Неукротимым духом своим он побеждал зло музыка 5 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ФИО (полностью) Игнатьева Анжела Викторовна

Место работы МОУ «СОШс. Широкое Татищевский район

Должность учитель музыки

Предмет- музыка

Класс- 5 класс

Тема и номер урока в теме- II полугодие Музыка и изобразительное искусство уро№12

8. Цель урока: - Добиваться понимания школьниками взаимодействия музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них: музыки, литературы, изобразительного искусства, скульптуры.

9. Задачи:

- личностные : -передача знаний о жизненном и творческом пути Н.Паганини, на примере музыкальных, литературных и художественных произведений, как средств духовно-нравственного и эстетического развития личности.

-метапредметные: размышлять о музыкальном , литературном, художественном произведении, высказывать суждение об основных идеях, средствах и формах их воплощения;

-развивать чувственно-эмоциональную сферу через восприятие художественных образов различных видов искусства.

-предметные : участвовать в коллективной исполнительской деятельности ( пении)

-передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме;

-развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования, формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях.

10. Тип урока Урок открытия нового знания

11. Формы работы учащихся: индивидуальная, в группах, коллективная.

12. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 5 классе по программе Сергеевой,Критской, знакомит учащихся с творчеством и музыкой великого немецкого композитора Л.ван Бетховена. Соответствует ФГОС.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тюлячинского района Тюлячинская средняя общеобразовательная школа

Сценарий урока

подготовила учитель музыки

1 квалификационной категории

Хабирова Светлана Петровна

Цель: Создать условия для осознания общности и специфики разных видов искусства в создании образов борьбы и победы.

Планируемые результаты обучения:

Научить анализировать и обобщать многообразие связей музыки и скульптуры. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Углублять понимание музыкального искусства и его проникновение в жизнь человека.

Предметные: Сформировать представление о специфике отражения образов борьбы и победы в симфонии № 5 Бетховена. совершенствовать навыки анализа музыкальных и живописных произведений. показать взаимосвязь музыки с изобразительным искусством; закрепить знания учащихся о средствах музыкальной выразительности.

Метапредметные: Развивать критическое, образное, рефлексивное мышление, способность к эмоционально - чувственному восприятию, формировать мыслительную деятельность учащихся.

Личностные: воспитывать целеустремленность, стремление преодолевать трудности в разных жизненных ситуациях, быть ориентированными на проявление интереса к культурному наследию.

Технологии: деятельностного подхода, проблемного обучения (поисковый метод), развивающего обучения (вовлечение обучаемых в различные виды деятельности), критического мышления.

Методы и приемы: интерактивные (работа в группе), словесный, наглядный, размышления о музыке, индукции и дедукции, эмоциональной драматургии, сравнительный анализ, обобщение.

Формы урока: фронтальная, индивидуальная, парная

Музыкальный материал:

-Бетховен. Симфония № 5, 1 часть

-Бетховен. Симфония № 5, 3 часть

-Бетховен. Симфония № 5, 4 часть

-Я. Дубравин. Мы в доме одном живем.

Визуальный ряд:

Комплексно – методическое обеспечение: синтезатор, ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, ноты к музыкальному произведению.

«Музыка должна высекать огонь из

(Людвиг ван Бетховен)

1.Орг момент. Музыкальное приветствие.

2.Мотивация учебной деятельности. Давайте вспомним, ребята над какой темой мы с вами работаем с начала 2 полугодия? (музыка и изо)

Правильно, на протяжении нескольких уроков мы говорим с вами о родстве изобразительного искусства с музыкой. Какие выразительные средства объединяют эти искусства? (темп, ритм, динамика, жанр, строение…)

Чтобы перейти к теме нашего урока, сначала я прочитаю вам стихотворение В. Урина, а вы попробуйте определить о ком говорится в нем?

Стих В. Урина

Когда своё достоинство мы раним

И, как бы болью горечь познаём,

Препятствие беседует с желаньем

Как ветер с возникающим огнём.

И это дерзкий ветер, как награда,

Чтобы ещё сильнее запылав,

Ты не боялся, где решиться надо,

И сознавался, если ты не прав.

Пусть кажется – нелепая затея,

Но лучше сделать, а потом жалеть,

Чем ничего не сделать, сожалея,

И в трудности при жизни умереть!

(Ответы детей.)

Я хочу сейчас пригласить вас в музей, где представлены работы авторов. живших в разное время, но их объединяет общая тема борьбы. В роли искусствоведов будут ваши одноклассники.

Неизвестному автору удалось мастерски передать естественный порыв движения. Богиня запечатлённая, в лёгком стремительном шаге вперёд, кажется, не замечает резких и сильных порывов ветра. Высеченная из мрамора, она предназначалась для установки на высокой отвесной скале маленького острова Самофрака. Его жители хотели, чтобы крылатая богиня Ника всегда напоминала им об одержанной победе над флотом ассирийского царя. Образ открывает зрителю возможность ещё и ещё раз пережить радость победы, ощутить силу ветра и безбрежность морских просторов.

В скульптуре с удивительным мастерством передан страстный накал поединка не на жизнь, а на смерть. Мы видим решающий момент этой борьбы, когда Геракл своей могучей рукой сжимает шею льва. Зверь задыхается, пытается освободиться, впивается когтями в тело героя, но силы уже покидают льва.

Статуя является вершиной скульптурного творчества Микеланджело, олицетворяет героическую борьбу человека за свое освобождение. Мы видим прекрасного и сильного юношу, пытающегося разорвать путы. Скульптура передает предельное напряжение сил, отчаянный порыв к свободе.

Это произведение Корин нарисовал в годы. Великой Отечественной войны в 1942—1943 гг. Велика была вера художника в мужество и стойкость советского народа. Именно поэтому в самые тяжелые годы войны обратился он к образу великого воителя Древней Руси.

Картина представляет прославленного военачальника в шлеме и рыцарских латах, с огромным мечом в руках, стоящего на страже земли русской. Образ доблестного рыцаря-патриота овеян духом борьбы за свободу Родины. Уверенная горделивая постановка фигуры, грозное лицо полководца передают чувство величайшей стойкости русского народа.

От красок шумно и светло,

Картины воздух обступили.

Мы музыку сюда введём,

Чтобы они заговорили.

В нашем музее представлен необычный портрет великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена – памятник Бетховену в г. Вене.

Проблемный вопрос: Почему среди прочих изображений здесь представлена фигура композитора?

Сегодня мы будем слушать музыку Бетховена и определим каков его герой.

Слушание фрагмента III части Симфонии №5 Бетховена.

(Работа в парах) Задание. Ответьте на вопросы:

1.Кто или что представляет из себя главный герой симфонии?

2.Каким вы его представляете?

3.Что с ним происходит в этой части симфонии?

(В герое борются два человека – слабый и сильный, с одной стороны-тревога, сомнение, жалобные интонации, у виолончелей и контрабасов в низком регистре, с другой – повелительная, резкая, призыв к действию, маршевые интонации, у труб и деревянных духовых).

Судьба… Что означает это слово? В каких случаях мы обращаемся к нему? Что имеем в виду?

Д.: Жизненные испытания, трудности, преодоление. Судьба может быть счастливой, а может стать горькой долей.

Необычна и судьба самого композитора.

Учитель: Что вы знаете о судьбе Бетховена?

Сколько раз судьба грозно и трагически стучала в его дверь: обездоленное сиротское детство, одиночество, униженное положение музыканта – слуги… И в молодые годы может быть самый страшный удар судьбы – болезнь и глухота.

Об этом и рассказывает нам Пятая симфония. Но прежде, как вы понимаете симфонию? В музыкальном искусстве много жанров – опера, балет, концерт, романс… С чем симфонию можно соотнести, например, в литературе?

Д.: Симфония похожа на большой рассказ, повесть, роман, в жизни героев происходит что-то очень значимое, порой драматичное.

У: Сейчас мы слушали фрагмент её третьей части, представляющий своего рода героический центр симфонии.

Какая должна быть музыка, рисующая образ судьбы? Какими, по вашему мнению, средствами можно воплотить образ судьбы? Какой вы её слышите?

Часто художники и скульпторы в своих произведениях изображают музыкантов и музыкальные инструменты, например скрипку. Известны портреты скрипачей, жанровые сценки с музыканта-ми-скрипачами, натюрморты со скрипкой.

Звучание скрипки очень выразительно. Её голос часто сравнивают с человеческим. Скрипка может петь, плакать, говорить.


Звуки пели, дрожали так звонко,
Замирали и пели сначала.
Звуки скрипки так дивно звучали,
Разливаясь в безмолвии ночи.

А. Толстой

Не соловей — то скрипка пела.
Когда ж оборвалась струна,
Кругом рыдала и звенела,
Как в вешней роще, тишина.

А. Блок


Скрипка появилась в Европе в конце XV в. Она была любимым инструментом бродячих музыкантов, увеселявших народ на гуляниях, ярмарках, свадьбах, в трактирах и кабачках. Как народный инструмент скрипка сохранилась до наших дней в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии.

Звучала скрипка и в аристократических кругах — во дворцах, замках, в богатых домах, а также в церквах. При французском дворе были созданы ансамбли скрипачей, которые играли во время пробуждения и трапез короля и, конечно, исполняли танцевальную музыку на придворных балах.



Натюрморт


Портрет Н. Паганини

Прочитать стихотворение о Никколо Паганини

Играла скрипка. нежный голос
Звучал, как-будто плакал эльф,
И струны, тонкие, как волос,
Хлестали волнами напев.

Под этот плач старинной скрипки
Воскрес великий гений — он,
Он — паганини лёгкий, пылкий,
В мелодии, как дальний стон.

Незримой и неощутимой,
Как дуновение весны
И, как душа дитя, ранимой,
Святой, как благостные сны.

Играет скрипка — кто-то плачет;
И может сердце на куски;
Смычок замрёт — и вдруг иначе —
Волной отбросит тень тоски.

И хлещут, бьются звуки — волны.
Эфир бросая в дрожь и пляс.
Довольно! хватит! будет! полно!
Оставьте что-то про запас!

Неукротимым духом своим он побеждал зло




3. Послушай фрагмент Каприса № 24 Н. Паганини. Знакома ли тебе эта музыка? Как ты думаешь, почему композитор назвал своё произведение каприс?

4. Сравни три интерпретации Каприса № 24 — С. Рахманинова, В. Лютославского, В. Зинчука. Какие черты шедевра Н. Паганини подчёркнуты композиторами и исполнителями? Какая из трёх интерпретаций понравилась тебе больше всего? Почему?

5. Напиши определения в тетрадь - скрипка соло, инструментальный конерт, каприс, интерпритаия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация составлена к уроку музыки в 5 классе по теме: "Портрет в музыке и изобразительном искусстве". В рамках образовательной системы "Школа 2100" по учебнику Музыка 5 класс Г.П. Сергеевой, Е.Д Критской. Раздел учебного курса: Музыка и изобразительное искусство.

Урок музыки в 5 классе Разработала: Щукина Л.Н. учитель музыки МБОУ УСОШ №4. г . Удомля

Урок музыки в 5 классе

Разработала:

учитель музыки

МБОУ УСОШ №4.

г . Удомля

Играет так самозабвенно, И нежно и проникновенно, Бывает первою в оркестре, Её приветствует Маэстро! Быстрей ответь мне без ошибки. О чём я говорю? О –

Читайте также: