Национализация театров и кинематографа пролетаризация вузов организация рабфаков конспект

Обновлено: 06.07.2024

В новейшей истории подобную глупость позволили себе только немецкие национал-социалисты, придя к власти в Германии в 1933 году. Даже итальянские фашисты во главе с Муссолини не стали национализировать производство фильмов—возможно, думали о будущем. Вспом- ните-ка, когда мы с вами говорили о кинематографе США, речь шла об образовании крупных кинокомпаний трестовского.типа, и каждая из корпораций включала в себя, по сути, все технологические этапы кинопроизводства, т. е. всю производственную вертикаль. И тогда же начались разговоры о монополизации кино, о нарушении антитрестовского законодательства и тл. Пусть этих корпораций было немного (как помним, в итоге их стало восемь), особенно для такой огромной страны, как США, но ведь все-таки восемь, а не одна!

Все режимы тоталитаристского типа (т. е. там, где власть государства распространяется на все сферы общественной жизни), среди прочего, объединяет одно существенное противоречие: они рассчитываются на вечность, а существуют (в историческом масштабе) один миг. Для хозяйства стран, которым, как нам, особенно не повезло, и этот миг растянулся на семь с лишним десятилетий, подобное противоречие становится просто катастрофическим. Конечно, кинематограф не самая принципиальная сфера экономики, но достаточно показательная: пока государство в СССР не просто ведало, а владело кинематографом, он худо-бедно существовал — фильмы выпускались массированно (вопрос качества пока оставляю в стороне).

Однако, принимая свой закон (декрет) о национализации кинематографа, большевистское правительство действовало хоть и близоруко, но вполне продуманно: таким силовым способом оно старалось исключить какие бы то ни было публичные (а по возможности, и индивидуальные) сомнения в своей легитимности (законности). Это — принципиальный момент. Если смену политического режима можно (при сильной симпатии к большевикам) еще счесть закономерной, то вооруженный переворот законным признать никак нельзя, не кривя душой. Вы мне, конечно, можете возразить в том смысле, что даже приди большевики к власти законным путем, т. е. через выборы (какте же национал-социалисты в Германии), они все равно действовали бы точно такими же силовыми методами (опять-таки пример национал-социалистов достаточно нагляден). Наверное, так и было бы, но. Во-первых, история не знает сослагательного наклонения (что было бы, если. ), а во-вторых, как ни крути, а к власти большевики пришли все же незаконным путем — из песни слова не выкинешь. И вот это ощущение собственной нелегитимности, осознание того, что что ни делай, а всегда найдутся люди, которые

пожелают напомнить об этом, своего рода коллективное чувство неполноценности, что ли, ущербности — все это отпечаталось на общей идеологической системе, на культурной политике коммунистических властей вплоть до 1991 года. Именно этим можно объяснить совершенно поразительную параноидальную страсть к цензуре, охватившую все властные органы СССР начиная с конца 20-х годов и до последних дней существования режима. Эта страсть постепенно переросла в системную манию, и в мирное время в стране действовали цензурные правила, обычно принимаемые в военное время.

Означает ли это, что в Красной Армии посещать проституток не возбранялось ни рядовым красноармейцам, ни их командирам, сказать трудно. Но ясно другое: на все эти сказки билеты не продавались (да и кто бы их покупал?) — их в приказном порядке показывали красноармейцам в местах дислокации.

Наш край в годы революции и гражданской войны.

Советский Союз в 1920―1930-е гг.

СССР в годы нэпа. 1921―1928 гг.

Советский Союз в 1929―1941 гг.

Наш край в 1920―1930-е гг.

Великая Отечественная война. 1941―1945 гг.

Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции. Людские и материальные потери. Изменения политической карты Европы.

Наш край в годы Великой Отечественной войны

И. В. Сталин в оценках современников и историков.

Наш край в 1953―1964 гг.

Советское общество в середине 1960-х ― начале 1980-х гг.

Идейная и духовная жизнь советского общества. Развитие физкультуры и спорта в СССР. Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Литература и искусство: поиски новых путей. Авторское кино. Авангардное искусство. Неформалы (КСП, движение КВН и др.). Диссидентский вызов. Первые правозащитные выступления. А. Д. Сахаров и А. И. Солженицын. Религиозные искания. Национальные движения. Борьба с инакомыслием. Судебные процессы. Цензура и самиздат.

Наш край в 1964―1985 гг.

М. С. Горбачёв в оценках современников и историков.

Наш край в 1985―1991 гг.

Российская Федерация в 1992―2012 гг.

Становление новой России (1992―1999 гг.)

Ходоровский И.И., Где и как учиться рабочему


Ходоровский, И.И. Где и как учиться рабочему / И.И. Ходоровский. — Москва-Ленинград: Гос. изд-во, 1927. — 46 с.

Читать
В каталоге

В конце издания приложен список образовательных учреждений, при которых действуют рабфаки (по состоянию на 1927 г.).

Но не все хотели в инженеры, были и те, кто хотел получить другие специальности. О том, какие есть профессии, их общественном значении и практических сторонах профессиональной деятельности следующее издание.

Опарин И.М. Чему учиться. выбор профессии. Экономист. Кооператор. Юрист


Опарин И.М. Чему учиться : выбор профессии. Экономист. Кооператор. Юрист / И.М. Опарин. - Москва-Ленинград: Гос. изд., 1926. - 125 с.

Читать
В каталоге

Очень любопытная статья о профессии педагога. Автор отмечает резкое падение интереса молодежи к педагогической профессии, а также крайнюю непопулярность ее у мужской части молодежи, объясняя это тем, что

Приложением к сборнику даны указатель литературы и указатель вузов СССР (с перечислением факультетов).

Бронтман Л.К. От станка во втуз


Бронтман Л.К. От станка во втуз / Л.К. Бронтман ; Ф.Л. Вейтков. - Москва: Изд-во МОСПС "Труд и Книга", 1930. - 67 с.

Читать
В каталоге

Незамедлительного решения требовала проблема распределения кадров. Выпускники вузов не спешили уезжать на работу в удаленные от Москвы и Ленинграда регионы:

В то время как тысячники, придя в вуз с завода, туда же после окончания вуза и возвращались.

Вторая часть книги содержит очень подробную информацию о действующей на тот момент в СССР системе профессионально-технического образования (включая подробное описание вузов и втузов), а также методические рекомендации поступающим на подготовительные курсы, включая порядок оформления работ, примерные учебные программы по предметам, и указания первокурсникам (как записать лекцию; роль технической книги и учебника; практические занятия (семинары); как написать контрольную; как подготовиться к зачету и пр.).

Примерно в это же время началась перестройка системы образования, в том числе, высшего. Были приняты документы, устанавливающие единый порядок работы вузов, от приема до окончания. Базовым предметам отводилось 80-85% всего учебного времени. Основной формой преподавания стали лекции, семинарские и лабораторные работы. Были введены обязательные для всех абитуриентов вступительные экзамены, а также промежуточные экзамены для оценки академической успеваемости. Были введены курсовые и дипломные работы. Академические критерии были установлены для назначения на преподавательские должности.

Что касается рабфаков, то после 1930-х число их начало сокращаться, поскольку необходимую подготовку дети рабочих и крестьян стали получать в общеобразовательных и вечерних школах. Последний рабфак был закрыт в Москве в октябре 1941 года.


Факультет без лишенцев


В этой ситуации и возникла идея создания рабочих факультетов. На рабфаки принимались ученики, представившие или от фабкома, или от комячейки удостоверение, что они принадлежат к классу рабочих или крестьян и не эксплуатируют чужого труда. Абитуриенты, не занимающиеся физическим трудом, тоже могли поступить на рабфак. Но при условии, что у них есть определённый партийный или комсомольский стаж и при наличии свободных мест. Путёвки в вузы выбивались всеми правдами и неправдами. У детей дворян, купцов, священников и других нелояльных советской власти групп населения шансов поступить в вуз почти не было, даже несмотря на высокий уровень их знаний. Дети таких людей, лишённые в советской России избирательного права и названные лишенцами, не имели почти никаких шансов на продолжение образования. Были случаи, когда отпрыски лишенцев, отрекаясь от семьи, становились комсомольцами и поступали работать на завод. Но и это не всегда спасало. К тому же такие студенты стояли первыми в списках на исключение во время чисток.

Вьетнамские студенты на экскурсии. 1988 г.

Шолохова не принимать!

Бойцы Всесоюзного ударного комсомольского отряда имени XIX съезда ВЛКСМ перед отъездом на стройки страны. 1982 г.

Немало известных людей начинали свою профессиональную учёбу с рабфака. Среди выпускников-рабфаковцев знаменитый конструктор оружия Николай Макаров, хирург-ортопед Гавриил Илизаров, маршал Советского Союза, начальник Генштаба ВС СССР Николай Огарков и многие другие. В своё время окончили рабфак видные партийные деятели — Никита Хрущёв и Михаил Суслов. А вот лауреату Нобелевской премии Михаилу Шолохову не повезло. Он, после того, как были напечатаны его первые рассказы, ощущая нехватку образования, тоже пытался поступить на рабфак. Но ему помешало отсутствие необходимого трудового стажа и комсомольской путёвки.

Постепенно всё большую роль в подготовке рабочих и крестьян в вузы начинали играть средние общеобразовательные учебные заведения и вечерние школы. Программы рабочих факультетов стали составлять на основе программ школ-десятилеток. Рабфаки преобразовывались в общеобразовательные школы обычного типа, а их количество неуклонно сокращалось. Они были упразднены в конце 1930-х – начале 1940-х годов, последний из них закрыли в Москве во время войны – 1 октября 1941 года.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Содержание 10 - 11 класс

Россия в Первой мировой войне

Россия и мир накануне Первой мировой войны. Вступление России в войну. Геополитические и военно-стратегические планы командования. Боевые действия на австро-германском и Кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте. Брусиловский прорыв и его значение. Массовый героизм воинов. Национальные подразделения и женские батальоны в составе русской армии. Людские потери. Плен. Тяготы окопной жизни и изменения в настроениях солдат. Политизация и начало морального разложения армии. Власть, экономика и общество в условиях войны. Милитаризация экономики. Формирование военно-промышленных комитетов. Пропаганда патриотизма и восприятие войны обществом.

Содействие гражданского населения армии и создание общественных организаций помощи фронту. Благотворительность. Введение государством карточной системы снабжения в городе и разверстки в деревне. Война и реформы: несбывшиеся ожидания. Нарастание экономического кризиса и смена общественных настроений: от патриотического подъёма к усталости и отчаянию от войны. Кадровая чехарда в правительстве.

Российская революция 1917 г.

Первые революционные преобразования большевиков

Диктатура пролетариата как главное условие социалистических преобразований. Первые мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Борьба за армию. Декрет о мире и заключение Брестского мира. Отказ новой власти от финансовых обязательств Российской империи. Национализация промышленности.

Созыв и разгон Учредительного собрания

Гражданская война и её последствия

Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. Вопрос о земле. Национальный фактор в Гражданской войне. Декларация прав народов России и её значение. Эмиграция и формирование Русского зарубежья. Последние отголоски Гражданской войны в регионах в конце 1921―1922 гг.

Наш край в годы революции и гражданской войны.

Советский Союз в 1920―1930-е гг.

СССР в годы нэпа. 1921―1928 гг.

Советский Союз в 1929―1941 гг.

Наш край в 1920―1930-е гг.

Великая Отечественная война. 1941―1945 гг.

Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции. Людские и материальные потери. Изменения политической карты Европы.

Читайте также: