Мягкий знак после шипящих на конце наречий 7 класс конспект урока с презентацией

Обновлено: 06.07.2024

воспитывать уважение к родному языку, культуру общения, умения работать индивидуально и коллективно.

Попутное повторение пунктуации: однородные члены предложения.

Оборудование: для учителя: компьютер, проектор

Настроить на успешную работу

Я рада видеть вас, ваши жизнерадостные глаза. Сегодня у нас на уроке все получится.

Речевая разминка. Зарядка для ума

Как можно сказать про зайца, который мчится очень быстро.

Так, что за ушами трещит

К этому эпиграфу мы вернемся в течение урока.

Актуализация опорных знаний.

Найдите лишнее слово в каждой строке и объясните, почему оно лишнее?

Доч. ноч…молодеж.. навзнич..

пряч…,откроеш. настеж…. береч..

По какому принципу объединены слова ? Какая орфограмма?

Воспроизведение знаний, создание настроя, ожидание нового материала

Попробуйте сформулировать тему урока.

Над какой проблемой мы будем работать? Что мы должны знать и уметь?

Вспомните правило написания ь после шипящих

Организованное общение по реконструирова

нию ранее изученного материала

Решение учебной задачи

Обеспечение поисковой деятельности с целью решения учебных задач

(работа в группах)

Выберите верное утверждение ,ответ запишите цифрами

на конце существительных ж.р.ед.ч.

на конце кратких прилагательных

на конце наречий, кроме исключений

на конце сущ. М.р.

на конце сущ. Р.п. мн.ч.

в наречиях, в словах исключениях

в глаголах 2 л.ед.ч

Работа в группах

Оформите свои ответы в виде кластера

Один ученик повторяет вслух правило.

Это утверждение основа выполнения практических заданий.

Поиск вариантов и оптимального решения учебной задачи, формулирование и оформление выводов полученных решений

Активный обмен в дискуссии мнениями, суждениями по изученному материалу

Проверить уровень усвоения темы

Работа с разноуровневыми карточками.

Задач очень проста: укажите количество слов, в которых находится ь

(5 групп-5 вариантов)

Ключ: слов с ь 7

(одинаковые варианты вместе садятся и проверяют)

Кто из вас испытал трудности при решении орфографической задачи? Почему?

Проверить умение отличать наречие от других частей речи

Вспомните антонимы к слову настежь, учитывая этимологию слова

Антонимы: застежка, застегивать

Заполните кроссворд, вписав в него наречия( в группах)

Что помогло вам в решении кроссворда?

Конкретизация, решение частных задач

ной деятельности по применению полученных знаний в изменой ситуации

КартинаК.Ф.Юонп «Последний день зимы?

Послушайте еще раз эпиграф. Попробуем на практике доказать волшебную силу слова.

Давайте познакомимся с текстом

-докажите, что это текст

-докажите свое мнение

Самопроверка Слайд 13

-А какие мысли возникли у вас при рассматривании картины? Составьте предложение. Глядя на картину К.Ф. Юона, я думаю…

Чтение составленных предложений.

Средства наглядности, которое позволяет развивать эмоциональную чувственную сфер

Активная деятельность учащихся по классификации и систематизации, выявлению внутри предметных связей

Давайте подведем итог с помощью сигнальных карточек.

Я задаю вопрос, а вы поднимаете карточку с правильным ответом.

1.В словах какой части речи после шипящих всегда пишется ь?

В словах какой части речи никогда не пишется ь?

В словах какой части речи ь пишется только в исключениях?

В словах какой части речи написание ь зависит от Р.Ч.П.?

К какой части речи относятся слова настежь, навзничь, прочь?

Мы попытались понять, каким увидел последний день зимы К.Ф.Юон.

А каким его видите вы?

Анализ и оценка успешности достижения цели и определение перспективы последующей работы.

Вспомните, какую цель. Мы определили в начале нашего урока.

Чтобы узнать, достигли ли мы цели, ответим на вопросы

Мне хочется сказать..

Открытость учащихся в осмыслении умственных действий, прогонозирование способов сотрудничества, соглашение самооценки с оценкой учителя.


Слайд 1


Слайд 2

РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА • . КАК МОЖНО СКАЗАТЬ ПРО ЗАЙЦА,КОТОРЫЙ МЧИТСЯ ОЧЕНЬ БЫСТРО? • 1. СЛОМЯ ГОЛОВУ • 2. СВЕРНУВ ШЕЮ • 3. БЕЗ ЗАДНИХ НОГ • 4. ТАК, ЧТО ЗА УШАМИ ТРЕЩИТ • 5. ВО ВЕСЬ ОПОР • 6. КАК УГОРЕЛЫЙ


Слайд 3


Слайд 4


Слайд 5


Слайд 6


Слайд 7

ЦЕЛЬ УРОКА: • ЗНАТЬ: • ОРФОГРАМУ Ь НА КОНЦЕ СУЩ. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ГЛАГОЛОВ, НАРЕЧИЙ С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩУЮ • УМЕТЬ: • ОПОЗНАВАТЬ ОРФОГРАММУ; • ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ СЛОВА С УКАЗАННОЙ ОРФОГРАММОЙ


Слайд 8

ВЫБЕРИТЕ ВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ Мягкий знак пишется: 1. На конце существительных ж.р.ед.ч. 2. На конце кратких прилагательных; 3. На конце наречий, кроме исключений; 4. На конце сущ. М.р. 5. На конце сущ. Р.п. мн.ч. 6. В наречиях, в словах исключениях; 7. В глаголах 2л.ед., повелительного наклонения, в инфинитиве.


Слайд 9

ЗАПОМНИ! • Ь ПИШЕТСЯ: • 1.В СУЩ.Ж.Р. • 2. В ГЛАГОЛАХ; • 3. В НАРЕЧИЯХ, КРОМЕ ИСКЛЮЧЕНИЙ. • Ь НЕ ПИШЕТСЯ • 1.В СУЩ.М.Р. • СУЩ.Р.П. МН.Ч. • 2. В КРАТКИХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ4 • В НАРЕЧИЯХ ИСКЛЮЧЕНИЯХ УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ.


Слайд 10


Слайд 11


Слайд 12


Слайд 13


Слайд 14


Слайд 15


Слайд 16

ВЫБЕРИТЕ ЗАДАНИЕ А.Вставьте пропущенные буквы(карточка-подсказка) В. Вставьте буквы, в скобках объясните свой выбор. С. Вставьте пропущенные буквы, расставьте запятые.


Слайд 17


Слайд 18


Слайд 19


Слайд 20

Итог урока • В словах какой части речи всегда пишется мягкий знак? знак • В СЛОВАХ КАКОЙ ЧАСТИ РЕЧИ НИКОГДА ПОСЛЕ ШИПЯЩЕЙ НЕ ПИШЕТСЯ МЯГКИЙ ЗНАК? • В словах какой части речи Ь не пишется только в исключениях? исключениях • В словах какой части речи написание Ь зависит от рода, числа, падежа? падежа • К какой части речи относятся слова настежь, навзничь, прочь?


Слайд 21


Слайд 22


Слайд 23


Слайд 24


Полный текст материала Конспект и презентация урока по русскому языку для 7 класса по теме "ь после шипящих на конце наречий" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Класс: 7
Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Цель:
1. Повторить изученное.
2. Показать случаи употребления мягкого знака на конце наречий.
Разработка урока содержит задания на орфографическую зоркость учащихся, повторение ранее изученного материала. Новая тема урока раскрыта полностью. Презентация к уроку содержательная и помогает учителю удерживать внимание учеников в течение всего урока.




Целевая аудитория: для 7 класса

Очень хороший урок, построенный в классическом стиле: повтороение старого, новый материал, закрепление. Презентация тоже сделана с соблюдением всех рекомендаций. Спасибо

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

I. Оргмомент. (Приветствие, запись даты и темы урока в тетрадь).

Учитель: Ребята, мы продолжаем наше увлекательное путешествие по стране НАРЕЧИЙ. Сегодня мы приблизились к замку самой принцессы Наречие.

II. Повторение пройденного и актуализация нового материала.

Учитель: На стене замка кто-то оставил следующую запись (на доске записано стихотворение):

Мелькнуло солнце из-за туч(?),
И был горяч(?) последний луч(?).
Стал вечер ясен и хорош(?).
Чуть-чуть заметна листьев дрож(?).
Бил под горой студёный ключ(?).
Цвёл ландыш(?), нежен и пахуч(?),
Вдруг на поляну вышел ёж(?).
Спросить его мне невтерпёж(?):
“Кому спешишь ты, ёж(?), помоч(?)?”
(см.: Русский язык в школе. – 1995, №1, с.23)

Выделенные слова записаны на карточках, прикреплённых магнитами.

  • фонетический разбор слов горяч, дрожь;
  • пунктуационный разбор последнего предложения.

Учитель: Ребята, как называется орфограмма, встречающаяся в выделенных словах?

Ученики: Мягкий знак после шипящих на конце разных частей речи.

Учитель: Что необходимо помнить, чтобы не ошибиться в написании данной орфограммы?

Ученики: В первую очередь необходимо определить часть речи.

Учитель: Помогите каждой части речи найти свой дом-конверт, поставьте, где это необходимо мягкий знак, объясните написание пропущенных орфограмм. Как только задание будет выполнено, стражники откроют нам ворота.

На доске четыре конверта. Ученики по цепочке работают с выделенными словами. В тетрадь записываем слова в четыре столбика.

Имя существительное Имя прилагательное Глагол Наречие
Из-за туч (р.п., 1 скл.)

III. Изучение нового материала.

Учитель: Невтерпёж узнать, как пишется наречие невтерпёж?

Учитель: Из замка нам прислали телеграмму- подсказку. Прочитаем её.

Телеграмма

“Ребята!
Гоните прочь свои сомнения,
Учите тему с наслаждением,
Не позабудьте мягкий знак,
Где Ч и Ш в конце стоят,
И в слове НАСТЕЖЬ тоже
Нам мягкий знак поможет.
Знак мягкий в жизни нашей сплошь,
А мне УЖ ЗАМУЖ НЕВТЕРПЁЖ!”

Учитель: Попробуйте сформулировать правило, опираясь на эту подсказку.

Учитель: Нам удалось открыть ворота замка. Но прежде, чем принцесса сможет нас принять, мы должны выполнить три её задания.

Задание 1.

  1. Но прочь от городов, где крик и шум ленивцев мучит вечно. (В.Брюсов)
  2. И шум дубрав в ответ лишь я внимаю. (В. Брюсов)
  3. Матушка рожь кормит всех сплошь. (Посл.)
  4. Землю вскачь не пашут. (Посл.)
  5. Для дорогого гостя и ворота настежь. (Посл.)
  6. Как долга эта зимняя ночь, ждать урочного часа невмочь. (А. Сурков)
  7. Последний поход напрочь отбил у всех желание экспериментировать.(Газ.)
  8. От удара человек упал навзничь и уж никак не мог подняться и оказать сопротивление. (Газ.)
  9. За высокий сугроб закатилась звезда, / блещет месяц – глазам невтерпёж. (Н. Заболоцкий)

Задание 2.

Синтаксический разбор предложения:

Пробилась зелень полевая навстречу солнцу и теплу, и, настежь окна раскрывая, весна проходит по селу. (М. Исаковский)

Задание 3.

IV. Закрепление.

Учитель: Мы прошли все испытания, с лёгкостью решили предложенные нам задания. Как известно, все испытания должны вести к какому-то результату. Как вы считаете, к какому результату пришли мы?

Ученики: Знания. Оценки.

Учитель: Всё верно. Чтобы получить от принцессы Наречие награду- оценки, покажем, каковы ваши знания.

Перфокарты.

  • строительство овощехранилищ_;
  • нужно береч_;
  • установившаяся тиш_;
  • взять реванш_;
  • воздух свеж_;
  • радость встреч_;
  • проголодаеш_ся;
  • открыть настеж_;
  • голос чарующ_;
  • ждать невтерпёж_.
  • овлеч_ внимание;
  • множество неудач_;
  • военная мощ_;
  • удачный розыгрыш_;
  • кактус колюч_;
  • зарево пожарищ_;
  • мчался вскач_;
  • выйти замуж_;
  • ничего не помниш_;
  • зелёная гуаш_.

Итог урока.

Принцесса Наречие благодарит вас за работу на уроке и одаривает монетками – оценками из казны.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект открытого урока.docx

Технологическая карта урока

Планируемые образовательные результаты:

предметные:

Актуализировать и восстановить знания о правописании Ь после шипящих в существительных, глаголах, прилагательных; сформировать и закрепить навыки написания Ь после шипящих в наречиях; выработать умение распознавать данную орфограмму, графически обозначать условия выбора правильного написания.

метапредметные :

развивать умения анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы; обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать мысли, создать условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное; применение приобретённых ЗУН анализа языковых явлений на межпредметном уровне и в жизни; умение находить орфографические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать текст.

личностные :

обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету, способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Тип урока: открытие нового знания.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемной ситуации, работа с таблицей, алгоритмом, тренировочные упражнения; индивидуальная, в парах, фронтальная.

Технология: технология критического мышления.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация PowerPoint по теме урока, выполненная учителем; карточки с заданиями.

Правописание Ь после шипящих в конце наречий

Оргмомент. Мобилизация внимания учащихся, создание мотивации к учебной деятельности.

- Ребята, прозвенел звонок. Мы начинаем наш урок!

- Прочитайте слова: аккуратность, трудолюбие, внимательность, лень, активность, взаимопонимание, эгоизм.

- Все слова вам знакомы, многими качествами вы обладаете. А какие из этих качеств нам не пригодятся на уроке? (лень, эгоизм)

Я желаю вам на уроке

Быть активными и внимательными.

Всё пишите не отставая,

Слушайте не перебивая.

Говорите вы чётко, внятно.

Чтобы было нам всё понятно.

- Итак, начнём работу. Откройте тетради и запишите дату.

Актуализация знаний. Наблюдение над языковым материалом.

Помощ(?),не соберёш(?), настеж(?), много луж(?), стрич(?), невтерпёж(?), меч(?), сплош(?), пахуч(?), отреж(?), напроч(?)

- Ребята, посмотрите на эти слова. Что вы можете сказать? (Все они объединены одной орфограммой)

- Молодцы! А какой? (Правописание мягкого знака после шипящих).

* - Что общего между ними?

* - Какой вид орфограммы объединяет эти слова?

- А чем различаются эти слова, хотя орфограммы общие? (Разные части речи, в одних словах пишется мягкий знак, а в других нет)

- В каких словах мы можем объяснить написание, потому что знаем это правило? (В существительных, прилагательных и глаголах)

- А все помнят правила?

- Давайте проверим. Предлагаю вам покопаться в тайниках вашей памяти и вспомнить алгоритм написания слов, оканчивающихся на шипящий.

(всё появляется по щелчку)

hello_html_m204d8b22.jpg

- Что мы делаем в первую очередь? (Определяем часть речи)

- Каким будет следующее действие? (Выясняем, какому условию соответствует написание данной орфограммы)

- А теперь давайте выпишем эти слова. Будем работать в парах. У каждой пары на столе есть таблица. А слова, которые вы должны расположить, написаны на слайде и в карточке №1 (слова появляются по щелчку).

Работая сообща, вы должны поместить эти слова в таблицу, вспоминая орфограмму, связанную с Ь знаком и шипящими в разных частях речи.

hello_html_m204d8b22.jpg

Помощ(?),не соберёш(?), настеж(?), много луж(?), стрич(?), невтерпёж(?), меч(?),сплош(?), пахуч(?), отреж(?), напроч(?)

Читайте также: