Национальный фактор модернизации россии конспект урока 11 класс

Обновлено: 07.07.2024

 развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

 формирование и закрепление в сознании учащихся традиционно национальны х,

общечеловеческих гуманистических и демократичес ких ц енностей.

 развивать личностные качества у чащих ся и навыки познавательной , практической

деятельности с использованием компьютерных технологий (владение различными видами

публичных выступлений, использование элементов причинно - следственного анализа, исследование

реальных связей и зависимостей, анализ, поиск, синтез и извлечение информации по заданной теме .

Тип урока: анализ и синтез знаний и способов деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал в виде

3. Повторение и углубление ранее изученного материала.

4. Актуализация знаний: практические задания по теме ( у каждой гру пп ы свои задания).

- Какие успехи были достигну ты Россией в начале 20 века в развитии промышленности и сельского

- Используя свои записи о влиянии факторов на российску ю модернизаци ю оценить и проголосова ть,

III. Повторение и углубление ранее изученного материала.

Чтобы правильно оценить экономическое положение России в начале 20 века, когда ре альн ые

капиталистические общества всё меньше напоминали модель классического капитализма, теоретики

общественных наук создали три концепции на положение России в этот период.

2 концепция . Три группы стран второго эшелона (Германия, Япония, Россия) и их роль в мировом

государственное вмешательство в экономику страны, все мерная поддержка наци ональной

промышленности. Эту политику проводили министры финансов Бунге, В ышнеградский, Витт е,

3 концепция Фридриха Листа , поддерживаемая Витте, подвергшего сомнению британскую

классическую экономию, касающу юся взаимных выгод свободной торговли. Он полагал, что

необходим переходный период протекционизма (защища л вмешательство гос ударства в рынок и

IV. Актуализация знаний: практические задания по теме

Вы прослушали три концепции на экономическу ю политик у России . Предлагаю

проанализировать исторический материал, таблицы, схему - карту, рисунки и сделать по предлагаемым

вопросам свой вывод относительно модернизационного экономического развития России в нач але 20

проанализировать изменения, произошедшие в экономике России, указать плюсы и противоречия.

1) Какие отрасли промышленности активно развивались в России в начале 20 века?

2) Расскажите, какие новые центры тяжёлой индустрии появились в России ?

3) Какова доля казённой промышленности в тяжёлой инд у стрии?

Выяснить роль государства в экономике России на основании исторического текста, учебника,

позволяющих представить механизмы влияния государства на экономику.

1) Какие предприятия находились в собственнос ти государства?

2) Какими способами влияло государство на деятельность частных пре дприятий?

Экономическая модернизация в России: успехи и противоречия.

Образовательные:

· обобщение, анализ и синтез особенностей Российской империи в начале 20 века;

· совершенствование навыков анализа исторических документов, навыков умения работать с картой-схемой и делать выводы;

· подготовка к сдаче ЕГЭ.

Развивающие:

· продолжение работы по осознанному построению речевого высказывания; решение коммуникативных задач при осуществлении совместной деятельности в группах;

· развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Воспитательные:

· формирование и закрепление в сознании учащихся традиционно национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей.

ВложениеРазмер
Экономическая модернизация в России: успехи и противоречия 24.75 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17 Р.П. ЮРТЫ

по истории в 11 классе

Экономическая модернизация в России: успехи и противоречия.

Разработал учитель истории и обществознания ,

первая квалификационная категория.

Валекжанина Раиса Григорьевна

20014-2015 учебный год.

Экономическая модернизация в России: успехи и противоречия.

  • обобщение, анализ и синтез особенностей Российской империи в начале 20 века;
  • совершенствование навыков анализа исторических документов, навыков умения работать с картой-схемой и делать выводы;
  • подготовка к сдаче ЕГЭ.
  • продолжение работы по осознанному построению речевого высказывания; решение коммуникативных задач при осуществлении совместной деятельности в группах;
  • развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
  • формирование и закрепление в сознании учащихся традиционно национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей.
  • развивать личностные качества учащихся и навыки познавательной , практической деятельности с использованием компьютерных технологий (владение различными видами публичных выступлений, использование элементов причинно-следственного анализа, исследование реальных связей и зависимостей, анализ, поиск, синтез и извлечение информации по заданной теме . Тип урока : анализ и синтез знаний и способов деятельности.

Оборудование : мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал в виде исторических схем, таблиц с диаграммами, рисунков.

  1. Организационный момент.
  2. Создание проблемной ситуации.
  3. Повторение и углубление ранее изученного материала.
  4. Актуализация знаний: практические задания по теме (у каждой группы свои задания).
  5. Усвоение теоретических сведений по теме.
  6. Итог урока. Рефлексия. Проблемный вопрос.
  7. Домашнее задание: Самостоятельная работа
  1. Организационный момент.
  2. Создание проблемной ситуации.

- Какие успехи были достигнуты Россией в начале 20 века в развитии промышленности и сельского хозяйства?

- В чём Россия отставала от развитых стран?

- Используя свои записи о влиянии факторов на российскую модернизацию оценить и проголосовать, как проходила российская модернизация.

Итоги голосования (запись на доске)

  1. Повторение и углубление ранее изученного материала.
  1. Что такое модернизация?
  2. Что такое монополия?
  3. Перечислите виды монополий.
  4. Что такое инвестиции?

Чтобы правильно оценить экономическое положение России в начале 20 века, когда реальные капиталистические общества всё меньше напоминали модель классического капитализма, теоретики общественных наук создали три концепции на положение России в этот период.

3 концепция Фридриха Листа , поддерживаемая Витте, подвергшего сомнению британскую классическую экономию, касающуюся взаимных выгод свободной торговли. Он полагал, что необходим переходный период протекционизма (защищал вмешательство государства в рынок и финансы).

  1. Актуализация знаний: практические задания по теме

( у каждой группы свои задания).

Вы прослушали три концепции на экономическую политику России. Предлагаю проанализировать исторический материал, таблицы, схему-карту, рисунки и сделать по предлагаемым вопросам свой вывод относительно модернизационного экономического развития России в начале 20 века.

Вопросы к заданию по карте.

  1. Какие отрасли промышленности активно развивались в России в начале 20 века?
  2. Покажите, какие новые центры тяжёлой индустрии появились на карте?
  3. Какова доля казённой промышленности в тяжёлой индустрии?
  4. Каковы успехи и противоречия в промышленности?

1) Какие предприятия находились в собственности государства?

2) Какими способами влияло государство на деятельность частных предприятий?

3) Какова роль государства в экономике России в начале 20 века?

К чему это привело?

4) Положительное и отрицательное вмешательство государства в экономику.

1) Чем обосновывает Витте необходимость приток иностранного капитала в Россию?

2) В какие районы страны иностранцы вкладывали свой капитал? ( Показать на карте )

3) Почему производить продукцию на деньги зарубежных предпринимателей было в России выгодно?

4) Что положительного и отрицательного было в привлечении иностранного капитала в Россию?

Представить картину развития сельского хозяйства в России в начале 20 века на основе работы с текстом, анализом таблицы и диаграммы.

  1. Какие хозяйства являлись главными поставщиками хлеба на мировой рынок? Почему?
  2. Назовите причины, которые тормозили развитие сельского хозяйства.
  3. Какова взаимосвязь между развитием промышленности и сельским хозяйством?

V. Усвоение теоретических сведений по теме.

VII . Итог урока. Рефлексия. Проблемный вопрос.

Итак, проведём повторное голосование, как проходила российская модернизация. Изменились ли итоги голосования?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

I. Новые тенденции в национальной политике Площадь -22 млн. кв. км (17% обита.

I. Новые тенденции в национальной политике Площадь -22 млн. кв. км (17% обитаемой планеты). Национальности – более 100 народов и народностей. Конфессии – все мировые религии (православие, старообрядцы, католицизм, ислам, буддизм, иудаизм, язычество).

I. Новые тенденции в национальной политике ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ ТРЕБОВАЛ НОВЫ.

I. Новые тенденции в национальной политике ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ ТРЕБОВАЛ НОВЫХ ПОДХОДОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ Унификация административного, правового и социального устройства Создание единого языкового, образовательного и культурного пространства

II. Политика государства в отношении национальных меньшинств ПОЛЬША Польские.

II. Политика государства в отношении национальных меньшинств ПОЛЬША Польские чиновники заменяются русскими В делопроизводстве используется только русский язык Название Королевство Польское заменено на Привислинский край Образование переведено на русский язык Земли католической церкви секуляризированы. Монастыри закрыты

II. Политика государства в отношении национальных меньшинств ПРОИБАЛТИКА Повс.

II. Политика государства в отношении национальных меньшинств ПРОИБАЛТИКА Повсеместная замена немецкого языка на русский (в государственном управлении, суде, полиции, образовании и т.д.)

II. Политика государства в отношении национальных меньшинств ФИНЛЯНДИЯ В 1899.

II. Политика государства в отношении национальных меньшинств ФИНЛЯНДИЯ В 1899 г. принят закон, ограничивающий права финского сейма Перевод делопроизводства на русский язык Финны должны служить в русской армии

II. Политика государства в отношении национальных меньшинств ГРУЗИНЫ и АРМЯНЕ.

II. Политика государства в отношении национальных меньшинств ГРУЗИНЫ и АРМЯНЕ Перевод обучения на русский язык Передача имущества армяно-григорианский церкви в ведение властей

II. Политика государства в отношении национальных меньшинств НАРОДЫ СИБИРИ, С.

II. Политика государства в отношении национальных меньшинств НАРОДЫ СИБИРИ, СЕВЕРА, СРЕДНЕЙ АЗИИ Сохранение традиционного уклада жизни и самоуправления Передача переселенцам земель, используемых местным населением Невмешательство в религиозную жизнь и систему образования мусульман

II. Политика государства в отношении национальных меньшинств ЕВРЕИ Сохранение.

II. Политика государства в отношении национальных меньшинств ЕВРЕИ Сохранение черты оседлости Разжигание антисемитизма На евреев взваливают ответственность за трудности модернизации Еврейские погромы

III. Классификация национальных движений ФАЗА КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ (фаза А) П.

III. Классификация национальных движений ФАЗА КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ (фаза А) Пробуждение интереса к языку, истории, фольклору народа

III. Классификация национальных движений ФАЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ АГИТАЦИИ (фаза Б).

III. Классификация национальных движений ФАЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ АГИТАЦИИ (фаза Б) Национальная интеллигенция стремиться интегрировать национальное население в единое сообщество

III. Классификация национальных движений ФАЗА МАССОВОГО ДВИЖЕНИЯ (фаза В) Бол.

III. Классификация национальных движений ФАЗА МАССОВОГО ДВИЖЕНИЯ (фаза В) Большая часть общества стремится к политическому самоопределению

IV. Национальные движения в России Юзеф Пилсудский (1867-1935) ПОЛЬША Восстан.

IV. Национальные движения в России Юзеф Пилсудский (1867-1935) ПОЛЬША Восстания в Польше 1830-31, 1863-64 гг. В конце XIX века в Польше сформировались Польская партия социалистов (Ю. Пилсудский) и Национально-демократическая партия

IV. Национальные движения в России ФИНЫ, ЭСТОНЦЫ, ЛАТЫШИ Создаются политическ.

IV. Национальные движения в России ФИНЫ, ЭСТОНЦЫ, ЛАТЫШИ Создаются политические партии, требующие широкой автономии, развития национальных языков, в Финляндии – сохранение Конституции

IV. Национальные движения в России ЛИТОВЦЫ, БЕЛОРУСЫ, УКРАИНЦЫ Требуют учреди.

IV. Национальные движения в России ЛИТОВЦЫ, БЕЛОРУСЫ, УКРАИНЦЫ Требуют учредить в России конституционный строй и общерусский парламент

IV. Национальные движения в России ГРУЗИНЫ и АРМЯНЕ Усиление позиций социал-д.

IV. Национальные движения в России ИСЛАМСКИЕ НАРОДЫ Широкое распространение Д.

IV. Национальные движения в России ИСЛАМСКИЕ НАРОДЫ Широкое распространение ДЖАДИЗМА – это восстановление сущности Ислама, который первейшей задачей человека считал стремление к знаниям, познание мира, а значит жизнь на основе науки. Требование реформы ислама и его сближения со светской культурой и образованием

IV. Национальные движения в России ЕВРЕИ Распространение СИОНИЗМА – политичес.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 202 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.10.2016 6312
  • PPTX 849.9 кбайт
  • 99 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Макарова Татьяна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

´Новые тенденции в национальной политике ´Антисемитизм ´Классификация национальных движений и ее особенности в Российской империи ´Польское национальное движение ´Национальное движение исламских народов

Национальный фактор модернизации России

Ожигин Сергей Николаевич

План урока: Новые тенденции в национальной политике Антисемитизм Классификация национальных движений и ее особенности в Российской империи Польское национальное движение Национальное движение исламских народов

  • Новые тенденции в национальной политике
  • Антисемитизм
  • Классификация национальных движений и ее особенности в Российской империи
  • Польское национальное движение
  • Национальное движение исламских народов

Новые тенденции в национальной политике

Антисемитизм Антисемити́зм ( нем. Antisemitismus ) — одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям как этнической или религиозной группе. Основан на предрассудках и является одной из разновидностей ксенофобии Термин обозначает враждебность по отношению к евреям и или иудеям, а не ко всем народам семитской языковой группы

Классификация национальных движений и ее особенности в Российской империи

1. Новые тенденции в национальной политике. Одной из существенных характеристик Российской империи начала XX в. был многонациональный состав ее населения. (Вспомните, какие народы проживали тогда на территории России.) Традиционными основами российской национальной политики являлось сохранение у присоединенных к Российской империи народов сложившихся форм политической, общественной и культурной жизни, религиозной веротерпимости, сотрудничества с лояльными национальными элитами. Процесс модернизации потребовал унификации административного, правового и социального устройства страны, создания единого языкового, образовательного и культурного пространства.

Раньше всех установка на административную и культурно-языковую унификацию проявилась по отношению к Польше. Но это было вызвано не столько модернизационными, сколько политическими причинами. После подавления восстания 1863—1864 гг. были ликвидированы последние следы польской автономии. Польская администрация была упразднена, польские чиновники заменены на русских, а польский язык в делопроизводстве — на русский язык. Вся юриспруденция была переделана на русский лад, и только основанное на Кодексе Наполеона польское частное право сохранило свою силу. Само название Королевство Польское было заменено термином Привислинский край. В последующем и вся система высшего, среднего и начального образования, за исключением преподавания религии, была переведена на русский язык.

Репрессиям подверглось и католическое духовенство. Большинство католических епископов были низложены, церковные земли секуляризованы, монастыри закрыты, отношения с Ватиканом прерваны. Тем самым было положено начало отходу российского правительства от традиционной политики веротерпимости.

Политика унификации коснулась не только мятежных поляков, но и лояльных к русскому правительству прибалтийских немцев, проживавших в Лифляндии и Эстляндии и имевших еще с начала XVIII в. особые права. В конце XIX в. русский язык заменил немецкий не только в государственных учреждениях, но и в городском самоуправлении, суде и полиции, а также в школах всех ступеней, за исключением двух первых классов сельских школ и преподавания религии. В 1893 г. немецкий Дерптский университет был преобразован и переименован в русский Юрьевский университет. Лишь на его теологическом факультете сохранилось преподавание на немецком языке. Все эти меры значительно ослабили позиции немецко-балтийского дворянства и были положительно восприняты латышами и эстонцами, считавшими Россию своим союзником в борьбе против немецкого засилья. Однако введение русского языка в сельских латышских и эстонских школах, а также усилившееся давление на лютеранскую церковь вызвало у этих народов негативную реакцию.

Значительно позже, чем Польша и Прибалтика, объектом административной и культурно-языковой унификации стала Финляндия. 3 февраля 1899 г. Николай II издал манифест, ограничивавший права финского сейма. Все делопроизводство в государственных учреждениях переводилось на русский язык. В 1901 г. были расформированы национальные финские части. Сейм отказался одобрить эти законы, а финские чиновники объявили им бойкот. В 1903 г. генерал-губернатор Финляндии Н. И. Бобриков получил от царя чрезвычайные полномочия. Это значительно обострило обстановку, в 1904 г. Бобриков был убит финскими террористами.

Объектом русификации стали также два христианских народа Закавказья — грузины и армяне. Грузинский язык был практически вытеснен из всех типов школ, даже в Тифлисской духовной семинарии преподавание велось на русском языке. Под контроль российских властей была поставлена система армянского школьного образования, традиционно находившаяся под опекой армяно-григорианской церкви, а преподавание было переведено на русский язык. После 1895 г. последовало закрытие церковных начальных школ, добровольных общественных объединений и библиотек.

В 1903 г. был издан указ о передаче имущества армяно-григорианской церкви в ведение властей. Дело в том, что армянская церковь пользовалась самостоятельностью и существовала исключительно за счет пожертвований прихожан, а церковным имуществом управляли лица, назначенные армянским патриархом (католикосом). При этом церковь получала крупные доходы, часть которых, по мнению полиции, использовалась для поддержки армянских национально-революционных организаций. Армянское население восприняло этот указ как посягательство на национальные ценности и религиозные традиции. При описях церковного и монастырского имущества начались столкновения, нередко заканчивавшиеся кровавыми побоищами.

В то же время религиозная жизнь и система образования мусульманских народов Закавказья и Средней Азии уцелели и не подверглись прямому вмешательству.

Насколько взрывоопасной была ситуация, показали события, произошедшие в апреле 1903 г. в Кишиневе. Накануне Пасхи был убит мальчик, и вскоре поползли слухи, что евреи убивают христианских детей в ритуальных целях, чтобы использовать кровь младенцев для приготовления пасхальной мацы. В городе начались беспорядки, принявшие форму еврейских погромов, в ходе которых пострадало около 500 человек, было разгромлено 700 жилых домов и 600 магазинов. В конце августа 1903 г. кровавые события произошли в Гомеле. Власть ответила вялыми судебными процессами и указом об открытии для поселения евреев еще около 150 городов и местечек. Любые предложения об уравнивании еврейского населения в правах встречали самое решительное сопротивление со стороны Николая II.

3. Классификация национальных движений и ее особенности в Российской империи. Ужесточение национальной политики вызвало рост национальных движений в Российской империи. Однако с подобными проблемами сталкивались в XIX в. все многонациональные европейские страны, вступившие на путь модернизации.

Схожесть протекания процессов в большинстве европейских национальных движений позволила чешскому историку Мирославу Хроху разделить их развитие на три последовательные фазы:

— фаза культурного развития (фаза А) — на этом этапе пробуждается интерес сравнительно небольшой группы образованных людей к языку, истории и фольклору своего народа;

— фаза национальной агитации (фаза Б) — на этом этапе немногочисленная национальная интеллигенция преследует цель внедрения национального сознания в более широкие слои населения, мобилизации этого населения и его интеграции в единое национальное сообщество;

— фаза массового движения (фаза В) — на этом этапе идеи национального самосознания охватывают большую часть общества, которое теперь стремится к политическому самоопределению.

Данная последовательность в развитии национальных движений была характерна и для многонациональной Российской империи. Однако и здесь проявлялась ее специфика. Из-за относительной социально-экономической отсталости России и ее автократической самодержавной формы власти национальные движения охватили Россию позже, чем остальную Европу. При этом между различными национальными регионами наблюдалась существенная асинхронность в фазовом развитии. Кроме того, значительной интегрирующей силой обладали традиционные династическо-имперские принципы российской государственности, и новое национальное мышление лишь постепенно становилось способным к успешной конкуренции с ними.

Таким образом, польское национальное движение к началу XX в. сумело создать массовую основу движения с разнообразными организациями и первыми политическими партиями, целью которых было достижение Польшей независимости, этой же цели были подчинены социальные преобразования в польском обществе, т. е. польское национальное движение вступило в третью фазу развития.

5. Национальные движения финнов, эстонцев и латышей. На западе Российской империи существовал ряд наций, которые в течение длительного исторического периода развивались в рамках различных европейских государств. Финны, латыши и эстонцы находились в сфере лютеранского среднеевропейского (немецко-шведского) воздействия, в то время как литовцы, белорусы и украинцы были тесно связаны с судьбой Речи Посполитой.

Культурное пробуждение финнов, эстонцев и латышей пришлось на XIX в., и к началу XX в. национальные движения этих народов находились в фазе национальной агитации. Их цели поначалу были преимущественно культурно-просветительские. Они стремились к языковому равноправию в делопроизводстве и школьном образовании, чего удалось постепенно достичь только в Финляндии. К тому же эстонцы и латыши выступали против привилегий крупных землевладельцев немецко-балтийского дворянства.

Однако политика центрального правительства, направленная на ограничение автономии Финляндии, привела к мощной политической мобилизации всего финского населения. Так, под протестом на имя российского императора против февральского манифеста 1899 г. подписалось свыше 500 тыс. человек. Финское национальное движение перешло в фазу массового движения.

Политические течения внутри национальных движений постепенно приводили к формированию политических партий. Причем в Финляндии и Эстляндии первыми оформились и заняли более активную позицию буржуазно-национальные партии, а в более индустриально развитой и социально расколотой Лифляндии — социал-демократические.

Большинство финских политических организаций не шло дальше требований восстановления автономии Финляндии в рамках Российской империи. Образованная в 1894 г. Младофинская партия, стоявшая на позициях демократии и либерализма, выступала за сохранение конституционного строя в Финляндии с расширением избирательного права в рамках Российского государства и придание финскому языку статуса государственного. Она призвала население к пассивному сопротивлению политике царизма — к отказу признавать и выполнять противоречащие основным законам Финляндии распоряжения и указы российских властей.

За самоопределение Финляндии и насильственные методы борьбы против российских властей выступала лишь Партия активного сопротивления (активисты), близкая к российским эсерам и, подобно им, допускающая применение индивидуального террора.

Латышские социал-демократические организации (Латышская социал-демократическая рабочая партия, Латышская социал-демократическая партия, Латышский социал-демократический союз) находились под влиянием российских социал-демократов, которые имели в регионе свои местные организации, в том числе Рижский комитет РСДРП. Своей конечной целью они провозглашали захват политической власти пролетариатом и построение социалистического общества. Решение национального вопроса они видели в гарантии права нации на самоопределение всеми народами России, в праве свободного употребления родного языка и равенства всех языков. Будущая Латвия представлялась им как составная часть России, входящая в нее на правах областной автономии.

6. Национальные движения литовцев, белорусов, украинцев. Культурное пробуждение литовцев, украинцев и белорусов началось еще в начале XIX в. Причиной тому было сохранение местного дворянства, ностальгирующего по былому величию казачьего гетманства и Великого княжества Литовского. Однако фаза А в национальном движении этих народов сильно затянулась. Это было связано как с отставанием края в процессе модернизации, так и с репрессивными мерами российского правительства, которые значительно затормозили и культурно-просветительскую деятельность, и формирование политических организаций во всех трех национальных движениях этого региона.

Только в 1890-х гг., когда Украина была охвачена процессами модернизации, украинское национальное движение окончательно вступило в фазу политической агитации. Поэтому первой крупной национальной организацией здесь стала основанная в 1900 г. Революционная Украинская партия, попытавшаяся соединить в своей программе социал-революционные, социал-демократические и национальные идеи, выдвигая требование автономии Украины с отдельным представительным сеймом.

Вслед за ней появилась Украинская народная партия. Главными задачами она провозгласила просвещение украинских рабочих и крестьян с целью осознания ими своих национальных и классовых интересов — борьбу за свободу и самоопределение украинской нации. Украинская демократическая партия, образованная осенью 1904 г., в качестве первоочередного выдвигала требование утверждения в России конституционного строя с единым общероссийским парламентом и национальными сеймами, обладающими правом выработки конституций для своих регионов.

Белорусское национальное движение достигло фазы Б только в 1902 г. с основанием Белорусской социалистической громады, которая выступала за установление в России федеративной демократической республики с общим сеймом для всех народов и предоставление права конституционного устройства каждому народу.

Программы национальных движений проживающих на территории Российской империи украинцев и белорусов уделяли значительное внимание вопросам национальной культуры, и прежде всего развитию языка и школьного образования. Это было для них особенно важно, так как правительство и большая часть российской общественности рассматривали эти народы как составные части русской нации, и отделить себя от русских они могли только посредством языка, а не религии (за исключением небольшой части белорусов, принадлежавших к запрещенной униатской церкви). Первой и наиболее влиятельной партией Литвы стала социал-демократическая партия, основанная в 1896 г. и попытавшаяся соединить социалистические цели с национал-сепаратизмом. В 1902 г. была создана либеральная Литовская демократическая партия, которая провозглашала конечной целью борьбы образование независимой Литвы. При сравнительно низком старте литовское национальное движение получило значительно более богатое и интенсивное развитие, чем украинское и белорусское, и уже к началу XX в. достигло фазы Б. Причины этого, помимо прочего, кроются в антикатолической политике российского правительства, поэтому национальное движение поддержала значительная часть католического духовенства, служившего проводником идей в крестьянские массы и настраивавшего их против российских властей.

К началу XX в. происходил явный экономический упадок грузинского дворянства, а экономическое и политическое влияние в городах, прежде всего в Тифлисе, получала армянская буржуазия. Это привело к парадоксальному явлению в грузинском национальном движении, которое с 60-х гг. XIX в. вступило в фазу интенсивной национальной и социальной мобилизации. Наиболее сильные позиции имели здесь социал-демократы. При этом грузинские социал-демократы не создали собственных национальных партий, а влились в российское социал-демократическое движение, нередко занимая в нем видные позиции (Н. Жордания, И. Джугашвили и др.). Таким образом, задачи национального освобождения Грузии отодвигались на второй план. Очевидно, марксизм представлялся деятелям грузинского национального движения более действенным оружием в борьбе против главных противников — армянской буржуазии и российской администрации.

Другой христианский народ Закавказья — армяне значительно отличались от грузин: у них сохранилась лишь незначительная дворянская прослойка, а их элиту составляло богатое городское купечество и духовенство. К тому же значительное влияние на национальное движение этого народа оказывало то обстоятельство, что большинство армян проживало не в российской Армении, а в других частях Закавказья, в Османской империи и в виде общин-диаспор было рассеяно во многих странах мира.

Только из-за политики русификации, которая в 1903 г. достигла своего апогея в конфискации имущества армянской церкви, армянские революционеры обратили свою борьбу и против царизма. На волне спонтанного национально-религиозного протеста, поддержанного главой армянской церкви — католикосом, дашнакам, связанным с русскими социалистами-революционерами, удалось создать в Закавказье массовое движение, которое стремилось уже не только к освобождению армян Османской империи, но и к освобождению армян России. Таким образом, армянское национальное движение еще до революции 1905 г. достигло фазы В.

8. Национальное движение исламских народов. Мусульманские народы, проживающие в Российской империи, в : тле XX в. были неоднородны по своему этническому составу, экономическому укладу, политическим и культурным традициям. В их числе были, с одной стороны, уже столетиями ведущие оседлый образ жизни волжские татары, азербайджанцы, народы Средней Азии, с другой стороны, пастухи-кочевники, такие, как казахи или горцы Кавказа. Если волжские татары уже три столетия проживали в составе России, то народы Средней Азии были присоединены лишь после 1860-х гг.

Джадизм в начале XX в. имел многочисленных приверженцев прежде всего среди волжских и крымских татар, а также среди башкир и мусульман Азербайджана, в то время как мусульмане Средней Азии, имевшие не столь тесные контакты с Россией, остались верны консервативному исламу. Джадизм, который можно считать фазой А религиозно-национального движения, был в значительной мере аполитичен, и его последователи оставались лояльными подданными царя. Однако в нем были заложены идеи, которые стали ключевыми для перехода мусульманского национального движения в политическую фазу — панисламизм и пантюркизм.

9. Еврейское национальное движение. В конце XIX в. еврейское национальное движение приобрело массовый характер, но оно не протекало в едином потоке, а было расколото на ряд соперничающих друг с другом группировок.

Таким образом, проходившие в стране модернизационные процессы оказывали воздействие на национальную политику, которая все более заметно отклонялась от традиционных принципов и все более отчетливо обнаруживала тенденции к административной, культурно-языковой и конфессиональной унификации, к ликвидации особых прав и привилегий нерусских элит. Это привело к росту национальных движений, которые у многих народов достигли фазы национальной агитации и мобилизации, а поляки, финны, эстонцы, латыши, литовцы, грузины и армяне вступили в фазу массовых национальных движений.

1. Почему модернизация потребовала существенной корректировки национальной политики? 2. Что общего в развитии национальных движений в Российской империи и в чем их особенности? 3. Чем характеризовалась политика правительства в польском вопросе? Почему польское национальное движение оказалось самым зрелым и последовательным? 4. В чем вы видите противоречивость политики российского правительства в Прибалтике? Почему правительство отступило от традиционной политики в Финляндии? 5. В чем различие между польским и финским национальными движениями? Чем оно обусловлено? В чем вы видите схожесть этих движений? 6. В чем особенность национальных движений украинцев и белорусов? Как развивались национальные движения в Прибалтике? 7. В чем особенность национальных движений грузин и армян? Чем они были обусловлены? 8. В чем суть джадизма? Каковы причины появления этого движения? В чем его противоречивость? 9. Как вы думаете, какова была причина усиления антисемитизма в стране? Каковы особенности еврейского национального движения?

Читайте также: