Назначение грамматики тексты л к граудиной и в белова морфология и стили речи конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

В книге рассказывается о стилистических возможностях русской грамматики, о трудных случаях и вариантах в современном русском языке, об основных частях речи и их грамматической природе. Объяснение языковых явлений дается в форме рассказа с историческими комментариями и справочными данными.
В книге приводятся нормативные рекомендации практического характера, указания на правильное употребление существующих форм вариантов.
Адресуется широкому кругу читателей. Может служить справочным пособием для слушателей народных университетов всех профилей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка в 7 классе.

Учитель : Аржанова И.В.

Тема урока : Грамматика: морфология и синтаксис.

Дата проведения .7.11.2016 г.

Тип урока: Закрепление изученного.

Предметные : учащиеся должны знать морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, уметь различать и правильно употреблять в предложении.

Личностные : уметь проводить самооценку на основе критерия успешной деятельности.

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки.

- обучающие: выявить уровень владения учащимися темой урока, организуя работу в разноуровневых группах; с помощью выполнения практических заданий корректировать пробелы в ЗУН учащихся; повысить предметные и общеучебные компетенции учащихся; повысить мотивацию к изучению данной темы и к предмету в целом; с помощью тестовых заданий выявить типичные ошибки.

-развивающие: развивать умение грамотного письма, строить высказывание с учётом существующих норм русского языка; способствовать развитию речи учащихся; развивать умение работать в команде, навыки самостоятельного поиска и получения информации в сети Интернет; развивать умение работы с учебной информацией;

-воспитательные: воспитывать внимательное и бережное отношение к родному слову.

Планируемые образовательные результаты:

достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей в процессе речевого общения;

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

способность извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета;

овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор

способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и формулировать их в устной и письменной форме;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки

Основные термины, понятия : грамматика, морфология, синтаксис, части речи, члены предложения, грамматические признаки: постоянные и непостоянные.

Оборудование:

карточки с текстом для орфографического и пунктуационного анализа;

опорные схемы для самостоятельной работы;

учебник Русский язык. 7 класс. / М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос и др.; под. ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М. :Просвещение
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

3.Актуализация знаний – 4мин.

4.Самостоятельная работа – 10мин.

6.Интеллектно-преобразовательная деятельность- 10мин.

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.- 5мин.

8. Домашнее задание-3мин.

Мотивирование к деятельности

Цель:Создать благоприятную атмосферу.

Акцентировать внимание учащихся на значимость обобщения, систематизации знаний; оценить готовность учащихся к активной учебно-познавательной

Учитель приветствует ребят.

Добрый день, 7 мой класс!

Очень рада видеть вас.

Прозвенел уже звонок,

Нам пора начать урок.

Ум немного поточить,

Что забыли – повторить.

Встали все у парт красиво,

Начинаем наш урок.

Включаются в деловой ритм урока.

Формулирование темы и цели урока

Цели: организовать формулировку темы урока;

- организовать постановку цели урока самими учащимися.

Слайд 1 .Унылая пора! Очей очарование!

Приятна мне твоя прощальная пора -

Люблю я пышное пр..роды ув..данье,

В б..грец и золото одетые л..са…

- О чем это четверостишие?

- Запишите второе предложение и объясните орфограммы.

- Подчеркните главные члены .

- Определите части речи в данном предложении.

Слайд 2. Проверка.

- Кто скажет, что мы повторили? (Орфограммы, части речи и члены предложения)

Какие разделы изучают части речи и члены предложения?

Морфология и синтаксис составляют грамматику.

Слайд 3 .А теперь давайте сформулируем тему и цель урока

Проверка выполнения задания и самооценка.

0 ошибок – 5 баллов

1-2 ошибки – 4 балла

3-4 ошибки- 3 балла

Морфология и синтаксис

Учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока.

3.Актуализация знаний – 4мин.

Цель: повторить и обобщить полученные знания.

А что изучает каждый раздел?

Проверим себя по учебнику – с. 62 п.

А теперь вспомним, что нам необходимо знать при изучении слова как части речи?

А при изучении синтаксиса?

Как вы думаете, почему два этих раздела объединены наукой грамматикой?

С каких сторон рассматривают слово эти 2 раздела?

Упр : Определите части речи по признакам.

собственное или нарицательное;

качественное, относительное или притяжательное;

совершенный или несовершенный вид;

одушевленное или неодушевленное;

действительное или страдательное;

количественное или порядковое;

Учащиеся отвечают на вопросы:

Морфология изучает слово как часть речи.

Синтаксис изучает строение и значение словосочетаний и предложений.

(работа с учебником - самопроверка)

Что такое самостоятельные и служебные части речи, грамматические признаки частей речи - постоянные, непостоянные, синтаксическая роль частей речи.

Синтаксическую роль слова в предложении, виды предложений по цели высказывания, интонации, синтаксической структуре, количеству главных членов, наличию второстепенных членов, степень осложненности (у простых).

Слово как часть речи и слово как член предложения.

Учащиеся называют части речи, которым присущи эти признаки .

4.Самостоятельная работа – 10мин.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод, как он усвоил материал

Слайд 4. Работа с текстом. Прочитайте текст.

1. Что(то) грус-ное слыш-тся и вид-тся в опустевш-м лесу. 2. Ещё цветут последни- цветы. 3. Зелёный стоит старый дуб и р-няет ж-луди, но уже ог-лились вершины берёз. 4. Отчетливо видны яркие краски клёнов и осин.

5. Осень - красивое время года. 6) Багря-ые и золотые листья ра-ст-лаются по земле и оживляют засыпающий лес. 7. Они шуршат под ногами, когда ты наступаеш- на них. 8. Яркие гроздья рябины украшают деревья.

9. Осенью обилие цветов, овощей, фруктов.

Задание к тексту:

Определите стиль и тип речи.

Определите тему и основную мысль текста.

Объясните орфограммы на месте пропуска букв.

Объясните постановку тире в пятом предложении

5.Выписать из текста предложения:

1 вариант: простое двусоставное предложение, осложнённое однородными членами и выполните его синтаксический разбор (1 человек у доски)

2 вариант: сложноподчинённое предложение и выполните его синтаксический разбор (1 человек у доски )

6.Морфологический разбор слов:

1вариант: в опустевшем

2 вариант: засыпающий

Слайд 5. Проверка

Учащиеся читают текст, отвечают на вопросы, выполняют самостоятельно задания, осуществляют взаимопроверку и самооценку

Стиль художественный, тип-описание.

Осень. Осень- красивое время года.

0 ошибок – 5 баллов

1-2 ошибки – 4 балла

3-4 ошибки- 3 балла

А теперь, ребята, встанем.

Руки медленно подняли,

Пальцы сжали и разжали.

Руки вниз мы опустили.

Наклонимся вправо, влево,

И беремся вновь за дело.

6.Интеллектуально-преобразовательная деятельность- 10мин.

- проверить умение работать с текстом;

-организовать выполнение самопроверки, самооценки,

работы над ошибками.

А сейчас мы напишем небольшой диктант и проверим свои знания.

Глубокая осень. Старые деревья давно облетели, и только молодые березки сохраняют свои увядшие желтоватые листья. Они блестят золотом под тронувшими их косыми лучами невысокого осеннего солнца.

- Выполните синтаксический разбор последнего предложения.

(1-е предложение записывается учащимися на месте. Затем, когда диктуется 2-е предложение, 1 человек у доски пишет 1-е предложение и т.д.).

Самопроверка и самооценка.

0 ошибок – 5 баллов

1-2 ошибки – 4 балла

3-4 ошибки- 3 балла

Цель: организовать работу по проверке выполнения задания.

Б) нормы произношения,

В) слово как часть речи,

Д) знаки препинания.

2. Выберите обязательное условие для обособления причастного оборота:

А) в середине предложения,

Б) после определяемого слова,

3. Какими грамматическими признаками не обладает деепричастие:

4. Какую синтаксическую задачу выполняют прилагательные в предложении:

А) называют признак предмета, распространяя предложение,

Б) называет признак действия, распространяя предложение,

В) называет признак предмета по действию,

Г) называет предмет.

5.Какой навык необходим при выборе безударного личного окончания глагола:
А) навык определения переходности глагола,

Б) навык определения времени глагола,

В) навык определения синтаксической роли глагола,

Г) навык определения спряжения глагола.

6.Найди ошибку:
Думающего человека:

А) причастие, признак по действию,

Г) возвратное, страдательное, несовершенного вида, настоящего времени,

Д) полная форма, единственное число, мужского рода, родительный падеж,

Е) человека думающего.

7.Найди ошибку
сущ. глаг. дееприч. сущ. глаг. сущ.

Небо потемнело, зажигаясь в ночи, разгорались звезды. А.Простое,

Слайд 9. Проверка

Выполняют тест, осуществляют самопроверку или взаимопроверку, оценивают себя.

1-2 ошибки – 4 балла

3-4 ошибки – 3 балла

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.- 5мин.

Организовать фиксирование содержания.

Организовать самооценку учебной деятельности.

Слайд 10. Ответьте на вопросы:

-Чему учились на уроке?

-Что нового узнали на уроке?

На основе грамматики разработаны русская орфография и пунктуация.

«Тот, кто не изучал грамматики, не знает законов языка…

Слайд 11 .Закончите предложения (на доске)

Я оцениваю свою работу…

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Подводят итоги, выставляют себе оценку

8. Домашнее задание-3мин.

Слайд 12. Стр.70, упр.183 1 уровень- 2 абзац, задания 2,4все упр.и задания 2,3,4

2 уровень- 1абзац, задания 2,4

3 уровень- 4все упр.и задания 2,3,4

Самоанализ урока.

Урок проведен в соответствии с планом рабочей программы по русскому языку в 7 классе.

Исходя из целей урока , было запланировано 8 учебно-воспитательных моментов. Изучение новой темы базируется на двух умениях: определении морфологических признаков и синтаксической роли частей речи, поэтому отдельно отведено время урока на повторение этих понятий.

Усвоение нового материала запланировано через интеллектуально - преобразовательную деятельность, которая включает в себя работу с текстом. Закрепление спланировано через выполнение теста последующей самопроверкой и самооценкой. Использование таких методов как комментирование, соединение анализа и синтеза, тестирование способствует реализации аспектов триединой цели урока.

Все этапы урока связаны между собой, имеют конкретные цели. При организации познавательной деятельности сочетаются формы фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Во время урока запланирована физминутка, для переключения учащихся с одного вида деятельности на другой. При подведении итогов урока организована самооценка учебной деятельности и рефлексия.

Урок носит научную, воспитательную и развивающую направленность. Учебный материал подобран с учетом возрастных особенностей учащихся и их уровня обученности. Теоретический материал связан с практическим. Новый материал основан на повторении изученного. В работе на уроке учащиеся показали достаточный уровень знаний , умений и навыков.

Структура урока была подчинена триединой цели урока и содействовала достижению конечного результата урока . Каждый предшествующий момент урока тесно связан с последующим, продолжает его и сам является базой, продолжением предшествующего.

Осуществлению развивающего аспекта триединой цели урока способствовали практически все учебно-воспитательные моменты: умения сопоставлять, анализировать, логически мыслить. При подведении итогов урока учащиеся учатся рефлексировать свою деятельность .

Задачи воспитания коллектива, гуманного отношения друг к другу осуществлялись через создание дружеской и творческой атмосферы урока, доброжелательные отношения учителя и учеников, через организацию групповых форм работы, взаимопроверок и т. д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1983. В книге рассказывается о стилистических возможностях русской грамматики, о трудных случаях и вариантах в современном русском языке, об основных частях речи и их грамматической природе. Объяснение языковых явлений дается в форме рассказа с историческими комментариями и справочными данными. В книге приводятся нормативные рекомендации практического характера, указания на правильное употребление существующих форм вариантов. Адресуется широкому кругу читателей. Может служить справочным пособием для слушателей народных университетов всех профилей.


-75%

Урок предназначен для учащихся 10 класса по теме "Стили речи" с применением современных инновационных технологий по сингапурской методике.

ВложениеРазмер
razrabotka_uroka_v_10_klasse_na_temu_stili_rechi.doc 84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока по сингапурской методике

Урок по русскому языку в 10 классе.

Урок по русскому языку в 10 классе

Тема урока: "Функциональные стили речи"

Цели урока : обобщить и систематизировать знания о стилях речи русского языка.

-вспомнить и повторить с учащимися стили речи и присущие им признаки;

-научиться применять стили речи по ситуации, научиться обобщать и систематизировать

-актуализировать знания учащихся о функциональных стилях речи и сфере их использования.

-закрепить умение определять стиль речи.

-воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: ---анализ, синтез, группировка, обобщение.

Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Формы : Коллективная, групповая, индивидуальная

Оборудование: раздаточный материал (опорная схема), мультимедийное оборудование.

1.Оганизационный момент. Вступительное слово учителя.

Каждый раз, когда Вы пишете текст или просто общаетесь с другими людьми, Вы выбираете тот стиль речи, который наиболее актуален для данного момента. Всего существует пять стилей, однако от правильности выбора каждого из них целиком зависит успех Вашего диалога, как с собеседником, так и с читателем. Для читателя стиль Вашего изложения имеет даже большее значение, поскольку при чтении у человека отсутствует невербальная информация о Вас, такая как мимика, жесты, частота дыхания, взгляд и т.д. Итак, сегодня мы с Вами рассмотрим вспомним, какие стили текста существуют, какие особенности имеют и, само собой, мы рассмотрим примеры этих стилей.

2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

Общие вопросы по теме задаваемые группам (РОУНД РОБИН, сингл роунд робин)

- Как вы понимаете слово стиль ?

- Однозначное ли это слово?

(Учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз и после определенной времени отвечает один участник группы (1,2,3,4))

В русском языке сравнительно недавно оформилась научная дисциплина – стилистика, которая изучает особенности употребления средств языка в зависимости от речевой ситуации.

Научный (монография, статья, доклад, реферат, аннотация, лекция и др.)

Передача информации и доказательство ее истинности.

Точность, логичность, недопустимость экспрессивных средств.

1) Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и сердцевидными листьями. (Толковый словарь русского языка.)

Официально-деловой (официальные документы, законы, устав, распоряжение, приказ и др.)

Предельная точность, стандартность средств выражения, недопустимость эмоциональной, разговорной лексики.

Директор Н.В. Петров

Публицистический (газетные и журнальные статьи, материалы радио- и тележурналистики, речи выступающих на митингах, съездах и др.)

Информация и воздействие на слушателя, читателя.

Социальная оценочность, отбор фактов, использование экспрессивных языковых средств.

Художественный Стиль художественной литературы.

Все языковые средства.

Сергей толкнул тяжелую дверь. Под его ногой едва слышно всхлипнула ступенька крыльца. Еще два шага – и он уже в саду.

Прохладный вечерний воздух был напоен дурманящим ароматом цветущей акации. Где-то в ветвях переливчато и тонко выводил свои трели соловей.

Характерен для современного Интернета

Разговорный стиль, по сути, стирает границы между автором и читателем. Для него характерна естественность, раскованность, эмоциональность, своя специфическая лексика и подстройка под получателя информации.

- Который уже час? Что-то есть охота. Чайку бы.

- Народ от праздности завел привычку трескать, как сказал Гоголь. Сейчас чайник поставлю.

- Ну, мы-то с тобой сегодня ого- го сколько наработали, а праздность ты знаешь что такое?

- и что бы ты тогда делала, когда бы праздность наступила?

- Даже не представляю. Это ведь учиться надо, праздности-то!

Из курса средних классов вы знаете, что в русском языке выделяют следующие стили речи: разговорный, официально-деловой, научный, публицистический и художественный. Теперь каждой группе я дам задание (в виде карточки), по данным определениям постарайтесь узнать о каком стиле идет речь. (РОУНД РОБИН, сингл роунд робин).

Задание . Узнайте стили по их характеристикам:

(Учащиеся проговаривают ответы на данные задания по кругу один раз и после определенной времени отвечает один участник группы (1,2,3,4))

Прослушиваются ответы учащихся, верные и неверные ответы обсуждаются, дополняются.

3. Этап повторения(изучения) материала по теме урока.

(Учащиеся проговаривают ответы на данные задания по кругу один раз и после определенной времени отвечает один участник группы (1,2,3,4))

Обратите внимание: различные виды текста, как правило, относятся к различным стилям, хотя могут описывать один и тот же объект. Давайте рассмотрим на примере. Предположим, Вам нужно написать текст о стиральной машине. Каким образом Вы можете его написать:

1.Вы пишете обзор с основными характеристиками (научный стиль)

2.Вы пишете продающий текст (разговорный стиль)

3.Вы пишете seo-статью для блога (публицистический стиль)

4.Вы пишете гипнотический текст (художественный стиль)

5.Вы пишете коммерческое предложение (официально-деловой стиль)

4. Этап проверки знаний учащихся.

Каждый из учащихся получает по одному примеру текста. (ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН/ СТЭНД ЭН ШЭА для мозгового штурма)

Задача – определить стиль речи.

1. Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается (научный).

2. Невероятное открытие! Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не поступало, он, в данный момент, находится в сильном запое, однако можно однозначно сказать, что открытия таких патриотов, однозначно, стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве золотых изделий на десятки лет вперед (публицистический).

3 . Сидорович плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос для притока воздуха, и представлять что ты в шалаше в дикой степи за сотни километров до ближайшего города.

Вдруг откуда ни возьмись Сидоровичу по уху проехалась ладонь спавшей рядом жены:

– Спи уже, путешественник, – простонала она, сонно причмокивая языком.

Сидорович обиженно отвернулся, надувшись. Он думал о Тайге… (художественный).

5. Вы когда нибудь задумывались о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы Новые Васюки на его кольцах? Конечно нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы Луна упала в Тихий Океан, на сколько бы поднялся его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто? (разговорный)

6 . Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах (художественный).

7. Ёо, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне глубоко по-барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто! (разговорный)

8. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии (публицистический).

9. Исходя из результатов экспериментов, которые свидетельствуют о том, что люди сканируют текст и не всегда просматривают веб-страницу целиком, целесообразно воспользоваться принципом перевернутой пирамиды и поместить вывод в начало текста (научный).

10. Исходя из результатов эксперимента, можно сделать вывод, что простота – залог успеха (научный).

11. Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой, трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, всё же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной, они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростно добивал их. (художественный)

5. Этап подведения итогов урока .

Сегодня мы хорошо поработали и смогли выполнить ряд заданий, опираясь на наши знания. Рассмотрели примеры стилей речи во всем их, пусть не богатом, но разнообразии. Для различных ситуаций оптимальными будут различные направления, но, главное, на что стоит обратить внимание при создании текста – язык Вашей аудитории и удобный для нее стиль. Акцент на этих двух параметрах позволяет Вашим текстам читаться на одном дыхании, а, следовательно, повышает Ваши шансы на успешное выполнение поставленной перед текстом задачи. Давайте ответим на вопрос: зачем нам нужны стили речи?

Читайте также: