Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте 2 класс презентация и конспект

Обновлено: 06.07.2024

– Мы сегодня с вами отправимся в гости к словам, которые живут в замке сказочного принца. А как его зовут, вы сейчас сами догадаетесь.

II. Чистописание.

На доске: Уу Дд Аа Рр Ее Нн Ии Ее

У. Посмотрите, его имя написано на доске. Давайте запишем сначала все эти буквы, а рядом имя принца.

Проводится минутка чистописания.

У. Как же его зовут?
Д. Ударение.
У. Запишите два словарных слова начинающихся на любую из этих букв.

III. Постановка темы урока

У. Сегодня мы с вами узнаем, для чего же нужно ударение, какова его роль. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить. Знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение?
Д. Нет.
У. Рассказать? Тогда слушайте.

IV. Работа по теме урока

У. Вышел вперёд замок и сказал: “Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый. Что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение- это просто чёрточка!” А Ударение рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый.
– Как вы думаете, какое слово получилось?
Д. Замок.
У. А дальше вот что случилось. Вышли вперёд… Читайте сами.
Д. Белки.
У. Да. “Мы самые главные компоненты любого живого организма, и уж с нами-то Ударение ничего не сделает”. Как вы думаете, Что произошло?
Д. Ударение перешло на другой слог. Ударение превратило это слово в белок.
У. Абсолютно верно. А теперь попробуйте сами закончить сказку.
Д. Потом вышли стрелки и сказали: ”Мы умеем стрелять. Мы можем защитить себя”. Ударение их выслушало и превратило в стрелки. Оно перешло на первый слог.
У. Молодцы!
Д. Затем Ударение превратило кружки в кружки.
У. А как вы думаете, какой вывод сделали слова? Чем закончилась эта история?
Д. Слова поняли, что они не могут жить без ударения.
В каждом слове есть ударение.
У. А если слово состоит из одного слога, ударение ставится?
Д. Если в слове один слог, то ударение не ставится.
У. Объясните почему?
Д. Если в слове один слог, то в этом слове один гласный звук. Этот гласный звук всегда произносится чётко и ударение уже не превратит это слово в другое.
У. Ударение может изменить смысл слова. А теперь выполним упражнение, где ударение меняет смысл слова.

Дети выполняют упражнение в тетради. Один ученик комментирует.

V. Физкультминутка

VI. Тема урока (продолжение)

У. Вот видите, сколько работы у принца Ударения. Но, несмотря на свою загруженность, он приготовил вам задания. Прочитайте, что за слова написаны на доске.

Д. Здесь не ясно, о чём идет речь, ведь ударения нет.
– Уха – суп, ворота – воротник.
– Нет, это у ворот.
– Пили – значит, они что-то пили.
– А может быть, это значит пилить.
У. Видите, как трудно без ударения. Я сейчас вам помогу.
Доска:

Д. Теперь всё понятно. По предложению можно понять о чём идёт речь.
У. Запишите себе любые два предложения. Но не забудьте про ударение. Слог, который произносится сильнее других, с ударением, называется ударным. А как называется слог, на который не падает ударение?
Д. Безударный.
У. Продолжите. Знак ударения всегда ставится над буквой, которая …
Д. Обозначает ударный гласный звук.
У. Молодцы! Принц Ударение очень доволен вашей работой. Он предлагает ещё задание. Справитесь?
– Я говорю слово, а вы на следующей строчке, с маленькой буквы будете писать только букву, обозначающую ударный гласный звук.
– Пенал (а), учитель (и), портфель (е), Люда (ю), пятница (я), альбом (о), ручка (у), цветы (ы), ёлка (ё), Эмма (э).

– Что мы знаем о букве ё?
Д. Если в слове есть ё, то мы ударение не ставим. Ударение в слове всегда падает на слог с буквой ё.

У. Расскажи-ка буква ё,
Как твоё житьё-бытьё?

Д. Буква ё даёт отчёт:
– Ничего житьё течёт.
Я ударная всегда.

У. Ой-ой-ой
Вот это да!

– Посмотрите к себе в тетради, что вы заметили?

Д. Записаны все буквы гласных звуков.

– Значит, Ударение может ставится над любой буквой гласного звука, кроме ё, т.к. она всегда ударная.

VII.Физкультминутка

VIII. Тема урока (продолжение)

У. Принц очень рад, что вы пришли к нему в замок. Всем гостям он загадывает загадку.

Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.

– Читайте и думайте, верно ли это?

Д. Нет не верно. Сто сорок и сто сорок не будет двести сорок.
У. Запишите это предложение в тетрадь и поставьте в словах ударение.

– А теперь задание такое прочитайте слова. Принц Ударение просит вас придумать предложения с этими словами. Подумайте, сколько может получиться предложений с каждым словом?

Д. Нарубите дрова. Когда вы нарубите дрова? У меня нет иглы. В коробочке лежат иглы.
У. В чём вы ещё раз убедились?
Д. От места ударения зависит смысл слова.
У. Я вам предлагаю задание на внимание.

– Прочитайте слова, подумайте, какое слово лишнее?
Д. Кусты – 2 слога, в остальных словах 3 слога. Ландыш – ударение падает на 1 слог, в остальных словах на 2.
У. Молодцы! Закройте глазки. Мы возвращаемся.

Солнце село за село
Нам ужасно повезло
Что в гости к Ударению сходили
И все его секреты мы раскрыли.

IX. Итоги урока

У. Что же это за секреты ударения?
Д. Ударение ставится, если в слове несколько слогов.
– Буква ё всегда ударная.
– Любая буква гласного звука может быть под ударением.
– Слоги бывают ударными и безударными.
– Ударение может изменить смысл слова.

– И на прощание последнее испытание. Я вам говорю слово, а вы его меняете.

хлопок – хлопок
пары – пары
мука – мука
поля – Поля
полки – полки
стоит – стоит
плачу – плачу

мышления на основе заданий требующих сравнения, выводов и обобщения.

3) воспи тывать к у льтуру п исьма и ус тной речи у чащихся; воспитывать положительные

Наглядность и оборудование : нарисованная книга со словарными словам и и

карточки с бу квами; картинки для работы по теме у рока (замок и замок, стрелки и

стрелки,белки и белки, кр ужки и к ру жки) и карточки, на которых написаны эти слова с

- Ребята, когда я сегод ня пришла в к ласс, то у себя на столе увидела вот эт у книг у со

словарными словами. Но что необычного вы в ней заметили? (в словах нет букв) Да,

оказывается, н екоторые буквы из слов у бежали. И наша с в ами задача верн уть сбежавшие

- А с ейчас отк ройте тетради, положите их п равильно, запишите число и целую строчку

- Молодц ы, ребята, я вижу, что вы все постар ались и красиво написали буквы. Вы х орошо

знаете словарные слова. И за это я вас возьму в гости к др угим словам, которые жив ут в

- А как его зовут, вы сейчас догад аетесь сами, если внимательно прочи таете буквы,

которые записали в тетрадях . - Кто уже догадался? (Ударение) Прави льно, запи шите его

- Ребята, давайте расскажем нашем у принц у , что мы про н его з наем из 1 класса (во всех

словах есть у дарение; оно только одно; всегда пада ет на гласную букву; слог, н а к оторый

падает ударение - ударный; если слово состоит из одного слога, то у дарение не ставим).

- Правильно. Сегодня мы с вами у знаем, для чего же н у жно у дарение. Какова его роль?

Ваша задача быть внимательными и ничего не про п ус тить. Знаете, что случилось со

ловами, которые забыли про ударение? (нет) - Рассказать? (да) Тогда слушайте.

«В некотором царс тве, в н екотором госу дарстве собрались слова на совет, стали

говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли пригласить н а свой со вет

Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило

откуда - то Ударение и закричало: Что вы без меня значите! Если захочу, возьму и изменю

- Вышел вперед замок (у читель прикрепляет картинк у ) и сказал: Я тебя не боюсь, я такой

сильный и тяжелый, что справлюсь с каким - то Ударением. Ведь ударение - это просто

- Как вы думаете, какое теперь слово пол уч илось? (замок) Уч итель вешает название слова

- А дальше вот что случилось. Вышли вперед …. Читайте сами.

- Да. Мы самые главные компоненты любого живого организма, и уж с нами - то Ударение

- Как вы думаете, что произ ошло? (Ударение перешло на другой слог. Ударение

- Абсолютно верно (пр икрепляет картинки и слово.) А теперь поп робуйте сами закончить

Ударение их выслушало и превратило в стрелки. Оно перешло на пер вый слог).

- А к ак вы думаете, какой вывод сделали слова? Чем з акончилась эта истори я? (Слова

поняли, что они не могу т жить без уда рения. Что очень важно, где в слове стоит ударение.

Если ударение стоит не на своем месте, то мен яется значение всего слова.)

- Записываем слово, которое я называю. Стави м в нем ударение и после черточки пишем

это же слово, но уже с измененным у дарением. Объясняем, как влияет изменение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний. Учащиеся наблюдают над новым свойством ударения - подвижностью. Учатся различать одинаковые в написании слова, отличающиеся местом ударения и значением, знакомятся с омографами.

Фамилия: Голубцова Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ ЕСШ №9 г. Елизова Камчатского края

Урок русского языка во 2 классе

наблюдение над новым свойством ударения – подвижностью;

развитие умения различать одинаковые в написании слова, отличающиеся местом ударения и значением;

дальнейшее овладение родным языком на основе освоения новых лексических групп слов – омографов.

Планируемые результаты:

различать одинаковые в написании слова, отличающиеся местом ударения и значением;

наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне;

ставить ударение, различать ударный и без­ударный гласные звуки;

правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

обращать внимание на особенности употребления слов;

осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

анализировать и строить предложения, словосочетания;

правильно произносить слова (интонирование, ударение).

Личностные: обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний; формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; соблюдение этических норм общения и сотрудничества.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

принимать и сохранять учебную задачу;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

закреплять навык начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма;

совершенствовать навык письма в одну линейку;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

представлять информацию в виде схемы;

выявлять сущность, особенности объектов;

на основе анализа объектов делать выводы;

обобщать и классифицировать по признакам;

находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрации;

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы);

узнавать слово по его лексическому значению;

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

высказывать своё мнение при обсуждении задания;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

учиться работать в паре.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, дидактический материал, тетрадь, презентация, толковый словарь слов Ожегова, карточки с темой и целями, алгоритм самооценки, карточки для работы в парах, карточки для самостоятельной работы, карточки со словами, цветные мелки, пара картинок для каждого ребенка, сигналы для оценивания.

А теперь проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте

Все ль в порядке:

Ручки, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Откройте тетради, запишите число. Классная работа.

Актуализация знаний.

Блиц-опрос. (2 слайд)

Поставьте плюс, если вы согласны с утверждением, и минус, если не согласны.

– В русском языке ударение всегда падает на первый слог.

– Сколько в слове звуков, столько и слогов.

– Ударение в русском языке свободное.

– Ударный слог в слове может быть только один.

– Ударными бывают гласные и согласные звуки.

– Слова могут состоять из одного, двух и более слогов.

Проверка: - - + + - + (3 слайд)

Постановка учебной задачи. Определение темы и цели урока.

На доске записаны слова: опасаться, острый, замок, бояться, тупой, замок.

- Прочитайте их про себя.

– На уроках русского языка и литературного чтения мы встречали слова, которые различаются по звучанию и написанию, но близки по значению. Как такие слова называются? (Синонимы.)

– Соедините в ряду слов синонимы зелёным мелом. Согласны?

– Как называются слова с противоположным значением? (Антонимы.)

– Соедините их синим мелом. Согласны?

– Остались два слова.

– Что у них общего? (Одинаково написаны.)

– Как вы думаете, это одно слово или разные?

- Итак, мнения разделились. У вас на партах лежат картинки. Выберите из рисунков тот, который нарисовали бы вы.

- Почему вы выбрали разные картинки? (Потому что каждый произнёс слова по-разному.)

– Запишите эти слова и поставьте ударение так, чтобы слова были разными.

Записывают слова замок и замок.(Один ученик у доски ставит ударение в словах.)

- Подчеркните ударные гласные двумя чертами, безударные гласные одной чертой.

- Составьте предложение с первым словом. Со вторым.

- Скажите, от чего зависит значение этих слов? (Когда мы произносим слова, то ставим ударение по-разному.)

- Как вы думаете, что сегодня на уроке мы должны выяснить? (Как ударение может изменить значение слова.)

Какова тема урока? (Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне.) (4 слайд)

Какие цели поставим? Закончите фразы.

Открытие нового знания.

- Давайте понаблюдаем за словами замок и замок. (5 слайд)

- Как написаны эти слова? (Одинаково.)

А как произносятся? (По-разному.) Произнесите слова.

- Какое значение имеет слово замок? (дворец и крепость)

- А слово замок? (приспособление для запирания чего-нибудь ключом)

- Что помогает различить значение этих слов? (Ударение.)

- Хотите узнать, как называются такие слова?

- Такие слова называются омографы. (прикрепляю карточку) Произнесите это слово.

(6 слайд) Оно образовано от двух греческих слов: омо - одинаковый и графо – пишу, т.е. слова, которые одинаково пишутся, но имеют разное произношение и значение.

- Что произошло с ударением? (Оно переместилось, перешло на другой слог.)

Вы наблюдали новое свойство русского ударения – подвижность.

- А что поможет правильно произнести слова, если в слове не поставлено ударение? (Предложение, текст, из которого ясен смысл слова.)

- Какую цель мы уже достигли?

БЫСТРО все ребята встали.

Руки БЫСТРО вверх подняли.

БЫСТРО хлопнули 5 раз.

А теперь морганье глаз:

И… ногами постучали.

БЫСТРО влево наклонились

И сейчас же распрямились!

Вправо-влево 10 раз –

Отдохнул уставший класс…

Мы как птички полетели

И за парты тихо сели!

Первичное закрепление изученного.

- Читаю стихотворение из Дидактического материала с. 93.

- Какие сходные слова встретились?

- Запишите вторую пару, поставьте в словах ударение. (Один ученик работает у доски.)

- Чем похожи слова? Чем отличаются?

- Какое значение у слов? Где можно узнать значение слова? (приготовить толковый словарь)

- Как называются такие слова? (омографы)

- Подчеркните букву ударного гласного 2-мя чертами, букву безударного гласного - одной.

- Выполните схемы слов. Чем они различаются? (Ударение на разных слогах,)

Оцени свою работу, пользуясь алгоритмом самооценки.

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?

- Как ты себя оценишь?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

- Какое свойство ударения мы здесь наблюдаем? (подвижность)

VI. Закрепление изученного.

1. Работа в парах. Не забывайте о правилах работы в группах.

- Вы сейчас будете работать в парах. Возьмите карточку. Прочитайте задания.

Прочитайте предложения. Выпишите пары слов, значение которых зависит от ударения. Поставьте в словах знак ударения. Подчеркните букву ударного гласного 2-мя чертами, а букву безударного одной чертой.

Военные – превосходные стрелки.

Стрелки на часах бегут так быстро!

В середине двора стоит большая игрушечная машина.

Пакет молока стоит 60 рублей.

Я сегодня маме подарил на день рождения гвоздики.

Папа ремонтировал табурет и забивал гвоздики.

Я не могу найти атлас по географии.

Я купила атлас на подкладку пальто.

В саду на клумбе вырос ирис.

Я плачу, потому что меня обидел друг.

В магазине я плачу деньги кассиру за свои покупки.

Проверка по (слайдам 7-12).

- Какие цели уже достигли?

Самостоятельная работа (по вариантам). Прочитайте задание.

Прочитайте предложения, вставьте пропущенные слова. Используйте слова для справок. Подумайте, какой смысл заключён в одинаково написанных словах. Запишите предложения, правильно расставьте ударение в одинаково написанных словах.

Мы сегодня ели … . Комар подлетел к …. .

Молоко налили в … . Дети посещают … .

Собака сидит у … . У рубашки был вышит… .

Дети … молоко. … бревно ровно.

Слова для справок: уху, ворот, пили, кружки.

Проверка по слайдам 13 - 14.

Читайте предложения. Называйте омографы. Ставьте в словах ударение. Объясните значение слов.

Дополнительно. Упражнение в правильном произношении глагольных форм с подвижным ударением.

VII. Итог урока. Рефлексия.

– С какой новой группой слов вы познакомились на уроке? (Омографы)

– Какую роль играет ударение в омофонах? (Ударение свободное, не прикрепляется к какому-либо слогу. Ударение может перемещаться, быть подвижным.)

– Приведите свои примеры пар слов со свободным ударением.

- Зачем же надо уметь правильно ставить ударение? (Для точной передачи смысла слов.)


Презентация "Смыслоразличительная роль ударения" используется на логопедических занятиях во 2-х классах общеобразовательной школы. Она наглядно показывает. как ударение меняет значение слов, расширяет словарный запас детей, помогает закрепить навык правильной постановки ударения, нахождения ударного - безударного звука и подготавливает ребят к работе по теме "Ударные и безударные гласные в корне слова".

Данная презентация может использоваться учителями начальных классов на уроках русского языка.

Содержимое разработки

Смыслоразличительная роль ударения 2 класс

Смыслоразличительная роль ударения

Ты должен знать: - Есть ударные и безударные слоги. - Ударный слог - это слог, на который падает ударение. Этот слог сильнее других произносится, то есть выделяется голосом , - Слоги без ударения – это безударные слоги. - Знак ударения ( )ставят над гласной буквой .

Ты должен знать:

- Есть ударные и безударные слоги.

- Ударный слог - это слог, на который падает ударение. Этот слог сильнее других произносится, то есть выделяется голосом ,

- Слоги без ударения – это

- Знак ударения ( )ставят над гласной буквой .

Роль ударения в слове На столе кружки. На столе кружки.

Роль ударения в слове

На столе кружки.

На столе кружки.

Роль ударения Замок – замок Белки - белки

Роль ударения Полки - полки Стрелки - стрелки

Отгадай загадки и запомни значения слов Атлас - атлас Ирис - ирис Козлы - козлы

Отгадай загадки и запомни значения слов

Соедините слова со схемами - ударный слог; - безударный слог; 1 . 2. 3 ; Соловей, петух, кукушка, сова, попугай, машина. 3

Соедините слова со схемами

Соловей, петух, кукушка, сова,

Соотнесите слова с данными схемами ; ; 1. 2. ; ; 3 . Прогулка, девочка, карандаш, беседа, овощи, ворона, пятница, воробей, газета, яблоки, деревня, молоко, улица, одежда, пироги, словечко, выскочил, проскакал, овощной .

Соотнесите слова с данными схемами

Прогулка, девочка, карандаш, беседа, овощи, ворона, пятница, воробей, газета, яблоки, деревня, молоко, улица, одежда, пироги, словечко, выскочил, проскакал, овощной .

Спишите предложения и поставьте ударение в выделенных словах За дверью слышны голоса. У Зины сегодня нет голоса. Эти горы высоки. На склоне горы пасется стадо. Мы знаем реки нашей Родины. Вдоль реки бежит тропинка. Ворона меньше ворона. Я мою мою младшую сестру.

Спишите предложения и поставьте ударение в выделенных словах

За дверью слышны голоса.

У Зины сегодня нет голоса.

Эти горы высоки. На склоне горы

пасется стадо. Мы знаем реки нашей

Родины. Вдоль реки бежит

тропинка. Ворона меньше ворона. Я мою мою младшую сестру.

Графическая запись текста

Плетёт паучок сети.

Летела мимо птичка-синичка.

Задела сети паучка.


-75%

Читайте также: