Надкласс рыбы конспект 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

Рыбы — самая многочисленная группа позвоночных животных (около \(30\) тыс. видов). Рыбы живут только в водоёмах и хорошо приспособлены к водной среде.

  • У рыб обтекаемое тело .
  • На поверхности кожи находится чешуя ; есть кожные железы, выделяющие большое количество слизи.
  • Рыбы плавают, волнообразно изгибая тело. Передвигаться в воде помогают плавники , которые выполняют функцию руля и помогают поддерживать тело в воде.
  • Дышат рыбы растворённым в воде кислородом с помощью жабр.
  • У многих рыб имеется плавательный пузырь , который обеспечивает плавучесть.
  • нет плавательного пузыря;
  • отсутствуют жаберные крышки;
  • скелет состоит из хрящей;
  • большинство видов живёт в солёных водах, хотя есть и пресноводные;
  • внутреннее оплодотворение.

В ходе эволюции у разных групп рыб появились многочисленные адаптации к жизни в определённых условиях. Каждый вид занимает то место в водоёме, к которому он приспособлен.

По месту обитания рыб можно разделить на экологические группы : пресноводные, проходные, солоноватые и морские.

Пресноводные рыбы обитают в реках и озёрах. Некоторым из них нужна стоячая вода (караси, лини), другим — только проточная (форель, хариус, голавль, жерех).

Проходные рыбы уходят размножаться из морей в реки (осётр, лосось, кета, горбуша), или наоборот, из реки в море (речной угорь).

Солоноватые рыбы обитают в устьях рек, где смешивается пресная и солёная вода (вобла, бычок, речная камбала, сиги).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проект открытого урока биологии в 7 классе

Изучение особенностей строения рыбы, связанных с обитанием в водной среде.

Обучающие: сформировать знания об общей характеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания; знакомство с многообразием рыб.

Развивающие: развивать умения наблюдать за живыми животными, работать с учебником и лабораторными объектами, устанавливать причинно-следственные связи; Воспитательные: патриотическое воспитание на примере рыб нашей области, воспитание трудолюбия, самостоятельности и уважения при работе в парах.

Личностные УУД:

Регулятивные УУД: умение ставить цели урока, планировать свою деятельность, достигать результата в процессе учебной деятельности, корректировать деятельность в процессе урока, анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной или неуспешной деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи.

Познавательные УУД: выявление особенностей строения клетки, сравнение объектов, умение рассматривать объекты, выявлять их сходство и различие, фиксировать результаты в рабочей тетради, делать выводы.

Планируемые результаты

Знать: особенности внешнего строения рыбы связанного с обитанием в водной среде

Уметь: выполнять лабораторную работу, уметь ее оформлять, делать выводы, ориентироваться в тексте учебника, работать с раздаточным материалом, выслушивать чужое мнение, соблюдать дисциплину на уроке.

Личностные: соблюдать правила поведения на уроке, мотивировать свои действия, проявлять терпение и доброжелательность, сравнивать разные точки зрения, применять правила делового сотрудничества.

Метапредметные: Умение ставить цели, достигать их с помощью планирования своей деятельности, оценивать свою деятельность в процессе изучения, корректировать работу на уроке в случае необходимости.

Основные понятия: Признаки адаптации рыб к водной среде обитания: обтекаемая форма тела, чешуя, плавники, боковая линия.

Межпредметные связи : Экология. География.

Словесные, наглядные, практические, частично-поисковый.

Оборудование:

Изучение нового материала (лабораторная работа)

1.Орг. момент.

- Здравствуйте, девочки и мальчики! Сегодня на уроке кроме привычных школьных принадлежностей нам понадобятся карандаши и лабораторное оборудование, а также ваш жизненный опыт и внимание, умение слышать, видеть, наблюдать и делать выводы.

План нашего урока вполне обычен:

1) Проверка домашнего задания

2) Изучение нового материала

3) Лабораторная работа

6) Домашнее задание

1.Проверка домашнего задания.

- Предлагаю главные моменты нашего прошлого урока вспомнить коллективно, так как эти знания нам пригодятся сегодня, а для некоторых ребят я приготовила карточки (несколько разноуровневых карточек для ребят у которых мало оценок, с повышенным уровнем сложности)

- Вспомним классификацию типа хордовых, приведем схему в порядок (сообща работают).

А теперь проверьте, правильно ли сделали, глядя на экран

Черепные, или Позвоночные

А) скелет наружный, хитиновый или известковый;

Б) скелет внутренний, хрящевой или костный;

В) животные имеют лучевую симметрию;

Г) животные двусторонне – симметричные;

Д) кровеносная система замкнутая;

Е) кровеносная система незамкнутая;

Ж) у большинства хорошо развит головной мозг;

З) сердце расположено на брюшной стороне тела.

Сделаем проверку, глядя на экран:

+ сбор карточек с выполненными заданиями

2. Новый материал

Определение темы и цели урока

- Сегодня мы с вами займемся изучением очень древней группы позвоночных животных. Каких? Попробуйте это решить исходя из классификации.

- Что мы должны сегодня на уроке узнать, чему научиться? (ребята формулируют цель урока)

- Приступим к изучению нового.

- Вам много известно о значении рыб, выясним, как много вы о них знаете как о жителях водной среды (учитель проводит мозговой штурм: на доске записано слово рыбы, ребята говорят по очереди в течение 2 минут всё, что им известно о рыбах, учитель делает краткие записи, затем вместе анализируют материал ).

3. Лабораторная работа

- А, как вы думаете, какие приспособления помогают рыбам выжить в воде? Ваши предположения?

( Жабры, форма тела, плавники, чешуя и т.д.)

(выполняют лабораторную работу)

В ходе работы учитель просит пронаблюдать за дыханием и передвижением рыб.

Какие выводы сделали?

4. Закрепление

Факторы водной среды

Приспособления к факторам среды

1.Большая плотность воды

1.Обтекаемая форма тела, слизь, черепитчатое расположение чешуй, плавники

2.Защитная окраска; глаза – орган зрения

3.Способность растворять различные вещества

4.Малое содержание кислорода

5.Рецепторы боковой линии ощущают направление тока воды, силу течения

6.Высокое давление на больших глубинах

6.Форма тела меняется от веретенообразной у неглубоководных видов к лентовидной у глубоководных и дисковой у донных

7.Снижение освещенности с глубиной

7.Глубоководные рыбы имеют светящиеся органы, огромные глаза; это рыбы красного, фиолетово-черного, черного цвета или не окрашены вовсе

- Ну, а теперь – обещанный сюрприз!

5 . Задание на дом

Прочитать параграф 31, составить рассказ о внешнем строении рыбы, по желанию составить тест (5-7 вопросов).

- Какое из приспособлений к жизни в водной среде вам показалось самым удивительным и почему?

- Кому сегодня за урок вы бы поставили пятерку?

- Взгляните еще на один слайд. В списке рыб одна лишняя. Какая и почему мы это выясним с вами на следующем уроке. Спасибо за сотрудничество!

Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2005.

Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология 7-8 класс. Универсальные поурочные разработки. – М.: ВАКО, 2006.

Школьник Ю. К. Подводный мир. Полная энциклопедия. М.: Эксмо, 2010.

Ланцетников относят к подтипу __________________________________________ .

Это небольшие животные, размером _______________________________________ .

Они обитают в ___________________________________________ среде.

Хорда выполняет роль ________________________________________.

Над хордой располагается _________________________________________.

Кровеносная система ланцетника ____________________________________ типа.

Значение ланцетника в природе ____________________________________________________________________________________________

Возле номера верного высказывания поставь +, возле неправильного _-.

Хорда – это упругий плотный тяж вдоль тела животных, служащий осевым скелетом.

У всех хордовых, кроме ланцетника есть сердце.

Ланцетник имеет костный скелет.

Органы чувств у ланцетника – это глаза и усики.

Выделительная система у ланцетника отсутствует, но есть выделительные трубочки.

Ланцетник хороший и ловкий пловец.

Ланцетник – паразит морских рыб.

Проверка домашнего задания

тип подтип класс

Хордовые Бесчерепные Черепные ланцетники

рыбы млекопитающие птицы земноводные пресмыкающиеся

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока будет удобен на уроке географии для 7 класса в сентябре, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового, работа с таблицей. развивать восприятие прекрасного, творческое мышление. Формировать интерес к биологии, физкультминутка, закрепление, вопросы и задания, обобщение, итог, домашнее задание.

Конспект урока по биологии для 7 класса на тему: Надкласс Рыбы

Цель: сформировать понятие приспособленности рыб к водной среде обитания и познакомить учащихся с внешним строением.

Задачи: Познакомить с классификацией рыб,

Ход урока:

I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель: - Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

- проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

Записать системы внутренних органов ланцетника.

Выполнить тест:

Ланцетник относится к подтипу…

а. бесчерепных

в. позвоночных

2. Кровеносная система ланцетника…

а. незамкнутая

б. замкнутая

в. смешанная

3. Сердце у ланцетника…

а. имеет вид трубки

б. отсутствует

в. двухкамерное

4. Органы дыхания ланцетника являются…

5. Ланцетник…

а. ведет придонный образ жизни

б. плавает близко к поверхности воды

в. обитает в толще воды

III. Работа по новой теме.

1. Систематическое положение рыб

Подтип: Черепные (позвоночные)

Класс: Хрящевые Костные

https://fhd.multiurok.ru/0/1/b/01bd8e91840e3d33bba9a84b5709a39dbe374004/urok-po-tiemie-ryby-biologhiia-7-klass_1.jpg

1. Какие приспособления для жизни в водной стихии есть у рыб?

  • Обитают в водной среде
  • Дышат жабрами
  • Передвигаются в воде с помощью плавников

3.. Экологические группы

Э кологические группы

Рыбы Проходные Морские Солоноватые

Рыбы Рыбы

Стоячей Текучие лососевые поверхностные донные

(карась, воды осетровые (скумбрия) (камбала)

линь) (хариус) угри

3. Внешнее строение рыб

- Какие части тела можно различить у рыбы?

  • Обтекаемая форма тела
  • Тело покрыто чешуей

- Чем покрыто тело рыбы? (чешуей)

- Как они расположены? (передние чешуйки накладываются на задние), а почему не наоборот?

Чешуя не только покрывает тело рыбы, но по ней, как по годичным кольцам дерева, можно определить возраст рыбы.

Определите возраст рыбы, чешуйки которых есть у вас.

- Почему трудно удержать рыбу в руках)

- Рассмотрите окраску тела рыбы. Одинакова ли она? Почему спина более темная, а брюшная часть крашена светлее?

- Вдоль всего тела проходит темная полоса. Что эта за линия и какую роль она выполняет? (здесь много нервных клеток, которые помогают рыбе обходит препятствия при плавании в воде)

- Что расположено еще на теле рыбы? (плавники)

Позади брюшных плавников расположены 3 отверстия: анальное, половое и мочевое.

1. Интересные факты из жизни рыб

  • рыбы появились на Земле 450 млн. лет назад
  • существует более 22 000 видов рыб
  • размеры этих животных могут быть от 7,5 мм до 20 м
  • продолжительность жизни некоторых рыб до 100 лет
  • масса – от15 мг до 20тонн
  • скорость движения до 130 км/ч
  • живут на глубине 7000 м, при температуре 50 градусов
  • способны чувствовать запах на расстоянии 3-4 км.

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

- А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

IV. Закрепление

Интерактивное задание

Цель урока: раскрыть особенности организации рыб как водных позвоночных; углубить знания о частях тела, внешних и внутренних органах и их значении.

Технология: проблемное обучение, с применением метода учебного проекта.

Основные понятия, изучаемые на уроке: Ихтиология, ихтиолог, внешний вид, скелет, нервную систему, кровеносную, дыхательную, пищеварительную, выделительную системы класса рыб, и кита,

ВложениеРазмер
urok_7_klass.docx 416.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока: беседа, работа в группах.

Цель урока: раскрыть особенности организации рыб как водных позвоночных; углубить знания о частях тела, внешних и внутренних органах и их значении.

Технология: проблемное обучение, с применением метода учебного проекта.

Основные понятия, изучаемые на уроке: Ихтиология, ихтиолог, внешний вид, скелет, нервную систему, кровеносную, дыхательную, пищеварительную,

выделительную системы класса рыб, и кита,

Оборудование: Натуральный объект - речной окунь, перчатки, увеличительное стекло, препаровальная игла и микропинцет.

Раздаточный материал с текстом по теме. Карточки с название класса и изображением животного, таблицы, рисунки.

Ноутбук (на группу), компьютер, проектор, документ-камера, интерактивная доска, презентация. Листы для заметок и ручки (по количеству учащихся), маркеры (на группу), ватман.

Бланки самооценивания оценивания.

Планируемые образовательные результаты:

Умение называть основные характеристик класса рыб.

Выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению, направленному на изучение живой природы.

Готовность к самообразованию и самовоспитанию.

Адекватное оценивание своих возможностей в достижении цели.

Понимание относительности мнений подходов к решению проблем.

Развитие познавательной сферы (знания о строении систем органов класса рыб и кита).

Способность к выделению существенных признаков биологических объектов.

Способность к объяснению роли биологии в практической деятельности людей.

Способность к различению органов представителей различных классов животных.

Освоение приёмов работы с инструментами и натуральными объектами.

Способность классифицировать и структурировать материал, объяснять, проводить эксперименты.

Умение работать с источником информации, преобразовывать информацию из одной знаковой формы в другую.

Умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

- формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом, осуществление биолого-экологического воспитания на основе практической деятельности;

- формирование способностей видеть уникальность животного мира и воспитания бережного отношения к нему.

- формирование практических навыков и умение работать с инструктивными карточками и устной инструкцией, выделение и фиксацией ключевых элементов устной речи;

- развивать у учащихся способность к работе с различными источниками информации;

- формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.

- формирование общего представления о строении класса рыб и кита, их системах органов;

- углубление знания учащихся о важности каждой из частей живого организма;

- формирование понимания роли каждого органа в жизнедеятельности организма.

Организационная структура урока

Этап 1: мотивация к учебной деятельности.

Рассадка выполняется таким образом, чтобы в каждой группе был лидер. Всего 7 групп.

Настраивает учащихся на успешную работу. Координирует рассадку учащихся

Рассаживаются в соответствии с инструкцией. Нацеливаются на работу.

- развитие мотивации к учебной деятельности;

- развитие способности выполнять инструкции.

Этап 2: актуализация знаний.

Продолжаем изучать тип хордовые.

Я приготовила для вас следующее задание, распределите пожалуйста, животных по классам.

(1 человек работает с интерактивной доской, остальные на своих местах с индивидуальными карточками (Приложение1)

Класс рыбы: окунь (кит)

Класс земноводные: лягушка

Класс пресмыкающиеся: ящерица

Класс птицы: голубь

Класс млекопитающие: собака, кит

Все таким образом распределили животных? (обращаемся к интерактивной доске)

У кого другой вариант распределения?

В классе 2 мнения. Кто прав?

Использует прием работы с недостаточностью информации

Выполняют задание. Взаимопроверка.

-развитие познавательной мотивации к учебной деятельности, стремления к открытию знаний, приобретению умений;

Этап 3: целеполагание, постановка проблемы.

Проблемный вопрос: кит - это представитель класса рыб?

Как нам в этом разобраться?

(Рассмотреть внутренне и внешнее строение рыб, и кита и сравнить их)

Поставьте, пожалуйста, цель урока: изучить внутреннее и внешнее строение рыб.

Достигнув цели, мы ответим на вопрос: Кит – это рыба?

Запишите тему урока: "Надкласс рыбы".

Подводит учащихся к определению границ знания и незнания, осознанию темы, цели и задач урока, согласно которым, учащимся необходимо будет включиться в учебный проект

В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Формулируют цель. Реагируют на недостаточность имеющихся знаний.

-формирование способности е самостоятельному построению умозаключений, целеполаганию.

Этап 4: поиск путей решения проблемы.

Работая в группах, вы попробуете себя в роли учёных ихтиологов. А вы знаете кто такие ихтиологи? Найдите определение.

(Работают с дополнительными источниками информации: словарь, ноутбук с выходом в сеть интернет)

Ихтиолог – это ученый биолог, занимающийся изучением строения, эволюционного развития, форм жизнедеятельности, распространения, систематики, поведения и особенностей размножения рыб в природе и при искусственном разведении.

Запишите в тетрадь определение Ихтиологии.

Ихтиология ( др.-греч. ἰ χθύς [ихтю́с], [ихти́с] — рыба; λόγος [ло́гос] —учение), учение о рыбах, раздел зоологии позвоночных, изучающий рыб, их строение, функции их органов, образ жизни на всех стадиях развития, распространение рыб во времени и пространстве, их систематику, эволюцию.

Планируют пути достижения намеченной цели. Осуществляют учебные действия по своему плану. Индивидуальная или групповая работа по решению проблемы.

-развитие способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

Этап 5: решение проблемы.

Объектом исследования будет речной окунь (натуральный объект) и синий кит (изображение)

Для работы каждой группы приготовлены: натуральный объект - речной окунь, перчатки, увеличительное стекло, препаровальная игла и микропинцет.

Раздаточный материал с текстом по теме (Приложение 4). Карточки с название класса и изображением животного, таблицы, рисунки.

Ноутбук (на группу), компьютер, проектор, документ-камера, интерактивная доска, презентация. Листы для заметок и ручки (по количеству учащихся), маркеры (на группу), ватман.

Бланки самооценивания оценивания.

Напоминаю в целях техники безопасности, препаровальную иглу после каждого использования следует обязательно закрывать защитным наконечником.

На ваше исследование вам отводится 15 минут.

Каждая группа самостоятельно определяет форму представления результатов работы, своим коллегам (Таблица, схема, презентация)

Выполняют задания, которые сначала оказались не посильными для решения. Работа в малых группах

-развитие умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

-развитие умения формулировать собственное мнение и позицию.

- формирование устойчивого интереса и становления смыслообразующей функции познавательного мотива;

-формирование навыка изучающего и поискового чтения;

-формирование умения выделять главное и второстепенное

-развитие способности преобразования информации из одной знаковой системы в другую;

Этап 6: предъявление результата, коррекция .

Ваше время закончилось, предъявляет результаты исследований первая лаборатория.

В презентации проекта участвует каждый член группы. Подводя итог своего выступления, отвечают на главный проблемный вопрос.

Подводим итог работы всех лабораторий. А сейчас вы можете ответить на вопрос: кит рыба?

Кит это не рыба .

Сходство имеют 2 системы (нервная, выделительная)

5 систем органов имеют отличия:

Давайте вспомним цель урока: изучить строение рыб.

Назовите мне, пожалуйста, признаки класса рыб?

Тело подразделено на голову туловище хвост, покрыто чешуей.

Скелет: позвоночник: туловищный, хвостовой отдел. (Рёбра), череп.

Нервная система : спинной, головной мозг, нервы.

Кровеносная система: замкнутая, один круг кровообращения, двух камерное сердце.

Дыхательная система: жабры.

Пищеварительная система: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишка, заднепроходное отверстие.

Выделительная система: длинные почки, мочеточники, у некоторых имеется мочевой пузырь.

Помогает, советует, консультирует.

Презентуют работу по решению проблемы. Отвечают на проблемный вопрос.

- развитие способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

Этап 7: систематизация знаний.

Во время ихтиологического исследования учащиеся изучили:

внешний вид, скелет, нервную систему, кровеносную, дыхательную, пищеварительную,

выделительную системы класса рыб, пользуясь учебником, и кита, пользуясь дополнительной информацией (Приложение4).

Мы сегодня начали изучать очень интересный класс рыб.

Рыбы это очень удивительные животные. Поэтому я хочу чтобы вы выразили своё отношение к этому классу в синквейне.

Правила написания синквейна.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Консультирует, направляет, задаёт вопросы

Выявляют связь изученной темы с ранее изученным материалом, связь с жизнью

-развитие способности использования полученных теоретических знаний на практике,

-развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом.

Этап 8: объяснение домашнего задания.

Разъясняет, предлагает задание на выбор

Выбирают домашнее задание в соответствии со своими предпочтениями. Разного уровня сложности.

Этап 9: оценивание.

Консультирует, обосновывает оценки

Самостоятельно оценивают работу над каждым этапом работы в проекте (самооценка, взаимооценивание)

- Развитие способности к критериальному оцениванию.

Этап 10: рефлексия.

Благодарит учащихся за работу

Делятся мнением о своей работе на уроке. В каком этапе проекта столкнулись с затруднениями.

- Развитие коммуникативных способностей

Класс рыбы (речной окунь)

Китообразные (синий кит)

Тело уплощено с боков и подразделено на: голову, туловище и хвост. Снаружи кожа покрыта чешуей.

Плавники: (грудные, брюшные, спинной, хвостовой)

Тело обтекаемой формы, подразделено на: голову, туловище, хвостовой плавник.

Пара передних конечностей, видоизмененные в плавники. Снаружи кожа гладкая.

Читайте также: