Н а некрасов мороз красный нос конспект урока 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

- Здравствуйте, ребята урок литературного чтения у вас проведу я.

-Меня зовут Валерия Николаевна.

Дети приветствуют учителя.

контролируют и корректируют свои действия одноклассников.

Проверка домашнего задания

- Ребята, какое Д/З вам задавали?

(слушает 2-3 человек)

умеют выражать свои мысли.

- А сейчас мы свами проведём дыхательную разминку.

- Соединили ладошки, взяли в себя воздуха и сильно выдохнули в ладошки.

- Ещё раз взяли воздуха, и выдохнули его, разделив дыхание на 3раза. Молодцы!

- А сейчас разделите дыхание на 5 раз.

- А теперь на 10 раз.

Выполняют требования учителя.

соотносят свои действия с действиями учителя и одноклассников.

Чтение самостоятельно художественной литературы

- А сейчас возьмите карточку со стихотворением, которая лежит у вас на парте.

- Прочитайте жужжащим чтением.

-Второй раз прочитайте шепотом, а третий раз- про себя.

- Ответьте на вопросы, отвечать нужно полным ответом…

- Как называется стихотворение и кто является его автором ?

Читают стихотворение сначала жужжащим чтением, потом читаю шёпотом, и про себя.

осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений.

доносят свои мысли до всех участников образовательного процесса.

Выведение темы урока

- Какой общей темой можно объединить все эти произведения, предложенные вам для самостоятельного чтения?

- Предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

под руководством учителя формулируют учебную задачу

Вводно-мотивационная часть или подготовка к новому материалу

- Сейчас я для вас проведу викторину и посмотрю, кто из вас знаток произведений Н.А. Некрасова.

- За правильные ответы вы получите жетончики. Итак…

- Вы с заданием справились!

- У кого больше всех жетончиков? Молодцы!

Выполняют требования учителя.

Отвечают на вопросы викторины и получают жетончики.

Дети говорят сколько у них жетонов.

умеют слушать и слышать, понимать партнера, приходить к общему мнению.

строят речевое высказывание в устной форме.

имеют мотивацию к учебной деятельности.

имеют желание учиться.

Строят речевое высказывание устной форме.

сравнивают, сопоставляют, делают выводы.

умеют выражать свои мысли.

имеют желание учиться

- Ребята, посмотрите на слова которые встретятся нам в новом произведении, давайте дадим им толкование:

Бор - хвойный лес.

Воев о да – в Древней Руси начальник войска, а также края, области.

Доз о р – обход для осмотра или наблюдения; разведка или охрана.

Влад е нья – территория, которая находиться в чьей-то собственности.

П а лица – старинное оружие: тяжёлая дубинка с утолщённым концом.

Об о з – группа повозок, перевозящих грузы.

Казн а – ценности, деньги.

Не скудеет – не становится беднее.

Добр о – достоинство человека; имущество, богатство, состояние.

Ребята, читают первое слово и дают ему свое толкование. Так со всеми словами.

Познавательные:
извлекают необходимую информацию из объяснения учителя, материалов учебника, также жизненного опыта.

Работа над текстом

Дети открывают учебники на стр. 158 и

Регулятивные: мобилизуют волевые усилия для достижения цели

Чтение текста учителем

- Я вам сейчас прочитаю этот отрывок, а вы следите по учебнику. (читаю).

следят за чтение учителя, глазками и пальчиком

умеют слушать и слышать, понимать партнера.

Беседа по восприятию

- Понравилось ли вам стихотворение и почему?

- Какое настроение вызвало оно у вас?

- Кто главный герой этого произведения?

- Как вы представили его себе?

участвуют в диалоге.

Обосновывают свою точку зрения.

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками.

-А теперь все встали!

- Давайте, не много отдохнем!

- Все сели и приступаем к работе!

Дети выполняют движения из физ. минутки.

контролируют и корректируют свои действия и действия одноклассников.

Чтение детей произведения

- Начинаем читать по цепочке следующие четверостишья, начинаем с Ани. Молодцы!

Дети читают по четверостишью.

взаимодействуют с учителем и одноклассниками.

Беседа по содержанию.

- Прочитайте вопрос на стр.158 № 2.

- Найдите в тексте и подчеркните карандашом, какие действия совершает Мороз-воевода.

- Глядя на эти действия, что мы можем сказать об этом человеке?

- О каком времени года идет речь, докажите это текстом?

- Обратите внимание на слова: солнце играет, снега и туманы покорны морозу , голая земля как называется в литературе такой прием, когда природа выполняет действия как человек?

- Как называется прием, в котором присутствуют ярко окрашенные прилагательные.

- Давайте найдем эпитеты в тексте!

- Кто нашёл? Зачитай, пожалуйста!

На сколько частей можно разделить это произведение?

- Отвечаем полным ответом!

О зиме (трещит по замерзлой воде,…)

Яркое солнце, быстрые, шумные воды.

Можно разделить на 2 части.

Потому что в 1 части говорится о природе, а во 2 песня, кот. поёт Мороз.

строят речевое высказывание в устной форме.

извлекают необходимую информацию из объяснения учителя, материалов учебника, а также жизненного опыта.

извлекают необходимую информацию из объяснения учителя, материалов учебника, а также жизненного опыта.

обосновывают сою точку зрения.

- Подведем итог урока.

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Кто является автором этого произведения?

- Отвечаем полным ответом.

- Почему оно называется именно так?

Николай Алексеевич Некрасов.

Речь идет о Морозе-воеводе

Записывают Д/З в дневниках

- Все встали, подровнялись.

Дети выполняют требования учителя.

Резервные задания: рабочая тетрадь на стр.97 № 2, № 3.

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный,-

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче… погляди в окно…

Вьюга злится за окном,

Вся окутана кругом

В покачнувшейся избе

Горькой жалобой в трубе

Слышен звук веретена,

И трещит лучина;

У меня в груди одна

На сердце кручина…

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

И под утро снегом

Тёмный лес что шапкой

И заснул под нею

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к.


Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""


Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. .

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор.

Цели урока:

  • создать, условия для знакомства обучающихся с отрывком из произведением Некрасова;
  • обеспечить осознанное восприятие обучающихся стихотворения Н.Некрасова.
  • исследовать содержание, язык произведения;
  • сравнить образ Мороза в творчестве Н. Некрасова со сказочным образом.
  • создать условия для написания обучающимися спнквейна - как способа характеристики персонажа.
  • формировать позицию читателя путём включения учащихся в эмоционально–творческую деятельность;
  • развивать умения проводить мини-исследования художественного текста;
  • умения высказывать и доказывать свою точку зрения.
  • формирование интереса (исследовательского) к художественной литературе;
  • воспитание культурного читателя, способного видеть и осмысливать глубинные пласты смысла художественного текста

Форма урока: урок-исследование.

Формирование УУД:

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую (словесное рисование, составление характеристики, написание синквейна);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • выделять существенные признаки объекта;
  • строить рассуждения.
  • высказывать свои предположения на основе изученного материала;
  • формулировать тему и цель урока;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
  • строить речевые высказывания; работать в паре, согласовывать свои действия с партнёрами.
  • развивать умения выказывать своё отношение к герою; выражать свои эмоции;
  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Планируемые результаты:

  • читать осознанно, выразительно, без ошибок;
  • работать с текстом: описывать героя (составлять словесный портрет литературного героя), его характер, на основе анализа произведения;
  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе и к художественной стороне текста.
  • проявлять: интерес к чтению русской поэзии; свои чувства при анализе произведения;
  • интерес и творческое отношение к выполнению заданий.
  • уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  • выстраивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • уметь слушать и понимать речь других;
  • оформлять свою речь в устной и письменной форме;
  • уметь работать в паре;
  • уметь находить в тексте ответы на вопросы;
  • уметь ориентироваться осуществлять анализ произведений;
  • уметь производить самооценку успешности учебной деятельности.

Основные понятия: олицетворения, эпитеты, сравнения, синквейн.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир.

Оборудование: проектор, презентация к уроку, учебник “Литературное чтение”, 4 класс, Л.Ф. Климанова, (УМК “Перспектива”). Приложение.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент. (1 мин.)
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок.

- Давайте поприветствуем гостей нашего урока аплодисментами.

(Слайд 2) Прочтите эпиграф к уроку. Как вы понимаете это высказывание?

- Значит, в какой форме пройдёт наш урок сегодня?

Девиз нашего урока:

читать – слышать,
читать – думать,
читать – чувствовать,
читать – жить!

- А разве можно исследовать литературное произведение? Как?

Он вошёл - никто не видел,
Он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.

- Какой бывает мороз?

- Посмотрите на экран.

(просмотр видеоролика, в презентации кликнуть на снежинку)

– Знаком ли вам этот отрывок? Из какой сказки? (Морозко)

– А знаете ли вы, кто создал этот фильм? Слайд

трескучий, слабый, сильный

- Прослушайте отрывок и вспомните, о какой сказке идёт речь.

“Мальчик оглянулся.

Позади стоял высокий старик в шубе, шапке и валенках из чистого пушистого снега. Борода и усы старика были ледяные и позванивали тихонько, когда он говорил. Старик смотрел на мальчика не мигая. Не доброе и не злое лицо его было до того спокойно, что у мальчика сжалось сердце.

А старик, помолчав, повторил отчетливо, гладко, как будто он читал по книжке или диктовал:

- Я. Распорядился. Чтобы холод. Не причинил. Тебе. До поры до времени. Ни малейшего вреда. Ты знаешь, кто я?

- Вы как будто Дедушка Мороз? - спросил мальчик.

- Отнюдь нет! - ответил старик холодно. - Дедушка Мороз - мой сын. Я проклял его, - этот здоровяк слишком добродушен. Я - Прадедушка Мороз, а это совсем другое дело, мой юный друг. Следуй за мной.

- Каким здесь нам представляется Прадедушка Мороз?

- Итак, что будет предметом нашего исследования?

- Предположите, какой мороз – мороз – природное явление или мороз – литературный персонаж? Почему?

- Вы совершенно правы.

Мороз - литературный персонаж

– Давайте откроем учебник на с.125 и прочитаем название произведения, с которым будем работать. Прочтите имя поэта.

Что вы знаете об этом человеке?

С какими произведениями этого автора вы знакомы?

Выдвижение гипотез.

– Давайте попробуем предположить, каким будет Мороз в стихотворении Некрасова

- Сформулируйте гипотезу исследования. Слайд

– Какую же цель мы поставим для работы на уроке?

Цели:

познакомиться . с новым произведение

исследовать . характер героя

Гипотеза: предположим, что Мороз в произведении Некрасова добрый, весёлый, крепкий.

– При помощи, каких видов работ мы сможем это узнать? Как мы сможем это сделать?

Провести анализ произведения

Составить характеристику героя. (Найти в стихотворении эпитеты, олицетворения, сравнения (т.е. такие приёмы описания, при помощи которых мы можем точнее, полнее представить образ этого героя)

– Я предлагаю вам прослушать это стихотворение в исполнении народного артиста СССР Алексея Николаевича Грибова. Но во время прослушивания ваша задача – следить за текстом и подчёркивать непонятные слова. Но в учебнике подчёркивать не рекомендуется, поэтому вы будете работать в листах.

- А теперь мы сами будем читать это стихотворение с остановками и составлять характеристику Мороза.

Нам нужно передать образ Мороза через интонацию.

Как будем читать первую часть?

неспешно, важно, строго

- чтение 1 четверостишия

– Какие непонятные слова вам встретились в этой части?

Бор – сосновый лес. Воевода – в старину предводитель войска на Руси. Дозор – сторожит.

- чтение 2 четверостишия

- А здесь, вы каким его представили?

- Что вы можете сейчас о нём сказать?

- Как движется Мороз?

- Какой внешний вид у Мороза?

- Как Мороз себя тешит, развлекает?

– Какое непонятное слово встретили?

–Прочитаем стихотворение до конца.

Казна – ценности, деньги.

Не скудеет – не становится беднее

- Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы, переливается на свету яркими разноцветными искристыми цветами.

жемчуг – сокровище, состоящее преимущественно из перламутра, он бывает белого цвета с перламутровым, блеском,

серебро – драгоценный блестящий металл серовато – белого цвета. Это всё драгоценности, богатство, украшения, оттенки цвета очень красивые, но у всех разные, они дополняют друг друга своей красотой.

– Каким здесь показан Мороз?

– Найдём строчки, подтверждающие это:

строгий (Покорны метели, снега и туманы),

пугающий (Реки надолго упрячу под лёд),

Представьте, что в классе мороз.

Как дышится в морозную погоду?

Но иногда и полезно вдохнуть глоток свежего воздуха.

Я говорю слова, а вы показываете действия.

- Носом вдох, а выдох ртом,

Дышим глубже, а потом-

Шаг на месте, не спеша,

как погода хороша!

Не боимся мы пороши,

ловим снег – хлопок в ладоши.

– Найдите олицетворения, присущие Морозу. Прочитайте

– Найдите эпитеты, относящиеся к Морозу.

Метафора – название одного предмета переносится на другой на основании их сходства

Проведём исследования в группах

1 группа: “Реалисты”

Дополните образ Мороза, ответив на вопросы:

1. О каких ледяных мостах говорится в песне?

2. Почему Мороза можно назвать “строителем”, “созидателем”?

3. Какими богатствами он владеет?

2 группа: “Оптимисты”

Докажите, что Мороз – положительный герой

3 группа: “Пессимисты”

Докажите, что Мороз – отрицательный герой

4 группа: “Журналисты”

– Вспомните фрагмент из фильма “Морозко”. Похож ли Некрасовский Мороз-воевода на героя фильма Александра Роу? В чём отличия и сходство?

- Какова основная мысль стих-ния?

А теперь разделимся на 2 группы.

(У каждой группы – лист А3 со смайликом и маркеры)

– Предлагаю составить портрет Мороза – воеводы.

– Какой он? Подберите и запишите 2 прилагательных.

– Какие действия он совершает? Запишите 3 глагола

– Составьте предложение из 4 слов, выражающее ваше личное отношение к Морозу-воеводе.

– Какие ассоциации вызывает у вас слово Мороз-воевода? Запишите одним словом.

ОПТИМИСТЫ (рис) ПЕССИМИСТЫ (рис)
1. Мороз – воевода 1. Мороз - воевода
2. Внимательный, заботливый 2. строгий, пугающий
3. играет, заботится, строит 3. шагает, трещит, морозит
4. Мороз и солнце – день чудесный 4. Холод до костей костей пробирает
5. Хозяин 5. Владыка.

Произведение какого поэта мы читали на уроке?

– Как оно называется?

– Какую цель мы ставили в начале урока? (Слайд).

– Достигли ли мы поставленной цели? (Да).

- Подтвердилась ли наша гипотеза?

– Соответствует ли наше описание Мороза, которое мы составляли в начале урока, описанию Мороза в стихотворении Некрасова?

– С чем это связано?

– Какие приёмы использовал Некрасов, чтобы показать нам Мороза - воеводу во всей своей красе?

- Каким мы его увидели?

- Какой, по-вашему мнению, образ соответствует стихотворению?

– Какая работа показалась вам самой интересной?

– В чём вы испытали затруднения?

– Закончите предложение: Слайд

Мы строили свои предположения, не прочитав произведения.

Сравнения, эпитеты, олицетворения.

– Как вы думаете, зачем эту историю рассказал поэт читателю?

Какую важную мысль он доверяет каждому из нас?

- Некрасов нам говорит: “Остановись хотя бы на мгновение, посмотри на мир земной красоты и, в обычном увидишь необычное”.

Какую оценку за урок вы бы себе поставили?

Взаимооценка.

Кому на уроке вы хотели бы сказать спасибо за плодотворную работу? Без кого бы наш урок не получился?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КГУ "Майская средняя школа"

Открытый урок литературного чтения в 4 классе

Н.А. Некрасов.

"Мороз Красный Нос"

Учитель: Гвозденко А.В.

Урок литературного чтения

Тема: Н.А. Некрасов. "Мороз Красный Нос"

реализовать систему работы над навыком выразительного чтения стихотворения Н. А. Некрасова “ Мороз Красный Нос ”;

развивать и обогащать речь, творческое мышление, память, воображение учащихся; расширять их кругозор;

воспитывать любовь к природе;

способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья учащихся.

Оборудование:

портрет Н.А. Некрасова, презентация по теме урока, мультимедиа проектор, экран, синквейн , выставка книг с произведениями Н.Некрасова, листы белой бумаги, цветные карандаши, с названиями изобразительных языковых средств: олицетворение, эпитет, сравнение.

1.Психологический настрой учащихся.

- У меня в руках волшебный предмет. Как он может быть связан с нашим уроком?

(В конце урока ответим на этот вопрос.)

- Не смотря на то, что клип о зиме, песенка приятная спокойная, плавная, создаёт хорошее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу, чтобы в классе было всегда тепло от улыбок и проведём урок с хорошим бодрым настроением.

2. Подготовка к восприятию стихотворения Н.А. Некрасова “Мороз-воевода”.

1. Работа с выставкой книг. СЛАЙД 2

- Ребята, рассмотрите выставку книг и подумайте, как её можно назвать? (Произведения Н.А.Некрасова)

– Какие произведения вы уже читали ?

- Сегодня на уроке мы поговорим о творческом пути великого русского поэта – Николая Алексеевича Некрасова.

2. Разговор об авторе.

- Итак, мои помощники, что вы прочитали интересного о жизненном и творческом пути Николая Алексеевича Некрасова? Чем сегодня вы хотели бы поделиться с одноклассниками?

Выступление учащихся с информацией о Н. Некрасове.

Краткая биография Николая Некрасова

- Сегодня мы познакомимся с отрывком из поэмы - “Мороз Красный нос” , определим его тему стихотворения; представим главных героев, картины, нарисованные автором, и, опираясь на своё отношение к прочитанному, будем учиться выразительно читать это произведение.

4. Первичное восприятие текста.

- Послушайте как читает мастер.

а) ЗАПИСЬ Слушание записи стихотворения (настрой на восприятие величавости, приподнятости, торжественности произведения и образа Мороза-воеводы).

5. Проверка первичного восприятия.

- Понравилось вам это стихотворение? Почему?

(Да, очень понравилось, потому что оно торжественное, интересное, красивое, величавое, величественное).

6. Чтение текста и анализ текста стихотворения.

А) Дыхательная гимнастика.

Стань прямо, спокойно, не напрягаясь. Положи одну руку на верхнюю часть живота, другую сбоку, выше талии. Вдох на 1 – 5. Задержка дыхания на 1 – 3. Выдох на 1 - 5 раскрыв рот.

- Представьте торт с зажжёнными свечами, погасим все свечи сразу - фу -, а потом каждую свечу, прерывая дыхание - фу -, - фу -, - фу -, - фу -, - фу.

Жужжим без перерыва, а потом с перерывом.

Б ) Чтение стихотворения (по две строчки).

- Прочитаем стихотворение, представьте картины, описанные автором, это поможет вам более точно ответить на поставленные вопросы и подготовиться к выразительному чтению.

7. Словарная работа

- В этом отрывке встретились слова “бор”, “воевода”, “дозор”, “владенья”.

- Кто может объяснить значения этих слов?

- Ребята, чем похоже это стихотворение на сказку?

(Я думаю, что это стихотворение напоминает сказку, так как сказка – это устный рассказ о чём-то фантастическом, необычном, чудесном, а в этом стихотворении главный герой “Мороз – воевода” действует как волшебник, у которого по мановению волшебной палочки всё может получиться.)

- Давайте вспомним какие литературные приемы мы знаем.

- Какие изобразительные средства языка использовал Николай Алексеевич Некрасов, чтобы показать “Мороза-воеводу”, похожим на сказочного героя?

(Он использовал приём-олицетворение, чтобы представить “Мороза-воеводу” в образе живого существа, способного выполнять много действий: "идёт, шагает, трещит”

- Подумайте, для чего автор употребил глаголы – синонимы “идёт, шагает” на одной строке, совсем рядом?

(Эти глаголы в данном стихотворении имеют разное значение. Глагол “идёт” – показывает действие “Мороза-воеводы”, глагол “шагает” изображает главного героя могущественным, шагающим быстро большими широкими шагами над всеми, он “по деревьям шагает”, это какой высоты тогда “Мороз-воевода”?)

- Как природа реагирует на появление “Мороза-воеводы”?

(Природа с радостью, любовью встречает “Мороза-воеводу”, чтобы это мы увидели, автор использовал в стихотворении эпитет “яркое солнце”, олицетворение “солнце играет”. В жизни играть может ребёнок в бороде любимого дедушки, использовал также эпитет “косматая борода”, то есть лохматая, взъерошенная, в природе это похоже на ветки сосновых деревьев, покрытых снегом, и, когда солнце их освещает, то снег искрится, переливается, это так красиво).

(Автор использовал эпитеты – образные, художественные определения “косматая борода”, чтобы опять показать силу, могущество героя, который способен владеть всем: превосходство, гигантские размеры “Мороза-воеводы”)

- Как называются картины о природе? (пейзаж). Пейзаж изображают художники в своих картинах (Грабарь), в музыке (Чайковский "Времена года"), есть еще и художественный пейзаж, когда поэты и писатели описывают картины природы.

- Был ли кто-нибудь из вас зимой в лесу?

- Какие ощущения в лесу зимой?

- Что больше всего вам нравится в зимнем пейзаже?

- Каким вы представили “Мороза-воеводу”? Давайте дадим словесные характеристики Мороза. Какой он?

СЛАЙД 9 (Всемогущий, сильный, суровый, умелый, умный, могущественный)

Обобщение: Николай Алексеевич Некрасов очень любил сказки, его няня была крепостной крестьянкой, она рассказывала маленькому Коле Некрасову старинные русские народные сказки, которые он запомнил на всю жизнь. В сказках Некрасов нашёл и замечательный образ “Мороза – воеводы”.

- Что такое былина?

Былина - это русская народная эпическая песня о богатырях.

- Похоже ли это стихотворение на былину?

(Я думаю, что это стихотворение напоминает былину, так как былина – это произведение русского фольклора о подвигах былинных героев, которые боролись с врагами русской земли, а в этом стихотворении главный герой “Мороз-воевода как богатырь, сильный, великий, могучий, могущественный, заботливый, надёжный властитель огромного царства обходит владенья свои, украшает их и оберегает.)

- Как Николай Алексеевич Некрасов говорит о появлении Мороза-воеводы?

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Обходит владенья свои.

- Какие слуги у “Мороза-воеводы”?

(“Метели, снега и туманы)

Покорны морозу всегда… Это и есть его слуги).

- Расскажите о его владениях.

(Луга, леса, поля, реки, моря, океаны, то есть земля и всё, что на ней находится).

- Как он обходит, осматривает, охраняет свои владенья? (Как хозяин)

Глядит – хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

8. Минутка отдыха для глаз

( в сопровождении с музыкой)

Ребята, закройте глаза и представьте себе луга, поля, леса, покрытые белым снегом, серебристым, искрящимся и переливающимся на солнце, представьте лёд на реках, озёрах, морях, океанах - глянцевый и блестящий.

Приложите ладошки к глазам, чувствуете, как им приятно и тепло, также тепло и деревьям, кустарникам, травам, всей земле под пушистым снежным покрывалом.

Откройте глаза и скажите:

Понравился ли вам образ “Мороза-воеводы”, созданный Н. А. Некрасовым?

А теперь расскажите, каким вы представляете “Мороза-воеводу”, не сказочного или былинного героя, а настоящего хозяина своего царства, царства зимней природы.

9. Работа в парах.

Составление синквейна. ( 5 минут)

- Схема на экране.

- Давайте послушаем что получилось у вас.

- А вот что получилось у меня СЛАЙД 12

10. Представление сказочного образа Деда Мороза.

Соотнесение описания Мороза в стихотворении с картинкой.

СЛАЙД 13 - (три разных персонажа на экране - Санта Клаус, Дед Мороз, Пьер Ноэль)

- Какой из этих персонажей подходит под описание Мороза - воеводы?

Образ “Мороза-воеводы” в стихотворении Н.А. Некрасова настоящий, он морозит, украшает, строит мосты ледяные, укрывает рыб подо льдом, чтобы не замёрзли.

А это разные образы сказочного Деда Мороза, который спешит к нам на Новый год .

11. Подготовка к выразительному чтению.

- Что такое выразительное чтение?

(Его хочется слушать, потому что чтец так умеет голосом передать смысл читаемого, что мы не только слышим, что он произносит, но и видим, представляем в своём воображении всё, о чём рассказано в тексте, становимся участниками события.)

-У каждого чтеца есть свои “инструменты”. Какие?

Голос звучит ровно, понижается в конце вопросительного предложения.

Паузы грамматические там, где есть знаки препинания в конце строк, логические в середине строк. Логическое ударение стоит там, где есть усиление смысла читаемого (повторы, глаголы в олицетворениях, прилагательные, показывающие красоту природы, эпитеты, противопоставления “недавно - сегодня”, “богат - не скудеет”, метафора “в алмазы, жемчуг, серебро”.

12. Индивидуальное чтение текста строф.

- Ребята как бы вы оценили выступление?

13. Итог урока.

- Давайте вспомним наш волшебный предмет. Как он связан с нашим стихотворением?

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование умения интерес и творческое отношение к выполнению заданий.

Предметные:

формирование умения читать осознанно, выразительно, без ошибок;

формирование умения высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе и к художественной стороне текста.

Метапредметные:

Регулятивные:

формирование умения высказывать свои предположения на основе изученного материала;

формирование умения формулировать тему и цель урока;

формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

формирование умения строить речевые высказывания;

Формирование умения слушать и слушать собеседника.

Познавательные:

формирование умения преобразовывать информацию из одной формы в другую (словесное рисование, составление характеристики, написание синквейна);

формирование умения делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Оборудование: учебник по литературному чтению 4 класс под. ред. Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, дидактический материал (кроссворд), интерактивная презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приёмы

Формируемые УУД

Добрый день ребята. Присаживайтесь. Меня зовут Мария Анатольевна и сегодня мы с вами будем сотрудничать.

Друзья мои, я очень рада,
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок.

Начать наш сегодняшний урок я предлагаю со слов Стивена Кинга. (Попросить одного ученика прочитать)

Как вы понимаете это высказывание?

Сегодня мы с вами составим свою карту исследований. Я уже начала составление карты, нам с вами необходимо только придумать название каждой станции.

Как вы думаете, а можно ли исследовать литературное произведение? Как?

Слушают Читают слова

Высказывают свое мнение.

Прочитав его учителя

Словесный (слово учителя)

формирование умения проявлять: интерес к чтению русской поэзии; свои чувства при анализе произведения;

Регулятивные:

формирование умения высказывать свои предположения на основе изученного материала

Коммуникативные:

формирование умения строить речевые высказывания;

Подготовка к восприятию

Как вы думаете, что мы будем делать на этой станции?

Какую цель поставим для ее прохождения?

Для того, что бы узнать о ком мы сегодня будем говорить, вам необходимо разгадать кроссворд.

У вас на партах лежат карточки с кроссвордом (приложение 1) . Вопросы к нему вы можете увидеть на слайде. Если вы разгадаете весь кроссворд, то узнаете фамилию писателя, с чьим стихотворением мы сегодня будем знакомиться.

Если вы решили кроссворд, то поднимите руку, что бы я видела.

Времени на выполнение у вас всего 2 минуты. Можете приступать к работе.

Я вижу уже все закончили.

Что же за ключевое слово у вас получилось?

Николай Алексеевич Некрасов. Мы уже знакомились с биографией писателя, но сегодня немного повторим.

А теперь обратите внимание на слайд. Внимательно рассмотрите портреты писателей и найдите портрет Николая Алексеевича Некрасова.

На каком же портрете изображен Николай Алексеевич Некрасов?

А теперь давайте рассмотрим его портрет повнимательнее. Что вы можете сказать о писателе?

Действительно, этот писатель задумчивый и мудрый. А если посмотреть на его сложенные руки, можно сделать вывод, что он немного скрытный.

Давайте подведем итог. Что особенного в жизни писателя и его творчестве. ( спросить 1-2 учеников)

- А мы с вами переходим к следующей станции, которая называется чтение стихотворения.

Какую же мы поставим перед собой цель перед прохождением этой станции?

Скажите, а можно ли по названию стихотворения понять о ком и о чем пойдет речь?

Читайте также: