Немецкий веркбунд история дизайна конспект

Обновлено: 05.07.2024

Деятельность Веркбунда является неотъемлемой частью истории европейского дизайна XX в. Веркбунд ставил своей целью реорганизацию строительства и ремесел на современной промышленной основе. Члены Веркбунда создавали образцы для промышленного производства – утварь, мебель, ткани и т.п., стараясь придавать им простые, целесообразные, функционально оправданные формы. Они выступали против традиционных эстетических воззрений и кустарной изобразительности в прикладном искусстве. Представителями Веркбунда являются П. Беренс, В. Гропиус, Л. Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье и др.

Направления деятельности и творческие установки в вопросах искусства у художников, вошедших в объединение, были различны:

· Теодор Фишер считался мастером традиционной немецкой архитектуры.

· Петер Беренс начал свою деятельность как новатор формообразования, индустриальный архитектор.

Собственные взгляды на художественные проблемы имелись и у руководства фирм, вошедших в состав союза. Но всех их объединяла задача повышения художественно-эстетического качества продукции промышленного производства, мечта о единой архитектонической культуре, свободно использующей возможности массового машинного производства.

Основные цели Веркбунд ставил следующие:

Крупнейшие выставки Веркбунда (Кельн, 1914; Штутгарт, 1927) оказали огромное воздействие на всю международную художественно-промышленную практику, постепенно воспитывая в среде потребителя привычку к новому типу форм.

В 1920-х гг. Веркбунд был, прежде всего, центром сил, способствовавших прогрессу в промышленности и строительстве.

Веркбунд был закрыт национал-социалистами в 1933 г.

Баухауз (нем. Bauhaus – Строительный дом) – высшая школа строительства и художеств, конструирования, учебное заведение и архитектурно-художественное объединение в Германии. Основан в 1919 архитектором В. Гропиусом в Веймаре, в 1925 переведен в Дессау, в 1933 упразднен фашистами. Руководители Баухауза, опираясь на эстетику функционализма:

· ставили целью выработать универсальные принципы современного формообразования в пластических искусствах;

· стремились к комплексному художественному решению современной материально-бытовой среды;

· развивали у студентов способность эстетически-творческого осмысления новых материалов и конструкций;

· учили осознавать специфическую красоту функционально обусловленных форм предметов, создаваемых в условиях современного машинного производства.

В Баухаузе нашла свое теоретическое и практическое применение концепция синтеза пластических искусств, ремесел и промышленности. В числе его профессоров были крупнейшие деятели культуры начала XX столетия архитекторы Хаинес Мейер, Марсель Брейер, художники Василий Кандинский, Пауль Клее, Лионель Фенингер, Пит Мондриан.

Главной задачей Баухауза Гропиус считал объединение различных областей творческой деятельности, использование всех возможностей техники и станкового искусства для создания единой и гармонической вещественной среды. Гропиус привлек к сотрудничеству единомышленников – талантливых художников и архитекторов. Среди наиболее крупных мастеров были Иоханнес Иттен, который вел пропедевтический курс, Лионель Фейнингер, преподававший живопись и теорию формы, Герхард Маркс – керамику, Пауль Клее – витражи и ткачество, Оскар Шлеммер – скульптуру, Василий Кандинский – фреску, Ласло Мохой-Надь – обработку металла и синтетичес­ких материалов, а также фотографию, Георг Мухе – ковроткачество.

Изделия Баухауза несли на себе отпечаток живописи, графики и скульптуры 20-х гг. XX столетия с характерным для того времени увлечением кубизмом, разложением общей формы предмета на составляющие ее геометрические формы. (рис. 1.20) Образцы, выполненные в стенах школы, отличает энергичный ритм линий и пятен, чистый геометризм предметов из дерева и металла. Чайники, например, могли быть скомпонованы из усеченного конуса и полукружия, а в другом варианте – из полукружия, полусферы и цилиндров. Все переходы от одной формы к другой предельно обнажены, нигде нельзя найти желания их смягчить, все это подчеркнуто контрастно и заострено. Текучесть силуэта можно проследить, пожалуй, только в изделиях из керамики, но это выражение свойств самого материала – обожженной глины. Какими аморфными показались бы по сравнению с ними предметы времен модерна! Но основная разница между ними даже не в сопоставлении энергии баухаузовских вещей с нарочитой рафинированностью модерна. В Баухаузе искали конструктивность вещи, подчеркивали ее, выявляли, а иногда и утрировали там, где, казалось бы, ее нелегко было найти (в посуде, например).


Рис. 1.20. ВальтерГропиус. Кресло.

Своей борьбой с академизмом и откровенно авангардной педагогикой Баухауз нажил множество врагов. Выставка 1923 г., с энтузиазмом встреченная критикой, привела в ярость оппонентов Баухауза, объявивших его очагом большевизма под тем предлогом, что Школа зародилась при правительстве социалистов. Давление парламента Тюрингии стало невыносимым, и 1 апреля 1925 г. Баухауз в Веймаре был закрыт.

Следующий этап существования Баухауза связан с городом Дессау. Осенью Баухауз был принят городским магистратом Дессау, и Гропиус получил возможность построить новое здание. Система преподавания была несколько изменена. Некоторые преподаватели покинули Баухауз, другие – бывшие ученики – встали на их место: Иозеф Альберс, Брейер, Иост Шмидт. В 1928 г, Гропиус отказался от своей должности, чтобы целиком посвятить себя архитектуре. Ему на смену пришел Ханнес Мейер, однако Два года спустя вследствие конфликтов с городским магистратом он был вынужден уйти в отставку. Затем руководство Баухаузом принял архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ (рис. 3.6) , бывший директором Школы вплоть до ее закрытия правительством национал-социалистов.


Рис. 1.21. Л. Мисс Ван дер Роэ. Стул


Рис. 1.22. Ле Корбюзье. Кресло

1.3.3. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ИСКУССТВО В СОВЕТСКОЙ РОССИИ. ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН

В отличие от Западной Европы, где формирование дизайна стимулировалось стремлением промышленных фирм повысить конкурентоспособность своих изделий, в России, где ни до, ни после революции подобный заказ со стороны промышленности еще не был сформирован, истоки дизайна следует искать в левых художественных течениях.

В первое десятилетие XX в. авангардные течения в живописи неуклонно двигались в сторону беспредметности, то есть к абстракционизму. В России, как известно, абстракционизм нашел выражение в двух основных вариантах – конструктивном (К. Малевич) и экспрессионистическом (В. Кандинский).

Прямым предшественником или, возможно, родоначальником конструктивизма – еще одного мощного течения авангардного искусства – был В. Татлин. С самого начала он наметил путь к конструктивизму, утверждая новый род искусства – скульпоживопись. Он отвергал изобразительность ради вещи как таковой, с ее самоценностью и предметной определенностью (рис. 1.23).

В 1926 году ВХУТЕМАС был переименован в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН). В конце 1920-х годов проводилась реформа высшего образования, преследовавшая цель приблизить профиль выпускаемых специалистов к запросам конкретных отраслей народного хозяйства. Один из таких комплексных вузов – ВХУТЕИН – в 1930 году был расформирован с созданием на его основе Высшего архитектурно-строительного института (ВАСИ, ныне МАрхИ), Московского полиграфического института, Художественного факультета Московского текстильного института.



Рис. 1.23. В. Татлин. Модель памятнику III Интернационалу. 1919 – 1920. Металл, железо, стекло Рис. 1.24 А. Родченко. Плакат Аэрофлота. 1923 г.

Обучению студентов на всех факультетах предшествовала общая художественная подготовка па основном отделении (факультете) в течение двух лет (с 1926 – один год). Преподавание велось по концентратам (направлениям): графический, плоскостно-цветовой, объёмно-пространственный, пространственный.

Рассмотрим более подробно проекты (студентов и преподавателей) факультетов по обработке дерева и металла, которые были важнейшим центром рождения взаимодействия новых концепций формообразования. На метфаке преподавали), Эль Лисицкий, В. Татлин, А. Родченко и другие представители «производственного искусства,. Ведущими принципами их работы были: экономичность материалов и конструкций, рациональность использования пространства, многофункциональность и мобильность изделий. Категорически отвергалось всякое поверхностное украшательство. Большое внимание обращалось на гигиеничность вещей. Многие из этих принципов впоследствии стали каноническими для дизайна.

Александр Михайлович Родченко (1891–1956), художник, конструктивист-универсал: дизайнер, архитектор, график, фотограф, театральный декоратор, кинорежиссер и педагог. Окончил Строгановское училище, начинал творческую деятельность вместе с В. Татлиным как кубофутурист, затем – конструктивист. В 1920-м стал профессором живописного факультета, в 1922–1930 годах – профессором металлообрабатывающего факультета ВХУТЕМАСа–ВХУТЕИНа. Его жена – В.Ф. Степанова, художник, соратница-конструктивист. Разработанную А. Родченко в мастерских концепцию проектирования можно рассматривать как одну из ранних систем дизайн-образования. По мнению Родченко, нужно научиться в простейшей обыденной вещи проявить творческий подход, найти оригинальное и вместе с тем рациональное решение конструкции и формы с тем, чтобы потом это решение можно было многократно воспроизвести в промышленности. Большое внимание уделялось инженерно-техническим дисциплинам в связи с первоочередной необходимостью развития в стране промышленности. Это нашло отражение в проектировании многофункциональных, мобильных предметов. Художественная сторона творчества проявилась, прежде всего, как изобретательская деятельность, направленная на поиски оригинальной, функционально и технически оправданной конструкции.

Был образован 7 октября 1907 г. в результате объединения дрезденских мастерских и соединенных мастерских в Мюнхене. объединение было связано инициативным комитетом из 12ти художников (архитекторов и прикладников) и 12 фирм выпускавших в основном худ. прод. Своей основной целью Веркбунд объявил облагораживание нем. работы, сотрудничеством ис-ва ремесла и пром-ти. Путем воспитания и пропаганды, одухотворение нем. работы, подъемом его кач-ва. Роль велика. Откр. принцип. нов. этап развит. не только для нем. но и для евр. ис-ва в целом. Его практика узаконила последствия машинизации – серийное производство и полезное сотр. людей с тех-кой.

Цель— реорганизация строительства и художественных ремёсел на современной промышленной основе.

С 1921 по 1926 г. председателем Немецкого производственного союза являлся Римершмидт, и именно в этот период получил развитие фунциональный метод в дизайне. В 1924 году объединение опубликовало альбом Форма без орнамента, в котором были представлены фотографии образцов промышленных изделий и доказывались преимущества простых, лишенных всяких украшений поверхностей, что в конечном счете вело к функционализму.

Основными деятелями Веркбунда являлись: Анри Ван де Вельде, Петер Беренс, Вальтер Гропиус, Людвиг Мис ван дер Роэ и другие.

Действовали руководствуясь девизом: "Индустриальное формообразования во взаимодействии с искусством, промышленностью и ремеслами".

В 1933 немецкий Веркбунд был упразднён нацистами, в 1947 воссоздан в Дюссельдорфе. Однако к тому времени его возможности были уже исчерпаны. Немецкий производственный союз послужил своего рода мостом между югендстилем и модернизмом. Своей деятельностью он оказал огромное воздействие на развитие немецкого промышленного дизайна.

Был образован 7 октября 1907 г. в результате объединения дрезденских мастерских и соединенных мастерских в Мюнхене. объединение было связано инициативным комитетом из 12ти художников (архитекторов и прикладников) и 12 фирм выпускавших в основном худ. прод. Своей основной целью Веркбунд объявил облагораживание нем. работы, сотрудничеством ис-ва ремесла и пром-ти. Путем воспитания и пропаганды, одухотворение нем. работы, подъемом его кач-ва. Роль велика. Откр. принцип. нов. этап развит. не только для нем. но и для евр. ис-ва в целом. Его практика узаконила последствия машинизации – серийное производство и полезное сотр. людей с тех-кой.

Цель— реорганизация строительства и художественных ремёсел на современной промышленной основе.




С 1921 по 1926 г. председателем Немецкого производственного союза являлся Римершмидт, и именно в этот период получил развитие фунциональный метод в дизайне. В 1924 году объединение опубликовало альбом Форма без орнамента, в котором были представлены фотографии образцов промышленных изделий и доказывались преимущества простых, лишенных всяких украшений поверхностей, что в конечном счете вело к функционализму.

Основными деятелями Веркбунда являлись: Анри Ван де Вельде, Петер Беренс, Вальтер Гропиус, Людвиг Мис ван дер Роэ и другие.

Действовали руководствуясь девизом: "Индустриальное формообразования во взаимодействии с искусством, промышленностью и ремеслами".

В 1933 немецкий Веркбунд был упразднён нацистами, в 1947 воссоздан в Дюссельдорфе. Однако к тому времени его возможности были уже исчерпаны. Немецкий производственный союз послужил своего рода мостом между югендстилем и модернизмом. Своей деятельностью он оказал огромное воздействие на развитие немецкого промышленного дизайна.

Плакат выставки Немецкий Веркбунд в Кёльне. 1914

Здесь я расскажу Вам о истории дизайна и архитектуры. Покажу интерестные фотографии всевозможных проектов и концептов сделанных людьми со времён древнего египта и до сегодняшнего дня.

пятница, 15 марта 2013 г.

Немецкий Веркбунд

Немецкий Веркбунд (нем. Deutscher Werkbund) - Немецкий производственный союз, объединение архитекторов, мастеров декоративного искусства и промышленников. Основан в 1907 г. в Мюнхене (Германия) с целью реорганизации строительства и художественных ремесел на современной промышленной основе.



Основателями Немецкого Веркбунда были Г. Мутезиус, А. К. ван де Вельде, Т. Фишер, Ф. Шумахер, Р. Римершмид, Ф. Науман, К. Э. Остхауз. В его работе принимали участие П. Беренс, В. Гропиус, Л. Мис ван дер Роэ, Х. Пёльциг, Б. Таут, Й. Хофман, Ле Корбюзье и др.
Создавая образцы для промышленного производства (утварь, мебель, ткани и т.п., оформление купе ж.-д. вагонов, пароходных кают, автомобилей), члены союза Немецкий Веркбунд стремились придать им простые, целесообразные, функционально оправданные формы. Мастера организации участвовали также в оформлении интерьеров.
Крупнейшие выставки Немецкого Веркбунда (Кельн, 1914; Штутгарт, 1927) оказали огромное воздействие на всю международную художественно-промышленную практику.

Читайте также: