает. "

И солдатик притаился за табакеркой, стоявшей тут же, на столе.

Отсюда он отлично видел прелестную танцовщицу, которая все время стояла на одной ножке и при

этом ни разу даже не покачнулась!

- У этого мальчика целое игрушечное царство, что же там было?

-Почему танцовщица понравилась солдатику?
-Чем они были похожи?
-Зачитайте реплику солдатика о танцовщице.
-Какие чувства у вас вызвала эта реплика?
-О каких качествах личности говорят такие слова?
Поздно вечером всех оловянных солдатиков, кроме одноногого - его так и не могли найти, - уложили в коробку, и все люди легли спать.
И вот когда в доме стало совсем тихо, игрушки сами стали играть: сначала в гости, потом в войну, а под конец устроили бал. Оловянные солдатики стучали ружьями в стенки своей коробки-им тоже хотелось выйти на волю и поиграть, но они никак не могли поднять тяжелую крышку. Даже щелкунчик принялся кувыркаться, а грифель пошел плясать по доске, оставляя на ней белые следы, - тра-та-та-та, тра-та-та-та! Поднялся такой шум, что в клетке проснулась канарейка и начала болтать на своем языке так быстро, как только могла, да притом еще стихами.
Только одноногий солдатик и танцовщица не двигались с места.
Она по-прежнему стояла на одной ножке, протянув вперед обе руки, а он застыл с ружьем в руках, как часовой, и не сводил с красавицы глаз.
Пробило двенадцать. И вдруг - щёлк! - раскрылась табакерка.

-Предположите, что произойдет дальше в сказке
В этой табакерке никогда и не пахло табаком, а сидел в ней маленький злой тролль. Он выскочил из табакерки, как на пружине, и огляделся кругом.
- Эй ты, оловянный солдат! - крикнул тролль. - Не больно заглядывайся на плясунью! Она слишком хороша для тебя.
Но оловянный солдатик притворился, будто ничего не слышит.
- Ах, вот ты как! - сказал тролль. - Ладно же, погоди до утра! Ты меня еще вспомнишь!
Утром, когда дети проснулись, они нашли одноногого солдатика за табакеркой и поставили его на окно.
И вдруг - то ли это подстроил тролль, то ли просто потянуло сквозняком, кто знает? - но только окно распахнулось, и одноногий солдатик полетел с третьего этажа вниз головой, да так, что в ушах у него засвистело. Ну и натерпелся он страху!
Минуты не прошло - и он уже торчал из земли вверх ногой, а его ружье и голова в каске застряли между булыжниками.
Мальчик и служанка сейчас же выбежали на улицу, чтобы отыскать солдатика. Но сколько ни смотрели они по сторонам, сколько ни шарили по земле, так и не нашли.
Один раз они чуть было не наступили на солдатика, но и тут прошли мимо, не заметив его. Конечно, если бы солдатик крикнул: "Я тут!" - его бы сейчас же нашли. Но он считал непристойным кричать на улице - ведь он носил мундир и был солдат, да притом еще оловянный.
Мальчик и служанка ушли обратно в дом. И тут вдруг хлынул дождь, да какой! Настоящий ливень!

- Кто такой тролль?
-Что значит "сверхъестественное существо"?
-Почему тролль не разрешил солдатику смотреть на танцовщицу?
-Как отреагировал солдатик?
-О каких качествах личности говорит этот поступок?
-Как вы думаете, какую роль сыграет дождь в дальнейшей судьбе солдатика?

По улице расползлись широкие лужи, потекли быстрые ручьи. А когда наконец дождь кончился, к тому месту, где между булыжниками торчал оловянный солдатик, прибежали двое уличных мальчишек.
- Смотри-ка, - сказал один из них. - Да, никак, это оловянный солдатик. Давай-ка отправим его в плавание!
И они сделали из старой газеты лодочку, посадили в нее оловянного солдатика и спустили в канавку.
Лодочка поплыла, а мальчики бежали рядом, подпрыгивая и хлопая в ладоши.
Вода в канаве так и бурлила. Еще бы ей не бурлить после такого ливня! Лодочка то ныряла, то взлетала на гребень волны, то ее кружило на месте, то несло вперед.
Оловянный солдатик в лодочке весь дрожал - от каски до сапога, - но держался стойко, как полагается настоящему солдату: ружье на плече, голова кверху, грудь колесом.
И вот лодочку занесло под широкий мост. Стало так темно, словно солдатик опять попал в свою коробку.
"Где же это я? - думал оловянный солдатик. - Ах, если бы со мной была моя красавица танцовщица! Тогда мне все было бы нипочем. "
В эту минуту из-под моста выскочила большая водяная крыса.
- Ты кто такой? - закричала она. - А паспорт у тебя есть? Предъяви паспорт!
Но оловянный солдатик молчал и только крепко сжимал ружье. Лодку его несло все дальше и дальше, а крыса плыла за ним вдогонку. Она свирепо щелкала зубами и кричала плывущим навстречу щепкам и соломинкам:
- Держите его! Держите! У него нет паспорта!
И она изо всех сил загребала лапами, чтобы догнать солдатика. Но лодку несло так быстро, что даже крыса не могла угнаться за ней. Наконец оловянный солдатик увидел впереди свет. Мост кончился.
"Я спасен!" - подумал солдатик.
Но тут послышался такой гул и грохот, что любой храбрец не выдержал бы и задрожал от страха. Подумать только: за мостом вода с шумом падала вниз - прямо в широкий бурный канал!
Оловянному солдатику, который плыл в маленьком бумажном кораблике, грозила такая же опасность, как нам, если бы нас в настоящей лодке несло к настоящему большому водопаду.
Но остановиться было уже невозможно. Лодку с оловянным солдатиком вынесло в большой канал. Волны подбрасывали и швыряли ее то вверх, то вниз, но солдатик по-прежнему держался молодцом и даже глазом не моргнул.
И вдруг лодочка завертелась на месте, зачерпнула воду правым бортом, потом левым, потом опять правым и скоро наполнилась водой до самых краев.
Вот солдатик уже по пояс в воде, вот уже по горло. И наконец вода накрыла его с головой.
Погружаясь на дно, он с грустью подумал о своей красавице. Не видать ему больше милой плясуньи!
Но тут он вспомнил старую солдатскую песню:

Шагай вперед, всегда вперед!

Тебя за гробом слава ждет. -

и приготовился с честью встретить смерть в страшной пучине. Однако случилось, совсем другое.
Откуда ни возьмись, из воды вынырнула большая рыба и мигом проглотила солдатика вместе с его ружьем.
Ах, как темно и тесно было в .желудке у рыбы, темнее, чем под мостом, теснее, чем в коробке! Но оловянный солдатик и тут держался стойко. Он вытянулся во весь рост и еще крепче сжал свое ружье. Так он пролежал довольно долго.
Вдруг рыба заметалась из стороны в сторону, стала нырять, извиваться, прыгать и, наконец, замерла.
Солдатик не мог понять, что случилось. Он приготовился мужественно встретить новые испытания, но вокруг по-прежнему было темно и тихо.
- Какие испытания прошел солдатик и как себя показал в них?

-Что произойдет дальше?

И вдруг словно молния блеснула в темноте.
Потом стало совсем светло, и кто-то закричал:
- Вот так штука! Оловянный солдатик!
А дело было вот в чем: рыбу поймали, свезли на рынок, а потом она попала на кухню. Кухарка распорола ей брюхо большим блестящим ножом и увидела оловянного солдатика. Она взяла его двумя пальцами и понесла в комнату.
Весь дом сбежался посмотреть на замечательного путешественника. Солдатика поставили на стол, и вдруг - каких только чудес не бывает на свете! - он увидел ту же комнату, того же мальчика, то же самое окно, из которого вылетел на улицу. Вокруг были те же игрушки, а среди них возвышался картонный дворец, и на пороге стояла красавица танцовщица. Она стояла по-прежнему на одной ножке, высоко подняв другую. Вот это называется стойкость!
Оловянный солдатик так растрогался, что из глаз у него чуть не покатились оловянные слезы, но он вовремя вспомнил, что солдату плакать не полагается. Не мигая, смотрел он на танцовщицу, танцовщица смотрела на него, и оба молчали.
Вдруг один из мальчиков - самый маленький - схватил оловянного солдатика и ни с того ни с сего швырнул его прямо в печку. Наверно, его подучил злой тролль из табакерки.
В печке ярко пылали дрова, и оловянному солдатику стало ужасно жарко. Он чувствовал, что весь горит - то ли от огня, то ли от любви, - он и сам не знал. Краска сбежала с его лица, он весь полинял - может быть, от огорчения, а может быть, оттого, что побывал в воде и в желудке у рыбы.
Но и в огне он держался прямо, крепко сжимал свое ружье и не сводил глаз с прекрасной плясуньи. А плясунья смотрела на него. И солдатик почувствовал, что тает.
В эту минуту дверь в комнату распахнулась настежь, сквозной ветер подхватил прекрасную танцовщицу, и она, как бабочка, порхнула в печку прямо к оловянному солдатику. Пламя охватило ее, она вспыхнула - и конец. Тут уж и оловянный солдатик совсем расплавился.

-Какое чудо произошло с солдатиком?
-Почему Г.Х. Андерсен возвращает солдатика в ту же комнату?
-Какой философский смысл заключен в этом возвращении?
-Как отреагировал солдатик на встречу с танцовщицей? Зачитайте.
-Солдатик и танцовщица не обмолвились ни одним словом, но, как же они поняли друг друга?
-Что говорило об их чувствах?
-Если бы танцовщица могла танцевать, как бы она передала свои чувства?

На другой день служанка стала выгребать из печки золу и нашла маленький комочек олова, похожий на сердечко, да обгорелую, черную, как уголь, брошку.
Это было все, что осталось от стойкого оловянного солдатика и прекрасной плясуньи.

-Почему гибнут главные герои?
-Почему автор оставляет сердечко нерасплавленным? -Что оно символизирует?

Читайте также: