Музыкальное эхо урок музыки 1 класс презентация и конспект
Обновлено: 05.07.2024
Знакомство детей с инструментами русского народного оркустра (пастуший рожок, гусли) проходит через виртуальные экскурсии в картинную галерею, творческую мастерскую, концертный зал.
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_muzyki_muz._instrumenty.docx | 21.27 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: Музыкальные инструменты.
Цель: Активизация творческих способностей учащихся через включение их в разные виды художественно-практической деятельности.
-образовательные: а) познакомить детей с русскими народными инструментами
-развивающие: а) развитие музыкально-ассоциативного мышления, фантазии,
эмоциональной сферы ребёнка;
б) приобщение к коллективной импровизации в ансамбле;
-воспитательные: воспитание любви и интереса к музыке;
Оборудование и материалы: - музыкальный центр
- мультимедийный проектор, экран
- музыкальные инструменты по количеству детей
- заготовки для изготовления инструментов (ёмкость для
заполнения крупой, гравием)
- карточки для определения характера звучания (смайлы)
- Организационный момент.
- Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Здравствуйте, ребята!Сегодня вместе с Музой мы совершим увлекательное путешествие в мир искусства. Богиня Муза проведёт нас в картинную галерею, концертный зал, творческую мастерскую. А чтобы в пути нам было не скучно, я предлагаю исполнить песню. Вы будете моим эхом.
-А что делает эхо? (повторяет)
Правильно. Поэтому по моему знаку вы будете повторять за мной каждую фразу.
Слышишь песню у ворот?
То пастух овец зовёт.
Лишь зарёй зардеет небо.
Он берёт краюшку хлеба.
Туру, туру, туруру,
Выйдем рано поутру.
- О ком была наша песня?( о пастухе)
- Чем занимаются пастухи? (пасут стадо)
- Пока мы с вами исполняли песню, не заметили как попали в картинную галерею. А здесь нас ждёт уже наша Муза. Что же она нам приготовила?
3. Актуализация знаний.
1.Слайд 1. Пастушки.
- Рассмотрите иллюстрацию. Кто изображён на этой иллюстрации? (пастухи)
-Как вы догадались? (вокруг них животные).
- В старину пастушки носили с собой музыкальные инструменты. Как вы думаете, для чего? ( Они играли на них. Каждое стадо знало звуки инструмента своего пастуха и в случае, если кто-то из животных потеряется, пастух заиграет на своём инструменте и животное обязательно придёт на его зов.
4. Первичное усвоение новых знаний с проверкой понимания материала.
Н-р: -У этого инструмента есть струны? (нет)
- Он сделан из дерева? (Да)
- Он ударный? (Нет) и т.д.
-Молодцы! Инструмент, о котором шла речь, называется пастуший рожок. Слайд 2.
- Хотите послушать, как звучит пастуший рожок?
-У вас на партах смайлики. Послушайте и выберите тот смайлик, который соответствует настроению музыки, которую мы услышали. Выбранный смайл поднимите.
Этот же слайд. Слушание звучания рожка.
-Молодцы! Справились с заданием.
2. - Мы продолжаем наше путешествие по картинной галерее. На этот раз Муза приготовила нам звучащую картину. Давайте рассмотрим и послушаем.
5. Первичное закрепление и творческое применение в новой ситуации.
(После выполнения задания проверяем правильность и обсуждаем описание музыкального инструмента гусли. На доске должны появиться картинки с изображением дерева, т.к. инструмент деревянный; картинка с изображением струн, т.к. гусли имеют струны; картинка с изображением прямоугольника, т.к. гусли прямоугольной формы).
3.Вот так незатейливо, просто выглядят народные инструменты, а звучат красиво, нежно, напевно, не смотря на то, что изготавливал их народ из того, что их окружало в природе: Слайд 4.
подул ветер в тростник, появился звук, а человек догадался, как можно изготовить духовые инструменты; натянул на лук тетиву, дёрнул за неё и отпустил-зазвучала струна. И стал охотничий лук прародителем струнных инструментов. Кожу животных использовали для изготовления барабанов, волынки. Вот и мы с вами попробуем изготовить свой инструмент. Муза открыла перед нами двери своей мастерской.
Ученики делятся по группам для изготовления инструмента маракасы.
Для этого заранее подготовлены столы с набором ёмкостей, н-р, из-под шоколадных яиц (по количеству детей) и материал для заполнения этих ёмкостей ( греча, рис, гравий).
- Ребята, к какой группе инструментов относится наш инструмент?
4.- Я предлагаю взять в руки и другие народные инструменты и проследовать в концертный зал. Сейчас мы будем играть в оркестр. Слайд5.
-Обратите внимание на последовательность исполнения каждого инструмента. Итак, мы начинаем! (последовательность схематично изображена на слайде)
Задачи урока музыки - дать первичные представления о различных явлениях жизни, внутреннем мире человека, которые находят свое выражение в ярких музыкальных и художественных образах. Развивать слуховое восприятие и эмоциональный отклик на музыку через исполнительские виды деятельности: пение, ритмо- пластическое интонирование. Воспитывать любовь к музыке.
Четверть: 1 Урок: 7
воспринимать музыку как живое, образное искусство. Формировать эмоциональную отзывчивость, любовь к окружающему миру.
Задачи урока:
Обучение основами музыкальной грамоты
Формировать активно-творческое, аналитическое восприятие музыки
Формировать умение размышлять о музыке, формировать эмоциональную отзывчивость
Развитие духовного мира учащихся
Развитие способности видеть, слышать, чувствовать
Формирование УУД:
личностные: умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка; формирование эмоционально-нравственной отзывчивости; развитие музыкально-эстетического чувства. познавательные: формировать устойчивый интерес к музыкальному искусству и музыкальным занятиям, позитивный, эмоциональный отклик на слушаемую и исполняемую музыку.
коммуникативные : Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера в процессе музыкально-творческой деятельности.
регулятивные: оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников Тип урока: Урок изучения нового материала
Образовательные технологии:
- здоровьесберегающая технология; Виды деятельности учащихся: Вокально-хоровая работа, слушание музыки,
музыкально-игровая деятельность, творческая деятельность, восприятие музыки и эмоциональное размышление о ней.
Форма работы: групповая, коллективная.
Методы: Метод соучастия, метод организации осуществления учебных действий, метод стимулирования и мотивации учения.
электронное фортепиано, портативная колонка.
Музыкальный репертуар:
1. Организационный этап
2. Актуализация знаний
Приходилось ли вам слышать эхо?
Где его можно услышать?
Как отвечает эхо: громко или приглушенно, тихо?
3. Постановка учебной задачи.
Определяем тему урока (Музыкальное эхо), цель урока (Обучение музыкальной грамоте)
3. Открытие нового знания
Где ещё можно услышать эхо? (ответы детей)
А как нам отвечает эхо? (ответы детей)
Ведущий: Дети:
Собирайся, детвора! Ра! Ра!
Начинается игра! Ра! Ра!
Да ладошек не жалей, Лей! Лей!
Бей в ладоши веселей! Лей! Лей!
Сколько времени сейчас? Час! Час!
Сколько будет через час? Час! Час!
И неправда: будет два! Два! Два!
Дремлет ваша голова. Ва! Ва!
Как поёт в селе петух? Ух! Ух!
Да не филин, а петух! Ух! Ух!
Вы уверены, что так? Так! Так!
А на самом деле как? Как! Как!
- Вот и вы стали эхом. А чтобы исполнять было весело, эхо свои ответы будет сопровождать действием.
Вокальная работа
Работа над произведением
Творческое задание. Исполнение песни каждый раз по-разному
Урок в 1-ом классе с применением ИКТ по программе В.В. Алеева, Т.Н. Кичак.
Цель урока: Показать значение динамики в создании музыкального образа.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с основными динамическими оттенками;
- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
- развить творческие способности учащихся, ассоциативное мышление;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Ход урока
I. Орг. момент (слайд 1).
- Здравствуйте, Наталья Даниловна.
II. Повторение тем прошлых уроков. Разговор об осени, какая она бывает. Характер: спокойно, светло, нежно, плавно, напевно, протяжно, грустно, печально, жалобно, уныло, весело (слайд 2).
После прослушивания дети высказывают свои впечатления, дают название произведению. Беседа о музыке. После этого учитель говорит настоящее название произведения (слайд 6).
- Где ещё можно услышать эхо? (ответы детей)
- А как нам отвечает эхо? (ответы детей)
- Как отвечало эхо? За счёт чего получается музыкальное эхо?
Piano (р) — тихо forte (f) — громко
pianissimo (рр) — очень тихо
fortissimo (ff) — очень громко
mezzo piano (mp) — умеренно тихо
mezzo forte (mf) — умеренно громко
sforzando (sf) – внезапно громко.
Давайте подберём словесные ассоциации к этим динамическим оттенкам, например: тихо – капает капель, громко – лает собака и т.д. (дети приводят свои примеры и обосновывают выбор).
Посмотрите на слайды с репродукциями картин русских художников и подумайте, если бы вы были композиторами, какую бы сочинили музыку к этим произведениям искусства – тихую или громкую, а может быть очень тихую или не очень громкую (рассуждения детей) (слайд 10).
А известны ли вам эти инструменты? (слайд 11). Ответы детей – пианино, рояль. А всё вместе называется? – Фортепиано. А откуда произошло название? (ответы детей)
V. Ребята, вы работали сегодня на уроке дружно и активно.
- О чём же мы узнали на уроке?
- С помощью чего в музыке может создаваться эхо?
- Влияет ли динамика на настроение произведения?
а) подбери дома репродукцию картины, изображающей тихие или громкие звуки;
б) к понравившемуся музыкальному произведению, прозвучавшему на уроке, нарисуй рисунок;
в) в рисунке изобрази тихую или громкую музыку.
VII. Музыкальное прощание (с применением динамических оттенков).
- Алеев В.В, Т.Н. Кичак. Музыка. 1 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.
- Королёва Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Автор: Топчу Наталья Даниловна, учитель музыки высшей категории МОУ СОШ №8 города Ноябрьска, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область. Стаж работы – 25 лет.
Наталья Даниловна – победитель конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей общеобразовательных школ ЯНАО (2009 г.); руководитель IV Всероссийской эвристической дистанционной олимпиады по музыке (2010 г.).
Читайте также: