Может ли растение дышать конспект занятия в подготовительной группе

Обновлено: 06.07.2024

Конспект занятия по познавательно -исследовательской деятель ности для детей старшей возрастной группы на тему:

В оспитатель : Шевякова С. В.

Цель : с истематизи ровать знания детей о растениях; з акреплять умение отличать при родные объекты от искусственных; продолжать формировать знания о строении растений ; р азвивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы.

Задачи : создать условия для развития умения проводить исследовательскую деятельность , выявляющую потребность растения в воздухе , дыхании.

Обеспечить материалом для выявления прохождения процесса дыхания у растений . Создать условия для воспитания желания доводить начатое дело до конца.

Воспитатель: « Ребята, чтобы узнать, что же мы с вами сегодня будем исследовать, отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь ,

Он невидимый, но всё же

« Трудная загадка? Тогда закройте нос , рот и попробуйте по дышать , не получается? Нет, нам нужен воздух . Ит ак, поговорим о воздухе. Что же это такое? Для чего он необходим? Кто дышит воздухом? (обращает внимание на растение , стоящее на демонстрационном столе) А растению нужен воздух ?

Мы надуем все пузырь ( дети дуют на ладони, сложенные вместе )

Мыльный и воздушный, ( разъединяют ладони, держа кончики пальцев вместе )

В небо быстро он взлетит ( поднимают руки вверх )

И разгон ит тучки ( машут руками из стороны в сторону )

Побежим мы по доро жке, захотим его догнать ( бегут на месте )

Но пузырь летит так быстро ( покружиться на месте )

И ег о нам не поймать ( разводят руки в стороны ).

Налить в прозрачную ёмкость воду, оставив её незаполненной на 2–3 см.

Вставить лист в ёмкость так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазать пластилином отверстие ёмкости, как пробкой.

Здесь же проделать отверстие для трубочки и вставить её так, чтобы кончик не достал до воды, закрепить трубочку пластилином.

отсосать из ёмкости воздух. Из погружённого в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха. Дети делают вывод: воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.


Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности.

Задачи: Создать условия для развития умения проводить исследовательскую деятельность, выявляющую потребность растения в воздухе, дыхании.

Обеспечить материалом для выявления прохождения процесса дыхания у растений. Создать условия для воспитания желания доводить начатое до конца.

Материалы и оборудование: фикус, пакет прозрачный, нить оборудование для ухода за растениями, карты с изображением рыбы, человека, дерева, птицы, исследовательская карта, фартуки или накидки для работы. Маленькие зеркала с ручками.

Предварительная работа: наблюдения на прогулках и в живом уголке, беседы о комнатных растениях, уход за растениями.

Ход занятия:

В : Ребята, а нам пришло письмо, а в нем загадка

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Он невидимый, но всё же

Без него МЫ жить не можем

Трудная загадка? Тогда закройте нос и попробуйте дышать, не получается?

Нет, нам нужен воздух

А кто исследует воздух? (Ученые)

Где они работают? (В лаборатории)

Вот туда мы с вами и отправимся. Но чтобы что бы туда попасть сначала нужно подобающе одеться.

Для чего он необходим?

Кто дышит воздухом?

А растению нужен воздух?

Как дышит растение?

Как узнать, может ли растение дышать?

Опыт № 1. На рабочих столах находятся зеркала. Они могут помочь увидеть наше дыхание. Для этого нужно просто поднести зеркало близко к носу и рту и подышать.

2019-09-18_09-46-14.JPG

Посмотрите на зеркала, что вы видите?

2019-09-18_09-46-04.JPG

Действительно, на зеркале появилось запотевание от нашего дыхания.

2019-09-18_09-46-34.JPG

А теперь попробуем тоже самое проделать с помощью трубочки.

2019-09-18_09-53-08.JPG

2019-09-18_09-53-52.JPG

2019-09-18_09-54-12.JPG

2019-09-18_09-54-26.JPG

Мы видим, что на зеркале также появляется запотевшее пятнышко в том месте, куда мы выдыхаем тёплый воздух.

Как вы думаете, поможет ли нам этот способ определить может ли растение дышать? Как это понять?

Проверяют эти способы на растении.

В : Да, на зеркале сложно проверить, а почему? (не знаем чем дышит растение)

Кто помнит все составные части растения ? (дети называют)

Для чего нужен корень?

Стебель или ствол?

Как вы думаете, все части растения стоит проверять ? Почему?

Что может послужить заменителем зеркала? (полиэтиленовый пакет)

Опыт № 2. Закроем наше растение полиэтиленом.

2019-09-18_09-50-14.JPG

Опыт начался. Пока у нас есть время предлагаю поиграть. (выбирается игра по желанию детей)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми (НОД)

Возрастная группа: ___Подготовительная к школе группа

Форма НОД: ______Познавательное развитие

Форма организации (групповая, парная)

Мультимедийные___ ноутбук

Литературные _______ _ загадки о комнатных растениях, история путешествия комнатных растений.

углубление знаний у детей о комнатных растениях

образовательной программы

Образовательные задачи

Закрепить знания детей о комнатных растениях и приемах ухода за ними.

Развивающие задачи

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, оказывать друг другу помощь, учитывать мнение партнера.

Развивать мыслительную деятельность, память, речь.

Воспитательные задачи

Воспитывать стремление беречь и любить растения, ухаживать за ними.

(последовательность) деятельности, приемы

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

1 часть. Вводная

Организационный этап

Под музыку входит Фея Цветов:

Фея: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, у меня в руках цветок, но он не простой он волшебный. Передавая волшебный цветок друг другу мы попробуем называть ласковые слова.

Словесная игра "Назови ласково"

Ребята, приятно было получать комплименты?

Передают цветок и называют ласковые слова

Мотивационно-ориентировочный этап

Фея: А цветочку приятно было их слушать. Но он печален у него не осталось на улице друзей. Как вы думаете почему?

Дети: Потому что наступила зима.

Фея: Правильно ребята, стало холодно и все растения на улице спят под толстым покровом снега. А у вас в группе много цветов. Давайте и этот цветочек оставим у вас жить.

Фея : Вы все любите цветы? Цветы – радость и украшение нашей жизни. Чтоб в течении всего года цветы радовали вас своим присутствием, надо правильно ухаживать за комнатными растениями. А я хочу узнать, всё ли вы знаете о комнатных растениях. Мои друзья из цветочного города передали вам задания о цветах. Мы с вами поиграем и вспомним эти правила.

А для игры нам надо разделиться на две команды "Кактусята" и "Фикусята".

Дети вытаскивают не подсматривая из "чудесного мешочка" карточки с изображением комнатных растений: фикуса или кактуса и делятся на 2 команды.

Включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне.

2 часть. Основная

Поисковый этап

Ф : А теперь команды присаживайтесь.

Наши команды представились .

Я буду задавать вопросы каждой команде по очереди, отвечают по одному из команды поднимая руку.

- Назовите лучшее время для пересадки растений? (Весна)

- Назовите комнатные растения, которых нельзя опрыскивать, так как у них листья опушены? ( Герань, фиалка, глоксиния).

- Назовите растение которое цветет в декабре? (Декабрист)

- У какого комнатного растения пахнут не только цветы, но и листья? (Герань)

- В каком уходе кроме поливки нуждаются комнатные растения? (в уборке сухих листьев, засохших цветов, в рыхлении, опрыскивании, в протирании листьев от пыли, в подкормке).

- Зачем мы выращиваем комнатные растения? (они обогащают воздух кислородом, увлажняют воздух, украшают комнату, радуют нас своими красивыми цветами).

Я вручаю каждой команде секретный конверт в котором находится неизвестное растение вы должны из частей его собрать в одно целое и назвать, что это за растение. Вам на это задание дается время пока не упадет песок в песочных часах вы выполняете, песок не сыпется задание завершено, а кто успел раньше поднимают руку и отвечают.

Подходим к столам берём конверт и начинаем выполнять.

-Это экзотический цветок. Листья у него темно-зеленого цвета с прорезями. Это растение редко цветёт, но когда зацветает, то цветки похожи на кукурузу.(Монстера).

-Это кустовидное травянистое растение со светло – зелеными или красноватыми листьями и с крупными красноватыми цветами.(Бальзамин).

-Это многолетнее растение от стебля на длинной ножке растут листья, покрытые мягкими ворсинками, издают приятный запах, это лекарственное растение с красивыми цветами собранными в шапку

-Это красивое маленькое вечнозелёное травянистое растение. Листья мясистые, опушены. Цветки фиолетовые, розовые, белые, бывают простые и махровые. (Фиалка)

Ф: А теперь давайте мы с вами немножко отдохнём:

Наши алые цветки

(Плавно поднимаем руки вверх).

Ветерок чуть дышит,

(Качание руками влево - вправо).

Наши алые цветки

(Движение головой влево – вправо).

Все глядит в окошко,

А ходить не может. (Кактус)

Рано-рано по утру

Лейку новую беру.

Мне воды не жалко.

Пей, моя… (Фиалка )

Стоит мокрый Ванек,

А в кудрях – огонек. ( Бальзамин)

Куст оконный и балконный,

Лист пушистый и душистый,

А цветки на окне –

Словно шапочка в огне. (Герань, пеларгония)

Ф : 5 Конкурс капитанов .

В: Я буду называть вам научное название комнатного растения, а вы должны назвать народное название:

Бальзамин (Ванька мокрый);

Ф: Ребята, пока вы немного отдохнете я вам хочу рассказать небольшую историю о мире растений. Садитесь поудобнее и послушайте…

Произошло это очень-очень давно, когда не было на свете ваших мам и пап, и даже бабушек и дедушек. Жили тогда в жарких далёких краях вечнозелёные прекрасные растения. Многие из них были великанами. Жили они долго, дружно и привольно. Но вот однажды растения услышали, что за морями, за океанами, в далёких странах живут другие травы и деревья. Захотелось им посмотреть далёкий зелёный мир. Долго путешествовали растения и добрались в нашу страну. Но тут наступила русская зима. Подул злой, холодный ветер, небо потемнело, в воздухе закружились белые снежинки. Очень страшно стало путешественникам, ведь они могли замёрзнуть. К счастью, им на помощь пришли добрые люди. Они пригласили далёких гостей к себе в жилище, позаботились о них. И с тех пор эти растения украшают у нас любой дом, любую комнату. Люди называют эти растения комнатными. И всё было бы хорошо, да только в пасмурные дни тоскуют растения по далёкой Родине, по яркому южному солнцу, по друзьям – великанам. Но нашлись волшебники – знатоки комнатных растений. Это люди – цветоводы. Они правильно ухаживают за растениями. А растения в благодарность за их труд, дарят прекрасные цветы, свежую нежную зелень в любое время года и чистый здоровый воздух.

А теперь я хочу узнать у вас, как же вы ухаживаете за цветами:

6 конкурс "Закончи предложение"

Я начинаю предложение, а вы сочиняете вторую его часть, и начинаете свой ответ со слов –для того чтобы:

Первое предложение команде "Кактусята":

-Комнатные растения необходимо поливать… (для того, чтобы они не завяли)

Предложение команде "Фикусята"

-Листья на комнатных растениях нужно протирать…(для того, чтобы они могли дышать)

-Комнатным растениям нужен солнечный свет…(для того, чтобы они могли хорошо расти)

-Комнатные растения нужны человеку…(для того чтобы украшать его дом)

-А для чего ещё комнатные растения нужны человеку…(для того чтобы очищать воздух)

-Комнатные растения нужно удобрять…(для того чтобы растения росли красивыми и здоровыми)

Ф: Молодцы все справились и этим трудным заданием . И пока жюри подводит итоги , я хочу вас поблагодарить за наше занятие. Вы молодцы! Много рассказали про комнатные растения и про уход за ними.

Ф : Вот от меня вам подарок (раскраски), про растения я тоже не забыла, для них принесла -удобрение. Чтобы они всегда были свежими, зелеными, цветущими…

Команды по очереди отвечают на вопросы

Дети сообща в своих командах собирают картинки комнатных растений

Первая команда описывает комнатное растение, а другая команда должна отгадать и назвать его.

Проговаривание хором с имитацией движений

Дети называют ответ.

Капитаны называют ответы

Команды отвечают по очереди

Практический этап

Ф: Посмотрите, ребята на эти лица. А какое настроение у вас после КВН? Подойдите и выберите ту картину, которая соответствует вашему настроению.

Дети отвечают на вопросы и выбирают соответствующую картинку с эмоциями.

Выявление качества и уровня овладения новыми знаниями, способами действия. Создание ситуации успеха

3 часть. Заключительная

Рефлексивно-оценочный этап

Ф: Что вам сегодня понравилось? Что вам показалось трудным? О чем вы еще могли рассказать? Что вам еще хочется узнать о комнатных растениях?

Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы.

Актуальность своего исследования вижу в том, что именно исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное, а потому деятельность исследования классифицируется как деятельность творчества. И сам исследователь, безусловно – творец. Стремление к исследовательскому поведению и исследовательские способности – универсальная характеристика творца. Это стремление – важнейший симптом и одновременно залог развития и саморазвития личности.

Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека. В ХХI веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана (или будет связана) с научной работой, - это необходимо каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития

Таким образом, поисково-познавательная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умения детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Для более успешного усвоения материала обучение построено на методах исследовательского поиска. Самостоятельный творческий поиск детей позволил увлечь их,

Тип проекта: информационно-исследовательский;

Участники проекта: воспитанница подготовительного дошкольного возраста Диана Бибичева , педагог Низамиева Гульнара Насимовна, родители воспитанницы;

Срок реализации проекта: один месяц

Цель проекта: развитие поисково – познавательной деятельности дошкольника путём ведения исследовательской опытно - эксперементальной работы.

Гипотиза: поисково – познавательная деятельность дошкольника будет развиваться при условии обучения педагога, совместно с заинтересованностью и помощью родителей воспитанницы.

Предмет: совокупность методов и приёмов для развития исследовательских способностей ребёнка подготовительного дошкольного возраста.

Объект: поисково – познавательная деятельность детей подготовительного дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1. Вызвать интерес к исследовательской деятельности.

2. Воспитывать желание любить природу, пробудить интерес к окружающему миру.

3. Развивать умение долгосрочного планирования, развивать умение делать выводы, умозаключения.

4. Формировать практические навыки работы с лупой, комнатным растением, оборудованием для опытов и эксперементирования.

5. Воспитывать чувство ответственности за начатое дело.

Принципы реализации проекта

В процессе работы по формированию у детей дошкольного возраста поисково – познавательной деятельности необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Принцип развития отражает четкую ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие личности.

2. Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.

3. Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.

4. Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.

5. Принцип доступности предусматривает осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

6. Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

7. Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе поисково-познавательной деятельности.

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Центр науки группы.

2. Методический инструментарий (конспекты познавательно – развивающих занятий)

3. Оборудование для исследовательской деятельности.

4. Библиотека юного исследователя.

Основные средства:

1. информирование родителей о задачах и содержании поисково – познавательной деятельности воспитанника в детском саду и семье;

2. вовлечение родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместной с ребёнком деятельности;

3. подготовка оборудования, материалов и инструментов;

4. обогащение центра науки группы;

5. создание электронной презентации по теме реализации проекта;

Ожидаемый результат

1. Развитие познавательных способностей, умений, навыков исследовательской деятельности,

2.Формирование проектно-ориенторованного интеллекта.

3.Стимулирование интереса дошкольника к наукам.

4.Содействие формированию у детей научной картины мира.

Основным итогом этой работы является то, что Диана “добыла” своим трудом всю информацию, познала чудо самостоятельной, творческой работы, приобрела новые знания и умения.

Но самое главное в проделанной работе я считаю то, что, реализуя такие проекты деятельности, мы сближаем детей и родителей, приближаем родителей к проблемам воспитания и развития ребенка, повышаем педагогическую культуру родителей и развиваем интеллектуальную и социально-нравственную сферу у детей. Для более успешного усвоения материала обучение построено на методах исследовательского поиска. Самостоятельный творческий поиск позволил увлечь, заинтересовать, пробудить в ребёнке жажду познания, развить желание довести начатое дело до конца.

Ход проекта:

Проблема: Почему я выбрала это занятие?

Цель: Зачем я это делала?

Я хотела узнать: дышат ли растения, и как они дышат, и что будет с ними, если они не будут дышать.

Задачи: Ещё я хотела побольше узнать:

· Про то, как живут растения;

· Что интересного происходит в их жизни;

· Хочу научиться помогать природе;

· Хочу больше знать, потому, что мне скоро идти в школу.

Гипотеза: Что я проверяла, проводя эти опыты?

Я думаю, что растения всё таки дышат, и хотела убедиться в этом.

Результаты: Что у нас получилось?

Теперь я точно знаю, что все растения дышат, и им очень нужен воздух для жизни. Дышат растения всеми частями: корнями, листьями, и стебельком. А если корни не могут дышать, то растение погибает, или болеет. Я решила, что буду ухаживать за своими растениями: поливать, рыхлить, следить, чтобы им было хорошо. А ещё я думаю, что всегда буду ещё так заниматься, мне очень понравилось, и в школе тоже.

Выводы: Я думаю, что такие интересные занятия помогут мне стать умнее, и помогут мне учиться в школе. Надо больше знать о природе, ведь это так интересно.

Этапы реализации проекта:

1.Информационно – накопительный.

1. Изучение интересов воспитанницы для определения целей проекта.

Мы, (воспитатель и родители воспитанницы) решили помочь Диане найти ответы на её вопросы.

2. Подбор и анализ специальной литературы, по выбранной тематике проекта.

3. Составление и обсуждение с участниками проекта поэтапного плана работы.

Совместно с Дианой и родителями воспитанницы мы наметили:

§ Алгоритм наших исследовательских действий.

§ Создание банка идей и предложений.

§ Подбор необходимого оборудования и пособий.

§ Помощь родителей в проведении исследовательской работы и подборе оборудования, создании электронной презентации по результатам экспериментально – исследовательской деятельности.

2. Этап практических дел.

Цель: опытным путём выявить, дышит ли растение (в нашем случае комнатное растение фиалка Узамбарская) и понять, как происходит процесс дыхания у растения.

Оборудование: комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа (увеличительное стекло).

Спрашиваю у Дианы: Как ты считаешь, растения способны дышать? И как доказать, что они всё таки дышат? Совместно, опираясь на знания о процессе дыхания человека, мы приходим к выводу, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Предлагаю Диане вспомнить, как мы определяли тот факт, что воздух попадает внутрь человека, и проделать этот опыт. Вдыхаем и выдыхаем через трубочки от коктейля.

Предлагаю Диане замазать одно отверстие трубочки вазелином. Что же происходит? Дыхание через трубочку становится невозможным. Задаю Диане вопрос: Почему? Диана самостоятельно пришла к выводу, что всё дело в вазелине: он не пропускает воздух.

Предлагаю Диане выяснить, чем растение дышит? Для этого мы использовали лупу (увеличительное стекло). Аккуратно срезав лист растения, предлагаю рассмотреть срез на черенке листа, и сам лист. Диана очень внимательно отнеслась к заданию.

вазелином, и поставить оба листа в воду.

Ежедневно, в течение недели мы вели длительное наблюдение за происходящим. Через неделю получаем результат – лист под номером 1 завял. Подвожу Диану к выводу, и мы вместе приходим к тому, что растение дышит, и дыхание это обязательное условие для жизни растения.

Цель: путём поисково-познавательной деятельности определить, какие части растения участвуют в дыхании.

Оборудование: прозрачная ёмкость с водой, лист на длинном черешке, трубочка для коктейля, лупа.

Диана вспомнила, что когда мы проводили первый опыт (поставили срезанный лист растения в воду), в воде и на самом черенке листа появились маленькие пузырьки воздуха.

Мы решили повторить опыт, но на этот раз рассмотрели, как из среза листа появлялись

маленькие пузырьки воздуха.

Алгоритм проведения опыта:

Налить в прозрачную бутылку воды, оставив её не заполненной на 2-3 см.

Вставить лист в бутылку так, чтобы черенок листа погрузился в воду.

Во второе отверстие в пробке вставить трубочку для коктейля так, чтобы кончик не достал до воды.

Плотно замазать пробку бутылки пластилином, чтобы она не пропускала воздух.

Откачать воздух из бутылки.

Совместно с Эльвирой Муниповной, Диана проделала все действия алгоритма.

Вместе с Дианой и Эльвирой Муниповной, пронаблюдав некоторое время, мы обратили внимание на то, что из среза черенка листа, погруженного в воду, начинают выделяться пузырьки воздуха.

После проведённых опытов Диана задалась вопросами: а ещё какие части растения дышат? Дышат ли корни растения? Исходя из полученных ранее знаний (о пользе рыхления комнатных растений) и жизненного опыта, Диана выдвигает гипотезу: растение дышит всеми частями. Предлагаю это доказать.

Цель: Доказать, что растение дышит всеми частями, выявить причину потребности в рыхлении.

Читайте также: