Мягкий знак после шипящих на конце наречий 7 класс конспект урока с презентацией
Обновлено: 06.07.2024
воспитывать уважение к родному языку, культуру общения, умения работать индивидуально и коллективно.
Попутное повторение пунктуации: однородные члены предложения.
Оборудование: для учителя: компьютер, проектор
Настроить на успешную работу
Я рада видеть вас, ваши жизнерадостные глаза. Сегодня у нас на уроке все получится.
Речевая разминка. Зарядка для ума
Как можно сказать про зайца, который мчится очень быстро.
Так, что за ушами трещит
К этому эпиграфу мы вернемся в течение урока.
Актуализация опорных знаний.
Найдите лишнее слово в каждой строке и объясните, почему оно лишнее?
Доч. ноч…молодеж.. навзнич..
пряч…,откроеш. настеж…. береч..
По какому принципу объединены слова ? Какая орфограмма?
Воспроизведение знаний, создание настроя, ожидание нового материала
Попробуйте сформулировать тему урока.
Над какой проблемой мы будем работать? Что мы должны знать и уметь?
Вспомните правило написания ь после шипящих
Организованное общение по реконструирова
нию ранее изученного материала
Решение учебной задачи
Обеспечение поисковой деятельности с целью решения учебных задач
(работа в группах)
Выберите верное утверждение ,ответ запишите цифрами
на конце существительных ж.р.ед.ч.
на конце кратких прилагательных
на конце наречий, кроме исключений
на конце сущ. М.р.
на конце сущ. Р.п. мн.ч.
в наречиях, в словах исключениях
в глаголах 2 л.ед.ч
Работа в группах
Оформите свои ответы в виде кластера
Один ученик повторяет вслух правило.
Это утверждение основа выполнения практических заданий.
Поиск вариантов и оптимального решения учебной задачи, формулирование и оформление выводов полученных решений
Активный обмен в дискуссии мнениями, суждениями по изученному материалу
Проверить уровень усвоения темы
Работа с разноуровневыми карточками.
Задач очень проста: укажите количество слов, в которых находится ь
(5 групп-5 вариантов)
Ключ: слов с ь 7
(одинаковые варианты вместе садятся и проверяют)
Кто из вас испытал трудности при решении орфографической задачи? Почему?
Проверить умение отличать наречие от других частей речи
Вспомните антонимы к слову настежь, учитывая этимологию слова
Антонимы: застежка, застегивать
Заполните кроссворд, вписав в него наречия( в группах)
Что помогло вам в решении кроссворда?
Конкретизация, решение частных задач
ной деятельности по применению полученных знаний в изменой ситуации
КартинаК.Ф.Юонп «Последний день зимы?
Послушайте еще раз эпиграф. Попробуем на практике доказать волшебную силу слова.
Давайте познакомимся с текстом
-докажите, что это текст
-докажите свое мнение
Самопроверка Слайд 13
-А какие мысли возникли у вас при рассматривании картины? Составьте предложение. Глядя на картину К.Ф. Юона, я думаю…
Чтение составленных предложений.
Средства наглядности, которое позволяет развивать эмоциональную чувственную сфер
Активная деятельность учащихся по классификации и систематизации, выявлению внутри предметных связей
Давайте подведем итог с помощью сигнальных карточек.
Я задаю вопрос, а вы поднимаете карточку с правильным ответом.
1.В словах какой части речи после шипящих всегда пишется ь?
В словах какой части речи никогда не пишется ь?
В словах какой части речи ь пишется только в исключениях?
В словах какой части речи написание ь зависит от Р.Ч.П.?
К какой части речи относятся слова настежь, навзничь, прочь?
Мы попытались понять, каким увидел последний день зимы К.Ф.Юон.
А каким его видите вы?
Анализ и оценка успешности достижения цели и определение перспективы последующей работы.
Вспомните, какую цель. Мы определили в начале нашего урока.
Чтобы узнать, достигли ли мы цели, ответим на вопросы
Мне хочется сказать..
Открытость учащихся в осмыслении умственных действий, прогонозирование способов сотрудничества, соглашение самооценки с оценкой учителя.
Слайд 1
Слайд 2
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА • . КАК МОЖНО СКАЗАТЬ ПРО ЗАЙЦА,КОТОРЫЙ МЧИТСЯ ОЧЕНЬ БЫСТРО? • 1. СЛОМЯ ГОЛОВУ • 2. СВЕРНУВ ШЕЮ • 3. БЕЗ ЗАДНИХ НОГ • 4. ТАК, ЧТО ЗА УШАМИ ТРЕЩИТ • 5. ВО ВЕСЬ ОПОР • 6. КАК УГОРЕЛЫЙ
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
ЦЕЛЬ УРОКА: • ЗНАТЬ: • ОРФОГРАМУ Ь НА КОНЦЕ СУЩ. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ГЛАГОЛОВ, НАРЕЧИЙ С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩУЮ • УМЕТЬ: • ОПОЗНАВАТЬ ОРФОГРАММУ; • ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ СЛОВА С УКАЗАННОЙ ОРФОГРАММОЙ
Слайд 8
ВЫБЕРИТЕ ВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ Мягкий знак пишется: 1. На конце существительных ж.р.ед.ч. 2. На конце кратких прилагательных; 3. На конце наречий, кроме исключений; 4. На конце сущ. М.р. 5. На конце сущ. Р.п. мн.ч. 6. В наречиях, в словах исключениях; 7. В глаголах 2л.ед., повелительного наклонения, в инфинитиве.
Слайд 9
ЗАПОМНИ! • Ь ПИШЕТСЯ: • 1.В СУЩ.Ж.Р. • 2. В ГЛАГОЛАХ; • 3. В НАРЕЧИЯХ, КРОМЕ ИСКЛЮЧЕНИЙ. • Ь НЕ ПИШЕТСЯ • 1.В СУЩ.М.Р. • СУЩ.Р.П. МН.Ч. • 2. В КРАТКИХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ4 • В НАРЕЧИЯХ ИСКЛЮЧЕНИЯХ УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ.
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
ВЫБЕРИТЕ ЗАДАНИЕ А.Вставьте пропущенные буквы(карточка-подсказка) В. Вставьте буквы, в скобках объясните свой выбор. С. Вставьте пропущенные буквы, расставьте запятые.
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Итог урока • В словах какой части речи всегда пишется мягкий знак? знак • В СЛОВАХ КАКОЙ ЧАСТИ РЕЧИ НИКОГДА ПОСЛЕ ШИПЯЩЕЙ НЕ ПИШЕТСЯ МЯГКИЙ ЗНАК? • В словах какой части речи Ь не пишется только в исключениях? исключениях • В словах какой части речи написание Ь зависит от рода, числа, падежа? падежа • К какой части речи относятся слова настежь, навзничь, прочь?
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Полный текст материала Конспект и презентация урока по русскому языку для 7 класса по теме "ь после шипящих на конце наречий" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного
Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте
Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
О работе с сайтом
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
Класс: 7
Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Цель:
1. Повторить изученное.
2. Показать случаи употребления мягкого знака на конце наречий.
Разработка урока содержит задания на орфографическую зоркость учащихся, повторение ранее изученного материала. Новая тема урока раскрыта полностью. Презентация к уроку содержательная и помогает учителю удерживать внимание учеников в течение всего урока.
Целевая аудитория: для 7 класса
Очень хороший урок, построенный в классическом стиле: повтороение старого, новый материал, закрепление. Презентация тоже сделана с соблюдением всех рекомендаций. Спасибо
Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены
I. Оргмомент. (Приветствие, запись даты и темы урока в тетрадь).
Учитель: Ребята, мы продолжаем наше увлекательное путешествие по стране НАРЕЧИЙ. Сегодня мы приблизились к замку самой принцессы Наречие.
II. Повторение пройденного и актуализация нового материала.
Учитель: На стене замка кто-то оставил следующую запись (на доске записано стихотворение):
Мелькнуло солнце из-за туч(?),
И был горяч(?) последний луч(?).
Стал вечер ясен и хорош(?).
Чуть-чуть заметна листьев дрож(?).
Бил под горой студёный ключ(?).
Цвёл ландыш(?), нежен и пахуч(?),
Вдруг на поляну вышел ёж(?).
Спросить его мне невтерпёж(?):
“Кому спешишь ты, ёж(?), помоч(?)?”
(см.: Русский язык в школе. – 1995, №1, с.23)
Выделенные слова записаны на карточках, прикреплённых магнитами.
- фонетический разбор слов горяч, дрожь;
- пунктуационный разбор последнего предложения.
Учитель: Ребята, как называется орфограмма, встречающаяся в выделенных словах?
Ученики: Мягкий знак после шипящих на конце разных частей речи.
Учитель: Что необходимо помнить, чтобы не ошибиться в написании данной орфограммы?
Ученики: В первую очередь необходимо определить часть речи.
Учитель: Помогите каждой части речи найти свой дом-конверт, поставьте, где это необходимо мягкий знак, объясните написание пропущенных орфограмм. Как только задание будет выполнено, стражники откроют нам ворота.
На доске четыре конверта. Ученики по цепочке работают с выделенными словами. В тетрадь записываем слова в четыре столбика.
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол | Наречие |
Из-за туч (р.п., 1 скл.) |
III. Изучение нового материала.
Учитель: Невтерпёж узнать, как пишется наречие невтерпёж?
Учитель: Из замка нам прислали телеграмму- подсказку. Прочитаем её.
Телеграмма
“Ребята!
Гоните прочь свои сомнения,
Учите тему с наслаждением,
Не позабудьте мягкий знак,
Где Ч и Ш в конце стоят,
И в слове НАСТЕЖЬ тоже
Нам мягкий знак поможет.
Знак мягкий в жизни нашей сплошь,
А мне УЖ ЗАМУЖ НЕВТЕРПЁЖ!”
Учитель: Попробуйте сформулировать правило, опираясь на эту подсказку.
Учитель: Нам удалось открыть ворота замка. Но прежде, чем принцесса сможет нас принять, мы должны выполнить три её задания.
Задание 1.
- Но прочь от городов, где крик и шум ленивцев мучит вечно. (В.Брюсов)
- И шум дубрав в ответ лишь я внимаю. (В. Брюсов)
- Матушка рожь кормит всех сплошь. (Посл.)
- Землю вскачь не пашут. (Посл.)
- Для дорогого гостя и ворота настежь. (Посл.)
- Как долга эта зимняя ночь, ждать урочного часа невмочь. (А. Сурков)
- Последний поход напрочь отбил у всех желание экспериментировать.(Газ.)
- От удара человек упал навзничь и уж никак не мог подняться и оказать сопротивление. (Газ.)
- За высокий сугроб закатилась звезда, / блещет месяц – глазам невтерпёж. (Н. Заболоцкий)
Задание 2.
Синтаксический разбор предложения:
Пробилась зелень полевая навстречу солнцу и теплу, и, настежь окна раскрывая, весна проходит по селу. (М. Исаковский)
Задание 3.
IV. Закрепление.
Учитель: Мы прошли все испытания, с лёгкостью решили предложенные нам задания. Как известно, все испытания должны вести к какому-то результату. Как вы считаете, к какому результату пришли мы?
Ученики: Знания. Оценки.
Учитель: Всё верно. Чтобы получить от принцессы Наречие награду- оценки, покажем, каковы ваши знания.
Перфокарты.
- строительство овощехранилищ_;
- нужно береч_;
- установившаяся тиш_;
- взять реванш_;
- воздух свеж_;
- радость встреч_;
- проголодаеш_ся;
- открыть настеж_;
- голос чарующ_;
- ждать невтерпёж_.
- овлеч_ внимание;
- множество неудач_;
- военная мощ_;
- удачный розыгрыш_;
- кактус колюч_;
- зарево пожарищ_;
- мчался вскач_;
- выйти замуж_;
- ничего не помниш_;
- зелёная гуаш_.
Итог урока.
Принцесса Наречие благодарит вас за работу на уроке и одаривает монетками – оценками из казны.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Конспект открытого урока.docx
Технологическая карта урока
Планируемые образовательные результаты:
предметные:
Актуализировать и восстановить знания о правописании Ь после шипящих в существительных, глаголах, прилагательных; сформировать и закрепить навыки написания Ь после шипящих в наречиях; выработать умение распознавать данную орфограмму, графически обозначать условия выбора правильного написания.
метапредметные :
развивать умения анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы; обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать мысли, создать условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное; применение приобретённых ЗУН анализа языковых явлений на межпредметном уровне и в жизни; умение находить орфографические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать текст.
личностные :
обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету, способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
Тип урока: открытие нового знания.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемной ситуации, работа с таблицей, алгоритмом, тренировочные упражнения; индивидуальная, в парах, фронтальная.
Технология: технология критического мышления.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация PowerPoint по теме урока, выполненная учителем; карточки с заданиями.
Правописание Ь после шипящих в конце наречий
Оргмомент. Мобилизация внимания учащихся, создание мотивации к учебной деятельности.
- Ребята, прозвенел звонок. Мы начинаем наш урок!
- Прочитайте слова: аккуратность, трудолюбие, внимательность, лень, активность, взаимопонимание, эгоизм.
- Все слова вам знакомы, многими качествами вы обладаете. А какие из этих качеств нам не пригодятся на уроке? (лень, эгоизм)
Я желаю вам на уроке
Быть активными и внимательными.
Всё пишите не отставая,
Слушайте не перебивая.
Говорите вы чётко, внятно.
Чтобы было нам всё понятно.
- Итак, начнём работу. Откройте тетради и запишите дату.
Актуализация знаний. Наблюдение над языковым материалом.
Помощ(?),не соберёш(?), настеж(?), много луж(?), стрич(?), невтерпёж(?), меч(?), сплош(?), пахуч(?), отреж(?), напроч(?)
- Ребята, посмотрите на эти слова. Что вы можете сказать? (Все они объединены одной орфограммой)
- Молодцы! А какой? (Правописание мягкого знака после шипящих).
* - Что общего между ними?
* - Какой вид орфограммы объединяет эти слова?
- А чем различаются эти слова, хотя орфограммы общие? (Разные части речи, в одних словах пишется мягкий знак, а в других нет)
- В каких словах мы можем объяснить написание, потому что знаем это правило? (В существительных, прилагательных и глаголах)
- А все помнят правила?
- Давайте проверим. Предлагаю вам покопаться в тайниках вашей памяти и вспомнить алгоритм написания слов, оканчивающихся на шипящий.
(всё появляется по щелчку)
- Что мы делаем в первую очередь? (Определяем часть речи)
- Каким будет следующее действие? (Выясняем, какому условию соответствует написание данной орфограммы)
- А теперь давайте выпишем эти слова. Будем работать в парах. У каждой пары на столе есть таблица. А слова, которые вы должны расположить, написаны на слайде и в карточке №1 (слова появляются по щелчку).
Работая сообща, вы должны поместить эти слова в таблицу, вспоминая орфограмму, связанную с Ь знаком и шипящими в разных частях речи.
Помощ(?),не соберёш(?), настеж(?), много луж(?), стрич(?), невтерпёж(?), меч(?),сплош(?), пахуч(?), отреж(?), напроч(?)
Читайте также:
- Конспект урока бальмонт поспевает брусника плещеев осень наступила 2 класс
- Повторение фонетика графика орфография 9 класс конспект урока
- Письмо как одна из разновидностей текста 5 класс конспект урока
- Организация пожарно профилактической работы конспект
- Конспект нод по рисованию петушок золотой гребешок вторая младшая группа