Н артюхова саша дразнилка конспект урока 1 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

4. Нравственно-этические представления - форма знания о нравственных нормах, критериях должного, правильного и истинного отношения к себе, к другим людям и миру.

5. Мора́ль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

6. Дразнилка - насмешливая прибаутка, употребляется детьми для того, чтобы дразнить кого-нибудь, подтрунивать над кем-нибудь.

Ключевые слова

Юмористическое произведение; звукопись, нравственность.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Цель нашего урока:

Задачи урока:

- научиться прогнозировать содержание произведения по заголовку;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- научиться находить слова, которые отражают характер героя;

- научиться находить характерные черты юмористического текста.

Научитесь находить слова, которые отражают характер героя.

Сможете узнать, что такое мораль и нравственность.

Основное содержание урока

Путь наш проходит по станице 8 учебника.

Кто герой стихотворения? Литературный герой - это важное действующее лицо произведения.

В стихотворении "Ррры" главный герой - это лев, он выходит в хорошем настроении погулять. Появление льва в этом стихотворении сопровождается звуком Ррры. К нему подлетели какаду. Какаду – это птица, попугай, который относится ко льву с уважением и опаской.

Почему поэт так необычно назвал своё произведение? Наверное, чтобы сразу догадались, о ком пойдёт речь, и какой звук будет повторяться. Стихотворение Григория Кружкова юмористическое, так как заставляет нас посмотреть на свои поступки и поведение со стороны. Мы, тоже иногда не дослушав ответ, пытаемся его угадать.

Нина Михайловна Артюхова родилась в Москве в семье книжного издателя. Прожила долгую жизнь - 89 лет. Увлекалась химией, астрономией, историей. Очень любила писать рассказы для детей, поэтому и стала детской писательницей. Её произведения легко читаются, учат быть честными и смелыми.

Прочитайте внимательно рассказ и подумайте, о каком качестве характера идёт речь.

Саша любил дразнить сестру из вредности. Ляля долго обижалась и плакала, пока не обратилась за помощью к отцу. Папа не стал ругать сына, а дочке дал хороший совет. Ляля перестала обращать внимание на дразнилки брата. Саше это показалось обидным, и он заплакал с досады. Девочка помогла ему осознать, что дразниться нехорошо.

Из этого следует вывод: обидчивость – отрицательная черта характера, она мешает человеку быть уверенным в себе. А спокойствие, вежливость и чувство юмора помогают справляться с обидой и правильно вести себя с обидчиками.

Недаром есть золотое правило нравственности; относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные:

-формировать умение выделять главное;

-способность к самооценке;

-наличие учебно-познавательной мотивации;

-проявление интереса к книгам и героям Н.М. Артюховой.

Метапредметные:

-умение учиться по предложенному учителем плану;

-находить ответы на вопросы в тексте;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста), высказывать свою точку зрения.

Предметные:

-научиться читать юмористические произведения, передавая их настроение;

-объяснять смысл названия произведения;

-находить слова, которые отражают характер героя.

Решаемые проблемы:

Продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, активизировать “вдумчивое чтение”.

Учиться работать с текстом, делить его на части.

Развивать умение анализировать произведение, творческие способности, речь, память, мышление.

Средствами урока воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.

Оборудование:

компьютерная презентация по теме урока

Ход урока

Орг. момент. Организация детей Слайд 1

Готовы вы к уроку? (да)
На вас надеюсь я друзья.
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у вас!

- Садитесь, пожалуйста. (Слайд 2)

вот с таким замечательным настроением мы будем работать сегодня на уроке литературного чтения.

в конце урока мы тоже посмотрим, какое у вас будет настроение?

Подготовительная работа к восприятию литературного произведения.

- Были у вас такие ситуации, когда вас дразнили? Поднимите, пожалуйста, руки.

-Какие чувства вы испытывали в тот момент? (ответы детей)

Слайд № 3– Словарь настроения.

- Познакомьтесь со словарём настроения и скажите, какие слова из словаря вы не назвали?

Слайд 4 – Прочитайте правила дружбы и скажите, какие советы не были названы вами?

- Убери из речи плохие слова.
- Клички используй только для животных.
- Перестань обижаться.
- Не дразнись сам.
- Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе

Актуализация новых знаний. Постановка целей урока.

- А теперь, ребята, вспомните всё, о чём мы говорили, и помогите сформулировать тему сегодняшнего урока (ответы детей).

- Сегодня на уроке мы будем говорить о том, можно ли дразниться, и поможет нам в этом разобраться произведение Нины Михайловны Артюховой “Саша-дразнилка”, в котором мы найдём ответ на этот вопрос.

Слайд 5.

- Послушайте, я немного расскажу о писательнице: (Слайд 6)

Н.М.Артюхова – детская писательница, родилась в 1901 году и прожила долгую жизнь 89 лет. Умерла она в 1990 году.

Нина Михайловна была дочерью известного купца Мих. Ив. Сабашникова. Она закончила МГУ, работала химиком, увлекалась историей. Ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она стала детской писательницей.

- Итак, как называется рассказ, с которым мы познакомимся сегодня? (Слайд 7)

Работа в парах

- Посовещайтесь в парах, как вы понимаете заголовок “Саша-дразнилка”?

Словарная работа

- Давайте посмотрим, как объясняется это слово в толковом словаре:

ДРАЗНИТЬ – злить, умышленно раздражая чем-нибудь, обидным, часто бывает до слёз.

“Дразнилка” - человек, который дразнит другого.

Что общего между этими словами? (корень)

Как называются такие слова? (однокоренные)

Первичное восприятие

- Наконец настало время познакомиться с рассказом Н.М.Артюховой “Саша-дразнилка”.

- Сядьте поудобнее, приготовьтесь слушать рассказ, попробуйте ответить на вопрос:

- Определите тему произведения (О ком пойдет речь в произведении?)

- Тема произведения? (о детях)

-Кто автор этого произведения? Что вы запомнили о Н.М. Артюховой?

- Жанр произведения? (рассказ) Докажите.

- А сейчас проверим, внимательно ли вы слушали текст? Для этого выполните тест.

Слайды 10 -14

1. Как звали сестру Саши?

А) Лена Б) Люся В) Ляля

2. Какой совет дал папа дочке?

А) отойди Б) не дразнись В) тоже дразнись

3.Ребята сидели за столом и …

А) завтракали Б) обедали В) ужинали

4. Саша хотел подвесить куклу к …

А) кровати Б) форточке В) люстре

5.От удивления Саша …

А) захлебнулся Б) поперхнулся В) раскрыл рот

6. По мнению Саши, девчонки …

А) трусихи и злюки Б) зануды и плаксы В) трусихи и плаксы

7. Мальчик считал. Что у него больше …

А) апельсин Б) мандарин В) яблоко

Восстановление последовательности событий.

- Укажите, в каком порядке происходили события?

Я её дразню, а она не дразнится.

Ребята сидели за столом и завтракали.

Меня Саша дразнит.

- Прежде чем начать выполнять следующее задание, давайте отдохнём.

Вторичный синтез. Работа с учебником

- Сейчас поработаем с учебником, откройте стр.9.

- Посмотрите, как напечатан текст. Что заметили? (две части)

- Первую часть прочитайте жужжащим чтением и скажите, какая проблема возникла между братом и сестрой? (брат дразнит сестру)

- А какой совет дал папа Ляле? (а ты не дразнись)

Словарная работа

- Прежде чем прочитать II часть, проведем подготовительную работу, поработаем над прочтением трудных слов и над лексическим значением некоторых слов.

I в. – читает по слогам орфографически,

II в. – читает плавно орфоэпически

Слайд 16.

Завт-ра-ка-ли - завтракали

По-перх-нул-ся - поперхнулся (лексич. зн.-закашляться от крошки или от капли, попавшей случайно в дыхательное горло)

Нас-морк - насморк

Дро-жа-щим - дрожащим (Быть прерывистым, неровным, изменяющимся (о голосе)

Поп-рав-ляй-ся - поправляйся

-Давайте вспомним, какие правила орфоэпического чтения вы здесь использовали? Докажите.

- У нас трое ребят подготовили чтение по ролям второй части. Давайте их послушаем, как они прочитают. Читаем до слов: “Тут Саша не выдержал и заплакал”.

(Чтение второй части учащимися)

- Понравилось чтение? (да)

- Получилось ли у ребят передать эмоции главных героев? (получилось)

Физминутка. Эмоциональная окраска

- А сейчас встаньте, выйдете из-за парт.

- Я буду читать отрывок из текста, а вы попробуйте мимикой и движениями показать, как дразнился Саша…

- Вот, сейчас я поем и твою куклу к люстре за ноги подвешу…

- У тебя насморк, тебя завтра в кино не возьмут…

- У меня апельсин больше, чем у тебя… (дети показывают мимику, движения…)

- Молодцы, получилось хорошо, присаживайтесь.

Работа с учебником

- А сейчас, давайте дочитаем рассказ до конца, начинаем со слов “Тут Саша…” читать будет (ученик), а вы подумайте над вопросом:

-Помог ли папин совет Ляле? (Да.)

-Почему заплакал Саша? (было обидно)

-Почему ему было обидно? (Ляля перестала обращать внимание)

Слайд 17 (работа с заголовком)

- Прочитайте и выберите другие названия для этого рассказа, раскрывающие основную мысль этого произведения.

Трусиха и плакса.

Работа над иллюстрацией. Работа в группах

- Вы попытались изобразить, как дразнился Саша, а сейчас объединитесь в группы и рассмотрите иллюстрацию на стр. 11: Слайд 18

1 гр. ответит на вопрос: - Кто изображен на иллюстрации? (мама, Ляля, Саша) Как художник изобразил кошку?

2 гр. – Как художник нарисовал маму? (ответы детей)

3 гр. – Как выглядит Саша? (ответы детей)

4 гр. – Какая на иллюстрации Ляля? (ответы детей)

5 гр. – Зачитайте, к какому эпизоду подходит эта иллюстрация? (к 3-ей части)

Домашнее задание

Слайд 20

- На стр. 10 внизу есть две пословицы, дома вы их внимательно прочитайте и подумайте, подходят ли они к рассказу “Саша-дразнилка”? На следующем уроке чтения ответите.

I в. – Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой.

II в. – Смеётся тот, кто смеётся последним. (Говорится эта пословица тому участнику спора, кто высмеивает, критикует другого, а сам может оказаться неправ).

- А чтобы ответить на вопросы вам надо будет ещё раз перечитать текст.

Итог

- С каким произведением познакомились на уроке? (“Саша – дразнилка”)

- Кто написал этот рассказ? ( Н.М.Артюхова)

- Основная мысль произведения ( Чему научил вас этот рассказ?) (не дразниться)

- Сегодня на уроке очень хорошо работали (ученики), молодцы!

Рефлексия. Слайд 21.

- Наш урок мы начали с определения настроения. Сейчас определим наше настроение в конце урока.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытый урок в 1-а классе

Учитель: Жданова Е.Г.

Личностные:

-формировать умение выделять главное;

-способность к самооценке;

-наличие учебно-познавательной мотивации;

-проявление интереса к книгам и героям Н.М. Артюховой.

Метапредметные:

-умение учиться по предложенному учителем плану;

-находить ответы на вопросы в тексте;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста), высказывать свою точку зрения.

Предметные:

-научиться читать юмористические произведения, передавая их настроение;

-объяснять смысл названия произведения;

-находить слова, которые отражают характер героя.

Оборудование: компьютерная презентация по теме урока ,тест,

Ход урока

- Садитесь, пожалуйста. Слайд№ 1.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот,

Понимаешь, у каждого в жизни,

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица,

Или чья то сердитая речь.

Ты улыбкой сумей поделиться,

И ответную искру зажечь.

вот с таким замечательным настроением мы будем работать сегодня на уроке литературного чтения.

в конце урока мы тоже посмотрим, какое у вас будет настроение?

II . Актуализация новых знаний

- Были у вас такие ситуации, когда вас дразнили? Поднимите, пожалуйста, руки.

-Какие чувства вы испытывали в тот момент? (ответы детей)

Слайд № 2,3– Словарь настроения.

- Познакомьтесь со словарём настроения и скажите, какие слова из словаря вы не назвали?

Трудолюбие, гордость, леность, прилежание, зависть, доброта, злость, упрямство, честность, благодарность, скука, радость.

Слайд№4,5,6.– Прочитайте правила дружбы и скажите, какие советы не были названы вами?

- Убери из речи плохие слова.
- Клички используй только для животных.
- Перестань обижаться.
- Не дразнись сам.
- Относись к другим так , как хочешь , чтобы относились к тебе

III. Постановка целей урока.

- А теперь, ребята, вспомните всё, о чём мы говорили, и помогите сформулировать тему сегодняшнего урока (ответы детей).

- Сегодня на уроке мы будем говорить о том, можно ли дразниться, и поможет нам в этом разобраться произведение Нины Михайловны Артюховой “Саша-дразнилка” , в котором мы найдём ответ на этот вопрос.

IV . Изучение нового материала.

- Послушайте, я немного расскажу о писательнице: Слайд №8

Н.М.Артюхова – детская писательница, родилась в 1901 году и прожила долгую жизнь 89 лет. Умерла она в 1990 году.

Нина Михайловна была дочерью известного купца Мих. Ив. Сабашникова. Она закончила МГУ, работала химиком, увлекалась историей. Ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она стала детской писательницей.

- Итак, как называется рассказ, с которым мы познакомимся сегодня?

-Как вы думаете , дразнить это хорошо или плохо?

1.Работа в парах.

- Посовещайтесь в парах, как вы понимаете заголовок “Саша-дразнилка”?

2.Словарная работа

- Давайте посмотрим, как объясняется это слово в толковом словаре:

ДРАЗНИТЬ – злить, умышленно раздражая чем-нибудь, обидным, часто бывает до слёз.

“ Дразнилка” - человек, который дразнит другого.

Что общего между этими словами? (корень)

Как называются такие слова? (однокоренные)

3.Первичное восприятие

- Наконец настало время познакомиться с рассказом Н.М.Артюховой “Саша-дразнилка”.

- Сядьте по удобнее, приготовьтесь слушать рассказ, попробуйте ответить на вопрос:

- Определите тему произведения (О ком пойдет речь в произведении?)

- Тема произведения? (о детях)

-Кто автор этого произведения? Что вы запомнили о Н.М. Артюховой?

- А сейчас проверим, внимательно ли вы слушали текст? Для этого выполните тест.

V . Физкультминутка. Слайд № 11.

VI .Продолжение работы.

- Работа с учебником

- Сейчас поработаем с учебником, откройте стр.9.

- Посмотрите, как напечатан текст. Что заметили? (две части)

- Первую часть прочитайте жужжащим чтением и скажите, какая проблема возникла между братом и сестрой? (брат дразнит сестру)

- А какой совет дал папа Ляле? (а ты не дразнись)

Словарная работа

- Прежде чем прочитать II часть, проведем подготовительную работу, поработаем над прочтением трудных слов и над лексическим значением некоторых слов.

Слайд №12.

Завт-ра-ка-ли - завтракали

По-перх-нул-ся - поперхнулся (лексич. зн.-закашляться от крошки или от капли, попавшей случайно в дыхательное горло)

Нас-морк - насморк

Дро-жа-щим - дрожащим (Быть прерывистым, неровным, изменяющимся (о голосе)

Поп-рав-ляй-ся - поправляйся

-Давайте вспомним, какие правила орфоэпического чтения вы здесь использовали? Докажите.

- У нас трое ребят подготовили чтение по ролям второй части. Давайте их послушаем, как они прочитают. Читаем до слов: “Тут Саша не выдержал и заплакал”.

(Чтение второй части учащимися)

- Понравилось чтение? (да)

- Получилось ли у ребят передать эмоции главных героев? (получилось)

Физминутка. Эмоциональная окраска

- А сейчас встаньте, выйдете из-за парт.

- Я буду читать отрывок из текста, а вы попробуйте мимикой и движениями показать, как дразнился Саша…

- Вот, сейчас я поем и твою куклу к люстре за ноги подвешу…

- У тебя насморк, тебя завтра в кино не возьмут…

- У меня апельсин больше, чем у тебя… (дети показывают мимику, движения…)

- Молодцы, получилось хорошо, присаживайтесь.

Работа с учебником

- А сейчас, давайте дочитаем рассказ до конца, начинаем со слов “Тут Саша…” читать будет (ученик), а вы подумайте над вопросом:

-Помог ли папин совет Ляле? (Да.)

-Почему заплакал Саша? (было обидно)

-Почему ему было обидно? (Ляля перестала обращать внимание)

Работа с пословицами.Слайд№13 Р.З.

- А сейчас проверим, внимательно ли вы слушали текст? Для этого выполните тест.

Слайды№ 14 -18.

1. Как звали сестру Саши?

А) Лена Б) Люся В) Ляля

2. Какой совет дал папа дочке?

А) отойди Б) не дразнись В) тоже дразнись

3.Ребята сидели за столом и …

А) завтракали Б) обедали В) ужинали

4. Саша хотел подвесить куклу к …

А) кровати Б) форточке В) люстре

5.От удивления Саша …

А) захлебнулся Б) поперхнулся В) раскрыл рот

6. По мнению Саши, девчонки …

А) трусихи и злюки Б) зануды и плаксы В) трусихи и плаксы

7. Мальчик считал. Что у него больше …

А) апельсин Б) мандарин В) яблоко

Р.з.- Прочитайте и выберите другие названия для этого рассказа, раскрывающие основную мысль этого произведения.

Трусиха и плакса.

Работа над иллюстрацией.

- Кто изображен на иллюстрации? (мама, Ляля, Саша) Как художник изобразил кошку?

– Как художник нарисовал маму? (ответы детей)

– Как выглядит Саша? (ответы детей)

– Какая на иллюстрации Ляля? (ответы детей)

– Зачитайте, к какому эпизоду подходит эта иллюстрация? (к 3-ей части)

VII . Итог

- С каким произведением познакомились на уроке? (“Саша – дразнилка”)

- Кто написал этот рассказ? ( Н.М.Артюхова)

- Основная мысль произведения ( Чему научил вас этот рассказ?) (не дразниться)

- Сегодня на уроке очень хорошо работали (ученики), молодцы!

VIII. Рефлексия. Слайд №19.

- Наш урок мы начали с определения настроения. Сейчас определим наше настроение в конце урока.

Слайд №20.
Продолжи :
Я хочу поделиться своими мыслями:

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать юмористические произведения, передавая их настроение; объяснять смысл названия произведения; находить слова, которые отражают характер героя; находить конкретные черты юмористического текста; сравнивать произведения разных авторов, посвященные одной теме.

Учебные задачи: учиться оценивать поступки героев, пересказывать текст по иллюстрации.

Оборудование: портрет и книги Н. Артюховой, текст речевой разминки, тест, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация умений

— Узнайте, о чем идет речь, соотнесите ответ с изученным произведением и прочитайте его выразительно.

У него большая грива:

И пушиста, и красива!

Только к этой милой киске

Подходить не стоит близко. (Лев.)

III. Речевая разминка

Галчата

На заборе снег мохнатый

Толстой грядочкой лежит.

Налетели вмиг галчата.

Ух, какой серьезный вид!

Ходят боком вдоль забора,

И друг дружку скоро-скоро

Клювом цапают за клюв.

Что вы ссоритесь, пичужки?

Мало ль места вам кругом —

На березовой макушке,

На крыльце и под крыльцом.

Эх, когда б я сам был галкой —

Через форточку б махнул

И веселою нырялкой

В синем небе потонул.

— Прочитайте стихотворение медленно, четко произнося слова.

— К кому обращается автор?

— Как он показал поведение галчат, какими словами?

— Что он им советует?

— О чем мечтает сам поэт?

— Прочитайте сначала медленно, по слогам, а потом целыми словами, постепенно ускоряя темп чтения.

IV. Актуализация знаний. Постановка целей и учебной задачи урока

— О чем было стихотворение, которое мы читали во время речевой разминки?

— Чему учит нас автор?

— Какие черты характера вам нравятся в людях?

— Какие черты характера вам не нравятся? Почему?

— Откройте учебник на с. 18. Прочитайте Учебные задачи.

Сегодня на уроке мы поговорим еще об одном качестве человека. Поможет нам в этом, конечно же, писатель.

V. Работа по теме урока

— Прочитайте, кто написал произведение, которое мы будем сегодня изучать. (Н. Артюхова.)

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Н. Артюховой.)

Материал для учителя

Артюхова Нина Михайловна (1901—1990) — русская детская писательница, которая почти всю свою жизнь посвятила созданию ярких, добрых произведений для детей.

Родилась в Москве в семье известного книжного издателя М. Сабашникова. Для отца Нины литературная деятельность была не просто делом, приносящим прибыль, а настоящим увлечением, страстью. Он хотел не только издавать книги для народа, но пытался донести до людских сердец настоящее, живое, яркое пламя достойной литературы, которое призвано было осветить и согреть человека любого сословия. Н. Артюхова полностью разделяла стремления отца и старалась помогать ему в этом благородном деле.

В 1918 г., после окончания гимназии В.В. Потоцкой, Н. Артюхова поступает в МГУ на агрохимическое отделение физико-математического факультета. Девушка всегда мечтала писать, но также ее увлекали химия и астрономия, именно с этим связан такой странный для писателя выбор.

Писать детские рассказы Н. Артюхова начала в 20-е гг. прошлого века. В 1949 г. она стала членом Союза писателей.

— Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чем он?

(Чтение рассказа учителем.)

— Каковы ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытали?

— Почему Ляля обижалась и плакала?

— Найдите и прочитайте, какой совет дал папа Ляле. Помог ли девочке этот совет?

VI. Физкультминутка

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

— Рассмотрите иллюстрацию к рассказу на с. 21.

— К какому эпизоду рассказа относится рисунок? Прочитайте его.

— Как еще можно назвать это произведение? Придумайте свое название.

— Прочитайте текст еще раз, поделите его на смысловые части.

— Как вы думаете, сколько частей будет в рассказе? (Три.)

— Составьте план, озаглавьте каждую часть предложениями из рассказа. Такой план называется цитатным. Как озаглавим первую часть? (Меня Саша дразнит!)

— Как озаглавим вторую часть? (Ребята сидели за столом и завтракали.)

— Как озаглавим третью часть? (Я её дразню, а она не дразнится!) (Работа в парах. Учащиеся обсуждают пословицы, приведенные в учебнике.)

— Проверим, внимательно ли вы читали текст. Для этого выполните задания теста.

Читайте также: