Н г гарин михайловский сказка книжка счастья конспект урока 5 класс

Обновлено: 07.07.2024

-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Анна Владиславовна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

К: соблюдать простейшие нормы речевого этикета (здороваться).

Постановка учебной задачи и ее решение

Практический: ответы на вопросы.

-Скажите, произведения какого раздела вы сейчас читаете?

-А как вы думаете, как же рождается герой?

- Сегодня мы с вами познакомимся с героем рассказа и выясним, похож ли герой рассказа на сказочного героя.

-Ребята, откройте оглавление учебника и назовите тему нашего сегодняшнего урока. (слайд 1)

-А какие цели мы можем поставить перед собой? (слайд 2)

Рассуждать, отвечать на вопросы.

П: планирование учебного сотрудничества с учителем.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

Р: определяют тему урока и ставят цели на урок.

Решение частных задач на основе анализа текста

Практический: ответы на вопросы.

Практический: слушание учителя.

Наглядный: рассматривание портрета.

Практический: лексическое толкование слов.

Практический: выразительное чтение текста вслух.

Практический: ответы на вопросы.

Практический: ответы на вопросы.

Практический: ответы на вопросы.

Практический: ответы на вопросы.

-Ребята, внимательно посмотрите на экран. (слайд 3)

- Вам знаком этот человек?

-Это, ребята, Николай Гарин-Михайловский - великий русский писатель. Сегодня мы познакомимся с его биографией. Слушайте внимательно и все запоминайте.

- Настоящая его фамилия была Михайловский. Он родился в Петербурге в 1852 году. Родители его были люди богатые. Его отец был боевой офицер. Крестил его царь Николай. Под открытым небом зимою в лесу Гарин-Михайловский выбрал однажды высокую ель и приказал, не срубая её, разукрасить от вершины до нижних ветвей золочёными орешками, флагами, свечками, окружил весёлыми кострами и, созвав из деревни крестьян, всю новогоднюю ночь пировал вместе с ними под этим деревом, на морозе, в снегах.

-А сейчас предлагаю вам потренироваться правильно читать трудные слова, которые встречаются в рассказе:

1.Прочтите слово про себя.

2. Определите лексическое значение слова.

3.Теперь давайте прочтем его хором.

4.Прочитаем слово с выделением ударения.

5. А теперь произнесем это слово. (слайд 4)

( терраса - открытая площадка, примыкающая к дому, для отдыха; ирод - злодей; сердечная - искренняя, добрая)

-Теперь давайте встанем, потянемся и

сейчас я проверю, насколько внимательны вы были, когда я рассказывала о Николае Гарине-Михайловском. Я буду говорить вам различные утверждения о писателе. Если я говорю верное утверждение, вы садитесь, а если неверное, то стоите.

-Молодцы, ребята, внимательно слушали.

-Откройте учебник на странице 114. Перед чтением задание: разделить отрывок, который мы будем читать, на 3 части. Потом мы проверим ваши предположения.

-Я начинаю читать, а вы следите и помогаете мне. (чтение рассказа)

- Ребята, о чем же говорится в 1 части? Где она заканчивается? Почему?

-А где заканчивается и начинается 2 часть? О чем говорится в ней?

-А 3 часть? Что главного вы заметили здесь?

-Ребята, как можно озаглавить 1 часть? (слайд 5)

-А 2 часть? (слайд 5)

-А как можно озаглавить последнюю часть? (слайд 5)

-Ребята, запишите этот план на листочках. Он поможет вам при подготовке к пересказу.

-Продолжаем нашу работу. Внимательно посмотрите на строки, выделенные цветом, и скажите, как они характеризуют отношение Темы к Жучке? Посмотрите на слайд и скажите, подходят ли эти прилагательные для характеристики героя? Докажите примерами из текста. (слайд 6)

-Объясните поведение Темы, опираясь на подчеркнутые слова.

- А хотели бы вы иметь такого друга, как Тема? Почему?

-Можно ли назвать Тему храбрым? Почему?

-Ребята, вспомните, что такое натюрморт? (слайд 7) Пейзаж? (слайд 8) Найдите в тексте описание, которое можно было бы назвать натюрмортом. А теперь найдите пейзажное описание. Что в них общего? Соответствуют ли они душевному состоянию мальчика? Докажи.

-А теперь я предлагаю вам поработать в парах. На экране вы видите пословицы. Вам необходимо подобрать подходящую пословицу к отрывку, который мы прочли. (слайд 9)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : продолжить учить обучающихся ориентироваться в тексте большого объёма.

находить нужные моменты из текста, зачитывать их;

учить пользоваться кратким пересказом;

Совершенствовать навыки активного слушания, обогащать словарь и развивать связную речь.

Воспитывать любовь к животным.

Проверка домашнего задания

Проведем разминку для речевого аппарата.

Дети пришли в школу. (прочитать предложение с ударением на первое слово)

Дети пришли в школу. (прочитать предложение с ударением на второе слово)

Дети пришли в школу. (прочитать предложение с ударением на третье слово)

Николай Гарин - Михайловский родился в 1852 году в дворянской семье. Он с детства тянулся к детям бедняков, ремесленников и рыбаков. Учился в гимназии, стремился стать настоящим человеком, приносить добро людям и обществу.

У Гарина-Михайловского было 11 своих детей и трое приемных. Детей в семье писателя никогда не наказывали, одного его недовольного взгляда было достаточно. Он очень хотел, чтобы дети были счастливы, строил школы для крестьянских детей, устраивал праздники для детей и народа. Он очень хотел изменить, улучшить жизнь.

Ребята, как вы думаете какого писателя мы сегодня будем читать произведение. ( Николая Гарина - Михайловского)

Словарная работа

Ирод – иродами называют злых, жестоких, бессердечных людей.

Каретник - сарай

Жердь - длинная тонкая палка

А сейчас мы прослушаем аудиозапись произведения Николая Гарина - Михайловского «Тёма и Жучка)

Вопросы после прослушивания

Назовите главных героев произведения. (Тёма и Жучка)?.

Что случилось с Жучкой?

Самостоятельное чтение 1 части произведения.

Физминутка для глаз

Выборочное чтение

Найдите и прочитайте, как Тёма готовился к спасению Жучки?(один ребенок читает)

Чтение по цепочке этого же отрывка.

Что чувствовал Тёма , когда подбежал к колодцу?(выборочное чтение 1 человек), Задать вопрос Что чувствовал Тёма , когда подбежал к колодцу?

Как Тема спасал Жучку? (Выборочное чтение)

Почему неудачно прошла первая попытка спасения Жучки?

Пересказ произведения по иллюстрациям.

hello_html_m27cafd00.jpg
hello_html_m4dab92fd.jpg

hello_html_5cd0a1c.jpg
hello_html_m5dbfa519.jpg

hello_html_2bf5af86.jpg
hello_html_d45325b.jpg

Краткий пересказ по плану.

2. Приготовление к спасению.

3. Неудачное спасение.

С каким писателем мы сегодня с вами познакомились?

Хотели бы вы иметь такого друга как Тема? (Почему ?)

Оценки за работу на уроке.

Домашнее задание: стр. 163-165, читать, пересказ.

Если вам понравился урок, если история Темы и Жучки затронула ваше сердце, то ПОДНИТИТЕ СЕРДЕЧКИ, КОТОРЫЕ ЛЕЖАТ У ВАС НА ПАРТЕ

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок нравственности 19.11.2020

Урок родной литературы в 6 классе

Урок общеметодологической направленности

Планируемые результаты:

раскрыть идейное содержание сказки через анализ текста;

углубление знаний о литературной сказке;

развитие навыков выразительного чтения.

формирование нравственных ориентаций , распознавание истинных и ложных ценностей;

создание на уроке психолого- педагогических условий для личностного роста каждого ученика.

Метапредметные:

Познавательные :

обогащение словаря учащихся ;

развитие мыслительной деятельности учащихся, то есть умение анализировать, синтезировать, обобщать.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; формулировать и отстаивать своё мнение.

Оборудование:

- Здравствуйте. Приготовьтесь к уроку родной литературы.

2. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя.

- Вы прочитали произведение Н.Г.Гарина-Михайловского? Нарисовали иллюстрации к нему. Знакомо ли вам имя писателя? Читали ли вы другие произведения этого автора? (Отвечают)

- Об этом человеке нам расскажет София, а мы послушаем. ( слайд 1 – портрет Н.Г.Гарина- Михайловского-11 с)

- Что привлекло ваше внимание, когда вы знакомились с биографией писателя?

ВНИМАНИЕ НА СЛАЙД. Писатель, инженер, путешественник. Какими качествами характера должен обладать человек, который занимался этими видами деятельности?

(Быть любознательным, общительным, целеустремлённым)

- Как характеризует Гарина-Михайловского эта информация

(Был человеком неравнодушным, милосердным, помогал людям)

-Обратимся к литературному произведению. Кому оно адресовано?

(Произведение написано для племянницы Ниночки). Оно адресовано детям.

- К какому литературному жанру относится произведение? (Сказка)

- Вспомните, что такое сказка. Какие признаки этого жанра вы можете назвать? (Сказочные герои-фея, царевна, злой волшебник, волшебный предмет- книжка, которая не исчезает и не горит в огне, мальчик не умирает ,а засыпает)

- Какому закону подчиняется действие в сказке. В чём состоит главная особенность русских народных сказок? Вспомните слова А.С.Пушкина: “Сказка – ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок”. Каковы уроки народных сказок?

(Добро всегда побеждает зло. Зло всегда наказано.Герой вознагражден за труд, смелость, верность…)

- А следует ли Н.Г.Гарин- Михайловский закону сказки, мы узнаем в конце нашего занятия.

3. Постановка учебной задачи, составление плана работы

- Сформулируйте вопросы, на которые нам нужно будет ответить на уроке.

1. Похожа ли сказка Н.Г.Гарина — Михайловского на народные сказки? В чем её отличие от народной сказки?

2. Каковы уроки этой сказки? Какую мысль хотел донести писатель до своих читателей?

3. Почему адресовал сказку детям?

4. Как объяснить название сказки?

4. Аналитическая беседа по предложенному материалу. Поиск ответа на проблемный вопрос.

- Какими свойствами обладает волшебная книжка?Найдите в тексте. (Изменяет людей, в руки которых попадает: они всех любят, думают о других, а не о себе, становятся терпимыми, радостными, счастливыми- об этом записано в 1 абзаце) слайд

-А вы узнали, какая это книга? Может быть, вы читали её или слышали о ней? (ответы детей)

- Как к герою попала волшебная вещь? (В праздничный день, когда все веселились, герой был грустный и скучный. Мальчик был болен. Он ходил, опустив голову вниз, потому что так было легче, поэтому он увидел книжку.

- Что такое счастье? Где следует его искать? (Ответы детей)

- Вот что о счастье говорит РПЦ

Сча́стье – удовлетворённость стремлениям и потребностям человеческой природы . Насколько же заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне самих себя – в чужих странах и путешествиях, в богатстве и славе, в больших владениях и наслаждениях, в удовольствиях и преизбытке и в пустых вещах, которые концом своим имеют горечь! Возводить башню счастья вне нашего сердца – это все равно что строить дом в месте, которое подвергается постоянным землетрясениям. Весьма скоро такое здание рухнет…( святитель Нектарий Эгинский )


-Как же дальше развиваются события в сказке?

(Мальчик засыпает, во сне к нему приходит Фея счастья, чтобы открыть ему секрет, как сделать всех людей счастливыми)

-Фея и мальчик отправляются в путь. Какова конечная цель их пути?

(Разбудить царевну, которая спит в замке, тогда все будут счастливы)

-Почему мальчик выбирает тёмную и грязную дорогу? (Только она приведет к царевне)

- Как характеризует героя сделанный им выбор? ( Он целеустремлённый, решительный, смелый, сильный) Способен ли он достичь поставленной цели: сделать всех людей счастливыми? (ДА) Но ведь это всего лишь маленький мальчик, больной и слабый. Почему же вы считаете, что он может достичь цели? (ответы детей)

- Можем ли мы вынести какой – то урок из этого? Почему мальчик способен достичь цели, исполнить мечту? (Мальчик способен преодолеть преграды, потому что обладает духовной силой)

- Обратимся к следующему эпизоду.

Чтение по ролям диалога мальчика и злых детей ( слайд ).

-Почему злые дети не могут найти дорогу? (Они злые, ищут счастья только для себя, не верят мальчику)

- Вспомните, какая цель была у мальчика: попасть в замок, разбудить царевну, сделать людей счастливыми.

-Удалось ему это сделать? Почему? (Злые дети убили мальчика.)

- Вспомните, Фея предупреждала мальчика, что он может погибнуть. Почему же он продолжил путь? Может,быть,его гибель бессмысленна? Может быть, нельзя разбудить царевну и сделать всех людей счастливыми?

- Прочитаем конец сказки. (Читает учитель)

- Как вы думаете, счастливый конец у сказки или нет? (Дети отвечают) - Скажите, в этой сказке победило добро или зло? Конец сказки утверждает смерть или жизнь?

(Конец сказки жизнеутверждающий: мальчик уснул, книжка не пропала, когда –нибудь её принесут в замок, разбудят царевну, проснется мальчик.)

5. Рефлексия учебной деятельности.Ответ на проблемный вопрос.

-Теперь ответим на вопросы, которые мы сформулировали в начале урока. (Слайд)

1. Похожа ли сказка Н.Г.Гарина — Михайловского на народные сказки? В чем её отличие от народной сказки? (НЕТ)Почему? (Это литературная сказка)

2. Каковы уроки этой сказки? Какую мысль хотел донести писатель до своих читателей? (Дорога к счастью всех людей трудна. Человек, который по ней идет, сталкивается со злобой и жестокостью людей, с несправедливостью и обманом, недоверием. Только человек с добрым сердцем способен привести людей к счастью.)

3. Почему адресовал сказку детям? (Воспитывать доброту, милосердие, любовь к людям)

4. Как объяснить название сказки?

- Вы догадались, что же это за книга? Какая книга учит, как достичь счастья не только для себя, но для всех людей?(Ответы детей)

- Достигли мы поставленной цели, ответили на вопросы, поставленные в начале урока? (Да)

- Посмотрите на иллюстрации. Что вы изобразили и почему? Прокомментируйте свои рисунки. Удалось ли ребятам выразить идею произведения? Заинтересовать читателя?

(Безусловно) Все иллюстраторы достойны высшего балла за урок.

Все ли иллюстрации соответствуют содержанию сказки? (Нет)

- Домашнее задание. Вспомните, что такое метафора. Найдите подсказку в словаре литературоведческих терминов в учебнике.

Какие метафоры можно найти в этой сказке? Можно ли считать метафорическими образами две дороги к волшебному замку, книжку счастья? Докажите свою точку зрения.

-Завершим урок, подумайте, как можно закончить фразу, используя информацию, полученную в ходе урока.(Слайд)

- Мне было (грустно, радостно, легко, тяжело)…

- Меня заинтересовало….я хочу .


В этом уроке дети узнают, про историю создания псевдонима, новогодние праздники, которые устраивал писатель. Увидят дорогу на Южном берегу Крыма, которую построил Гарин-Михайловский.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Гарин-Михайловский Н.Г."

Когда-то в одной старинной дворянской семье Херсонской губернии родился мальчик, будущий русский писатель Николай Георгиевич Михайловский.


У писателя был очень интересный псевдоним, т.е. ещё одно имя. Однажды сидел он у себя в кабинете со своим другом и долго думал, какой же придумать себе псевдоним. Вдруг в кабинет вошёл его маленький сын – Гари. Он подошёл к отцу, сел на колени, обнял его и сказал.

‒ Гарин папа, Гарин.

‒ Никто твоего папу не заберёт, ‒ сказала мама и увела сына.

Гарин…Гарин…подумал писатель про себя.

‒ А может взять такой псевдоним, ‒ спросил Николай Георгиевич у друга.

И с этого момента он стал Николай Георгиевич Гарин–Михайловский.

А пока рос Коля обычным мальчиком. Семья его была богатая. Даже сам царь, Николай I крестил маленького Колю.

Детство Коли прошло в красивом курортном городе – Одессе.


Сначала учился мальчик дома, потом в гимназии. А когда вырос, стал работать инженером-строителем. Он строил железные дороги и мосты. Вот например, на Южном берегу Крыма есть дорога, которую построил Гарин-Михайловский. И сейчас многие туристы, которые хотят отдохнуть в Крыму едут по этой дороге. А на выступе горы установлена мемориальная плита, Гарину-Михайловскому.

Ещё любил Николай путешествовать. Объехал он почти всю Россию и даже совершил кругосветное путешествие.

Несмотря на то, что Гарин-Михайловский был из богатой, дворянской семьи, он всегда хорошо относился к бедным людям, крестьянам. Даже устраивал им праздники. Вот однажды под открытым небом, зимой в лесу, выбрал он высокую ёлку и приказал, не срубая её, украсить. Потом позвал из деревни крестьян и всю новогоднюю ночь праздновал вместе с ними.



Автобиографическая повесть ― это описание человеком событий или историй из собственной жизни. Вот и Гарин-Михайловский написал повесть, которая состоит из нескольких книг о своей собственной жизни.

А начинается все с детства. Главным героем является мальчик Тёма. Были у Темы мама и папа. Восьмилетний Тёма растёт подвижным и шустрым ребёнком. Он был хорошим мальчиком. Но, как и все дети, иногда что-то ломал и делал без спросу. Однажды Тема нечаянно ломает любимый отцовский цветок и боится признаться в этом. Затем, без разрешения отца, он катается на лошади. Потом, опять нечаянно, разбивает посуду, и, крадёт сахар. Отец жестоко наказал Тёму, даже побил. И на всю на всю жизнь Тёма запомнил отцовские наказания.

Тёма был добрым и смелым мальчиком. Вот кто-то бросил в колодец его любимую собачку Жучку. И Тёма спускается в колодец и, рискуя своей жизнью, спасает собаку.


Но вот пришло время учиться. И теперь тема – гимназист. Начинается новая жизнь и новые друзья.

‒ Я не пойду туда, где калитка в лес. Я не пойду в лес, где речка, где с няней мы кормим рыбку.


А вот сказка про курочку, которую звали Куда. Курочка Куда была нарядная на своём птичьем дворе. На головке у неё был хохолок, а на ножках точно кружевные шортики.

И ещё много интересного написал Гарин – Михайловский для детей и взрослых.

Читайте также: