Европейская культура наука и техника в средние века 10 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Конспект урока по теме "Средневековые цивилизации Европы" по истории 10 класс. Данный урок возможно также успешно провести и в 6 классах в ходе курса Всеобщей истории.

Содержимое разработки

Класс: 10 И (успешно использовано и в 6 классе в курсе Всеобщей истории)

Тип урока: комбинированный;

Формы и метод обучения: фронтальный, объяснительно-иллюстративный метод, эвристическая беседа.

Литература для учителя:

История Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. -6-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 351 с.: ил. карт.

Историко культурный стандарт.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Литература для учащихся:

История Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. -6-е изд. - М.: Просвещение, 2012. -351 с.: ил. карт.

Педагогическая цель урока: создание необходимых условий для приобретения учащимися знаний о Средневековой Европе, познакомить учащихся со Средневековыми цивилизациями и принципом периодизации Средних веков.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: вызвать интерес к событиям истории Средневековой Европы и сохранить мотивацию по изучению истории.

Предметные: овладение целостным представлением о начальном периоде становления западноевропейской цивилизации ; разобраться в основных терминах и выяснить, что представляет Средние века;

Метапредметные: уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, уметь грамотно аргументировать свои ответы.

этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Форма организации

Формы контроля

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя, показывают готовность к уроку

- Добрый день, ребята, сегодня нам предстоит изучить тему “Средневековой цивилизации Европы”. Для этого нам необходимо выяснить, что тако средневековье и его этапах, его особенности для будущих европейских стран. Средневековье расположилось между двумя великолепными периодами: между Античностью и между эпохой Западно-Европейского Возрождения.

Ученики слушают учителя и записывают тему урока.

Устный опрос учителем

3. подготовка учащихся к восприятию темы

В результате сегодняшнего урока каждый из вас сможет разобраться в основных прецессах, протекавших в IV – XV вв. и выяснить ее значение для дальнейшего развития Европы. Учитель рассказывает о последнем императоре Западной Римской империи и о последних событиях падения великой империи, давшей толчок, называемый Средними веками. Одоакр совершил переворот , сняв порфиру с малолетнего императора Рима.

-Когда произошло падение Западной Римкой Империи?

- Кто был последним императором?

Ученики внимательно слушают рассказ учителя.

- последний император Западной Римской империи – Ромул Августул.

4.Изучение нового материала

- Давайте перенесемся в далекую Флоренцию, где по улице бродил мрачный Микеланджело Буонароти и встретил жизнерадостного Рафаэля Санти, окруженного молодыми людьми. Первый спросил второго: Почему ты так весел? А почему ты так мрачен как палач? Оказалось, что Буанароти и Да Винчи получили одно задание: расписать две стены здания городской сеньории, а наблюдать за ними поручили Макиавелли. Микеланджело и Леонардо да Винчи ревновали друг друга: Кто более генеален? Кто более талантлив? Это трудно оценить, эта история о великом времени. Это время выброса духовности, выброса гениальности. Этот период называется Возрождением, когда люди жили в период расцвета, в золотое время – люди решили заняться изучением истории той самой эпохи Античности. Стали возрождать все то, что было в культуре Древней Греции и Рима, той архитектуры, литературы и науки.

Затем учитель представляет вниманию класса учебный фильм, просит учеников внимательно посмотреть фильм и записать периоды Средневековья.

Вопросы к классу по фильму:

Назовите хронологическую дату Средневековья V - XV вв.

Когда произошел расцвет культурного Возрождения?

Дайте определение Средневековью?

На какие 3 периода делится эпоха Средневековья?

Когда пала Западная Римская Империя?

Какие существуют точки зрения о конце Средневековья (какова датировка)?

Докажите, что Средние века это время культурного упадка? Дайте характеристику Средневековья.

Когда начинается Новое время, по мнению людей XV - XVI вв.?

Каков социальный состав Средневековых городов?

Где еще существовало Средневековье?

Когда наступает Расцвет Средневековья?

Откуда мы знаем о Средневековье?

Что такое исторические источники?

Какие виды исторических источников существуют?

Назовите один из самых известных изобразительных источников?

Какова длина ковра?

Что изображено на ковре?

Что такое вещественные источники?

Назовите не менее 3-х таких источников?

Какое сокровище хранится в Британском музее?

Где была найдена эта ладья?

Что было найдено в ладье?

К какому веку относится найденное погребение?

Где проводились подводные раскопки поселения?

Назовите основные виды деятельности средневекового населения?

Какие можно назвать вспомогательные исторические источники?

После опроса по фильму учитель рассказал о переходе к Средневековью.

- В 800 г. папа римский Лев III короновал короля франков Карла Великого императорской короной, Франкское государство было провозглашено империей.

Короновавшийся в Риме и получивший корону из рук главы церкви Карл Великий, король франков, становился символом единства германских традиций, римского имперского прошлого и христианских начал.Карл Великий в результате долгих войн создал огромную державу.

Далее учитель раскрыл основные понятия и дал характеристику серьориального строя, с помощью слайдов наглядной презентации:

- В XI - XII вв. землевладелец имел свой домен, земля которого обрабатывалась барщинным трудом крестьян. Что такое домен?

Учитель подводит детей к выводу, что главной ценностью считалась земля. Докажите, что это было так на самом деле?

Учитель раскрыл особенности и понятие “феодальной лестницы”.

1)Как вы понимаете понятие “феодальной лестницы”?

2)Что такое вассалитет?

-По своим размерам, уровню благосостояния и численности населения города средневековой Европы уступали городским центрам Востока. Велико было политическое и экономическое значение городов.

Задание классу: с помощью учебника пункта №5 §9 назвать, каково было политическое и экономическое значение средневекового города.

3)Что такое бюргерства?

В XI - XIII вв. городское население развернуло борьбу з освобождение от всех форм зависимость, так, начали создаваться коммуны, фактически это были города-государства.

4)Что такое средневековая коммуна? Где они располагались?

Ученики слушают рассказ и сами стараются сформулировать опредение терминов Возрождение, Средневековье.

Тема: Русская средневековая культура и культура средневекового запада.

Вопросы по теме:

1. Монастыри, как центры средневековой христианской культуры.

2. Памятники Средневековой архитектуры.

3. Рыцарская культура Средневековья.

4. Крестьянская и городская средневековая культура.

Романский стиль – этап развития средневекового европейского искусства, художественный стиль, господствовавший в Западной Европе, а также затронувший страны Восточной Европы, в XX–XII веках, в ряде мест до XIII века.

Готический стиль – особый стиль в архитектуре европейского позднего средневековья, характеризуемый стрельчатыми арками.

Аскетизм – принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельной воздержанностью в удовлетворении потребностей; отказ от земных благ в целях достижения нравственного или религиозного идеала.

Рыцарская культура – культура, носителем и вдохновителем которой было рыцарство – военное сословие в Западной Европе, пережившее свой расцвет в ХII–XIV веках.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Монастыри, как центры средневековой христианской культуры.

Как русская, так и европейская культура в Средние века была неотделима от религии. Живопись, архитектура и литература были тесно связаны с Церковью. Центрами духовной культуры были монастыри. Однако на Западе светская культура зародилась раньше. Что же способствовало этому?

Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. Именно религия предлагала людям стройную систему представлений о мироздании. Эта картина мира основывалась на полном, безусловном противопоставлении Бога и природы, неба и земли, души и тела.

Картина мира средневекового человека была до предела насыщена разного рода символами. Каждый реальный предмет рассматривался как образ чего-то ему соответствующего в сфере более высокого и, соответственно, становился его символом. Для выражения скрытой от глаз реальности служил и язык. Символизм был универсален, мыслить означало вечно открывать скрытые значения, обещавшие спасение.

Большим влиянием пользовались теологи – религиозные философы. В XI веке зародилась схоластика – тип религиозной философии, призванный постичь основные догмы христианства средствами логики и разума. Один из самых известных схоластов своего времени Пьер Абеляр значительно развил методы диалектики.

Христианство было стержнем средневековой европейской культуры. Основной целью искусства считалось прославление деяний Бога, напоминание людям об их земном долге, о воздаянии праведникам и наказании грешников. Земная плотская красота считалась грешной, в искусстве господствовал канон – особые правила изображения. Художники Средневековья не соблюдали законов перспективы, не стремились к точности, когда писали людей и природу.

Живопись занимала особое место в русской средневековой жизни и была представлена мозаикой, фреской, иконой и книжной миниатюрой. В XIV веке роспись ряда московских церквей возглавил Феофан Грек.

Творчество Дионисия на рубеже XV и XVI столетий, завершало "золотой век" русской иконописи. Помимо хранящихся в музейных собраниях икон, принадлежавших кисти Дионисия, практически полностью сохранились росписи Рождественского храма Ферапонтова монастыря.

Памятники Средневековой архитектуры.

Наиболее крупные памятники средневековой архитектуры – соборы. В X – XII веках во Франции, Германии, Италии преобладал романский стиль, который характеризовался сочетанием ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки. Благодаря массивным стенам с узкими проёмами окон здание выглядело прочным и основательным.

С XII и до XV века в Европе утверждается готический стиль, отражающий возросшее богатство городов, уровень мастерства каменщиков. Для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Рыцарская культура Средневековья.

Стремление церкви облагородить христианское воинство, знакомство западноевропейцев с роскошной и изысканной дворцовой жизнью в Византии и на Востоке изменили рыцарский образ жизни. На место грубому невежественному воину IX–X вв., владевшему только оружием и конем, пришёл рыцарь, знакомый с изысканным обхождением и этикетом, стихосложением и игрой на лютне. Три заповеди были святыми для рыцарей: защита Христа и церкви, служение Прекрасной Даме и верность сеньору.

В конце XI века зародилась поэзия трубадуров, которая вобрала в себя духовное и светское наследие античности, христианской и исламской философии и поэзии.

Средневековые писатели, сравнивая устройство общества с домом, отводили крестьянам роль пола, по которому все ходят, но который составляет основу здания.

Крестьянская и городская средневековая культура.

Жизнь крестьян была тесно связана с природой. Смена дня и ночи, чередование времен года влияли на хозяйственную деятельность селян и приводили к тому, что время воспринималось ими как вечный круговорот, постоянная повторяемость явлений и событий. Отсюда – почтительное отношение к традициям и обычаям старины, размеренный порядок жизни, в котором с трудом утверждались новые идеи и ценности.

Образ жизни обитателей средневекового города разительным образом отличался от быта средневековой деревни. Вместо церковного колокола ритм жизни задавали городские башенные часы, которые громко отбивали каждую четверть часа. Вместо привольно раскинувшихся деревянных домишек господствовала тесная, многоэтажная застройка.

Жизнь делала горожан любознательными. Купцу необходимы были сведения в различных областях знаний: по праву, географии, арифметике, иностранным языкам. Ремесленник должен был знать счёт и письмо, разбираться в свойствах материалов – металлов, шерсти, кожи, пеньки, меха. Для горожан недостаточно было опираться только на авторитет предков и традиции.

В городах возникла система светского образования, формировалась среда не связанных с Церковью образованных людей. Стали формироваться школы научных знаний, опиравшихся на естественно-научные методы изучения природных явлений, опыт и эксперимент. Эти методы, в частности, отстаивал английский ученый Роджер Бэкон, открывший европейцам секрет изготовления пороха. Он считал Землю круглой и полагал возможным достичь Индии морским путем. За свои взгляды, расходившиеся с догмами Церкви, Бэкон был осужден и провел 12 лет в тюрьме.

Широчайшее распространение в Европе получила алхимия, которая занималась поиском субстанции, способной превращать обычные металлы в золото или серебро и служить средством вечной молодости. Хотя её цели и средства были весьма сомнительны, алхимия была во многих отношениях предшественницей химии.

Как русская, так и европейская культура Средневековья была христианской по своему содержанию, однако она вобрала в себя многие элементы народной (языческой) культуры.

Одной из отличительных черт средневековой культуры Западной Европы являлось возникновение в ней светской культуры, отразившей культурное самосознание и духовные идеалы рыцарства и возникшего в зрелом Средневековье нового социального слоя – горожан.

Теоретический материал для углубленного изучения:

«Военные и рыцарские предприятия объявлялись и обнародовались так торжественно, что уже одно это могло возбуждать в воинах рвение состязаться и искать славы – награды их подвигов. Данные по этому поводу обеты утверждались актами, нерушимость которых предписывалась религией и честью. Шло ли дело об обороне или атаке специально выбранного места, нужно ли было нападать или обороняться в действительном сражении, – ни чем не изменяемые клятвы и обеты обязывали жертвовать жизнью, не изменяя и не отступаясь от интересов государства.

Тренировочные задания:

1. Расположите имена иконописцев в хронологической последовательности их жизни и деятельности.

а) Андрей Рублёв,

Правильный ответ:

а) Андрей Рублёв,

Разбор задания:

Феофан Грек – иконописец преимущественно второй половины XIV века. Он родился в Византии (отсюда прозвище Грек), прибыл на Русь вместе с византийским митрополитом. У него были свои ученики и свои последователи, и он немало способствовал повышению качественного уровня московской иконописи.

2. В Западной Европе подъему культуры способствовали:

а) успехи в сельском хозяйстве;

б) быстрый рост городов;

в) образование удельных княжеств;

г) образование централизованных государств.

Правильный ответ:

б) быстрый рост городов;

Разбор задания:

С XI в. центрами культурной жизни в Западной Европе становятся города. Именно в средневековых городах открываются университеты, зарождается театр, развивается городская литература, строятся ратуши и готические соборы. Поэтому культурный подъем в Западной Европе связан с быстрым ростом числа городов.

Учитель. Распад Римской империи на Западную и Восточную, разделение церквей на греко-православную и римско-католическую привело к образованию двух типов культуры: византийской и западноевропейской. Вы познакомились на предыдущих уроках с византийской культурой. Проверим знания по данной теме с помощью графического диктанта, выполненного на компьютерах.

Учитель. Тема нашего урока: "Культура средневековой Западной Европы". Для наглядности по ходу урока мы будем конструировать логико-смысловую модель В.Э.Штейнберга, путем заполнения 6-ти координат. В центре - изучаемый объект, т.е. "средневековая Западная Европа" (слайд 1, приложение 1).

Западноевропейская культура формировалась под колоссальным воздействием церкви (слайд 2). Христианская церковь не только формировала этические представления о мире и человеке, но и активно участвовала и контролировала все сферы жизни общества.

Первую координатную ось К1 озаглавим "Образование" (слайд 3).

Достаточно долго, до XI века образование в Западной Европе было уделом духовенства. Школы, возникшие в монастырях с VI века, обучали бельцев - мальчиков, предназначенных в монахи (слайд 4).

Как вы считаете, какие в первую очередь им были необходимы знания?

(знание святого писания)

Да, действительно, прежде всего, их обучали Библии, а также курсу, состоящему из семи свободных искусств (слайд 5).

Курс делился на "тривиум" (грамматика, риторика, логика) и "квадриум" (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Обучение велось на латыни.

К XI веку дело образования перешло из монастырей в соборные школы, а затем и в городские школы (слайд 6). Известные учителя давали известность городу. К ним стекались из всех стран ученики, желавшие получить у конкретного преподавателя лучшие знания по логике, философии и т.д. Этих учеников называли вагантами (от лат. vago - бродить), т. е. бродячие школяры (слайд 7). Они стали создателями и исключительными носителями особого рода литературы - поэзии вагантов. Она заключается по преимуществу в песнях застольных и любовных, и конечно религиозной лирики.

Ученик. Читает из поэзии вагантов стихотворение "Фортуна".

(из поэзии вагантов)

О Фортуна,
Лик твой лунный
Вечно изменяется:
Прибывает,
Убывает,
Дня не сохраняется.
То ты злая,
То благая
Прихотливой волею;
И вельможных,
И ничтожных
Ты меняешь долею.
Мощным летом
По высотам
Колесо катящая,
Неминучесть,
Нашу участь
Так и сяк вертящая.
Жил я славно,
Но злонравно
Ты меня покинула:
Скрылось благо,
Тело наго,
Вся отрада минула.
Случай правит,
Случай травит
Нас с жестокой страстию:
В твоей власти
Наше счастье
И в твоей - несчастие.
Гряньте в струны
Песнь Фортуны,
В лад со мною сетуя -
Все, что ложно,
Ненадежно,
Слейте с песней этою!

Учитель. К концу XII века некоторые знаменитые школы стали университетами: Болонья, Оксфорд, Париж (слайд 8). К XV веку в европейских странах насчитывалось более 60 университетов.

Благодаря церкви, при активном участии духовенства, развивалось не только образование, но и наука.

Рассмотрим следующую составляющую средневековой культуры - науку.

Вторую координатную ось К2 озаглавим "Наука" (слайд 9).

Хранителями многих знаний античного мира были монастыри, где находились лучшие библиотеки (слайд 10). При монастырях осуществлялись переводы трудов античных ученых (слайд 11). В средневековье ученым был в первую очередь монах. Научные опыты проводились также в стенах монастырей (слайд 12).

А теперь обратимся к искусству средневековья, которое было, прежде всего, искусством церковным. Одним из почетных видов искусства, которому покровительствовала церковь, была музыка.

Третью координатную ось К3 озаглавим "Музыка" (слайд 13).

Музыка эмоционально воздействовала на человека, поэтому во время праздничного богослужения - литургии звучало голосовое пение. Еще в начале VII века папа Григорий Великий создал сборник канонических культовых песнопений, получивших название "григорианского хорала" (звучит григорианский хорал, слайд 14). Исполняли церковную музыку на слух. Появилась необходимость в системе записи, как знаковой, так и слоговой.

В XI веке происходит настоящая революция в церковной музыке. Ученый монах, руководитель хора - Гвидо из Ареццо придумывает способ записывать музыку. За основу Гвидо взял графическое изображение струн: горизонтальные линейки. А на них как бы прикосновение пальцев: квадратные, ромбические, позднее овальные знаки (знак по латыни - "нота"). Если звук надо долго выдерживать, то нота не заштрихована. Если нота разделена вертикальной чертой, то звучит вдвое короче, а если ноту заштриховать, она станет еще вдвое короче (слайд 15). Гвидо ввел также слоговое название звуков, взяв их из начальных слогов строк известного гимна св. Иоанну (слайд 16).

Ut gueant laxis

Sancte Iohannes!

Так обозначились слоги: ут, ре, ми, фа, соль, ля. Слог "си" составили первые буквы слов последней строчки гимна. Такая система обозначения звуков была необычайно удобна для пения, так как первым звуком в слоге был согласный. Единственное неудобство составлял слог "ут". Поэтому итальянский теоретик и учитель пения Дж. Дони в 1540 году заменил его на "до", взяв этот слог из своей собственной фамилии.

Таким образом, казалось бы, несложное изобретение знаковой и слоговой записи принципиально изменило положение музыки в европейской художественной культуре: появилась возможность фиксировать музыкальное произведение. Как записал автор музыки, так и надо ее исполнять (слайд 17).

Нотами стали пользоваться также и светские музыканты. Развитие светской музыки неразрывно связано с замковой рыцарской культурой и, в частности, с музыкально-поэтическим творчеством трубадуров (слайд 18). Кто такие трубадуры?

(ученики высказывают свое мнение)

Учитель. Трубадуры - выходцы из феодальных кругов, поэты. Благодаря им в европейской поэзии появилась рифма. Трубадуры - почти всегда певцы, которые исполняют свои произведения либо на мелодии собственного сочинения, либо на народные мелодии. На музыкальных инструментах им аккомпанируют слуги - менестрели. Трубадуры выработали целую систему музыкально-поэтических жанров: кансона, сирвента, тенсона, альба, пасторела, плач, баллада (слайд 19).

(ученики записывают в словаре пояснение к музыкально-поэтическим жанрам, слайды 20, 21)

Ученики. Читают фрагменты из поэзии трубадуров.

Бернарт де Вентадорн

Как рыбку мчит игривая струя
К приманке злой, на смерть со дна морского,
Так устремила и любовь меня
Туда, где гибель мне была готова,
Не уберег я сердце от огня,
И пламя жжет сильней день ото дня,
И не вернуть беспечного былого.
Но я любви не удивлюсь моей, -
Кто Донну знал, все для того понятно:
На целом свете не сыскать милей
Красавицы приветливой и статной.

Сирвента

.
Лишь тот мне мил среди князей,
Кто в битву ринуться готов,
Чтоб пылкой доблестью своей
Бодрить сердца своих бойцов,
Доспехами бряцая.
Я ничего за тех не дам,
Чей меч в бездействии упрям,
Кто, в схватку попадая,
Так ран боится, что и сам
Не бьет по вражеским бойцам.

Боярышник листвой в саду поник,
Где донна с другом ловят каждый миг:
Вот-вот рожка раздастся первый клик!
Увы, рассвет, ты слишком поспешил!
Ах, если б ночь господь навеки дал,
И милый мой меня не покидал,
И страж забыл свой утренний сигнал:
Увы, рассвет, ты слишком поспешил!

Встретил пастушку вчера я,
Здесь, у ограды, блуждая.
Бойкая, хоть и простая,
Мне повстречалась девица.
Шубка на ней меховая
И кацавейка цветная,
Чепчик - от ветра прикрыться.
К ней обратился тогда я:
- Милочка! Буря какая!
Вьюга взметается злая!
- Дон! - отвечала девица,-
Право, здорова всегда я,
Вьюга пускай себе злится
- Милочка! Лишь за цветами
Шел я, но будто бы в раме
Вижу вас между кустами.
Как хороши вы, девица!
Скучно одной тут часами,
Да и не справитесь сами -
Стадо у вас разбежится!
Дон! Не одними словами,
Надо служить и делами
Донне восславленной вами, -
Право, - сказала девица, -
Сколько забот со стадами!
С вами пустыми речами
Тешиться мне не годится.
- Милочка, честное слово,
Не от виллана простого,
А от сеньора младого
Мать родила вас, девица!
Сердце любить вас готово,
Око все снова и снова
Смотрит и не наглядится.
- Дон! Говорите вы льстиво,
Как я мила и красива,
Что же, я буду правдива;
Право,- сказала девица -
Честь берегу я стыдливо,
Чтоб из-за радости лживой
Вечным стыдом не покрыться
- Милочка, феи успели
Вас одарить с колыбели,-
Но не понятно ужели
Вам дорогая девица
Как бы вы похорошели,
Если с собой бы велели
Рядышком мне приютиться!
- Дон! Те хвалы, что вы пели,
Слушала я еле-еле, -
Так они мне надоели!
Право, сказала девица, -
Чтобы вы там не хотели,
Видно судьба пустомеле
В замок ни с чем воротиться!

Учитель. Еще одной важной составляющей культуры является театр.

Христианство в борьбе с язычеством резко осуждала любые театральные зрелища. Однако церковь театр и возродила.

Четвертую координатную ось К4 озаглавим "Театр" (слайд 22).

Уже в IX веке пасхальное чтение текстов о погребении Христа сопровождалось предметной демонстрацией этого события. Посреди храма ставили крест, который потом завертывали в черную материю и относили на плащаницу - так разыгрывали погребение тела Христа. Постепенно появляется и театрализованный диалог. Например, во время празднования Рождества Христова посреди храма выставлялась икона с изображением Богоматери с младенцем, около которой происходил диалог священников, наряженных в пастухов. Так постепенно зарождается литургическая драма - театральное действие во время праздничного богослужения (слайд 23).

С XI века, во французских церквях в пасхальную неделю устраивалась большая литургическая драма "Девы мудрые и девы неразумные". Священники условно одевались женщинами, ищущими тело Христа; ангелом, торжественно объявляющим им о воскресении; появлялся даже сам Христос, возвещавший всем о своем будущем пришествии.

Еще более разнообразными были инсценировки рождественского цикла, состоявшего обычно из нескольких литургических драм, отражающих различные эпизоды евангельской истории: шествие пастухов и волхвов на поклонение младенцу Христу, гнев Ирода, избиение младенцев. И хотя литургические драмы разыгрывались в пространстве церкви, постепенно одежда священников меняется на бытовые костюмы: плащи, царские мантии, воинские шлемы. Персонажи пытаются говорить "от себя", а не только передавать евангельский текст.

Расширяется и сценическая площадка. Если вначале действие происходило только в центре храма, то со временем храм разделяли на отдельные площадки со своими декорациями (Иерусалим, Рим, Вифлеем, Голгофа). Зрители могли перемещаться от одной площадки к другой, наблюдая за происходящими сценическими действиями (слайд 24).

Использовались и различные технические приспособления. Вифлеемскую звезду спускали на веревке виде фонарика со свечой внутри. Для сцены исчезновения Христа использовали люк. Даже существовали специальные летательные приспособления для изображения спуска святого духа и вознесения ангелов.

Постепенно представление выходит за пределы церкви и в XII веке возникает полулитургическая драма, которую исполняют на паперти (слайд 25). Полулитургическую драму старались приурочить не к церковному празднику, а к шумным ярмарочным дням, когда в городе собиралось большое количество народа. В ней принимали участие не только священники, но и прихожане. Кроме евангельских сюжетов разыгрывались эпизоды Ветхого завета, и даже бытовые сценки.

В XIII веке возникает новый вид представлений на религиозную тему - миракли (от латинского miraclum - чудо), т.е. инсценировка разного рода чудес, в результате которых порочные деяния наказывались, а грешники приходили к покаянию (слайд 26).

Ученики. Класс делится на две команды. Одна разыгрывает литургическую драму на рождественский сюжет, а другая на пасхальный сюжет

Учитель. Сегодня на уроке мы начали знакомство с культурой средневековой Западной Европы. Какой вывод вы могли бы сделать?

(ученики высказывают свое мнение по пройденной теме)

К следующему уроку найдите и запишите в словаре определения романского и готического стилей.

Трубадур

В эти же сто­ле­тия воз­ник­ли сти­хо­твор­ные ры­цар­ские ро­ма­ны и по­ве­сти. Осо­бен­но ши­ро­ко в ро­ма­нах от­ра­зи­лись ле­ген­ды о ко­ро­ле Ар­ту­ре и ры­ца­рях Круг­ло­го стола. Двор Ар­ту­ра пред­ста­вал как место, где про­цве­та­ли луч­шие ры­цар­ские ка­че­ства. Рома­ны пе­ре­но­си­ли чи­та­те­ля в фан­та­сти­че­ский мир, где на каж­дом шагу встре­ча­лись феи, велика­ны, вол­шеб­ни­ки, при­тес­ня­е­мые кра­са­ви­цы, жду­щие по­мо­щи от сме­лых ры­ца­рей.

В XII веке начал­ся рас­цвет го­род­ской ли­те­ра­ту­ры. Го­ро­жане лю­били ко­рот­кие рас­ска­зы в сти­хах и басни на бы­товые темы. Их ге­ро­я­ми чаще всего были лов­кий, хит­рый бюр­гер или ве­се­лый, на­ход­чи­вый кре­стья­нин. Они неиз­мен­но остав­ля­ли в ду­ра­ках своих про­тив­ни­ков – чван­ли­вых ры­ца­рей и жад­ных мо­на­хов. С го­род­ской ли­те­ра­ту­рой свя­за­ны стихи ва­гантов (в пе­ре­во­де с ла­тин­ско­го – бро­дяг). Ва­ган­та­ми на­зы­ва­ли шко­ля­ров и сту­ден­тов, кото­рые в XII–XIII веках ко­че­ва­ли по го­ро­дам и уни­верситетам Ев­ро­пы в по­ис­ках новых преподава­телей.

Доменико Петарлини. Данте Алигьери

До­ме­ни­ко Пе­тар­ли­ни. Данте Али­гье­ри

С XI века в За­пад­ной Евро­пе на­ча­лось боль­шое стро­и­тель­ство. Бо­га­тая цер­ковь рас­ши­ря­ла число и ве­ли­чи­ну хра­мов, пе­ре­стра­и­ва­ла ста­рые со­ору­же­ния. До XI–XII веков в Ев­ро­пе гос­под­ство­вал ро­ман­ский стиль. Ро­ман­ский храм – мас­сив­ное зда­ние с почти глад­ки­ми сте­на­ми, вы­со­ки­ми баш­ня­ми и ла­ко­нич­ным де­ко­ром. Всюду по­вто­ря­ют­ся очер­тания по­лу­круг­лой арки – на сво­дах, окон­ных про­емах, вхо­дах в храм.

Церковь Сан-Мартин во Фромисте (1066 г.) – один из лучших памятников романского стиля в Испании

Цер­ковь Сан-Мар­тин во Фро­ми­сте (1066 г.) – один из луч­ших па­мят­ни­ков ро­ман­ско­го стиля в Ис­па­нии

С се­ре­ди­ны XII века в сво­бодных го­ро­дах со­ору­жа­лись тор­го­вые по­ме­ще­ния, залы для со­бра­ний цехов и гиль­дий, боль­ницы, го­сти­ни­цы. Глав­ны­ми ук­рашениями го­ро­да были ра­ту­ша и осо­бен­но собор. По­строй­ки XII–XV веков по­лу­чи­ли позже на­зва­ние го­ти­че­ских. Те­перь лег­кий и вы­со­кий стрель­ча­тый свод опи­ра­ет­ся внут­ри на пучки узких, высо­ких ко­лонн, а сна­ру­жи на мас­сивные опор­ные стол­бы и на со­единительные арки. Залы – про­стор­ные и вы­со­кие, в них по­сту­па­ет боль­ше света и воз­ду­ха, они бо­га­то укра­ше­ны живопи­сью, резь­бой, ба­ре­лье­фа­ми. Бла­го­да­ря ши­ро­ким про­хо­дам и сквоз­ным га­ле­ре­ям, мно­же­ству огром­ных окон и кружев­ной ка­мен­ной резь­бы го­ти­че­ские со­бо­ры кажут­ся про­зрач­ны­ми.

Собор Парижской Богоматери

Собор Па­риж­ской Бо­го­ма­те­ри

Стены ро­ман­ских хра­мов были по­кры­ты рос­пи­ся­ми. Боль­шим до­сти­же­ни­ем жи­вописи была книж­ная мини­атюра. Во мно­же­стве ярких ри­сун­ков от­ра­жа­лась вся жизнь людей. Бы­то­вые сцены изоб­ра­жа­лись и на фрес­ках, что осо­бен­но ха­рак­тер­но для немец­ких и скан­динавских хра­мов XIV–XV веков.

Рас­смат­ри­вая куль­тур­ное на­сле­дие Сред­не­ве­ко­вья, оста­но­вим­ся на на­уч­ных до­сти­же­ни­ях. В Сред­ние века про­цве­та­ли аст­ро­ло­гия и ал­хи­мия. На­блю­де­ния и опыты аст­ро­ло­гов и ал­хи­ми­ков спо­соб­ство­ва­ли накоп­лению зна­ний по аст­ро­но­мии и химии. Алхими­ки, на­при­мер, от­кры­ли и усо­вер­шен­ство­ва­ли спо­со­бы по­лу­че­ния ме­тал­ли­че­ских спла­вов, кра­сок, ле­кар­ствен­ных ве­ществ, со­зда­ли мно­гие хи­ми­че­ские при­бо­ры и при­спо­соб­ле­ния для про­ве­де­ния опы­тов. Аст­ро­ло­ги изу­ча­ли распо­ложение звезд и све­тил, их дви­же­ние и за­ко­ны фи­зи­ки. На­кап­ли­ва­ла по­лез­ные зна­ния и ме­ди­ци­на.

Верхнебойное водяное колесо

Верх­не­бой­ное во­дя­ное ко­ле­со

По­яв­ле­ние ог­не­стрель­но­го ору­жия. Рань­ше ме­талл пла­ви­ли в ма­лень­ких гор­нах, нагне­тая в них воз­дух руч­ны­ми ме­ха­ми. С XIV века на­ча­ли стро­ить домны – пла­виль­ные печи до 3–4 мет­ров в вы­со­ту. Во­дя­ное ко­ле­со было соедине­но с боль­ши­ми ме­ха­ми, ко­то­рые с силой вдува­ли в печь воз­дух. Бла­го­да­ря этому в домне до­стигалась очень вы­со­кая тем­пе­ра­ту­ра: желез­ная руда пла­ви­лась, об­ра­зо­вы­вал­ся жид­кий чу­гун. Из чу­гу­на от­ли­ва­ли раз­лич­ные из­де­лия, а путем его пе­ре­плав­ки по­лу­ча­ли же­ле­зо и сталь. Ме­тал­ла те­перь вы­плав­ля­ли на­мно­го боль­ше, чем пре­жде. Для плав­ки ме­тал­ла в дом­нах стали приме­нять не толь­ко дре­вес­ный, но и ка­мен­ный уголь.

Астролябия

С развити­ем го­су­дар­ства и го­ро­дов, науки и мореплава­ния воз­рас­тал объем зна­ний и, од­но­вре­мен­но, нужда в об­ра­зо­ван­ных людях, в расшире­нии обу­че­ния и в кни­гах, в том числе учеб­никах. В XIV веке в Ев­ро­пе стали из­го­тов­лять более де­ше­вый пис­чий ма­те­ри­ал – бу­ма­гу, но книг по-преж­не­му не хва­та­ло. Чтобы раз­мно­жить текст, де­ла­ли от­тис­ки с де­ре­вян­ной или мед­ной доски с вы­ре­зан­ны­ми на ней бук­ва­ми, но этот спо­соб был очень несо­вер­шен­ным и тре­бо­вал боль­ших за­трат труда. В се­ре­дине XV века немец Иоганн Гу­тен­берг (ок. 1399–1468) изоб­рел кни­го­пе­ча­та­ние. После дол­гих и упор­ных тру­дов и по­ис­ков он стал от­ли­вать из ме­тал­ла от­дель­ные ли­те­ры (буквы); из них изоб­ре­та­тель со­став­лял стро­ки и стра­ни­цы на­бо­ра, с ко­то­ро­го делал от­тиск на бу­ма­гу. С по­мо­щью раз­бор­но­го шриф­та можно было на­брать сколь­ко угод­но стра­ниц лю­бо­го тек­ста. Гу­тен­берг изоб­рел и пе­чат­ный ста­нок. В 1456 году Гут­тен­берг вы­пу­стил первую пе­чат­ную книгу – Биб­лию, ко­то­рая в художе­ственном от­но­ше­нии не усту­па­ла луч­шим руко­писным кни­гам. Изоб­ре­те­ние кни­го­пе­ча­та­ния – одно из ве­ли­чай­ших от­кры­тий в ис­то­рии человече­ства. Оно спо­соб­ство­ва­ло раз­ви­тию образова­ния, науки и ли­те­ра­ту­ры. Бла­го­да­ря пе­чат­ной книге зна­ния, на­коп­лен­ные лю­дь­ми, вся необ­ходимая ин­фор­ма­ция стали рас­про­стра­нять­ся быст­рее. Они пол­нее со­хра­ня­лись и передава­лись сле­ду­ю­щим по­ко­ле­ни­ям людей. Успе­хи в рас­про­стра­не­нии ин­фор­ма­ции важ­ной части раз­ви­тия куль­ту­ры и всех от­рас­лей жизни об­ще­ства, сде­ла­ли в позд­нее Сред­не­ве­ко­вье свой оче­ред­ной важ­ный шаг – шаг к Но­во­му вре­ме­ни.

 Библия Иоганна Гуттенберга

Биб­лия Иоган­на Гут­тен­бер­га

Образование в Средние Века.

С раз­ви­ти­ем го­ро­дов и тор­гов­ли, де­ло­вых и дип­ломатических свя­зей, в ходе во­ен­ных предпри­ятий, за­во­е­ва­ния новых тер­ри­то­рий и переселе­ний люди стали чаще по­ки­дать род­ные места. Пу­те­ше­ствен­ни­ки вы­хо­ди­ли да­ле­ко за пре­де­лы хри­сти­ан­ско­го мира и при­во­зи­ли инте­ресные све­де­ния о раз­ных на­ро­дах. Яркий рас­сказ о стра­нах Даль­не­го Во­сто­ка в XIII веке оста­вил ве­не­ци­ан­ский купец и путе­шественник Марко Поло.

В XI–XII веках по­яви­лось боль­шое количе­ство пе­ре­во­дов на ла­тин­ский язык книг гречес­ких и араб­ских уче­ных: почти все со­чи­не­ния Ари­сто­те­ля, глав­ные труды гре­ков и ара­бов по гео­гра­фии, аст­ро­но­мии, ма­те­ма­ти­ке, ме­ди­цине. Цен­тра­ми пе­ре­во­да были Ис­па­ния и нор­манн­ская Си­ци­лия, един­ствен­ное ко­ро­лев­ство этого вре­ме­ни, где бок о бок мирно жили пра­во­слав­ные греки, ара­бы-му­суль­мане и за­пад­ные ка­то­ли­ки. Круг зна­ний ев­ро­пей­цев необык­но­вен­но рас­ши­рил­ся и обо­га­тил­ся.

Средневековый университет

Схема управления средневекового университета

Схема управ­ле­ния сред­не­ве­ко­во­го уни­вер­си­те­та

В XV веке в Ев­ро­пе было уже более 60 уни­вер­си­те­тов. Париж­ский уни­вер­си­тет сла­вил­ся пре­подавателями фи­ло­со­фии и бо­гословия, уни­вер­си­тет Бо­ло­ньи (Ита­лия) – права, Са­лер­но (Си­цилия) – ме­ди­ци­ны. Универси­теты спо­соб­ство­ва­ли появле­нию в Ев­ро­пе свет­ской интел­лигенции и об­ра­зо­ван­но­го чинов­ничества, об­ще­му подъ­ему куль­туры.

Могила Пьера Абеляра и Элоизы

Мо­ги­ла Пьера Абе­ля­ра и Эло­изы

Читайте также: