Конспект и презентация 1 класс школа россии звук и буква й

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.docx

План урока по обучению грамоте 1 класс ФГОС НОО.

(УМК «Школа России)

Тема: Согласный звук [ й]. Буквы Й,й

Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.

дать характеристику звука, показать зрительный образ-букву, создать условия для закрепления навыка слогового чтения;

способствовать развитию внимания, фонематического слуха;

способствовать воспитанию уважительного чувства к ветеранам ВОВ, патриотического чувства.

УУД на уроке:

Познавательные:

Умение ставить цели к уроку;

формируется умение читать, осмысливать прочитанное;

строить речевые высказывания.

Коммуникативные:

работать в группе, слушать собеседника и вести диалог;

договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;

проявлять активность во взаимодействии в игре для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные:

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

оценивать себя, границы своего знания и незнания;

вырабатывать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, адекватно воспринимать предложения учителя..

Личностные:

Проявлять интерес к изучению темы, осознание своей успешности на уроке,

развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим.

Оборудование: карточки-буквы, слоговая таблица, иллюстрации-схемы, мультимедиа проектор, ноутбук.

- Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. Повернитесь к соседу, улыбнитесь; повернитесь к гостям – улыбнитесь, ко мне – улыбнитесь.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя по утру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Очень много бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять

Учитесь тайны открывать!

- Присаживайтесь. Скажите, а какие такие тайны мы открываем с вами на уроке обучения грамоте?

Эмоционально-положительный настрой на урок.

-Изучаем буквы, звуки, учимся читать и т.д.

Создание условий для возникновения потребности включения в деятельность.

Коммуникативные УУД:

-формировать умение слушать и понимать других.

Личностные УУД:

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

II . Актуализация изученного

- Отгадайте загадку:

Сели на странички
Тридцать три сестрички.
Сели рядом – не молчат,
Нам загадки говорят.
(Буквы)

Правильно, это буквы. Мы с вами уже много изучили различных букв, узнали их тайны и секреты. Давайте их вспомним.

Посмотрите на доску. (Приложение 3) Вы видите буквы. На какие группы можно разделить буквы и почему?

- Гласные буквы, на какие группы еще можно разделить?

- Согласные буквы, на какие группы можно тоже разделить?

Обозначающие твердость и мягкость согласных.

Имеют два звука и один.

- парные; только мягкие – твердые.

Познавательные УУД

формирование логических универсальных действий:

сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

подведение под понятие, выведение следствий.

III . Введение в тему урока.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

Из железа тучка,

А из тучки ручка.

Это тучка по порядку

Полила за грядкой грядку. (Лейка)

Он стоит на полке в склянке,
Лечит ссадины и ранки.
До чего же сильно жжет!
Догадались? — Это. (Йод)

Фруктовый он и сливочный,
На свете всех вкусней!
Он в пластиковых баночках
Для взрослых и детей. (Йогурт)

- Что объединяет эти слова?

-Определите тему сегодняшнего урока.

-Во всех слова есть [Й]

-Звук [Й]. Буквы Й, й

Познавательные УУД

формирование логических универсальных действий:

сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

подведение под понятие, выведение следствий.

IV .Постановка учебной задачи. Планирование уч. действий.

- Сформулируйте цель сегодняшнего урока.

-Молодцы! Скажите, а в каких ситуациях мы уже упоминали [Й]?

-Правильно. В этих случаях [Й]образует слияние. А как вы думаете, есть ли в русском алфавите буква, которая обозначает [Й] в не слиянии?

-Дать хар-ку [Й], познак-ся с буквами обозначающими это звук. Научиться читать слова, предложения, текст с этими буквами и т.д.

- Когда изучали буквы Я, Е, Ё

Умение ставить цели к уроку;

V . Открытие детьми нового знания.

I . Выделение и характеристика [Й ]

- Напомните правила работы в группе. Слайд 5

- В группе исследуйте звук [й] по плану: Слайд 6

1. В какой части слова находится данный звук

2. Гласный или согласный

3. Твердый или мягкий

4. Звонкий или глухой

Слайд 7 Вывод: согласный, мягкий всегда, звонкий.

- Молодцы! Ребята подготовили небольшие стихотворения. Послушайте и постарайтесь запомнить все слова со звуком [ й].

II . Знакомство с буквами Й,й Слайд 8

- А какой буквой этот звук обозначается?

– На какую букву похожа буква й ? Даша Щербакова приготовила интересный материал про букву й.

III . Чтение слогов и слов с буквой Й

Работа в парах: чтение слогов по слоговой таблице. (Приложение 2)

- Назовите среди прочитанных вами слогов, слоги которые являются и словами:

1. слог - слово, которое вы произнесете, если испугаетесь;

2. слог – слово, которое вы произнесете, если вас неожиданно укусит комар;

3.слог – слово, которым вы можете указать на девочку, не называя ее имени.

Слайд 9 Чтение слов: йод май майка

йогурт герой чайка

Работа в группе по плану, формулировка вывода: согласный, мягкий всегда, звонкий.

Он сгибается под ношей Он ползёт уже с трудом. Но зато какой хороший Муравьи возводят дом!

В лес дремучий я пойду,

Зайца серого найду,

Принесу его домой

Будет это зайка мой!

Это интересно!

Буква й введена в азбуку в 276 лет назад, хотя её начали употреблять гораздо раньше.

Коммуникативные УУД (умение работать в паре)

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные УУД (формируем умение высказывать своё предположение, строить план действий)

VI . Первичное закрепление

- По какому признаку слова разделены на столбики?

- Прочтите еще раз слова, в которых Й в конце слова. А какая тема объединяет эти слова? Слайд 10

-А как мы, русский народ отмечаем это праздник?

Работа по учебнику, с.35

- Я предлагаю открыть учебник на с.35 и продолжить разговор на эту тему.

Кого вы видите? Что происходит? Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте? Давайте проверим наше предположение, прочитав его.

- А вот ребята провели дома исследования этих слов и выяснили, что они означают.

Снайпер- 1. Специально обученный стрелок, поражающий цель с первого выстрела, в совершенстве владеющий маскировкой и наблюдением. 2. О том, кто действует метко и чётко (обычно о спортсмене).

Отвага – Смелость, бесстрашие, храбрость. Проявить отвагу. Медаль "3а отвагу".

- По расположению Й в словах: в начале, середине , конце.

- Весна, 9 мая, День победы…..

- Митинги, поздравляем ветеранов, и т.д.

Самостоятельное чтение, чтение вслух по цепочке.

По возрасту человек пожилой, а в душе молод: шутит, веселится, не унывает.

Познавательные УУД

смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

VII. Рефлексия

- Подошел к концу урок.

Скоро прозвенит звонок.

А сейчас я предлагаю

Вместе подвести итог.

А помогут нам в этом слова – помощники. Слайд 11 Продолжи…

Я вспомнил …

Я научился …

Регулятивные УУД:

Формирование умения принимать ответственность за результаты своей деятельности.

Проведение рефлексии с применением: вопросов.

VIII. Самооценка

- Оцените свою работу на уроке. Если на все пункты вы смогли четко ответить что вы узнали, чему научились - зеленый смайлик; если испытывали затруднения, были в чем- то не уверены - желтый; и если ни чего не узнали, было не интересно и вообще скучно - красный.

- Спасибо ребята за урок! Вы молодцы.

Регулятивные УУД: Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия.

Выбранный для просмотра документ Презентация урока Буква Й.pptx

Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1- а классе Выполнила: Т.А. Фе.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1- а классе Выполнила: Т.А. Фе.

 ProPowerPoint.Ru

 ProPowerPoint.Ru

Работа в группе Правила 1. Работаем дружно 2. Важно мнение каждого 3. Распред.

 [ Й’] гласный согласный твёрдый мягкий звонкий глухой ProPowerPoint.Ru

 [ Й’] согласный мягкий звонкий ProPowerPoint.Ru

Прочитай слова й о д м а й ма й ка йо гу р т ге ро й ча й ка ProPowerPoint.Ru

 ProPowerPoint.Ru

Работа с учебником Азбука, с. 35 ProPowerPoint.Ru

Рефлексия ProPowerPoint.Ru

Сбор информации http://beautiful-all.narod.ru http://mirgif.com http://www.go.

Выбранный для просмотра документ Приложения 1-3.docx

Приложение 1

hello_html_m205b71d8.jpg

hello_html_m6b637913.jpg

hello_html_14842d42.jpg

hello_html_m639a6636.jpg

hello_html_668972f4.jpg

Приложение 2

Приложение 3

Краткое описание документа:

Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Тип урока: урок "открытия" нового знания. Цель: создание условий для осознания и осмысления нового материала. Урок сопровождается презентацией, наглядным материалом, соответствует требованиям современного урока. Обучение по УМК "Школа России"

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 887 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 24.12.2016 14958
  • RAR 4.2 мбайт
  • 1759 скачиваний
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Федорова Татьяна Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

2). 19 января - большой прздник - Крещение. И сейчас стоят настоящие Крещенские морозы. Это название пришло к нам давно. И 100, и 200 лет назад на Крещение стояли сильные морозы, как и сегодня. Поэтому люди их так и назвали Крещенские морозы.

3). Посмотрите в окно.

IV. Выделение нового звука

1). Расскажите, какой сегодня день?

Зимний, морозный, холодный, пасмурный.

Какой звук вы произносите в конце всех слов? [й`].

2). Представьте, что вы порезали пальчик.

Как вы вскрикните? - Ай! Ой!

Какой звук вы произносите в конце этих слов? [й`].

3). А чем надо помазать ранку? - Йодом.

Какой звук вы произносите в начале слова йод? [й`].

4). Звук [й`] мы уже встречали в начале слова или после гласных. Он обозначался буквами е, ё, я.

Расскажите, что вы знаете про звук [й`].

Это звук согласный, всегда мягкий, звучит звонко.

Сегодня на уроке мы научимся распознавать звук [й`] вне слияния в конце слогов, в середине и в конце слов, научимся читать и печатать букву й и слова с этой буквой.

Тема урока "Звук [й`], буква Й, й".

VI. Фонетическая подготовка.

1). В картинном словаре определить положение звука в слове?

На доске иллюстрации: Айболита, Незнайки, воробья, сойки, жука скарабея, муравья, майского жука, майки, трамвая, троллейбуса,

Вывод: чаще всего звук [й`], обозначающий букву й, встречается в середине и в конце слова. В начале слова й встречается редко. Вам надо запомнить три таких слова: йогурт, йод, йог.

2). Игра "Узнай звук".

Если есть в слове звук [й`], хлопайте в ладоши, если нет руки кладёте перед собой.

Слова: лиса, чайник, игрок, лицо, ножницы, соловей, автобус, хитрый, ноки, машина, змей, имя, чай, получай.

  • чашка - чайка
  • леска - лейка
  • лапка - лайка
  • галка - гайка
  • речка - рейка

VII. Знакомство с буквой Й, й.

  • На что похожа буква Й?
  • В чём разница?

Букву Й зовут "И кратким".
Й как И в твоей тетрадке.
Чтоб Й не путать с И
Сверху галочку пиши.

3). На ленте букв буква й изображена зелёным цветом. Для чего? Чтобы помнили, что звук [й`] согласный, всегда мягкий.

VIII. Работа с буквой.

1). Напечатать буку Й на доске. Вот так пишется эта буква.

2). Если буквы станут в ряд

Сразу все заговорят.

Игра "Дополни словечко".

Дети дополняют слова буквой й.

  • ша_ба
  • добры_
  • _огурт
  • _од
  • изуча_те

4). Сегодня утром в класс пришло письмо от нашего библиотекаря. Она пишет, что кто - то перепутал буквы в названиях сказочных героев К.И.Чуковского и просит вас ей помочь.

Кот играет на баяне,
Зайчик наш на барабане,
Ну а ослик на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если будешь помогать,
Будем вместе мы играть.

X. Прослушивание аудиозаписиз сказки "Два хвостика".

Послушайте сказку про мальчика - художника. И подумайте, как мы можем помочь бедному зверьку, которого нарисовал мальчик?

На обратной стороне доски написано слово заика. Дети исправляют букву И на Й. Объясняют, какой хвостик забыл написать мальчик.

XI. Работа со звуковыми схемами.

Слого-звуковой анализ слова зайка. Если в середине слова звук [й`], то слог всегда заканчивается этим звуком. Составление схемы на доске и на партах.

Вывешивается иллюстрация зайки.

XII. Работа с учебником. Развитие речи.

1). Откройте учебник "Русская азбука" на с. 36 - 37.

Обратить внимание, что буква Й бывает и заглавная и строчная.

2). Чтение пословиц, объяснение смысла.

3). Работа с иллюстрацией. Воины русской армии разных времён.

Наша страна очень большая и поэтому чужеземцы не раз пытались отвоевать часть земли. Но русская армия всегда была сильной и не позволяла врагам захватить землю русскую.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока и презентация для 1 класса (урок обучения грамоте).

Цель урока: знакомство с новым звукой и его буквой в форме игры-путешествия.

Данный урок был дан на конкурсе "Учитель года". Открытый урок с применением ИКТ. Также на уроке педагог был в роли Лесной Феи, которая вместе с учениками помогала маленькому зайчику вернуться домой.

Учитель: Юдина Ольга Геннадьевна

Урок: обучение грамоте

Тип урока: объяснение нового материала.

Методика: комплексная система Г.А.Бакулиной.

Цель урока: Знакомство с новым звуком и буквой, который его обозначает, формирование интеллектуальных качеств у младших школьников, развитие мышления, памяти, воображения.

Задачи урока: 1. Познакомить детей с новым звуком и буквой, учить отличать новый звук и букву от других звуков и букв.

2. Совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения.

3. Развивать память, внимание, речь, мышление и наблюдательность младших школьников.

Формирование темы и цели урока.

Знакомство с новым звуком.

Знакомство с новой буквой.

Чтение слов с новой буквой.

Организационный момент.

Минимобилизирующий этап.

У: Здравствуйте, вы узнали меня? Я, Лесная Фея! С одним из моих обитателей случилось несчастье. Он потерялся. А вот и он – Зайчик. Он просит помочь ему найти дорогу домой. Вы поможете мне, ребята, найти дорогу до дома Зайчика? Тогда отправляемся в путь. Может, кто по пути нам, подскажет куда идти.

У: Вы слышали? Что это за звук? А попали мы к Вороне. Ворона очень умная и наверно знает, где живёт Зайчик. Она сказала, что укажет нам направление, куда идти только тогда, когда мы поможем выполнить ему одно задание. Поможем выполнить задание Вороне?

Формулирование темы и цели урока.

У: Посмотрите на доску и назовите предметы, которые на ней изображёны.

(На доске расставлены в ряд картинки с изображением майки, чайник, гайки, лайка, чайка.)

У: Постарайтесь запомнить их в указанном порядке. А сейчас закройте глаза.

(Учитель в это время делает в ряду предлагаемых картинок перестановку.)

У: Откройте глаза. Расскажите, как располагались картинки первоначально, как они располагаются сейчас, что изменилось.

Д: (Ответ даёт один ученик.) Первоначально картинки стояли так: майка, чайник, гайка, лайка чайка. Сейчас они расположены так: чайка, лайка, гайка, чайник, майка. Поменялись картинки с изображением чайник и лайка, майка и чайка.

У: Назовите новый для вас звук, который вы услышали в словах, и сформулируйте 1 часть темы нашего сегодняшнего урока.

У: Рассмотрите изображения букв, выделите одну из них по трём признакам и сформулируйте 2 часть нашего урока.

(На доске буквы: а, о, и, у, Й, ё, ы)

Д: Я предлагаю исключить букву й. Она одна заглавная, все остальные строчные; она одна согласная, все остальные гласные; эту букву мы не изучали, а с остальными знакомы.

У: А теперь сформулируйте тему урока полностью.

У: Отталкиваясь от темы урока и опираясь на слова-помощники, сформулируйте цели нашего урока:

познакомиться с … звуком и с новой …;

учиться отличать новые … и … от других звуков и букв;

учиться читать … и … с новой буквой.

(Дети, сопоставляя тему урока и содержание данной записи, восстанавливают её и формируют самостоятельно цель урока).

Д: Цель нашей работы такова:

познакомиться с новым звуком и новой буквой;

учиться отличать новые звук и букву от других звуков и букв;

учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

У: Ворона сказала, что надо идти сначала прямо, а потом направо и мы сможем найти Муравья, может он знает дорогу до домика Зайчика. Ну, что в путь?

Знакомство с новым звуком.

У: Вот наконец-то, мы дошли. А вот и Мышонок. Мышонок сейчас очень занят. Он просит ему помочь в одном трудном задании. Он никак не может понять, какой последний звук в слове трамвай. Поможем, ребята?

У: Произнесите слово трамвай, выделяя в нём последний звук.

Д: Трамва-й-й.

У: Назовите выделенный звук.

Д: Это звук [й].

У: Произнесите несколько раз звук [й]. Что происходит с губами и языком при его произношении?

Д: При произношении звука [й] губы раскрыты не широко. Между зубами образуется небольшая щель. Середина язычка касается нёба.

У: Произнесите звук [й] ещё раз. Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении; как образуется этот звук: твёрдо или мягко. Сделайте необходимые выводы.

Д: При произнесении звука [й] воздух встречает преграду, препятствие. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос и шум. В ушах есть звон. Значит, он звонкий. Звук [й] произносится мягко, значит, он мягкий.

У: Охарактеризуйте коротко звук [й].

Д: Звук [й] согласный, звонкий, мягкий.

У: Мышонок послушал ваши рассуждения, сделанный вами вывод и сказал мне, что в характеристике звука [й] требуется кое-что уточнить. Он предлагает, чтобы уточнение вы внесли сами. Мышонок просит вас назвать слова, в которых звук [й] был бы глухим и твёрдым.

(Дети называют слова со звуком [й].)

У: Вы назвали много слов со звуком [й], но среди них нет ни одного слова, в котором этот звук был бы глухой и твёрдый. Я тоже таких слов не знаю. Какой мы можем сделать вывод?

Д: Звук [й] согласный, всегда звонкий, всегда мягкий.

Д: В слове Трамвай – 7 букв, 7 звуков, 2 слога.

У: Сколько звуков в 1 слоге?

Д: В первом слоге – 4 звука.

У: Сколько звуков во 2 слоге?

Д: Во втором слоге – тоже 3 звука.

У: Мышонок сказал, что идти нам надо через сосновый лес. Там живёт Белка, она укажет нам дорогу дальше.

Знакомство с новой буквой.

У: Вот и мы и дошли до соснового леса. Где же Белка? А вот она. Прыгает с ветки на ветку. Белка узнала, что мы с вами познакомились с новым звуком. А с каким?

Д: Звук [й] – согласный, всегда звонкий, всегда мягкий.

У: Белка предлагает нам вместе с ней найти букву, которая обозначает звук [й]. Я буду показывать буквы, а вы вам встретится знакомая буква, вы хором громко назовёте её, а если встретится незнакомая буква, то захлопаете в ладоши.

(Учитель показывает буквы и дети хлопают в ладоши при виде букву Й, учитель показывает эту букву детям).

У: Вот вы и поприветствовали новую букву. А как она называется?

У: На какую букву похожа буква Й?

Д: Буква Й похожа на букву И, только у неё сверху есть значок, похожий на запятую.

У: Вместе с Белкой скажем дружно,

Букву Й запомнить нужно,

Это буква непростая,

Голос краток и сердит,

Потому что запятая

На её плечах сидит.

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

Ты её шапку подари –

Станет краткой буква И.

У: Белка спрашивает, а в какой квадратик на ленте букв мы поместим букву Й?

Д: Букву Й поместим в синий квадратик, потому что она согласная.

У: А как вы думаете, почему букву так назвали?

Д: При произношении произносим коротко [й].

У: Белка нам указала путь. Она сказала идти прямо по тропинке через мостик. В путь, друзья!

Чтение слов с новой буквой.

У: Ох, как далеко убежал Зайка от дома. Вот мы прошли мостик и оказались на полянке. Смотрите, кто это там за ёлочкой? Да это же Ёжик. Ёжик очень мудрый зверёк. Он очень любит читать и предлагает вам прочитать слова с новой буквой, которые вы видите на грибах.

(Учитель обращает внимание на грибах, на которых написаны слова с буквой Й, дети читают хором.

Май, лай, дай, мой, вой, рой, пей, лей.)

У: Ёжик просит вас внимательно посмотреть на яблоки, которые у Ёжика в корзинке. На яблоках вы видите слоги. Как вы думаете, какое задание придумал для вас Ёжик?

Д: Если есть слоги, значит нужно составить из них слова.

У: Составьте из слогов слова.

(В корзинке яблоки, на которых написаны слоги:

Во-ро-бей, сой-ка.)

Д: Из данных слогов составить можно слова: воробей, сойка.

У: По какому признаку можно объединить эти слова в одну группу?

Д: Эти слова можно объединить в одну группу – так как это названия птиц.

Физкультминутка.

У: Ребята, Зайчик устал идти. Он предлагает вам поиграть вместе с ним в игру. Я буду называть вам слова, а если в названном мной слове есть звук [й], вы прыгаете как зайчики. А если такого звука нет, вы приседаете. Запомнили?

Каравай, герой, портфель, чай, бой, тарелка, скамейка, скакалка, лейка, аптека, чайка, муравей, трамвай.

Работа по учебнику (чтение текста).

У: Ёжик очень любит читать книги о войне и предлагает вам открыть учебник на странице 159, посмотрите и скажите какую букву вы видите в правом верхнем углу учебника?

Д: Мы видим букву Й краткую.

У: Со словом трамвай мы уже познакомились.

У: Найдите ниже текст, прочитайте его шёпотом. (Дети читают.)

(Дети по цепочке читаю текст про дедушку на стр. 159.)

У: Кем был дедушка на войне?

Д: Дедушка на войне был солдатом.

У: Что есть у дедушки?

Д: У дедушки есть медаль за отвагу.

У: Что говорит мама о дедушке?

Д: Мама говорит, что дедушка стар, но душа у него молодая.

У: Как вы понимаете эту фразу?

Д: Это значит, что у дедушки старый, седой, а сам он чувствует себя молодым, ещё очень быстро ходит, много работает.

У: Рассмотрите на рисунке воинов разных времён. Опишите одежду и оружие солдат. Чем одежда и оружие отличается от нашего времени?

Д: На рисунке изображены богатыри с мечами и в кольчуге, воины в треугольниках, с саблями, а воины нашего времени в защитного цвета формах, с автоматами.

У: Прочитайте про себя на странице 158 пословицы, вы их прочитаете дома и объясните, как вы понимаете их смысл?

У: Ёжику понравилось, как вы читали. И он сказал, что домик Зайчика прямо за его полянкой. И правда вот и домик. Обрадовалась Зайчик. Я предлагаю вам украсить у домика Зайчика его клумбу. Он очень любит цветы. На столах у вас цветы двух видов: красный и жёлтый. Если вам понравилось наше путешествие, то прикрепите к клумбе Зайчика красный цветок, а если вы не знаете – понравился вам урок или нет, то жёлтый.

У: Вот и закончилось наше путешествие. А мы давайте вернёмся к поставленным вами целям и посмотрим, все цели были реализованы? С каким звуком и какой буквой мы сегодня познакомились на уроке?

Д: Мы познакомились со звуком [й] и буквой Й краткой.

У: Дайте характеристику звука [й].

Д: Звук [й] согласный, всегда звонкий, всегда мягкий.

У: Что больше всего запомнилось на уроке?

У: За оказанную помощь Зайчик дарит вам на память свою фотографию, где написано спасибо за помощь!

У: Урок окончен.

Бакулина Г.А. Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе. – Киров: Изд-во ВГПУ, 200.- 244 с.

Обучение грамоте. 1 класс.

учитель начальных классов, I категории,

Юдина Ольга Геннадьевна




а о и у Й ё ы е

Цели урока:

Цели урока:


Й краткая





Цели урока:

Цели урока:

  • познакомиться с … и … ;
  • учиться отличать … и … ;
  • учиться читать … и ….


-75%

t1570389001aa.jpg

– Сегодня у нас праздник новой буквы. Вам с гостями нужно поучаствовать в весёлых конкурсах.

– Послушайте стихотворение. Читает подготовленный ученик.

Быстро бегает джейран –
Грузовик опередил.
Ловко плавает кайман,
Потому что крокодил.
Чайка здорово летает
И парит легко, как пух.
Лайка просто так не лает –
Пёс – охотник, пёс – пастух.

– Кто к нам пришёл на праздник? (Джейран, кайман, чайка, лайка)

Джейран – небольшой быстроногий козлик, который живёт в пустыне.
Кайман – длинный зубастый крокодил.
Чайка – водоплавающая птица.
Лайка – порода охотничьих собак.

– А почему именно они пришли к нам в гости? Кто догадался? (В словах есть одинаковый звук [й'])
– Кто догадался, какова тема урока? (Звук [й'], буква й.)
– Чем мы будем заниматься на уроке? (Искать в словах звук [й'], читать слова с буквой й, писать эту букву …)
– Да, сегодня у нас именинница й, поэтому мы должны всё узнать о звуке [й'] и букве й.

--- Хлопните в ладоши, если вы услышите [ й ] в словах:

лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, муравей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, змей, имя, чай.

--- Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке?

Знакомство с буквой Й, й.

6. Работа по теме урока.

– Что можете сказать о звуке [й']? (Он согласный)
– Какие бывают согласные звуки? (Твёрдые и мягкие)
– Произнесите этот звук мягко, а затем твёрдо. Что заметили? (Этот звук никогда не бывает твёрдым, он всегда мягкий)

t1570389001ab.jpg


– Какой буквой обозначается на письме этот звук? (Буквой Й. Показ учителем этой буквы.) --- Чайка нам принесла букву Й, й.

Эта буква не простая,

Голос краток и сердит,

Потому что запятая

На ее плечах сидит.

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

--- Показ печатных букв Й, й.

Заскучали буквы в алфавите.

-Споем?- сказала одна своей соседке.

-Я не умею, - грустно сказала та.

-А ты попробуй. Пой, как я: и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и.

-И правда, не умеешь. Странно: все гласные поют, а ты нет.

-Согласная, что ли?

-Ну, и кому ж ты такая нужна?

-Всем нужна. Видишь, я стою в алфавите.

-Стои - жалко, что ли.

-Ну, хорошо, стой. А зачем у тебя этот знак?

7.Работа с учебником.

Работа с иллюстрацией .

- Как назвать одним словом людей, изображённых на иллюстрации?

- Почему здесь мы видим воинов в разной форме и с разным видом оружия? (Воины в русской армии разных времён)

- Наша страна очень большая и поэтому чужеземцы не раз пытались отвоевать часть русской земли. Но наша армия всегда была сильной и не позволяла врагам захватывать свои земли.

- Как называлась одежда древних воинов? (Кольчуга)

- А что защищало голову ? (Шлем)

- В верхней части иллюстрации изображён воин армии царя Петра Первого. У них совсем другая форма.

- Сможете найти здесь воина наших дней?

Чтение рассказа на стр. 35.

Посмотрите на иллюстрацию на соседней странице. Можно ли сказать, что на ней тоже изображён воин? (Можно, но он уже не воюет, потому что старенький.)

Читаем текст под иллюстрацией.

- Кем был дедушка на войне?

- Кто такой снайпер ? (Человек, который хорошо стреляет.)

- Какое слово является синонимом к слову снайпер? (стрелок)

(смелость, храбрость, решительность, мужество, героизм, бесстрашие…) – всего 18 синонимов!

- Что говорит мама о дедушке?

- Как вы понимаете эту фразу?

8.Закрепление пройденного материала.

1) Работа в парах

- Я показываю вам схему слова, а вы ищите на карточках слово, подходящее к данной схеме.

ВОЙНА ГЕРОЙ ВОИН СНАЙПЕР

-Как вы думаете, почему мы с вами всё ещё допускаем ошибки в определении звукового состава слова? (Трудно. Не внимательны)

2) образование однокоренных прилагательных от имен существительных

Когда в нашей стране начиналась война, то люди всегда вставали на её защиту. Каким человек должен быть, чтобы стать героем, защитником своей страны, матери, девочки, маленького котенка?

Сегодня мы опишем мальчиков на картинке, используя родственные слова:

Добро- добрый зло- злой ум-умный глупость-глупый лень-ленивый труд-трудолюбивый

Какой мальчик вам нравится? А какой не нравится?

Давайте дадим описание мальчика, который в будущем сможет своими делами сберечь нашу планету по имени Земля.

Какая буква встречалась в словах, которые вы образовали?

Слайды 14-29

2) Игра в антонимы.

БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ ВЫСОКИЙ – НИЗКИЙ

КРИВОЙ – ПРЯМОЙ БЕЛЫЙ – ЧЁРНЫЙ

УЗКИЙ – ШИРОКИЙ ДАЛЁКИЙ – БЛИЗКИЙ

КОРОТКИЙ – ДЛИННЫЙ ТОЛСТЫЙ – ТОНКИЙ

- Бегать, слушать, прыгать, танцевать, улыбаться, умываться, думать, делать, хлопать, стирать, убирать, гулять, поливать, собирать.

Читайте также: