Москва столица россии конспект с презентацией

Обновлено: 08.07.2024

Тип урока: изучение и первичное закрепления нового материала.

Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по окружающему миру для 1 класса начальной школы.

Цели урока, планируемые результаты, в т.ч. и формирование УУД:

  • сформировать понятие “столица”;
  • познакомить с достопримечательностями столицы;
  • Содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в группах.
  • Развивать умение объективно оценивать свои знания.
  • Содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
  • Помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.
  • Развитие мышления, внимания, наблюдательности, памяти.
  • Расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся.
  • Создать условия для развития речи учащихся, ее эмоциональной окраски.
  • воспитывать бережное отношение к историческим памятникам, уважение к героическому прошлому отечества
  • способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Регулятивные УУД: форирование умения слушать собеседника

Познавательные УУД: формирование информационной и исследовательской культуры

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные УУД: действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания

Оборудование: цветные сердечки, ИКТ, учебник, раздаточный материал.

Этап урока Содержание урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. О.М., рефлексия Долгожданный дан звонок начинается урок.

- Улыбнитесь друг другу.

- Скажите, о какой стране идёт речь? (России)

- На прошлом уроке мы говорили о нашей Родине. Давайте вспомним, что мы уже о ней знаем.

Я буду задавать вопросы, а вы поднимать руку и отвечать на них.

1.Как называется наша маленькая родина, посёлок, в котором мы живём?

2.Как называется наша область? А главный город в нашей области?

3.Как называется страна, в которой мы живём?

4.В каком городе находятся эти памятники? (Москва)

- Ребята, а кто из вас бывал в Москве?

- Что же понравилось и запомнилось вам в столице?

- Есть такая пословица “Кто в Москве не бывал, красоты не видал”.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Из прошлых уроков вы узнали, что у стран и городов есть символы. Какие? (герб, флаг, гимн)

- Перед вами герб г.Москвы. Посмотрите внимательно. Кто изображён на гербе?

- Почему герб г.Москвы изображён в центре Российского герба?

- Как вы думаете, почему Москву назвали столицей? Пока вы думаете над этим вопросом, Таня и Катя найдут толкование слова столица в словаре Ожегова.

-А вы знаете кто президент нашей страны? (В.В. Путин).

-Как вы думаете, справедливо ли то, что какой-то один из городов называют главным? (Все города хороши, но как в семье бывает кто-то, кого больше всех слушаются, так и в стране должен быть город, в котором принимаются важные для всей страны решения. Иначе была бы неразбериха. Но на главном городе и самая большая ответственность, от него ждут помощи и защиты.)

-Вот и на гербе Москвы изображён герой – святой Георгий Победоносец, насмерть пронзающий змея. Посмотрите, краски какого цвета в гербе главные. (Белый, красный, синий, золотой).

-Что они могут значить? (Золотой – цвет хлеба, золото куполов; синий – цвет мирного неба; красный – цвет победы, силы; белый – цвет чистоты, добра)

- А откуда пошла Москва? Кто же её основал?

Появление названия города Москвы, как и многих городов связано с географическим расположением. Город Москва связан с именем реки Москвы, на которой он стоит.

Люди здесь поселились потому, что в лесах водилась дичь, река была богата рыбой, в лесах были лесные пчёлы, а значит можно было добывать мёд, охотиться и заниматься рыболовством.

Зачитывают толкование слову.

Сначала стены Московского Кремля были деревянные. Такой Кремль прослужил городу примерно 200 лет.

В тринадцатом веке москвичам пришлось испытать страшное нашествие хана Батыя. Москва была полностью сожжена.

В 14 веке при князе Иване Калите были возведены дубовые стены Кремля (из прочного дерева).

Шли годы. Князь Дмитрий Донской, построил стены Кремля из белого камня. С тех пор Москву стали звать белокаменной. Со временем были выстроены новые кирпичные стены и башни. В Кремле было выстроено несколько подземных тайников. На Спасской башне Кремля были установлены часы.

Цель: формирование у детей первичных представления о Москве – столице нашей Родины, об истории её возникновения.

1. Знакомить детей со столицей Российской Федерации – Москвой, ее гербом и главными достопримечательностями.

2. Дать первичные знания детям об истории возникновения города и его основателем.

4. Воспитывать патриотические чувства к своей стране, ее столице. Учить видеть прекрасное в архитектуре Москвы.

– Ребята, посмотрите, пожалуйста на экран, расскажите, что вы видите в левом верхнем углу? Вы правы это флаг Российской Федерации с гербом в середине. А в правом углу символ нашей столицы Спасская башня. (Титульный слайд)

– А это герб Москвы. А что это за город? Правильно, это столица России. На гербе Москвы изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем змея. История свидетельствует, что город, как бы трудно ему ни приходилось, всегда одолевал своих недругов и выходил победителем. (Слайд 1).

– А это Юрий Долгорукий. Прозвище он свое получил из-за того, что стремился расширить свои земли. Когда ставил князь Юрий Долгорукий новые города, основал он и Москву. До этого стояло на Москве–реке село Кучково, принадлежащее богатому человеку Степану Ивановичу Кучке. Приглянулось князю живописное место: лес, речка, семь холмов! И задумал князь заложить здесь город. Большие деньги предлагал он Степану Ивановичу, другие земли сулил, но тот не соглашался. Приказал тогда князь казнить Степана Ивановича, а землю его присвоил себе. А вскоре пригласил Юрий в новый город своего союзника – черниговского князя Святослава. Произошло это в апреле 1147 года. Этот день считается началом Москвы (Слайд 2).

Сначала Московский кремль был деревянным, но при князе Дмитрии Донском вокруг города выстроили из обтесанных известковых глыб мощную крепость с толстыми и высокими стенами и выступающими вперед девятью башнями. Кремль надежно оградил Москву от неприятеля. С тех пор стала зваться Москва Белокаменной.

А вот взамен белокаменного Кремля при Иване Третьем были поставлены стены и башни из красного кирпича, которые оказались очень долговечными, они и сейчас украшают Москву. (Слайд 3).

Посмотрите на экране Москва-река, кремлевские стены, а в центре здание Правительства. Там работает президент России и Государственная Дума. (Слайд 4 – 5).

На самом спуске с Красной площади стоит дивный храм. Известен он под двумя именами Покровский собор и храм Василия Блаженного. Построен он в 16 веке при царе Иване Грозном в честь победы России над Казанским ханством. Казань была взята после Покрова дня – поэтому и назвали храм Покровским собором.

Справа от Покровского собора вы видите башню с часами, а кто знает, как она называется? (Слайд 6).

Это Спасская башня, и каждый из вас видел эти часы, когда встречал Новый год! Обратите внимание, что циферблаты расположены со всех четырех сторон. (Слайд 7)

На Красной площади всегда проводятся парады войск. А в какой день проводится парад? Это обычный день или праздничный? Это день Победы – 9 Мая. (Слайд 8.)

Очень интересно, что вокруг Кремля и здания построены красные. Это Государственный Исторический Музей. (Слайд 9)

А кто знает, что это за монумент у стен Кремля? Это Вечный огонь, и посвящен он воинам, погибшим в Великую Отечественную войну. Огонь здесь никогда не гаснет. С обеих сторон монумент охраняют, а когда происходит смена караула, к монументу собираются сотни людей. (Слайд 10 – 11)

В настоящее время Московский Кремль стал музеем, там проводятся экскурсии. Посетителям показывают: оружейную палату, где собраны разные виды оружия, Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы, Царь – пушку и Царь – колокол. А как вы думаете, почему они так названы? (Слайд 12).

Перед вами Царь – колокол. Когда его сбросили с колокольни, откололся большой кусок, посмотрите, он высотой с рост человека. А сам колокол просто огромный. Отсюда и его название. (Слайд 13)

И Царь – пушка поражает нас своими размерами. Ядро, которым стреляла пушка больше человеческой головы. (Слайд 14)

Здесь вы видите стадион Лужники. На нем проводятся спортивные состязания и концерты. (Слайд 15)

А так выглядит новая архитектура Москвы. Какие фигуры вы здесь узнали? (Слайд 16)

Вот и подошло к концу наше занятие, что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? Запомнилось? (Слайд 18)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Столица России.docx

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Форма урока: экскурсия – путешествие с использованием компьютерных технологий.

Цель: познакомить детей с некоторыми историческими и культурными достопримечательностями Москвы

формировать представление о Москве как столице России, расширить кругозор учащихся, формирование речевой компетенции учащихся, привить гордость и любовь к столице Российского государства.

повторить понятие географической карты;

читать и правильно показывать объекты на карте;

воспитывать чувство гордости за свою страну, за людей населяющую её.

- Начинаем урок окружающего мира. Я жду, что сегодня вы узнаете много нового и интересного, продемонстрируете свои знания, обменяетесь информацией, впечатлениями, порадуетесь своим успехам и успехам своих друзей.

Что необходимо, чтобы урок был эффективным?

Нужно быть внимательными, активно работать, пользоваться уже полученными знаниями.

Начнем урок с задания: отгадать ребусы и назвать слова.

( Россия, Родина, гимн, герб, Москва, закон, страна, столица)

Эти слова мы часто употребляли на последних уроках. Вспомним их значение.

Сегодня мы во время работы встретим слово достопримечательность .

Дома вы должны были узнать, что оно обозначает?

Что помогло вам выполнить это задание?

Откройте свои Дневники юных путешественников и прочитайте, что обозначает слово. (Работа с дневником юного путешественника)

Какое ещё задание вы выполнили в Дневниках? (Записать пословицы о Родине)

Прочитайте пословицы, которые вы записали в своих дневниках.

Родная сторона, как мать: и накормит, и приласкает.

Родная сторона - мать, чужая - мачеха.

Родина любимая – что мать родимая.

Учитель: С кем сравнивает Родину русский народ? (С матерью, с поилицей и кормилицей )

Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всех врагов. К. Д. Ушинский писал: “Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина”.

Испокон веков любили русские люди свою Родину и храбро её защищали от врагов. Берегли родную землю, воспевали её красоту, величие.

Россия - самая большая в мире страна. (Показ на карте) Когда в Москве вечер, то на Чукотке начинается новый день. Поезд идет от Владивостока до Москвы целую неделю. Мы живём в великой стране. В стране с великой историей. И нужно знать историю своей страны, гордится своей страной.

2. Почему нашу страну называют многонациональной?

3. Государственные символы России.

5. Государственные праздники России.

На сколько хорошо вы усвоили тему , покажет тест.

Работа в парах – взаимопроверка.

Сформулируем Тему сегодняшнего урока . Для этого посмотрите на слайд и выберите её из предложенных.

Праздники в жизни россиян.

Слайд . Тема. Столица России.

Что вы уже знаете о столице нашей Родины?

На какие вопросы вы ещё хотели бы найти ответы?

Предлагаю рассмотреть следующие вопросы:

Какой город является…?

Каковы достопримечательности Москвы?

Какой город был раньше столицей нашего государства?

Начнём работу над темой.

Откройте учебники и прочитайте внимательно текст на с. 68.

Ответьте на вопросы:

Какой город является столицей России?

Чья резиденция находится в Москве?

Что такое резиденция?

Где в Москве находится резиденция президента?

Что проходит в Кремле?

Вывод: Москва – не просто самый большой город. В Москве находится Президент России и Правительство, Государственная Дума и Совет Федерации. Они разрабатывают законы и принимают их, руководят делами страны.

Москва – очень красивый город. (Сопровождается показом слайдов и комментариями к ним).

Такой большой как сейчас Москва была не всегда.

Послушайте интересную историю!

Ученик 1. Давно это было. 866 лет назад! Жил на Руси князь .Звали его Юрий. Часто воевал он и с ближними соседями и с дальними соседями .За это народ прозвал его Долгоруким .

Ученик 2. Однажды дорога привела Юрия Долгорукого к холму между реками: Москвой и Неглинной. Место было тихое, рыбное, охотницкое. Так понравилось место князю, что приказал построить здесь деревянную крепость-Кремль. Обнесли холм деревянным забором, поставили с запада на восток ворота, выстроили дубовые княжеские палаты, вырыли вокруг ров. Так и появился город Москва.

Ученик 3. Прошло время. Княжить в Москве стал князь Дмитрий . Времена были для Руси тяжёлые: нападали на Русь враги, разоряли русские города. Созвал тогда князь Дмитрий всех князей русских, всех воинов и повел биться с врагами на реку Дон, и выиграли тогда сражение, и стал народ называть князя Дмитрием Донским. Деревянные стены Кремля князь заменил белокаменными. С тех пор называют Москву белокаменной.

Ученик 4. К сожалению, частые пожары сильно разрушали каменные стены и башни Кремля. Очень часто враги сжигали Москву, и народ снова возрождал её, отстраивал, укреплял, расширял её границы. Князь Иван III построил крепость из красного кирпича, которая и стоит до сих пор. Это нынешний Кремль!

- А сколько лет назад произошло основание Москвы?

- На берегах какой реки построена Москва?

- С чего начиналось строительство Москвы? Конечно же, Кремль.

- Кто запомнил из рассказа, кто основал Москву?

Памятник основателю Москвы Юрию Долгорукову установлен в Москве.

с.69- фото памятник великому русскому гению – поэту А.С.Пушкину.

В Москве много достопримечательностей . Сейчас мы с вами познакомимся с самыми знаменитыми (работа в группах)

- Перед вами конверты. Это текст и пазлы. Ваша задача – собрать изображение, познакомиться с текстом и подготовить рассказ текст об одной из достопримечательностей Москвы.

1 группа: Спасская башня.

Это одна из самых красивых башен. В ней 10 этажей. На Спасской башне находятся часы. Они называются куранты. Они занимают 3 этажа. Часы на башне с колоколами. Колокола звонят каждые 15 минут. В 12 часов дня и 12 часов ночи прозванивают гимн России.

2 группа: Успенский собор

Один из первых соборов Кремля. Долгое время этот собор оставался главным храмом Руси. Здесь совершались самые торжественные и пышные церемонии. Здесь венчались на престол цари.

3 группа - царь пушка

Царь- пушка сделана из бронзы. Изготовил ее мастер Иван Чохов. Опора, на которой она стоит , украшена львиной головой. Рядом очень тяжёлые чугунные ядра.Вес пушки 40 тонн. Это самая большая пушка в мире. Эта пушка никогда не стреляла.

4 группа – царь-колокол

5 группа – собор Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного находится на Красной площади. Он построен в память о победе над Казанью. Существует легенда, что царь Иван Грозный велел ослепить строителя этого храма, чтобы тот не мог построить более красивый храм.

6 группа - колокольня Ивана Великого. Долгое время это было самое высокое здание в Москве. Путники, идущие в Москву, видели её за многие километры от города. Колокола звонили по самым главным праздниками их звон был слышен даже на окраинах. Заслышав его, горожане спешили к Кремлю, где проходили праздничные церковные службы.

На какие вопросы мы уже нашли ответы? Какой вопрос остался без ответа?

Домашнее задание.

Ответ на этот вопрос предлагаю найти дома.

Предлагаю выполнить домашнее задание разного уровня:

Познакомиться с информацией в учебнике с.69-70.Рассказать кому-либо из близких людей о Москве.

Рефлексия. Понравился ли вам урок. Какое задание вам понравилось? Какое было трудным для вас?

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Москва – столица России. Презентация на заданную тему содержит 10 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Встреча с Москвой никого не оставляет равнодушным. Здесь всегда тысячи туристов из самых разных стран мира. Все они начинают осмотр города с Красной площади. Это главная площадь Москвы. Она находится в центре города. Здесь можно увидеть стены Кремля, Спасскую башню, Мавзолей, храм Василия Блаженного, Исторический музей.

91163 91157 91181 91167 91168 91178 91182 91162 91183 91169 91164 91176 91170 91172 91161 91180 91177 91166 91171 91185 91160 91165 91179 91159 91174 91158 91175 91184 91186 91173

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Мы в социальных сетях

Читайте также: