Европейская культура наука и техника в средние века 10 класс конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
Конспект урока по теме "Средневековые цивилизации Европы" по истории 10 класс. Данный урок возможно также успешно провести и в 6 классах в ходе курса Всеобщей истории.
Содержимое разработки
Класс: 10 И (успешно использовано и в 6 классе в курсе Всеобщей истории)
Тип урока: комбинированный;
Формы и метод обучения: фронтальный, объяснительно-иллюстративный метод, эвристическая беседа.
Литература для учителя:
История Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. -6-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 351 с.: ил. карт.
Историко культурный стандарт.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Литература для учащихся:
История Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. -6-е изд. - М.: Просвещение, 2012. -351 с.: ил. карт.
Педагогическая цель урока: создание необходимых условий для приобретения учащимися знаний о Средневековой Европе, познакомить учащихся со Средневековыми цивилизациями и принципом периодизации Средних веков.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: вызвать интерес к событиям истории Средневековой Европы и сохранить мотивацию по изучению истории.
Предметные: овладение целостным представлением о начальном периоде становления западноевропейской цивилизации ; разобраться в основных терминах и выяснить, что представляет Средние века;
Метапредметные: уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, уметь грамотно аргументировать свои ответы.
этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Форма организации
Формы контроля
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
Приветствие учителя, показывают готовность к уроку
- Добрый день, ребята, сегодня нам предстоит изучить тему “Средневековой цивилизации Европы”. Для этого нам необходимо выяснить, что тако средневековье и его этапах, его особенности для будущих европейских стран. Средневековье расположилось между двумя великолепными периодами: между Античностью и между эпохой Западно-Европейского Возрождения.
Ученики слушают учителя и записывают тему урока.
Устный опрос учителем
3. подготовка учащихся к восприятию темы
В результате сегодняшнего урока каждый из вас сможет разобраться в основных прецессах, протекавших в IV – XV вв. и выяснить ее значение для дальнейшего развития Европы. Учитель рассказывает о последнем императоре Западной Римской империи и о последних событиях падения великой империи, давшей толчок, называемый Средними веками. Одоакр совершил переворот , сняв порфиру с малолетнего императора Рима.
-Когда произошло падение Западной Римкой Империи?
- Кто был последним императором?
Ученики внимательно слушают рассказ учителя.
- последний император Западной Римской империи – Ромул Августул.
4.Изучение нового материала
- Давайте перенесемся в далекую Флоренцию, где по улице бродил мрачный Микеланджело Буонароти и встретил жизнерадостного Рафаэля Санти, окруженного молодыми людьми. Первый спросил второго: Почему ты так весел? А почему ты так мрачен как палач? Оказалось, что Буанароти и Да Винчи получили одно задание: расписать две стены здания городской сеньории, а наблюдать за ними поручили Макиавелли. Микеланджело и Леонардо да Винчи ревновали друг друга: Кто более генеален? Кто более талантлив? Это трудно оценить, эта история о великом времени. Это время выброса духовности, выброса гениальности. Этот период называется Возрождением, когда люди жили в период расцвета, в золотое время – люди решили заняться изучением истории той самой эпохи Античности. Стали возрождать все то, что было в культуре Древней Греции и Рима, той архитектуры, литературы и науки.
Затем учитель представляет вниманию класса учебный фильм, просит учеников внимательно посмотреть фильм и записать периоды Средневековья.
Вопросы к классу по фильму:
Назовите хронологическую дату Средневековья V - XV вв.
Когда произошел расцвет культурного Возрождения?
Дайте определение Средневековью?
На какие 3 периода делится эпоха Средневековья?
Когда пала Западная Римская Империя?
Какие существуют точки зрения о конце Средневековья (какова датировка)?
Докажите, что Средние века это время культурного упадка? Дайте характеристику Средневековья.
Когда начинается Новое время, по мнению людей XV - XVI вв.?
Каков социальный состав Средневековых городов?
Где еще существовало Средневековье?
Когда наступает Расцвет Средневековья?
Откуда мы знаем о Средневековье?
Что такое исторические источники?
Какие виды исторических источников существуют?
Назовите один из самых известных изобразительных источников?
Какова длина ковра?
Что изображено на ковре?
Что такое вещественные источники?
Назовите не менее 3-х таких источников?
Какое сокровище хранится в Британском музее?
Где была найдена эта ладья?
Что было найдено в ладье?
К какому веку относится найденное погребение?
Где проводились подводные раскопки поселения?
Назовите основные виды деятельности средневекового населения?
Какие можно назвать вспомогательные исторические источники?
После опроса по фильму учитель рассказал о переходе к Средневековью.
- В 800 г. папа римский Лев III короновал короля франков Карла Великого императорской короной, Франкское государство было провозглашено империей.
Короновавшийся в Риме и получивший корону из рук главы церкви Карл Великий, король франков, становился символом единства германских традиций, римского имперского прошлого и христианских начал.Карл Великий в результате долгих войн создал огромную державу.
Далее учитель раскрыл основные понятия и дал характеристику серьориального строя, с помощью слайдов наглядной презентации:
- В XI - XII вв. землевладелец имел свой домен, земля которого обрабатывалась барщинным трудом крестьян. Что такое домен?
Учитель подводит детей к выводу, что главной ценностью считалась земля. Докажите, что это было так на самом деле?
Учитель раскрыл особенности и понятие “феодальной лестницы”.
1)Как вы понимаете понятие “феодальной лестницы”?
2)Что такое вассалитет?
-По своим размерам, уровню благосостояния и численности населения города средневековой Европы уступали городским центрам Востока. Велико было политическое и экономическое значение городов.
Задание классу: с помощью учебника пункта №5 §9 назвать, каково было политическое и экономическое значение средневекового города.
3)Что такое бюргерства?
В XI - XIII вв. городское население развернуло борьбу з освобождение от всех форм зависимость, так, начали создаваться коммуны, фактически это были города-государства.
4)Что такое средневековая коммуна? Где они располагались?
Ученики слушают рассказ и сами стараются сформулировать опредение терминов Возрождение, Средневековье.
Тема: Русская средневековая культура и культура средневекового запада.
Вопросы по теме:
1. Монастыри, как центры средневековой христианской культуры.
2. Памятники Средневековой архитектуры.
3. Рыцарская культура Средневековья.
4. Крестьянская и городская средневековая культура.
Романский стиль – этап развития средневекового европейского искусства, художественный стиль, господствовавший в Западной Европе, а также затронувший страны Восточной Европы, в XX–XII веках, в ряде мест до XIII века.
Готический стиль – особый стиль в архитектуре европейского позднего средневековья, характеризуемый стрельчатыми арками.
Аскетизм – принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельной воздержанностью в удовлетворении потребностей; отказ от земных благ в целях достижения нравственного или религиозного идеала.
Рыцарская культура – культура, носителем и вдохновителем которой было рыцарство – военное сословие в Западной Европе, пережившее свой расцвет в ХII–XIV веках.
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Монастыри, как центры средневековой христианской культуры.
Как русская, так и европейская культура в Средние века была неотделима от религии. Живопись, архитектура и литература были тесно связаны с Церковью. Центрами духовной культуры были монастыри. Однако на Западе светская культура зародилась раньше. Что же способствовало этому?
Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. Именно религия предлагала людям стройную систему представлений о мироздании. Эта картина мира основывалась на полном, безусловном противопоставлении Бога и природы, неба и земли, души и тела.
Картина мира средневекового человека была до предела насыщена разного рода символами. Каждый реальный предмет рассматривался как образ чего-то ему соответствующего в сфере более высокого и, соответственно, становился его символом. Для выражения скрытой от глаз реальности служил и язык. Символизм был универсален, мыслить означало вечно открывать скрытые значения, обещавшие спасение.
Большим влиянием пользовались теологи – религиозные философы. В XI веке зародилась схоластика – тип религиозной философии, призванный постичь основные догмы христианства средствами логики и разума. Один из самых известных схоластов своего времени Пьер Абеляр значительно развил методы диалектики.
Христианство было стержнем средневековой европейской культуры. Основной целью искусства считалось прославление деяний Бога, напоминание людям об их земном долге, о воздаянии праведникам и наказании грешников. Земная плотская красота считалась грешной, в искусстве господствовал канон – особые правила изображения. Художники Средневековья не соблюдали законов перспективы, не стремились к точности, когда писали людей и природу.
Живопись занимала особое место в русской средневековой жизни и была представлена мозаикой, фреской, иконой и книжной миниатюрой. В XIV веке роспись ряда московских церквей возглавил Феофан Грек.
Творчество Дионисия на рубеже XV и XVI столетий, завершало "золотой век" русской иконописи. Помимо хранящихся в музейных собраниях икон, принадлежавших кисти Дионисия, практически полностью сохранились росписи Рождественского храма Ферапонтова монастыря.
Памятники Средневековой архитектуры.
Наиболее крупные памятники средневековой архитектуры – соборы. В X – XII веках во Франции, Германии, Италии преобладал романский стиль, который характеризовался сочетанием ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки. Благодаря массивным стенам с узкими проёмами окон здание выглядело прочным и основательным.
С XII и до XV века в Европе утверждается готический стиль, отражающий возросшее богатство городов, уровень мастерства каменщиков. Для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
Рыцарская культура Средневековья.
Стремление церкви облагородить христианское воинство, знакомство западноевропейцев с роскошной и изысканной дворцовой жизнью в Византии и на Востоке изменили рыцарский образ жизни. На место грубому невежественному воину IX–X вв., владевшему только оружием и конем, пришёл рыцарь, знакомый с изысканным обхождением и этикетом, стихосложением и игрой на лютне. Три заповеди были святыми для рыцарей: защита Христа и церкви, служение Прекрасной Даме и верность сеньору.
В конце XI века зародилась поэзия трубадуров, которая вобрала в себя духовное и светское наследие античности, христианской и исламской философии и поэзии.
Средневековые писатели, сравнивая устройство общества с домом, отводили крестьянам роль пола, по которому все ходят, но который составляет основу здания.
Крестьянская и городская средневековая культура.
Жизнь крестьян была тесно связана с природой. Смена дня и ночи, чередование времен года влияли на хозяйственную деятельность селян и приводили к тому, что время воспринималось ими как вечный круговорот, постоянная повторяемость явлений и событий. Отсюда – почтительное отношение к традициям и обычаям старины, размеренный порядок жизни, в котором с трудом утверждались новые идеи и ценности.
Образ жизни обитателей средневекового города разительным образом отличался от быта средневековой деревни. Вместо церковного колокола ритм жизни задавали городские башенные часы, которые громко отбивали каждую четверть часа. Вместо привольно раскинувшихся деревянных домишек господствовала тесная, многоэтажная застройка.
Жизнь делала горожан любознательными. Купцу необходимы были сведения в различных областях знаний: по праву, географии, арифметике, иностранным языкам. Ремесленник должен был знать счёт и письмо, разбираться в свойствах материалов – металлов, шерсти, кожи, пеньки, меха. Для горожан недостаточно было опираться только на авторитет предков и традиции.
В городах возникла система светского образования, формировалась среда не связанных с Церковью образованных людей. Стали формироваться школы научных знаний, опиравшихся на естественно-научные методы изучения природных явлений, опыт и эксперимент. Эти методы, в частности, отстаивал английский ученый Роджер Бэкон, открывший европейцам секрет изготовления пороха. Он считал Землю круглой и полагал возможным достичь Индии морским путем. За свои взгляды, расходившиеся с догмами Церкви, Бэкон был осужден и провел 12 лет в тюрьме.
Широчайшее распространение в Европе получила алхимия, которая занималась поиском субстанции, способной превращать обычные металлы в золото или серебро и служить средством вечной молодости. Хотя её цели и средства были весьма сомнительны, алхимия была во многих отношениях предшественницей химии.
Как русская, так и европейская культура Средневековья была христианской по своему содержанию, однако она вобрала в себя многие элементы народной (языческой) культуры.
Одной из отличительных черт средневековой культуры Западной Европы являлось возникновение в ней светской культуры, отразившей культурное самосознание и духовные идеалы рыцарства и возникшего в зрелом Средневековье нового социального слоя – горожан.
Теоретический материал для углубленного изучения:
«Военные и рыцарские предприятия объявлялись и обнародовались так торжественно, что уже одно это могло возбуждать в воинах рвение состязаться и искать славы – награды их подвигов. Данные по этому поводу обеты утверждались актами, нерушимость которых предписывалась религией и честью. Шло ли дело об обороне или атаке специально выбранного места, нужно ли было нападать или обороняться в действительном сражении, – ни чем не изменяемые клятвы и обеты обязывали жертвовать жизнью, не изменяя и не отступаясь от интересов государства.
Тренировочные задания:
1. Расположите имена иконописцев в хронологической последовательности их жизни и деятельности.
а) Андрей Рублёв,
Правильный ответ:
а) Андрей Рублёв,
Разбор задания:
Феофан Грек – иконописец преимущественно второй половины XIV века. Он родился в Византии (отсюда прозвище Грек), прибыл на Русь вместе с византийским митрополитом. У него были свои ученики и свои последователи, и он немало способствовал повышению качественного уровня московской иконописи.
2. В Западной Европе подъему культуры способствовали:
а) успехи в сельском хозяйстве;
б) быстрый рост городов;
в) образование удельных княжеств;
г) образование централизованных государств.
Правильный ответ:
б) быстрый рост городов;
Разбор задания:
С XI в. центрами культурной жизни в Западной Европе становятся города. Именно в средневековых городах открываются университеты, зарождается театр, развивается городская литература, строятся ратуши и готические соборы. Поэтому культурный подъем в Западной Европе связан с быстрым ростом числа городов.
Учитель. Распад Римской империи на Западную и Восточную, разделение церквей на греко-православную и римско-католическую привело к образованию двух типов культуры: византийской и западноевропейской. Вы познакомились на предыдущих уроках с византийской культурой. Проверим знания по данной теме с помощью графического диктанта, выполненного на компьютерах.
Учитель. Тема нашего урока: "Культура средневековой Западной Европы". Для наглядности по ходу урока мы будем конструировать логико-смысловую модель В.Э.Штейнберга, путем заполнения 6-ти координат. В центре - изучаемый объект, т.е. "средневековая Западная Европа" (слайд 1, приложение 1).
Западноевропейская культура формировалась под колоссальным воздействием церкви (слайд 2). Христианская церковь не только формировала этические представления о мире и человеке, но и активно участвовала и контролировала все сферы жизни общества.
Первую координатную ось К1 озаглавим "Образование" (слайд 3).
Достаточно долго, до XI века образование в Западной Европе было уделом духовенства. Школы, возникшие в монастырях с VI века, обучали бельцев - мальчиков, предназначенных в монахи (слайд 4).
Как вы считаете, какие в первую очередь им были необходимы знания?
(знание святого писания)
Да, действительно, прежде всего, их обучали Библии, а также курсу, состоящему из семи свободных искусств (слайд 5).
Курс делился на "тривиум" (грамматика, риторика, логика) и "квадриум" (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Обучение велось на латыни.
К XI веку дело образования перешло из монастырей в соборные школы, а затем и в городские школы (слайд 6). Известные учителя давали известность городу. К ним стекались из всех стран ученики, желавшие получить у конкретного преподавателя лучшие знания по логике, философии и т.д. Этих учеников называли вагантами (от лат. vago - бродить), т. е. бродячие школяры (слайд 7). Они стали создателями и исключительными носителями особого рода литературы - поэзии вагантов. Она заключается по преимуществу в песнях застольных и любовных, и конечно религиозной лирики.
Ученик. Читает из поэзии вагантов стихотворение "Фортуна".
(из поэзии вагантов)
О Фортуна,
Лик твой лунный
Вечно изменяется:
Прибывает,
Убывает,
Дня не сохраняется.
То ты злая,
То благая
Прихотливой волею;
И вельможных,
И ничтожных
Ты меняешь долею.
Мощным летом
По высотам
Колесо катящая,
Неминучесть,
Нашу участь
Так и сяк вертящая.
Жил я славно,
Но злонравно
Ты меня покинула:
Скрылось благо,
Тело наго,
Вся отрада минула.
Случай правит,
Случай травит
Нас с жестокой страстию:
В твоей власти
Наше счастье
И в твоей - несчастие.
Гряньте в струны
Песнь Фортуны,
В лад со мною сетуя -
Все, что ложно,
Ненадежно,
Слейте с песней этою!
Учитель. К концу XII века некоторые знаменитые школы стали университетами: Болонья, Оксфорд, Париж (слайд 8). К XV веку в европейских странах насчитывалось более 60 университетов.
Благодаря церкви, при активном участии духовенства, развивалось не только образование, но и наука.
Рассмотрим следующую составляющую средневековой культуры - науку.
Вторую координатную ось К2 озаглавим "Наука" (слайд 9).
Хранителями многих знаний античного мира были монастыри, где находились лучшие библиотеки (слайд 10). При монастырях осуществлялись переводы трудов античных ученых (слайд 11). В средневековье ученым был в первую очередь монах. Научные опыты проводились также в стенах монастырей (слайд 12).
А теперь обратимся к искусству средневековья, которое было, прежде всего, искусством церковным. Одним из почетных видов искусства, которому покровительствовала церковь, была музыка.
Третью координатную ось К3 озаглавим "Музыка" (слайд 13).
Музыка эмоционально воздействовала на человека, поэтому во время праздничного богослужения - литургии звучало голосовое пение. Еще в начале VII века папа Григорий Великий создал сборник канонических культовых песнопений, получивших название "григорианского хорала" (звучит григорианский хорал, слайд 14). Исполняли церковную музыку на слух. Появилась необходимость в системе записи, как знаковой, так и слоговой.
В XI веке происходит настоящая революция в церковной музыке. Ученый монах, руководитель хора - Гвидо из Ареццо придумывает способ записывать музыку. За основу Гвидо взял графическое изображение струн: горизонтальные линейки. А на них как бы прикосновение пальцев: квадратные, ромбические, позднее овальные знаки (знак по латыни - "нота"). Если звук надо долго выдерживать, то нота не заштрихована. Если нота разделена вертикальной чертой, то звучит вдвое короче, а если ноту заштриховать, она станет еще вдвое короче (слайд 15). Гвидо ввел также слоговое название звуков, взяв их из начальных слогов строк известного гимна св. Иоанну (слайд 16).
Ut gueant laxis
Sancte Iohannes!
Так обозначились слоги: ут, ре, ми, фа, соль, ля. Слог "си" составили первые буквы слов последней строчки гимна. Такая система обозначения звуков была необычайно удобна для пения, так как первым звуком в слоге был согласный. Единственное неудобство составлял слог "ут". Поэтому итальянский теоретик и учитель пения Дж. Дони в 1540 году заменил его на "до", взяв этот слог из своей собственной фамилии.
Таким образом, казалось бы, несложное изобретение знаковой и слоговой записи принципиально изменило положение музыки в европейской художественной культуре: появилась возможность фиксировать музыкальное произведение. Как записал автор музыки, так и надо ее исполнять (слайд 17).
Нотами стали пользоваться также и светские музыканты. Развитие светской музыки неразрывно связано с замковой рыцарской культурой и, в частности, с музыкально-поэтическим творчеством трубадуров (слайд 18). Кто такие трубадуры?
(ученики высказывают свое мнение)
Учитель. Трубадуры - выходцы из феодальных кругов, поэты. Благодаря им в европейской поэзии появилась рифма. Трубадуры - почти всегда певцы, которые исполняют свои произведения либо на мелодии собственного сочинения, либо на народные мелодии. На музыкальных инструментах им аккомпанируют слуги - менестрели. Трубадуры выработали целую систему музыкально-поэтических жанров: кансона, сирвента, тенсона, альба, пасторела, плач, баллада (слайд 19).
(ученики записывают в словаре пояснение к музыкально-поэтическим жанрам, слайды 20, 21)
Ученики. Читают фрагменты из поэзии трубадуров.
Бернарт де Вентадорн
Как рыбку мчит игривая струя
К приманке злой, на смерть со дна морского,
Так устремила и любовь меня
Туда, где гибель мне была готова,
Не уберег я сердце от огня,
И пламя жжет сильней день ото дня,
И не вернуть беспечного былого.
Но я любви не удивлюсь моей, -
Кто Донну знал, все для того понятно:
На целом свете не сыскать милей
Красавицы приветливой и статной.
Сирвента
.
Лишь тот мне мил среди князей,
Кто в битву ринуться готов,
Чтоб пылкой доблестью своей
Бодрить сердца своих бойцов,
Доспехами бряцая.
Я ничего за тех не дам,
Чей меч в бездействии упрям,
Кто, в схватку попадая,
Так ран боится, что и сам
Не бьет по вражеским бойцам.
Боярышник листвой в саду поник,
Где донна с другом ловят каждый миг:
Вот-вот рожка раздастся первый клик!
Увы, рассвет, ты слишком поспешил!
Ах, если б ночь господь навеки дал,
И милый мой меня не покидал,
И страж забыл свой утренний сигнал:
Увы, рассвет, ты слишком поспешил!
Встретил пастушку вчера я,
Здесь, у ограды, блуждая.
Бойкая, хоть и простая,
Мне повстречалась девица.
Шубка на ней меховая
И кацавейка цветная,
Чепчик - от ветра прикрыться.
К ней обратился тогда я:
- Милочка! Буря какая!
Вьюга взметается злая!
- Дон! - отвечала девица,-
Право, здорова всегда я,
Вьюга пускай себе злится
- Милочка! Лишь за цветами
Шел я, но будто бы в раме
Вижу вас между кустами.
Как хороши вы, девица!
Скучно одной тут часами,
Да и не справитесь сами -
Стадо у вас разбежится!
Дон! Не одними словами,
Надо служить и делами
Донне восславленной вами, -
Право, - сказала девица, -
Сколько забот со стадами!
С вами пустыми речами
Тешиться мне не годится.
- Милочка, честное слово,
Не от виллана простого,
А от сеньора младого
Мать родила вас, девица!
Сердце любить вас готово,
Око все снова и снова
Смотрит и не наглядится.
- Дон! Говорите вы льстиво,
Как я мила и красива,
Что же, я буду правдива;
Право,- сказала девица -
Честь берегу я стыдливо,
Чтоб из-за радости лживой
Вечным стыдом не покрыться
- Милочка, феи успели
Вас одарить с колыбели,-
Но не понятно ужели
Вам дорогая девица
Как бы вы похорошели,
Если с собой бы велели
Рядышком мне приютиться!
- Дон! Те хвалы, что вы пели,
Слушала я еле-еле, -
Так они мне надоели!
Право, сказала девица, -
Чтобы вы там не хотели,
Видно судьба пустомеле
В замок ни с чем воротиться!
Учитель. Еще одной важной составляющей культуры является театр.
Христианство в борьбе с язычеством резко осуждала любые театральные зрелища. Однако церковь театр и возродила.
Четвертую координатную ось К4 озаглавим "Театр" (слайд 22).
Уже в IX веке пасхальное чтение текстов о погребении Христа сопровождалось предметной демонстрацией этого события. Посреди храма ставили крест, который потом завертывали в черную материю и относили на плащаницу - так разыгрывали погребение тела Христа. Постепенно появляется и театрализованный диалог. Например, во время празднования Рождества Христова посреди храма выставлялась икона с изображением Богоматери с младенцем, около которой происходил диалог священников, наряженных в пастухов. Так постепенно зарождается литургическая драма - театральное действие во время праздничного богослужения (слайд 23).
С XI века, во французских церквях в пасхальную неделю устраивалась большая литургическая драма "Девы мудрые и девы неразумные". Священники условно одевались женщинами, ищущими тело Христа; ангелом, торжественно объявляющим им о воскресении; появлялся даже сам Христос, возвещавший всем о своем будущем пришествии.
Еще более разнообразными были инсценировки рождественского цикла, состоявшего обычно из нескольких литургических драм, отражающих различные эпизоды евангельской истории: шествие пастухов и волхвов на поклонение младенцу Христу, гнев Ирода, избиение младенцев. И хотя литургические драмы разыгрывались в пространстве церкви, постепенно одежда священников меняется на бытовые костюмы: плащи, царские мантии, воинские шлемы. Персонажи пытаются говорить "от себя", а не только передавать евангельский текст.
Расширяется и сценическая площадка. Если вначале действие происходило только в центре храма, то со временем храм разделяли на отдельные площадки со своими декорациями (Иерусалим, Рим, Вифлеем, Голгофа). Зрители могли перемещаться от одной площадки к другой, наблюдая за происходящими сценическими действиями (слайд 24).
Использовались и различные технические приспособления. Вифлеемскую звезду спускали на веревке виде фонарика со свечой внутри. Для сцены исчезновения Христа использовали люк. Даже существовали специальные летательные приспособления для изображения спуска святого духа и вознесения ангелов.
Постепенно представление выходит за пределы церкви и в XII веке возникает полулитургическая драма, которую исполняют на паперти (слайд 25). Полулитургическую драму старались приурочить не к церковному празднику, а к шумным ярмарочным дням, когда в городе собиралось большое количество народа. В ней принимали участие не только священники, но и прихожане. Кроме евангельских сюжетов разыгрывались эпизоды Ветхого завета, и даже бытовые сценки.
В XIII веке возникает новый вид представлений на религиозную тему - миракли (от латинского miraclum - чудо), т.е. инсценировка разного рода чудес, в результате которых порочные деяния наказывались, а грешники приходили к покаянию (слайд 26).
Ученики. Класс делится на две команды. Одна разыгрывает литургическую драму на рождественский сюжет, а другая на пасхальный сюжет
Учитель. Сегодня на уроке мы начали знакомство с культурой средневековой Западной Европы. Какой вывод вы могли бы сделать?
(ученики высказывают свое мнение по пройденной теме)
К следующему уроку найдите и запишите в словаре определения романского и готического стилей.
В эти же столетия возникли стихотворные рыцарские романы и повести. Особенно широко в романах отразились легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Двор Артура представал как место, где процветали лучшие рыцарские качества. Романы переносили читателя в фантастический мир, где на каждом шагу встречались феи, великаны, волшебники, притесняемые красавицы, ждущие помощи от смелых рыцарей.
В XII веке начался расцвет городской литературы. Горожане любили короткие рассказы в стихах и басни на бытовые темы. Их героями чаще всего были ловкий, хитрый бюргер или веселый, находчивый крестьянин. Они неизменно оставляли в дураках своих противников – чванливых рыцарей и жадных монахов. С городской литературой связаны стихи вагантов (в переводе с латинского – бродяг). Вагантами называли школяров и студентов, которые в XII–XIII веках кочевали по городам и университетам Европы в поисках новых преподавателей.
Доменико Петарлини. Данте Алигьери
С XI века в Западной Европе началось большое строительство. Богатая церковь расширяла число и величину храмов, перестраивала старые сооружения. До XI–XII веков в Европе господствовал романский стиль. Романский храм – массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором. Всюду повторяются очертания полукруглой арки – на сводах, оконных проемах, входах в храм.
Церковь Сан-Мартин во Фромисте (1066 г.) – один из лучших памятников романского стиля в Испании
С середины XII века в свободных городах сооружались торговые помещения, залы для собраний цехов и гильдий, больницы, гостиницы. Главными украшениями города были ратуша и особенно собор. Постройки XII–XV веков получили позже название готических. Теперь легкий и высокий стрельчатый свод опирается внутри на пучки узких, высоких колонн, а снаружи на массивные опорные столбы и на соединительные арки. Залы – просторные и высокие, в них поступает больше света и воздуха, они богато украшены живописью, резьбой, барельефами. Благодаря широким проходам и сквозным галереям, множеству огромных окон и кружевной каменной резьбы готические соборы кажутся прозрачными.
Собор Парижской Богоматери
Стены романских храмов были покрыты росписями. Большим достижением живописи была книжная миниатюра. Во множестве ярких рисунков отражалась вся жизнь людей. Бытовые сцены изображались и на фресках, что особенно характерно для немецких и скандинавских храмов XIV–XV веков.
Рассматривая культурное наследие Средневековья, остановимся на научных достижениях. В Средние века процветали астрология и алхимия. Наблюдения и опыты астрологов и алхимиков способствовали накоплению знаний по астрономии и химии. Алхимики, например, открыли и усовершенствовали способы получения металлических сплавов, красок, лекарственных веществ, создали многие химические приборы и приспособления для проведения опытов. Астрологи изучали расположение звезд и светил, их движение и законы физики. Накапливала полезные знания и медицина.
Верхнебойное водяное колесо
Появление огнестрельного оружия. Раньше металл плавили в маленьких горнах, нагнетая в них воздух ручными мехами. С XIV века начали строить домны – плавильные печи до 3–4 метров в высоту. Водяное колесо было соединено с большими мехами, которые с силой вдували в печь воздух. Благодаря этому в домне достигалась очень высокая температура: железная руда плавилась, образовывался жидкий чугун. Из чугуна отливали различные изделия, а путем его переплавки получали железо и сталь. Металла теперь выплавляли намного больше, чем прежде. Для плавки металла в домнах стали применять не только древесный, но и каменный уголь.
С развитием государства и городов, науки и мореплавания возрастал объем знаний и, одновременно, нужда в образованных людях, в расширении обучения и в книгах, в том числе учебниках. В XIV веке в Европе стали изготовлять более дешевый писчий материал – бумагу, но книг по-прежнему не хватало. Чтобы размножить текст, делали оттиски с деревянной или медной доски с вырезанными на ней буквами, но этот способ был очень несовершенным и требовал больших затрат труда. В середине XV века немец Иоганн Гутенберг (ок. 1399–1468) изобрел книгопечатание. После долгих и упорных трудов и поисков он стал отливать из металла отдельные литеры (буквы); из них изобретатель составлял строки и страницы набора, с которого делал оттиск на бумагу. С помощью разборного шрифта можно было набрать сколько угодно страниц любого текста. Гутенберг изобрел и печатный станок. В 1456 году Гуттенберг выпустил первую печатную книгу – Библию, которая в художественном отношении не уступала лучшим рукописным книгам. Изобретение книгопечатания – одно из величайших открытий в истории человечества. Оно способствовало развитию образования, науки и литературы. Благодаря печатной книге знания, накопленные людьми, вся необходимая информация стали распространяться быстрее. Они полнее сохранялись и передавались следующим поколениям людей. Успехи в распространении информации важной части развития культуры и всех отраслей жизни общества, сделали в позднее Средневековье свой очередной важный шаг – шаг к Новому времени.
Библия Иоганна Гуттенберга
Образование в Средние Века.
С развитием городов и торговли, деловых и дипломатических связей, в ходе военных предприятий, завоевания новых территорий и переселений люди стали чаще покидать родные места. Путешественники выходили далеко за пределы христианского мира и привозили интересные сведения о разных народах. Яркий рассказ о странах Дальнего Востока в XIII веке оставил венецианский купец и путешественник Марко Поло.
В XI–XII веках появилось большое количество переводов на латинский язык книг греческих и арабских ученых: почти все сочинения Аристотеля, главные труды греков и арабов по географии, астрономии, математике, медицине. Центрами перевода были Испания и норманнская Сицилия, единственное королевство этого времени, где бок о бок мирно жили православные греки, арабы-мусульмане и западные католики. Круг знаний европейцев необыкновенно расширился и обогатился.
Схема управления средневекового университета
В XV веке в Европе было уже более 60 университетов. Парижский университет славился преподавателями философии и богословия, университет Болоньи (Италия) – права, Салерно (Сицилия) – медицины. Университеты способствовали появлению в Европе светской интеллигенции и образованного чиновничества, общему подъему культуры.
Могила Пьера Абеляра и Элоизы
Читайте также:
- Конспект урока сила архимеда 7 класс урок по фгос
- Сельское хозяйство и его отраслевая структура география 8 класс план конспект
- Конспект тютчев и фет
- Увеличение числа на несколько единиц 1 класс начальная школа 21 века презентация и конспект урока
- Системы уравнений основные понятия 9 класс мордкович конспект урока