Моря как крупные природные комплексы конспект урока 8 класс

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель: Дубоделова Людмила Васильевна, первой квалификационной категории

1. Сформировать у учащихся представление о морях России.

2. Показать взаимосвязи между компонентами морей. Расширить

знания о природных комплексах.

3. Совершенствовать умения и навыки работы с физической картой

4. Развивать познавательную активность учащихся, умение

наблюдать, рассуждать и делать выводы.

Учитель. На этом уроке мы совершим увлекательное путешествие по водным просторам России, узнаем множество удивительных фактов об истории, названиях, характере и особенностях, животном и растительном мире морей нашей страны. Поймем, почему Каспийское озеро называют морем и многое другое.

Моря, озера и реки дают жизнь всему живому: растениям, животным и людям.

Но сначала вспомним полученные ранее знания.

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Учитель проводит фронтальный и индивидуальный опрос:

– Покажите на карте известные вам равнины России.

– Покажите на карте горы нашей страны.

– Расскажите об Ильменском заповеднике, покажите его географическое положение на карте.

Несколько учащихся по выбору учителя выполняют работу на индивидуальных карточках.

№ 1. Вставьте пропущенные слова, чтобы получилось верное высказывание.

Россия – страна огромных равнин. Огромная низменность с большим количеством болот называется … (Западносибирской) равниной. … (Восточно-Европейскую) равнину называют холмистой. А … (Среднесибирское) плоскогорье похоже на горную страну.

№ 2. Найдите лишний географический объект:

а) вулканы Камчатки, Саяны, Алтай;

б) Кавказ, Восточно-Европейская равнина, Среднесибирское плоскогорье;

в) Кавказ, Алтай, Урал.

№ 3. Соедините стрелками схемы гор и их названия:

hello_html_m3315cf68.jpg

№ 1. Вставьте пропущенные слова, чтобы получилось верное высказывание.

Россия – страна величественных гор. Самые высокие горы –… (Кавказские) горы. На юге Сибири находятся горы … (Алтай) и … (Саяны). С севера на юг через всю территорию России протянулись … (Уральские) горы.

№ 2. Найдите лишний географический объект:

а) Кавказ, Урал, Саяны, Среднесибирское плоскогорье;

б) Восточно-Европейская равнина, Западносибирская равнина, Саяны

в) Алтай, Саяны, Кавказ.

№ 3. Соедините стрелками схемы равнин и их названия:

hello_html_1a0fea.jpg

III. Работа над новой темой.

Россия – мировая морская держава, поскольку омывается тремя океанами.

Покажите на карте и назовите, какие это океаны.

Ученики (показывают на карте). На Севере – Северный Ледовитый океан. На западе – Атлантический океан. На востоке – Тихий океан.

hello_html_m2ad33583.jpg

Рис. 1. Россия на карте ( Источник )

Если внимательно посмотреть на карту России, станет понятно, что ее площадь огромна, общая протяженность границ – 60 тысяч километров, из которых 40 тысяч километров – морские границы.

hello_html_5e0b211d.jpg

Рис. 2. Россия на карте ( Источник )

Учитель. На севере нашу страну омывают Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море – моря Северного Ледовитого океана (рис. 2).

Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Почти круглый год они покрыты льдом. Какие моря относятся к Северному Ледовитому океану? Найдите и подпишите их на контурной карте.

Работа с презентацией.

Море Лаптевых (рис. 3) было названо в честь русских полярных исследователей двоюродных братьев Харитона и Дмитрия Лаптевых.

hello_html_m1990e9b0.jpg

Рис. 3. Море Лаптевых ( Источник )

На востоке Россию омывают Берингово, Охотское и Японское моря – моря Тихого океана. Берингово море было названо в честь российского офицера, мореплавателя, командора Витуса Беринга (рис. 4), под руководством которого оно исследовалось в 1725–1743 гг.

hello_html_181b9556.jpg

Рис. 4. Витус Беринг ( Источник )

Все северные и восточные моря характеризуются суровым климатом: температура летом не поднимается выше 5–12°, зимой большая часть морей покрывается льдом и снегом. В Японском море часто бывают сильные штормы и тайфуны, в Охотском и Беринговом морях – густые туманы (рис. 5).

hello_html_70bb92aa.jpg

Рис. 5. Берингово море ( Источник )

Но животные все же приспособились к суровым условиям жизни. Благодаря толстому слою подкожного жира хорошо там обитают нерпы, моржи, тюлени, акулы, различные виды китов (рис. 6–10).

hello_html_610e5640.jpg

hello_html_m5df387d0.jpg

hello_html_m55c20d16.jpg

Учитель. Моря Тихого океана тоже довольно холодные. Над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы. Назовите и покажите на карте моря Тихого океана.

Ученики. Охотское море, Японское море, Берингово море.

(работа с контурной картой и атласом, слайды презентации)

hello_html_7bfa377f.jpg

hello_html_m46f70541.jpg

Учитель. Найдите на карте полушарий Балтийское и Черное моря. Определите, к какому океану они относятся.

Ученики. Балтийское и Черное моря – это моря Атлантического океана, они особенно глубоко вдаются в сушу.

Учитель. Что вы можете сказать о Черном море?

Ученики. Черное море теплое, бóльшая часть его никогда не замерзает.

Учитель. О Балтийском море не скажешь, что оно очень тёплое, но летом в нем купаются. Что вы можете сказать о морской воде?

Ученики. Вода в морях солёная.

Работа с презентацией.

Черное и Балтийское моря (бассейн Атлантического океана) очень глубоко вдаются в сушу. Балтийское море опасно – там много островов, подводных скал и рифов, поэтому там очень много маяков (рис. 11).

hello_html_m3854d5e3.jpg

Рис. 11. Балтийское море. Шторм. Маяк ( Источник )

Санкт-Петербург – главный порт Балтийского моря, основанный Петром І около 300 лет назад (рис. 12).

hello_html_m615d4c88.jpg

Рис. 12. Санкт-Петербург ( Источник )

Черное море – самое теплое море России, зимой оно практически не замерзает, а летом на его берегах множество отдыхающих (рис. 13).

hello_html_6cd7b183.jpg

Рис. 13. Сочи, побережье Черного моря летом ( Источник )

Здесь живет около 200 видов рыб, акулы катраны и дельфины, на мелководье хорошо видны разноцветные водоросли и крабы, морские собачки и зеленушки, морские улитки и креветки (рис. 14–21).

hello_html_m3f81dcdb.jpg

Рис. 14. Акула катран ( Источник )

hello_html_m31a8d514.jpg

Рис. 15. Дельфин афалина ( Источник )

hello_html_742e2249.jpg

hello_html_d892bea.jpg

hello_html_352ad919.jpg

Рис. 18. Морская собачка ( Источник )

hello_html_24ec09f8.jpg

Рис. 19. Морская зеленушка ( Источник )

hello_html_58a72b77.jpg

Рис. 20. Морская улитка ( Источник )

hello_html_2194f8c0.jpg

Самая яркая рыба Черного моря – троепер (рис. 22).

hello_html_5de8bfd2.jpg

А на огромной глубине, куда добираются только водолазы, обитают морские лисицы (скаты) (рис. 23) и морские петухи (рис. 24).

hello_html_m228d6851.jpg

Каспийское море – озеро.

Учитель: Каспийское море на самом деле – крупнейшее озеро в мире (рис. 25), а морем называется из-за своей огромной площади – его протяженность с севера на юг 1200 км. За многие годы разные народы дали этому морю около 70 названий, последнее появилось при картографировании во времена Петра І.

- содействовать развитию умений использовать научные методы познания.

Проблемное обучение, групповой, частично-поисковый, рефлексия.

планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; извлечение необходимой информации из текста; самостоятельная работа с учебником, анализ и синтез; практическая работа; построение речевого высказывания в устной форме; контроль; коррекция;

Компьютер, технологические карты.

Формы работы, средства обучения, приемы обучения

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Что нужно для успешной работы на уроке?

Личностные : действие смыслообразования

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие

1. Дайте определение понятию ПТК? ( ПТК - Природно – территориальный комплекс – это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определённой территории). Перечислите компоненты ПТК. ( климат, горные породы, живые организмы, внутренние воды и т.д.).

2. Как взаимосвязаны компоненты в ПТК? (обменом вещества и энергией).

3. Приведите примеры зональных ПТК? (природные зоны)

4. В каком направлении осуществляется смена природных комплексов в горах, с чем это связано?

5. Покажите на карте районы распространения высотной поясности.

Это все природные комплексы суши, а какие ещё природные комплексы мы можем выделить

6.Почему Россию называют морской державой? (Россию омывает большое количество морей).

7. Сколько морей омывает территорию России? (12 морей Мирового океана и Каспийское море, относящееся к внутреннему бессточному бассейну).

8. Назовите и покажите эти моря на карте. (работа с картой атласа и картой на экране).

9. Какими будут моря по основным показателям (температуре, солёности, глубине, органическому миру)? (разными).

Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Коммуникативные: умение работать в группах, формирование умения отвечать на поставленный вопрос,

Выявление места и причины затруднения.

Какие вопросы мы можем поставить к данной теме?

Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Личностные : формирование интереса к окружающему миру.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Цель: изучить разнообразие природных комплексов морей.

Как мы можем это сделать?

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Личностные: формирование желания выполнять учебные действия.

Реализация построенного проекта

Задание по рядам

Определить принадлежность морей к бассейнам океанов.

Что такое аквальный ПК?

Как изменяются АПК?

Кто впервые выделил моря как АПК

Причины разнообразия морей.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Личностные: эмоциональное осознание себя и окружающего мира.

Первичное закрепление с комментированием

Ответы по проделанной работе.

Регулятивные: коррекция, оценка

Личностные: формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Этап применения знания и способов действий

Исследование особенностей природы двух морей Белого и Азовского. (таблица)

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция, оценка – оценивание качества и уровня усвоения.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Включение в систему знаний и повторение

Солёность вод Мирового океана зависит главным образом от соотношения атмосферных осадков и испарения, которые изменяются в зависимости от географической широты. Следуя этой закономерности можно предположить, что солёность в Белом море должна быть ниже, чем в Азовском море. Мы определили, что в Азовском море солёность ниже, чем в Белом море. В чём причина данного явления?

- Какие факторы влияют на солёность? (количество впадающих рек, географическая широта, испаряемость и т.д.)

- А ширина пролива между соседними морями будет влиять на солёность? (Да).

- Определите ширину пролива между Белым и Баренцевым морями. (Пролив широкий).

- Определите ширину пролива между Азовским и Чёрным морями. (Пролив узкий).

- Какой вывод можно сделать. (В Азовское море через узкий Керченский пролив поступает меньше солёных вод из Чёрного моря, а в Белое море через широкий пролив Горло из Баренцева моря поступает больше солёных вод. Т. О. на солёность морей также влияет ширина пролива между соседними морями.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

п. 40,ответить на вопросы.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Достигнута ли цель нашего урока?

Удалось ли решить поставленные задачи?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать еще?

Где можно применить новое знание?

Познавательные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, то уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ: сформировать представление о разнообразии природных условий ПТК морей России (на примере Белого и Азовского морей).

ЗАДАЧИ:

  • Познакомить учащихся с причинами разнообразия ПТК морей.
  • Определить черты сходства и различия между ПТК Белого и Азовского морей.
  • Расширить знания о природных комплексах.
  • Совершенствовать умение работы с литературными источниками.
  • Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.
  • Экологическое воспитание через раскрытие вопроса “Экологические проблемы морей”.
  • Патриотическое воспитание через стихотворение “Россия – морская держава.”.

Моря как крупные природные комплексы

ЦЕЛЬ: сформировать представление о разнообразии природных условий ПТК морей России (на примере Белого и Азовского морей).

I. Образовательные.

Познакомить учащихся с причинами разнообразия ПТК морей.

Определить черты сходства и различия между ПТК Белого и Азовского морей.

Расширить знания о природных комплексах.

II. Развивающие.

Совершенствовать умение работы с литературными источниками.

Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.

III. Воспитательные.

Экологическое воспитание через раскрытие вопроса “Экологические проблемы морей”.

Патриотическое воспитание через стихотворение “Россия – морская держава. ”.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

I. Организационный момент.

Сегодня урок у нас не простой:
Открытый, праздничный и заводной.
Я в путешествие Вас приглашаю
Удач на уроке я Вам желаю.

II. Изучение нового материала.

Актуализация знаний.

Дайте определение понятию ПТК? ( ПТК - Природно – территориальный комплекс – это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определённой территории).

Перечислите компоненты ПТК. (климат, горные породы, живые организмы, внутренние воды и т.д.).

Как взаимосвязаны компоненты в ПТК? (обменом вещества и энергией).

Приведите примеры ПТК? (географическая оболочка, моря, природные зоны, фасции и т.д.).

О каком ПТК идёт речь (загадка)?
Кругом вода, а с питьём беда. (море)

Как Вы думаете, какова тема нашего урока? (моря, как крупные ПТК). (слайд 1).

Учитель: Сегодня на уроке мы будем путешествовать по морям России и эпиграфом урока будет следующее стихотворение.

Россия – морская держава.
Она в штормовые ветра
Свой парус холщовый держала
Ещё до деяний Петра.
П.С. Комаров

Почему Россию называют морской державой? (Россию омывает большое количество морей).

Сколько море омывает территорию России? (12 морей Мирового океана и Каспийское море, относящееся к внутреннему бессточному бассейну).

Назовите и покажите эти моря на карте. (работа с картой атласа и картой на экране). (слайд 2).

Какими будут моря по основным показателям (температуре, солёности, глубине, органическому миру)? (разными).

Учитель: В течение урока мы будем решать проблему “Почему территорию России омывают разнообразные по природным условиям моря”.

(учитель объявляет цели и задачи урока) (слайд 3).

Учитель: Ребята, вы будете путешествовать по двум морям Белому и Азовскому, и исследовать их природные условия. (слайд 4).

На чём Вы отправитесь в путешествие? (на исследовательских судах).

Учитель: Давайте построим исследовательские суда (ученики делают из бумаги кораблики и дают им название. Работу можно проводить под музыкальное сопровождение).

Т. К. сегодня мы исследуем разнообразие природных условий двух морей, то те, кто построил кораблик белого цвета – исследует природные условия Белого моря, а голубого цвета – Азовское море.

С какого населённого пункта мы отправимся в путешествие по Белому и Азовскому морям? (работа с картами атласа). (слайд 4).

Учитель: В ходе исследования морей мы будем заполнять дневник путешественника, а именно таблицу в дневнике.

1. Особенности природы Белого и Азовского морей (заполнение таблицы; работа с картами атласа, текстом учебника и дополнительной литературой; решение проблемного вопроса в виде эвристической беседы, беседа с элементами объяснения).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по учебнику Бариновой И.И. - изучение природно-территориальных комплексов на примере одного из морей России. Использование самостоятельной работы учащихся по картам атласа. Разрешается использование мобильного телефона с приложением для считывания QRкода, который может быть использован на уроке в презентации для использования дополнительной информации в процессе решения задач урока.

План-конспект урока по географии

Тема урока: Моря как крупные природные комплексы на примере Белого моря.

Цель урока: формировать представление о природных комплексах на примере Белого моря России.

Задачи урока: образовательные: помогать получению знаний о морях как крупных природных комплексах;

развивающие: способствовать развитию навыков работы с разными источниками информации, учить грамотно преподносить информацию; учить самостоятельно находить причинно-следственные связи между компонентами природы;

Результаты урока:

Личностные- учить умению определять необходимость получения новых знаний и находить пользу в новой информации; проявлять сдержанность на уроке к одноклассникам, у которых что-то не получается; учить ответственно выполнять задания;

Метапредметные - познавательные: учить выбору способов решения проблемы, возникшей на уроке;

Коммуникативные: учить умению работать в коллективе, уважая мнение одноклассников;

Регулятивные: учить ставить цель и планировать действия для ее достижения;

Предметные результаты- закрепить знания о природном комплексе морей как части особого ландшафта Земли.

Тип урока: усвоение новых знаний и способов действий.

Форма урока: урок смешанного типа

Технологии, применяемые на уроке: здоровье сберегающая технология, информационно-коммуникационная, технология проблемного обучения, элементы технологии критического мышления.

Оборудование: физическая карта Российской Федерации, атласы по географии (8 класс), индивидуальные карты морей России, схемы ПТК, фотографии географов – ученых (Вернадский В.И., Докучаев В.В., Семенов – Тян-Шанский П.П., Берг Л.С.), презентация к уроку.

Просит учащихся помочь в формулировке темы урока.

1.Работа с текстом

2.Работа со схемами ПТК

Звучит текст (в презентации читает ученик).

(в презентации демонстрируются разные ландшафты описываемой территории)

Предлагает вспомнить структуру ПТК

Задает вопрос: о чем будет урок?

(схема в презентации и у учащихся)

Демонстрирует портреты Вернадского В.И., Докучаева В.В., Семенова – Тян-Шанского П.П., Берга Л.С.

Просит определить фамилии и вклад ученых в развитие географии.

Задает вопрос – как вы думаете, кто имеет самое большое отношение к нашему уроку?

О чем пойдет речь на уроке?

Слушают текст и определяют, название ландшафта.

Заполняют схему на базе имеющихся знаний.

Формулируют тему – Природные комплексы.

Учащиеся определяют, чьи портреты демонстрирует учитель,

вспоминают вклад географов в развитие науки географии.

Угадывают ответ на вопрос

Учащиеся формулируют тему – природные комплексы водных объектов России.

Демонстрация индивидуальных карт морей.

Перед учащимися ставит задачу.

Вам сегодня придется доказать, что моря – это тоже ПТК на примере одного из них. (запись темы на доске в презентации)

Перед серьезной работой необходимо подготовиться: Ваша задача глазами совершить путь по карте, висящей на доске, из Азовского моря в Белое, посчитав количество водных объектов, которые придется преодолеть.

Найти 17 объектов. Прошу дома потренировать свои глаза.

Рассматривая карты – учащиеся делают вывод – речь пойдет о ПТК морей.

Гимнастика для глаз по карте.

Дает задание схематично составить природный комплекс Белого моря.

Предлагает определить пути возможных решений:

Как по карте определить соленость моря? (изогалины)

Течения (обозначения на карте)

Ледовые условия (обозначения на карте)

Климатические условия зимой и летом?

Какой компонент природного комплекса невозможно определить? Почему?

Работа с картами и иллюстрациями, заполнение схемы ПТК одного из морей (§ 24 учебника – на примере Белого моря)

Предлагает продемонстрировать полученные результаты в классе.

(Для учащихся, которым трудно составить связный текст – предлагается схема текста, в который дети должны вставить слова)

Дают характеристику ПТК Белого моря, объясняя причинно-следственные связи между компонентами природы.

Закрепление полученных знаний

2.Подведение итогов урока

После работы зачитывает текст без ошибок.

Почему море – природный комплекс?

Как климат влияет на природу моря?

Может ли соленость определять разнообразие органического мира моря?

Как влияет на море количество впадающих рек?

Как температура воды влияет на растительный и животный мир морей?

Исправляют ошибки в тексте и ставят отметку, сдают учителю на проверку.

§24 учебника, найти в разных источниках информации особенности Белого моря и записать в тетрадь.

Перед вами рыбы разного размера. Вам необходимо вспомнить названия рыб, подписав на обратной стороне и бросить их на тот остров, который предпочитаете: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.

По улову, скопившемуся на островах можно определить объем полученной информации.

(магниты, нарисованные острова, рисунки рыб).

Текст для определения ландшафта тундры.

Эта обширная и безлесная территория с холодными условиями жизни занимает большие пространства Земли. Климат сухой – менее 250 мм в год выпадает осадков. Длинные зимы сменяются коротким летом. Эту территорию часто одолевают сильные ветра, они дуют со скоростью 50-100 км/час. Растительный мир представлен травами, осоками, кустарниками, мхами и лишайниками. В вегетационный период за 50 дней успевают отцвести более 400 видов цветов. Суровый климат, многолетняя мерзлота определили высокую влажность этой территории. Почвы сильно увлажнены, с низким содержанием кислорода и не содержат гумуса. Летом можно видеть огромное количество озер, с разнообразием водоплавающих птиц.


Определить по контуру гидрографические объекты России




Текст для закрепления полученных знаний.

БЕЛОЕ МОРЕ - окраинное море Сев. Ледовитого океана, расположено у северных берегов Европейской части Российской Федерации. Площадь - 90 тыс. км². Крупные острова: Соловецкие, Новая Земля, Колгуев. Зимой свободно ото льда. Приливы до 10 м (в Мезенском заливе).

Белое море на севере соединяется проливом Горло Белого моря с Баренцевым морем. Море имеет низменные, не сильно изрезанные берега; залив Кандалакшский и губы (они называются эстуарии). Онежская, Двинская, Мезенская. Белое море небольшое по площади. Рельеф дна неровный. Море не глубокое. Средняя глубина - 67 м. максимальная — 350 м. Расположено на шельфе - материковой отмели. Соленость Белого моря меньше, чем Баренцева, в губах 10—14‰. На севере соленость выше (30‰), чем на юге - 20-26‰. Так как на юге в море впадают реки Онега, Северная Двина, Мезень, которые повышают соленость воды Белого моря, особенно в заливах. Биологические ресурсы Белого моря богаче, чем Баренцева. Белое море теплее Баренцева, потому что в Баренцево море не заходит теплое течение. Из рыб здесь обитают сельдь, тунец, щука, семга, кумжа, треска, сайра. У побережий встречаются бурые водоросли – порфира и ламинария. Порты: Архангельск, Онега, Беломорск, Кандалакша, Кемь, Мезень. Белое море связано с Балтийским морем Беломорско-Балтийским каналом; с Азовским, Каспийским и Черным морями Волго-Балтийским водным путем.

Читайте также: