Народные движения в начале 18 века 8 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

В 1705 г. вспыхнуло восстание в Астрахани.

Астрахань начала XVIII в. была большим торгово-промышленным городом и важной крепостью, в которой стоял большой гарнизон из солдатских полков. Немало было здесь и стрельцов.

Восставшие астраханцы подняли соседние города: Черный Яр, Красный Яр, Гурьев и Терский городок на Северном Кавказе.

Попытка астраханцев продвинуться вверх по Волге также встретила отпор: в сентябре отряд Андрея Хохлова был отброшен от Царицына. Не удалось пробиться к Астрахани и шедшему на соединение с повстанцами отряду восставших башкир во главе с Димейкой Ишкеевым.

По приказу Петра на Астрахань двинулся подкупленный правительством калмыцкий хан Аюк со своей 20-тысячной конницей. Вскоре к стенам мятежной Астрахани подошли с несколькими полками Апраксин и Хованский.

В марте 1706 г. Шереметев и Аюк подошли к Астрахани. Пали Терки, Черный Яр, Красный Яр, Гурьев. После упорного сопротивления 12 марта восставшие астраханцы сдались. Начались казни…

Прошло лишь полтора года после подавления астраханского восстания, как поднялось восстание на Дону.

Между тем Булавин потребовал приостановить наступление правительственных войск на Дон, угрожая уйти со всем войском донским к туркам, на Кубань. Продвижение правительственных войск к Черкасску было приостановлено.

Сам Булавин с запорожцами и донцами двинулся к Азову. Булавинцы разбили войско, высланное против них из крепости, но не выдержали огня крепостных и корабельных орудий и отступили.

Так умер славный вождь народного восстания, казак Трехизбянской станицы Кондратий Булавин.

Так покончено было с восстанием на Дону.

На Булавинское восстание откликнулись многие области русской земли. Волновалось слободско-украинское казачество в городках Острогожске и Коротояке. Шумело Запорожье. Поднималась Волга. Вспыхивали стихийные крестьянские восстания у Смоленска, Нижнего Новгорода, Киевщины. 43 уезда были охвачены крестьянскими восстаниями. Но все эти движения были стихийны, не были связаны друг с другом и поэтому не могли окончиться победой восставших.

Третьим крупным восстанием петровских времен было восстание башкир в 1705–1711 гг.

В царствование Петра положение башкирского народа ухудшилось. Когда в предгорьях Урала возникли заводы, у башкир стали отбирать лучшие угодья и земли. Насильственное крещение башкир, тяжелая повинность, которую они должны были нести на лесных разработках, обилие налогов, угон лошадей — все это усиливало возмущение свободолюбивого народа.

Башкиры поднялись. К повстанцам, которыми предводительствовали Дюмей и Иман-Батыр, примкнула и башкирская знать, в том числе князья Алдар и Кусюм. Вскоре эти князья встали во главе восстания.

Алдар и Кусюм мечтали об образовании башкирского мусульманского государства, которое находилось бы под покровительством Турции и Крыма. Для переговоров с крымским ханом и турецким султаном был послан один из руководителей восстания — Мурат. На обратном пути Мурат поднял восстание на Северном Кавказе. Чеченцы осадили Терский Городок, но воевода Вельяминов отбил горцев, а захваченный им в плен Мурат был казнен.

Освободительное движение захватывало все новые народности. Восстали татары, мари, удмурты, чуваши. Башкирское восстание стало общенародным. Башкирская знать — батыры, мурзы и муллы испугались размаха движения и стали искать сближения с правительством. Хованский, действовавший со своим войском у Казани, вступил с ними в переговоры. В 1708 г. башкирская знать, в том числе Кусюм, отошла от освободительного движения.

После того еще долго продолжали действовать отдельные небольшие отряды повстанцев. К 1711 г. правительству удалось окончательно подавить восстание башкир.

Таковы были крупнейшие народные движения начала XVIII в. Крестьянство, казаки, угнетенные народы России поднимались против непосильных государственных поборов и повинностей, против притеснений и произвола царских воевод и чиновников, против того перенапряжения всех сил народа, которое стало обычным при Петре. Народ восставал против такого порядка, при котором с него сдирали три шкуры, — против самодержавного и крепостнического гнета, против национального угнетения.

Но эти восстания отнюдь не были направлены против петровских новшеств и преобразований. Восставшие не отстаивали реакционных московских порядков. Народные движения начала XVIII в. ни в коем случае нельзя сравнивать со стрелецкими восстаниями и с заговорами бояр против Петра.

Народные движения в VIII — первой половине IX в.

Народные движения в VIII — первой половине IX в. Рост крупного феодального землевладения и наступление феодалов на свободное крестьянство привели к обострению классовой борьбы. Одним из наиболее значительных по своему размаху и по своим последствиям было

Народные движения в XIII—XIV вв. Восстание зилотов

Народные движения в XIII—XIV вв. Восстание зилотов Усиление феодальной эксплуатации вызывало сопротивление народных масс. В стране вспыхивают крестьянские восстания. Самым крупным из них было восстание в 1262 г. вифинских акритов — пограничных военных поселенцев в Малой

Глава 18 ЦЕРКОВЬ И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ. НАРОДНЫЕ ЕРЕТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Глава 18 ЦЕРКОВЬ И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ. НАРОДНЫЕ ЕРЕТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ Социальная роль христианской религии и церкви в феодальном обществе Христианство стояло у колыбели феодального общества как сложившаяся религиозная идеология. Уже в последние столетия

Народные движения среди западных Монголов. Миграция Калмыков

Народные движения среди западных Монголов. Миграция Калмыков В начале XVII в. давление, оказанное племенем Халха во главе с Алтын-ханом на четыре племени Ойратов, разрушив их единство, вызвало значительное волнение народов. Алтын-хан, вытеснив Чоросов из района Кобдо

Положение Португалии. Народные движения в Испании в первой половине XVII В.

Положение Португалии. Народные движения в Испании в первой половине XVII В. К 40-м годам XVII в. Испания была совершенно истощена. Хро нический финансовый Кризис, выколачивание налогов и повинностей, хозяйничание высокомерной и праздной знати и фанатичного духовенства,

Народные движения

Народные движения В XVI – первой половине XVII в. Венгрия стала ареной острой классовой борьбы. Весной 1525 г . горняки Бестерце Баньи (Банска Бистрицы) восстали против иноземных компаний Фуггеров и Турзо, которые эксплуатировали серебряные и медные рудники. Причиной

Народные движения

Народные движения Народные движения в течение длительного времени представляли собой хребет шведской демократии – что имело как положительные, так и отрицательные последствия. Многие из современных партий – социал-демократическая, Народная партия, партия Центра, в

Народные движения против папства

Народные движения против папства Средневековье, когда сила и влияние католической церкви были особенно велики, полно в то же время непрерывной борьбы и против папства, и против церкви. Эта борьба нашла свое выражение и в литературных произведениях, и в массовых народных

1. Народные движения

1. Народные движения 1.1. Городские восстания. В XVII в. произошел ряд народных выступлений, вызванных как общей закрепостительной политикой государства, ухудшением материального положения масс, укреплением самодержавия, так и конкретными историческими факторами.•

§ 19. Массовые народные движения 1960-х годов

§ 19. Массовые народные движения 1960-х годов Проблема прав человекаВ 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой говорилось, что, независимо от расы, пола, языка, религии и происхождения, человек имеет право на жизнь, свободу и личную

§ 12. Народные движения в 40-х годах XV в. Значение классовой борьбы для дальнейшего хода феодальной войны

§ 12. Народные движения в 40-х годах XV в. Значение классовой борьбы для дальнейшего хода феодальной войны Наиболее крупными антифеодальными движениями 40-х годов XV в., принявшими народно-освободительный характер, были восстания в Смоленске в 1440 г.[2280] и в Москве в

3. Народные движения против крепостного строя в середине и во второй половине XVII ВЕКА Степан Разин

3. Народные движения против крепостного строя в середине и во второй половине XVII ВЕКА Степан Разин Польская и шведская интервенция тяжело отразилась на внутреннем состоянии Русского государства. Хозяйственная жизнь страны оказалась в полном расстройстве. Торговля

3. Внутренняя политика. Народные движения в России XVII века

ГЛАВА Х ОБРАЗОВАНИЕ МИНСКОЙ ИМПЕРИИ. НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ XV в.

ГЛАВА Х ОБРАЗОВАНИЕ МИНСКОЙ ИМПЕРИИ. НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ XV в. Минская династия должна была вывести экономику страны из состояния глубокого упадка — этого тяжелого наследия монгольского ига. Новая династия не могла не считаться с тем, что она пришла к власти благодаря

Глава 7 КОЛОНИАЛЬНАЯ ИНДОНЕЗИЯ ПОСЛЕ УПРАЗДНЕНИЯ ОИК (ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XIX в.). НАРОДНЫЕ АНТИКОЛОНИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Глава 7 КОЛОНИАЛЬНАЯ ИНДОНЕЗИЯ ПОСЛЕ УПРАЗДНЕНИЯ ОИК (ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XIX в.). НАРОДНЫЕ АНТИКОЛОНИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОЛЛАНДСКОГО КОЛОНИАЛЬНОГО ГОСПОДСТВА В ИНДОНЕЗИИ. ОСНОВАНИЕ РАФФЛЗОМ СИНГАПУРА. ЛОНДОНСКИЙ ДОГОВОР 1824 г. В 1813 г. войска Наполеона I были разбиты

ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ ГОЛЛАНДЦАМИ ВНЕШНИХ ОСТРОВОВ. НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX в.


Урок сформирует знания учащихся об основных причинах народных выступлений в царствование Петра I; позволит рассмотреть ход восстаний и их историческое значение.

Описание разработки

Цели урока:

Образовательные. Сформировать знания учащихся об основных причинах народных выступлений в царствование Петра I; рассмотреть ход восстаний и их историческое значение.

Развивающие. Развивать умение самостоятельно вычленять причины и следствия событий, явлений; находить сущность, соотносить имеющиеся знания и новые, анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы; продолжить развивать умения работать с тестами.

Мотивационные. Воспитание социально значимых черт личности (самостоятельность, дисциплинированность, гражданственность, инициативность).

Развивающая: развитие творческих (интеллектуальных) способностей обучающихся.

Воспитательная: воспитание стремления к самосовершенствованию, индивидуальной и коллективной ответственности, учебно-познавательной самостоятельности.

ПК, мультимедийный проектор, тесты, маршрутный лист урока.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

- Ребята, историю какого века вы изучаете на протяжении нескольких уроков? (XVII – XVII века)

- В каком веке мы с вами живём? (21 веке). Значит, совершим наше путешествие из века 21 в век 18. Слайд 2

- Современный язык отличается от языка той эпохи. Чтобы не заблудиться, понимать современников 18 века нам, как и всем путешественникам необходимо знать язык, той эпохи.

- Толмачами в то время называли переводчиков.

Конспект урока по истории Народные движения первой четверти 18 века

Смутное время – гражданская война, столкновение всех сословий и чиновничьих групп, приведших к параличу центральной власти.

(борьба боярских группировок за власть).

Регулярная армия – постоянная армия, профессионально обученная, единообразно вооруженная и обмундированная.

Мануфактура – предприятие, где существует разделение труда на отдельные операции, с применением труда наёмных рабочих.

Коллегии – органы центрального управления, заменили приказы.

Абсолютизм – неограниченная монархия, (в России такая форма правления называлась самодержавием).

Сложен 17 и 18 век, не так там было все просто. Из далекого прошлого нам пришли письмена – рукописи.

Мы исторические деятели XVII и XVIII века, вам будущему поколению XXI веку шлём грамоту, которая поможет вам по сложной дороге истории перейти из века XXI в XVIII век, но для этого постарайтесь угадать наши имена.

III. Формирование новых знаний.

- Как вы думаете, что нового мы должны узнать сегодня на уроке?

Ребята перед вами лежат рабочие листы, которые вы должны заполнить в ходе нашего путешествия.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Образовательные. Сформировать знания учащихся об основных причинах народных выступлений в царствование Петра I; рассмотреть ход восстаний и их историческое значение.

Развивающие. Развивать умение самостоятельно вычленять причины и следствия событий, явлений; находить сущность, соотносить имеющиеся знания и новые, анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы; продолжить развивать умения работать с тестами.

Мотивационные. Воспитание социально значимых черт личности (самостоятельность, дисциплинированность, гражданственность, инициативность).

Направленность занятия.

Развивающая: развитие творческих (интеллектуальных) способностей обучающихся.

Воспитательная: воспитание стремления к самосовершенствованию, индивидуальной и коллективной ответственности, учебно-познавательной самостоятельности.

Оборудование урока:

ПК, мультимедийный проектор, тесты, маршрутный лист урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

- Ребята, историю какого века вы изучаете на протяжении нескольких уроков? (XVII – XVII века)

-В каком веке мы с вами живём? (21 веке). Значит, совершим наше путешествие из века 21 в век 18. Слайд 2

- Современный язык отличается от языка той эпохи. Чтобы не заблудиться, понимать современников 18 века нам, как и всем путешественникам необходимо знать язык, той эпохи.

- Толмачами в то время называли переводчиков.

Смутное время – гражданская война, столкновение всех сословий и чиновничьих групп, приведших к параличу центральной власти.

(борьба боярских группировок за власть).

Регулярная армия – постоянная армия, профессионально обученная, единообразно вооруженная и обмундированная.

Мануфактура – предприятие, где существует разделение труда на отдельные операции, с применением труда наёмных рабочих.

Коллегии – органы центрального управления, заменили приказы.

Абсолютизм – неограниченная монархия, (в России такая форма правления называлась самодержавием).

Сложен 17 и 18 век, не так там было все просто. Из далекого прошлого нам пришли письмена – рукописи.

Мы исторические деятели XVII и XVIII века, вам будущему поколению XXI веку шлём грамоту, которая поможет вам по сложной дороге истории перейти из века XXI в XVIII век, но для этого постарайтесь угадать наши имена.

III. Формирование новых знаний.

- Как вы думаете, что нового мы должны узнать сегодня на уроке?

Ребята перед вами лежат рабочие листы, которые вы должны заполнить в ходе нашего путешествия.

2. Самостоятельная работа учащихся по учебнику: страница 131 Выполняем задание 1 на рабочем листе. Слайд 7

(увеличение повинностей; дополнительные платежи местных чиновников; рекрутские наборы; насильственный угон на работы, захват земель у народов Поволжья, преследование староверов, введение европейских традиций, обрядов и порядков.) Слайд 8

- Сейчас, ребята, мы с вами оказались на Юго – Востоке России, в начале18 веке здесь произошло крупное восстание. Центром восстания стал город Астрахань.

Астраханское восстание. Слайд 9

В начале 18 века произошло одно из крупнейших восстаний в юго-восточной части России. Вспыхнув в Астрахани, восстание быстро распространилось на соседние города: Черный и Красный Яр, Гурьев, Терки и прилежащие к ним территории. Восстание продолжалось более 6 месяцев и вызвало серьезную тревогу правительства. Астрахань - это Восточные ворота России, здесь торговали не только русские купцы, но и персидские, армянские и даже индийские. Тяжесть гнета и произвол в Астрахани усилились, как только воеводой стал Т. Ржевский. На многочисленные жалобы стрельцов и солдат, посадских людей, пытавшихся найти справедливость и защиту от произвола полкового начальства и местных властей, воевода Ржевский не реагировал, а порою и наказывал жалобщиков. Обстановка в Астрахани продолжала накаляться. Летом 1705 года царь издал указ об обрезании бород и платьев. По приказу воеводы началось насильственное выполнение этого приказа. Вскоре разнесся слух о том, что следующим шагом властей будет насильственная выдача замуж за иностранцев русских девушек. Чтобы избежать этого, 29 июля было справлено 100 свадеб, а в ночь на 30 июля посадские люди, солдаты и стрельцы уничтожили караул, состоявший из иностранцев и атаковали астраханский кремль .Прятавшийся воевода был убит. Главной движущей силой были стрельцы.

Захватив город, восставшие создали выборное правительство во главе с ярославским купцом-старообрядцем Яковом Носовым

Тем временем войска Шереметьева, усмирив Черный Яр и Терки, направлялись к Астрахани. Город готовился к обороне, которую возглавил атаман Е. Зиновьев. Подошедшие к Астрахани 11 марта 1706 года войска Шереметьева после нескольких часов штурма овладели Земляным городом. Остальные восставшие отступили в Белый город.

Восстание Кондратия Афанасьевича Булавина. Слайд 11

- Мы с вами продолжим наше путешествие по XVIII веку, но немного Северо-западнее Астрахани. Сейчас мы с вами будем выяснять причины другого восстания.

- Попытки ограничить казачье самоуправление, массовое принудительное использование людей на строительстве флота и крепостных сооружений Азова и Таганрога, постоянные экспедиции по розыску беглых крестьян вызвали одно из самых массовых восстаний XVIII века – под руководством казака - К. А. Булавина.

Ход восстания

В ночь на 9 октября Булавин с отрядом напал на Долгорукого. Восставшие убили князя и других офицеров, всего 17 человек. Булавин разослал воззвания, призывая всех в повстанческое войско. Он планировал поход на Азов и Таганрог, а весной следующего года – на Воронеж и Москву. Вскоре отряд Булавина встретился с казаками во главе с атаманом Максимовым. До поздней ночи длился бой. Восставшие потерпели поражение, многие попали в плен. Булавин сумел вырваться из окружения, бежал в Запорожскую Сечь. Там он призывает запорожцев присоединиться к восстанию, и вокруг Булавина начали собираться запорожские казаки. В это же время большое движение началось на Дону. Весной 1708 г. восстание охватило также Козловский и Тамбовский уезды, прилегавшие к Дону. В Воронежском уезде крестьяне, горожане, казаки захватили города Борисогребск и Бобров, ряд селений, убивали воевод и подьячих, избирали на началах казачьего самоуправления атаманов, есаулов. В марте 1708 г. центр восстания переместился в Пристанский городок на Хопре. Туда приехал Булавин. Было решено идти на Черкасск. Пётр 1 вызвал из армии майора В. В. Долгорукого, брата убитого сыщика, выделил ему 32 тысячи человек. Черкасская старшина мобилизовала казаков и вместе с отрядом из Азова и калмыцкой конницей выступила навстречу Булавину.

Повстанцы жестоким напуском неожиданно ударили и разбили противника. Восставшие “многих побили до смерти и переранили”, Взяли обоз с денежной и пороховой казной. Когда повстанцы подошли к Черкасску, казаки выдали Булавину атамана Максимова и других старшин. По приговору круга их казнили. Многих старшин посадили под арест, разослали по городкам. Их имущество, церковную казну конфисковали, разделили среди повстанцев. Снизили цены на хлеб. Круги созывались очень часто. На одном из них Булавина избрали атаманом.

Силы восставших разъединились. Один отряд отправился к Изюму, другой на Саратов, третий (во главе с самим Булавиным) – на Азов. Неудача под Азовом заставила его вернуться в Черкасск. Здесь против него был составлен заговор знатных казаков, которые убили его 7 июля 1708 года. Но и после его смерти восстание продолжалось повстанцам удалось захватить Царицын и осадить Саратов. Царским войскам вскоре удалось захватить Черкасск и другие мятежные города. Было казнено более 200 булавинцев. Однако сопротивление продолжалось до марта 1709 года. А крестьянские волнения в 60 уездах не прекращались вплоть до конца 1710 года. Слайд 12

К сожалению, мы вынуждены оставить Дон, вновь ветер путешествий нас гонит дальше к Уральским горам.

Мы выясним причины, ход и особенность Башкирского восстания.Слайд 13.

Открываем учебник на стр.134 и самостоятельно выясняем причины, участников и итог восстания и заполняем рабочие листы. Слайд 14.

Физкультминутка: Руки подняли и помахали.
Это деревья шумят.
В стороны руки и помахали.
Это к нам птицы летят.
Быстро присели, руки сложили.
В норке зверюшки сидят.
Встали и тихо за парты все сели.
Дети учиться хотят.

Следующим волнением были религиозные выступления. Слайд 15

Проводившиеся в стране реформы предполагали ещё больший отход от многовековых традиций, которые существовали на Руси. Поэтому царь ви- дел в старообрядчестве тормоз на пути развития страны.

Старообрядческие общины по своему составу в основном были крестьянскими.

Во многих районах европейского Севера России, среднего Поволжья и северной Украины на протяжении всего царствования Петра 1(1725) имели место выступления старообрядцев против властей. По-прежнему распространенным явлением были их самосожжения.

Проверяем рабочий лист. Слайд 16

Выступление работных людей. Слайд 17

По мере роста мануфактурной промышленности при Петре 1 начались массовые выступления работных людей.

Тяжёлые условия труда, низкая оплата труда, многомесячные отрывы от семей- все это привело к еще одному выступлению.

Самыми массовыми и частыми были волнения на уральских заводах. Наиболее распространенной формой протеста были побеги. При сооружении Екатеринбургского завода практически все приписанные к его строительству крестьяне разбежались. Вместе с ними бежали и приставленные для охраны солдаты. Беглецы не могли вернуться домой - там их ждала расправа. Поэтому многие из них направились в низовья Волги и Дона, другие скрывались у башкир.

Проверяем рабочий лист. Слайд 18

ВЫВОД: Таким образом, народные движения первой четверти XVIII века были естественным ответом народа на усиление давления со стороны государства, связанного с реформами, проводимыми в стране.

IV.Закрепление: (слайд 21-26)

Ребята, наш урок я хотела бы закончить словами А.С.Пушкина: (слайд27)

О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы!


-75%

  • Обеспечить усвоение учащимися таких понятий как “Работные люди”, “Отходники”, “Посессионные крестьяне”;
  • Обеспечить усвоение учениками причин, содержания и значения народных движений первой четверти XVIII века.
  • развить у учеников продуктивное мышление, устно-речевое воспроизведение отдельных фрагментов народных движений первой четверти XVIII века;
  • продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать свое мнение, работать с исторической картой, самостоятельно делать выводы.
  • способствовать формированию личностного отношения к изучаемому материалу.

Тип урока: комбинированный (с применением технологии критического мышления и ИКТ).

Форма урока: лабораторное занятие по учебнику, работа в парах.

  • учебники “История России. Конец XVI – XVIII век.7 класс” под редакцией А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной;
  • ПК, мультимедиапроектор;
  • карта “Российская империя в первой половине XVIII века”;
  • памятка описания восстания

Этапы урока

I. Оргмомент.

II. Повторение домашнего задания.

Беседа с учениками по вопросам:

1. Чем вы можете объяснить экономическое отставание России от ведущих европейских стран в начале XVIII века?

2. Каковы были главные направления экономической политики Петра 1?

3. Какие изменения произошли в сельском хозяйстве России?

4. Чем вы объясните бурный рост мануфактур в первой четверти XVIII века?

5. Какие итоги экономического развития России в первой четверти XVIII века вы считаете главным и почему?

III. Изучение нового материала.

Первая стадия – вызов (актуализация)

Учитель: прочитайте тему сегодняшнего урока. (Необходимо, чтобы ученики записали тему урока, которая представлена на первом слайде)

Впервые ли вы изучаете такие события?

Существует ли план для изучения народных выступлений?

Как вы думаете, могут ли быть сходными причины народных выступлений XVII и первой четверти XVIII века?

Если да, то назовите такие причины.

Учитель: Итак, “Корзина мнений” заполнена, узнать, кто отправил в “корзину” правильные, а кто ошибочные ответы мы сможем только после знакомства с основными выступлениями народных масс первой четверти XVIII века (на 2м слайде представлен план работы на уроке: изучая каждый пункт плана, нужно нажимать на сам пункт; просмотрев этот пункт, необходимо вернуться на домашнюю страницу , значок которой находится в правом нижнем углу).

Вторая стадия - осмысление.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу в парах (по памятке):

1. Астраханское восстание (с.131-133)

2. Восстание Кондратия Булавина (с.133-134)

3.Башкирское восстание (с.134)

4. Религиозные выступления (с.134,135)

5. Выступления работных людей (с.135,135)

Ответы учащихся сопровождаются презентацией, в ходе которой учитель еще раз обращает внимание на причины народных выступлений. (3-9 слайды: на четвертом слайде представлено видео, просмотрев который нужно нажать клавишу Esc и также вернуться на домашнюю страницу; на 7м слайде представлен термин “работные люди”, определение которого можно получить, нажав на сам термин; чтобы вернуться на 7й слайд, нужно нажать на красную стрелку, которая появится на странице после нажатия левой кнопки мыши). После просмотра презентации, работа проводится по исторической карте “Российская империя в первой половине XVIII века”, где рассматриваются основные очаги народных выступлений.

Учитель: рассмотрев основные выступления народных масс первой четверти XVIII века, вы обратили внимание на основные причины выступлений и теперь можете определить: кто забросил в “корзину мнений” ошибочные ответы, а кто правильные. (Все ошибки исправляются, обучающиеся делают вывод: несмотря на сходство причин существуют и непохожие причины восстаний, так как на них обязательно накладывает отпечаток времени, в которое они произошли).

Учитель: теперь вернемся к нашему плану. Какой вопрос остался без нашего внимания? А можно ли без него представить полную картину восстаний?

6.Значение народных выступлений (комментированное чтение с.136) (слайд № 10)

IV.Закрепление.

Продолжите фразу: “Астраханское восстание произошло в . ”

Самое массовое восстание XVIII века – это восстание под предводительством . ”

Мощное выступление в Башкирии произошло из-за оскорбления . ”

На протяжении всего царствования Петра Первого имели место выступления . ”

Причины и предпосылки народных волнений в XVIII веке

Вся тяжесть реформ, проведенных в XVIII веке в России, легла на плечи простого населения. Это относилось как к Петру I, так и к Екатерине II. Усиление крепостного права вызвало крестьянские протесты. Иногда это проявлялось в бегстве крестьян, часть которых разыскивали и возвращали хозяевам. Остальные беглецы селились на свободных территориях, формируя казачество. Однако проявление недовольства выражалось и в насильственных формах.

Причины народных восстаний были следующими:

  • возникновение новых повинностей при сохранении оброка и барщины,
  • введение дополнительных платежей со стороны помещиков,
  • регулярный набор в армию,
  • вербовка крестьян на строительные работы в городах,
  • привлечение крестьян к освоению новых земель,
  • тяжелые условия труда на мануфактурах.

Все эти причины создали предпосылки для народных восстаний. В начале XVIII века крестьянские волнения стали приобретать угрожающий характер. Это выразилось в поджоге помещичьих имений и сопротивлении войскам. Крестьяне монастырских владений выражали свое глубокое недовольство. Тяжелые условия труда на промышленных предприятиях привели к обострению классовой борьбы.

Народные восстания XVIII века

Народные восстания XVIII века:

Готовые работы на аналогичную тему

Последствия восстаний и их значение

Все восстания XVIII века – результат слабой власти. Петр I, не оставивший наследника, отменил престолонаследие. В результате страна попала в вихрь кризисов. В то же время царили анархия и угнетение масс. С одной стороны, беспорядки, которые регулярно происходили в государстве, подорвали крепостное право, но с другой стороны, они охватили огромную территорию. Это привело к уничтожению значительной части населения. Кроме того, пострадали практически все районы. Такое положение дел негативно сказалось на развитии страны. Важность восстаний неоспорима, несмотря на большое количество жертв, ведь восстания имели положительные последствия.

Они заключались в следующем:

  • Выражая таким образом свое недовольство, люди частично влияли на политику царя.
  • Для казаков была расширена территориальная автономия.
  • Крестьянство получило некоторое облегчение. Это привело к остановке роста налогов.
  • К рабочим применялось более справедливое обращение.
  • В отношении национальных меньшинств стала проводиться лояльная политика. В первую очередь это относилось к башкирам.

Каждое восстание – это следствие переполнения народного терпения. Результат не всегда соответствует поставленным задачам. Но в целом страна получила определенный вектор развития и двигалась в этом направлении.

Читайте также: