Музыкальное эхо урок музыки 1 класс презентация и конспект

Обновлено: 05.07.2024

Знакомство детей с инструментами русского народного оркустра (пастуший рожок, гусли) проходит через виртуальные экскурсии в картинную галерею, творческую мастерскую, концертный зал.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_muzyki_muz._instrumenty.docx 21.27 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Тема: Музыкальные инструменты.

Цель: Активизация творческих способностей учащихся через включение их в разные виды художественно-практической деятельности.

-образовательные: а) познакомить детей с русскими народными инструментами

-развивающие: а) развитие музыкально-ассоциативного мышления, фантазии,

эмоциональной сферы ребёнка;

б) приобщение к коллективной импровизации в ансамбле;

-воспитательные: воспитание любви и интереса к музыке;

Оборудование и материалы: - музыкальный центр

- мультимедийный проектор, экран

- музыкальные инструменты по количеству детей

- заготовки для изготовления инструментов (ёмкость для

заполнения крупой, гравием)

- карточки для определения характера звучания (смайлы)

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Здравствуйте, ребята!Сегодня вместе с Музой мы совершим увлекательное путешествие в мир искусства. Богиня Муза проведёт нас в картинную галерею, концертный зал, творческую мастерскую. А чтобы в пути нам было не скучно, я предлагаю исполнить песню. Вы будете моим эхом.

-А что делает эхо? (повторяет)

Правильно. Поэтому по моему знаку вы будете повторять за мной каждую фразу.

Слышишь песню у ворот?

То пастух овец зовёт.

Лишь зарёй зардеет небо.

Он берёт краюшку хлеба.

Туру, туру, туруру,

Выйдем рано поутру.

- О ком была наша песня?( о пастухе)

- Чем занимаются пастухи? (пасут стадо)

- Пока мы с вами исполняли песню, не заметили как попали в картинную галерею. А здесь нас ждёт уже наша Муза. Что же она нам приготовила?

3. Актуализация знаний.

1.Слайд 1. Пастушки.

- Рассмотрите иллюстрацию. Кто изображён на этой иллюстрации? (пастухи)

-Как вы догадались? (вокруг них животные).

- В старину пастушки носили с собой музыкальные инструменты. Как вы думаете, для чего? ( Они играли на них. Каждое стадо знало звуки инструмента своего пастуха и в случае, если кто-то из животных потеряется, пастух заиграет на своём инструменте и животное обязательно придёт на его зов.

4. Первичное усвоение новых знаний с проверкой понимания материала.

Н-р: -У этого инструмента есть струны? (нет)

- Он сделан из дерева? (Да)

- Он ударный? (Нет) и т.д.

-Молодцы! Инструмент, о котором шла речь, называется пастуший рожок. Слайд 2.

- Хотите послушать, как звучит пастуший рожок?

-У вас на партах смайлики. Послушайте и выберите тот смайлик, который соответствует настроению музыки, которую мы услышали. Выбранный смайл поднимите.

Этот же слайд. Слушание звучания рожка.

-Молодцы! Справились с заданием.

2. - Мы продолжаем наше путешествие по картинной галерее. На этот раз Муза приготовила нам звучащую картину. Давайте рассмотрим и послушаем.

5. Первичное закрепление и творческое применение в новой ситуации.

(После выполнения задания проверяем правильность и обсуждаем описание музыкального инструмента гусли. На доске должны появиться картинки с изображением дерева, т.к. инструмент деревянный; картинка с изображением струн, т.к. гусли имеют струны; картинка с изображением прямоугольника, т.к. гусли прямоугольной формы).

3.Вот так незатейливо, просто выглядят народные инструменты, а звучат красиво, нежно, напевно, не смотря на то, что изготавливал их народ из того, что их окружало в природе: Слайд 4.

подул ветер в тростник, появился звук, а человек догадался, как можно изготовить духовые инструменты; натянул на лук тетиву, дёрнул за неё и отпустил-зазвучала струна. И стал охотничий лук прародителем струнных инструментов. Кожу животных использовали для изготовления барабанов, волынки. Вот и мы с вами попробуем изготовить свой инструмент. Муза открыла перед нами двери своей мастерской.

Ученики делятся по группам для изготовления инструмента маракасы.

Для этого заранее подготовлены столы с набором ёмкостей, н-р, из-под шоколадных яиц (по количеству детей) и материал для заполнения этих ёмкостей ( греча, рис, гравий).

- Ребята, к какой группе инструментов относится наш инструмент?

4.- Я предлагаю взять в руки и другие народные инструменты и проследовать в концертный зал. Сейчас мы будем играть в оркестр. Слайд5.

-Обратите внимание на последовательность исполнения каждого инструмента. Итак, мы начинаем! (последовательность схематично изображена на слайде)

Задачи урока музыки - дать первичные представления о различных явлениях жизни, внутреннем мире человека, которые находят свое выражение в ярких музыкальных и художественных образах. Развивать слуховое восприятие и эмоциональный отклик на музыку через исполнительские виды деятельности: пение, ритмо- пластическое интонирование. Воспитывать любовь к музыке.



Четверть: 1 Урок: 7

воспринимать музыку как живое, образное искусство. Формировать эмоциональную отзывчивость, любовь к окружающему миру.

Задачи урока:

Обучение основами музыкальной грамоты

Формировать активно-творческое, аналитическое восприятие музыки

Формировать умение размышлять о музыке, формировать эмоциональную отзывчивость

Развитие духовного мира учащихся

Развитие способности видеть, слышать, чувствовать

Формирование УУД:

личностные: умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка; формирование эмоционально-нравственной отзывчивости; развитие музыкально-эстетического чувства. познавательные: формировать устойчивый интерес к музыкальному искусству и музыкальным занятиям, позитивный, эмоциональный отклик на слушаемую и исполняемую музыку.

коммуникативные : Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера в процессе музыкально-творческой деятельности.

регулятивные: оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников Тип урока: Урок изучения нового материала

Образовательные технологии:

- здоровьесберегающая технология; Виды деятельности учащихся: Вокально-хоровая работа, слушание музыки,

музыкально-игровая деятельность, творческая деятельность, восприятие музыки и эмоциональное размышление о ней.

Форма работы: групповая, коллективная.

Методы: Метод соучастия, метод организации осуществления учебных действий, метод стимулирования и мотивации учения.

электронное фортепиано, портативная колонка.

Музыкальный репертуар:


1. Организационный этап


2. Актуализация знаний


Приходилось ли вам слышать эхо?

Где его можно услышать?

Как отвечает эхо: громко или приглушенно, тихо?

3. Постановка учебной задачи.

Определяем тему урока (Музыкальное эхо), цель урока (Обучение музыкальной грамоте)

3. Открытие нового знания


Где ещё можно услышать эхо? (ответы детей)

А как нам отвечает эхо? (ответы детей)

Ведущий: Дети:

Собирайся, детвора! Ра! Ра!

Начинается игра! Ра! Ра!

Да ладошек не жалей, Лей! Лей!

Бей в ладоши веселей! Лей! Лей!

Сколько времени сейчас? Час! Час!

Сколько будет через час? Час! Час!

И неправда: будет два! Два! Два!

Дремлет ваша голова. Ва! Ва!

Как поёт в селе петух? Ух! Ух!

Да не филин, а петух! Ух! Ух!

Вы уверены, что так? Так! Так!

А на самом деле как? Как! Как!

- Вот и вы стали эхом. А чтобы исполнять было весело, эхо свои ответы будет сопровождать действием.

Вокальная работа

Работа над произведением

Творческое задание. Исполнение песни каждый раз по-разному

Урок в 1-ом классе с применением ИКТ по программе В.В. Алеева, Т.Н. Кичак.

Цель урока: Показать значение динамики в создании музыкального образа.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с основными динамическими оттенками;
  • научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
  • развить творческие способности учащихся, ассоциативное мышление;
  • способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока

I. Орг. момент (слайд 1).

- Здравствуйте, Наталья Даниловна.

II. Повторение тем прошлых уроков. Разговор об осени, какая она бывает. Характер: спокойно, светло, нежно, плавно, напевно, протяжно, грустно, печально, жалобно, уныло, весело (слайд 2).

После прослушивания дети высказывают свои впечатления, дают название произведению. Беседа о музыке. После этого учитель говорит настоящее название произведения (слайд 6).

- Где ещё можно услышать эхо? (ответы детей)

- А как нам отвечает эхо? (ответы детей)

- Как отвечало эхо? За счёт чего получается музыкальное эхо?

Piano (р) — тихо forte (f) — громко

pianissimo (рр) — очень тихо

fortissimo (ff) — очень громко

mezzo piano (mp) — умеренно тихо

mezzo forte (mf) — умеренно громко

sforzando (sf) – внезапно громко.

Давайте подберём словесные ассоциации к этим динамическим оттенкам, например: тихо – капает капель, громко – лает собака и т.д. (дети приводят свои примеры и обосновывают выбор).

Посмотрите на слайды с репродукциями картин русских художников и подумайте, если бы вы были композиторами, какую бы сочинили музыку к этим произведениям искусства – тихую или громкую, а может быть очень тихую или не очень громкую (рассуждения детей) (слайд 10).

А известны ли вам эти инструменты? (слайд 11). Ответы детей – пианино, рояль. А всё вместе называется? – Фортепиано. А откуда произошло название? (ответы детей)

V. Ребята, вы работали сегодня на уроке дружно и активно.

- О чём же мы узнали на уроке?

- С помощью чего в музыке может создаваться эхо?

- Влияет ли динамика на настроение произведения?

а) подбери дома репродукцию картины, изображающей тихие или громкие звуки;

б) к понравившемуся музыкальному произведению, прозвучавшему на уроке, нарисуй рисунок;

в) в рисунке изобрази тихую или громкую музыку.

VII. Музыкальное прощание (с применением динамических оттенков).

  1. Алеев В.В, Т.Н. Кичак. Музыка. 1 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.
  2. Королёва Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

Автор: Топчу Наталья Даниловна, учитель музыки высшей категории МОУ СОШ №8 города Ноябрьска, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область. Стаж работы – 25 лет.

Наталья Даниловна – победитель конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей общеобразовательных школ ЯНАО (2009 г.); руководитель IV Всероссийской эвристической дистанционной олимпиады по музыке (2010 г.).

Читайте также: