Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи 1 класс конспект
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Конспект урока музыки в 1.doc
Цель: познакомить учащихся с нотной грамотой.
- дать понятия о нотной грамоте;
- научить писать, запоминать и называть ноты
- развивать творческое воображение, внимание , наблюдательность.
I . Организационный момент.
Музыкальное приветствие: Динь- дилинь- звенит звонок!
Начинаем наш урок!
- Дорогие ребята, сегодня наш урок я хочу начать с небольшого стихотворения, послушайте:
Что только есть прекрасного на свете –
Все музыка нам может передать:
И шум волны, и пенье птиц, и ветер.
Про все она нам может рассказать.
- Скажите, пожалуйста, о чем этот стихотворный отрывок? ( Ответы детей)
- Мир музыки волшебен. Музыкальные произведения - это удивительные рассказы, истории. Смешные и грустные, героические и романтичные. Музыку, так же как и стихи или рассказы, можно записывать и читать. Только записывается она не буквами.
(Слайд1) Угадайте загадку:
На листочке, на страничке –
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки.
- Сегодня мы познакомимся с необычной азбукой…
(Слайд2) – нотной азбукой.
- Кто из вас знает, сколько бывает нот?
(Слайд3) Поглядите – нотный дом
Ну, посмотрим, кто же в нем?
- Как зовут жильцов дома? Сколько в доме этажей?
(Слайд4) Ноты в домике живут
Нотным станом дом зовут.
Пять линеек начертили –
Дом для ноток получили.
- Линейки нотного стана читают снизу вверх. Давайте посчитаем вместе.
Чтобы нотки зазвучали,
Ноткам нужен свой начальник.
Познакомьтесь – ключ скрипичный –
Командир для нот отличный!
Днем и ночью неустанно
Он стоит в начале стана
И всем нотам говорит:
(Слайд5)Работа в нотных тетрадях. Учимся рисовать скрипичный ключ.
1.Я сначала нарисую
Закорючку вот такую,
2.Дальше линию продлю,
На верхушке закруглю,
Ой, какой-то вышел гусь.
Я чуть-чуть его боюсь.
3.Нет! Я сделаю вот так:
Чтобы был не гусь, а знак,
Быстро линию прямую
Жирной точкой завершу я.
(Слайд6) - У скрипичного ключа есть еще второе имя – ключ соль. Так же зовут первую нотку, с которой мы сейчас познакомимся.
Поживает нота СОЛЬ
На второй линеечке,
Поливает свой цветник
Из красивой леечки.
Показ расположения ноты соль на клавиатуре. Запоминаем цветовой сигнал ноты. Зарисовывание в нотной тетради.
(Слайд7)Знакомство с нотой ДО.
ДО отстала, опоздала,
Здесь никто не виноват.
На добавочных линейках
Показ расположения ноты до на клавиатуре. Запоминаем цветовой сигнал ноты. Зарисовывание в нотной тетради.
(Слайд8)Знакомство с нотой РЕ.
РЕ боится высоты –
Потому живет она
Под линейкой первой.
Показ расположения ноты ре на клавиатуре. Запоминаем цветовой сигнал ноты. Зарисовывание в нотной тетради.
(Слайд9)Знакомство с нотой МИ.
На первой линии живет
Малышка нотка МИ
И песни весело поет
С соседскими детьми.
Показ расположения ноты ми на клавиатуре. Запоминаем цветовой сигнал ноты. Зарисовывание в нотной тетради.
(Слайд10)Знакомство с нотой ФА.
Между первой и второй
ФА устроилась прекрасно:
Опуститься ниже - скучно,
А подняться вверх – опасно.
Показ расположения ноты фа на клавиатуре. Запоминаем цветовой сигнал ноты. Зарисовывание в нотной тетради.
(Слайд11)Знакомство с нотой ЛЯ.
Между второй и третьей –
Задорная нота ЛЯ.
Поет обо всем на свете,
Подруг своих веселя.
Показ расположения ноты ля на клавиатуре. Запоминаем цветовой сигнал ноты. Зарисовывание в нотной тетради.
(Слайд12)Знакомство с нотой СИ.
- Ну, а где же нота СИ? –
Кто – то вежливо спросил.
- Ты повыше посмотри,
На линейке номер три.
Показ расположения ноты си на клавиатуре. Запоминаем цветовой сигнал ноты. Зарисовывание в нотной тетради.
- Вот мы и познакомились со всеми нотками.
(Слайд13) – Скажите, пожалуйста, что общего между нотами и радугой? (Ответы детей)
(семь нот и семь цветов радуги).
У нас получилась разноцветная нотная азбука.
Если нотки записать по порядку, то получиться ЗВУКОРЯД.
Встали нотки дружно в ряд
III . Разучивание песни, работа над артикуляцией, дикцией.
- Правильно, о нотах. (Исполнение песни учителем).
IV . Закрепление пройденного материала. Игротека.
(Слайды16-22) Выполнение заданий.
(Слайд23) Время загадок.
- За каждый правильный ответ на экране будет появляться веселая нотка.
Ноток целых шесть подряд
Выстроились быстро вряд.
А одна, видать, проспала,
К построенью опоздала.
Нотка, милая сестрица,
Где б тебе тут примоститься?
Хочет первой быть в октаве,
Ниже всех на нотном стане.
Первой хочет быть! Ого!
Кто же это? Нота… (до)
Вы представите едва,
Стали ноту петь слова:
ЗаРЕвели РЕльсы, РЕчка,
РЕвольвер, РЕмень и гРЕчка,
Даже РЕдька на гоРЕ
Все запели ноту….(ре)
Стали папу звать все Ша,
Маму стали звать Людла…
Ну, ты, нотка, - хороша!
Из имен взяла – ушла.
Что сделала с людьми?
Возвращайся нота… (ми)
Ноту вдруг запела ФАра,
Сразу две поет ФАнФАра.
Эта нотка специально
Позалазила в слова,
Чтоб звучали музыкально.
Что за нота? Нота… (фа)
Из чего мы варим суп?
Из картошки да из круп.
В суп еще кладем фасоль.
Не кладем лишь ноту… (соль)
Эта нотка хоть скромна,
Со слогами – то дружна!
С ПО образовались нивы,
С ТОПО – стройны и красивы.
А что с ЗЕМ? Моя планета!
Как зовется нота эта? (ля)
Эта нотка все моложе,
Позже всех она стоит.
Петь она умеет тоже,
Хоть и тоненько пищит.
Как зовут ее? Спроси!
И она ответит… (си)
На пяти линейках ноты
Дружно выстроились в ряд.
Знает каждый ученик:
Выбранный для просмотра документ Рекомендации по использованию ресурса.doc
Рекомендации по использованию ресурса
1
Угадывая загадку, дети формулируют тему урока
3
Автоматически начинает звучать песенка про ноты. Когда называется нота, учитель щелчком открывает окошки.
4
Знакомство с нотным станом. Дети считают линейки, учитель щелчком открывает нумерацию.
4
При щелчке появляется скрипичный ключ.
5
Работа в нотных тетрадях
6-12
Изучение расположения нот на нотном стане. При щелчке появляется клавиатура и звучание, изучаемой ноты.
13
При щелчке появляется нота с озвучиванием.
14
Слайд содержит видеоматериал, который включается автоматически.
15
Открывается раздел игротеки.
16
Ученики устно называют номер линейки на нотном стане.
17
Дети устно находят необходимый цвет, с помощью щелчка идет проверка правильности ответа.
18
Работа в нотных тетрадях.
19-20
21
Дети называют ноты, проверка - при щелчке появляется название с озвучиванием.
22
Дети зачитывают текст, вставляя названия нот.
23
Учитель зачитывает загадку, дети произносят отгадку. При правильном ответе щелчком открываются нотки.
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация предназначена для ознакомления учащихся начальной школы с историей появления первой нотной записи, . | 1.69 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Музыкальная азбука Подготовила Гоголева М.Ю. , учитель музыки ГОУ ЯО Центр помощи детям, г. Ярославль
Сегодня на уроке мы узнаем, откуда произошли ноты. Ноты придумали не сразу. В далеком прошлом….. В Древней Греции музыку записывали при помощи букв алфавита. В средневековой Европе для этого использовали специальные значки , которые назывались - невмы . Они выглядели как точки, черточки и запятые.
Нелегко было разобраться в таких крючках и завитушках. Притом ноты эти не перепечатывали, как в наши дни, а переписывали. Переписчики в музыке не очень разбирались, и много мелодий было испорчено до неузнаваемости. Так продолжалось до тех пор, пока не придумали нотоносец, или нотный стан — пять горизонтальных линеечек, на которых и разместились нотные знаки.
А произошло это в начале XI века. Итальянский монах Гвидо д ' Ареццо — Гвидо Аретинский (992—1050), музыкант и учитель пения из города Ареццо , нарисовал самые первые линеечки, по которым, словно по ступенькам, вверх и вниз побежали нотные знаки.
Правда, сначала линеечек было не пять, а четыре, и все они были разного цвета. Зато теперь у каждого музыкального знака-ноты появилась уже и графически зафиксированная высота.
Длительность звука обозначается белой или черной головкой ноты, а по расположению ноты на нотном стане можно определить его высоту.
Ноты нужно было как-то назвать. Чтобы легче было запомнить названия звуков, Гвидо велел своим ученикам-хористам разучить молитву-гимн в честь святого Иоанна, который считался покровителем музыки и певцов. Для этой молитвы Гвидо сочинил новую мелодию, в которой каждая последующая стихотворная строчка начиналась на ступень выше предыдущей. А каждый первый слог новой строчки стал названием новой ноты. Вот и получили ноты свое первое название: Ut , Re , Mi , Fa , Sol , La — по начальным слогам первых шести слов молитвы-гимна.
Со временем слог Ut заменили на слог Do , а также появилось название еще для одного звука-ноты — Si , составленного из первых букв словосочетания Sancte Iohanne — Святой Иоанн. Так появился единственный на земле международный язык — язык нот, который ныне понимают все музыканты мира: ДО—РЕ—МИ—ФА—СОЛЬ—ЛЯ—СИ
Это великое изобретение сделало музыкальную память человека вечной и необъятной. Музыка записанная нотами на бумаге, может быть прочитана где угодно, кем угодно и когда угодно.
Есть всего семь нот на свете- До, ре, ми, фа, соль, ля, си. Ты запомни ноты эти И в тетрадку занеси. ДО—РЕ—МИ—ФА—СОЛЬ—ЛЯ—СИ (Н. Кончаловская )
Цель урока : ознакомление детей с элементами музыкальной грамоты.
Задачи урока: познакомить детей с названиями нот, клавиатурой синтезатора, привлечь к музицированию путём игры на синтезаторе
Оборудование : синтезатор.
Знакомство с нотами.
Дети: -Здравствуйте, учитель!
Учитель: - Ребята, о чем же была песенка?
Дети:- Песенка про азбуку.
(Слайд 1)
Учитель: - Правильно, а что такое азбука и зачем она нужна?
Дети: - Азбука- это книга и нам нужна, чтобы мы знали буквы, умели составлять слова и предложения.
Учитель: - А сколько же букв в русском алфавите?
Дети: - В русском алфавите 33 буквы.
Учитель:- Все верно, благодаря этим буквам, мы с вами можем читать, писать, разговаривать.
(Сдайд 2)
Учитель: - Сегодня мы начнём знакомиться еще с одной азбукой. На каком уроке мы с вами находимся?
Учитель:- Значит и азбука у нас с вами будет?
Учитель и дети (хором): - МУЗЫКАЛЬНАЯ. (Слайд 3)
Учитель: - Правильно, для чего нужна музыкальная азбука?
Дети: - Чтобы записывать музыку.
Учитель: - Верно. Музыка, как и наша речь, состоит из особых музыкальных звуков, которые обозначаются определёнными значками – нотами. И чтобы заниматься музыкой – петь, играть на каком-либо инструменте, сочинять, - нужно знать и понимать музыкальный язык. И сегодня мы начнём знакомиться с основными музыкальными звуками.
Посмотрите на синтезатор, вы видите много клавиш. Каждая клавиша при нажатии издаёт звук. Послушайте.
(Учитель играет звукоряд, начиная с низкого(басового) регистра)
Учитель: - Какие вы услышали звуки?
Дети: - Звуки были сердитые.
Учитель: - На какого зверя похожи эти звуки?
Дети: - На медведя
Учитель:- Кто же прозвучит дальше? (учитель играет звукоряд в среднем регистре).
Дети:- Звуки похожи на наши голоса.
Учитель: - Молодцы, а кого вы услышите в следующих звуках? (учитель продолжает играть звукоряд в высоком регистре)
Дети: - Как будто поют птички.
Учитель: - Правильно.
У рояля много клавиш!
Ты их все звучать заставишь.
В крайних слева бас гудит,
Будто он всегда сердит.
В крайних справа звук высок,
Будто птичий голосок.
В средних клавишах как раз
Тот же голос, что у нас. (Слайд 4)
Молодцы! Вы услышали разные по высоте звуки: низкие, средние и высокие. А по названию нот всего семь:
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. (Слайд 5)
Но чтобы попасть в мир музыкальной азбуки, нам нужен ключ, знаете ли вы, как называется этот ключ?
( Слайд 6)
Учитель: - Семь всего лишь нот на свете:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Ты запомни ноты эти
И со мной произнеси:
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. (Слайд 7) ( Учитель вместе с детьми поет звукоряд, показывая звуковысотность рукой).
(К доске выходят восемь учеников, каждый вытягивает карточку с названиями нот (на интерактивной доске остается слайд с чередованием нот), а восьмой играет на синтезаторе гамму, вместе с учителем). Задача ребят встать в правильном порядке и спеть звукоряд интонационно правильно сначала задание выполняе тся по предлагаемому учителем образцу , затем дети выполняют с помощью учителя и без помощи учителя.
Учитель благодарит детей за работу.
На данном уроке целесообразно начать разучивание песни с припева, в котором поются основные музыкальные звуки.
Рефлексия деятельности.
Учитель:- Сколько всего существует нот в музыке? Назовите их? Как вы думаете, зачем нам эти знания? Кто хочет поделиться своими впечатлениями? Выскажитесь по одному предложению. (На доске опорные слова: Я узнал. Я научился. Я смогу. Мне понравилось. ). (Слайд 8)
Всё ли вам удавалось легко? В чем вы испытали трудности?
Мы сегодня хорошо поработали. И пришло время оценить самого себя. На партах лежат три кружочка разных цветов (красный- ничего не понял, было не интересно; желтый- понял не весь материал , были затруднения; зеленый- много нового узнал, было интересно ).
Домашнее задание.
Завершение урока.
Учитель: - Ребята, вы сегодня познакомились с основными музыкальными звуками, научились находить их на клавиатуре. И даже немного почувствовали себя музыкантами-исполнителями. Вы молодцы! До новых встреч!
- формирование первоначальных представлений о нотной грамоте;
- развитие интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности
- умение выражать своё отношение к исполняемому произведению.
Формирование универсальных учебных действий:
Метапредметные:
Регулятивные (Р):
- выполнять учебные действия в качестве слушателя;
Познавательные (П):
- научиться определять ноты 1 октавы;
- научиться правильно сидеть при пении;
- уметь определять начало пения и его окончание.
Коммуникативные (К):
- адекватно оценивать собственное поведение;
- воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.
Личностные (Л):
- научить писать, запоминать и называть ноты;
- развивать творческое воображение, внимание, наблюдательность.
Методы: деятельностный подход, словесный, наглядный, практический,
Средства обучения:
- для учителя: компьютер, мультимедийная презентация, ноты, скрипичный ключ, домик с нотным станом - вырезанные из картона, покрашенные в разные цвета.
- для учащихся: рабочая тетрадь
Предметные (Пр) Познавательные (П) Регулятивные (Р) Коммуникативные (К)
1.Организационно -мотивационный этап.
Эмоционально настраиваются на урок.
Отвечают на вопросы
Положительная учебная мотивация к учебной деятельности (Л).
2. Актуализация знаний
Мотивация к учебной деятельности
3. Постановка темы и целей урока
4. Открытие новых знаний
Знакомство с нотным домом
Знакомство со скрипичным ключом
Работа в тетради
Знакомство с нотами
Воспроизведение нот
5. Закрепление полученных знаний
Слушание музыки. Музыкальная терапия.
Проведение дыхательной гимнастики
Вокально-хоровая работа
Работа над песней «Семь подружек
Заполнение паспорта для ноток
Мир музыки волшебен. Музыкальные произведения это удивительные
рассказы, истории. Смешные и грустные, героические и романтичные. А мир музыки очень прекрасен. Музыку, так же, как и стихи или рассказы, можно записывать и читать. Только записывается она не буквами.
На листочке, на страничке –
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки. (Ноты)
Чтобы пьесу записать
Ноты нужно твердо знать!
Кто знает, сколько всего нот? (7 нот)
Сегодня мы познакомимся с необычной азбукой…
С начала года мы с вами изучаем азбуку из букв, чтобы уметь читать и писать.
Читайте также: