Музыкальные инструменты фортепиано 2 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 2246 0

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект пробного урока музыки,

проведённого студенткой 32 группы

Королёвой Дарьей Сергеевной.

Методист:_____________/Маркина М.В../

Учитель:____________/Анохина Л.И. /

Дата проведения: 02.10.2018

Оценка:____________

Цель урока: формирование представлений об устройстве фортепиано, о значении слов: форте, пиано, фортепиано, рояль, пианино, пианист.

Планируемые результаты обучения

Предметные

Ученик будет уметь: сравнивать звучание музыкальных инструментов пианино и рояля.

Метапредметные

Познавательные УУД: (у учащегося будут сформированы)

- знания о музыкальных инструментах;

значения слов форте, пиано, фортепиано, пианино, рояль;

Регулятивные УУД:

- навык самостоятельно выделять и формулировать цель данного урока.

Коммуникативные УУД:

- умение строить речевое высказывание в устной форме, использовать музыкальную терминологию

Личностные:

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2мин).

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-6 мин).

III. Выявление места и причины затруднений (2 мин).

IV. Построение проекта выхода из затруднения (1-2 мин).

V. Реализация построенного проекта (5 мин).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (9 мин).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (6 мин).

VIII. Включение в систему знаний повторение (10мин).

IX. Рефлексия УД на уроке (3 мин)

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1 мин).

Цель этапа:выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

- Здравствуйте! Меня зовут Дарья Сергеевна сегодня урок музыки проведу я.
- Поприветствуем всех. Кто время нашёл и к нам на урок сегодня пришёл.

-Какой теме посвящена эта песня?(Россия- Родина моя), и нписал эту песню Г, Струве.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (5-6 мин).

Цель этапа: актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

-Ребята, давайте проверим домашнее задание. (Проверка)

-Давайте продирижируем мелодию из этого произведения( Дирижируют и сразу слушают фрагмент произведения в исполнении симфонического оркестра)

III. Выявление места и причины затруднения (1 мин).

Цель этапа:организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

-Ребята, как вы считаете, сейчас звучал один инструмент, или целый оркестр? (Симфонический оркестр)

-А когда вы пели песню? (звучал один инструмент)

IV. Построение проекта выхода из затруднения (постановка цели) (1 мин).

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Итак, сегодня мы говорим о музыкальных инструментах. Какому же музыкальному инструменту мы посвятим наш урок? (Ответ детей : пианино)

V. Реализация построенного проекта (5 мин).

Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Клавиатура рояля такая же как у фортепиано, но звучит более мощно и ярко.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (10 мин).

Цель этапа: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (6 мин).

Цель этапа: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

Почему выбрали маршевость? (поступь, интонации и ритм движения, четкий размеренный шаг)

2)Анализируем регистр, темп, характер исполнения (легко, тихо, прозрачно: приходим к выводы, что под него маршируют игрушки)

3)Маршируем под музыку на местах смело, четко, легко, ведь солдатики деревянные(пальчиками маршируем по парте)

4)Находим на карточке, название произведения.

1)чем отличается эта музыка о предыдущей(спокойная, нежная плавная)

4)Находим на карточке название.

1)что всего удобнее делать под эту музыку?(танцевать);

3)пластическое интонирование руками(танцуем руками, корпусом)

4)находим название на карточке

1)найдите к какому из названных произведений Чайковского созвучно музыкальное произведение.

2)анализируем, что созвучно, чем отличается?

3)находим на карточке.

1)находим похожее произведение;

2)анализируем, что созвучно, чем отличается;

3)находим на карточке.

1)находим похожее произведение;

2)анализируем сходство и различие.

4)находим на карточке.

VIII. Включение в систему знаний и повторение (8 мин).
Цель этапа: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.
Дети делают вывод, отвечая на вопросы:

1)Похожи ли названия музыкальных альбомов и пьес, входящих в них?

2)Находим сходство в характере, настроениях, интонации.

Вместе поем песню по строчке.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин).

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Цель : Показать достоинства инструмента фортепиано, его выразительные возможности .

Задачи : Образовательные : Расширить знания о музыкальных инструментах

Развивающие : Развивать музыкальное воображение, творческие способности.

Воспитательные : Воспитывать эмоциональное отношение к музыке, интерес к классической музыке, музыкальным инструментам.

- определять характер, настроение, интонационную и жанровую основу музыки;

- объяснить значение слов: форте, пиано, фортепиано, рояль, пианино;

- показать строение и механику работы фортепиано;

- познакомить с творчеством П.И.Чайковского.

Регулятивные: распознавать на слух музыкального произведения.

Познавательные: определять и сравнивать характер и настроение музыкального произведения.

Коммуникативные: выражать свои впечатления, выслушивать иную точку зрения, вести диалог.

Личностные: побуждение эмоционального отклика на прослушанное музыкальное произведение.

УМК: Музыка. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2012.

- Да, это фортепиано.

- Какого сказочного персонажа изобразил композитор? Как вы догадались?

- Быстрый темп (полет Бабы Яги в ступе), короткие ворчливые фразы, колючие созвучия.

Да, фортепиано – уникальный инструмент, звуки его могут изобразить кого угодно. Неслучайно, в переводе с французского он означает королевский. Так высоко ценили французы этот инструмент. Фортепиано - это общее название рояля и пианино. Человека, исполняющего музыкальные произведения на фортепиано, называют пианистом .

- Давайте заглянем внутрь фортепиано, что мы там видим? Струны с помощью вирбелей (колков) натянуты на чугунной раме. Для низких звуков используется одна струна, для средних и высоких используются двойные или тройные струн ы. Звук в фортепиано извлекается ударом молоточка о струны . Молоточки связаны с клавишами. В современных фортепиано присутствует две или три педали . Правая продлевает звучание инструмента, левая делает звук тише.

У композитора было два племянника: Володя и Танюша, между ними сложились теплые доверительные отношения. Петр Ильич подолгу гулял со своими племянниками, много играл, рассказывал им о своих путешествиях и невероятные истории о странах, в которых бывал. И всегда с большим интересом он слушал детские рассказы о разных событиях в их жизни.

- Кто хочет поделиться своими чувствами? (ответы детей).

- Куда движется мелодия?

- Верно, вверх!

- Что неторопливым последовательным движением вверх рисует композитор?

- Сколько раз менялся характер музыки?

- Верно, дважды. Значит это произведение можно разделить на три части. Первая и третья - решительные, яркие, бодрые, средняя часть звучит настороженно, минорно. В какой-то момент музыка приобретает минорный оттенок, более тихую динамику, кажется, что солдатики останавливаются и настороженно прислушиваются не приближается ли враг. Но их тревоги были напрасны и они продолжили движение под бой барабанов гордо подняв головы, чеканя каждый шаг. Ребята, давайте встанем около парт и прошагаем как солдатики под музыку марша, а при смене характера музыки замрем, прислушаемся и насторожимся.


Когда племяннице Танюше исполнялось восемь лет, дядя Петя пришел в гости с подарком. В руках у него была какая-то коробка.

— Это тебе, Танюша! – сказал он.

— Что же там такое, — сгорая от любопытства, думала Танечка.

- Кто хочет поделиться своими впечатлениями? Какое настроение было у Тани?

- Какой темп? Почему?

- В каком регистре заканчивается пьеса? Почему?

Кажется, что от головокружительного вальса Таня и кукла отрываются от земли и улетают в облака.

- Как назовём эту пьесу? (Повторное прослушивание. Предложить девочкам покружиться в вальсе с куклой).

- Как вы думаете, что же произошло? (Ответы детей).

Да, кукла сломалась или заболела. В музыке слышно, как капельки слёз падают на платье Тани. Слышно, как боль куклы усиливается, как Таня вздыхает, но в конце пьесы музыка затихает, боль отступает и кукла засыпает. Чем закончится эта история про Таню и куклу придумайте сами и на следующем уроке расскажите (домашнее задание) .

Не хочется расставаться с вами на грустной ноте. Давайте в конце урока вспомним с вами наш школьный Гимн.

- Кто скажет, что такое Гимн? (Ответ)

(Исполнение гимна школы (стоя).

- Давайте подведем итоги урока.

- Общее название рояля и пианино? (Фортепиано)

- Какими средствами передает композитор сосредоточенное настроение? Какими средствами рисует портрет счастливой Танюши? Как описывает болезнь куклы?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки

Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки.


Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки

Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки.


Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки

Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки.


Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки

Презентации к урокам Музыки в 1 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки.


Презентации к урокам Музыки в 5 классе для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки

Презентации к урокам Музыки в 5 классе "Фольклор"для каждого урока по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в помощь учителям музыки.


Технологическая карта урока 2 класс" Русские народные инструменты" по программе Е.Д.Критская,Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Технологическая карта урока -знакомства с русскими народными инструментами с применением игровых технологий.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 2 класс.

Музыкальные инструменты - фортепиано.

Формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, приобщая учащихся к музыкальному искусству, богатству русско-классической и зарубежной литературой.

Знакомство с музыкальными инструментами - фортепиано.

Планируемые образовательные результаты

Узнают: понятия форте, пиано, фортепиано, рояль, пианино, музыкальный язык, музыкальный альбом, интонации, названия произведений и их композиторов (П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев), названия динамических оттенков форте и пиано, названия танца: вальс.

Получат возможность научиться: откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками; определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях; проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение, выражать свое впечатление и личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений; самостоятельно находиться эпитеты к мелодиям: давать оценка соотношения настроения в музыке с настроением человека.

Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск информации об истории и устройстве фортепиано.

Коммуникативные: задают вопросы; формулируют собственное мнение и позицию; координируют и принимаю различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные: преобразовывают практическую задачу в познавательную; ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии, позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.

Проявляют эмоционально-ценностное отношение к музыке; расширяют свою ценностную сферу в процессе общения с музыкой, испытывают чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознают свою этническую и национальную принадлежность на основе изучения шедевров музыкального наследия русских композиторов, различных направлений современного музыкального искусства России.

Форма организации работы

Коллективная форма – хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема : Музыкальные инструменты (фортепиано) (2 класс).

Мотивирование к учебной деятельности (Орг. момент).
2. Актуализация учебной деятельности
3. Постановка учебной задачи.
4. Усвоение новых знаний и способов действий.
5. Закрепление знаний и способов действий

6. Вокально-хоровая работа.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке(итог)
8. Домашнее задание.


1. Организационный момент.

Учитель (поёт) : Здравствуйте, ученики!

2. Актуализация учебной деятельности.
Слушание фрагмента гимна РФ.
- Ребята, что это за композиция? Как нужно слушать эту композицию?
- Это гимн РФ. Ее нужно слушать стоя.
- Как звучит эта композиция? (Торжественно, гордо.)
- Правильно, ребята! Она звучит гордо, возвышенно, победоносно и смело

- А какие еще существуют символы нашей страны? Поднимите руки, кто знает.
(Герб, флаг.)
- А как выглядит флаг и герб РФ? Поднимите руки.
-Молодцы!
3. Постановка учебной задачи.
- Ребята, как вы хорошо изучили тему на прошлом уроке. Это все говорит о том, что вы очень любите свою страну!

-Какие инструменты вы знаете? Какие клавишные инструменты знаете?

Теперь обратим внимание на доску (слайд 1). Ребята, что изображено на доске? (Фортепиано.)
4. Усвоение новых знаний и способов действий.
- А Сегодня мы поговорим о фортепиано! О его прародителях.
- А как вы думаете, почему его так назвали? Как расшифровать его название?
Дети высказываются.
- Фортепиано — это инструмент, имеющий клавиши и молоточковую механику. Фортепиано в зависимости от желания музыканта могут играть как громко, так и тихо. Сильный удар — громкий звук (forte), слабый удар — тихий звук (piano). (на доске)
(слайд 2) Внимательно посмотрите на доску (указывает на клавикорд). Он напоминал прямоугольный ящик с черными и белыми клавишами. Звук был мягкий и нежный. Его звучание было тихим, его почти не было слышно.

Послушаем внимательно исполнение клавесина. (слушание видео)

Все заметили, как он отличается от всеми известного пианино, которое вы слышали почти на каждом уроке музыки?
(высказывания детей)

В 1709 году итальянский мастер Кристофори зменил перья на деревянные молоточки. Звук получился громким (форте), а , если ударишь слабо , то тихий. Так получилось фортепиано.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си

Сколько клавиш посмотри:

Черные и белые под ним пальцы бегают

Клавишный мой инструмент

Пианино лучше нет.

- А теперь отгадайте загадку:

Ручками похлопали тихо.

Ручками похлопали громко

Ножками потопали тихо.

Ножками похлопали громко.

А теперь присели, присели, присели

Что под это композицию удобнее делать? (маршировать, танцевать, петь) Какое настроение передает нам эта композиция? (Игривое, звонкое, праздничное. Мелодия звонкая, грациозная, отрывистая)

Что всего удобнее делать под эту музыку? (танцевать) Почему? (под нее хочется двигаться, танцевать)
Сравним же теперь этот вальс с вальсом Сергея Сергеевича Прокофьева.

Этот вальс похож на вальс Чайковского? Чем? Чем не похож?
5. Закрепление знаний и способов действий.

-О чем говорили на уроке?

-С какими инструментами познакомились?

6. Вокально-хоровая работа.

Разучивание песни.
7. Рефлексия.
-Какой инструмент вам понравился больше всего?

Ответьте на вопросы:

Сегодня я узнал…

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок знакомит учащихся с инструментов фортепиано, историей создания инструмента, учит различать пианино и рояль по внешнему виду и различать звучание фортепиано от других инструментов.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Городского округа Балашиха Московской области

Урок по музыке

Составитель: Анучина Людмила Викторовна,

учитель музыки высшей квалификационной категории.

Цель урока: познакомить учащихся с музыкальным инструментом – фортепиано.

Задачи урока:

-научить детей различать по внешнему виду рояль и пианино,

- рассказать об истории создания фортепиано,

- развивать вокально-хоровые навыки учащихся.

Организационный момент.

- Прозвенел и смолк звонок, всех позвал он на урок.

Повернитесь друг к другу и подарите улыбки и хорошее настроение соседу по парте и всем нам.

Активизация внимания, постановка проблемы и актуализация знаний учащихся.

Сегодняшний урок будет посвящен интересному гостю. Слушайте внимательно, на вопросы отвечайте, всё, ребята, подмечайте, ничего не забывайте.

На концерте выступала

Наша милая Оксана.

Как звезда она играла

Целый час на …(фортепиано)

Слайд №1 (фортепиано)

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Тема урока (определяется совместно с учащимися):

Изучение нового материала.

Фортепиано – это клавишно-струнный инструмент. Почему он так называется?

(слайд 3) Ответы детей.

Пианино и рояль с виду спутаешь едва ль. Только знай, у них давно есть название одно. Не забудь – фортепиано произносится оно.

Посмотрите на картинку и назовите изображенные музыкальные инструменты

А чем отличается пианино и рояль? (ответы детей)

Как называют все клавиши одним словом? Это слово мы встречаем при работе с компьютером. (клавиатура) (слайд 9)

Физкультминутка:

-Молодцы! Дружно справились с заданием. Ну а теперь немного потанцуем.

Жил-был кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот. Очень (р) всегда он ходил, (f )настойчиво кушать просил.

Да (р) тихо на печке храпел. Вот вам и все, что он делать умел.

Пришло время нам спеть песню. Но для этого надо немного подготовить свой организм к пению. Встали возле парты.

Далее знакомство с песней на примере учителя и Дианы и Викой.

Затем по фразам разучиваем (играем в эхо).

Исполнение песни в ансамбле с учителем. Потом выбираем солистов. Класс – эхо.

Закрепление изученного материала.

Давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили на уроках? (ответы детей).

-Какие новые слова мы сегодня выучили? (форте, пиано)

-Как можно одним словом назвать пианино и рояль? (фортепиано)

Понравился ли вам наш сегодняшний урок?

Давайте пошлем друг другу телеграммы. В ваших телеграммах вы запишете кратко то, что вам запомнилось с урока, а также ваши пожелания. А теперь отправляем телеграмму соседу по парте.

Читайте также: