Н артюхова саша дразнилка конспект урока 1 класс конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
4. Нравственно-этические представления - форма знания о нравственных нормах, критериях должного, правильного и истинного отношения к себе, к другим людям и миру.
5. Мора́ль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
6. Дразнилка - насмешливая прибаутка, употребляется детьми для того, чтобы дразнить кого-нибудь, подтрунивать над кем-нибудь.
Ключевые слова
Юмористическое произведение; звукопись, нравственность.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Цель нашего урока:
Задачи урока:
- научиться прогнозировать содержание произведения по заголовку;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- научиться находить слова, которые отражают характер героя;
- научиться находить характерные черты юмористического текста.
Научитесь находить слова, которые отражают характер героя.
Сможете узнать, что такое мораль и нравственность.
Основное содержание урока
Путь наш проходит по станице 8 учебника.
Кто герой стихотворения? Литературный герой - это важное действующее лицо произведения.
В стихотворении "Ррры" главный герой - это лев, он выходит в хорошем настроении погулять. Появление льва в этом стихотворении сопровождается звуком Ррры. К нему подлетели какаду. Какаду – это птица, попугай, который относится ко льву с уважением и опаской.
Почему поэт так необычно назвал своё произведение? Наверное, чтобы сразу догадались, о ком пойдёт речь, и какой звук будет повторяться. Стихотворение Григория Кружкова юмористическое, так как заставляет нас посмотреть на свои поступки и поведение со стороны. Мы, тоже иногда не дослушав ответ, пытаемся его угадать.
Нина Михайловна Артюхова родилась в Москве в семье книжного издателя. Прожила долгую жизнь - 89 лет. Увлекалась химией, астрономией, историей. Очень любила писать рассказы для детей, поэтому и стала детской писательницей. Её произведения легко читаются, учат быть честными и смелыми.
Прочитайте внимательно рассказ и подумайте, о каком качестве характера идёт речь.
Саша любил дразнить сестру из вредности. Ляля долго обижалась и плакала, пока не обратилась за помощью к отцу. Папа не стал ругать сына, а дочке дал хороший совет. Ляля перестала обращать внимание на дразнилки брата. Саше это показалось обидным, и он заплакал с досады. Девочка помогла ему осознать, что дразниться нехорошо.
Из этого следует вывод: обидчивость – отрицательная черта характера, она мешает человеку быть уверенным в себе. А спокойствие, вежливость и чувство юмора помогают справляться с обидой и правильно вести себя с обидчиками.
Недаром есть золотое правило нравственности; относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные:
-формировать умение выделять главное;
-способность к самооценке;
-наличие учебно-познавательной мотивации;
-проявление интереса к книгам и героям Н.М. Артюховой.
Метапредметные:
-умение учиться по предложенному учителем плану;
-находить ответы на вопросы в тексте;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста), высказывать свою точку зрения.
Предметные:
-научиться читать юмористические произведения, передавая их настроение;
-объяснять смысл названия произведения;
-находить слова, которые отражают характер героя.
Решаемые проблемы:
Продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, активизировать “вдумчивое чтение”.
Учиться работать с текстом, делить его на части.
Развивать умение анализировать произведение, творческие способности, речь, память, мышление.
Средствами урока воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.
Оборудование:
компьютерная презентация по теме урока
Ход урока
Орг. момент. Организация детей Слайд 1
Готовы вы к уроку? (да)
На вас надеюсь я друзья.
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у вас!
- Садитесь, пожалуйста. (Слайд 2)
вот с таким замечательным настроением мы будем работать сегодня на уроке литературного чтения.
в конце урока мы тоже посмотрим, какое у вас будет настроение?
Подготовительная работа к восприятию литературного произведения.
- Были у вас такие ситуации, когда вас дразнили? Поднимите, пожалуйста, руки.
-Какие чувства вы испытывали в тот момент? (ответы детей)
Слайд № 3– Словарь настроения.
- Познакомьтесь со словарём настроения и скажите, какие слова из словаря вы не назвали?
Слайд 4 – Прочитайте правила дружбы и скажите, какие советы не были названы вами?
- Убери из речи плохие слова.
- Клички используй только для животных.
- Перестань обижаться.
- Не дразнись сам.
- Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе
Актуализация новых знаний. Постановка целей урока.
- А теперь, ребята, вспомните всё, о чём мы говорили, и помогите сформулировать тему сегодняшнего урока (ответы детей).
- Сегодня на уроке мы будем говорить о том, можно ли дразниться, и поможет нам в этом разобраться произведение Нины Михайловны Артюховой “Саша-дразнилка”, в котором мы найдём ответ на этот вопрос.
Слайд 5.
- Послушайте, я немного расскажу о писательнице: (Слайд 6)
Н.М.Артюхова – детская писательница, родилась в 1901 году и прожила долгую жизнь 89 лет. Умерла она в 1990 году.
Нина Михайловна была дочерью известного купца Мих. Ив. Сабашникова. Она закончила МГУ, работала химиком, увлекалась историей. Ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она стала детской писательницей.
- Итак, как называется рассказ, с которым мы познакомимся сегодня? (Слайд 7)
Работа в парах
- Посовещайтесь в парах, как вы понимаете заголовок “Саша-дразнилка”?
Словарная работа
- Давайте посмотрим, как объясняется это слово в толковом словаре:
ДРАЗНИТЬ – злить, умышленно раздражая чем-нибудь, обидным, часто бывает до слёз.
“Дразнилка” - человек, который дразнит другого.
Что общего между этими словами? (корень)
Как называются такие слова? (однокоренные)
Первичное восприятие
- Наконец настало время познакомиться с рассказом Н.М.Артюховой “Саша-дразнилка”.
- Сядьте поудобнее, приготовьтесь слушать рассказ, попробуйте ответить на вопрос:
- Определите тему произведения (О ком пойдет речь в произведении?)
- Тема произведения? (о детях)
-Кто автор этого произведения? Что вы запомнили о Н.М. Артюховой?
- Жанр произведения? (рассказ) Докажите.
- А сейчас проверим, внимательно ли вы слушали текст? Для этого выполните тест.
Слайды 10 -14
1. Как звали сестру Саши?
А) Лена Б) Люся В) Ляля
2. Какой совет дал папа дочке?
А) отойди Б) не дразнись В) тоже дразнись
3.Ребята сидели за столом и …
А) завтракали Б) обедали В) ужинали
4. Саша хотел подвесить куклу к …
А) кровати Б) форточке В) люстре
5.От удивления Саша …
А) захлебнулся Б) поперхнулся В) раскрыл рот
6. По мнению Саши, девчонки …
А) трусихи и злюки Б) зануды и плаксы В) трусихи и плаксы
7. Мальчик считал. Что у него больше …
А) апельсин Б) мандарин В) яблоко
Восстановление последовательности событий.
- Укажите, в каком порядке происходили события?
Я её дразню, а она не дразнится.
Ребята сидели за столом и завтракали.
Меня Саша дразнит.
- Прежде чем начать выполнять следующее задание, давайте отдохнём.
Вторичный синтез. Работа с учебником
- Сейчас поработаем с учебником, откройте стр.9.
- Посмотрите, как напечатан текст. Что заметили? (две части)
- Первую часть прочитайте жужжащим чтением и скажите, какая проблема возникла между братом и сестрой? (брат дразнит сестру)
- А какой совет дал папа Ляле? (а ты не дразнись)
Словарная работа
- Прежде чем прочитать II часть, проведем подготовительную работу, поработаем над прочтением трудных слов и над лексическим значением некоторых слов.
I в. – читает по слогам орфографически,
II в. – читает плавно орфоэпически
Слайд 16.
Завт-ра-ка-ли - завтракали
По-перх-нул-ся - поперхнулся (лексич. зн.-закашляться от крошки или от капли, попавшей случайно в дыхательное горло)
Нас-морк - насморк
Дро-жа-щим - дрожащим (Быть прерывистым, неровным, изменяющимся (о голосе)
Поп-рав-ляй-ся - поправляйся
-Давайте вспомним, какие правила орфоэпического чтения вы здесь использовали? Докажите.
- У нас трое ребят подготовили чтение по ролям второй части. Давайте их послушаем, как они прочитают. Читаем до слов: “Тут Саша не выдержал и заплакал”.
(Чтение второй части учащимися)
- Понравилось чтение? (да)
- Получилось ли у ребят передать эмоции главных героев? (получилось)
Физминутка. Эмоциональная окраска
- А сейчас встаньте, выйдете из-за парт.
- Я буду читать отрывок из текста, а вы попробуйте мимикой и движениями показать, как дразнился Саша…
- Вот, сейчас я поем и твою куклу к люстре за ноги подвешу…
- У тебя насморк, тебя завтра в кино не возьмут…
- У меня апельсин больше, чем у тебя… (дети показывают мимику, движения…)
- Молодцы, получилось хорошо, присаживайтесь.
Работа с учебником
- А сейчас, давайте дочитаем рассказ до конца, начинаем со слов “Тут Саша…” читать будет (ученик), а вы подумайте над вопросом:
-Помог ли папин совет Ляле? (Да.)
-Почему заплакал Саша? (было обидно)
-Почему ему было обидно? (Ляля перестала обращать внимание)
Слайд 17 (работа с заголовком)
- Прочитайте и выберите другие названия для этого рассказа, раскрывающие основную мысль этого произведения.
Трусиха и плакса.
Работа над иллюстрацией. Работа в группах
- Вы попытались изобразить, как дразнился Саша, а сейчас объединитесь в группы и рассмотрите иллюстрацию на стр. 11: Слайд 18
1 гр. ответит на вопрос: - Кто изображен на иллюстрации? (мама, Ляля, Саша) Как художник изобразил кошку?
2 гр. – Как художник нарисовал маму? (ответы детей)
3 гр. – Как выглядит Саша? (ответы детей)
4 гр. – Какая на иллюстрации Ляля? (ответы детей)
5 гр. – Зачитайте, к какому эпизоду подходит эта иллюстрация? (к 3-ей части)
Домашнее задание
Слайд 20
- На стр. 10 внизу есть две пословицы, дома вы их внимательно прочитайте и подумайте, подходят ли они к рассказу “Саша-дразнилка”? На следующем уроке чтения ответите.
I в. – Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой.
II в. – Смеётся тот, кто смеётся последним. (Говорится эта пословица тому участнику спора, кто высмеивает, критикует другого, а сам может оказаться неправ).
- А чтобы ответить на вопросы вам надо будет ещё раз перечитать текст.
Итог
- С каким произведением познакомились на уроке? (“Саша – дразнилка”)
- Кто написал этот рассказ? ( Н.М.Артюхова)
- Основная мысль произведения ( Чему научил вас этот рассказ?) (не дразниться)
- Сегодня на уроке очень хорошо работали (ученики), молодцы!
Рефлексия. Слайд 21.
- Наш урок мы начали с определения настроения. Сейчас определим наше настроение в конце урока.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Открытый урок в 1-а классе
Учитель: Жданова Е.Г.
Личностные:
-формировать умение выделять главное;
-способность к самооценке;
-наличие учебно-познавательной мотивации;
-проявление интереса к книгам и героям Н.М. Артюховой.
Метапредметные:
-умение учиться по предложенному учителем плану;
-находить ответы на вопросы в тексте;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста), высказывать свою точку зрения.
Предметные:
-научиться читать юмористические произведения, передавая их настроение;
-объяснять смысл названия произведения;
-находить слова, которые отражают характер героя.
Оборудование: компьютерная презентация по теме урока ,тест,
Ход урока
- Садитесь, пожалуйста. Слайд№ 1.
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья то сердитая речь.
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.
вот с таким замечательным настроением мы будем работать сегодня на уроке литературного чтения.
в конце урока мы тоже посмотрим, какое у вас будет настроение?
II . Актуализация новых знаний
- Были у вас такие ситуации, когда вас дразнили? Поднимите, пожалуйста, руки.
-Какие чувства вы испытывали в тот момент? (ответы детей)
Слайд № 2,3– Словарь настроения.
- Познакомьтесь со словарём настроения и скажите, какие слова из словаря вы не назвали?
Трудолюбие, гордость, леность, прилежание, зависть, доброта, злость, упрямство, честность, благодарность, скука, радость.
Слайд№4,5,6.– Прочитайте правила дружбы и скажите, какие советы не были названы вами?
- Убери из речи плохие слова.
- Клички используй только для животных.
- Перестань обижаться.
- Не дразнись сам.
- Относись к другим так , как хочешь , чтобы относились к тебе
III. Постановка целей урока.
- А теперь, ребята, вспомните всё, о чём мы говорили, и помогите сформулировать тему сегодняшнего урока (ответы детей).
- Сегодня на уроке мы будем говорить о том, можно ли дразниться, и поможет нам в этом разобраться произведение Нины Михайловны Артюховой “Саша-дразнилка” , в котором мы найдём ответ на этот вопрос.
IV . Изучение нового материала.
- Послушайте, я немного расскажу о писательнице: Слайд №8
Н.М.Артюхова – детская писательница, родилась в 1901 году и прожила долгую жизнь 89 лет. Умерла она в 1990 году.
Нина Михайловна была дочерью известного купца Мих. Ив. Сабашникова. Она закончила МГУ, работала химиком, увлекалась историей. Ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она стала детской писательницей.
- Итак, как называется рассказ, с которым мы познакомимся сегодня?
-Как вы думаете , дразнить это хорошо или плохо?
1.Работа в парах.
- Посовещайтесь в парах, как вы понимаете заголовок “Саша-дразнилка”?
2.Словарная работа
- Давайте посмотрим, как объясняется это слово в толковом словаре:
ДРАЗНИТЬ – злить, умышленно раздражая чем-нибудь, обидным, часто бывает до слёз.
“ Дразнилка” - человек, который дразнит другого.
Что общего между этими словами? (корень)
Как называются такие слова? (однокоренные)
3.Первичное восприятие
- Наконец настало время познакомиться с рассказом Н.М.Артюховой “Саша-дразнилка”.
- Сядьте по удобнее, приготовьтесь слушать рассказ, попробуйте ответить на вопрос:
- Определите тему произведения (О ком пойдет речь в произведении?)
- Тема произведения? (о детях)
-Кто автор этого произведения? Что вы запомнили о Н.М. Артюховой?
- А сейчас проверим, внимательно ли вы слушали текст? Для этого выполните тест.
V . Физкультминутка. Слайд № 11.
VI .Продолжение работы.
- Работа с учебником
- Сейчас поработаем с учебником, откройте стр.9.
- Посмотрите, как напечатан текст. Что заметили? (две части)
- Первую часть прочитайте жужжащим чтением и скажите, какая проблема возникла между братом и сестрой? (брат дразнит сестру)
- А какой совет дал папа Ляле? (а ты не дразнись)
Словарная работа
- Прежде чем прочитать II часть, проведем подготовительную работу, поработаем над прочтением трудных слов и над лексическим значением некоторых слов.
Слайд №12.
Завт-ра-ка-ли - завтракали
По-перх-нул-ся - поперхнулся (лексич. зн.-закашляться от крошки или от капли, попавшей случайно в дыхательное горло)
Нас-морк - насморк
Дро-жа-щим - дрожащим (Быть прерывистым, неровным, изменяющимся (о голосе)
Поп-рав-ляй-ся - поправляйся
-Давайте вспомним, какие правила орфоэпического чтения вы здесь использовали? Докажите.
- У нас трое ребят подготовили чтение по ролям второй части. Давайте их послушаем, как они прочитают. Читаем до слов: “Тут Саша не выдержал и заплакал”.
(Чтение второй части учащимися)
- Понравилось чтение? (да)
- Получилось ли у ребят передать эмоции главных героев? (получилось)
Физминутка. Эмоциональная окраска
- А сейчас встаньте, выйдете из-за парт.
- Я буду читать отрывок из текста, а вы попробуйте мимикой и движениями показать, как дразнился Саша…
- Вот, сейчас я поем и твою куклу к люстре за ноги подвешу…
- У тебя насморк, тебя завтра в кино не возьмут…
- У меня апельсин больше, чем у тебя… (дети показывают мимику, движения…)
- Молодцы, получилось хорошо, присаживайтесь.
Работа с учебником
- А сейчас, давайте дочитаем рассказ до конца, начинаем со слов “Тут Саша…” читать будет (ученик), а вы подумайте над вопросом:
-Помог ли папин совет Ляле? (Да.)
-Почему заплакал Саша? (было обидно)
-Почему ему было обидно? (Ляля перестала обращать внимание)
Работа с пословицами.Слайд№13 Р.З.
- А сейчас проверим, внимательно ли вы слушали текст? Для этого выполните тест.
Слайды№ 14 -18.
1. Как звали сестру Саши?
А) Лена Б) Люся В) Ляля
2. Какой совет дал папа дочке?
А) отойди Б) не дразнись В) тоже дразнись
3.Ребята сидели за столом и …
А) завтракали Б) обедали В) ужинали
4. Саша хотел подвесить куклу к …
А) кровати Б) форточке В) люстре
5.От удивления Саша …
А) захлебнулся Б) поперхнулся В) раскрыл рот
6. По мнению Саши, девчонки …
А) трусихи и злюки Б) зануды и плаксы В) трусихи и плаксы
7. Мальчик считал. Что у него больше …
А) апельсин Б) мандарин В) яблоко
Р.з.- Прочитайте и выберите другие названия для этого рассказа, раскрывающие основную мысль этого произведения.
Трусиха и плакса.
Работа над иллюстрацией.
- Кто изображен на иллюстрации? (мама, Ляля, Саша) Как художник изобразил кошку?
– Как художник нарисовал маму? (ответы детей)
– Как выглядит Саша? (ответы детей)
– Какая на иллюстрации Ляля? (ответы детей)
– Зачитайте, к какому эпизоду подходит эта иллюстрация? (к 3-ей части)
VII . Итог
- С каким произведением познакомились на уроке? (“Саша – дразнилка”)
- Кто написал этот рассказ? ( Н.М.Артюхова)
- Основная мысль произведения ( Чему научил вас этот рассказ?) (не дразниться)
- Сегодня на уроке очень хорошо работали (ученики), молодцы!
VIII. Рефлексия. Слайд №19.
- Наш урок мы начали с определения настроения. Сейчас определим наше настроение в конце урока.
Слайд №20.
Продолжи :
Я хочу поделиться своими мыслями:
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать юмористические произведения, передавая их настроение; объяснять смысл названия произведения; находить слова, которые отражают характер героя; находить конкретные черты юмористического текста; сравнивать произведения разных авторов, посвященные одной теме.
Учебные задачи: учиться оценивать поступки героев, пересказывать текст по иллюстрации.
Оборудование: портрет и книги Н. Артюховой, текст речевой разминки, тест, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация умений
— Узнайте, о чем идет речь, соотнесите ответ с изученным произведением и прочитайте его выразительно.
У него большая грива:
И пушиста, и красива!
Только к этой милой киске
Подходить не стоит близко. (Лев.)
III. Речевая разминка
Галчата
На заборе снег мохнатый
Толстой грядочкой лежит.
Налетели вмиг галчата.
Ух, какой серьезный вид!
Ходят боком вдоль забора,
И друг дружку скоро-скоро
Клювом цапают за клюв.
Что вы ссоритесь, пичужки?
Мало ль места вам кругом —
На березовой макушке,
На крыльце и под крыльцом.
Эх, когда б я сам был галкой —
Через форточку б махнул
И веселою нырялкой
В синем небе потонул.
— Прочитайте стихотворение медленно, четко произнося слова.
— К кому обращается автор?
— Как он показал поведение галчат, какими словами?
— Что он им советует?
— О чем мечтает сам поэт?
— Прочитайте сначала медленно, по слогам, а потом целыми словами, постепенно ускоряя темп чтения.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей и учебной задачи урока
— О чем было стихотворение, которое мы читали во время речевой разминки?
— Чему учит нас автор?
— Какие черты характера вам нравятся в людях?
— Какие черты характера вам не нравятся? Почему?
— Откройте учебник на с. 18. Прочитайте Учебные задачи.
Сегодня на уроке мы поговорим еще об одном качестве человека. Поможет нам в этом, конечно же, писатель.
V. Работа по теме урока
— Прочитайте, кто написал произведение, которое мы будем сегодня изучать. (Н. Артюхова.)
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Н. Артюховой.)
Материал для учителя
Артюхова Нина Михайловна (1901—1990) — русская детская писательница, которая почти всю свою жизнь посвятила созданию ярких, добрых произведений для детей.
Родилась в Москве в семье известного книжного издателя М. Сабашникова. Для отца Нины литературная деятельность была не просто делом, приносящим прибыль, а настоящим увлечением, страстью. Он хотел не только издавать книги для народа, но пытался донести до людских сердец настоящее, живое, яркое пламя достойной литературы, которое призвано было осветить и согреть человека любого сословия. Н. Артюхова полностью разделяла стремления отца и старалась помогать ему в этом благородном деле.
В 1918 г., после окончания гимназии В.В. Потоцкой, Н. Артюхова поступает в МГУ на агрохимическое отделение физико-математического факультета. Девушка всегда мечтала писать, но также ее увлекали химия и астрономия, именно с этим связан такой странный для писателя выбор.
Писать детские рассказы Н. Артюхова начала в 20-е гг. прошлого века. В 1949 г. она стала членом Союза писателей.
— Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чем он?
(Чтение рассказа учителем.)
— Каковы ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытали?
— Почему Ляля обижалась и плакала?
— Найдите и прочитайте, какой совет дал папа Ляле. Помог ли девочке этот совет?
VI. Физкультминутка
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
— Рассмотрите иллюстрацию к рассказу на с. 21.
— К какому эпизоду рассказа относится рисунок? Прочитайте его.
— Как еще можно назвать это произведение? Придумайте свое название.
— Прочитайте текст еще раз, поделите его на смысловые части.
— Как вы думаете, сколько частей будет в рассказе? (Три.)
— Составьте план, озаглавьте каждую часть предложениями из рассказа. Такой план называется цитатным. Как озаглавим первую часть? (Меня Саша дразнит!)
— Как озаглавим вторую часть? (Ребята сидели за столом и завтракали.)
— Как озаглавим третью часть? (Я её дразню, а она не дразнится!) (Работа в парах. Учащиеся обсуждают пословицы, приведенные в учебнике.)
— Проверим, внимательно ли вы читали текст. Для этого выполните задания теста.
Читайте также: