Московская столичная агломерация конспект урока 9 класс

Обновлено: 09.07.2024

Подготовительный этап. За 10 дней до урока учащиеся выбирают группу в которой они будут работать. Каждая группа получает вопросы, к которым необходимо подготовиться, изложить свою точку зрения.

1.Оргмомент. Постановка цели, задач урока. Вступительное слово учителя:

Мишель Руж, исследователь агломераций.
21 век-век урбанизации. Что это такое? Да, это действительно рост городов, численности населения в них, распространение городского образа жизни. Наш век- это век, когда некогда аграрные страны сосредоточили почти все население в крупных городах. Век, в который люди заперли себя в замкнутом пространстве, люди, которые забыли, что такое воздух без запаха бензина, которые не видят звезд по ночам, так как они затянуты смогом….. Город как вирус или все больше и больше поражает живое. НО! Людям это нравится! Город- это очаг зарождения и распространения нового - в науке, технике, производстве, культуре, искусстве. Город- двигатель прогресса. Виктор Гюго писал, что город выполняет роль мозга. Еще одно его назначение - быть центром своего окружения.

Если крупные города были названы чудовищами, приговоренными к непрерывному росту, то об агломерациях - тесных скоплениях городов- так можно сказать еще с большим основанием. Многих этот рост пугает, и агломерации становятся объектом критики. В них видят результат хаотического разрастания городов, расплывающихся подобно масляному пятну. Это какое-то неудержимое половодье, лавина, сметающая все на своем пути.

Но есть и прямо противоположные точки зрения. Агломерации характеризуют в качестве ключевых форм современного расселения, пророчат им большое будущее, считая, что они внесут решающий вклад в совершенствование расселения, в улучшение условий жизни людей.

Так что же такое агломерация: благо или зло цивилизации? На этот вопрос мы сегодня попытаемся на нашем уроке найти ответ, рассмотрев самую большую в нашей стране Московскую столичную агломерацию.

Итак, у нас предварительно возникли 2 группы: 1.Сторонники развития агломераций

2.Группа, считающая, что агломерации - это зло цивилизации.

2. Этап изучение нового материала.

Как много в этом звуке

для сердца русского слилось,

как много в нем отозвалось!

2.Как возникла Московская агломерация?

3. Почему сложилась радиально-кольцевая структура Москвы?

5. Чем представлена Московская агломерация? На основе, каких связей объединяются города между собой (работа с картами атласа).

6. Почему Московская агломерация вытянута на восток?
3.этап дискуссия.

Далее выступления участников групп с доказательствами своего суждения

2. Москва- порт пяти морей!

3. Обилие городов науки.

- ухудшение с\х земель;

2. Транспортный паралич ( пробки)

5. Отходы бытовые, свалки( под Загорском находится крупнейший могильник радиоактивных отходов, а в районе Люберц обнаружено захоронение продуктов разработки бактериологического оружия)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Москва- столица России. Московская агломерация.

Образовательная: Способствовать формированию представлений о роли и значении Москвы как центра исторической, научной, культурной, экономической, политической жизни Центрального района и всей страны. Познакомить обучающихся с особенностями развития Московской агломерации, её проблемами и перспективами.

Развивающая: Продолжить развивать умения использовать различные источники географической информации.

Воспитательная: Воспитывать чувство гордости и любви к Родине.

Оборудование: учебник География 9 класс, атласы, презентация, телевизор.

Тип урока: урок новых знаний

Введение в тему:

– Города – удивительное творение рук, ума, таланта человека.

- Что мы должны изучить на уроке?

Тема урока : Москва – столица России. запись – Как вы думаете, почему нам нужно изучить эту тему? – Сформулируйте цели урока

познакомимся с нашей столицей, выполнив задания (работа с текстом, стр. 75-76)

1гр. История Москвы

2гр. Функции Москвы

3 гр. Московская агломерация

4. Закрепление изученного материала

Составить синквейн со словом Москва

Властвует, объединяет, растёт

Москва! Как многом этом звуке для

Сердца русского слилось!

1. Год основания Москвы 1147 2. М. всегда была столицей России. 3. М. расположена в междуречье Оки и Волги. 4. М. – порт 5 морей. 5. Главные отрасли хозяйства Москвы: горнодобывающая, лесная, химическая. 6. Население Москвы – 12 млн. 7. Население М. агломерации – 12 млн. 8. М – воздушные ворота страны. 9. Водоснабжение Москвы в основном обеспечивается водой из Москвы-реки.

Москва- столица Российской Федерации. Она расположена в центре европейской части страны на реке Москве.

В Х-Х1 вв. здесь были городища славянских племен- вятичей.

Огромный город разросся из крохотного поселения, возникшего на Боровицком холме при впадении в Москву- реку речки Неглинной.

В 1712 году царь Пётр1 перенёс столицу из Москвы в Санкт- Петербург.

Во время наполеоновского нашествия Москва на три четверти сгорела. Пожар бушевал шесть дней и ночей. Наполеон приказал взорвать здания Кремля. С той поры иноземные завоеватели ни разу не ступали на московскую землю. Возродилась Москва и стала центром национальной культуры.

В 1918 году Москва снова стала столицей РСФСР, СССР, а с 1992- столицей России.

Центр управления Россией. ( место пребывания высших органов власти : Президента, Госдумы, Совета Федерации, Правительства России.) Правительство Российской Федерации , исполнительный орган власти, находится в Доме правительства РФ на Краснопресненской набережной в центре Москвы . Государственная Дума Российской Федерации заседает на Охотном Ряду . Совет Федерации располагается в здании на Большой Дмитровке . Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации также находятся в Москве.

Кроме того, Московский Кремль является официальной резиденцией Президента Российской Федерации. Рабочая резиденция президента в Кремле располагается в здании Сената.

Центр науки - Российская Академия наук, 1000 научно- исследовательских институтов, 80 ВУЗов , 13 университетов, 19 учебных академий.

Центр культуры- театры, концертные залы, научные библиотеки, государственные архивы.

Центр нововведений (инноваций)- распространяются по всей стране.

Финансово- банковская столица России (80% всех финансовых операций)

Туристический центр- Москва — важный туристический центр России. Московский кремль , Красная площадь , ряд других памятников культуры и зодчества входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Кремль – памятник Всемирного культурного наследия.

Кремль резиденция главы Российского государства. На кремлевском холме находится ансамбль древних соборов и церквей, охваченных кирпичными стенами с бойницами. Над стеной возвышаются 20 башен. На Спасской башне в 1625 году установлены знаменитые Кремлёвские куранты.

В кремле находится Большой Кремлевский Дворец- резиденция Президента России. Во дворце 700 помещений. Георгиевский зал посвящен ордену Георгия Победоносца. Кавалеров этого ордена в России было всего -25. Среди них Александр Суворов и Михаил Кутузов. Сейчас в этом зале награждают самых заслуженных людей России.

Текст для выполнения заданий

Москва по праву занимает одно из самых значимых мест среди крупнейших городов мира как столица Российского государства и общественно-политический, культурный и экономический центр.

Именно в этом городе сохранились памятники культуры, истории и архитектуры, имеющие мировое значение. Это Кремль, древнейшие храмы и монастыри, которые сейчас восстанавливаются и охраняются государством

Транспортный центр (радиально-кольцевая система дорог) Расположена на реке Москве в центре Восточно-Европейской равнины , в междуречье Оки и Волги , Город располагается на обоих берегах реки Москвы в её среднем течении. Помимо этой реки, на территории города протекает несколько десятков других рек, наиболее крупные из которых — притоки Москвы, в частности Сходня , Химка , Пресня , Неглинная , Яуза и Нищенка (левые), а также Сетунь , Котловка и Городня (правые). Многие малые реки (Неглинная, Пресня и др.) в пределах города протекают в коллекторах . Москва расположена на реке Москве и ее притоках р. Яузе, р. Неглинкой и др. Река Москва – левый приток Оки – и раньше была связана с Волгой через притоки и волоки. Москва – порт пяти морей. Река Москва соединяется с Волгой каналом имени Москвы. Он обеспечил ей выход на Волгу, а через нее в Волго– Донской канал и Дон - в Азовское и Черное моря , а также на реки и каналы Севера и Северо- Запада и с их помощью в Балтийское и Белое моря.

Исторический центр- 1147г.- год основания Москвы. Историческая столица Великого княжества Московского , Царства Русского , Советской России и СССР ; носит звание Города-героя . Имеет внутреннее административно-территориальное деление , официально утверждённые герб , флаг и гимн .

Торговый, промышленный центр - Лёгкая промышленность, пищевая, химическая, машиностроение. Торговые базы.

Задание: История Москвы

1. Назовите год основания Москвы?

2. Кто считается основателем Москвы?

3. Центром, какого княжества являлась Москва? (факты)

4. С какого года Москва является столицей России?

5. Приведите факторы, которые способствовали тому, что Москва стала столицей? (не менее 6)

Урок географии. 9 класс

Тема урока: Москва- столица России. Московская агломерация.

Образовательная: Способствовать формированию представлений о роли и значении Москвы как центра исторической, научной, культурной, экономической, политической жизни Центрального района и всей страны. Познакомить обучающихся с особенностями развития Московской агломерации, её проблемами и перспективами.

Развивающая: Продолжить развивать умения использовать различные источники географической информации.

Воспитательная: Воспитывать чувство гордости и любви к Родине.

Оборудование: учебник География 9 класс, атласы, презентация, телевизор.

Тип урока: урок новых знаний

Введение в тему:

– Города – удивительное творение рук, ума, таланта человека.

- Что мы должны изучить на уроке?

Тема урока : Москва – столица России. запись
– Как вы думаете, почему нам нужно изучить эту тему?
– Сформулируйте цели урока

Изучение нового материала

познакомимся с нашей столицей, выполнив задания (работа с текстом, стр. 75-76)

1гр. История Москвы

2гр. Функции Москвы

3 гр. Московская агломерация

4. Закрепление изученного материала

Составить синквейн со словом Москва

Властвует, объединяет, растёт

Москва! Как многом этом звуке для

Сердца русского слилось!

1. Год основания Москвы 1147
2. М. всегда была столицей России.
3. М. расположена в междуречье Оки и Волги.
4. М. – порт 5 морей.
5. Главные отрасли хозяйства Москвы: горнодобывающая, лесная, химическая.
6. Население Москвы – 12 млн.
7. Население М. агломерации – 12 млн.
8. М – воздушные ворота страны.
9. Водоснабжение Москвы в основном обеспечивается водой из Москвы-реки.

Москва- столица Российской Федерации. Она расположена в центре европейской части страны на реке Москве.

В Х-Х1 вв. здесь были городища славянских племен- вятичей.

Огромный город разросся из крохотного поселения, возникшего на Боровицком холме при впадении в Москву- реку речки Неглинной.

В 1712 году царь Пётр1 перенёс столицу из Москвы в Санкт- Петербург.

Во время наполеоновского нашествия Москва на три четверти сгорела. Пожар бушевал шесть дней и ночей. Наполеон приказал взорвать здания Кремля. С той поры иноземные завоеватели ни разу не ступали на московскую землю. Возродилась Москва и стала центром национальной культуры.

В 1918 году Москва снова стала столицей РСФСР, СССР, а с 1992- столицей России.

Центр управления Россией. ( место пребывания высших органов власти : Президента, Госдумы, Совета Федерации, Правительства России.) Правительство Российской Федерации, исполнительный орган власти, находится в Доме правительства РФ на Краснопресненской набережной в центре Москвы .Государственная Дума Российской Федерации заседает на Охотном Ряду. Совет Федерации располагается в здании на Большой Дмитровке. Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации также находятся в Москве.

Кроме того, Московский Кремль является официальной резиденцией Президента Российской Федерации. Рабочая резиденция президента в Кремле располагается в здании Сената.

Центр науки - Российская Академия наук, 1000 научно- исследовательских институтов, 80 ВУЗов , 13 университетов, 19 учебных академий.

Центр культуры- театры, концертные залы, научные библиотеки, государственные архивы.

Центр нововведений (инноваций)- распространяются по всей стране.

Финансово- банковская столица России (80% всех финансовых операций)

Туристический центр- Москва — важный туристический центр России. Московский кремль, Красная площадь, ряд других памятников культуры и зодчества входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Кремль – памятник Всемирного культурного наследия.

Кремль резиденция главы Российского государства. На кремлевском холме находится ансамбль древних соборов и церквей, охваченных кирпичными стенами с бойницами. Над стеной возвышаются 20 башен. На Спасской башне в 1625 году установлены знаменитые Кремлёвские куранты.

В кремле находится Большой Кремлевский Дворец- резиденция Президента России. Во дворце 700 помещений. Георгиевский зал посвящен ордену Георгия Победоносца. Кавалеров этого ордена в России было всего -25. Среди них Александр Суворов и Михаил Кутузов. Сейчас в этом зале награждают самых заслуженных людей России.

Текст для выполнения заданий

Москва по праву занимает одно из самых значимых мест среди крупнейших городов мира как столица Российского государства и общественно-политический, культурный и экономический центр.

Именно в этом городе сохранились памятники культуры, истории и архитектуры, имеющие мировое значение. Это Кремль, древнейшие храмы и монастыри, которые сейчас восстанавливаются и охраняются государством

Транспортный центр (радиально-кольцевая система дорог) Расположена на реке Москве в центре Восточно-Европейской равнины, в междуречье Оки и Волги, Город располагается на обоих берегах реки Москвы в её среднем течении. Помимо этой реки, на территории города протекает несколько десятков других рек, наиболее крупные из которых — притоки Москвы, в частности Сходня, Химка, Пресня,Неглинная, Яуза и Нищенка (левые), а также Сетунь, Котловка и Городня (правые). Многие малые реки (Неглинная, Пресня и др.) в пределах города протекают в коллекторах. Москва расположена на реке Москве и ее притоках р. Яузе, р. Неглинкой и др. Река Москва – левый приток Оки – и раньше была связана с Волгой через притоки и волоки. Москва – порт пяти морей. Река Москва соединяется с Волгой каналом имени Москвы. Он обеспечил ей выход на Волгу, а через нее в Волго– Донской канал и Дон - в Азовское и Черное моря , а также на реки и каналы Севера и Северо- Запада и с их помощью в Балтийское и Белое моря.

Исторический центр- 1147г.- год основания Москвы. Историческая столица Великого княжества Московского, Царства Русского, Советской России и СССР; носит звание Города-героя. Имеет внутреннее административно-территориальное деление, официально утверждённые герб, флаг и гимн.

Торговый, промышленный центр - Лёгкая промышленность, пищевая, химическая, машиностроение. Торговые базы.

Задание: История Москвы

1. Назовите год основания Москвы?

2. Кто считается основателем Москвы?

3. Центром, какого княжества являлась Москва? (факты)

4. С какого года Москва является столицей России?

5. Приведите факторы, которые способствовали тому, что Москва стала столицей? (не менее 6)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: "Московская столичная агломерация".

Цели и задачи:

Обучающая : выяснить особенности ЭГП Московской области; выявить проблемы и наметить пути их решения.

Развивающая : уметь оценивать влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства; объяснять особенности специализации Московской области; делать выводы; продолжить формирование у школьников умений работать с различными источниками географической информации.

Воспитывающая : продолжить формирование коммуникативных отношений.

I. Организационный момент. (1 мин).

II. Актуализация опорных знаний и умений. (3 мин.):

Какие области входят в состав Центрального экономического района?

III. Нацеливание. Мотивация. (3 мин).

Тема сегодняшнего урока – Московская область (запись в тетрадь). Где на ее территории расположен субъект Российской Федерации – город Москва – город федерального значения, столица России. Москва – это концентрация в ней всех высших органов государственной власти. Цель нашего урока: выяснить, почему главный ресурс области – это её экономико–географическое положение.

IV. Изучение нового материала. (30 мин).

1. Знакомство с ЭГП области .

А) Московская область – расположена в центральной части Европейской России (показ по карте). Открыли атласы. Нашли эту область. Граничит ли она с какими либо зарубежными странами? (Нет). Омывается ли морями? (Нет) По своим размерам наша область невелика. Её площадь - 46 тыс.кв. км (с Москвой 47 тыс. кв. км), что составляет всего 0,3 % территории России. Но, если сравнить площадь нашей области с некоторыми

европейскими государствами, то увидим, что территория Московской

области больше территории Бельгии (31тыс. кв. км.), Дании(43 тыс.кв.км), Нидерландов (34 тыс. кв. км.).

Б) Работаем с контурной картой: (10мин.)

- определите удаленность Москвы от Белого и Черного морей.

- крупнейшие речные системы, озера, водохранилища

- параллель 55°45 с. ш., меридиан 37°37, в.д.

-постройте столбиковую диаграмму сравнительной площади Московской

области и других Европейских государств. Сделайте вывод.

В) Главный город – Москва. Несколько слов о выдвижении Москвы.

Вывод: как видите, Московская область – особенная. Благодаря своему выгодному географическому положении стала центром России.

Давайте выясним, какими природными ресурсами богата область, какова её специализация, предложите свои варианты развития области. Работаем в группах.

Д. Задания группам. (10 мин.)

I–ая группа. Международники (специалисты, изучающие экономические связи).

Оцените природные условия и ресурсы области для хозяйственной деятельности населения. Разработайте модель развития Московской области без расширения ее площади .

II–ая группа. Статисты.

Объясните, с чем связано развитие главных отраслей специализации Московской области. Проанализируйте приложение и на её основе постройте столбчатую диаграмму, раскрывающую отраслевую структуру хозяйства области.

III–яя группа. Проектировщики.

Оцените природные условия области для рекреационной деятельности.

Разработайте мини - проект создания в одном из районов Московской области туристического центра европейского значения.

б) развитие инфраструктуры (комплекс обслуживания – гостиницы, автосервис, услуги);

В проекте учтите решение возможных экологических проблем.

IV–ая группа. Исследователи.

Дайте оценку изменений ЭГП Московской области во времени.

Возникновение рыночных отношений в России обусловило создание свободных экономических зон, осуществляющих производственную деятельность на основе совместного предпринимательства. Развитие свободных экономических зон усиливает взаимосвязь национальных экономик, является гарантом мирного сосуществования государств. Предположите, может ли в Московском столичном регионе, расположится свободная экономическая зона. Каковы пути развития свободной экономической зоны?

Вывод: почему главный ресурс области – это ее экономико-географическое положение? (Выгодное историко-географическое положение).

столичной агломерации; вести дискуссию, быть толератными к чужому мнению.

Методы обучения: Эвристическая беседа;; частично - поисковый; проблемный, дискуссия.

4. закрепление. Практичес кая работа « Сравнительная характеристика планировки и

Подготовительный этап. За 7 дней до урока учащиеся выбирают гр уппу в которой они

будут работать. Каждая гру ппа полу чает вопросы, к которым необходимо подготовиться,

Постановка цели, задач урока. Всту пительное слово учителя :

21 век - век урба низации. Что это такое? Да, это действ ительно рост городов,

численности населения в них, распространение городского образа жи зни. Наш век - это

век, когда некогда аграрные страны сосре доточили почти все население в крупных

городах. Век, в который люди з аперли себя в замкн у том пространстве, люди, которые

забыли, что такое возд у х без з апаха бензина, которые не видят звезд по ночам, так как они

затянуты смогом….. Г ород как ви ру с и ли все боль ше и больше поражает жи вое. Н О!

Людям это нравится! Город - это очаг зарождения и распространения нового - в науке,

технике, производстве, культуре, иску сстве. Город - двигатель прогресса. В иктор Гюго

писал, что город выполняет роль мозга. Еще одно его н азначение - быть центром своего

Если крупные города были назва ны чудовищами, приговоренными к

непрерывному росту, то об агломерациях - тес ных скоплениях городов - так можно сказать

еще с большим основанием. Мн огих этот рост п угает, и агломерации становятся объектом

критики. В них видят рез ультат х аотического разрастания городов, расплывающихся

подобно масляному п ятн у . Это какое - то неудержимое п оловодье, лавина, сметающая все

Но есть и прямо противоположные точки зрени я. Агломерации х арактеризуют в

качестве клю чевых форм современного расселения, пророчат им большое будущее,

считая, что они внесут решающий вклад в совершенствование расселени я, в улучшение

Так что же такое агломерация: благо или зло цивилизации? На этот вопрос мы

сегодня п опытаемся на нашем уроке найти ответ, рассмотрев самую большую в нашей

2.Группа, считающая, что агломерации - это зло цивилизации.

3. Почему сложилась радиально - кольцевая стру ктура Москвы?

4.Как Вы думаете, почем у существует такое выражение: « Москва представляет Россию

5. Чем п редставлена Московская агломерация? На основе, каки х связей объединяются

Дополнительно: Москва насчитывает около 9800 тыс. чел. Она - центр своего окр ужения.

Общая численность ее агломерации 12000 тыс . человек, в ее составе свыше 50 городов и

несколько десятков по селков городского типа, сотни сельских поселе ний. Московская

по времени образования ( ровесники Москвы - Дмитров и Волокаламск, Подольск и

Бронницы, новостройки первых пятилеток – Электросталь и Фрязино, по профессии.

Читайте также: