Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи 1 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока музыки в 1.doc

Цель: познакомить учащихся с нотной грамотой.

- дать понятия о нотной грамоте;

- научить писать, запоминать и называть ноты

- развивать творческое воображение, внимание , наблюдательность.

I . Организационный момент.

Музыкальное приветствие: Динь- дилинь- звенит звонок!

Начинаем наш урок!

- Дорогие ребята, сегодня наш урок я хочу начать с небольшого стихотворения, послушайте:

Что только есть прекрасного на свете –

Все музыка нам может передать:

И шум волны, и пенье птиц, и ветер.

Про все она нам может рассказать.

- Скажите, пожалуйста, о чем этот стихотворный отрывок? ( Ответы детей)

- Мир музыки волшебен. Музыкальные произведения - это удивительные рассказы, истории. Смешные и грустные, героические и романтичные. Музыку, так же как и стихи или рассказы, можно записывать и читать. Только записывается она не буквами.

(Слайд1) Угадайте загадку:

На листочке, на страничке –

То ли точки, то ли птички.

Все сидят на лесенке

И щебечут песенки.

- Сегодня мы познакомимся с необычной азбукой…

(Слайд2) – нотной азбукой.

- Кто из вас знает, сколько бывает нот?

(Слайд3) Поглядите – нотный дом

Ну, посмотрим, кто же в нем?

- Как зовут жильцов дома? Сколько в доме этажей?

(Слайд4) Ноты в домике живут

Нотным станом дом зовут.

Пять линеек начертили –

Дом для ноток получили.

- Линейки нотного стана читают снизу вверх. Давайте посчитаем вместе.

Чтобы нотки зазвучали,

Ноткам нужен свой начальник.

Познакомьтесь – ключ скрипичный –

Командир для нот отличный!

Днем и ночью неустанно

Он стоит в начале стана

И всем нотам говорит:

(Слайд5)Работа в нотных тетрадях. Учимся рисовать скрипичный ключ.

1.Я сначала нарисую

Закорючку вот такую,

2.Дальше линию продлю,

На верхушке закруглю,

Ой, какой-то вышел гусь.

Я чуть-чуть его боюсь.

3.Нет! Я сделаю вот так:

Чтобы был не гусь, а знак,

Быстро линию прямую

Жирной точкой завершу я.

(Слайд6) - У скрипичного ключа есть еще второе имя – ключ соль. Так же зовут первую нотку, с которой мы сейчас познакомимся.

Поживает нота СОЛЬ

На второй линеечке,

Поливает свой цветник

Из красивой леечки.

Показ расположения ноты соль на клавиатуре. Запоминаем цветовой сигнал ноты. Зарисовывание в нотной тетради.

(Слайд7)Знакомство с нотой ДО.

ДО отстала, опоздала,

Здесь никто не виноват.

На добавочных линейках

Показ расположения ноты до на клавиатуре. Запоминаем цветовой сигнал ноты. Зарисовывание в нотной тетради.

(Слайд8)Знакомство с нотой РЕ.

РЕ боится высоты –

Потому живет она

Под линейкой первой.

Показ расположения ноты ре на клавиатуре. Запоминаем цветовой сигнал ноты. Зарисовывание в нотной тетради.

(Слайд9)Знакомство с нотой МИ.

На первой линии живет

Малышка нотка МИ

И песни весело поет

С соседскими детьми.

Показ расположения ноты ми на клавиатуре. Запоминаем цветовой сигнал ноты. Зарисовывание в нотной тетради.

(Слайд10)Знакомство с нотой ФА.

Между первой и второй

ФА устроилась прекрасно:

Опуститься ниже - скучно,

А подняться вверх – опасно.

Показ расположения ноты фа на клавиатуре. Запоминаем цветовой сигнал ноты. Зарисовывание в нотной тетради.

(Слайд11)Знакомство с нотой ЛЯ.

Между второй и третьей –

Задорная нота ЛЯ.

Поет обо всем на свете,

Подруг своих веселя.

Показ расположения ноты ля на клавиатуре. Запоминаем цветовой сигнал ноты. Зарисовывание в нотной тетради.

(Слайд12)Знакомство с нотой СИ.

- Ну, а где же нота СИ? –

Кто – то вежливо спросил.

- Ты повыше посмотри,

На линейке номер три.

Показ расположения ноты си на клавиатуре. Запоминаем цветовой сигнал ноты. Зарисовывание в нотной тетради.

- Вот мы и познакомились со всеми нотками.

(Слайд13) – Скажите, пожалуйста, что общего между нотами и радугой? (Ответы детей)

(семь нот и семь цветов радуги).

У нас получилась разноцветная нотная азбука.

Если нотки записать по порядку, то получиться ЗВУКОРЯД.

Встали нотки дружно в ряд

III . Разучивание песни, работа над артикуляцией, дикцией.

- Правильно, о нотах. (Исполнение песни учителем).

IV . Закрепление пройденного материала. Игротека.

(Слайды16-22) Выполнение заданий.

(Слайд23) Время загадок.

- За каждый правильный ответ на экране будет появляться веселая нотка.

Ноток целых шесть подряд

Выстроились быстро вряд.

А одна, видать, проспала,

К построенью опоздала.

Нотка, милая сестрица,

Где б тебе тут примоститься?

Хочет первой быть в октаве,

Ниже всех на нотном стане.

Первой хочет быть! Ого!

Кто же это? Нота… (до)

Вы представите едва,

Стали ноту петь слова:

ЗаРЕвели РЕльсы, РЕчка,

РЕвольвер, РЕмень и гРЕчка,

Даже РЕдька на гоРЕ

Все запели ноту….(ре)

Стали папу звать все Ша,

Маму стали звать Людла…

Ну, ты, нотка, - хороша!

Из имен взяла – ушла.

Что сделала с людьми?

Возвращайся нота… (ми)

Ноту вдруг запела ФАра,

Сразу две поет ФАнФАра.

Эта нотка специально

Позалазила в слова,

Чтоб звучали музыкально.

Что за нота? Нота… (фа)

Из чего мы варим суп?

Из картошки да из круп.

В суп еще кладем фасоль.

Не кладем лишь ноту… (соль)

Эта нотка хоть скромна,

Со слогами – то дружна!

С ПО образовались нивы,

С ТОПО – стройны и красивы.

А что с ЗЕМ? Моя планета!

Как зовется нота эта? (ля)

Эта нотка все моложе,

Позже всех она стоит.

Петь она умеет тоже,

Хоть и тоненько пищит.

Как зовут ее? Спроси!

И она ответит… (си)

На пяти линейках ноты

Дружно выстроились в ряд.

Знает каждый ученик:

Выбранный для просмотра документ Рекомендации по использованию ресурса.doc

Рекомендации по использованию ресурса

1

Угадывая загадку, дети формулируют тему урока

3

Автоматически начинает звучать песенка про ноты. Когда называется нота, учитель щелчком открывает окошки.

4

Знакомство с нотным станом. Дети считают линейки, учитель щелчком открывает нумерацию.

4

При щелчке появляется скрипичный ключ.

5

Работа в нотных тетрадях

6-12

Изучение расположения нот на нотном стане. При щелчке появляется клавиатура и звучание, изучаемой ноты.

13

При щелчке появляется нота с озвучиванием.

14

Слайд содержит видеоматериал, который включается автоматически.

15

Открывается раздел игротеки.

16

Ученики устно называют номер линейки на нотном стане.

17

Дети устно находят необходимый цвет, с помощью щелчка идет проверка правильности ответа.

18

Работа в нотных тетрадях.

19-20

21

Дети называют ноты, проверка - при щелчке появляется название с озвучиванием.

22

Дети зачитывают текст, вставляя названия нот.

23

Учитель зачитывает загадку, дети произносят отгадку. При правильном ответе щелчком открываются нотки.

ВложениеРазмер
Презентация предназначена для ознакомления учащихся начальной школы с историей появления первой нотной записи, . 1.69 МБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Музыкальная азбука Подготовила Гоголева М.Ю. , учитель музыки ГОУ ЯО Центр помощи детям, г. Ярославль

Сегодня на уроке мы узнаем, откуда произошли ноты. Ноты придумали не сразу. В далеком прошлом….. В Древней Греции музыку записывали при помощи букв алфавита. В средневековой Европе для этого использовали специальные значки , которые назывались - невмы . Они выглядели как точки, черточки и запятые.

Нелегко было разобраться в таких крючках и завитушках. Притом ноты эти не перепечатывали, как в наши дни, а переписывали. Переписчики в музыке не очень разбирались, и много мелодий было испорчено до неузнаваемости. Так продолжалось до тех пор, пока не придумали нотоносец, или нотный стан — пять горизонтальных линеечек, на которых и разместились нотные знаки.

А произошло это в начале XI века. Итальянский монах Гвидо д ' Ареццо — Гвидо Аретинский (992—1050), музыкант и учитель пения из города Ареццо , нарисовал самые первые линеечки, по которым, словно по ступенькам, вверх и вниз побежали нотные знаки.

Правда, сначала линеечек было не пять, а четыре, и все они были разного цвета. Зато теперь у каждого музыкального знака-ноты появилась уже и графически зафиксированная высота.

Длительность звука обозначается белой или черной головкой ноты, а по расположению ноты на нотном стане можно определить его высоту.

Ноты нужно было как-то назвать. Чтобы легче было запомнить названия звуков, Гвидо велел своим ученикам-хористам разучить молитву-гимн в честь святого Иоанна, который считался покровителем музыки и певцов. Для этой молитвы Гвидо сочинил новую мелодию, в которой каждая последующая стихотворная строчка начиналась на ступень выше предыдущей. А каждый первый слог новой строчки стал названием новой ноты. Вот и получили ноты свое первое название: Ut , Re , Mi , Fa , Sol , La — по начальным слогам первых шести слов молитвы-гимна.

Со временем слог Ut заменили на слог Do , а также появилось название еще для одного звука-ноты — Si , составленного из первых букв словосочетания Sancte Iohanne — Святой Иоанн. Так появился единственный на земле международный язык — язык нот, который ныне понимают все музыканты мира: ДО—РЕ—МИ—ФА—СОЛЬ—ЛЯ—СИ

Это великое изобретение сделало музыкальную память человека вечной и необъятной. Музыка записанная нотами на бумаге, может быть прочитана где угодно, кем угодно и когда угодно.

Есть всего семь нот на свете- До, ре, ми, фа, соль, ля, си. Ты запомни ноты эти И в тетрадку занеси. ДО—РЕ—МИ—ФА—СОЛЬ—ЛЯ—СИ (Н. Кончаловская )

Цель урока : ознакомление детей с элементами музыкальной грамоты.

Задачи урока: познакомить детей с названиями нот, клавиатурой синтезатора, привлечь к музицированию путём игры на синтезаторе

Оборудование : синтезатор.

Знакомство с нотами.

Дети: -Здравствуйте, учитель!

Учитель: - Ребята, о чем же была песенка?

Дети:- Песенка про азбуку.


(Слайд 1)

Учитель: - Правильно, а что такое азбука и зачем она нужна?

Дети: - Азбука- это книга и нам нужна, чтобы мы знали буквы, умели составлять слова и предложения.

Учитель: - А сколько же букв в русском алфавите?

Дети: - В русском алфавите 33 буквы.

Учитель:- Все верно, благодаря этим буквам, мы с вами можем читать, писать, разговаривать.


(Сдайд 2)

Учитель: - Сегодня мы начнём знакомиться еще с одной азбукой. На каком уроке мы с вами находимся?

Учитель:- Значит и азбука у нас с вами будет?

Учитель и дети (хором): - МУЗЫКАЛЬНАЯ. (Слайд 3)


Учитель: - Правильно, для чего нужна музыкальная азбука?

Дети: - Чтобы записывать музыку.

Учитель: - Верно. Музыка, как и наша речь, состоит из особых музыкальных звуков, которые обозначаются определёнными значками – нотами. И чтобы заниматься музыкой – петь, играть на каком-либо инструменте, сочинять, - нужно знать и понимать музыкальный язык. И сегодня мы начнём знакомиться с основными музыкальными звуками.

Посмотрите на синтезатор, вы видите много клавиш. Каждая клавиша при нажатии издаёт звук. Послушайте.

(Учитель играет звукоряд, начиная с низкого(басового) регистра)

Учитель: - Какие вы услышали звуки?

Дети: - Звуки были сердитые.

Учитель: - На какого зверя похожи эти звуки?

Дети: - На медведя

Учитель:- Кто же прозвучит дальше? (учитель играет звукоряд в среднем регистре).

Дети:- Звуки похожи на наши голоса.

Учитель: - Молодцы, а кого вы услышите в следующих звуках? (учитель продолжает играть звукоряд в высоком регистре)

Дети: - Как будто поют птички.

Учитель: - Правильно.
У рояля много клавиш!
Ты их все звучать заставишь.

В крайних слева бас гудит,
Будто он всегда сердит.

В крайних справа звук высок,
Будто птичий голосок.

В средних клавишах как раз
Тот же голос, что у нас. (Слайд 4)

Молодцы! Вы услышали разные по высоте звуки: низкие, средние и высокие. А по названию нот всего семь:


ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. (Слайд 5)

Но чтобы попасть в мир музыкальной азбуки, нам нужен ключ, знаете ли вы, как называется этот ключ?


( Слайд 6)


Учитель: - Семь всего лишь нот на свете:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Ты запомни ноты эти
И со мной произнеси:
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. (Слайд 7) ( Учитель вместе с детьми поет звукоряд, показывая звуковысотность рукой).

(К доске выходят восемь учеников, каждый вытягивает карточку с названиями нот (на интерактивной доске остается слайд с чередованием нот), а восьмой играет на синтезаторе гамму, вместе с учителем). Задача ребят встать в правильном порядке и спеть звукоряд интонационно правильно сначала задание выполняе тся по предлагаемому учителем образцу , затем дети выполняют с помощью учителя и без помощи учителя.

Учитель благодарит детей за работу.

На данном уроке целесообразно начать разучивание песни с припева, в котором поются основные музыкальные звуки.

Рефлексия деятельности.

Учитель:- Сколько всего существует нот в музыке? Назовите их? Как вы думаете, зачем нам эти знания? Кто хочет поделиться своими впечатлениями? Выскажитесь по одному предложению. (На доске опорные слова: Я узнал. Я научился. Я смогу. Мне понравилось. ). (Слайд 8)

Всё ли вам удавалось легко? В чем вы испытали трудности?

Мы сегодня хорошо поработали. И пришло время оценить самого себя. На партах лежат три кружочка разных цветов (красный- ничего не понял, было не интересно; желтый- понял не весь материал , были затруднения; зеленый- много нового узнал, было интересно ).

Домашнее задание.

Завершение урока.

Учитель: - Ребята, вы сегодня познакомились с основными музыкальными звуками, научились находить их на клавиатуре. И даже немного почувствовали себя музыкантами-исполнителями. Вы молодцы! До новых встреч!

Нажмите, чтобы узнать подробности

- формирование первоначальных представлений о нотной грамоте;
­- развитие интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности
- умение выражать своё отношение к исполняемому произведению.
Формирование универсальных учебных действий:

Метапредметные:

Регулятивные (Р):
- выполнять учебные действия в качестве слушателя;

Познавательные (П):
- научиться определять ноты 1 октавы;
­- научиться правильно сидеть при пении;
- ­ уметь определять начало пения и его окончание.

Коммуникативные (К):

- адекватно оценивать собственное поведение;
­- воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.
Личностные (Л):

- научить писать, запоминать и называть ноты;
­- развивать творческое воображение, внимание, наблюдательность.

Методы: деятельностный подход, словесный, наглядный, практический,

Средства обучения:

- для учителя: компьютер, мультимедийная презентация, ноты, скрипичный ключ, домик с нотным станом - вырезанные из картона, покрашенные в разные цвета.

- для учащихся: рабочая тетрадь

Предметные (Пр) Познавательные (П) Регулятивные (Р) Коммуникативные (К)

1.Организационно -мотивационный этап.

Эмоционально настраиваются на урок.

Отвечают на вопросы

Положительная учебная мотивация к учебной деятельности (Л).

2. Актуализация знаний
Мотивация к учебной деятельности

3. Постановка темы и целей урока

4. Открытие новых знаний

Знакомство с нотным домом

Знакомство со скрипичным ключом

Работа в тетради

Знакомство с нотами

Воспроизведение нот

5. Закрепление полученных знаний

Слушание музыки. Музыкальная терапия.

Проведение дыхательной гимнастики

Вокально­-хоровая работа

Работа над песней «Семь подружек

Заполнение паспорта для ноток

Мир музыки волшебен. Музыкальные произведения ­ это удивительные
рассказы, истории. Смешные и грустные, героические и романтичные. А мир музыки очень прекрасен. Музыку, так же, как и стихи или рассказы, можно записывать и читать. Только записывается она не буквами.
На листочке, на страничке –
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки. (Ноты)
Чтобы пьесу записать
Ноты нужно твердо знать!
Кто знает, сколько всего нот? (7 нот)
­Сегодня мы познакомимся с необычной азбукой…
С начала года мы с вами изучаем азбуку из букв, чтобы уметь читать и писать.

Читайте также: