Н в гоголь ревизор как сатира на чиновничью россию конспект урока 8 класс

Обновлено: 07.07.2024

Методическая цель : раскрыть замысел автора; показать, как обстоятельства привели чиновников к их роковой ошибке, как завязывается и в чём выражается драматическое действие; показать приёмы сатирического изображения чиновников; развивать представление о сущности комического. развивать речь учащихся, их эстетический вкус, навыки исследования, выразительного чтения, анализа текста художественного произведения; воспитывать любовь к русской литературе.

Планируемые предметные результаты: знают содержание комедии, умеют характери-зовать героев комедии, определяют роль изобр.-выраз. средств в создании образов.

Тип урока : урок открытия новых знаний.

Оборудование: иллюстрации к произведению, презентация, текст.

все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех

случаях, где больше всего требуется от человека справедливости,

и за одним разом посмеяться над всем. Но сквозь смех

читатель услышал грусть.

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II.Актуализация опорных знаний.

1 Назовите роды литературы (Эпос, лирика, драма)

2 Какие драматургические жанры вам известны? (комедия, трагедия, драма)

3 Назовите известные вам формы смешного (юмор, сатира, сарказм)

5 Кто подсказал сюжет комедии Н.В.Гоголю? (А.С.Пушкин)

6 В каком году была написана комедия? (Н.В.Гоголь написал комедию в 1836г., но редактировал её до 1842г.)

III.Мотивация учебной деятельности: обращение к эпиграфу.

IV . Формулир.темы и целеполагание .

V . Работа по теме урока.

1.Слово учителя. Мы знаем, какую высокую гражданскую цель поставил Гоголь , создавая комедию- собрать все дурное и за один раз над всем посмеяться. Сегодня мы увидим, над чем и кем смеется Гоголь. Действие происходит в типичном российском провинциальном городе, его название неизвестно.Уездные города того времени были похожи друг на друга, так как строились по одному плану: в центре – большая площадь, на которой располагались здания различных государственных учреждений. Малонаселенность была характерной чертой любого уездного городка. Во главе города стоял городничий, в руках которого сосредоточивалась вся власть, в том числе и полицейская. Ему подчинялись все службы и ведомства города, а следовательно, и чиновники, их возглавляющие.

Земляника Артемий Филиппович. Попечитель богоугодных заведений.

Ляпкин-Тяпкин Аммос Федорович. Судья, коллежский асессор.

Хлопов Лука Лукич. Смотритель училищ.

Шпекин Иван Кузьмич. Почтмейстер, надворный советник.

Уховертов Степан Ильич. Частный пристав

-Какими качествами должен обладать человек, занимающий такой пост?

Судья- должен быть человеком справедливым, знающим законы.

начальник богоугодных заведений - должен быть ответственным и милосердным.

смотритель училищ -должен быть умный, воспитанный человек.

полицейский пристав -олицетворяет дисциплину и порядок

в ведении Городничего находятся общее управление, полиция, обеспечение порядка в городе, его благоустройство.

-Но как исполняют свои обязанности чиновники на самом деле, мы узнали, только прочитав комедию.

--Какова обобщенная характеристика чиновников уездного города?

4.Вывод: городское хозяйство запущено; произвол полицейских чинов, фактическое отсутствие всякой медицинской помощи, самоуправство почтовых чиновников, запущенность и неразбериха

в уездном суде, взяточничество, казнокрадство, чувство безнаказанности чиновников,

5. Физминутка.

Голова чтоб не болела,

Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.)

А теперь руками крутим —

И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Тянем наши руки к небу,

В стороны разводим. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо.)

Достаём руками пол. (Наклоны вперёд.)

Потянули плечи, спинки.

А теперь конец разминке. (Дети садятся.)

6. Беседа с учащимися (проверка знания текста: 1 действие)

- Кто приносит известие о том, что ревизор уже в городе?

- Откуда Бобчинский узнал о приезде ревизора, ведь он не присутствовал при чтении письма?

- Со слов Бобчинского Пётр Иванович Добчинский узнал об этом от ключницы Авдотьи. Откуда Авдотья узнала о приезде ревизора?

--Так что же движет чиновниками?

7.Слово учителя: Известие, которое приносят Бобчинский и Добчинский, приходит на подготовленную почву.

Чиновник- это человек, состоящий на государственной службе. Значит, он должен служить государству, народу, живущему в этом государстве. Чиновники, изображённые Гоголем, руководят самыми важными государственными учреждениями: больницей, школой, судом

- Справляются ли они со своей службой? (Нет)

-Чего они боятся? (Разоблачения)

- Две недели, как ревизор в городе! Батюшки, сватушки! – в ужасе восклицает городничий, хватаясь за голову. - В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота! Позор! Поношенье!

- С этого момента события начинают очень быстро разворачиваться. Почему городничий обеспокоен больше всех?

- Какой способ знакомства с приехавшим ревизором он избирает и почему? ( Д.1 Явл.3) ( Посмотреть, не терпят ли проезжающие неприятностей в гостинице. Якобы проявляет заботу, служебное рвение)

8. Работа с текстом 2 действия.

А) Беседа опережающего характера:

- Итак, городничий отправляется в гостиницу на встречу с ревизором.

Что мы узнаём о приехавшем из Петербурга чиновнике Иване Александровиче

Хлестакове из монолога его слуги Осипа? (монологический ответ)

- Из диалогов Хлестакова и Осипа? Хлестакова и трактирного слуги? Из монолога Хлестакова?

В) Чтение по ролям сцены встречи городничего и Хлестакова (8 явление 2 действия. (действующие лица: городничий и Хлестаков)

Г) Беседа по вопросам:

- Чего боится Хлестаков?

- Чего боится городничий?

-Какие отношения между ними? Что нам подсказывают ремарки автора?

Слово учителя: Вот так встреча! Содержание диалога и авторские ремарки говорят о том, что между ними непонимание. На непонимании, несоответствии и строится юмор.

Слово учителя: Это привычная ситуация для чиновника: давать и брать взятки.

V .Итог урока. В современной России подобное положение в ведении государственных дел, увы, не изжито. Комедия, написанная в 19 веке, остаётся злободневной, актуальной и в веке 21-ом. Пороки чиновничества, сатирически высмеянные Гоголем, имеют место быть. (обращение к эпиграфу)

Обманывают, воруют, грабят

1.Что нам известно о прошлом Хлестакова?

2. Каковы жизненные идеалы Хлестакова и чем они определяются?

3. Что побуждает Хлестакова рассказывать о себе небылицы?

Антон Антонович Сквозник- Дмухановский. Городничий.

«…Выносите, святые угодники! В эти две недели высечена

«…О, лукавый народ! А так, мошенники, я думаю, там уж просьбы (явл. 4)

из- под полы и готовят. Пусть каждый возьмет… по метле. (квартальному);

«…грешен, во многом грешен. Дай только, Боже, чтобы сошло с рук

поскорее. поставлю уж такую свечу, какой еще никто не ставил:

Аммос Федорович Ляпкин- Тяпкин. Судья.

О внешности ничего.

Прочитал 5-6 книг. «Потому несколько вольнодумен. Охотник боль-

«…Я вот уж пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну

Артемий Филиппович Земляника. Попечитель богоугодных заведений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

в котором происходит действие комедии

Ответы моих учеников:

Чиновники берут взятки

В больницах антисанитария, больных не лечат, кормят кислой капустой

в котором происходит действие комедии

В суде разводят гусей

Выделенные на строительство церкви деньги бесследно исчезли

Город неблагоустроен, всюду мусор

От заседателя всегда пахнет водкой

Каждое из высказываний ребята подтверждают текстом комедии!

Цели урока: проанализировать, каким виделся уездный город России первой половины 19 века, его обитатели и чиновники Н.В. Гоголю.

Наглядность:

Портрет Н.В. Гоголя

Портреты городничего, судьи, смотрителя училищ, почтмейстера.

Ход урока.

Словарная работа.

Объяснить устно значение следующих слов: драма, комедия, афиша, монолог, диалог, реплика, богоугодное заведение, смотритель училищ ,присутственные места, партикулярный, подорожная, приватно, ассигновать, гарниза, профинтить, елистратишка, пентюх, лабардан, департамент, екивок, якобинец, фельдъегерь, постой, амбре, шелкопёр, инкогнито.

Слово учителя.

Дополните описание города примерами из текста.

Вот такая мрачная картина города. Обобщим сказанное и запишем в таблицу, каков этот городок. (Таблица заполняется в течение урока.)

Улицы города

Горожане

Чиновники

Больница (добавить в ходе урока).

Как живётся в уездном городе людям? Кого из жителей показал писатель в пьесе?

Проверка домашнего задания.

Были даны индивидуальные домашние задания учащимся. Выписать из текста цитаты, характеризующие жизнь горожан и чиновников города. Цитаты написать на альбомных листочках и во время рассказа о героях повесить листочки на доску.

Делаем вывод о положении жителей уездного города и записываем в таблицу.

Обобщение сказанного о чиновниках.

Назовите черты, характерные для чиновников. Заполните графу таблицы о чиновниках.

Можно ли образы героев комедии рассматривать как точное воспроизведение характеров действительно живших людей?

Какую роль сыграл художественный вымысел в изображении действующих лиц пьесы?

Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора?

Как вы думаете, актуальна ли пьеса в наши дни?

Домашнее задание.

Итоги урока.

Домашнее задание.
Творческое: Досье на каждого чиновника в форме таблицы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока литературы в 8 классе по теме:

(анализ 4-го действия пьесы)

Учитель Табакова Л.П.(МОУ СШ № 1 р.п. Новоспасское Ульяновской области)

Образовательная цель: знать содержание 4 действия и пьесы в целом;

Развивающая цель уметь обобщать, делать выводы, используя материал текста; Воспитательная цель: понимать истоки зла коррупции и необходимость борьбы с нею.

предметные: научиться понимать смысл произведения и видеть главное;

метапредметные :

- познавательные : уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста;

- регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного;

- коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания;

Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя.

Тип урока: комплексное применение знаний и способов действия.

Форма проведения урока: беседа+ практикум

Оборудование: мультимедиа, проектор, видеотека.

Предварительное домашнее задание: прочитать действие 4, ответить на вопросы 3, 5 на стр. 356.

1. Мотивационный этап

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

-Какое произведение мы с вами читаем?

-Сколько уроков мы уже изучаем эту комедию?

Приветствуют учителя и друг друга. Настраиваются на работу.

Осмысливают ответы на вопросы

-Какое было домашнее задание?

-Чем же предстоит нам заниматься на этом уроке? Какую цель вы видите?

-Предложите свои виды работы на уроке.

Отвечают на вопросы – рассуждают.

3. Подготовка учащихся к открытию нового знания

-Что Городничий называет грешками?

-Считает ли Амос Фёдорович смягчающим обстоятельством, что взятки он берёт борзыми щенками?

-Что объединяет этих персонажей, какое качество?

-А вы что думаете о взятках?

Инсценировка диалога Городничего и судьи из д.1.явл.1.

Отвечают на вопросы - рассуждают

4.Этап открытий новых знаний.

-Знаете ли вы, как называется взяточничество сегодня?

-Что такое коррупция?

(Это дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, т.е. незаконное использование своего должностного положения с целью получения выгоды вопреки интересам общества)

- Какие родственные слова знаете?

- Это явление сегодняшнего дня или того времени?

Работают со словарём иностранных слов.

Делают вывод, что произведение Гоголя современно и сейчас.

Делают записи в тетрадях.

5. Постановка проблемы.

Выполнение пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения, преодоление трудностей.

-Зачем нам нужно знать эти термины?

-как можно назвать это действие?

-кто участники действия?

-как ведут себя: одинаково или по-разному?

-как ведёт себя? чего боится?

-а как ведёт себя Хлестаков?

-что общего в поведении чиновников?

-как изменяется поведение Хлестакова?

-кто из них ведёт себя более уверенно?

-какой вывод делает Хлестаков о чиновниках?

Суть 4 действия – чиновники дают взятку ревизору.

Работа в группах:

читают по ролям явления

3- Амос Фёдорович

7-Бобчинский и Добчинский

Оценивают выразительное чтение одноклассников

7.Физкульт-минутка для глаз.

-Глаза вправо, влево, по кругу

-Посмотрели вверх, вниз

-Посмотрели вдаль, на кончик носа

Выполняют упражнение под музыку

8.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-Как режиссёр и актёры подчёркивают особенности каждого чиновника?

-какие сатирические приёмы помогают увидеть зло взяточничества?

Просматривают отрывки из художественного фильма.

Наблюдают и делают выводы

9. Выводы. Рефлексия

-Вспомните цель, поставленную в начале занятия.

-Ребята, как вы думаете, мы достигли результата на занятии?

-Почему так думаете?

-Как бы вы оценили свою работу по шкале оценки?

Участники по кругу: характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову).

10. Домашнее задание

Прочитать д.5 В чём значение финала?

Подготовить устную характеристику Хлестакова?

Задание на перспективу:

Подготовить ответ на вопрос:

Краткое описание документа:

Это один из уроков литературы, на котором не только изучается, анализируется художественное произведение 19 века, но и осуществляется связь с современностью: антикоррупционное воспитание школьников. Урок соответствует ФГОС: осуществляется деятельностный подход, ученики сами формулируют цели урока, работа в группах, постановка проблемного вопроса, рефлексия и т.д.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 368 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Н.В. Гоголь. Ревизор

Н.В. Гоголь. Ревизор

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 29.10.2017 4038
  • DOCX 21.9 кбайт
  • 31 скачивание
  • Рейтинг: 2 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Табакова Людмила Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


1) закончить изучение комедии Н.В. Гоголя, повторить литературоведческие термины, обогащать словарный запас учащихся;

2) развивать умение анализировать текст, ориентироваться в нём, умение по речи и поступкам героев определять их психологическое состояние; развивать устную речь, мышление, внимание к слову;

3) воспитывать гражданские качества личности (советь, справедливость), отрицательное отношение к нравственным и социальным порокам.

- Что такое драма? ( Литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене, написанное в форме монологов и диалогов. В драме характеры людей раскрываются в речи героев, их поступках )

- Что такое комедия? ( Род драмы, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех. Высмеиваются отрицательные черты людей или общественные пороки )

- В комедии, как одном из направлений драмы есть конфликт. Что такое конфликт? ( Борьба, столкновение )

- Разделим героев, между которыми происходит конфликт. ( Хлестаков – городничий и чиновники )

- Назовите момент завязки комедии. ( Чтение письма городничим )

- Что такое кульминация? ( Наивысшая точка, действие особенно напряженное )

- Какая сцена может считаться кульминацией? ( Сцена вранья Хлестакова, когда он на вершине своей воображаемой власти )

- Итак, действие достигло наивысшего развития. В 5 действии прояснится истина, читателю раскроется замысел Н.В. Гоголя, идея его комедии.

3. Работа по тексту.

- Чем заканчивается 4 действие? ( Хлестаков уезжает ).

- Что повлияло на его решение уехать?

- Как через этот поступок проявляется характер Хлестакова? ( Легкомысленность, несамостоятелность ).

- Какие чувства испытывает городничий после отъезда Хлестакова? Зачитайте. ( Д.5, явл.1 )

- Можно ли по этим чувствам, словам судить о его жизненных целях? Найдите слова, которые помогают это понять.

- Что сближает городничего с Хлестаковым? ( Мечтают о славе, власти, богатстве ).

- Как речь и действия городничего передают его состояние?

- Как он обращается с купцами, со своими подчинёнными?

- С какой интонацией произносит он слова? ( Важность, превосходство ).

РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ УЧЕБНИКА

- Как показаны грубость городничего, человека, который возомнил, что ему всё можно?

- В каком внутреннем состоянии купцы слушают городничего?

- Какому правилу, принципу они подчиняются? ( Страх, подобострастие ).

- Что должен передать актёр?

ПРОСЛУШИВАНИЕ АУДИОЗАПИСИ (Д.5, ЯВ.2)

- Как к успеху городничего относятся другие чиновники? Обратите внимание на ремарки. Д.5, яв.5,6,7. ( Поздравляют, но завидуют в душе ).

- Какие чувства может испытывать автор, читатель, зритель, наблюдая за ними?

- Что общего в их поведении? ( Угода, лесть, зависть, злоба, страх ).

- Что их сближает, превращает в единую сплочённую группу? ( Одно состояние – страх, одно стремление – власть. Общий страх перед ревизором ).

- Какое ещё чувство, кроме страха, они испытывают? ( Желание жить так, как жили раньше ).

- Какие же истинные отношения между городничим и подчинёнными? ( Дружбы нет. Есть зависть ).

- Как последнее действие разъясняет истину? ( Дружба до тех пор, пока все в одной связке, а как только один стал более богатым, властным, дружба распадается) .

- Итак, городничий считает себя уже петербургским генералом, его поздравляют, завидуя и одновременно ненавидя. Что происходит дальше? ( Узнают, что Хлестаков не ревизор ).

- Кто узнаёт об этом первым?

- Каким образом узнаёт? Как это характеризует почтмейстера? ( Труслив, любопытен ).

- Какие чувства и желания испытывает почтмейстер, приходя в дом городничего, чтобы рассказать новость? ( Злорадство, самодовольство, желание унизить, уязвить городничего, почувствовать себя выше ).

- Какие жесты, какая поза почтмейстера в этой сцене? ( Лицо вздёрнуто, язвительная усмешка, потрясает перед носом городничего письмом ).

ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ

- Какие чувства испытывает городничий? ( Гнев ).

- Как ведут себя чиновники, слушая почтмейстера? Какие чувства их наполняют?

- Когда чиновники читают про себя, ка ведут? ( Не хотят слушать, нарочно заикаются, закрывают строки пальцем ).

- С каким чувством читают про других?

- Найдите слова, которыми Хлестаков охарактеризовал каждого из чиновников. Зачитайте.

- Какие чувства захватывают городничего в заключительном монологе? Чего он боится?Обратите внимание на ремарки.

- Какое событие является развязкой? ( Чтение письма Хлестакова ).

- Какие чувства вызывает у зрителей, читателей монолог городничего, его самообвинение?

- Герои представлены маленькими, ничтожными. А что же должен чувствовать городничий в момент своего падения, слушая такие отзывы о себе?

- Итак, герои развенчаны, каждый предстал в истинном свете. Герои смешны и жалки одновременно. Это мир, который управляет Россией, чиновничий аппарат, который не соблюдает закон. Письмо Хлестакова – последний штрих к его портрету. Каковы основные черты характера Хлестакова? ( Легкомыслие, поверхностное отношение ко всему ).

- Об этом хорошо сказано в его письме. Найдите в нём слово, которое лучше всего передаёт его взгляд на жизнь. ( Волочусь )

- Почему человека с такими качествами приняли за ревизора? ( Из – за страха )

- Хлестаков оказался кумиром, потому что в каждом из героев живёт его тень. Стремление играть роль, хоть на ступеньку выше той, которую отвела ему жизнь, живёт внутри городничего, чиновников и даже Бобчинского и Добчинского.

- Какое событие является развязкой?

- Что должны были бы сделать теперь чиновники? ( Вспомнить, что едет настоящий ревизор) .

- Почему же не вспомнили? ( Чувства затмили разум ).

- Кто сообщил о приезде настоящего ревизора?

- Можете представить, что ожидает сейчас городничего, как сложится его дальнейшая судьба?

- Н.В. Гоголь придавал большое значение этой сцене, и ни один режиссёр не опускал её при постановке. Длится сцена до 2 минут. О её смысловом и эмоциональном значении мы будем говорить на следующем уроке.

- О чём заставила задуматься эта пьеса? (О правящем аппарате России, об утрате людьми совести, об ответственности и т.д. )

- В чём же заключён настоящий конфликт комедии? ( Между истиной и стремление к роскоши, власти ).

Читайте также: