Конспект занятия по развитию речи в младшей группе по триз

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Терешина Татьяна Сергеевна, Рязанова Анна Валерьевна

Населенный пункт: Вологодская область, г. Череповец

Возраст учащихся: 3-4 года

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы.

2. Учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок.

3. Познакомить с внешними признаками медведя, местом обитания.

4. Обогащать представления детей об окружающем мире.

5. Закреплять понятия большой, поменьше, маленький.

Развивающие:

Развивать речь, внимание, воображение.

Способствовать развитию произношения, интонационной выразительности речи.

Продолжать развивать ритмичность движений.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к народным сказкам.

Закреплять стремление совершать хорошие поступки.

Интеграция с другими образовательными областями : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Методы и приемы ТРИЗ:

1. Синектика (метод аналогий), личностная аналогия (эмпатия). (Перевоплощение в медведей)

2. Системный оператор (системный лифт)

3. Метод фокальных объектов (анализ сказки)

Педагогические технологии: ТРИЗ-технология, игровые технологии, технология безопасного поведения, здоровье сберегающие технологии

Оборудование: мольберт, магнитофон.

Предметные результаты: разучивание новых слов

Конспект занятия.

Вводная часть. Организационный момент.

Восп-тель: Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой. Дети садятся на стульчики.)

Восп-тель: Ребята, вы слышите, что это за звук?

(Аудиозапись: каркает ворона.)

Дети: Это каркает ворона.

(Воспитатель выносит игрушку- ворону.)

Восп-тель: Ребята, Каркуша нам принесла письмо из сказки. Интересно, что же там написано. Давайте я вам его прочитаю?

Дети: Да

(Открываем письмо, читаем.)

Восп-тель: «Дорогие, детишки, пишут вам бабушка и дедушка. Мы живём в деревне с внучкой Машенькой. Рядом с домом у нас находится лес. У нас случилась беда: наша внучка Машенька потерялась.

Ребята, нужно помочь бабушке и дедушке найти Машеньку. Поможем им?

Дети: Да

Основная часть.

Восп-тель: Но как же мы узнаем из какой сказки Машенька? Ребята, давайте вспомним сказки, которые мы с вами читали, может в них живёт девочка Маша?

Восп-тель: Посмотрите, Каркуша хочет помочь узнать сказку, она говорит, что нам нужно отгадать загадку:

Жили в домике три мишки:

Папа, мама и сынишка.

В доме том хозяев нет.

На столе стоит обед,

Чашки три и миски три,

Что за сказка? Ты, скажи.

Дети: Три медведя.

Дети: Большой.

Восп-тель: Молодцы, ребята. А мама- медведица?

Дети: Поменьше.

Восп-тель: Правильно, поменьше. А это кто?

Дети: Медвежонок.

Восп-тель: Молодцы! А медвежонок какой?

Дети: Маленький.

Восп-тель: Сейчас он маленький медвежонок, а когда он вырастет, то каким станет?

Дети: Большим медведем.

(Системный лифт на мольберте)

Восп-тель: Это волшебный домик, в нём три этажа, но нет лестниц. В этом доме живут необычные жильцы. В свои квартирки они попадают с помощью лифта. Хотите тоже покататься на лифте вместе с жильцами?

Дети: Да.

(Воспитатель показывает на мольберте модель трёхэтажного дома )

Восп-тель: На втором этаже будет жить у нас медведь. Давайте вспомним, что находится на первом этаже?

(Воспитатель помещает изображение медведя на схему. Воспитатель помещает изображение частей тела на схему.)

Дети: туловище, голова, ушки, лапы, глазки, носик.

Восп-тель: Правильно, это части тела медведя. А на третьем этаже, что мы разместим? Где живёт медведь?

(Воспитатель помещает изображение леса на схему.)

Дети: В лесу.

Восп-тель: Правильно, молодцы. Да, медведь живёт в лесу, в берлоге.

Саша, расскажи про маленького медвежонка, из чего он состоит и где живет.

Дети: У медвежонка есть туловище, голова, ушки, лапы, глазки, носик Он живет в лесу.

Восп-тель: Отлично. Милана, расскажи, про маму медведицу.

Дети: У мамы-медведицы есть туловище, голова, ушки, лапы, глазки, носик. Она живет в лесу.

Если дружно стать на ножки

Топнуть, прыгнуть- не упасть,

То в страну весёлых сказок

Можно сразу же попасть.

(Дети стоят около стульчиков, выполняя движения.)

Восп-тель: Вот мы и оказались в доме, где живут медведи. Но Маши здесь нет.

Ребята, посмотрите, на столах лежат блюдца и чашечки, но они все перемешаны; нам надо к каждой чашечке подобрать блюдечко, пока не пришли медведи и не рассердились на то, что брали без спроса их вещи. Давайте вспомним как мишка сердится.

(Физкультминутка. Выполнение движений по тексту)

Восп-тель: Мишка косолапый
По лесу идет (Руки в стороны, наклоны вправо-влево)
Шишки собирает (Наклоны вперед)
И в карман кладет. (Руки на пояс)
Вдруг упала шишка (Руки вверх, потрясти над головой)
Прямо мишке в лоб. (Обе руки на лоб)
Мишка рассердился (Помахать кулачками)
И ногами топ-топ. (Топаем ногами)

Восп-тель: Молодцы, ребята. А теперь давайте поможем медведям подобрать чашечку к блюдцу.

Восп-тель: Все чашечки собраны. Может это Маша всё перепутала, испугалась и спряталась? Давайте мы её позовём.

Восп-тель: Маша, мы пришли за тобой, твои бабушка и дедушка очень за тебя переживают. Мы тебе покажем дорогу домой.

Восп-тель: Ребята, мы справились, помогли бабушке и дедушке найти свою внучку. Нам пора возвращаться в детский сад.

Если дружно встать на ножки,

Топнуть, прыгнуть- не упасть,

То легко ребята смогут

Снова в детский сад попасть.

(Выполнение движений по тексту)

Заключительная часть

Восп-тель: Ребята, кто сегодня к нам в группу прилетал

Дети: Ворона Каркуша.

Восп-тель: А что она нам принесла?

Дети: Письмо.

Восп-тель: Кто написал письмо?

Дети: Бабушка и дедушка.

Восп-тель: Что у них случилось? О чём они просили в письме?

Дети: Внучка потерялась, помочь её найти.

Восп-тель: Ребята, как вы считаете, Маша поступила хорошо или плохо, когда ушла одна в лес без взрослых.?

Дети: Плохо.

Восп-тель: Что Маша плохого сделала?

Дети: Без спроса ушла из дома, одна пошла в лес, брала чужие вещи

Восп-тель: В какой сказке мы были?

Восп-тель: Вам понравилось?

Дети: Да.

Восп-тель: Что вам запомнилось больше всего?

(Ответы детей)

Список литературы

Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательных задач / Генрих Альтшуллер. - М., 2007. - 400 с.

Толмачев А.А. Диагноз: ТРИЗ. / А.А.Толмачев. - 2004. - 496 с.

Ширяева В.А. ТРИЗ-педагогика: от теории к практике: учеб. Метод. Пособие/ В.А.Ширяева. - Саратов, 2006. - 72 с.

Сертификат слушателя вебинара

Сертификат слушателя вебинара

Сертификат автора статьи

Сертификат автора статьи

Диплом за участие в конкурсе

Диплом за участие в конкурсе

Сертификат участника конференции

Сертификат участника конференции

Диплом за детский конкурс

Диплом за детский конкурс

Каталог сайтов

Цель: развитие речи дошкольников через восприятие окружающего мира.

1. Обучающая: формировать навыки описательного рассказа через элементы технологии ТРИЗ (форма, размер, цвет, рельеф, вкус, запах)

2. Развивающая : активизировать исследовательскую деятельность, активизировать в речи слова, обозначающие признаки предметов, учить подбирать точные сравнения.

3. Воспитывающая : воспитывать любознательность, взаимопомощь.

Методы и приемы:

1. Практические (постановка проблемной ситуации);

2. Наглядные – рассматривание предмета;

3. Словесные: беседы, вопросы.

Материалы: игрушка – Зайка, ИКТ, демонстрационные карточки ТРИЗ.

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся

Дети: Утром встали малыши

В детский садик свой пришли.

Вам мы рады как всегда,

Гости здесь у нас с утра

В. Сегодня у нас будет еще один гость, а что бы узнать, кто это давайте послушаем загадку!

(ВИДЕОЗАГАДКА)

На экране появляется Зайка. (я в это время надеваю на руку куклу –зайку)

Зайка: Ребята, а вы знаете, что я люблю кушать? (ответы детей)

А вот мой друг Ёжик утверждает, что самая вкусная еда – это яблоко! Но я не знаю, что же такое – яблоко! Вы мне можете рассказать?

(Дети садятся на стульчики построенные полукругом)

Перед детьми стоит дерево с яблоками, на которое воспитатель вешает карточки с изображениями для обследования яблока:

НОД по развитию речи дошкольников через восприятие окружающего мира с использованием технологии ТРИЗ во второй младшей группе

-Что обозначает этот признак: размер (большое, маленькое)

-Что обозначает этот признак: цвет (желтое, красное, зеленое) и т. д.

-форма (круглое, овальное, квадратное, треугольное)

-рельеф (гладкое, шершавое) и т. д.

-вкус (сладкое, кислое)


На столе стоит тарелка с нарезанными яблоками под салфеткой (для определения запаха и вкуса яблока). Когда вывешивается последняя карточка (на определение вкуса, проводится дегустация яблок. Дети по очереди отвечают, какого вкуса они попробовали яблочко.

Зайка: Ребята, а давайте вы еще раз расскажите мне о яблоке, основываясь на схемы подсказки! Какое оно? (ответы 2- 3 детей).

В: О чем мы с вами сегодня говорили?

Что нового вы узнали, понравилось вам наше занятие? Все молодцы!

В. А на прощание, Оля прочтет Зайчику стихотворение

Посиди со мной часок. —

Ни минуты не могу —

В гости к ежику бегу.

Он вчера меня встречал,

Яблочки кушать приглашал.

Формирование целостной картины мира у детей второй младшей группы с применением технологии ТРИЗ Совместная образовательная деятельность с детьми 3-4 лет в части формируемой участниками образовательных отношений. Тема: «Формирование.

Конспект итогового занятия по развитию связной речи с использованием ТРИЗ-технологии (средняя группа)

Конспект итогового занятия по развитию связной речи с использованием ТРИЗ-технологии (средняя группа) ТРИЗ - технологии Итоговое занятие по развитию речи (связная речь) с использованием ТРИЗ - технологии (средняя группа) Цель. Активизировать.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект НОД по развитию речи

во второй младшей группе

с элементами ТРИЗ- технологий

• формировать умение называть героев сказок по иллюстрациям, отгадывать загадки;

• закрепить знания детей о русских народных сказках;

• способствовать эмоциональному восприятию сказок;

• развивать умение детей отвечать на поставленные вопросы полными предложениями;

• воспитывать дружеские чувства, желание оказывать помощь друзьям.

Деятельность воспитателя Деятельность детей

Вводная часть. Организационный момент.

Воспитатель: Собрались мы с вами в круг.

Я - твой друг, и ты - мой друг!

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Молодцы! Улыбнулись и подарили друг другу хорошее настроение!

Воспитатель: У меня для вас есть сюрприз - вот такая корзиночка. А корзиночка эта не простая, а волшебная, потому что в ней любят прятаться сказки. А вы любите сказки?

- Вот сейчас мы проверим, какие сказки вы знаете? Присаживайтесь.

(дети договаривают слова, воспитатель показывает картинку или выбирают сами дети (разложенные на витрине)

В корзине картинки с сюжетами сказок

1.«Жили - были дед и баба, и была у них …

Выросла она большая пребольшая…

3. «… Сел медведь на крышу, да и раздавил его,

5. «… Подслушал это волк, выждал, когда коза ушла,

Воспитатель: Хорошо вы знаете сказки!

II. Основная часть.

Ребята, посмотрите, кто это еще спрятался в корзинке?

Достаю из корзинки мягкую игрушку - лису.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Лиса прибежала к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречали лису? (Колобок, Теремок, Рукавичка.)

Воспитатель: Правильно, ребята, и лисичка принесла нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и лишь потом говорим отгадку.

Показываю слайды или на магнитной доске картинки выставляю

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? (Зайка.)

Кто, большой и косолапый,

Мед достал из бочки лапой?

Скушал сладость и реветь.

А зовут его? (Медведь.)

Вот будильник во дворе,

Будет всех он на заре.

Красный гладкий гребешок

Это – Петя- … (петушок)

У меня отличный слух,

Острый взгляд и тонкий нюх.

Сразу лезу с кошкой в драку,

Потому что я… (Собака.)

Скачет по болоту

Зовут меня… (Лягушка.)

Зайка, медведь, петушок, собака, лягушка.

Нет, лягушка из другой сказки.

- Лисичка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с лисой? Тогда встаем в круг.

- Эй, ребята, что вы спите,

Нам животных покажите.

У лисички острый нос,

У нее пушистый хвост.

Шуба рыжая лисы

Лиса по лесу похаживает

Шубу рыжую поглаживает.

- Заяц по лесу скакал,

Заяц корм себе искал.

Вдруг у зайца на макушке

Поднялись, как стрелки, ушки.

Зайчик прыгнул, повернулся

И под деревом согнулся.

Вылез мишка из берлоги,

Разминает Миша ноги,

На носочках он пошел

И на пяточках потом.

Дети присаживаются на стульчики.

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Руки поднимают вверх, растопыривают пальцы)

Чтоб вокруг забор стоял, пёс ворота охранял,

(Дети поднимают руки, показывая забор, уши собаки (ладошками)

Автор: Шинкарева Светлана Валентиновна

Населенный пункт: г. Черкесск

-учить детей составлять логическую цепочку действий; строить гипотезы,сравнивать системы и выделять главный признак;

-формировать понимание относительности размеров;

-развивать творческое воображение, наделяя сказочных персонажей качествами, не присущими им, развивать нетрадиционное мышление;

-развивать грамматический строй речи, связную речь;

-формировать словарь, звуковую культуру речи;

-воспитывать умение радоваться успехам других, стремление находить выход из затруднительного положения.

Материалы и оборудование:

Инструмент ТРИЗ:

Предполагаемые результаты:

-умеет составлять логическую цепочку действий, строит гипотезу;

-выделяет главный признак при сравнении системы;

-отвечает на вопрос простым предложением, говорит внятно, грамматически правильно;

-умеет фантазировать, находить выход из затруднительного положения.

Ход занятия.

1. Воспитатель демонстрирует книгу, просит вспомнить, как она называется? Предлагает позвать главного героя. Появляется Колобок (кукла).

-Здравствуй, а почему ты такой грустный?Ребята, он такой грустный, потому,что забыл, с кем встречался в своей сказке. Давайте поможем ему.(дети перечисляют героев сказки, воспитатель выставляет кукол настольного театра).

-Лиса съела колобка. Это хорошо или плохо? Обозначьте ответ карточками.

-Что хорошо? (лиса наелась). Что плохо? (Колобка съели)

-А что можно сделать, чтобы спасти Колобка? (накормить до встречи с лисой)

-Каким надо стать Колобку, чтобы лиса не захотела его есть? (грязным, ядовитым, чёрствым и т.д.)

2.Инсценировка: лиса не ест грязного колобка(Фу, какой ты грязный, тебя нельзя есть, вдруг заболею, живот болеть будет)

-Кого привел в сад папа-ко мне беги!

-У кого есть красное в одежде..и т.п.

-Вернемся к друзьям колобка. Расставьте их по размеру от самого маленького до самого большого.

-лиса большая или маленькая? Для кого она большая? А для кого маленькая?

Значит про нее можно сказать и так и эдак, в зависимости от того, с кем сравнивать. (аналогично сравниваются другие герои).

6. Колобок вспоминает ,что уже давно ушел из дома и пора возвращаться. Совместно с детьми вспоминает, как весело провел время, интересуется, что детям понравилось на занятии? Прощается с детьми, а чтобы они его не забывали, дарит им свои фотографии- смайлики.

Читайте также: