Мы даем общую характеристику зарубежной азии конспект

Обновлено: 05.07.2024

отрабатывать навык представлять полученную информацию в табличной форме.

Форма работы – групповая.

Заслушиваются слова в каждой группе.

Учитель дополняет интересными фактами по Зарубежной Азии и иллюстрацией карт – анаморфозов ( слайды презентации ).

Интересные факты

1. Площадь всей Азии превосходит всю общую площадь Луны: 37 против 44,5 миллионов квадратных километров соответственно.

2. В одной только Индии живет больше людей, чем в Северной, Южной и Центральной Америке вместе взятых!

3. По прогнозам к 2025 году 7 из 10 самых крупных городов мира будут расположены именно в Азии.

4. Один из самых необычных городов мира – Стамбул в Турции расположен частично в Азии, а частично в Европе. Его называют "городом контрастов" , так как он приютил невероятным образом перекликающиеся культуры востока и запада.

Подводит к выводу: Зарубежная Азия - регион контрастов.

Учитель обращается к ученикам: обозначить цель урока (выяснить особенности региона, составить представление о регионе, изучить ГП, природные ресурсы, население, хозяйство… и т. п.)

Как и в предыдущей теме, рассматриваем только первые 3 вопроса: ГП, природные условия и ресурсы и население.

1 группа – 1 часть §

2 группа – 2 часть §

3 группа – 3 часть §

Для краткой фиксации результатов вашей работы предлагаются схемы таблиц.

Задача: найти в тексте особенности Зарубежной Азии и по каждой позиции выделить контрасты, противоречия, проблемы и заполнить таблицы (в каждой группе своя таблица). Таблица в конце работы будет являться стендом для презентации результата своей работы. ( См. таблицы в приложении ).

На стадии осмысления получают задание: работа с текстом §1 тема 7, стр. 236 - 242 (учебник “Экономическая и социальная география мира” В.П.Максаковский), найти основные характеристики (позиции) по своему вопросу; вписать их в таблицу с коротким, ярким примером.

(на этом этапе промежуточная проверка результата – зачитывают, что внесли в колонки таблицы.)

Далее по каждой колонке заполнить нижнюю часть таблицы с противоположными, контрастными примерами. Или зафиксировать проблему, которая возникает в связи с особенностью региона.

(Таблица на листе ватмана заполняется по ходу выполнения работы)

Пояснения: каждая группа работает со своей частью параграфа, который четко разбит на смысловые блоки.

После работы заслушивается информация, записывается в таблицу в тетрадь каждым учеником.

На стадии рефлексии каждая группа выбирает статистические данные по своему вопросу. Это конкретные статистические данные или факты, подтверждающие результаты работы в таблице. Или: при наличии времени работа с приложением в конце учебника, выбрать оттуда нужные данные.

Дополнительные материалы:

Мальдивы S = 298 кв. км

Мальдивы Н = 392 тыс. чел.

Бруней Н = 443 тыс. чел.

Япония S пахотных земель = 0,03 га/чел (среднемировой показатель = 0,2)

С. Аравия речной сток = 100 куб м/чел в год (среднемировой показатель = 25 тыс. куб м)

Камбоджа уровень урбанизации = 20%

Сирия, Афганистан – наибольший отток населения /год

При наличии времени лучше использовать самостоятельную работу с приложением: таблицы 3, 4, 6, 7, 14, 15, 16. Кроме того, картосхемы на стр. 36, 37, 83, 137, 138.

Д/з: т. 7 пар. 1, первые 3 части. Показ по карте стран.

Приложения к уроку:

Справочные материалы группам

1. По формам правления посмотреть табл. 2 в приложении стр. 402. Сравнить количество монархий в разных регионах. Сделать вывод к таблице: где больше?

2. Интересные факты пункт 3 стр. 273

Горы в Зарубежной Азии занимают 50 % от всей площади, пустыни – 15 %.

Запасы тепла значительные: территория находится в экваториальном, с/экваториальном, тропическом и с/тропическом поясах. Только северная часть, прилегающая к границам России, попадает в умеренный пояс.

3. Примеры конфликтов межэтнических и религиозных.

Наибольший отток населения наблюдается в Афганистане и Сирии.

Самые высокие показатели урбанизации в Кувейте – 98%, самые низкие показатели урбанизации в Камбодже. – 20 %.

Кто из учеников сегодня отсутствует на уроке? По каким причинам?

Изучение нового материала

Географическое положение Зарубежной Азии

Задание1. Используя различные источники географической информации, определите:

• количество населения Земли

• % населения региона от мирового

• страны численностью более 100 млн. человек

• прогноз численности населения Азии к 2025 году

Общая характеристика Зарубежной Азии

Политическая карта Азии


Давайте посмотрим видео про тенденции мировой демографии

Неоднородность стран Азии

Результаты выполненного задания оформите в виде рассказа.

Пример рассказа

Регион Зарубежная Азия – самый заселённый. Зная площадь региона и его количество населения, можно высчитать среднюю плотность. 135 чел. / км. (средняя плотность населения мира - 45 чел./км.)

Китай и Индия с численностью более 1 млрд. в каждой, а также: Индонезия (206 млн.). Пакистан (145 млн.), Бангладеш (133 млн.) и Япония (127 млн.).

На территории региона расположены 6 из 10 стран мира с численностью более 100 млн. человек. Это Согласно прогнозам демографов, население Азии к 2025 году составит 4,6 млрд. человек.

Такая большая численность населения объясняется тем, что большинство стран региона находится на стадии демографического взрыва, хотя в 90-х годах он пошёл на убыль. Рождаемость во многих странах региона очень высока, например, Оман-53 чел. на 1000 жителей, Палестина -52, Йемен и Афганистан – 50, Камбоджа-44, Ирак-43 и т. д.

Давайте немного отдохнем и посмотрим видео "Шокирующая Азия"


Иракские кочевники

Иракские кочевники

Но не все страны региона можно отнести ко 2 типу воспроизводства населения, которому характерны высокие показатели рождаемости и естественного прироста. К 1 типу воспроизводства населения относятся Япония, республика Корея, Израиль и Китай, где активно проводится демографическая политика, направленная на снижение рождаемости.

1. к каким языковым семьям относится население Азии;

2. наиболее крупные народы, представляющие языковые семьи;

3. примеры стран региона со сложным этническим составом.

Языковые семьи и народы мира

1. как размещается население по территории региона;

2. районы и страны с наибольшей плотностью населения;

4. причину большой численности, особенно мужского, населения в странах Персидского залива.


Рассказ учителя

Население региона зарубежной Азии исповедует различные религии: мировые и национальные (для сравнения, в Европе население исповедует одну мировую религию – христианство).

На юго-западе региона распространён ислам (мировая религия), подразделяющийся на два направления:

Мусульмане-сунниты (кроме священной книги Корана признают ещё Сунну) проживают в Саудовской Аравии, ОАЭ, Омане, Индонезии, Йемене, Пакистане, Афганистане, Турции, Сирии и др. странах.

Мусусльмане-шииты

Мусульмане-шииты (признают только Коран) проживают в Иране и немногочисленными группами в других мусульманских странах.

Мировую религию буддизм исповедует население Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии. На его основе возникли национальные религии в Монголии – ламаизм, в Китае – конфуцианство, в Японии – синтоизм, в Индии – индуизм. Одна из причин немногочисленного населения Монголии – религия, 40% мужского населения - это ламаистские монахи и священнослужители и поскольку они дают обет безбрачия, это сильно влияет на прирост населения. Демографы считают, что если бы не последствия ламаизма, то население Монголии могло бы составить в наши дни не 2,6 и 10 млн. человек.

Конфуцианство

Конфуцианство

Какой главный вопрос поднимается в этом видеоматериале? Выскажите свое мнение по этому поводу.


В Израиле исповедуют иудаизм. Христианство, третья мировая религия, также имеет своих приверженцев в странах Азии, но в сравнении с исламом и буддизмом – христиан не много. На основе данной характеристики можно сделать вывод, что религиозный состав населения Азии сложный. Азия – родина мировых и национальных религий.

Иудеи

Работа с понятиями

Дайте определения понятиям:

Закрепление выученного материала

1. Назовите особенности географического положения зарубежной Азии

2. Какое количество государств сегодня входит в Азию?

3. Назовите субрегионы Азии.

4. Расскажите о демографической ситуации.

5. Какие религии наиболее распространены в этом регионе?

Домашнее задание

  • Повторить пройденный материал по учебнику
  • Определить основные термины и понятия следующей темы
  • По желанию: написать короткую характеристику любой из стран зарубежной Азии

Заключение: вопросы, ответы, обсуждения

Сделайте обобщение материала, изученного на уроке в 15-20 фразах. Сдайте работы. На следующем уроке я оглашу результаты.

Спасибо за работу на уроке. Надеюсь, на следующем занятии вы будете еще более активны!

Использованные источники


Над уроком работали


Скомпонировано и отредактировано Любименко В.В.


Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме, где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав блог, Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, но и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. Гильдия Лидеров Образования открывает двери для специалистов высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.

© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний - Владимир Спиваковский

Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email:

Бажаєте виграти сучасний ноутбук для роботи та навчання?

Допоможіть нам стати краще - дайте відповіді на кілька питань та ставайте учасником розіграшу гаджета!

Серед інших призів - е-книга "Освітній вибух" В.Співаковського або -50% для продовження річної передплати на кейс-уроки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по географии 11класс

Доказать, что 21 век может стать веком Азии.

Рассмотреть своеобразие азиатского региона, его состав и геополитическое положение.

Дать хозяйственную оценку природным ресурсам и природным условиям, показать особую роль природно-ресурсного фактора в экономическом и социальном развитии стран.

Продолжить формировать умение работать с картами и таблицами, составлять развернутый план изучаемого материала в процессе проведения занятия.

Средства обучения: политическая карта Азии, карта полезных ископаемых мира, географические атласы для 10 - 11 класса, хрестоматия по экономической и социальной географии мира.

Организационный момент

определение готовности учащихся к уроку и конспектированию материала

постановка целей и задач урока

запись темы урока

актуализация опорных знаний

Какие ассоциации возникают у вас при слове Азия?

Конспект обучающихся должен включать следующие характерные черты стран Зарубежной Азии:

1. Отличительные особенности (облик) стран Зарубежной Азии:

Зарубежная Азия – один из очагов зарождения человечества, родина земледелия, искусственного орошения, городов, многих культурных ценностей.

Территория – 27,7млн. кв.км. (уступает только Африке)

Население – 3,75 млрд. человек (превосходит все другие регионы)

На политической карте Зарубежной Азии – более 40 суверенных государств (многие из них относятся к древнейшим в мире)

2. Неоднородность стран Азии (они очень разные)

Вывод: существует необходимость их классификации

3. Классификация стран:

а) по площади территории

б) по численности населения

Вопрос: как классифицируются страны по ГП, приведите примеры каждой группы азиатских стран.

- с приморским положением

г) по государственному строю.

д) по уровню социально-экономического развития:

- ЭРС (Япония и Израиль)

- нефтеэкспортирующие (приведите примеры и покажите на карте)

- НИС (приведите примеры и покажите на карте)

Комментарий учителя: эталоном, спусковым крючком для их политики догоняющего развития послужил опыт Японии, Японская модель развития. Экономисты говорят, что они полетели за Японией журавлиным клином или стаей летящих гусей.

- наименее развитые (Афганистан, Бутан, Бангладеш)

- социалистические (Китай, Лаос, Вьетнам, КНДР)

4. Политическая карта Зарубежной Азии (пресс-конференция)

Неоднородность стран и их колониальное прошлое вызывает обострение территориальных, политических и межнациональных проблем в регионе.

Претерпела большие изменения за последнее время.

Перед второй мировой войной в колониях и полуколониях жило 90% её населения.

В настоящее время почти все страны региона – суверенные государства.

Вопрос : колониями каких государств были азиатские страны?

Разобраться в хитросплетении судеб азиатских стран очень сложно, это под силу разве что опытному востоковеду, но среди нас есть начинающий востоковед, который постарается нам доказать, почему азиатский регион играет такую важную роль в современном мире. Проведём небольшую пресс-конференцию, участниками которой будем все мы.

1-й журналист:

Вопрос: почему говорят, что XXI век может стать веком Азии? Какие аргументы в пользу этого утверждения вы можете привести?

2-й журналист:

Вопрос : какие геополитические конфликты уже обозначились или намечаются в Азии?

Ответ: Азия – гигантское поле современных, а возможно, еще более потенциальных геополитических конфликтов.

В – третьих , опасность противостояния усугубляется тем, что три страны региона обладают ядерным оружием. Китай за 1964-1996гг. провёл 45 испытаний, а Индия с Пакистаном провели их в 1998г., после чего Индия объявила о моратории на дальнейшие взрывы.

В – четвертых , имеются и острые конфликты внутри одной и той же цивилизации: война 1980гг. между Ираном и Ираком, напряженные отношения между КНДР и Южной Кореей, сложные отношения между КНР и Тайванем.

Как вы думаете. Россия по своему менталитету больше европейская или азиатская страна?

( менталитет – образ мышления, мировосприятия, духовная настроенность )

1. Территория Зарубежной Азии протягивается с севера на юг почти на 7тыс. км.

2. Границы проходят по хорошо выраженным природным рубежам (горам и рекам). В ряде мест, например в Гималаях, это создает серьезные препятствия для экономических и других связей.

ЭГП характеризуется тремя главными чертами:

во-первых. Это соседское положение, которое во многом объединяет страны каждого из 5 субрегионов Азии

во – вторых, это приморское положение большинства стран, обеспечивающих выход к морям 3-х океанов, где проходят важнейшие мировые торговые пути

в – третьих, это глубинное положение некоторых стран, которое в целом значительно менее выгодно

Задание: обоснуйте эти особенности и приведите конкретные примеры (работа с учебником, стр. 223-224)

6. Субрегионы зарубежной Азии.

В составе Зарубежной Азии 5 СУБРЕГИОНОВ (крупных частей регионов, имеющих внутри себя специфические черты и особенности)

Центральная и Восточная Азия

Юго-Восточная Азия

Юго-Западная Азия

Средняя Азия

Работа на к/к: обозначить границы субрегионов, страны, входящие в них, их столицы. Значковым способом показать форму правления и политико-административного устройства.

Для чего единый историко-географический регион разделен на 5 частей? Не помешает ли это деление в создании общей характеристики Зарубежной Азии?

7. Природные условия и ресурсы

Практическое задание: используя карты атласа, стр. 225 учебника, определите, какими видами п/и обладают страны Зарубежной Азии. (класс делится на 4 группы, каждой из которых поручено по одному из субрегионов). Задание выполняется в виде составления таблицы и имеет примерно следующий вид:

1 группа – Юго-Западная Азия

В Азии 65% мировых запасов нефти. На одну Саудовскую Аравию приходится 25%. Ресурсообеспеченность составляет 94 года. Регион даёт и более 1/3 мирового экспорта нефти. По запасам природного газа 2-5 место занимают Иран, Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия

2 группа – Южная Азия

Индия лидирует по запасам марганцевых руд в мире

среди стран региона особенно выделяется индия большим разнообразием минерального сырья. Остальные страны бедны ресурсами.

3 группа – Юго-Восточная Азия

Индонезия занимает 2 место в мире по запасам олова (после Китая)

4 группа – Восточная и Центральная Азия

Китай занимает 1 место в мире по запасам и добыче каменного угля, высококачественной железной руды, вольфрама, олова, свинца.

самой богатой минеральными ресурсами страной является Китай.

Общий вывод:

В целом, минеральные ресурсы региона создают базу для развития тяжелой промышленности и отличаются большим разнообразием

Основные бассейны каменного угля, железных и марганцевых руд сосредоточены на Китайской и Индийской платформах.

В горных странах сосредоточены руды цветных и редких металлов.

Главное богатство региона – нефть, которая во многом определяет его роль в МГРТ. Запасы нефти сосредоточены в странах Юго-Западной Азии.

8. Природно-ресурсные предпосылки для развития сельского хозяйства.

Природно-ресурсные предпосылки для развития с/х очень разнообразны. Тем не менее, для большинства стран существует две главные проблемы:

Во-первых, это проблема недостатка земельных ресурсов (наличие больших горных массивов, пустынных и полупустынных пространств). Низкая обеспеченность пашней из расчета на душу населения в странах региона составляет всего 0,1-0,2га (стр. 32 учебника, рис.7).

Во-вторых, это проблема рационального использования агроклиматических ресурсов (запасы тепла на большей части территории региона обеспечивают вегетацию растений почти круглый год, а ресурсы влаги распределены крайне неравномерно). Многие страны используют искусственное орошение полей. Здесь находится ¾ орошаемых земель мира.

9. Лесные ресурсы.

Лесные ресурсы – одно из главных богатств Зарубежной Азии. По запасам древесины Азия уступает лишь Америке, причём 2/3 лесных ресурсов Азии приходится на долю России.

Задание: проанализируйте текстовую карту (стр. 32 учебника) и назовите страны, имеющие максимальный размер лесопокрытых площадей.

Задание: опираясь на показатели численности населения на форзаце учебника, вычислить обеспеченность лесными ресурсами на душу населения данных стран.


С помощью этого видеоурока учащиеся узнают о географическом положении зарубежной Азии по отношению к России. Рассматривают её природно-ресурсный потенциал. Особое внимание уделяется населению и хозяйству региона.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Общая характеристика зарубежной Азии"

Зарубежная Азия – это самый крупный по площади и населению регион мира, причём это первенство он сохраняет, по существу, на протяжении всего существования человеческой цивилизации.

Зарубежная Азия на карте мира


Зарубежная Азия – это один из очагов зарождения человечества, родина земледелия, искусственного орошения, городов, многих культурных ценностей и научных достижений. В основном в состав региона входят развивающиеся страны. Согласно классификации, принятой Организацией Объединённых Нации, в зарубежной Азии выделяются следующие субрегионы: Восточная Азия, Западная Азия, Центральная Азия, Юго-Восточная Азия, Южная Азия.

Классификация субрегионов Зарубежной Азии по ООН


В то же время указанная классификация не является единственной.

Все государства зарубежной Азии достаточно крупные по своей площади, двое из них, Китай и Индия, имеют статус стран-гигантов. Границы, которые разделяют государства зарубежной Азии, установлены согласно природным и историческим рубежам. Так, например, сухопутные границы Индии с большинством соседних стран (за исключением небольших участков границы с Пакистаном и Народной Республикой Бангладеш) проходят в труднодоступных и слабо освоенных горных либо пустынных районах. Такие условия сдерживают хозяйственное развитие приграничных территорий и затрудняют сухопутные связи между странами.

Экономико-географическое положение региона характеризуют три главные черты: во-первых, соседское положение, которое во многом объединяет страны каждого из субрегионов Азии. Во-вторых, глубинное положение некоторых стран, которое в целом значительно менее выгодно. Так, например, Монголия, расположенная в глубине материка, – самое большое по территории государство мира, не имеющее выхода к морю. Её связи с другими странами осуществляются в основном через транспортные системы России и Китая. В-третьих, приморское положение большинства стран, обеспечивающее выход к морям Тихого, Индийского и Атлантического океанов, где проходят важнейшие мировые торговые пути. Зарубежная Азия – это самый высокий регион мира; здесь находятся высочайшие горные системы и вершины мира. Обширные пространства занимают бессточные территории, а в некоторых регионах население страдает от избытка влаги. В соответствии с этим чрезвычайно разнообразна и растительность – от лесов, степей и пустынь умеренного пояса до влажных экваториальных лесов островов Юго-Восточной Азии. Зарубежная Азия в целом – регион с богатейшим природно-ресурсным потенциалом: значительны водные, гидроэнергетические и агроклиматические ресурсы. Колоссальны запасы минерального сырья, особенно нефти и газа, различных руд (железных, цветных металлов, олова) и многих других.

Природно-ресурсные предпосылки для развития сельского хозяйства в регионе также очень разнообразны. Тем не менее для большинства стран есть две главные проблемы. Во-первых, проблема недостатка земельных ресурсов. Наличие больших горных массивов, пустынных и полупустынных пространств оказывает сильное влияние на структуру земельного фонда, ограничивая в нём долю сельскохозяйственных, в особенности пахотных, земель. Во-вторых, проблема рационального использования агроклиматических ресурсов. Запасы тепла на большей части территории региона обеспечивают вегетацию растений в течение сельскохозяйственного сезона или даже круглый год. А вот ресурсы влаги распределены крайне неравномерно. Если в районах муссонного климата орошение применяется только в зимний период, то в засушливых тропиках и субтропиках Юго-Западной Азии оно необходимо в течение всего года. В целом в регионе почти весь водозабор используется для орошения. Здесь находится почти 3/4 орошаемых земель мира.


По общей площади таких земель Индия занимает первое место в мире, Китай – второе. Стоит отметить, что на значительной части территории региона природные условия (пустыни, высокогорья) вообще не позволяют людям заниматься сельским и лесным хозяйством.

По численности населения зарубежная Азия занимает внеконкурентное первое место среди всех крупных регионов мира. Население только Китая, Индии, Бангладеша, Индонезии, Пакистана, Японии составляет половину всего человечества.

Страны, население которых составляет половину всего человечества


Зарубежная Азия – родина всех трёх мировых религий: христианства, буддизма, ислама. Все они в течение многих веков и даже тысячелетий оказывали огромное влияние на политику, экономику, духовную культуру, воспроизводство населения, обычаи народов. Религия нашла широкое применение и в материальной культуре – мусульманских мечетях, индуистских храмах, буддийских пагодах и монастырях. Да и сегодня её влияние на все стороны жизни людей остаётся очень большим.

Зарубежная Азия – сельский регион. Примерно 60 процентов его населения – это сельские жители. Размещение населения в регионе отличается особенно большой неравномерностью. Здесь на одном полюсе присутствуют густонаселённые приморские равнины, долины и дельты рек, на другом – редконаселённые пустыни и полупустыни, высокогорья, тропические леса.

Определённое влияние на размещение населения зарубежной Азии оказывают его международные миграции. В наибольшей мере это относится к нефтедобывающим странам Персидского залива, которые, как вы уже знаете, превратились в один из главных мировых центров привлечения трудовых ресурсов. Основными сферами деятельности трудовых мигрантов являются нефтяная промышленность, строительство, транспорт, сфера услуг. В Саудовской Аравии трудовые мигранты составляют 60 % всех занятых, в Кувейте – 60 %, а в Объединённых Арабских Эмиратах – даже 90 %.

В большинстве стран зарубежной Азии основу экономики составляют аграрный сектор и добывающая промышленность. Обрабатывающая промышленность получила развитие только в Японии, новых индустриальных странах, Китае, Индии, Израиле и Турции. В международном географическом разделении труда страны зарубежной Азии в наибольшей степени связаны с нефтедобычей (Персидский залив), добычей и производством олова (Юго-Восточная Азия), автомобиле- и судостроением (Япония, Китай и Южная Корея), продукцией электротехнической про­мышленности и электроники (Япония, Китай), роботостроением (Япония), химической промышленностью (Япония, Китай, Тайвань), продукцией лёгкой промышленности (Китай, Индия, Турция).


Сбор чая на Шри-Ланке


Читайте также: