Насекомые польза и вред конспект

Обновлено: 07.07.2024

Основные понятия: насекомые, полезные и вредные насекомые.

Ресурсы: презентация, картинки с изображением насекомых, раздаточный материал (кроссворд, таблицы, разрезные буквы), шапочка для комара, мешочек с насекомыми.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Здравствуйте, ребятишки: девчонки мальчишки! Подарите друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь лыбнитесь друг другу.
- В это зимнее утро, я надеюсь, у всех хорошее настроение. Вот с таким настроением мы и начнем наш урок.
- Сегодня мы работаем в группах, их три. Не забудьте о распределении обязанностей в группе и правилах поведения при работе в группе.

II. Постановка учебной задачи

- Сегодня наш урок посвящается самым древним животным на планете. Ученые утверждают, что они появились более 300 миллионов лет назад.
- Кто эти древние животные, вы угадаете, разгадав кроссворд.
- Ответив на все вопросы правильно, вы в выделенных клетках прочтете названия этих древних животных. Если вам понадобится моя помощь, не стесняйтесь и зовите меня.

Кроссворд

Кроссворд

Кроссворд "Насекомые"

  1. Кто в траве стрекочет, перепеть всех хочет? (кузнечик)
  2. Самое трудолюбивое насекомое. (муравей)
  3. Насекомое, питающееся листьями капусты? (гусеница)
  4. Кто, жужжа, влетел к нам в дверь? Ну конечно, это… (шмель)
  5. Кто летает над водой, страшно выпучив глаза, длиннокрыла и быстра? (стрекоза)
  6. Не птичка, а с крыльями. (бабочка)
  7. Не зверь, не птица, а нос, как спица. (комар)
  8. Летят - говорят, а сядут - молчат. (осы)
  9. Не солнце, не огонь, а светит. (светлячок)

- Какое же слово у вас получилось?
- Мы сегодня наш урок посвятим насекомым и узнаем, какие насекомые полезные, а какие – вредные.

III. Актуализации знаний

Учитель: Но перед началом я предлагаю каждой группе заполнить таблицу.
- Чтобы заполнить таблицу, предлагаю командиру группы вытащить из мешочка одно насекомое.
- Сформулируйте вывод, каковы же три основных признака насекомых?

Вопрос

Выдели правильный ответ

Есть ли насечки на брюшке?

Сколько частей тела?

Учащиеся должны сделать вывод: насечки на брюшке, три части тела, шесть конечностей.

IV. Открытия новых знаний

Учитель: Ребята, а вы когда-нибудь задумывались над тем, сколько у нас насекомых на планете?
- Ученые считают, что их около 2 миллионов.
- Среди огромного количества видов насекомых, существующих на планете, есть немало таких, которые приносят пользу человеку, но есть и такие, которые нам не нравятся, скажем, по внешнему виду, а какие-то приносят вред человеку.

- После каждого выступления, я предлагаю вам определить вред или пользу приносит это насекомое людям.
- Если вред, то поместим картинку с этим насекомым рядом со словом "Вред", если пользу – рядом со словом "Польза".

- А я, как ваш руководитель, буду выполнять еще одну работу: рядом с картинкой насекомого буду прикреплять карточку, на которой будет информация о том, чем питается это насекомое. Вдруг нам эта информация сегодня пригодится.

- Помогите мне определить, куда нужно поместить это насекомое: вред или польза?
- Вспомните, чем питаются муравьи? (вывешиваю карточку на доску)

Карточка

Карточка "Чем питаются муравьи"

Физминутка

Чок-чок, каблучок!
В танце кружится сверчок.
А кузнечик без ошибки,
Исполняет вальс на скрипке.

Крылья бабочки мелькают,
С муравьем она порхает.
Под веселый гопачок,

Лихо пляшет паучок.
Звонко хлопают ладошки!
Все! Устали наши ножки!

- Вспомните, чем питаются божьи коровки? (закрепляю карточку на доску)

Что едят божьи коровки

Что едят божьи коровки

- Приглашаю для выступления третью группу учащихся. Интересно, о каком из насекомых сейчас нам поведает эта группа? (дети рассказывают о стрекозе)

Чем питаются стрекозы

Чем питаются стрекозы

Отгадай слово

Учитель: А сейчас мы с вами познакомимся с еще одним насекомым. Попробуйте отгадать, с каким.
- Составьте из букв название насекомого.

Группы получают конверт с заданием: из букв составить слово - название насекомого. Учащиеся составляют из букв слово "комар".

Постановка проблемы

В шапочке комара выходит к доске помощница учителя:
Помощница: Каждый из вас знаком со мной. Мои подружки – самочки питаются кровью человека и животных. Это нам надо для продолжения рода. А самцы – комары не враги вам. Они питаются лишь соком растений и сладким нектаром.

Живем мы недолго, всего лишь одно лето. Но за лето мы можем натворить такое, например, мы, можем стать переносчиками опасных заболеваний. Из ряда болезней одна только малярия является причиной смерти около двух миллионов человек ежегодно.

Но вам нужно знать ребята, что личинки комара, которые живут в прудах и озерах, служат основным кормом для питания рыб, особенно молодой рыбешки. А еще нами любят полакомиться лягушки и некоторые птицы. (Помощница уходит)

Учитель: Ребята, помогите мне определить место для комара.
- Какое это насекомое – вредное или полезное?
- Можно ли однозначно обо всех насекомых сказать приносят они пользу или вред?

- Чаще всего, мы оцениваем вредность или полезность насекомого с точки зрения человека, но иногда насекомые приносят вред человеку, а для природы – пользу.
- Так и комар, для человека это вредное назойливое, жалящее насекомое, от которого остается раздражение на коже, комар является переносчиком инфекция, а для природы – это полезное насекомое, личинками которого питаются рыбы.

Карточка

Карточка "Питание комаров"

Учащиеся делают вывод: многими вредными насекомыми питаются птицы, животные и другие насекомые.
- Обратите внимание на карточки, которые я прикрепила рядом с насекомыми, и ответьте мне на такой вопрос: а правильно ли будет, если мы уничтожим всех вредных насекомых? Почему?

Рефлексия

Учитель: Ненадолго давайте попрощаемся с царством насекомых, его разнообразием и интересными жителями.
Каждому раздаю таблицу. Ребята обводят нужную букву.

П

Н

И

Понравилось на занятии.

Не понравилось на занятии.

- Надеюсь, что наш урок был увлекательным и интересным для вас, что вы узнали много интересного о насекомых.
- Мне очень понравилось с вами работать. Берегите природу!

Интеграция областей: здоровье, познание, коммуникация, художественное творчество, физкультура, музыка.

Цель: Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

Обучающая задача: Дать детям элементарные знания о насекомых: сформировать понятие о том, что насекомые это маленькие животные, у которых есть голова, грудь, брюшко, шесть ног, у многих есть крылья. Показать взаимосвязь существования в природе разных сообществ.

Развивающая задача: Развивать правильное поведение детей по отношению к насекомым.

Воспитательная задача: Воспитывать интерес к окружающему миру, нашим меньшим братьям и бережное отношение к ним.

Предшествующая работа: - коллективная аппликация “Луг”;

Ребята, какой красивый луг у нас получился. Так и хочется по нему прогуляться. А вы не хотите погулять на лугу вместе со мной? (ответы детей)

Давайте скажем волшебные слова, которые перенесут нас на луг.

Вот мы и попали на наш луг. Посмотрите как здесь красиво, а какие цветы вокруг!

Какие цветы растут на лугу? (ответы детей), где то тихо звучит музыка:

Воспитатель читает стихотворение и дети вместе с воспитателем имитируют прогулку по лесу:

Давай пройдемся медленно по лугу (ходьба по кругу)
И “здравствуй” скажем каждому цветку. (наклоны вперед)
Я должен над цветами наклониться (руки тянем к цветку)
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.( улыбаемся цветам)

Воспитатель: Посмотрите ребята, какие цветы на лугу красивые. Можно ли их рвать?

Главное назначение цветов - привлекать насекомых, на лугу их очень много. У меня на столе много разных насекомых (объемные мелкие игрушки, или предметные картинки лежат на столе), попробуйте их узнать и назовите.

(воспитатель загадывает детям загадки)

Хоть они и жалят больно,

Их работой мы довольны. (пчела )

Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо . ( оса)

И еще одно насекомое очень похоже на них. Это шмель.

Что вы знаете про них? (ответы детей)

Давайте рассмотрим их: у каждого из них есть голова, грудь, брюшко, на голове имеются глаза (часто они занимают большую часть головы) и усики. На нижней стороне груди – три пары ног (6 ног). Сверху к груди прикреплены две пары крыльев. Пчелы и шмели собирают нектар и цветочную пыльцу и попутно опыляют растения, обеспечивая урожай семян. Пчелиные продукты: мед, воск, прополис, пчелиный яд – это лекарство от болезней. Надо помнить, что укус пчел очень болезнен, поэтому надо быть очень осторожными при встрече с этим насекомым. Еще более болезнен укус осы. Осы любят сладкое, но вообще они хищники, прекрасно ловят мух и слепней.

А вот еще одна загадка:

Точка, точка, два крючочка – это лапки у жука,

два блестящих лепесточка раздвигаются слегка,
справа точка, слева – точка, в черных крапинках бока .

Да, это божья коровка. Чем она отличается от пчелы, осы, шмеля? (ответы)

У нее есть жесткие крылья, они называются твердыми надкрыльями и прикрывают летательные. Божья коровка является маленьким санитаром, она спасает от гибели сады и огороды, поедая более мелкое насекомое – тлю. Божью коровку надо беречь.

Воспитатель: Как много насекомых мы рассмотрели, что даже немного устали. А вы знаете, что у насекомых есть своя зарядка от усталости. Ведь они тоже много трудятся.

Прилетели на лужок Бабочки и пчелы.

Дружно сели все в кружок С песенкой веселой.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Зажужжали пчелки.
Ну, а бабочки кружат у зеленой елки.

Там паук расставил сети. Комары зудят в кустах.
Лучше песни нет на свете, Чем о пчелках и жуках!

Посмотрите, как много прилетело на луг разноцветных бабочек (показывает на установленные на гибких стержнях бабочек). Это тоже насекомые: яркие, красивые, они являются украшением природы и способствуют опылению растений.

Вы заметили, какой разноцветный у нас луг! Хочу сказать вам еще одну особенность – разные насекомые предпочитают разные цвета, так, пчелы, шмели и осы любят розовые, синие, фиолетовые цветки; мухам нравятся желтые, бабочкам – красные.

Знакомо ли вам это насекомое:

Не найдешь у нас пилы,

не рубили мы стволы,

не стучали топором,

а под елью вырос дом.

Про какой дом говорится в загадке? (ответы детей)

Да, это муравейник, и живут в нем муравьи, они друзья человека, так как спасают лес, уничтожая множество вредных насекомых. Но если его тронешь то, защищаясь, он больно обжигает, выделяя при этом муравьиную кислоту.

Запомните ребята основные правила вашей безопасности, чтобы встреча с насекомыми не стала для вас бедой:

Правила поведения при встрече с насекомыми:

  1. Увидев осиное гнездо, не трогайте его. Понаблюдайте за его обитателями издалека, иначе осы будут жалить куда попало.
  2. Около их жала есть ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает.
  3. Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите губить пчелу, так как в этом случае она выделяет в воздух химическое соединение, которое приводит в агрессивное состояние всех находящихся поблизости сородичей. Если же она укусила то, необходимо удалить жало, ужаленное место потереть содовым раствором.
  4. Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте за ним, тогда он вас не укусит.

Для защиты от комаров используйте защитные кремы и мази, так как массовое нападение на человека может вызвать тяжелое отравление и даже смерть.

А вы запомнили, какие цвета предпочитают разные насекомые? Давайте поиграем…

Разделим детей на три подгруппы – пчелы, мухи, бабочки; на желтый цвет – летают мухи, на красный – бабочки, на фиолетовый – пчелы; при этом можно использовать музыкальное сопровождение – кассета с записью звуков луга.

Воспитатель: Сегодня вы узнали о некоторых насекомых, среди них есть полезные и есть вредные, поэтому при встрече с ними надо быть осторожными всегда, так как при встрече с человеком они защищаются.

Нам пора возвращаться. Давайте произнесем наши волшебные слова и мы вновь окажемся в группе.

Пока мы путешествовали по лугу, наши новые знакомые – насекомые прислали нам в подарок картинки со своими изображениями и предложили их нам разукрасить. Прежде чем мы пойдем рисовать запомните ребята самое главное:

В природе все взаимосвязано. Каждое насекомое, даже если оно опасное для нас, может приносить пользу окружающей среде. Давайте будем внимательны и осторожны при встрече с обитателями природы.

Дети уходят в зону художественного творчества и приступают к разукрашиванию картинок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста "Насекомые - польза и вред"

Цель: формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.


Конспект беседы с детьми: "Насекомые- польза и вред"

Цель: Дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.

Цель: дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.Материал: предметные картинки с изображением насекомых;сюжетные картины с изображением среды обитания этих насекомых.


Минутки безопасности для детей.

Насекомые, польза или вред?

Занятия с детьми.



Насекомые: их польза и вред для человека и природы, среда обитания


Какой вред приносят насекомые

Внешние воздействия на организм


В каждой части планеты люди издревле борются с насекомыми, которые причиняют вред здоровью и наносят большой ущерб хозяйству.

В редких случаях они могут оказывать пользу.

Существует большое количество вредных для человека насекомых. Особенно опасны кровососущие насекомые, они могут распространять возбудители опасных заболеваний. Комары рода Aedes являются распространителями вируса Зика.

Этот вирус очень опасный для беременных женщин, так как от заразившейся матери вирус передается плоду и при рождении ребенок может иметь микроцефалию.

В настоящее время Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) запретила женщинам посещать Центральную и Южную Америку, а также присвоила этому вирусу угрозу международного уровня.

Также обычная муха, залетевшая в помещение, может являться переносчиком опасных заболеваний, среди которых дизентерия и холера.

Муха цеце приносит большой вред для жителей Африки – практически все домашние животные погибают от ее укуса, тогда как для человека укус не смертельный.

Другой очень серьезный вредитель для человека – жук короед типограф.

Они наносят ущерб хозяйству, в больших масштабах уничтожают леса, а также разрушают деревянные постройки.

Только квалифицированная помощь решит любые проблемы с насекомыми.

Различные виды комаров приносят большое количество проблем человеку, из них наиболее опасными являются малярийные. В борьбе с этими насекомыми человеку помогают стрекозы и некоторые виды птиц.

В некоторых регионах Африки встречаются москиты, укус которых может вызвать большие боли как у человека, так и у животных.

Большое количество этих насекомых могут проникнуть рот и нос, а также в глаза.

Вши и блохи также являются переносчиками серьезных заболеваний – тифа.

Они в основном встречаются у животных: коров, свиней, птиц и крыс.

В животноводстве огромный вред причиняют слепни и оводы. Они являются причиной удоев, так как не позволяют животным на пастбищах нормально питаться.

Проживание в помещении с тараканами и клопами также доставляет большие неприятности хозяевам.

Тараканы очень плодовиты, а некоторые из них могут переносить на себе возбудители опасных заболеваний. Поэтому соблюдение санитарных норм в помещении, а при необходимости проведение санитарной обработки помогут раз и навсегда забыть о неприятных насекомых.

Насекомые вредители растений

В каждом отряде имеются насекомые, которые при массовом размножении наносят существенный вред растениям на полях, в садах и огородах. Из прямокрылых к таким насекомым относятся азиатская, или перелетная, саранча, обыкновенная медведка, из клопов — клоп вредная черепашка.

Азиатская саранча питается различными растениями, и после ее нашествия поля остаются голыми. Основные места размножения саранчи — тростниковые заросли крупных южных рек. Численность этого насекомого находится под постоянным контролем специальных организаций по защите растений. Обыкновенная медведка живет в почве.

Устраивая гнезда и делая многочисленные ходы, она перегрызает корни и подземные части стеблей, выедает клубни, корнеплоды, семена.

Клоп вредная черепашка (как взрослые особи, так и личинки) повреждает хлебные злаки, особенно пшеницу. Прокалывая еще не созревшие зерновки, клопы вводят в них слюну и высасывают растворенное содержимое.

Из жесткокрылых на полях и в огородах широко распространены колорадский жук, свекловичный долгоносик, жук-щелкун.

Колорадский жук — опасный вредитель картофеля. В течение лета развивается 2—3 поколения жуков.

Насекомые: польза и вред

Взрослые жуки и их личинки питаются листьями картофеля. Свекловичный долгоносик наибольший вред приносит в период роста свеклы. В это время из отложенных самками яиц отрождаются червеобразные личинки, питающиеся ее корнями. Жуки-щелкуны повреждают многие культуры. Их червеобразные упругие личинки — проволочники — вгрызаются в клубни картофеля, корнеплоды моркови, свеклы, в корни растений.

Из чешуекрылых на полях и огородах большой вред приносят бабочки-белянки (капустница, репница, брюквенница) и озимая совка.

Гусеницы бабочек-белянок питаются листьями капусты и других крестоцветных растений, оставляя только крупные жилки. Гусеницы озимой совки живут в почве, где уничтожают высеянные семена и появившиеся проростки, перегрызают стебли растений на уровне почвы, а выползая на поверхность, поедают листья (питаются растениями более 140 видов).

Из двукрылых полевым и огородным растениям вредят некоторые мухи. Самки луковой мухи, например, откладывают яйца на комочки почвы около лука или чеснока.

Отродившиеся безногие личинки вбуравливаются в луковицы и в зеленые листья, выедают в них ходы. Поврежденные растения желтеют и засыхают. Подобный вред приносят капустная и морковная мухи, личинки которых питаются корнями крестоцветных растений.

Насекомые — вредители сада. На растениях сада наиболее обычны тля, яблоневый цветоед, земляничный долгоносик, малинный жук.

Личинки яблоневого цветоеда развиваются в нераспустившихся цветках яблонь, выедая завязи и тычинки, личинки земляничного долгоносика — в нераспустившихся цветках земляники, клубники и малины, личинки малинного жука — в цветках малины. Большой вред в садах наносят бабочки — яблонная плодожорка (гусеницы развиваются в образовавшихся яблоках) и крыжовниковая огневка (гусеницы живут в ягодах крыжовника и смородины).

Насекомые — вредители леса.Наиболее опасный вредитель леса — непарный шелкопряд.

Гусеницы этой бабочки питаются листьями многих деревьев. В годы массового размножения вредителя деревья леса (и сада) могут полностью лишиться листьев. Листьями дуба, березы, клена питаются майские жуки, а их личинки, развивающиеся в почве, обгрызают корни молодых деревьев. В хвойных лесах ощутимый вред наносит сосновый шелкопряд. Гусеницы этой бабочки повреждают преимущественно сосну, реже ель и лиственницу. В коре ослабленных деревьев поселяются жуки-короеды.

Меры по сокращению численности насекомых-вредителей

На территории нашей страны встречается около 700 видов насекомых — опасных вредителей сельского и лесного хозяйства.

Для сокращения их численности используются различные способы: механические (раздавливание яиц бабочки-капустницы, уничтожение в ловчих канавках свекловичных долгоносиков и т. п.), агротехнические (посев или посадка растений с таким расчетом, чтобы они успели окрепнуть и стать жесткими к появлению вредителей, очистка коры на стволах плодовых деревьев, регулярный сбор упавших плодов и др.). При массовом размножении вредителей используются химические способы: опыление и опрыскивание растений ядовитыми веществами (при этом, к сожалению, гибнут многие насекомые, дождевые черви, птицы).

В наше время большое значение приобретают биологические методы защиты растений: охрана и привлечение насекомоядных птиц, летучих мышей, использование биологических препаратов, вызывающих болезни насекомых-вредителей, а также разведение и использование других насекомых — естественных врагов насекомых, наносящих вред растениям.

В последнем случае используют некоторых хищных насекомых, яйцеедов и наездников.

Хищные насекомые. Большую помощь в сдерживании численности насекомых — вредителей растений оказывают многие виды насекомых-хищников. Хищные жуки божьи коровки (семиточечная, двухточечная и др.) едят тлей, жуки жужелицы — различных гусениц. Личинки этих насекомых — тоже хищники. Рыжие лесные муравьи защищают лес от различных насекомых-вредителей.

Наездники и яйцееды. Самки многих наездников (белянковый наездник, наездниктлеед) откладывают яйца в тело молодых гусениц или в тело тлей.

Выходящие из яиц личинки ведут паразитический образ жизни, а затем выходят из тела погибающего хозяина и окукливаются. Яйцеед трихограмма откладывает яйца в яйца более 80 видов бабочек, а яйцеед теленомус — в яйца клопов вредных черепашек.

Трихограмм разводят в специальных лабораториях на яйцах зерновой моли и выпускают в сады и на поля.

Насекомые — переносчики возбудителей болезней и паразиты человека и животных

Насекомые переносчики возбудителей болезней человека

Некоторые насекомые, особенно кровососущие, бывают носителями возбудителей опасных болезней человека и животных.

Комнатные мухи, залетающие в жилье человека, переносят на лапках с нечистот на продукты питания (доступные для их посещения) возбудителей брюшного тифа, дизентерии, холеры и других опасных заболеваний, яйца аскарид.

Малярийные комары переносят возбудителей малярии.

От других комаров их можно отличить по посадке: обыкновенный комар держит тело параллельно поверхности, на которой сидит, а малярийный — под углом. Личинки малярийного комара, поднявшись к поверхности воды, держат тело параллельно поверхностной пленке, а личинки обыкновенного комара — под углом к ней. Численность комаров сокращают осушением болот, разведением рыб, поедающих личинок и куколок комаров.

Большое значение имеют их естественные враги — насекомоядные птицы (ласточки, стрижи) и стрекозы.

К опасным насекомым-кровососам относятся вши и блохи. На человеке паразитирует человеческая вошь. Вши вызывают у человека сильный зуд. При питании они могут передать хозяину возбудителей тифа. Блохи — переносчики возбудителей чумы. Чумные микробы попадают в их организм при сосании крови больных крыс, сусликов и других грызунов, а также людей.

Насекомые паразиты домашних животных

Большой вред животноводству наносят слепни и оводы.

Самки слепней сосут кровь животных. Когда их много, то коровы, овцы, козы плохо питаются на пастбищах и снижают удои молока. У оводов ротовые органы не развиты, и они не питаются. Личинки многих видов оводов — паразиты животных и человека. Самки бычьего подкожного овода прикрепляют яйца к шерсти коров. Отродившиеся личинки внедряются в кожу, пробираются вглубь и по соединительно-тканным прослойкам проходят по многим внутренним органам.

Подросшие личинки мигрируют под кожу хозяина и вызывают образование гнойных желваков со свищами. В конце развития они выпадают из желваков и окукливаются в почве. На домашних животных паразитируют вши (свиная, коровья, собачья), блохи (собачья, крысиная, птичья).




Уроки развития речи имеют своей целью коррекцию дефектов общего и речевого развития младших школьников с ОВЗ, их познавательной деятельности.

Изучение тем, предлагаемых предметом, формируют у обучающихся элементарные представления и понятия, расширяя и обогащая представления об окружающем мире. Аналитико-синтетическая деятельность развивается через обучение видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности.

В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь обучающихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь. Обучающиеся упражняются в более точном сочетании слов, построении предложений, составлении связных текстов. Основным методом обучения является беседа. В процессе беседы реализуется возможность задавать вопрос, давать ответ на поставленный вопрос, вести диалог между обучающимися и педагогом. Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Роль учителя заключается в активизации речевой деятельности, наблюдении за явлениями и процессами, происходящими в природе, наблюдением за жизнью людей и животных в различные времена года. Чаще всего беседа используется на экскурсии, в обсуждении увиденного, во время демонстрации материала к уроку. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме, тем самым закрепляя у обучающихся умение правильно строить предложения, формулировать связные высказывания.

Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления обучающихся.

Технологическая карта урока развития речи

1.ФИО учителя: Пенкина Ольга Андреевна

3.Тема урока: Насекомые вредные и полезные

4.Тип урока: комбинированный урок

5.Цель урока: расширение и актуализация знаний о полезных и вредных насекомых.

Познакомить с делением мира насекомых на вредных и полезных;

Воспитывать интерес к природе через знакомство с особенностями мира насекомых;

Расширение кругозора и активного словарного запаса;

Формирование умения составлять распространённые предложения.

Иллюстративный материал (цветные картинки, картинки-раскраски)

Конверты с раздаточным материалом

Рабочая тетрадь по чтению и развитию речи

Презентация по теме урока (НАСЕКОМЫЕ. ПОЛЬЗА И ВРЕД)

Пальчиковая игрушка для зрительной гимнастики

Задания на карточках:

Первое задание на карточке:

Про кого эти фразы:

Третье задание: на доске

Выберите правильный вариант названия жука:

Июньский, июльский, январский, майский. (1 чел)

Четвёртое задание: на доске

Вставьте пропущенные слова в текст:

Трудолюбивые муравьи (копают, рыхлят ) землю. Муравьи (поедают, разбрасывают) гусениц, червей и слизней. Муравья называют (доктором, санитаром) леса) (1 чел)

У кого из названных сегодня насекомых нет крыльев? (1 чел)

На карточке записать предложение их данных слов и прочитать его. (1 чел)

Человек, природы, и, часть, насекомые.

Когда это бывает?

Слова для определения темы урока (НАСЕКОМЫЕ: ПОЛЬЗА И ВРЕД)

Вопросы по рефлексии

Сегодня я узнал…

На уроке я научился…

Мне было трудно…

Мне было непонятно…

Теперь я знаю, что…

Я бы хотел узнать, почему…

8.Я могу рассказать на следующем уроке про…

Основные этапы организации учебной деятельности

Создание психологического настроя обучающихся;

обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Приветствие обучающихся, просьба проверить наличие необходимых школьных принадлежностей, выражение уверенности в успехе; включение в ритм урока

- Здравствуйте, ребята! Давайте проверим, как мы подготовились к уроку, всё ли у нас на месте. Молодцы! Все готовы, но сядет только тот, кто правильно ответит на вопрос, который написан на карточке.

Приветствие учителя, проверка наличия необходимых школьных принадлежностей

Регулятивные: готовность к уроку

приветствие учителя стоя

2. Постановка цели и задач урока

Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового материала, определение темы урока

Организует работу по повторению знаний и определению темы урока.

- Карточка находится на партах.

Назвать весенние месяцы.

Назвать время года, идущее перед весной.

Назвать время года, идущее за весной.

Назвать приметы весны.

Назвать приметы весны.

Назвать приметы весны.

Когда это бывает?

Создаёт проблемную ситуацию, задавая вопрос; активизирует познавательную деятельность обучающихся.

- Молодцы! Вы правильно ответили на мои вопросы. Но можете ли вы сказать, какова тема сегодняшнего урока?

Организация работы в парах и индивидуально.

- У каждого из вас есть на парте конверт с разрезной картинкой. Ваша задача собрать её.

Организует смену динамических поз

разнообразием форм деятельности обучающихся.

- Ребята, по мере выполнения заданий вам следует:

Подойти к столу

Найти свою картинку в цвете

Вывесить на доске цветной вариант

Сказать, что это? или кто это?

Организует осуществление межпредметных связей (с русским языком)

- Что? или кто? у нас здесь изображён?

- У вас получились вот такие иллюстрации. Вы правильно задали к ним вопрос КТО?

бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха.

Ставит учебную задачу

- Назовите одним словом, кто изображён на иллюстрациях?

- Молодцы! Это насекомые.

Ставит новую учебную задачу.

- А кто догадается, почему я разместила их в две группы?

Подводит к правильному ответу для определения темы урока, если обучающиеся не дадут правильный ответ

- Маленькая подсказка: человек по-разному к ним относится именно по этой причине.

Определение темы урока.

- Умники! Вы совершенно верно дали ответ и у нас получилась тема сегодняшнего урока:

Насекомые вредные и полезные. Наша цель: расширение знаний о полезных и вредных насекомых.

Читайте также: