Народные приметы конспект урока 3 класс

Обновлено: 07.07.2024

Методическая разработка внеклассного занятия на зимнюю тематику в начальной школе

Ознакомление младших школьников с народными традициями, обычаями и обрядами.

Классный час на тему: Зимние народные приметы и обычаи

Цели и задачи классного часа (праздника):

• мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям;

• воспитание экологической культуры младших школьников.

Описание классного часа (праздника)

Когда наступает зима?

Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим о самом лютом и холодном времени года. Но разговор наш будет необычный: мы постараемся посмотреть на зиму глазами древних славян.

Выходят три ученика и читают отрывок из стихотворения С. Есенина.

1-й ученик:

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

2-й ученик:

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые

И жмутся поплотней.

3-й ученик:

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

Выходит ученик и читает отрывок из стихотворения Евгения Баратынского.

4-й ученик:

Где сладкий шепот

Лютая зима

Учитель:

Наступает январь — середина зимы.

В январе, в январе

Много снегу во дворе.

Снег — на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идет столбом.

С.Я. Маршак. Круглый год. Январь

Крестьян, естественно, в этот вечер больше всего волновал будущий урожай: какой хлеб больше уродит, будет ли лето ненастным или сухим, долго ль протянется зима? Чтобы предсказать урожай того или иного злака, убеленные сединами старики отправлялись под новогодье в риги, набирали там соломины с колосками разных хлебов, затем отправлялись чародействовать по оврагам. Там они втыкали соломины в снег и уходили. Наутро шли читать предсказания: какая соломина покроется инеем, тот злак и будет в предстоящем году урожайным.

Ну а молодежь гадала о своей судьбе: девушкам хотелось знать о суженом, о свекрови, о доме, где придется жить; парням — о невестах. Гадали на вечеринках и посиделках, в банях и возле храмов. Для вечеринок нанимали избу вдовы или солдатки.

5-й ученик:

За окошком в белом поле —

Сумрак, ветер, снеговей.

Ты сидишь, наверно, в школе,

В светлой комнатке своей.

Зимний вечер коротая,

Наклонилась над столом:

То ли шипешь, то ль читаешь,

То ли думаешь о чем.

Кончен день — и в классах пусто,

В старом доме тишина,

И тебе немножко грустно,

Что сегодня ты одна.

Сколько загадок было придумано на Руси, связанных с зимой. Вот попробуйте отгадать. Кто быстрее?

Вился, вился белый рой,

Сел на землю, стал горой. (Снег)

Когда это бывает? (Зимой)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет —

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Весной — вода. (Снежинка)

Золотой мост мостил —

Без ножа, без топора,

Без железного долота. (Мороз)

Весной умирает, а осенью оживает. (Снег)

По снегу быстро вниз летят

И на спине везут ребят. (Санки)

Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

Он похож на белый мех,

Он искрится, словно смех!

Он летит с небес неспешно.

Пахнет свежестью он вешней,

Хоть является сама

Матерью ему зима!

Выпав, радует он всех!

Кто же это? (Первый снег)!

По мотивам загадок Наталии Антоновой

Учитель поощряет отличившихся ребят.

10-го — Ефрем: ветер понесся — к сырому году. На четвертый день после Ефрема — Трифон, для него предсказателем оказывалось ночное небо: если много звезд — к поздней весне.

В Древней Руси Власьев день посвящали Велесу — покровителю скота, хотя последний языческий идол коровьего бога был повержен в Ростове-Ярославском еще в XII в.

Завершается зима. В ознаменование победы сил света и тепла над силами холода и устраивались всенародные масленичные гулянья. Масленица — самый раздольный и веселый праздник. Божество зимы Морана уступает свое владычество Ладе, олицетворяющей весну.

Выходит группа ребят и читают стихи.

6-й ученик:

Рады снегу зверь и птица

И, конечно, человек!

Рады серые синички:

На морозе мерзнут птички,

Выпал снег — упал мороз!

Кошка снегом моет нос.

У щенка на черной спинке

Тают белые снежинки.

7-й ученик:

Все вокруг белым-бело:

Хватит дела для лопат,

Для лопат и для скребков,

Для больших грузовиков.

1-й ученик:

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Чудной жизнью он блестит.

2-й ученик:

И стоит он, околдован,

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой.

3-й ученик:

Солнце зимнее ли мечет

На него свой луч косой -

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Отрывки из стихотворений Ф. Тютчева

Учитель: А теперь, ребята, прослушайте некоторые русские народные пословицы и поговорки о зиме и постарайтесь некоторые из них объяснить:

• Будет зима — будет и лето.

• Застала зима в летнем платье: а мы чаяли — зимы не будет.

• Застала зима сватью в летнем платье.

• Зима лето пугает, да все равно тает.

• Зима не без морозов.

• Лето — припасиха, а зима — подбериха.

• Лето работает на зиму, а зима — на лето.

• Лето собирает, а зима подбирает.

• Мужику лето за привычку, волку зима за обычай.

• Не зима знобит, а весна.

• Не зима страшна, а отзимок.

• Не пугай, зима, — весна придет.

• Осень — запасиха, зима — подбериха.

• Паршивому поросенку и петровки — зима.

Суждения учеников

• обогащать словарный запас (знакомить с новыми для учащихся словами), развивать речевое чутье на основе толкования образных выражений в загадках (развитие речи).

Виды работы:

• выделение составных частей приметы;

• беседа по вопросам;

• речевая работа: толкование значения слов и образных выражений; подбор синонимов;

• творческая работа (иллюстрирование).

Дополнительные вопросы и задания

3. В каждой примете две части: в первой называется какое-то явление, а во второй – то, что оно предсказывает. Выделите эти части в каждой примете.

Комментарий к вопросам и заданиям

Дополнительные вопросы и задания

2. Найдите загадки, построенные на противопоставлении.

Комментарий к вопросам и заданиям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект помогает учителя познакомить детей с народными приметами.

Конспект урока по чтения и развития речи в 3 классе по теме:

Цель: уточнить и расширить представления учащихся о признаках зимы.

Задачи: познакомить с народными приметами и загадками о зиме;

способствовать активизации когнитивных процессов (памяти,

воспитывать бережное отношение к природе.

Организационный момент.

- Встали, поздоровались, у всех хорошее настроение!

- Присаживайтесь на места.

- Какой сейчас урок? (Чтение). Какой он по счету? (Урок чтение по счету ).

- Какой день недели? (Сегодня день недели четверг).

- Кто сегодня дежурный? (Сегодня дежурная Ангелина).

Гулять сегодня некогда:

Мы заняты другим

Пришли сегодня гости к нам

Наш весёлый 3 класс

Вам покажет всё сейчас:

То, чего достигли мы,

Находясь давно в пути.

А сейчас, ребята, поудобнее садитесь

Не шумите, не вертитесь,

И внимательно считайте,

А спрошу вас – отвечайте

Вам условие понятно?

- Подберите правильное описание месяца:

день становится длиннее, ночь короче;

Декабрь - бывает оттепель;

резкое повышение температуры;

образование снежного покрова

Январь - длинные ночи;

резкое понижение температуры;

образование снежного покрова

вся природа спит под снегом;

Февраль - стойкие морозы;

снегопад, сугробы, заносы;

Работа по индивидуальным карточкам.

– У вас на партах лежат карточки.

- Подчеркните только те слова, которые мы используем, говоря о зиме.

Снежинки, хоккей, лёд, декабрь, месяц, книги, рукавицы, лес, щёки.

Снеговик, горка, двор, снежок, ручка, сугроб, облако, тетрадь.

Лёд, иней, велосипед, февраль, утро, календарь, лилия, лыжи.

Январь, салазки, луч, снегирь, каток, метель, мешок, звери, понедельник.

Снегопад, ель, ветки, яблоко, январь.

Зима, зверьки, кормушка, варежки, прорубь, коньки, берлога, стена, река.

Дети подчеркивают слова)

Физминутка.

Раз – подняться на носки и улыбнуться!

Два – руки вверх и потянуться!

Три – согнуться, разогнуться.

Четыре – поглубже всем вздохнуть.

Пять – на пояс руки ставим.

Шесть – поворот вправо.

Семь – поворот влево.

Девять – и урок наш продолжаем.

III.Изучение нового материала.

Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто заключающее в себе замысловатую задачу в виде прямого или скрытого вопроса.

На доске: Загадка не отгадывается сама,

Надо попробовать силу ума.

- Вы, конечно, догадались, ребята, что загадки у нас будут о зиме. На разгадывание вам даётся одна минута. (Ученикам раздаются карточки с загадками. Они читают их и называют отгадку, указывая признаки, которые помогли им узнать предмет. Последняя загадка прочитывается учителем).

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост, как синее стекло

Скользко, весело, светло. (лёд)

Кто поляны белит белым,

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины. (зима)

Тройка – птица пролетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Как махнула рукавом –

Всё покрылось серебром. (зима)

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (снег)

И стоять не велит. (мороз)

Знать ничего не хочу. (метель)

Зимой растёт. (сосулька)

Без рук, без ног

Поёт да свищет. (ветер)

У каждого народа есть свои приметы. Их давным - давно подмечали люди: те, кто землю пахал, на охоту ходил, грибы - ягоды собирал. Вообщем, народ, живший в добром здравии с природой - матушкой. Люди русские умные, наблюдательные, сообразительные. Всё примечают, делают выводы.

Приметы – отличительные свойства, признаки, по которым можно узнать кого – либо, что – либо.

Чтение примет с доски, объяснение их смысла.

- Ребята, посмотрите на доску. На ней написаны приметы. Давайте прочитаем и объясним их смысл.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Столб от солнца на закате – к морозу.

Кошка стену дерёт – к непогоде, клубком лежит – на мороз.

Зима снежная – лето дождливое.

После солнцеворота хоть на воробьиный скок да прибудет денёк.

Январь – макушка зимы.

Зима без снега – лето без хлеба.

Мало снега на ветках деревьев – летом ни грибов, ни ягод не ищи.

Перед сильным морозом вокруг луны два тусклых красноватых круга.

Птица хохлится к непогоде.

В феврале два друга – мороз да вьюга.

Февраль зиму ломает, воду припускает, три часа прибавляет.

V. Итог урока.

- Подведем итог нашего урока. Что же такое загадка? (Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто заключающее в себе замысловатую задачу в виде прямого или скрытого вопроса) Кто составляет загадки? ( Люди)

- Что такое приметы? (Приметы – отличительные свойства, признаки, по которым можно узнать кого – либо, что – либо)

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Народные приметы погоды" может быть использована в любой образовательной программе.

Оценить 308 0

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: