Музыка средневековья конспект урока
Обновлено: 07.07.2024
Григорианский хорал – традиционное литургическое пение римско-католической церкви.
Импрессионизм в музыке – это направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в XIX – XX веках.
Оратория – крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра.
Полифония – вид многоголосной музыки, где все голоса равноправны.
Месса – вокальная или вокально-инструментальная циклическая форма на канонический текст.
Фуга – жанр полифонической музыки, где общая мелодическая линия последовательно повторяется несколькими голосами.
Орган – клавишный духовой музыкальный инструмент.
Обязательная литература
Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций. / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Духовная музыка всегда обладала удивительной силой вдохновлять, наполнять верой и надеждой. И это не удивительно, ведь в средневековой Европе музыка развивалась в основном внутри церкви. Самым популярным жанром тогда был григорианский хорал – католические молитвы, положенные на музыку.
Григорианский хорал – традиционное литургическое пение римско-католической церкви. Богослужебное пение называли ангелогласным, ведь певчие использовали интонации, которые не встречались в светской музыке. В Средневековье были популярны и другие вокальные жанры, которые тоже исполнялись в церквях: органум, мотет, гокет, кондукт.
Любое церковное исполнение было немыслимо вне сводов и стен самого храма. Архитекторы Средневековья превращали церкви в настоящие музыкальные инструменты, мастерски используя свойства акустики. Духовные композиции называли иконами в звуке, а уникальную архитектуру религиозных сооружений сравнивали с застывшей музыкой. Строгие очертания храмов и монастырей, их красота и величие будто наполнены одухотворяющей гармонией. Музыкальные произведения того времени были созвучны величественной архитектуре соборов, геометрии перспективы, ажурным сводам, красочным витражам. На смену одноголосному пению в церковь пришла инструментальная музыка, прежде всего органная.
Орган – клавишный духовой музыкальный инструмент.
Музыка католических храмов была динамичной, драматической, словно устремлённой ввысь. Русские православные сочинения отличались умиротворённостью и распевностью. Древние христиане воспевали Бога в псалмах и гимнах в основном без музыкального сопровождения – а капелла.
Полифония – вид многоголосной музыки, где все голоса равноправны.
Месса – вокальная или вокально-инструментальная циклическая форма на канонический текст.
Фуга – жанр полифонической музыки, где общая мелодическая линия последовательно повторяется несколькими голосами.
Сонаты и партиты Баха – это своеобразное музыкальное воплощение Евангелия, вершина скрипичной музыки эпохи барокко. Произведения Баха отличаются необычайной образностью, объёмностью, текучестью и динамичностью. Они как нельзя лучше созвучны архитектуре величественных соборов, где и звучали.
Оратория – крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра.
Архитектура, музыка и живопись тесно переплетены друг с другом и часто служат источниками взаимного вдохновения. Как оказывается, музыку можно найти всюду – в изящных архитектурных формах, древних руинах и на знаменитых полотнах.
Понятие застывшей музыки можно применить и к живописи, особенно к картинам, написанным импрессионистами.
Художники этого направления создавали картины под влиянием момента, под впечатлением от увиденного: impression в переводе с французского — впечатление.
Основоположником музыкального импрессионизма является французский композитор Клод Дебюсси.
Музыкальный импрессионизм – музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в XIX – XX веках.
Французский композитор Клод Дебюсси (1862–1918) – ярчайший представитель музыкального импрессионизма. Его музыка олицетворяет переход от позднего романтизма к модернизму XX века. Значительное влияние на творчество Дебюсси оказали сочинения Рихарда Вагнера.
Пару лет Дебюсси работал учителем музыки в российском поместье меценатки Петра Ильича Чайковского Надежды фон Мекк. Затем Клод отправился в Рим, где продолжил свою музыкальную карьеру как композитор.
Тренировочные задания
№ 1. Что называли застывшей музыкой?
Для правильного ответа достаточно вспомнить, что чувствуют люди, глядя на строгие очертания храмов и монастырей, любуясь их красотой и величием.
Музыкальные композиции того времени были созвучны величественной архитектуре соборов, геометрии перспективы, ажурным сводам, красочным витражам. А стены и своды храмов были настоящими музыкальными инструментами, усиливая звуки пения за счет хорошей акустики.
Значит, правильный ответ: архитектуру религиозных сооружений.
№ 2. Как можно охарактеризовать музыку Иоганна Себастьяна Баха?
Выберите правильный ответ: тоскливая, образная, героическая, объёмная, историческая, скучная, текучая, идейная.
На уроке прозвучали произведения Баха, который известен как мастер полифонии. Он писал музыку, которая отличалась цикличностью, многоголосием, была насыщена яркими образами, отличалась текучестью и объёмом – её звуки заполняли собой огромные пространства католических соборов.
Цели: формирование представлений о музыкальной культуре Средневековья ее отличительных особенностях; погружение в музыкальную культуру Средневековья – церковную и народную музыку, посредством прослушивания муз. произведений и просмотра видеороликов.
Урок с использованием ИКТ.
Эпоха Средневековья (V–ХIII вв. н. э.) вошла в мировую историю как эпоха тяжелого гнета, войн, крестовых походов и всевластия римско-католической церкви, оказавшей огромное воздействие на все сферы общественного развития.
В период средних веков в музыке развивается два направления: церковная музыкальная культура и народное творчество.
Церковная музыка. В средние века именно храмы и монастыри были центрами образования и искусства. Монахи и священники были грамотными людьми. Все службы в католической церкви велись на латинском языке. Так же было и с музыкой. Первые музыкальные произведения, которые исполнялись в церкви, были на латыни. И до сих пор в католических храмах богослужение часто проводят на латыни. Именно в монастырях и храмах происходит становление церковного пения. Для записи музыки постепенно появляются особые знаки – ноты. Они сильно отличались от современных нот.
Главным жанром средневековой церковной музыки становится Григорианский хорал.
- Народное творчество представлено в двух направлениях: народное творчество странствующих музыкантов.
Странствующие музыканты бродили по дорогам и пели песни о том, что видели в разных уголках своей страны. Народ любил таких музыкантов. Часто это были люди, которые не только играли на музыкальных инструментах и исполняли песни, но и устраивали целые представления. Их еще называли бродячими артистами. Главная особенность их творчества – это антицерковная направленность. Песни и куплеты таких музыкантов часто носили сатирический характер: высмеивали власть и церковь. За что они часто подвергались гонениям со стороны церкви.
Второе направление народного творчества Светская музыка. В Средние века на западе Европы возникла позже церковной и проявилась наиболее ярко в рыцарском музыкально-поэтическом искусстве ХII – ХIII вв. Песенное творчество трубадуров и труверов во Франции, миннезингеров в Германии, во многом близкое народному искусству, было прогрессивным явлением, оказавшим значительное влияние на развитие городской культуры последующих эпох – это рыцарское музыкально-поэтическое искусство.
В эпоху Средневековья появляются новые инструменты, которые представляют уж особые группы: ударные инструменты, духовые, струнные, смычковые.
3. Поскольку музыка Средневековья имеет два направления, то в связи с этим оформляются и основные жанры: для церкви – это месса, хорал и литургия; для народного творчества – песни, танцы, шванки (сатирические куплеты).
Цели: формирование представлений о музыкальной культуре Средневековья ее отличительных особенностях; погружение в музыкальную культуру Средневековья – церковную и народную музыку, посредством прослушивания муз. произведений и просмотра видеороликов.
Урок с использованием ИКТ.
План изучения новой темы:
Об эпохе Средневековья.
Два направления в музыкальной культуре.
Инструменты и жанры средних веков.
Вводное слово об эпохе Средневековья.
Эпоха Средневековья (V–ХIII вв. н. э.) вошла в мировую историю как эпоха тяжелого гнета, войн, крестовых походов и всевластия римско-католической церкви, оказавшей огромное воздействие на все сферы общественного развития.
В период средних веков в музыке развивается два направления: церковная музыкальная культура и народное творчество.
Церковная музыка. В средние века именно храмы и монастыри были центрами образования и искусства. Монахи и священники были грамотными людьми. Все службы в католической церкви велись на латинском языке. Так же было и с музыкой. Первые музыкальные произведения, которые исполнялись в церкви, были на латыни. И до сих пор в католических храмах богослужение часто проводят на латыни. Именно в монастырях и храмах происходит становление церковного пения. Для записи музыки постепенно появляются особые знаки – ноты. Они сильно отличались от современных нот.
Главным жанром средневековой церковной музыки становится Григорианский хорал.
Народное творчество представлено в двух направлениях: народное творчество странствующих музыкантов.
Странствующие музыканты бродили по дорогам и пели песни о том, что видели в разных уголках своей страны. Народ любил таких музыкантов. Часто это были люди, которые не только играли на музыкальных инструментах и исполняли песни, но и устраивали целые представления. Их еще называли бродячими артистами. Главная особенность их творчества – это антицерковная направленность. Песни и куплеты таких музыкантов часто носили сатирический характер: высмеивали власть и церковь. За что они часто подвергались гонениям со стороны церкви.
Второе направление народного творчества Светская музыка. В Средние века на западе Европы возникла позже церковной и проявилась наиболее ярко в рыцарском музыкально-поэтическом искусстве ХII – ХIII вв. Песенное творчество трубадуров и труверов во Франции, миннезингеров в Германии, во многом близкое народному искусству, было прогрессивным явлением, оказавшим значительное влияние на развитие городской культуры последующих эпох – это рыцарское музыкально-поэтическое искусство.
В эпоху Средневековья появляются новые инструменты, которые представляют уж особые группы: ударные инструменты, духовые, струнные, смычковые.
3. Поскольку музыка Средневековья имеет два направления, то в связи с этим оформляются и основные жанры: для церкви – это месса, хорал и литургия; для народного творчества – песни, танцы, шванки (сатирические куплеты).
III . Итог урока. Слайд 11 . Запись в тетрадь.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА Музыка становится главным инструментом в руках церкви для привлечения прихожан Храмы и монастыри стали центрами развития профессионального музыкального искусства В монастырях происходит зарождение и развитие нотной грамоты, появляются первые профессиональные композиторы
Слайд 5
Слайд 6
Народное творчество странствующих музыкантов Шпильманы (Германия) Жонглеры (Франция) Гистрионы (Англия) Хоглары (Италия) Антицерковный характер
Слайд 7
Светская музыка рыцарское музыкальнопоэтическое искусство Трубадуры и труверы (Франция) Миннезингеры (Германия) Придворные музыканты
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Музыка Средневековья Церковь – центр развития профессионального искусства музыки. Возникает особая запись музыки – нотация. Два направления в музыке: церковная и народная Появляются новые музыкальные инструменты и жанры.
Слайд 13
Полный текст материала Урок и презентация "Музыка Средневековья" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Цель урока – формирование представлений о музыкальной культуре Средневековья ее отличительных особенностях; погружение в музыкальную культуру Средневековья – церковную и народную музыку, посредством прослушивания муз. произведений и просмотра видеороликов.
Ваш браузер должен поддерживать фреймы Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> -->
-75%
Читайте также:
- Конспект урока по географии 10 класс загрязнение и охрана окружающей среды
- Основные синтаксические единицы словосочетание и предложение конспект
- План конспект урока правильные многогранники
- Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе поле пшеничное колоски золотистые хлеб
- Конспект занятия в средней группе мой город моя страна