Никола пуссен и клод лоррен конспект

Обновлено: 07.07.2024

Французский классицизм сформировался в XVII веке, властвовал сто лет и лишь ненадолго уступил место фривольному рококо, после чего воцарился вновь вплоть до первой трети XIX столетия. Самые известные художники-классицисты Франции заложили основы этого направления и создали великие произведения искусства, которые сейчас украшают лучшие музеи мира. Им подражали и соотечественники, и мастера других стран, включая русских живописцев. Вспомним самых значительных представителей французского классицизма и лучшие их картины!

Самые известные художники-классицисты Франции

Французские художники-классицисты представлены в коллекциях лучших музеев мира. Обычно эти авторы изображали исторические сцены и черпали вдохновение в шедеврах античности или Ренессанса. Некоторые представители направления обратились к бытовому жанру, пейзажу или натюрморту, но и эти работы проникнуты главными идеями эпохи. Классицисты верили в гармоничное устройство мира, правоту закона и торжество человеческого разума.

Никола Пуссен (Nicolas Poussin): самый яркий представитель раннего классицизма

Клод Лоррен (Claude Lorrain) — мастер классического пейзажа

Хотя пейзаж причислялся классицистами к низким жанрам, у Клода Лоррена он стал центральной темой творчества. Живописец создавал идиллические картины, в которых главными героями становились солнце, небо, морские гавани и скалистые берега. Часто появляются руины античных строений, напоминающих о бренности человека и вечности природы. В XIX веке эти идеи подхватят немецкие художники-романтики. Как и Пуссен, Лоррен большую часть жизни провел в Италии, но был хорошо известен и на родине. Следующие два столетия его работами вдохновлялись и французские, и итальянские пейзажисты.

Луи Ленен (Louis Le Nain) — основоположник крестьянской темы в живописи

Художник Луи Ленен происходил из обеспеченной, но простой фермерской семьи. Он прекрасно знал повседневную жизнь крестьян и изображал ее на своих картинах. Эта тема далека от высоких идеалов Античности, но мастер писал людей из народа в рамках традиций классицизма. Это проявлялось в следующем:

  • Автор уделяет большое внимание композиции, четко прописывает формы, светотени и драпировки.
  • Часто фигуры выстраиваются в ряд, как на древнеримских рельефах, а низкий горизонт делает их более крупными и значительными.
  • Герои Ленена хотя и скромны, но полны внутреннего достоинства и благородства, что роднит их с персонажами исторического жанра.
  • Подчеркивается нравственная основа жизни крестьян, их естественность и близость к природе.

Жан Батист Шарден (Jean Baptiste Chardin): поэтический подход к бытовому жанру

Жан Батист Шарден считал образцами не шедевры Возрождения, а работы голландских мастеров. Вместо торжественных моментов из мифов или истории он предпочитал писать натюрморты и бытовые сцены с представителями третьего сословия. Его подход близок к Ленену и совсем другой, чем у представителей реализма XIX века, обращавшихся к той же теме. У Шардена крестьянская жизнь предстает спокойной и душевной. Он будто призывает брать пример со своих героев, которые ценят простые радости и тепло семейных уз. Помимо прочих заслуг, живописец славится как искуснейший колорист.

Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David) — певец Французской революции

Жан Огюст Доминик Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres) — лидер академизма XIX столетия

К 1830-м годам классицизм стал сдавать позиции, уступая натиску романтизма, но к стану классицистов примкнул выдающийся мастер — Жан Огюст Доминик Энгр. Он учился у Давида, а когда прославился, возглавлял Академии искусств в Париже и Риме. Энгр считал, что живопись достигла наивысшего расцвета при Рафаэле (Raffaello Santi), а затем развивалась в ложном направлении. Своей миссией он считал вернуться к вершинам эпохи Возрождения и продолжать совершенствоваться в тех же традициях. Художник создал множество эпичных произведений на мифологические, литературные и библейские сюжеты.

Уже во времена Энгра классицизм стал приходить в упадок. Его обвиняли в искусственности и консерватизме, молодые авторы предпочитали поиски новых методов. Но в свое время это направление было передовым. Лучшие произведения классицистов и сейчас впечатляют зрителей величием сюжетов и техническим мастерством.

Живопись французских классицистов может стать жемчужиной частной коллекции и удачным вложением средств. Купить картину классика или что-то из шедевров антиквариата можно на арт-аукционах площадки Very Important Lot. Также интернет-портал предоставляет удобную возможность недорого приобрести работы современных художников напрямую у авторов.

ФРАНЦИЯ – РОДИНА КЛАССИЦИЗМА.
XVII век - время формирования
единого французского государства,
французской нации. Во второй
половине столетия Франция самая могущественная
абсолютистская держава в
Западной Европе. Это время
сложения французской
национальной школы в
изобразительном искусстве,
формирования классицистического
направления, родиной которого
по праву считается Франция.
Вспомнить основные события в истории Франции XVII века
вам поможет видеоролик, размещенный в нашей группе.
Посмотрите его внимательно!

ПРИЗНАКИ КЛАССИЦИЗМА:
строгость
упорядоченность (геометрическая
симметрия)
минимум декора
античные мотивы
высокая мораль, идейность (долг и честь –
превыше всего)
Вспомните основные черты
классицизма. Все они нашли
свое отражение в работах
французских художников,
творчество которых мы
будем изучать на этом
занятии, - Николы Пуссена и
Клода Лоррена.

Никола Пуссен родился в 1594 году в нормандском
городке Лез-Андели.
Получил неплохое общее образование. В 18 лет
отправился в Париж, где продолжил занятия под
руководством известного в то время портретиста
Ван Элле, а затем и у других мастеров.
Очень помогли ему оттачивать технику посещения
Лувра, где он копировал полотна итальянцев эпохи
Возрождения.
Для дальнейшего совершенствования мастерства
он отправился в Рим, бывший в то время Меккой для
живописцев всех стран.
Чтобы познакомиться с биографией Николы
Пуссена более детально, посмотрите видеоролик,
размещенный в нашей группе. Запишите основные
факты из биографии художника в тетрадь по
предмету.
Лез-Андели, родина Пуссена

А теперь мы внимательно
рассмотрим некоторые работы
Николы Пуссена. Ваша задача:
понять, как проявляются
основные черты классицизма в
творчестве художника (к каким
темам он обращается и почему,
как строит композицию и т.д.).
После просмотра основных работ
вам нужно выбрать одну из них и
описать ее по плану, который вам
будет предложен.

ПЛАН АНАЛИЗА
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1. Как называется произведение и кто его автор?
2. Что изображено в произведении на переднем плане? На
дальнем плане? Какие имеются интересные детали?
3. К какому художественному стилю относится произведение?
По каким признакам вы это узнали?
4. Что особенно нравится в произведении?
5. Какое возникает настроение от просмотра произведения?
Почему?
6. Почему автор так назвал свое произведение? Зачем он его
создал?
Выберите одну
из картин Николы
Пуссена и опишите
ее по
предложенному
плану. Задание
нужно выполнить
в тетрадях.

КЛОД ЛОРРЕН – МАСТЕР КЛАССИЧЕСКОГО ПЕЙЗАЖА.
Замечательным мастером пейзажа во
французской живописи XVII века является Клод
Лоррен (1600 – 1682). В его творчестве получила
развитие лирическая линия классического
пейзажа. Лоррен был страстно влюблен в
природу, понимал и ценил ее величественную
красоту. Его пейзажи включают в себя мотивы
моря, античные руины, яркие растения. Фигуры
людей и животных занимают незначительное
место. Они оживляют передний план картины,
вносят в него движение и жизнь. Главное для
художника – образ возвышенной, гармоничной
природы, с которой человек живет в мире и
согласии.
С творчеством Клода Лоррена вам поможет познакомиться видеоролик,
размещенный в нашей группе. Запишите основные факты из биографии
художника в тетрадь по предмету.

ПЛАН АНАЛИЗА
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1. Как называется произведение и кто его автор?
2. Что изображено в произведении на переднем плане? На
дальнем плане? Какие имеются интересные детали?
3. К какому художественному жанру относится произведение?
4. Какие цвета использовал художник?
5. В чем, по-вашему, особенно проявилось мастерство
художника?
6. Какое возникает настроение от просмотра? Почему?
Выберите одну
из картин Клода
Лоррена и опишите
ее по
предложенному
плану. Задание
нужно выполнить
в тетрадях.

Клод Лоррен (1600-1682) – основатель классицистического идеального пейзажа, который сложился в законченную систему и превратился в самостоятельный жанр.
Так же, как и Пуссен, почти всю жизнь провел в Италии. Мотивы реальной итальянской природы преобразованы им в идеальный образ, соответствующий нормам классицизма:
кулисное построение пейзажа, строгость композиции, рассчитанное расположение масс на холсте, четкое разграничение пространства на 3 плана, но, в отличии от Пуссена, которого в первую очереди интересовала героическая патетика, пишет пейзажи лирического характера. Лоррена интересовало состояние природы, эффекты утреннего или вечернего освещения ( у Пуссена всегда дневной свет в пейзажах), вибрация воздуха. Люди в его пейзажах оставались только стаффажем, он нередко поручал вписывать человеческие фигуры другим художникам. Тонкая эмоциональность, блестящее живописное мастерство.

Отплытие царицы Савской. Клод Лоррен. 1648 г.

Будучи представителями классицизма раннего, живого, что еще только определял себя как стиль, отворачиваясь от безумств барокко к чистоте и гармонии, Лоррен и Пуссен совершили невозможное. Художники смогли запечатлеть удивительное отражение в природе целого спектра человеческих чувств и переживаний, облагороженных высотой помыслов, величием духа и редкой чуткостью к прекрасному — не сиюминутному, но в перспективе Вечности.

Пейзажный канон

Пейзаж в спокойную погоду. Никола Пуссен. 1651 г.

Несложность Лоррена

Создатель лирического направления итальянского пейзажа раннего классицизма, Клод Лоррен для изображения на своих полотнах человеческих фигурок приглашал позировать друзей-художников, тем самым привнося в пейзажи жанровый элемент как дань увлечению обывателя занимательными историями.

Метафизический Пуссен

Пуссен, в отличие от Лоррена, создавал пейзаж метафизический. Величественные формы скал, массивная мощь зеленых кущ, драматические облачные небеса, заглядывающиеся в водные глади, — эти элементы присутствуют и в его знаменитых картинах на мифологические темы. Но сами по себе они обретают особое величие — и нам, простым смертным, можно не напрягаться, пытаясь припомнить содержание очередной древней легенды.

Пейзаж со св. Матфеем. Никола Пуссен. Около 1642 г.

Мощь и величие

Читайте также: