Нормы права конспект урока 10 класс

Обновлено: 06.07.2024

Римский историк Тит Ливий (59 г. до н.э. – XVII г. н.э.) назвал Законы XII таблиц (древнейшая письменная фиксация римского права, осуществленная в 451-450 гг. до н.э.) “источником всего публичного и частного права”, имея ввиду, что это “корень, из которого и выросло могучее дерево римского права”.

- Что же такое “ источник права”?

- Какие выделяют источники права?

- Каково соотношение источников права?

Ответы на эти вопросы мы получим, изучив новую тему.

1. Что такое “источник права”.

Задание. Приведите примеры источников права .

(Ответы учащихся : произведения римских юристов, Русская Правда, Конституция РФ и др.)

2. Виды источников права.

Задание. Охарактеризуйте источники права, заполните таблицу.

(Учащиеся работают с текстом учебника Л.Н.Боголюбова “Обществознание 10 класс”, М., Просвещение, 2007 г., стр. 285-288, дополнительный материал дается учителем)

Вид источника права Происхождение Характеристика Примеры
Правовой обычай Самая древняя форма права, формировалась на протяжении многих веков, закреплялась государственной властью Сложившиеся на протяжении длительного периода правила, которым государство придает общеобязательное значение и гарантирует его соблюдение своей принудительной силой. 1.Обычай делового оборота (ст. 5 ГК) –это сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Деловой оборот в этом смысле рассматривается как сложившаяся система правил о передаче имущества, денег, информации, оказании услуг.

3. Нормативно-правовой акт. Характеристика. Виды.

Нормативно – правовой акт – это выраженный в письменной форме официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий нормы права.

  1. Исходит от государства; общеобязательность, гарантированность со стороны государства.
  2. Возможность оперативно издать, изменить или отменить нормативно – правовой акт.
  3. Особый юридический язык, формулировки точны и понятны, однозначное толкование.
  4. Подлежит официальному опубликованию.

Закон – нормативно –правовой акт, который принимается высшим представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, обладает высшей юридической силой и регулирует важные общественные отношения.

Задание. Расположите в иерархическом порядке законы:

Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ”, Закон “Об акционерных обществах”, закон субъекта Федерации .

Подзаконный акт – нормативный акт, принятый на основе и во исполнение закона.

  1. Обладает меньшей юридической силой.
  2. Исходит не от законодательной власти (принимают органы исполнительной власти и должностные лица).
  3. Юридическая сила каждого акта определяется законодательно установленной должностной компетенцией государственного органа (или должностного лица), издавшего акт, т.е. тем положением, которое он занимает в общей системе (иерархии) исполнительной власти.

Задание. Расположите в порядке соподчинения:

Международные договоры, локальные нормативные акты, Конституция РФ, указы Президента РФ, акты министерств, федеральных служб, агентств, законы субъекта Федерации, федеральные законы, акты исполнительных органов власти субъекта Федерации, федеральные конституционные законы, акты органов местного самоуправления , постановления Правительства РФ.

Международные договоры
Конституция РФ
Федеральные конституционные законы
Федеральные законы
Указы Президента РФ
Постановления Правительства РФ
Акты министерств, федеральных служб, агентств
Законы субъекта Федерации
Акты исполнительных органов власти субъекта Федерации
Акты органов местного самоуправления
Локальные нормативные акты

4. Конституция РФ – Основной закон государства.

Задание. Охарактеризуйте Конституцию РФ :

- структура,
- содержание глав,

докажите, что Конституция РФ – основной закон государства.

Учащиеся работают с источником – Конституцией РФ, делают выводы:

1. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу на всей территории РФ, т.к. эту силу Конституция получила непосредственно из рук народа, поскольку принята была путем референдума 12 декабря 1993 г.

2. Задачи, которые решает Конституция в качестве главного источника права, не может решить ни один другой нормативный акт.

3. Конституция закрепляет:
- основы конституционного строя;
- права и свободы граждан;
- федеративное устройство;
- организацию высших органов власти.

4. Конституция служит высшей нормой поведения граждан, общественных объединений, всех органов государственной власти и должностных лиц.

5. Применение полученных знаний при решении практических заданий.

1. Правовые отношения родителей и детей регулирует

1) Конвенция о правах ребенка
2) гуманитарное право
3) Семейный кодекс
4) Административный кодекс

2. Среди прав, предоставляемых Конституцией 1993г., новым является

1) право на образование
2) право на участие в местном самоуправлении
3) право избирать и быть избранным
4) право на жизнь

3. Отдельные политико-юридические акты, имеющие торжественный характер, ставящие целью подчеркнуть их особо важное значение для судеб государства или ряда государств, носят название

1) распоряжение
2) договор
3) декларация
4) постановление

4. Что относится к источникам права?

1) газетная статья о военной службе
2) мемуары известного военачальника
3) обращение в Комитет солдатских матерей
4) приказ министра обороны

5. Конституция РФ гарантирует обеспечение права на

1) наследование
2) высшее образование
3) выезд за пределы РФ
4) труд

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытый урок по праву 10 класс.

Тема: Нормы права.

Цель: формирование правовой компетенции учащихся.

- сформировать представление о целостности системы права и ее элементах;

- развить компетенции работы с документом (анализ в рамках решения

-расширить знания учащихся в различных отраслях права (с упором на

правовые нормы в отношении несовершеннолетних).

Тип урока: урок применения знаний и формирования навыков и умений;

разработан по учебнику: Право. 10 класс.

Оборудование:

ПК на базе операционной системы Windows, доска, презентация к уроку,

Поздороваться с классом.

1. Отметить отсутствующих.

2. Проверить готовность класса к уроку.

3. Настроить интерактивную доску.

I этап урока: постановка задач на урок

озвучиваю тему, задачи и устанавливаю ориентиры учебной деятельности.

На сегодняшнем уроке мы продолжим изучать нормы как социальные регуляторы.

Давайте вспомним базовые понятия, усвоенные нами на прошлом занятии.

(ожидаемый ответ: правило, образец).

Вопрос : Перечислите основные виды норм?

(ожидаемый ответ: технические и социальные нормы).

Вопрос : Назовите наиболее известные виды социальных норм (регуляторов)?

(ожидаемый ответ: обычаи, моральные, правовые, политические, религиозные, корпоративные нормы, деловые обыкновения и др.).

Сегодня мы с вами сосредоточим свое внимание на правовых нормах, рассмотрим их отличительные (характерные) признаки, структуру, и по ходу занятия, используя записи, сделанные вами в тетрадь, проанализируем некоторые правовые нормы из различных отраслей российского права.

II этап урока: комбинирование этапов получения новых знаний и их практического применения

Слайд 1: Тема и план урока ( выводится слайд №1 с темой).

Обратите внимание на римское юридическое изречение, выбранное в качестве эпиграфа:

Вопрос : Проанализируете это высказывание и сделайте вывод о взаимосвязи нормы и права.

Слайд 2: Норма права: понятие и признаки

(ожидаемый ответ: понятие – это мысль, в которой фиксируются общие и отличительные признаки вещей).

(ожидаемый ответ: обычаи, объем – правило поведения; содержание – общеобязательное, формально определенное установленное и гарантированное государством, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав, обязанностей и ответственности их участников).

Выделим несколько главных признаков нормы права, вытекающих из его определения:

Слайд 3: Структура нормы права

Главной функцией нормы права является регулирование поведения людей .

Поэтому она должна содержать в себе не только само предписание как себя вести, но и указания на кого она распространяется и в каких условиях должна соблюдаться.

Исходя из этого норма права имеет трехэлементную структуру: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза – это условия, при которых должно исполняться установленное правило. Т.е. это указание, на кого и в каких условиях распространяется установленное правило поведения.

Диспозиция – это само правило поведение (обязанность или возможность).

Санкция – это последствия реализации диспозиции. Но, учитывая, что правовые нормы, в отличие от моральных, устанавливаются государством и имеют регулятивную функцию, правовые санкции рассматривают как принудительные меры воздействия, применяемые государством к нарушителям установленного правила.

Вопрос : Какие виды санкций вы можете назвать?

(могут назвать по отраслям права, например уголовные или административные, а также по характеру последствий: позитивные и негативные).

(осуществляется переход к видам санкций).

Запишите в тетрадь три вида классификации санкций:

По отраслевой принадлежности:

1.Уголовные(напр. лишение свободы).
2.Административные( напр , штраф).
3. Гражданские (напр., компенсация причиненного ущерба).
4. Дисциплинарные (напр., выговор, увольнение).

По характеру последствий:

1.Позитивные(поощрения).
2. Негативные (наказания).

По характеру мер государственного воздействия:

Карательные(напр. лишение .свободы)
2.Правовосстановительные (напр., восстановление в должности).
3. Предупредительные (напр., привод, арест).

Давайте немного отдохнем, сейчас сделаем зарядку для глаз с применением маятника. Упражнения для снятия зрительного утомления

1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).

2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).

Голову держите прямо. Переведите взгляд на маятник и следите за его передвижением . Повторяйте упражнение в течение некоторого времени. Не напрягайте сильно глаза, как только почувствуете напряжение, поморгайте много раз и посидите с закрытыми глазами около минуты.

Слайд 4: Практическое задание 1

С помощью записей в вашей тетради выполним несколько практических заданий.

на доску выводится правильное решение задания.

Слайд 5: Практическое задание 2

(№5 с извлечением из статьи 26 Гражданского кодекса РФ и знаком вопроса).

Задание: Аналогично анализируем статью 26 Гражданского кодекса РФ:

Осложнение может вызвать определение санкции, которая в явном виде в статье не указана. Учащимся можно предложить спрогнозировать ситуацию, при которой несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет совершил сделку (напр., передачу или обмен имущества) без письменного согласия законных представителей, которые впоследствии обратились в суд со своим несогласием. Какое решение, исходя из этой статьи, вынесет суд?
Учащиеся в состоянии предположить, что суд признает сделку, совершенную в нарушение закона, недействительной.

на доску выводится правильное решение задания.

Слайд 6: Практическое задание 3

Задание: Не все правовые нормы содержат трехэлементную структуру. Проанализируйте всё известное вам в рамках Уголовного и Налогового кодексов и Конституции РФ, и определите, в каком из них правовые нормы содержат лишь два элемента, и какой элемент там отсутствует?

(ожидаемая сущность ответа: в Конституции РФ отсутствует санкция).

Слайд 7: Виды правовых норм

( выводится слайд №7 со схемой видов норм права в зависимости от характера регулируемых ими общественных отношений).

Для упорядочения применения норм права их группируют (классифицируют) по разновидностям.

Познакомимся с тремя основными классификациями норм права.

Первая, виды норм права в зависимости от характера регулируемых ими общественных отношений.
По этому критерию выделяют нормы материального и процессуального права.

Нормы материального блага регламентируют отношения, связанные с материальными условиями жизни (напр., право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом).

Нормы процессуального права регламентируют отношения, возникающие в процессе реализации нами норм материального права (например, порядок решения споров участников гражданских правоотношений).

Как видите, нормы процессуального права вторичны.

на доску выводится схема видов норм права по отраслевой принадлежности.

Право включает в себя множество отраслей, и каждая отрасль представляет собой совокупность норм права в определенной сфере отношений.

выводится схема видов норм права в зависимости от характера содержащихся в норме предписаний.

Третья классификация норма права, которой мы уделим внимание, основана на характере содержащихся в норме предписаний.

Слайд 8: Практическое задание 4

( выводится слайд №8 с извлечением из ст. 346.11 Налогового кодекса РФ и заданием к нему).

Слайд 9: Практическое задание 5

Задание: Используя записи, сделанные во время урока, определите вид правовой нормы в зависимости от характера содержащихся в них предписаний.

(ожидаемая сущность ответа: нормы управомочивающие).

( выводится слайд №9 со знаком вопроса и заданием: определите виды правовых норм: а) по отраслевой принадлежности; б) в зависимости от характера содержащихся в норме предписаний).

на доску выводится извлечение из ст. 63 Трудового кодекса РФ.

Задание: Ознакомьтесь со статьей Трудового кодекса РФ и, используя свои записи, выполните задание.

(ожидаемая сущность ответа:
а) по отраслевой принадлежности – нормы трудового права;
б) в зависимости от характера содержащихся в норме предписаний – управомочивающие нормы).

Слайд 10: Практическое задание 6

(выводится слайд №10 со знаком вопроса и заданием: 1) определите структуру правовой нормы; 2) Определите виды правовых норм: а) по отраслевой принадлежности; б) в зависимости от характера содержащихся в норме предписаний).

Последнее практическое задание можно дать для самостоятельного выполнения тетрадь с последующей индивидуальной проверкой тетрадей отдельных учащихся. и фронтального опроса класса.

«Статья 2. Особые обстоятельства для получения разрешения на вступление в брак
Особыми обстоятельствами, дающими право на получение разрешения на вступление в брак лицу (лицам), не достигшему возраста шестнадцати лет, являются беременность, рождение общего ребенка (детей) у граждан, желающих вступить в брак, непосредственная угроза жизни одной из сторон.

Задание: Ознакомьтесь со статьей Трудового кодекса РФ и, используя свои записи, выполните задание.

(ожидаемая сущность ответа:

1. Структура правовой нормы:

Санкция:
в явном виде не указана, но по общей правовой норме, в случае нарушения гипотезы, свершившийся факт (т.е. брак) будет признан недействительным.

2. Вид правовой нормы по отраслевой принадлежности – норма семейного права.

3. Вид правовой нормы в зависимости от характера содержащихся в норме предписаний – управомочивающая.

III этап урока: подведение итогов (рефлексия) и выставление отметок,д/з.

Если вы участвовали в судебном заседании, то знаете, что у судьи есть неотъемлемый атрибут его власти. Это деревянный молоток, который судья использует для того, чтобы огласить свой вердикт или призвать стороны к порядку в зале заседаний, если они сильно шумят. Символизирует он и право на окончательное решение. Давайте и мы вынесем решение сегодняшнему нашему занятию, мысленно перенесемся в зал заседания суда. Сейчас к судейскому молотку приглашается ученица класса _________________________________________.Ей предоставляется право воспользоваться этим неотъемлемым атрибутом судьи.

Произносит следующие слова: Прошу класс встать, суд идет. Прошу всех одноклассников внимательно прослушать три предложения и определится со своим выбором.

1.Я ударяю судейским молотком один раз и те кто считает, что на сегодняшнем уроке не узнали не чего и им неизвестно о нормах права садятся на свои места. (повторяешь еще раз , стучишь один раз).

2. Я ударяю судейским молотком два раза и те кто считает, что на сегодняшнем уроке не до конца узнали о нормах права подходят к дверям. (повторяешь еще раз , стучишь два раза).

3. Я ударяю судейским молотком три раза и те кто считает, что на сегодняшнем уроке он или она узнали все о нормах права и им очень понравился урок остаются на своих местах . (повторяешь еще раз , стучишь три раза).

установленных или санкционированных государством и обеспечиваемых его принудительной силой.

Система права - это обусловленное системой общественных отношений внутреннее

строение права, включающее взаимосвязанные между собой части (элементы) — нормы, отрасли, институты.

Норма права - установленное государством общеобязательное правило поведения,

действие которого поддерживается силой государственного принуждения.

Отрасль права - совокупность норм, регулирующих самостоятельную сферу

Институт права - объективно обособившаяся внутри той или иной отрасли группа

взаимосвязанных однопорядковых юридических норм.

Ключевые слова

Право, система права, отрасль права, норма права, институт права.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017.

А.Ю. Лазебникова, Т.В. Коваль, Е.С. Королькова, Е.Л.Рутковская. ЕГЭ. Обществознание. Экзаменационный тренажер. 20 экзаменационных вариантов. Учпедгиз.Москва,2018.

Ёлкин Д.А. Право в объективном и субъективном смысле // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13(24).

Раздел. Человек и общество. Задания типа 20.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Все нормы, существующие в обществе, взаимосвязаны и в то же время имеют специфику

Существуют характерные черты права, отличающие его от других социальных регуляторов. В науке выделяют отличительные признаки права. В отличие от обычаев, традиций, моральных норм, право - это система норм, которые устанавливает государство, поэтому носят общеобязательный характер. Они распространяются на органы государственной власти, должностных лиц и граждан. Государство контролирует соблюдение, исполнение и применение правовых норм, а в случае их нарушения применяет государственное принуждение через правоохранительные органы, такие как суд, прокуратура, органы внутренних дел. Как регулятор общественных отношений право обеспечивает закрепление существующего государственного и социального строя. Это значит, что право устанавливает юридический порядок в жизни общества и государства, определяя границы возможного и допустимого.

составляет систему государственных законов. Только в форме закона оно становится обязательным. Но закон может противоречить праву, т. к. он принимается властью. Правовым законом является только тот, который не противоречит требованиям права.

Право взаимодействует с другими социальными нормами. Правовое регулирование

невозможно без опоры на мораль: например, оскорбление, ложь, клевета, все это область морали и присутствует в правовых документах.

У морали и права есть ряд общих черт: 1) способствовать общественному согласию, порядку; 2) и в морали, и в праве заключены принципы справедливости; 3) воспитательная роль морали и права заключается в том, что они вырабатывают внутреннее убеждение в необходимости добровольного соблюдения правовых и моральных предписаний. Здесь проявляется культура личности.

Различие морали и права: нормы права формально определены, т. е. заключены в документах; соблюдение права обеспечивается силой государства, их нарушение влечет за собой применение санкций, а соблюдение норм морали обеспечивается внутренним убеждением, их нарушение влечет только общественное порицание.

Различие проявляется и по сфере действия. Действие права ограничивается

документально закрепленными нормами, мораль же проникает в далёкие уголки личных отношений и недоступны для правового регулирования.

Система права -это строение права, состоящее из частей (элементов) — это нормы,

Существуют классификации отраслей права. Различают частное и публичное право. К

публичному праву относятся конституционное (государственное), административное, финансовое, уголовное, производственное; к частному — гражданское, семейное, торговое, предпринимательское право и т. д. Норма права – это общеобязательное, формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей их участников.

Структура нормы права

Классификация норм права: 1) управомочивающие — разрешения, дающие право на то,

что можно делать; 2) обязывающие - предписания, строго обязательные для исполнения; 3) запрещающие — устанавливающие, чего делать нельзя.

Отраслью права называют правовые нормы, регулирующие сферу однородных

Институт права - это обособившаяся внутри той или иной отрасли группу

взаимосвязанных юридических норм. Институт права регулирует только отдельную сторону родственных общественных отношений внутри какой-нибудь сферы. Так, в сфере трудового права есть институт приёма на работу и увольнения; институт трудового договора и т. д.

Таким образом, право устанавливается и регулируется государством, формально

определено, носит системный характер, имеет иерархию и соподчиненность элементов.

Функции права: культурно-историческая, воспитательная, социального контороля, регулятивная, охранительная

Разбор типового тренировочного задания

1) Для частного права характерен договор.

2) Частное право регулирует отношения частных лиц с государством.

3) Частному праву свойственна жёсткая централизованная регуляция общественных отношений государственной властью.

4) В частном праве все участники юридически равноправны.

5) В частном праве инициатива защиты прав субъекта права исходит от государства.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

1). Для частного права характерен договор.

4) В частном праве все участники юридически равноправны.

  1. Подстановка элементов в пропуски в тексте:

Нормы права устанавливаются ____________ и поэтому носят ________________ характер.

Варианты ответа: обществом, государством, социумом; общеобязательный,

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: охарактеризовать право как систему социальных норм, устанавливающих меру свободы в общественных отношениях

Урок обществознания в 10 классе.

Цель урока: охарактеризовать право как систему социальных норм, устанавливающих меру свободы в общественных отношениях

Задачи урока:

образовательная: углубить представления о сути, значении права, рассмотреть институт права в системе социальных норм;

- развивающая: развивать навыки работы с учебной литературой, решения Ш задач практического характера; продолжить развивать навыки коллективной

воспитательная: способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения, воспитывать чувство справедливости в отношениях между людьми, патриотизма, гражданственности.

Основные используемые понятия: право, признаки права, мораль, система права, норма права, отрасль права, институт права

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник по обществознанию 10 класс под ред.Боголюбова, раздаточный материал.

Жизнь человека есть движенье, Но жизнь без правил - хаос, суета. Как светофор руководит движеньем, Так право регулирует дела. И если хочешь стать достойным гражданином, Обществознание ты в школе изучай. Своей страны ты будь достойным сыном И нормы права строго соблюдай!

Почему люди не могут обойтись без права? Откуда право берет силу? Почему право называют минимумом морали? Как устроено право?

На эти вопросы мы и постараемся ответить на наших уроках.

ПРАВО, в узком значении — система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством;

В широком смысле охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством.

В государственно-организованном обществе право закрепляет отношения собственности, механизм хозяйственных связей, выступает как регулятор меры и форм распределения труда и его продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право);

Регламентирует формирование, порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления (конституционное право, административное право), определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное право, процессуальное право), воздействует на многие формы межличностных отношений (семейное право). Особая роль принадлежит международному праву.

Задание 1. Откройте учебник на стр.273 (Боголюбов) прочитайте пункт № 1, выявите основные подходы к понятию права.

7. (нормативно-правовой (нормативисткий) - право определяется как исходящая от государстве система общеобязательных норм, которая обеспечивает юридическое регулирование общественных отношений иохраняется силой государства

естественно-правовой - высоко ценится роль позитивного права, естественное право возникло объективно, из самой природы человека, общества, естественное право служит источником идей гуманизма, Свободы и справедливости.

интегративный - выражается в стремлении синтезировать разные подходы к праву и его определению. Однако выработка такого понятия по мнению ученых это дело будущего.

Чем различаются подходы к определению права, охарактеризованные в тексте параграфа?

Ответ: в одном случае право трактуется как продукт деятельности государства, а в другом - как явление объективное, стоящее выше государства.

Определите, что сближает разные подходы?

Ответ: и в том, и в другом случае речь идет о нормах поведения, нормах права.

что необходимо для сохранения и продолжения жизни: на свободу и личную неприкосновенность, право иметь собственность, право на свободу мысли, совести, слова, передвижения, выбора национальности, языка общения и т.д. Государство же (если это действительно демократическое государство) обязано признать, принять и защищать их.

Задание 2: Обратимся к документу на стр. 282. Автор документа - Борис Николаевич Чичерин.

Как вы думаете, какой из подходов ближе к предложенному философом? Объясните свое мнение.

Сложной и открытой системой является право. Наша задача проанализировать его с точки зрения системного подхода.

РАБОТА В ГРУППАХ.

Учитель: разделимся на 2 творческие группы. Каждая из групп будет выполнять свое задание, а затем, представит результат своей работы.

Вопросы и задания для группы 1

Назовите важнейшие признаки права

Дайте характеристики признакам права.

Вопросы и задания для группы 2

Составьте таблицу, в одной колонке которой изложите черты, сближающие мораль и право, в другой разделяющие их.

Группа 1. Право это система норм:- Установленных государством

Общеобязательных

* - Охраняемых государством

Закрепляющих общественный и

государственный строй

а) распивать алкогольные напитки; 1 б) угрожать расправой;

в) завидовать; /7 г) не платить налоги;

ж) оставить в опасности тонущего подростка;

з) не оплатить проезд в общественном транспорте;

и) портить школьное имущество;

к) отказать в помощи пожилому человеку.

Сегодня на уроке мы постарались разобраться с понятие право, узнали, что существует несколько подходов к пониманию права. Определили основные признаки права и сравнили право с моралью, найдя сходные и различные черты.

На следующем уроке мы поговорим о системе права, а также об отраслях права, институте права.

Читайте также: