Нивы сжаты рощи голы конспект урока 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цель: формирование вдумчивого читателя, способного сознательно воспринимать лирическое произведение,рассуждать о прочитанном, представлять выразительное чтение.

  • Проявлять:
  • интерес к чтению лирических стихотворений об осени;
  • желание выразительно читать стихотворение С.А.Есенина.

- определять особенности лирического произведения и обосновывать свое мнение;

- соотносить сюжет картины с содержанием лирического текста и обосновывать свое мнение;

- подбирать интонацию, передающую радостное и грустное настроение автора и обосновывать свое мнение;

-определять настроение лирического произведения и обосновывать свое мнение;

- определять средства художественной выразительности текста и обосновывать свое мнение;

- определять настроение автора и обосновывать свое мнение.

-осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала;

- выполнять учебное действие в соответствии с целью;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

- использовать речевые средства для представления результата деятельности.

- формулировать собственное мнение и позицию, в рамках учебного диалога;

-расширять представление о творчестве С.А.Есенина

- формирование представлений об эпитете.

-закрепление знаний о звукописи как одной из форм изображения картин природы.

- соотносить содержание картины с содержанием поэтического текста.

-понимать и грамотно использовать в своей речи термины: стихотворение, ритм, рифма, пейзаж, эпитет.

-подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению.

2. Речевая разминка

5.Проверка первичного восприятия

6.Второе чтение и анализ

-Подарите улыбку друг другу и пожелайте удачи!

-Что вам необходимо для успешной работы?

-Подготовим речевой аппарат к работе.

-Я прочитаю скороговорку.

-А вы внимательно послушайте, какие звуки встречаются чаще всего?

- О чем скороговорка?

-Медленно читаем, выделяя звуки

-Теперь быстрее, очень быстро. Прочитайте друг другу в паре.

-Теперь тренируем силу голоса. Начинаем читать тихо и постепенно увеличиваем силу голоса и наоборот

Наша задача сегодня познакомиться со стихотворением С.А.Есенина и научиться его выразительно читать.

Рассказ об авторе, работа с портретом.

Вопросы по биографии

-Сейчас мы будем читать замечательное стихотворение, которое написал Сергей Александрович Есенин.

-Я прочитаю стихотворение, а вы послушайте и постарайтесь представить себе картины осени, изображенные в тексте, но для этого надо вслушаться в каждое слово.

-После чтения подготовьте ответ на вопрос: - Вам понравилось стихотворение? Чем?

- Какое чувство вы испытывали, когда слушали?

- Вам понравилось стихотворение? Чем? - Какое чувство вы испытывали, когда слушали?

- Какие картины вам представились? (Ответы детей).

- Если сравнивать с картинами художников, какую картину нарисовал поэт? ( Пейзаж) .

- А сейчас прочитайте стихотворение про себя, чтобы найти слова, которые помогли вам нарисовать эти картины в своем воображении.

- Какое время года изобразил автор в стихотворении?

- Какие картины природы описывает?

- С помощью, каких слов описывает осеннюю природу?

- Кто нашел приемы сравнения?

-Как выдумаете, почему поэт сравнивает солнце с колесом, а месяц – с жеребенком

- Что помогло вам читать стих. выразительно?

-Прочитайте стихотворение друг другу и подумайте, какое настроение было у поэта, когда он писал эти стихи? Менялось ли оно?

Учитель : - В любом случае мы здесь ощущаем присутствие человека, который также восхищается осенью.

- Как будет меняться интонация при чтении стихотворения?

- Ребята, вам понравилась музыка?

- А что вам хочется делать под эту музыку? (

- Подготовьтесь к выразительному чтению.

-Постарайтесь передать эту мелодию осени, в своем чтении.

Домашнее задание . Выучить наизусть стихотворение С.А. Есенина.

-Какие задачи стояли перед вами?

- На сколько справились с ними?

Что у вас хорошо получилось? Над чем предстоит работать?

Настраиваются на урок.

-Быть внимательным и активным.

Работают со скороваркой хором, в парах.

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы.

Ученики обмениваются впечатлениями от первого знакомства с произведением).

(Немножко грустное; мне было приятно слушать: автор пишет об осени так красиво, интересно, немножко таинственно и загадочно).

Наверное, себя. А возможно, другого человека, который наблюдал и переживал эту картину.)

Побродить по лесу, понаблюдать за его красотой. Слушать и слушать эту музыку. Думать о чем-нибудь приятном. Нарисовать красивую осеннюю картину.)

Организовать себя на продуктивную работу на уроке

- выполнять учебное действие в соответствии с целью;

-осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

- использовать речевые средства для представления результата деятельности.

- формулировать собственное мнение и позицию, в рамках учебного диалога;

- выполнять учебное действие в соответствии с целью;

-определять настроение лирического произведения и обосновывать свое мнение;

- определять особенности лирического произведения и обосновывать свое мнение;

- соотносить сюжет картины с содержанием лирического текста и обосновывать свое мнение;

- подбирать интонацию, передающую радостное и грустное настроение автора и обосновывать свое мнение;

- определять средства художественной выразительности текста и обосновывать свое мнение;

- определять настроение автора и обосновывать свое мнение.

- формировать умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении.

- использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Свердлова Клара Ильинична,
учитель С(К)ОШ (VIII вида) № 502
Кировского района Санкт-Петербурга

Цель:

Задачи:

- способствовать полноценному восприятию стихотворения;

- развивать представление о лирическом стихотворении, о лирическом герое, о слове как средстве создания образа, о ритме как выразительном средстве;

- совершенствовать навык чтения, учить пользоваться темпом чтения и громкостью голоса для передачи настроения.

Оборудование:

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания.

2. Подготовка к первичному восприятию. Рассказ об авторе.

- Как ты думаешь, для чего люди читают книги?

- Из познавательных книг мы получаем знания, читая рассказы и повести, узнаем о событиях, которые произошли с персонажами, переживаем вместе с ними. А вот почему люди читают стихи, об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке.

За годы литературной деятельности С.А. Есенин выпустил более 20 книг стихов. Писал он и стихи для детей. Многие из них, ты, наверное, помнишь наизусть:

(Учитель читает начало стихотворения, ученик продолжает.)

- Отгадай загадку – о каком растении идет речь:

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

- В стихах С.А. Есенина для детей – впечатления озорного детства, картины русской природы, тех мест, где он вырос.

3. Первичное восприятие. Чтение учителя.

4. Проверка первичного восприятия.

- Какое настроение возникло у тебя, когда ты слушал стихотворение?

5. Постановка учебной задачи.

- Я прочитала стихотворение об осени. Узнал ли ты что-то новое об этом времени года, прослушав стихотворение? (Нет)

- Посмотри, как интересно: ничего нового не узнал, но стихотворение тебе понравилось, вызвало определенное настроение. Значит, в этом стихотворении главное не знания, а переживания, чувства. Стихотворения, в которых поэт передает свои чувства, переживания, настроение называются лирическими.

Карточка: ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

- Сегодня мы будем учиться читать это стихотворение выразительно. А что это значит? Что будем выражать при чтении? (Чувства автора)

- Да, в чтении мы постараемся передать настроение автора, но только ли автора? Давай перечитаем стихотворение и подумаем, чьи чувства выражены в нем.

6. Вторичное восприятие и анализ текста.

1) Чтение и анализ первой строфы.

- Какие приметы осени здесь указаны?

- Какие прилагательные мы обычно используем, говоря о солнце? (Яркое, теплое, ласковое, красное …)

- Солнце тихое, потому что оно устало, оно трудилось все лето и теперь хочет отдохнуть.

- Прочитай первое четверостишие еще раз и подумай, в каком темпе надо его читать и почему. (Читать надо медленно, передавать ощущение усталости, желание отдохнуть.)

- Чье это желание отдохнуть?

- Значит, чьи чувства ты передаешь? (Солнца)

- Где и почему надо будете делать паузу при чтении?

- Прочитай выразительно первое четверостишие, передавая настроение солнца.

Выразительное чтение и его анализ.

2) Чтение и анализ второй строфы.

- Перечитай второе четверостишие. Чьи чувства переданы в нем? (Чувства дороги.)

- Какие слова в тексте показывает, что дороге очень хочется, чтобы зима пришла поскорее?

- Сравни по настроению первое и второе четверостишие. Что в них общего и чем они отличаются?

- Прочитай выразительно оба четверостишия, передавая чувства солнца и дороги.

Выразительное чтение и его анализ.

3) Чтение и анализ третьей строфы.

- Перечитай последнее четверостишие. Как ты думаешь, изменилось ли настроение?

- Кто испытывает это радостное настроение? (Человек – герой стихотворения.)

- Каким представляется этот герой? (Наверное, это молодой, веселый человек – месяц кажется ему жеребенком, чаща у него звонкая, он радуется, что скоро можно будет прокатиться на санях.)

Выразительное чтение стихотворения и его анализ.

Оценка чтения учащимся стихотворения.

7. Обобщение и домашнее задание.

- Чьи чувства переданы в стихотворении?

- А за всем этим стоит автор – Сергей Александрович Есенин, который удивительно мог ощутить и передать в слове жизнь природы. В стихах Есенина дорога мечтает, березка, как девушка, печалится или смеется, клен мерзнет, стоя на одной ноге.

Как называются стихи, в которых выражены чувства и настроения автора?

- Дома почитай это стихотворение еще и постарайся выучить его наизусть полностью.

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН
(1895 – 1925)

Уроки литературы в 5 классе[1]

Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии (детства) С. А. Есенина и его лирическими стихотворениями; закрепить знания учащихся о изобразительно-выразительных средствах; формировать навык выявления в художественном тексте фольклорных образов.
Основные виды деятельности: слово о поэте; заочная экскурсия; выразительное чтение стихотворения; беседа по вопросам учебника.
Термины: фольклорные образы, метафора, олицетворение, сравнение.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
о поэзии С. А. Есенина
с чтением фрагментов из стихотворений поэта.

III. Чтение вступительной статьи
о С. А. Есенине
и ответы на вопросы, помещённые после статьи.

Здесь обращается внимание на смену настроения и особую грустную интонацию.

В ходе беседы могут быть использованы вопросы 1—3 учебника.

VII. Заключительная беседа
об основном настроении прочитанных на уроке стихотворений С. А. Есенина и рекомендации по их выразительному чтению.

VIII. Домашнее задание:

1) выучить одно из прочитанных в классе стихотворений С. А. Есенина наизусть;

2) подобрать иллюстрации или нарисовать свои рисунки к этому стихотворению.

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 1—3 (по выбору учащихся).

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

Оборудование: проектор, портрет поэта, карточки для словарной работы, музыкальные фрагменты, презентация, листья для самооценки учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент. (Эмоциональный настрой)

– Здравствуйте ребята! Литературное чтение, как никакой другой урок, даёт возможность понять друг друга и получить от урока эстетическое наслаждение. Надеюсь на плодотворную работу. В добрый путь!

– Положите руки друг другу на плечи.

– Представьте, что вы – лучики солнца, раскройте пальчики, тянемся к нему.

– Чувствуете, как по вашим рукам-лучикам побежало тепло. Вам спокойно, легко, уютно, радостно от того, что мы вместе.

– Улыбнёмся друг другу.

– Видите, в классе стало ещё светлее от ваших искренних улыбок.

– Вот так по-доброму мы и начинаем наш урок.

II. Вводная беседа.

– Ребята, вы чувствуете, как уютно и тепло у нас в классе от ваших улыбок и доброго настроения. Но, стоит посмотреть в окно, как мы сразу увидим, что в природе уже мало тепла и света, один день не похож на другой, потому что в природе всё постоянно изменяется. А чтобы узнать о каком времени года пойдёт речь сегодня на уроке, отгадайте загадку:

– Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)

– Ребята, посмотрите вокруг, осень пришла и к нам в класс и оставила для вас подарки – листья, опавшие с деревьев.

– Что же мы знаем об этом времени года? (Ответы учеников)

– Составим синквейн с этим словом.

– Испугались нового слова? Не надо бояться. Сейчас мы вместе выберем самые точные, яркие слова к этому времени года. Именно так работают авторы со своими произведениями. Из тысячи слов они выбирают одно – самое точное.

Осень.
Дождливая, пасмурная.
Украшает, всё увядает, наводит тоску.
Осень украсила пёстрым ковром всю землю.
Красота.

– Осень – это замечательное время года, которое не оставляет людей равнодушными к своей красоте. Многие писатели и поэты посвятили ему свои произведения, послушайте:

– Фёдор Иванович Тютчев так писал об осени:

– А для Александра Сергеевича Пушкина это

– Что я сейчас прочитала? (Стихотворения)

– Назовите отличительные признаки стихотворения? (Ритм и рифма)

– Какие художественные приёмы используют авторы для написания стихотворений? (Олицетворения, сравнения, метафора, эпитеты)

– Эти приёмы помогут нам понять образный язык того стихотворения, над которым мы сегодня будем работать. Это стихотворение замечательного русского поэта, чьи напевные, полные очарования строчки находят отклик в сердце каждого из нас.

– А чтобы узнать его имя, зачеркните лишние буквы и сможете прочитать слова, которые здесь спрятались, узнайте его имя:

САПСЕРГЕЙКУЕСЕНИНФ – Сергей Есенин

– Прочитайте эпиграф к уроку:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу. (С. Есенин)

– О чём эти строки? (О любви поэта к родине)

III. Работа над темой урока.

1. Определение темы и цели урока.

– Определите тему урока. (Стихи Сергея Есенина)

– Как вы думаете, о каком времени года пойдёт речь в стихотворении? (Об осени)

– Какие цели поставим перед собой на уроке? (Познакомиться с новым стихотворением, научиться его читать выразительно и получать от этого удовольствие; понимать образный язык произведения, развивать поэтический вкус, получать от чтения стихотворения эстетическоенаслаждение).

– Что постараемся понять, прочитав стихотворение? (Работая над стихотворением, мы должны доказать, что С. Есенин испытывал глубокую щемящую любовь к родному краю.)

– Я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушайте и постарайтесь ответить на вопрос, записанный на доске:

– Что испытывал поэт, когда писал это стихотворение? (Грустит вместе с природой)

– Ответьте на вопрос, поставленный перед чтением.

2. Самостоятельное чтение стихотворения.

– Прочитайте стихотворение самостоятельно в полголоса, чтобы представить полную картину, почувствовали красоту Есенинского стихотворения, помечая карандашом непонятные слова.

3. Словарная работа.

  • нивы – обработанное поле, пашня, посевы
  • взрытая дорога – перекопать, выкопать ров, канаву, чтоб не было проезду
  • примечталось – думать, представлять себе то, чего нет в настоящем

– Переставьте карточки так, чтобы соединить слово и его значение.

4. Работа над содержанием.

1 строфа

– Прочитайте только первую строфу – первые 4 строчки.

– Какое время года описывает поэт? (Осень)

– О какой осени пишет Есенин? Ранней, золотой или поздней?

– Какие слова выбирает автор, чтобы мы представили осень? (Нивы сжаты, рощи голы, сырость, солнце тихое скатилось).

– Какие звуки помогают автору изобразить сырость, увядание природы, грусть? (Звуки: о, и, ть, сь, к.)

– Найдите эпитет в первой строфе. (Сини горы, солнце тихое)

– Какой темп прочтения будет в 1-ой строфе? (Медленный)

– А какой тон? (Напевный, грустный)

– Будем читать громко или тихо?

2 строфа

– Прочитайте вторую строфу.

– О чём пишет поэт в этой части? (О дороге)

– Почему он написал о дороге? Что такое дорога? (Это путь)

– Какие звуки помогают понять, какая эта дорога? (Взр)

– Да, действительно, поэт воспринимает дорогу как живую. Какие слова говорят об этом? (Дорога дремлет, ей примечталось)

– Какой это приём? (Олицетворение)

– В каких словах ещё выражено олицетворение? (Зима седая)

– Почему дорога мечтает о зиме? (Уберёт всю грязь)

– Каким тоном будем читать эту строфу? (Спокойным, мечтательным)

– Какой темп будем соблюдать? (Медленный)

– С какой громкостью прочитаем эту строфу? (Тихо)

3 строфа

– Прочитайте 3-ю строфу.

– Чьё настроение можно почувствовать, понять в этой строфе? Почему? (Автора)

– Какие слова вызывают это настроение? (Ах, в чаще звонкой)

– Какие звуки помогают передать настроение строфы? (Зв, н, р, ж, б, г)

(И вдруг, среди этого покоя, сна, ожидания зимы, появляется – новое настроение)

– Он сам удивился и мы удивляемся вместе с ним.

– Давайте все вместе удивимся! – хором

– Какой образ увидел Есенин в тумане? (Рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани)

– Как вы себе это представляете?

– В этом и заключается талант Есенина – видеть в самых простых вещах необычные образы.

– Какие литературные приёмы использует автор в этой строфе, когда пишет:

  • чаща звонкая – метафора
  • рыжий месяц – эпитет
  • запрягался жеребёнком – олицетворение

– В каком темпе будем читать эту строфу? Каким тоном?

IV. Физкультминутка.

– А перед тем, ребята, как мы будем отрабатывать выразительность чтения стихотворения, надо отдохнуть, набраться сил. Встаньте пожалуйста.

Осторожно ветер за калитку вышел, (поднять руки вверх, опустить)
Постучал в окошко, (постучать кулачками по парте)
Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по парте)
Покачал тихонько ветками черёмух (помахать руками вправо, влево)
Пожурил за что-то воробьёв знакомых (погрозить пальчиком)
И, расправив гордо молодые крылья, (взмахи руками)
Полетел куда-то вперемешку с пылью.

– Ребята! Вам не показалась знакомой напевность и мелодичность этого стихотворения? Да, ребята, это стихотворение С. Есенина.

V. Самостоятельная работа.

– А работать над стихотворением мы будем в группах. Послушайте задание:

– Распишите партитуру для выразительного чтения по строфам.

– Что значит прочитать стихотворение выразительно? (Расставить паузы, логическое ударение, выбрать нужный темп)

– Надо так приготовить свою часть, чтобы получился целостный образ осени.

Ученики отвечают у доски по одному от каждой команды – зачитывают стихотворение выразительно.

– А сейчас мы прочтём его все вместе, хором.

– Спасибо, ребята. Мы получили эстетическое удовольствие, слушая вас.

VI. Итог урока.

– Передал ли Сергей Есенин через это стихотворение свою любовь к родной земле, родному краю?

– Затронуло ли это стихотворение струнку вашей души?

– Это и была цель нашего урока.

– Мелодичность, музыкальность этого стихотворения, искренняя любовь к родному краю затронула душу композитора Л. Накарякова, который написал на слова Есенина музыку.

VIII. Самооценка своей деятельности.

– Ребята, если на уроке вам было интересно и стихотворение нашло отклик в вашем сердце, поднимите жёлтые листочки, как символ осени. Выйдите ко мне.

Читайте также: