Настоящее время глагола 5 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: русский язык

Тема: Настоящее время глагола.

организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению нового материала о глаголах настоящего времени; закрепить навыки определения временных форм глагола; показать значение глаголов настоящего времени; учить соблюдать орфоэпические нормы; развивать мотивацию к познавательной деятельности; формировать знания о том, что формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида; продолжить отработку навыка правильно произносить глаголы в форме настоящего времени; формировать умения образовывать форму настоящего времени от указанных глаголов и изменять глаголы в настоящем времени.

1.Развивать личностные УУД: через развитие познавательных интересов, учебных мотивов. На основе ориентации на выполнение морально-нравственных норм, формировать адекватную позитивную самооценку.

2. Развивать регулятивные УУД:

учить принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществлять контроль по результату, адекватно воспринимать оценку учителя, развивать умения оценивать правильность выполненного задания, выполнять необходимую коррекцию действий.

3. Формировать познавательные УУД:

общеучебные – умение добывать нужную информацию; развивать умение использовать знаково-символические и средства.

Логические – учить выполнять логические операции анализа, синтеза, классификации, обобщения, решении социальной задачи; производить осознанное высказывание-рассуждение в устной форме; уметь выделять существенную информацию, устанавливать причинно – следственные связи.

4. Развивать коммуникативные УУД: через умение учитывать мнение разных людей, стремиться к сотрудничеству, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, учиться контролировать действия партнёра.

Планируемые результаты:

Предметные: знать, что формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида; знать о правильном ударении в глаголах настоящего времени (звонит и др.). Уметь образовывать форму настоящего времени от указанных глаголов; изменять глаголы в настоящем времени; соблюдать правильное ударение в указанных глаголах; употреблять в настоящем времени в речи; составлять текст на тему по выбору.

Метапредметные: извлекать информацию из текстов содержащих теоретические сведения; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

Личностные: интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому самосовершенствованию.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: тетрадь, учебник, распечатанные задания.

Организационный момент (психологический настрой)

Прозвенел уже урок

В школе начался урок.

Тихо стало в коридоре.

Мы начнём сейчас урок

И закончим его в срок.

– Ребята, посмотрите назад, улыбнитесь нашим гостям. А теперь посмотрите на меня и улыбнитесь мне. Проверьте готовность к уроку.

Проверка готовности к уроку (ТРУД (на доске записано слово) – тетрадь, ручка, учебник, дневник).

Проверили? Молодцы! Присаживайте.

Надеюсь, на протяжении всего урока наше настроение будет отличным, и мы плодотворно поработаем. Заметьте, я пожелала вам плодотворной работы. А что это значит? Как вы понимаете слово плодотворный?

(плодотворный, значит благоприятный, полезный для развития чего-нибудь, дающий хорошие результаты, в нашем случае мы должны сегодня пополнить свой багаж знаний новыми полезными и нужными сведениями или другими словами пополнить свою корзину знаний хорошими плодами. Вы согласны? ( ответы детей )

Поэтому желаю, чтобы вы были внимательными, стремились всё понять и усвоить. Порадуем же друг друга успехами. Что ж, мы приступаем.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

– Сегодня мы ещё раз в этом убедимся, продолжая работать над большой темой.

Интересная часть речи

В русском языке живёт,

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поёт.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам … (глагол) .

Кстати, а какой раздел науки о языке изучает эту часть речи? ( Морфология – это раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи)

Мы вспомнили, что изучаем глагол. Я проведу сейчас с вами небольшой блиц-опрос. В чём он заключается: я называю своё утверждение и при этом указываю рукой на ученика, значит, он должен мне ответить, но только одним словом ДА или НЕТ. Будьте внимательны! После этого блиц-опроса один из вас подведёт итог нашему опросу и скажет всё, то мы с вами уже успели повторить и изучить на предыдущих уроках. (в это время карточки 2-3 ученикам с индивидуальным заданием)

Итак, глагол – это служебная часть речи! (нет)

Глагол отвечает на вопросы какой? Чей? и обозначает признак предмета? (нет)

Глагол обозначает признак действия? (нет)

Глаголы изменяются по числам (да)

Глаголы бывают совершенного, несовершенного или условного вида. (нет)

В предложении часто бывает сказуемым (да)

На мои утверждения вы не всегда отвечали ДА. Давайте теперь исправим мои утверждения верным полным ответом.

(один ученик отвечает)

Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы то делать? Что сделать? Глаголы изменяются по временам: бывают настоящего, прошедшего или будущего времени) в настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по родам (в единственном числе) и числам. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. В предложении обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим.

Хорошо. (собрать карточки)

Постановка темы урока, цели и задач.

- Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы отгадаете и скажете как же отгадка связана с темой нашего сегодняшнего урока. (загадка записана на обратной стороне доски, летит и идёт выделено).

Идёт , а без ног,
Летит , а без крыльев,
Не догнать, не остановить.

Молодцы, а если мы обратим внимание на выделенные глаголы, то как сформулируем тему?

Настоящее время глагола.

Какие цели мы постам перед собой? (будем учиться образовывать форму настоящего времени, правильно задавать вопросы к глаголам настоящего времени, находить их в тексте).

- Откройте тетради, запишите число и тему урока. (открыть тему закрытую листочками).

- А с каким временем глагола мы познакомились на прошлом уроке? (прошедшем)

- Что же мы узнали о прошедшем времени? Свой ответ подкрепите словами из домашнего упражнения.

(глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам)

Для образования прошедшего времени обычно служит суффикс –л-.) + примеры из домашнего упражнения.

Хорошо, молодцы! Возвращаемся к теме нашего урока.

4. Актуализация знаний.

1. Работа с учебником. Анализ материала для наблюдений — стр. 118 учебника.

Прочитайте загадки и скажите, в каком времени стоят выделенные глаголы? Проанализировать все загадки. (в настоящем) Какого они вида? (несов.в.)

А каковы их отличительные признаки? (лицо и число). В каком лице и числе стоят глаголы в загадках?

Какие действия выражают глаголы в форме настоящего времени?

Сравним свои выводы с теоретическим материалом учебника.

(прочитайте теоретический материал учебника на стр.118)

Мы сделали правильные выводы? (да)

Первичное усвоение новых знаний. (работа индивидуальная по карточкам, затем взаимопроверка)

От данных глаголов, образуйте форму настоящего времени. Вставьте пропущенные буквы. Объясните их правописание.

1)Зап..рать – запирает, 2)раст..рать – растирает, 3)слушать – слушает, 4)раст..реть - растирает, 5)решать - решает, 6)ненавид..ть- ненавидит,

7)звонить - звонит, 8)выучил - , 9)стучать – стучит, 10) жить - живёт. (взаимопроверка: обменяйтесь тетрадями и проверьте задание)

- От всех ли глаголов вы смогли образовать форму настоящего времени? (нет) Почему? (потому что от глаголов сов.в. наст.вр. не образуется)

Какой можем сделать вывод?

Формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида и от глаголов совершенного вида настоящее время не образуется.

5. Физкультминутка (на доске – ориентир)

- Немного отдохнём

Прошедшее время – руки вверх

Настоящее время - руки на пояс

Будущее – ходьба на месте

Крутился, несёт, бежал, лает, заговорит, прыгал, прочитает, стоит, болел, пел, говорю, простучит, горит, убежал, плывёт, открою, прибегу, изобрету, выучу, построю.

6. Работа в парах. Первичное усвоение новых знаний. (тексты на партах лежат)

Выборочное списывание. (выписать глаголы настоящего времени).

Лесной оркестр.

Синтаксический разбор сделает у доски …….

7. Первичное закрепление

Откройте учебник на странице 118, упражнение 659. (Коллективно, устно). Один ученик у доски, остальные в тетради.

Гляжу, садится дятел прямо на ствол, цепляется за него острыми коготками, опирается на жесткий растопыренный хвост и колотит по трухлявому стволу дерева своим крепким клювом. Наверное, выискал в гнилой древесине личинку или жука, которые деревья точат , лес портят .

9. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Сделайте вывод: изменяются ли глаголы настоящего времени по числам?

Глаголы настоящего времени изменяются по числам. ( садится, цепляется, точат, портят)

Проверь, указывает ли форма глагола в ед. ч. настоящего времени на род существительных?

(Что делает?) колотит (Он) дятел

(Что делает?) колотит (Она) птица

(Что делает?) колотит (Оно)

- Форма глагола в ед. ч. наст.вр. на род существительных не указывает.

- Сделайте вывод: Изменяется ли глагол настоящего времени, стоящий в ед.ч., по родам, или форма глагола остается одинаковой?

Форма глагола в ед. ч. на род существительных не указывает.

-Молодцы, давайте повторим выводы, к которым мы сегодня пришли на уроке:

Глагол в настоящем времени, стоящий в ед. ч., по родам не изменяется, форма глагола остается одинаковой.

Глаголы настоящего времени изменяются по числам.

Формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида.

10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Параграф 116, упражнение 660

11. Рефлексивно - оценочный этап.

Продолжите мои предложения.

На уроке я узнал…

Самым трудным на уроке было…

На уроке понравилось…

Мне понравилось, как вы работали.

Спасибо за урок!

На оставшееся время:

Выпишите из перечисленных слов глаголы, определите их время, число.

Степь, голубом, светит, поля, гонит, пшеницы, сверкает, берегам, покрываются, зеленью, шумит, жалобный, степной, доносится.

Нажмите, чтобы узнать подробности

-актуализация сведений учащихся о прошедшем и настоящем времени глагола.

развивающие:

развитие связной речи учащихся;

вовлечение класса в активный процесс познания;

обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний;

формирование орфографической зоркости учащихся;

воспитывающие:

воспитание интереса к изучению русского языка

Этапы урока

Орг. момент, психологический настрой

- Здравствуйте, дети! Садитесь! Начнем урок с улыбки. Улыбнитесь друг другу. Откройте тетради, запиишите число, классная работа (красиво, аккуратно, без ошибок).

Этап создания положительной учебной мотивации

-Ребята, отгадайте загадку.

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду -
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.

Сказочная заставка "Глагол и его друзья"

Жил -был Глагол. И вот однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую-нибудь пользу людям. И пошел он по белу свету счастье искать. Шел, шел, видит - сидит Существительное на камушке и плачет.

- Что ты так пригорюнилось?

- Да вот, живу-живу, а для чего - не знаю. Никакой пользы не приношу.

- Пойдем вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде.

Шли, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое.

- Что ты кручинишься, Прилагательное?

- Не к чему мне свои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где.

- Пойдем с нами счастье искать.

Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочном городе Грамматика. Там все что-то делали, трудились – некогда было скучать. Их встретили очень дружелюбно и пригласили работать в Предложении. Друзья наши с радостью согласились. С тех пор улыбка не сходит с их лица. Ну как же, они ведь приносят пользу людям! А что может быть прекраснее на земле?

Учитель: С тех пор Глагол работает в предложении … Сейчас вы сами расскажете правило, что такое глагол.

- Какой раздел науки о языке мы изучаем сейчас?

- Что изучает морфология?

- Какие разделы морфологии мы изучаем в этом учебном году?

- Что такое глагол?

- Что вы знаете о морфологических признаках глагола?

- Что вы знаете о спряжении глагола

- Что вы знаете о виде глагола?

- Что вы знаете о времени глагола?

Дайте анализ ответам вашим одноклассникам. Какая группа отвечала увереннее? Чьи ответы вам понравились больше? Кто, по-вашему мнению знает теоретические вопросы лучше других? Свой ответ аргументируйте.

Тема и цель урока

Послушайте стих А. Толстого Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

О каком времени глагола мы сегодня будем говорить подробно? А как вы догадались?

Запись числа и темы урока в тетрадь. Настоящее время глагола

Давайте поставим перед собой цели. Ученики определяют цель: Знать на какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени, какое действие они обозначают, и глаголы какого вида имеют форму настоящего времени. Уметь задавать вопросы к глаголам настоящего времени.

- На какие вопросы отвечает глагол в настоящем времени? (что делает? Что делают?)

Повторение изученного материала:

Лесной оркестр

В мае все л..сные ж..тели весело п..ют и играют. Тут услыши.шь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжание, и урчание, и кваканье. Скр..пят жуки и кузнечики. Отбарабанили дятлы, св..стят флейтой иволги. Лает лисица. Кашляет косуля. Воет волк. Ухнул филин. Зажужжали шмели и пч..лы. Урчат и квакают лягушки.

Примите решение в группе, кто какое задание будет выполнять

1. Прочитаем текст вслух и определим тему текста. О чем он? Совпадает ли заголовок с темой текста? Перескажите текст.

2. Найдите слова с пропущенными буквами, объясните орфограммы (фронт. опрос), а у глаголов еще определите их время и вид (правило)

3. Выполните синтаксический разбор первого предложения. Составьте схему.

4. Морфологический разбор имени существительного из первого предложения::

5. Морфемный разбор слова: отбарабанили, свистят, квакают. Определить время глагола и вид

6. Фонетический разбор слова : поют.

7. Запишите синоним и антоним к слову: весело

8. Найдите в тексте сравнение.

Вернёмся к стихотворению А. Толстого. Выпишите глаголы настоящего времени в тетрадь и скажите, с какой целью поэт использовал эти глаголы?

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

- Работаем в группах по осмыслению теоретического материала в учебнике на стр.118

и готовим вопросы другой группе. Отвечают члены группы по желанию.

- Как определить настоящее время глагола?

- Глаголы какого вида имеют форму настоящего времени?

- Если в корне пишется буква и, то вы приседаете, если буква е – хлопаете в ладошки!

Выбирают, заблестеть, блистает, соберет, расстелю, расстилается, опираться, опереться, добираться, доберусь, забираю, заберет, замерло, замирать.

Прошедшее время - присесть

Настоящее время – руки на пояс

Будущее время – ходьба на месте

Крутился, несет, бежал, лает, заговорит, прыгал, прочитает, стоит, болел, пел

Игра в форме эстафеты комментированно

Игра в футбол

Я назову глаголы в неопределённой форме, а вы поставьте их в 3-м лице ед. ч. настоящего времени:

ласкать – (ласкает) висеть – (висит)

светить – (светит) лежать - (лежит)

гореть – (горит) греть – (греет)

становиться – (становится) капать – (капает)

дышать –(дышит) смотреть – (смотрит)

чирикать – (чирикает) На какие вопросы отвечают, какого вида эти глаголы могут ли они иметь совершенный вид

Самостоятельная работа

Прочитайте и озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
2. Выпишите из текста глаголы:
настоящего времени (I вариант),
прошедшего времени ( II вариант).

Застуч…ла за окошком звонкая капель потеплел воздух потемнел снег. Умч…лись зимние дни. В лесу всё дышит весной. Летают грачи плывут по реке первые льдинки весенние руч…и наполняют лес звонким журчанием.

Творческое задание

Самостоятельная работа.

Весеннее солнце, почернел, капель, появились лужи, звонкий ручей,

сосульки, чирикают, прилетели)

Взаимопроверка

Уч-ся проверяют работы друг друга и оценивают.

Домашнее задание

1 уровень. Глаголы в скобках поставь в настоящем времени.

2 уровень. Определи их вид и число.

3 уровень. Определи спряжение глаголов.

Ледяной ветер (гулять) в открытом поле. И камни, и травы (петь) под дождём, (блестеть) озёрные воды. Вы (проходить) мимо дерева – оно не (шелохнуться). Над глухой степью в неизвестный путь (пролетать) журавлиный клин.

Итог урока, рефлексия

Урок Я на уроке Итог 1. интересно 1. работал 1. понял материал 2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал 3.безразлично 3.помогал другим 3. не понял

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия

Урок Я на уроке Итог

Интересно 1. Работал 1. Понял материал

Скучно 2. Отдыхал 2. Узнал больше, чем знал

Безразлично 3. Помогал другим 3. Не понял

Урок Я на уроке Итог

Интересно 1. Работал 1. Понял материал

Скучно 2. Отдыхал 2. Узнал больше, чем знал

Безразлично 3. Помогал другим 3. Не понял

Урок Я на уроке Итог

Интересно 1. Работал 1. Понял материал

Скучно 2. Отдыхал 2. Узнал больше, чем знал

Безразлично 3. Помогал другим 3. Не понял

Урок Я на уроке Итог

Интересно 1. Работал 1. Понял материал

Скучно 2. Отдыхал 2. Узнал больше, чем знал

Безразлично 3. Помогал другим 3. Не понял

Урок Я на уроке Итог

Интересно 1. Работал 1. Понял материал

Скучно 2. Отдыхал 2. Узнал больше, чем знал

Безразлично 3. Помогал другим 3. Не понял

Карточка

Выписать существительные вместе с глаголами настоящего времени, к глаголам задать вопросы.

Хорошо летней порой в лесу! Я иду по тропинке среди берёз и осин с серыми стволами и серебристыми листьями. А вот и поляна! На горизонте виднеются хвойные деревья. От травы исходит приятный аромат. Настойчиво стучит по коре дятел. Сороки летают с громкими криками. Поспевает черника. Земляника уже отошла. Вдали густо стоит малинник. Но вот лес редеет. Вдали виднеются поля пшеницы и гречихи.

Карточка

Выписать существительные вместе с глаголами настоящего времени, к глаголам задать вопросы.

Хорошо летней порой в лесу! Я иду по тропинке среди берёз и осин с серыми стволами и серебристыми листьями. А вот и поляна! На горизонте виднеются хвойные деревья. От травы исходит приятный аромат. Настойчиво стучит по коре дятел. Сороки летают с громкими криками. Поспевает черника. Земляника уже отошла. Вдали густо стоит малинник. Но вот лес редеет. Вдали виднеются поля пшеницы и гречихи.

Карточка

Выписать существительные вместе с глаголами настоящего времени, к глаголам задать вопросы.

Хорошо летней порой в лесу! Я иду по тропинке среди берёз и осин с серыми стволами и серебристыми листьями. А вот и поляна! На горизонте виднеются хвойные деревья. От травы исходит приятный аромат. Настойчиво стучит по коре дятел. Сороки летают с громкими криками. Поспевает черника. Земляника уже отошла. Вдали густо стоит малинник. Но вот лес редеет. Вдали виднеются поля пшеницы и гречихи.

Карточка

Выписать существительные вместе с глаголами настоящего времени, к глаголам задать вопросы.

Хорошо летней порой в лесу! Я иду по тропинке среди берёз и осин с серыми стволами и серебристыми листьями. А вот и поляна! На горизонте виднеются хвойные деревья. От травы исходит приятный аромат. Настойчиво стучит по коре дятел. Сороки летают с громкими криками. Поспевает черника. Земляника уже отошла. Вдали густо стоит малинник. Но вот лес редеет. Вдали виднеются поля пшеницы и гречихи.


На этом уроке мы поговорим о настоящем времени глагола. Мы выясним, как образуются глаголы настоящего времени. И, конечно, узнаем об изменении глаголов по лицам и числам.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Настоящее время"

Сегодня мы ответим на такие вопросы:

· Что обозначает настоящее время глагола?

· Как образуется настоящее время?

· Как изменяются глаголы настоящего времени?

Подумайте – а что вы сейчас делаете?

Каждый из нас может что–то ответить на этот вопрос. Например:


Ведь мы всё время, каждую секунду совершаем какие-то действия.

А значит, нам нужны формы глагола, которые описывали бы, чем мы занимаемся сейчас.

Что мы знаем о временных формах глагола? Глаголы бывают прошедшего времени, настоящего времени и будущего времени.

И именно глаголы настоящего времени выражают действия, которые происходят сейчас.

Точнее, глаголы настоящего времени называют действия, которые происходят в момент речи.

Мы часто хотим узнать, что сейчас происходит.


И каждый раз друг будет озвучивать то, чем он занимается в тот момент, когда говорит с нами. То есть, в момент речи.

Но глаголы настоящего времени могут называть и действия, которые происходят постоянно.

Ведь часто нам хочется рассказать о каких-то действиях, которые время от времени повторяются.


Это происходит не в момент речи. Но зато эти действия повторяются каждый день. Так что в этом случае мы тоже пользуемся глаголами настоящего времени.

А теперь давайте всмотримся в вопросы.

Что делаю? – имеется в виду, что Я делаю.

Что делаешь? – имеется в виду – что ТЫ делаешь.

А если мы посмотрим на вопрос что делает?

К этому вопросу подойдёт местоимение ОН.

В настоящем времени нам важно лицо того, кто совершает действия.

Именно поэтому глаголы в настоящем времени изменяются по лицам.

Лицо глагола можно определить по местоимению, которое мы подставляем к глаголу.

Конечно же, глаголы в настоящем времени изменяются не только по лицам, но и по числам.


Заметьте, что по глаголу все равно нельзя определить род, даже если у местоимения он есть.

Такое изменение по лицам и числам глаголов называется спряжением.

Рассмотрим подробнее спряжение глаголов настоящего времени.

Начнём с первого лица, единственного числа. Местоимение я.

Ячто делаю?

Глагол, который будет отвечать на этот вопрос, обозначает действие самого говорящего.

Я стою. Я смотрю. Я улыбаюсь.

А теперь посмотрим на множественное число первого лица. Местоимение мы.

Мы – что делаем?

Теперь глагол обозначает действие группы лиц, в которую входит и сам говорящий.

Мы стоим. Мы смотрим. Мы улыбаемся.

Переходим ко второму лицу. Единственное число. Местоимение ты.

Ты – что делаешь?

Глагол второго лица единственного числа обозначает действие собеседника, к которому мы обращаемся.

Ты стоишь. Ты смотришь. Ты улыбаешься.

Второе лицо и множественное число.

Местоимение вы. Вы – что делаете?

Теперь глагол будет обозначать действие группы лиц, в которую входит наш собеседник.

Вы стоите. Вы смотрите. Вы улыбаетесь.

И наконец – третье лицо. Сначала единственное число.

У нас целых три местоимения: он, она, оно.

Но ко всем подходит один и тот же вопрос – что делает?

Глагол в третьем лице обозначает действие того, кто не участвует в разговоре.

Он стоит. Он смотрит. Он улыбается.

Третье лицо и множественное число. Местоимение они.

Они – что делают?

Теперь глагол будет обозначать действие нескольких лиц, которые не участвуют в разговоре.

Они стоят. Они смотрят. Они улыбаются.

А теперь – минутка поэзии.

В известной песне на слова Леонида Петровича Дербенёва есть такие строки:

Призрачно все в этом мире бушующем,

Есть только миг, за него и держись.

Есть только миг между прошлым и будущим,

Именно он называется жизнь.

Подумаем над этими строками. Ведь настоящее – это действительно всего лишь миг между прошлым и будущим!

Но тогда могут ли действия, которые происходят в настоящем времени, быть завершёнными?

Посмотрите на картинку.


Птичка на ней поёт. Бабочка – летает. Солнце – светит. Цветок – цветёт.

И всё это происходит прямо сейчас! Значит, пока что эти действия не завершились – раз они как раз происходят.

А какими глаголами обозначены эти действия?

Конечно, глаголами настоящего времени. Но все эти глаголы отвечают на вопрос что делает?

То есть, всё это – глаголы несовершенного вида.

В настоящем времени могут стоять только глаголы несовершенного вида.

Мы можем изменить наши глаголы.

Споёт. Полетает. Зацветёт. Посветит.

Глаголы совершенного вида в настоящем времени стоять не могут.

Но некоторые глаголы имеют в настоящем времени не все формы. Особенно часто проблемы возникают с формой первого лица единственного числа. Посмотрим на глагол дудеть. Я – что делаю? Дудю? Дужу? Может быть, дудаю? Все эти формы звучат одинаково странно. У глагола дудеть просто нет формы первого лица единственного числа. Мы можем сказать – ты дудишь, он дудит… а формы первого лица нет.


Как и у глагола дерзить – мы не говорим дерзю или держу.

Глагол галдеть тоже не имеет формы первого лица единственного числа.

Не будет её иметь и глагол чудить – мы же не можем сказать: я чудю.

Не имеют формы первого лица единственного числа и такие глаголы, как шелестеть, парусить, мутить, смеркаться.

Часто так происходит потому, что просто нет необходимости говорить о таких действиях от первого лица. Кто может сказать о себе, что он смеркается? Это просто природное явление.

Такие глаголы стараются вообще не употреблять в форме первого лица единственного числа. Ну, а если нужно употребить глагол именно в этой форме? Тогда к нему подбирают замену.

Нужно быть внимательными и при образовании личных форм глаголов. С некоторыми глаголами можно легко ошибиться.


Если у вас есть сомнения в какой-то глагольной форме, лучше проверить ее по словарю.

Нужно обратить внимание и на ударения в некоторых глаголах настоящего времени.

ЗвонИть – звонИт – звонЯт.

ПовторИть – повторИт – повторЯт

включИть – влючИт – включАт.

Ударение в этих словах не двигается. Говорите правильно!

Итак, что же нам требуется запомнить?

Глаголы настоящего времени обозначают действия, которые происходят в момент речи или постоянно. Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы что делаю? что делаешь?

Глаголы настоящего времени изменяются по лицам и числам.

Формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение и первичное закрепление о глаголах настоящего времени, определение временных форм глагола, показать значение глагола настоящего времени.

План-конспект урока

по русскому языку

муниципальной бюджетной общеобразовательной организации

Разработал: Крюкова Людмила Анатольевна

слушатель курсов профессиональной переподготовки

Проверила: руководитель практики

Белоконь Ирина Павловна

Пос. Борское, 2020

Тема урока: Настоящее время глагола

Дата проведения: 18. 05.2020г.

Тип урока: урок обобщения и систематизации

Технология урока: личностно-ориентированного обучения
Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению нового материала о глаголах настоящего времени; закрепить навыки определения временных форм глагола; показать значение глаголов настоящего времени; учить соблюдать орфоэпические нормы; развивать мотивацию к познавательной деятельности; формировать знания о том, что формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида; продолжить отработку навыка правильно произносить глаголы в форме настоящего времени; формировать умения образовывать форму настоящего времени от указанных глаголов и изменять глаголы в настоящем времени.

1.Развивать личностные УУД: через развитие познавательных интересов, учебных мотивов. На основе ориентации на выполнение морально-нравственных норм, формировать адекватную позитивную самооценку.

2. Развивать регулятивные УУД:

учить принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществлять контроль по результату, адекватно воспринимать оценку учителя, развивать умения оценивать правильность выполненного задания, выполнять необходимую коррекцию действий.

3. Формировать познавательные УУД:

общеучебные – умение добывать нужную информацию; развивать умение использовать знаково-символические и средства.

Логические – учить выполнять логические операции анализа, синтеза, классификации, обобщения, решении социальной задачи; производить осознанное высказывание-рассуждение в устной форме; уметь выделять существенную информацию, устанавливать причинно – следственные связи.

4. Развивать коммуникативные УУД: через умение учитывать мнение разных людей, стремиться к сотрудничеству, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, учиться контролировать действия партнёра

Планируемые результаты:

Предметные: знать, что формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида; знать о правильном ударении в глаголах настоящего времени (звонит и др.). Уметь образовывать форму настоящего времени от указанных глаголов; изменять глаголы в настоящем времени; соблюдать правильное ударение в указанных глаголах; употреблять в настоящем времени в речи; составлять текст на тему по выбору.

Метапредметные: извлекать информацию из текстов содержащих теоретические сведения; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

Личностные: интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому самосовершенствованию.

Основные термины, понятия: морфология, лингвистика, орфоэпия, части речи, временные формы глагола.

Читайте также: