Н а некрасов мороз красный нос конспект урока 4 класс
Обновлено: 05.07.2024
- Здравствуйте, ребята урок литературного чтения у вас проведу я.
-Меня зовут Валерия Николаевна.
Дети приветствуют учителя.
контролируют и корректируют свои действия одноклассников.
Проверка домашнего задания
- Ребята, какое Д/З вам задавали?
(слушает 2-3 человек)
умеют выражать свои мысли.
- А сейчас мы свами проведём дыхательную разминку.
- Соединили ладошки, взяли в себя воздуха и сильно выдохнули в ладошки.
- Ещё раз взяли воздуха, и выдохнули его, разделив дыхание на 3раза. Молодцы!
- А сейчас разделите дыхание на 5 раз.
- А теперь на 10 раз.
Выполняют требования учителя.
соотносят свои действия с действиями учителя и одноклассников.
Чтение самостоятельно художественной литературы
- А сейчас возьмите карточку со стихотворением, которая лежит у вас на парте.
- Прочитайте жужжащим чтением.
-Второй раз прочитайте шепотом, а третий раз- про себя.
- Ответьте на вопросы, отвечать нужно полным ответом…
- Как называется стихотворение и кто является его автором ?
Читают стихотворение сначала жужжащим чтением, потом читаю шёпотом, и про себя.
осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений.
доносят свои мысли до всех участников образовательного процесса.
Выведение темы урока
- Какой общей темой можно объединить все эти произведения, предложенные вам для самостоятельного чтения?
- Предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
под руководством учителя формулируют учебную задачу
Вводно-мотивационная часть или подготовка к новому материалу
- Сейчас я для вас проведу викторину и посмотрю, кто из вас знаток произведений Н.А. Некрасова.
- За правильные ответы вы получите жетончики. Итак…
- Вы с заданием справились!
- У кого больше всех жетончиков? Молодцы!
Выполняют требования учителя.
Отвечают на вопросы викторины и получают жетончики.
Дети говорят сколько у них жетонов.
умеют слушать и слышать, понимать партнера, приходить к общему мнению.
строят речевое высказывание в устной форме.
имеют мотивацию к учебной деятельности.
имеют желание учиться.
Строят речевое высказывание устной форме.
сравнивают, сопоставляют, делают выводы.
умеют выражать свои мысли.
имеют желание учиться
- Ребята, посмотрите на слова которые встретятся нам в новом произведении, давайте дадим им толкование:
Бор - хвойный лес.
Воев о да – в Древней Руси начальник войска, а также края, области.
Доз о р – обход для осмотра или наблюдения; разведка или охрана.
Влад е нья – территория, которая находиться в чьей-то собственности.
П а лица – старинное оружие: тяжёлая дубинка с утолщённым концом.
Об о з – группа повозок, перевозящих грузы.
Казн а – ценности, деньги.
Не скудеет – не становится беднее.
Добр о – достоинство человека; имущество, богатство, состояние.
Ребята, читают первое слово и дают ему свое толкование. Так со всеми словами.
Познавательные:
извлекают необходимую информацию из объяснения учителя, материалов учебника, также жизненного опыта.
Работа над текстом
Дети открывают учебники на стр. 158 и
Регулятивные: мобилизуют волевые усилия для достижения цели
Чтение текста учителем
- Я вам сейчас прочитаю этот отрывок, а вы следите по учебнику. (читаю).
следят за чтение учителя, глазками и пальчиком
умеют слушать и слышать, понимать партнера.
Беседа по восприятию
- Понравилось ли вам стихотворение и почему?
- Какое настроение вызвало оно у вас?
- Кто главный герой этого произведения?
- Как вы представили его себе?
участвуют в диалоге.
Обосновывают свою точку зрения.
Взаимодействуют с учителем и одноклассниками.
-А теперь все встали!
- Давайте, не много отдохнем!
- Все сели и приступаем к работе!
Дети выполняют движения из физ. минутки.
контролируют и корректируют свои действия и действия одноклассников.
Чтение детей произведения
- Начинаем читать по цепочке следующие четверостишья, начинаем с Ани. Молодцы!
Дети читают по четверостишью.
взаимодействуют с учителем и одноклассниками.
Беседа по содержанию.
- Прочитайте вопрос на стр.158 № 2.
- Найдите в тексте и подчеркните карандашом, какие действия совершает Мороз-воевода.
- Глядя на эти действия, что мы можем сказать об этом человеке?
- О каком времени года идет речь, докажите это текстом?
- Обратите внимание на слова: солнце играет, снега и туманы покорны морозу , голая земля как называется в литературе такой прием, когда природа выполняет действия как человек?
- Как называется прием, в котором присутствуют ярко окрашенные прилагательные.
- Давайте найдем эпитеты в тексте!
- Кто нашёл? Зачитай, пожалуйста!
На сколько частей можно разделить это произведение?
- Отвечаем полным ответом!
О зиме (трещит по замерзлой воде,…)
Яркое солнце, быстрые, шумные воды.
Можно разделить на 2 части.
Потому что в 1 части говорится о природе, а во 2 песня, кот. поёт Мороз.
строят речевое высказывание в устной форме.
извлекают необходимую информацию из объяснения учителя, материалов учебника, а также жизненного опыта.
извлекают необходимую информацию из объяснения учителя, материалов учебника, а также жизненного опыта.
обосновывают сою точку зрения.
- Подведем итог урока.
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Кто является автором этого произведения?
- Отвечаем полным ответом.
- Почему оно называется именно так?
Николай Алексеевич Некрасов.
Речь идет о Морозе-воеводе
Записывают Д/З в дневниках
- Все встали, подровнялись.
Дети выполняют требования учителя.
Резервные задания: рабочая тетрадь на стр.97 № 2, № 3.
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный,-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно…
Вьюга злится за окном,
Вся окутана кругом
В покачнувшейся избе
Горькой жалобой в трубе
Слышен звук веретена,
И трещит лучина;
У меня в груди одна
На сердце кручина…
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
И под утро снегом
Тёмный лес что шапкой
И заснул под нею
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к.
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. .
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор.
Цели урока:
- создать, условия для знакомства обучающихся с отрывком из произведением Некрасова;
- обеспечить осознанное восприятие обучающихся стихотворения Н.Некрасова.
- исследовать содержание, язык произведения;
- сравнить образ Мороза в творчестве Н. Некрасова со сказочным образом.
- создать условия для написания обучающимися спнквейна - как способа характеристики персонажа.
- формировать позицию читателя путём включения учащихся в эмоционально–творческую деятельность;
- развивать умения проводить мини-исследования художественного текста;
- умения высказывать и доказывать свою точку зрения.
- формирование интереса (исследовательского) к художественной литературе;
- воспитание культурного читателя, способного видеть и осмысливать глубинные пласты смысла художественного текста
Форма урока: урок-исследование.
Формирование УУД:
- преобразовывать информацию из одной формы в другую (словесное рисование, составление характеристики, написание синквейна);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- выделять существенные признаки объекта;
- строить рассуждения.
- высказывать свои предположения на основе изученного материала;
- формулировать тему и цель урока;
- планировать свои действия;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- строить речевые высказывания; работать в паре, согласовывать свои действия с партнёрами.
- развивать умения выказывать своё отношение к герою; выражать свои эмоции;
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Планируемые результаты:
- читать осознанно, выразительно, без ошибок;
- работать с текстом: описывать героя (составлять словесный портрет литературного героя), его характер, на основе анализа произведения;
- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе и к художественной стороне текста.
- проявлять: интерес к чтению русской поэзии; свои чувства при анализе произведения;
- интерес и творческое отношение к выполнению заданий.
- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- выстраивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- уметь слушать и понимать речь других;
- оформлять свою речь в устной и письменной форме;
- уметь работать в паре;
- уметь находить в тексте ответы на вопросы;
- уметь ориентироваться осуществлять анализ произведений;
- уметь производить самооценку успешности учебной деятельности.
Основные понятия: олицетворения, эпитеты, сравнения, синквейн.
Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир.
Оборудование: проектор, презентация к уроку, учебник “Литературное чтение”, 4 класс, Л.Ф. Климанова, (УМК “Перспектива”). Приложение.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. (1 мин.) | |
Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый наш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю, каждый в классе гений Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений, Мы вместе сочиним урок. |
- Давайте поприветствуем гостей нашего урока аплодисментами.
(Слайд 2) Прочтите эпиграф к уроку. Как вы понимаете это высказывание?
- Значит, в какой форме пройдёт наш урок сегодня?
Девиз нашего урока:
читать – слышать,
читать – думать,
читать – чувствовать,
читать – жить!
- А разве можно исследовать литературное произведение? Как?
Он вошёл - никто не видел,
Он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.
- Какой бывает мороз?
- Посмотрите на экран.
(просмотр видеоролика, в презентации кликнуть на снежинку)
– Знаком ли вам этот отрывок? Из какой сказки? (Морозко)
– А знаете ли вы, кто создал этот фильм? Слайд
трескучий, слабый, сильный
- Прослушайте отрывок и вспомните, о какой сказке идёт речь.
“Мальчик оглянулся.
Позади стоял высокий старик в шубе, шапке и валенках из чистого пушистого снега. Борода и усы старика были ледяные и позванивали тихонько, когда он говорил. Старик смотрел на мальчика не мигая. Не доброе и не злое лицо его было до того спокойно, что у мальчика сжалось сердце.
А старик, помолчав, повторил отчетливо, гладко, как будто он читал по книжке или диктовал:
- Я. Распорядился. Чтобы холод. Не причинил. Тебе. До поры до времени. Ни малейшего вреда. Ты знаешь, кто я?
- Вы как будто Дедушка Мороз? - спросил мальчик.
- Отнюдь нет! - ответил старик холодно. - Дедушка Мороз - мой сын. Я проклял его, - этот здоровяк слишком добродушен. Я - Прадедушка Мороз, а это совсем другое дело, мой юный друг. Следуй за мной.
- Каким здесь нам представляется Прадедушка Мороз?
- Итак, что будет предметом нашего исследования?
- Предположите, какой мороз – мороз – природное явление или мороз – литературный персонаж? Почему?
- Вы совершенно правы.
Мороз - литературный персонаж
– Давайте откроем учебник на с.125 и прочитаем название произведения, с которым будем работать. Прочтите имя поэта.
Что вы знаете об этом человеке?
С какими произведениями этого автора вы знакомы?
Выдвижение гипотез.
– Давайте попробуем предположить, каким будет Мороз в стихотворении Некрасова
- Сформулируйте гипотезу исследования. Слайд
– Какую же цель мы поставим для работы на уроке?
Цели:
познакомиться . с новым произведение
исследовать . характер героя
Гипотеза: предположим, что Мороз в произведении Некрасова добрый, весёлый, крепкий.
– При помощи, каких видов работ мы сможем это узнать? Как мы сможем это сделать?
Провести анализ произведения
Составить характеристику героя. (Найти в стихотворении эпитеты, олицетворения, сравнения (т.е. такие приёмы описания, при помощи которых мы можем точнее, полнее представить образ этого героя)
– Я предлагаю вам прослушать это стихотворение в исполнении народного артиста СССР Алексея Николаевича Грибова. Но во время прослушивания ваша задача – следить за текстом и подчёркивать непонятные слова. Но в учебнике подчёркивать не рекомендуется, поэтому вы будете работать в листах.
- А теперь мы сами будем читать это стихотворение с остановками и составлять характеристику Мороза.
Нам нужно передать образ Мороза через интонацию.
Как будем читать первую часть?
неспешно, важно, строго
- чтение 1 четверостишия
– Какие непонятные слова вам встретились в этой части?
Бор – сосновый лес. Воевода – в старину предводитель войска на Руси. Дозор – сторожит.
- чтение 2 четверостишия
- А здесь, вы каким его представили?
- Что вы можете сейчас о нём сказать?
- Как движется Мороз?
- Какой внешний вид у Мороза?
- Как Мороз себя тешит, развлекает?
– Какое непонятное слово встретили?
–Прочитаем стихотворение до конца.
Казна – ценности, деньги.
Не скудеет – не становится беднее
- Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы, переливается на свету яркими разноцветными искристыми цветами.
жемчуг – сокровище, состоящее преимущественно из перламутра, он бывает белого цвета с перламутровым, блеском,
серебро – драгоценный блестящий металл серовато – белого цвета. Это всё драгоценности, богатство, украшения, оттенки цвета очень красивые, но у всех разные, они дополняют друг друга своей красотой.
– Каким здесь показан Мороз?
– Найдём строчки, подтверждающие это:
строгий (Покорны метели, снега и туманы),
пугающий (Реки надолго упрячу под лёд),
Представьте, что в классе мороз.
Как дышится в морозную погоду?
Но иногда и полезно вдохнуть глоток свежего воздуха.
Я говорю слова, а вы показываете действия.
- Носом вдох, а выдох ртом,
Дышим глубже, а потом-
Шаг на месте, не спеша,
как погода хороша!
Не боимся мы пороши,
ловим снег – хлопок в ладоши.
– Найдите олицетворения, присущие Морозу. Прочитайте
– Найдите эпитеты, относящиеся к Морозу.
Метафора – название одного предмета переносится на другой на основании их сходства
Проведём исследования в группах
1 группа: “Реалисты”
Дополните образ Мороза, ответив на вопросы:
1. О каких ледяных мостах говорится в песне?
2. Почему Мороза можно назвать “строителем”, “созидателем”?
3. Какими богатствами он владеет?
2 группа: “Оптимисты”
Докажите, что Мороз – положительный герой
3 группа: “Пессимисты”
Докажите, что Мороз – отрицательный герой
4 группа: “Журналисты”
– Вспомните фрагмент из фильма “Морозко”. Похож ли Некрасовский Мороз-воевода на героя фильма Александра Роу? В чём отличия и сходство?
- Какова основная мысль стих-ния?
А теперь разделимся на 2 группы.
(У каждой группы – лист А3 со смайликом и маркеры)
– Предлагаю составить портрет Мороза – воеводы.
– Какой он? Подберите и запишите 2 прилагательных.
– Какие действия он совершает? Запишите 3 глагола
– Составьте предложение из 4 слов, выражающее ваше личное отношение к Морозу-воеводе.
– Какие ассоциации вызывает у вас слово Мороз-воевода? Запишите одним словом.
ОПТИМИСТЫ (рис) | ПЕССИМИСТЫ (рис) |
1. Мороз – воевода | 1. Мороз - воевода |
2. Внимательный, заботливый | 2. строгий, пугающий |
3. играет, заботится, строит | 3. шагает, трещит, морозит |
4. Мороз и солнце – день чудесный | 4. Холод до костей костей пробирает |
5. Хозяин | 5. Владыка. |
Произведение какого поэта мы читали на уроке?
– Как оно называется?
– Какую цель мы ставили в начале урока? (Слайд).
– Достигли ли мы поставленной цели? (Да).
- Подтвердилась ли наша гипотеза?
– Соответствует ли наше описание Мороза, которое мы составляли в начале урока, описанию Мороза в стихотворении Некрасова?
– С чем это связано?
– Какие приёмы использовал Некрасов, чтобы показать нам Мороза - воеводу во всей своей красе?
- Каким мы его увидели?
- Какой, по-вашему мнению, образ соответствует стихотворению?
– Какая работа показалась вам самой интересной?
– В чём вы испытали затруднения?
– Закончите предложение: Слайд
Мы строили свои предположения, не прочитав произведения.
Сравнения, эпитеты, олицетворения.
– Как вы думаете, зачем эту историю рассказал поэт читателю?
Какую важную мысль он доверяет каждому из нас?
- Некрасов нам говорит: “Остановись хотя бы на мгновение, посмотри на мир земной красоты и, в обычном увидишь необычное”.
Какую оценку за урок вы бы себе поставили?
Взаимооценка.
Кому на уроке вы хотели бы сказать спасибо за плодотворную работу? Без кого бы наш урок не получился?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
КГУ "Майская средняя школа"
Открытый урок литературного чтения в 4 классе
Н.А. Некрасов.
"Мороз Красный Нос"
Учитель: Гвозденко А.В.
Урок литературного чтения
Тема: Н.А. Некрасов. "Мороз Красный Нос"
реализовать систему работы над навыком выразительного чтения стихотворения Н. А. Некрасова “ Мороз Красный Нос ”;
развивать и обогащать речь, творческое мышление, память, воображение учащихся; расширять их кругозор;
воспитывать любовь к природе;
способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья учащихся.
Оборудование:
портрет Н.А. Некрасова, презентация по теме урока, мультимедиа проектор, экран, синквейн , выставка книг с произведениями Н.Некрасова, листы белой бумаги, цветные карандаши, с названиями изобразительных языковых средств: олицетворение, эпитет, сравнение.
1.Психологический настрой учащихся.
- У меня в руках волшебный предмет. Как он может быть связан с нашим уроком?
(В конце урока ответим на этот вопрос.)
- Не смотря на то, что клип о зиме, песенка приятная спокойная, плавная, создаёт хорошее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу, чтобы в классе было всегда тепло от улыбок и проведём урок с хорошим бодрым настроением.
2. Подготовка к восприятию стихотворения Н.А. Некрасова “Мороз-воевода”.
1. Работа с выставкой книг. СЛАЙД 2
- Ребята, рассмотрите выставку книг и подумайте, как её можно назвать? (Произведения Н.А.Некрасова)
– Какие произведения вы уже читали ?
- Сегодня на уроке мы поговорим о творческом пути великого русского поэта – Николая Алексеевича Некрасова.
2. Разговор об авторе.
- Итак, мои помощники, что вы прочитали интересного о жизненном и творческом пути Николая Алексеевича Некрасова? Чем сегодня вы хотели бы поделиться с одноклассниками?
Выступление учащихся с информацией о Н. Некрасове.
Краткая биография Николая Некрасова
- Сегодня мы познакомимся с отрывком из поэмы - “Мороз Красный нос” , определим его тему стихотворения; представим главных героев, картины, нарисованные автором, и, опираясь на своё отношение к прочитанному, будем учиться выразительно читать это произведение.
4. Первичное восприятие текста.
- Послушайте как читает мастер.
а) ЗАПИСЬ Слушание записи стихотворения (настрой на восприятие величавости, приподнятости, торжественности произведения и образа Мороза-воеводы).
5. Проверка первичного восприятия.
- Понравилось вам это стихотворение? Почему?
(Да, очень понравилось, потому что оно торжественное, интересное, красивое, величавое, величественное).
6. Чтение текста и анализ текста стихотворения.
А) Дыхательная гимнастика.
Стань прямо, спокойно, не напрягаясь. Положи одну руку на верхнюю часть живота, другую сбоку, выше талии. Вдох на 1 – 5. Задержка дыхания на 1 – 3. Выдох на 1 - 5 раскрыв рот.
- Представьте торт с зажжёнными свечами, погасим все свечи сразу - фу -, а потом каждую свечу, прерывая дыхание - фу -, - фу -, - фу -, - фу -, - фу.
Жужжим без перерыва, а потом с перерывом.
Б ) Чтение стихотворения (по две строчки).
- Прочитаем стихотворение, представьте картины, описанные автором, это поможет вам более точно ответить на поставленные вопросы и подготовиться к выразительному чтению.
7. Словарная работа
- В этом отрывке встретились слова “бор”, “воевода”, “дозор”, “владенья”.
- Кто может объяснить значения этих слов?
- Ребята, чем похоже это стихотворение на сказку?
(Я думаю, что это стихотворение напоминает сказку, так как сказка – это устный рассказ о чём-то фантастическом, необычном, чудесном, а в этом стихотворении главный герой “Мороз – воевода” действует как волшебник, у которого по мановению волшебной палочки всё может получиться.)
- Давайте вспомним какие литературные приемы мы знаем.
- Какие изобразительные средства языка использовал Николай Алексеевич Некрасов, чтобы показать “Мороза-воеводу”, похожим на сказочного героя?
(Он использовал приём-олицетворение, чтобы представить “Мороза-воеводу” в образе живого существа, способного выполнять много действий: "идёт, шагает, трещит”
- Подумайте, для чего автор употребил глаголы – синонимы “идёт, шагает” на одной строке, совсем рядом?
(Эти глаголы в данном стихотворении имеют разное значение. Глагол “идёт” – показывает действие “Мороза-воеводы”, глагол “шагает” изображает главного героя могущественным, шагающим быстро большими широкими шагами над всеми, он “по деревьям шагает”, это какой высоты тогда “Мороз-воевода”?)
- Как природа реагирует на появление “Мороза-воеводы”?
(Природа с радостью, любовью встречает “Мороза-воеводу”, чтобы это мы увидели, автор использовал в стихотворении эпитет “яркое солнце”, олицетворение “солнце играет”. В жизни играть может ребёнок в бороде любимого дедушки, использовал также эпитет “косматая борода”, то есть лохматая, взъерошенная, в природе это похоже на ветки сосновых деревьев, покрытых снегом, и, когда солнце их освещает, то снег искрится, переливается, это так красиво).
(Автор использовал эпитеты – образные, художественные определения “косматая борода”, чтобы опять показать силу, могущество героя, который способен владеть всем: превосходство, гигантские размеры “Мороза-воеводы”)
- Как называются картины о природе? (пейзаж). Пейзаж изображают художники в своих картинах (Грабарь), в музыке (Чайковский "Времена года"), есть еще и художественный пейзаж, когда поэты и писатели описывают картины природы.
- Был ли кто-нибудь из вас зимой в лесу?
- Какие ощущения в лесу зимой?
- Что больше всего вам нравится в зимнем пейзаже?
- Каким вы представили “Мороза-воеводу”? Давайте дадим словесные характеристики Мороза. Какой он?
СЛАЙД 9 (Всемогущий, сильный, суровый, умелый, умный, могущественный)
Обобщение: Николай Алексеевич Некрасов очень любил сказки, его няня была крепостной крестьянкой, она рассказывала маленькому Коле Некрасову старинные русские народные сказки, которые он запомнил на всю жизнь. В сказках Некрасов нашёл и замечательный образ “Мороза – воеводы”.
- Что такое былина?
Былина - это русская народная эпическая песня о богатырях.
- Похоже ли это стихотворение на былину?
(Я думаю, что это стихотворение напоминает былину, так как былина – это произведение русского фольклора о подвигах былинных героев, которые боролись с врагами русской земли, а в этом стихотворении главный герой “Мороз-воевода как богатырь, сильный, великий, могучий, могущественный, заботливый, надёжный властитель огромного царства обходит владенья свои, украшает их и оберегает.)
- Как Николай Алексеевич Некрасов говорит о появлении Мороза-воеводы?
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Обходит владенья свои.
- Какие слуги у “Мороза-воеводы”?
(“Метели, снега и туманы)
Покорны морозу всегда… Это и есть его слуги).
- Расскажите о его владениях.
(Луга, леса, поля, реки, моря, океаны, то есть земля и всё, что на ней находится).
- Как он обходит, осматривает, охраняет свои владенья? (Как хозяин)
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
8. Минутка отдыха для глаз
( в сопровождении с музыкой)
Ребята, закройте глаза и представьте себе луга, поля, леса, покрытые белым снегом, серебристым, искрящимся и переливающимся на солнце, представьте лёд на реках, озёрах, морях, океанах - глянцевый и блестящий.
Приложите ладошки к глазам, чувствуете, как им приятно и тепло, также тепло и деревьям, кустарникам, травам, всей земле под пушистым снежным покрывалом.
Откройте глаза и скажите:
Понравился ли вам образ “Мороза-воеводы”, созданный Н. А. Некрасовым?
А теперь расскажите, каким вы представляете “Мороза-воеводу”, не сказочного или былинного героя, а настоящего хозяина своего царства, царства зимней природы.
9. Работа в парах.
Составление синквейна. ( 5 минут)
- Схема на экране.
- Давайте послушаем что получилось у вас.
- А вот что получилось у меня СЛАЙД 12
10. Представление сказочного образа Деда Мороза.
Соотнесение описания Мороза в стихотворении с картинкой.
СЛАЙД 13 - (три разных персонажа на экране - Санта Клаус, Дед Мороз, Пьер Ноэль)
- Какой из этих персонажей подходит под описание Мороза - воеводы?
Образ “Мороза-воеводы” в стихотворении Н.А. Некрасова настоящий, он морозит, украшает, строит мосты ледяные, укрывает рыб подо льдом, чтобы не замёрзли.
А это разные образы сказочного Деда Мороза, который спешит к нам на Новый год .
11. Подготовка к выразительному чтению.
- Что такое выразительное чтение?
(Его хочется слушать, потому что чтец так умеет голосом передать смысл читаемого, что мы не только слышим, что он произносит, но и видим, представляем в своём воображении всё, о чём рассказано в тексте, становимся участниками события.)
-У каждого чтеца есть свои “инструменты”. Какие?
Голос звучит ровно, понижается в конце вопросительного предложения.
Паузы грамматические там, где есть знаки препинания в конце строк, логические в середине строк. Логическое ударение стоит там, где есть усиление смысла читаемого (повторы, глаголы в олицетворениях, прилагательные, показывающие красоту природы, эпитеты, противопоставления “недавно - сегодня”, “богат - не скудеет”, метафора “в алмазы, жемчуг, серебро”.
12. Индивидуальное чтение текста строф.
- Ребята как бы вы оценили выступление?
13. Итог урока.
- Давайте вспомним наш волшебный предмет. Как он связан с нашим стихотворением?
формирование умения интерес и творческое отношение к выполнению заданий.
Предметные:
формирование умения читать осознанно, выразительно, без ошибок;
формирование умения высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе и к художественной стороне текста.
Метапредметные:
Регулятивные:
формирование умения высказывать свои предположения на основе изученного материала;
формирование умения формулировать тему и цель урока;
формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
формирование умения строить речевые высказывания;
Формирование умения слушать и слушать собеседника.
Познавательные:
формирование умения преобразовывать информацию из одной формы в другую (словесное рисование, составление характеристики, написание синквейна);
формирование умения делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Оборудование: учебник по литературному чтению 4 класс под. ред. Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, дидактический материал (кроссворд), интерактивная презентация.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методы, приёмы
Формируемые УУД
Добрый день ребята. Присаживайтесь. Меня зовут Мария Анатольевна и сегодня мы с вами будем сотрудничать.
Друзья мои, я очень рада,
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок.
Начать наш сегодняшний урок я предлагаю со слов Стивена Кинга. (Попросить одного ученика прочитать)
Как вы понимаете это высказывание?
Сегодня мы с вами составим свою карту исследований. Я уже начала составление карты, нам с вами необходимо только придумать название каждой станции.
Как вы думаете, а можно ли исследовать литературное произведение? Как?
Слушают Читают слова
Высказывают свое мнение.
Прочитав его учителя
Словесный (слово учителя)
формирование умения проявлять: интерес к чтению русской поэзии; свои чувства при анализе произведения;
Регулятивные:
формирование умения высказывать свои предположения на основе изученного материала
Коммуникативные:
формирование умения строить речевые высказывания;
Подготовка к восприятию
Как вы думаете, что мы будем делать на этой станции?
Какую цель поставим для ее прохождения?
Для того, что бы узнать о ком мы сегодня будем говорить, вам необходимо разгадать кроссворд.
У вас на партах лежат карточки с кроссвордом (приложение 1) . Вопросы к нему вы можете увидеть на слайде. Если вы разгадаете весь кроссворд, то узнаете фамилию писателя, с чьим стихотворением мы сегодня будем знакомиться.
Если вы решили кроссворд, то поднимите руку, что бы я видела.
Времени на выполнение у вас всего 2 минуты. Можете приступать к работе.
Я вижу уже все закончили.
Что же за ключевое слово у вас получилось?
Николай Алексеевич Некрасов. Мы уже знакомились с биографией писателя, но сегодня немного повторим.
А теперь обратите внимание на слайд. Внимательно рассмотрите портреты писателей и найдите портрет Николая Алексеевича Некрасова.
На каком же портрете изображен Николай Алексеевич Некрасов?
А теперь давайте рассмотрим его портрет повнимательнее. Что вы можете сказать о писателе?
Действительно, этот писатель задумчивый и мудрый. А если посмотреть на его сложенные руки, можно сделать вывод, что он немного скрытный.
Давайте подведем итог. Что особенного в жизни писателя и его творчестве. ( спросить 1-2 учеников)
- А мы с вами переходим к следующей станции, которая называется чтение стихотворения.
Какую же мы поставим перед собой цель перед прохождением этой станции?
Скажите, а можно ли по названию стихотворения понять о ком и о чем пойдет речь?
Читайте также: