Морфологические нормы имен прилагательных конспект

Обновлено: 05.07.2024

Морфологические нормы – это правила использования грамматических форм разных частей речи. Морфологические нормы регулирует морфология – раздел языкознания, включающий в себя учение о формах слова и способах выражения грамматических значений, а также учение о частях речи и их признаках.

Морфология – это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.

В морфологических нормах имен существительных мы обратимся к категориям рода и падежа.

Категория рода – наиболее характерный морфологический признак имени существительного.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2016 г. – 88 с.

Дополнительная литература:

1. Власенков А. И., Русский язык. Программы общеобразовательных организаций. Сборник. 10-11 классы/ Власенков А. И., Рыбченкова Л. М., Николина Н. А.. М.: Просвещение, 2013 – 64 с.

2. Камынина, А. А. Современный русский язык. Морфология : учебное пособие / А. А. Камынина. – М.: Издательство Московского ун-та, 2010. – 239 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения темы:

Все имена существительные, за незначительным исключением, относятся к одному из трех родов: мужскому, среднему или женскому.

Морфологически род имен существительных определяется характером основы и окончания.

Синтаксический род имен существительных определяется формой согласованного с ним имени прилагательного: зеленый куст, зеленая трава, зеленое растение.

К существительным мужского рода относятся все существительные с основой на –й и твердый согласный.

К существительным женского рода относятся существительные с окончанием на –а/-я.

К существительным среднего рода относятся существительные на –о/-е.

К существительным общего рода относятся существительные со значением лица на –а/-я: брюзга, егоза, недотрога, сластёна, молодчина, тихоня и т. д.

Род этих существительных употребляется в зависимости от конкретного употребления в речи.

Например: Какая же ты егоза! (Может быть, отнесено как к лицу мужского рода, так и лицу женского рода).

Большая часть существительных общего рода служит для выражения экспрессии – эмоций.

С существительными общего рода не следует смешивать слова с формальными признаками мужского рода название лиц по профессии, должности, занятиям), которые в настоящее время широко употребляются для названия лиц женского пола.

Например: новый судья Иванова. Советский скульптор Мухина.

Эти слова не стали существительными общего рода, а остались существительными мужского рода. Многие из этих слов не имеют параллельных форм женского рода: педагог, мастер, кандидат наук.

Часть слов имеет параллельное образование женского рода, но используется для обозначения жены человека соответствующей профессии: профессорша, полковница.

Эти же образования могут обозначать женское лицо по профессии и занятиям: врачиха, докторша, секретарша, но используются только в разговорном языке, просторечном.

Колебания в роде имён существительных!

В определении рода некоторых имён существительных наблюдаются колебания, которые зависят от стиля речи (разговорный, общелитературный-нейтральный/нормативный стиль речи, просторечно/устаревший).

Ботинок (м.р.) в общелитературном стиле/ ботинка (в разговорном).

Рельса (разговорный стиль) – рельс. Важно!. Некоторые имена существительные могут в общелитературном стиле иметь параллельные формы и мужского, и женского рода: например: ставень (м.р.)- ставня(ж.р.); скирд(м.р.) скирда(ж.р.)

И, наконец, определение рода несклоняемых имен существительных всегда вызывает затруднение. Важно: все несклоняемые существительные иноязычного происхождения, обозначающие неодушевленные предметы, относятся к среднему роду: такси, метро, кафе, интервью, кашне и другие – среднего рода.

Есть в этой группе и свои исключения: мужской род: кофе, сирокко (суховей), названия напитков и языков (хинди, дари). К женскому роду: салями, кольраби, авеню. Но постепенно начинают развиваться параллельные формы: авто, пенальти (и м.р и с.р.), цунами, медресе (м.р. и ж.р.).

Одушевленные иноязычные существительные могут принадлежать и к мужскому и к женскому роду: мой/моя визави, этот/эта атташе. В названиях животных (какаду, кенгуру, шимпанзе, пони) мужской род выступает как основной, а женский как дополнительный и зависит от контекста.

Категория падежа существительных

Различные варианты мы можем встретить и в падежной системе русского языка.

Именительный падеж

Могут наблюдаться вариантные окончания Ы/И и А/Я в формах множественного числа у существительных мужского рода: договоры – договора, слесари – слесаря. Основной является норма окончания Ы/И, тогда как вариант А/Я чаще всего выступает как разговорный.

Родительный падеж

Например, у некоторых существительных мужского рода в родительном падеже единственном числе варьируются основной вариант окончания А/Я (чая, сахара) с дополнительным вариантов У/Ю (чаю, сахару). Обычно окончания У/Ю могут быть использованы в следующих случаях:

  • у существительных с вещественным значением при указании на их количество – то есть для обозначения части целого (стакан чаю, килограмм сахару, кусочек сыру). Однако если существительное сопровождается определением, нужно выбирать форму с окончанием А/Я (чашка горячего чая, пачка высушенного табака);
  • у собирательных и отвлечённых существительных со значением количества (мало народу, много шуму);
  • во фразеологизмах (без году неделя, с глазу на глаз, с миру по нитке);
  • в отрицательных предложениях (покою нет, отказу не было).

В родительном падеже множественном числе у существительных мужского рода четыре варианта падежных окончаний: ОВ/ЕВ (много столов, музеев), ЕЙ (много карандашей) и нулевое окончание (много сапог). Редкое нулевое окончания имеют следующие группы существительных мужского рода:

· названия парных предметов (ботинок, сапог, чулок /но носков/, погон);

· названия некоторых национальностей, главным образом в существительных с основой на буквы –н и –р (англичан, армян, болгар);

· названия единиц измерения (ампер, ватт, вольт, но кулонов, граммов, килограммов).

Предложный падеж

В предложном падеже к основному варианту – окончанию Е в некоторых случаях добавляется окончания У: в цехе – в цеху (в этом случае вариант У – разговорный): расти в лесу – знать о лесе (окончание различает оттенок в значении: обстоятельство и объект), на расчётном счёте – быть на хорошем счету (в выражениях фразеологического характера).

Обычно при выборе варианта окончания следует учитывать контекст, то есть обращать внимание на то, какое значение реализуется в слове.

Морфологические нормы имен прилагательных.

В нормативном аспекте морфологии имен прилагательных двумя сложными вопросами являются: образование форм степеней сравнений и различие между полными и краткими формами прилагательных.

Различают простую и составную степени сравнения прилагательных.

Простая сравнительная форма образуется с помощью суффиксов –её и –ей (разг.): быстрее – быстрей, некоторые прилагательные образуют сравнительную степени с помощью суффикса –е: бойче, звонче, ловчее, слаще.

Простая форма прилагательных в превосходной степени образуется с помощью суффиксов –айш(ий) (высочайший), –ейш(ий) (красивейший).

Составная сравнительная форма образуется с помощью слова более, а превосходная с помощью слова самый (Этот дом высокий, но соседний – более высокий. Этот дом самый высокий в городе).

Традиционные речевые ошибки при образовании форм степеней сравнения прилагательных связаны:

1) смешение простой и составной форм степеней сравнения (более выше, самая красивейшая)

2) отсутствие объекта сравнения (Эта комната более светлая. Надо + чем та).

Полная и краткая формы прилагательного

Между полной и краткой формами прилагательного есть свои различия, поэтому эти формы не всегда могут заменять друг друга.

1) Стилистическое различие: краткие формы свойственны книжной речи, полные – нейтральны по своей стилистической окраске.

2) Смысловое различие: краткие формы обозначают временный признак предмета, полные – постоянный.

3) Синтаксическое различие: краткие формы могут иметь зависимые слова, полные не могут.

Надеемся, что информация, полученная сегодня на уроке, поможет вам успешно владеть своей речью.

  1. Выберите из выпадающего списка правильный ответ.

Молодой человек, заячья душа, холодное сердце, легкая сумка, огромная собака, красивый дом. Перечисленные прилагательные относятся к разряду _____________________.

Молодой человек, заячья душа, холодное сердце, лёгкая сумка, огромная собака, красивый дом. Перечисленные прилагательные относятся к разряду качественных прилагательных.

  1. Распределите перечисленные существительные по разрядам.

Тетрадь, институт, улица, собака, дерево, масло, водоворот, золото, духи, сахар, снег, холод, грусть, агитация, богатство, студенчество, крестьянство, молодёжь, листва, население, зверьё.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: подготовка к ГИА.

  1. Организационный момент.
  2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
  1. Какие категории необходимо знать, чтобы не ошибиться в употреблении имен прилагательных? (разряды по значению, степени сравнения, особенности употребления полной и краткой формы)
  2. Какие прилагательные могут иметь краткую и полную форму и степени сравнения? (качественные)
  3. Какие качественные прилагательные не могут иметь краткой формы? Степени сравнения?
  4. Есть ли различия в лексическом и грамматическом значении кратких и полных форм имен прилагательных?
  5. Какие прилагательные не могут иметь более экономной формы на -ен?
  6. Как образуется сравнительная степень имен прилагательных?
  7. Как образуется превосходная степень имен прилагательных?
  8. Практическая работа.

Погорелова Анна Николаевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Апаринская СОШ Усть-Донецкого района

Задачи: подготовка к ГИА.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Какие категории необходимо знать, чтобы не ошибиться в употреблении имен прилагательных? (разряды по значению, степени сравнения, особенности употребления полной и краткой формы)

Какие прилагательные могут иметь краткую и полную форму и степени сравнения? (качественные)

Какие качественные прилагательные не могут иметь краткой формы? Степени сравнения?

Есть ли различия в лексическом и грамматическом значении кратких и полных форм имен прилагательных?

Какие прилагательные не могут иметь более экономной формы на -ен?

Как образуется сравнительная степень имен прилагательных?

Как образуется превосходная степень имен прилагательных?

Упражнение № 1. Выберите из упражнения те предложения, которые написаны верно.

1. У этой песни уж очень шансонеточный мотив. 2. Попробуй поискать эту кассету в видеопрокатовых отделах. 3. Наш народ аполитичен и безразличный ко всему происходящему. 4. После случившегося он, кажется, уже готов ко многому. 5. Сохранившиеся неплатежи способствуют нарастанию кредиторской задолженности. 6. У этого джема изюмистый вкус. 7. Эту оплату нужно произвести по безличному расчету. 8. За хранение почтовых отправлений, адресованных до востребования и на абонементный ящик, плата не взимается (объявление на почте). 9. Мой брат очень способный к музыке. 10. Эту работу нужно завершить в самое близкое время.

Упражнение №2. Выберите форму прилагательного в соответствии с нормативным употреблением.

1. Я не совсем (здорова, здоровая) сегодня. 2. Ты был (откровенен, откровенный) и я буду (откровенна, откровенная). 3. Разве все это (достойно, достойное) меня? 4. Хорошо, я (согласен, согласный) сформулировать свой вопрос по-другому. 5. Пока я (жив, живой), обещайте молчать об этом разговоре. 6. Погода была (великолепная, великолепна). 7. (Молод, молодой) годами, да (стар, старый) умом. 8. Теория без практики (мертва, мертвая), практика без теории (слепа, слепая). 9. (Богата, богатая) народными талантами наша земля. 10. Всякое слово без дела (ничтожно, ничтожное) и (пусто, пустое).

Упражнение №3. Раскройте скобки, выбрав нужную форму.

1. Ученый (известен, известный) своими работами по физике твердого тела. 2. Юноша весьма (легкомыслен, легкомысленен). 3. Данное решение (обязательно, обязательное) для исполнения. 4. Предложенные поправки и дополнения (существенны, существенные). 5. Просчеты (очевидны, очевидные) даже для неспециалиста. 6. Взрослый кедр, возвышающийся над тайгой поистине (величествен, величественен). 7. Этот работник (компетентный, компетентен) в вопросах организации делопроизводства. 8. Изменение графика отпусков работников (нежелательно, нежелательное).

Упражнение №4. Определите различия между приведенными формами прилагательных. Укажите, какие из этих форм не соответствуют нормам литературного языка. Составьте предложения, используя литературные формы.

Глубже — более глубокий — более глубже; выше — более высокий — более выше; пониже — более низкий; веселее — веселей — более весёлый; звонче — звончее — более звонкий; слаще — слаже — более сладкий — сладче.

Честнее всех — самый честный — честнейший; самый простой — наиболее простой — простейший — проще всего; наименьший — самый меньший — меньше всех; интереснейший — интереснее всех — самый интересный — наиболее интересный.

Упражнение №5. Замените сочетания существительных с прилагательными сочетаниями двух существительных. Укажите смысловое и стилистическое различие между теми и другими словосочетаниями.

Кошачья ловкость, горная вершина, крымское побережье, дружеская встреча, солнечные лучи, лебединая песня, бесконечные поиски, старческая походка, библиотечная книга, журавлиный крик, рыбная ловля, южные фрукты.

Упражнение №6. Определите, в каких предложениях содержатся грамматические ошибки.

Эти явления искусства очень ярки, своеобразны и новаторски.

Варенье у тебя получилось как будто даже немного слаще.

Как показала проверка, факты, указанные в письме, верные.

Их дача уже давно ветхая и заброшена.

Все это придает более необыкновенный стиль тексту.

Нужно разрабатывать более новые технологии.

Некоторые люди работают над наиболее наилучшими изобретениями.

Мои друг выражает свои мысли в более сильной форме.

Наиболее интересные эпизоды остались за кадром.

В этом году ваш перец горче.

Упражнение №7. Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные в тексте слова и словосочетания (эпитетом, сравнением, метафорой).

Чем дальше к морю, тем всё шире, спокойней Волга. Степной левый берег (1)тает в лунном (2)тумане, от глинистых обрывов правого на реку легли густые тени, и красные, белые огоньки бакенов особе ярко горят на (З)масляно-чёрных (4)полотнищах теней. Поперёк реки зыблется, сверкает (5)широкая тропа, (6)точно стая серебряных рыб преградила путь теплоходу. За кормою теплохода туманнее, темнее, впереди, и этим создаётся фантастическое впечатление: река течёт в гору. (7)Расстилая по воде (8)парчовые отблески своих огней, пароход сквозит почти бесшумно, шумок за кормою (9)мягко-ласков, и воздух тоже (10)ласковый — (11)гладит лицо, (12)точно рука ребёнка. (М. Горький)

Морфологические нормы – это правила образования грамматических форм слов разных частей речи.

Морфологические нормы имен существительных

1. Несклоняемые имена существительные, которые обозначает неодушевленные предметы, относится к среднему роду: купе, попурри, бикини.
Исключения: бигуди, галифе (мн.ч.), жалюзи, киви, виски, бренди, кофе (м. и ср.р.), мокко, пенальти, евро (м.р.).

2. Род имен существительных, обозначающих лиц, определяют исходя из пола, к которому они относятся: прекрасная мадам, серьезный месье, хитрая фрау и т.п.

4. Аббревиатуры обычно относят к тому роду, которому принадлежит опорное слово в них: НАТО – альянс (м.р.), СНГ – содружество (ср.р.); МГУ – университет (м.р.).

  • Если аббревиатура оканчивается на согласный, то она может согласовываться по мужскому роду, несмотря на принадлежность опорного слова к женскому или среднему роду. Причем в некоторых случаях согласование по мужскому роду является единственно возможным. Например, только мужского рода слова вуз (хотя заведение), МИД (хотя министерство), загс (хотя запись). В некоторых случаях наблюдаются колебания: например, МКАД – мужского рода в разговорной речи, женского рода в стилистически нейтральных контекстах. В некоторых случаях согласование по мужскому роду невозможно: ГЭС, ТЭЦ – существительные только женского рода. О родовой принадлежности таких аббревиатур следует справляться в словарях.
  • Род иноязычной аббревиатуры определяется по опорному слову в русской расшифровке: ФИФА (федерация) приняла решение; ЦЕРН (центр) провел исследования. Однако в некоторых случаях на родовую принадлежность может оказывать влияние внешний фонетический облик слова. Например, аббревиатура НАТО используется как существительное мужского рода (в результате влияния сочетания со словами альянс, блок, договор), женского рода (по опорному слову организация) и среднего рода (по фонетическому облику, ср. с другими словами на -О: пальто, метро, кино). Испытывает колебания в роде аббревиатура ЮНЕСКО (фонетический облик подсказывает средний род, а опорное слово организация – женский).

6. Род сложносоставных существительных определяется по слову, которое выражает более широкое значение существительного: бабочка-адмирал, телефон-автомат,диван-кровать.
А если оба понятия равноценны, род определяется по первому слову: кресло-кровать, кафе-ресторан.

8.Существительные на неударяемые -ья и -ье имеют в форме родительного падежа множественного числа окончание -ий: шалу́нья — шалуний, запя́стье — запястий, а на ударяемые -ья и -ьё — окончание -ей: скамья́ — скамей, ружьё — ружей. Но: копьё - копий.

9. В форме родительного падежа множественного числа существительных на -ня с предшествующей согласной или буквой й буква ь на конце не пишется: вишня — вишен, спальня — спален, бойня — боен. Исключения: барышень, боярышень, деревень, кухонь.

10. Русские фамилии на -ов(ёв)/-ев, -ын/-ин имеют в форме творительного падежа единственного числа окончание -ым: Некрасовым, Птицыным, Никитиным. Иностранные фамилии на -ов и -ин имеют окончание -ом: Дарвином, Чаплином.

11. Названия населенных пунктов на -ов/-ев, -ын/-ин, -ово/-ево, -ыно/-ино имеют в форме творительного падежа окончание -ом: за Льговом, под Киевом, над Пушкином, за Уклеевом, под Бородином, за Голицыном.

Морфологические нормы имен прилагательных

1. Нельзя соединять в одну конструкцию простую и сложную формы сравнительной степени имени прилагательного: более хорошее сочинение/ это сочинение лучше (не это сочинение более лучше)
2. Нельзя смешивать простую и сложную форму превосходной степени имени прилагательного: самый мудрый старец/мудрейший старец (не самый мудрейший старец)

Морфологические нормы местоимений

1. Ошибкой является образование формы притяжательного местоимения ихний вместо их: их сын.

2. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н: к нему, от нее.

Морфологические нормы имен числительных

1. При склонении составных порядковых числительных изменяется их последняя часть, которая при склонении получает формы, совпадающие с формой полных прилагательных: первый, первого, первому и т.д. Остальная часть составного порядкового существительного остается неизменной при всех типах склонений, и какие-либо её изменения считаются морфологической ошибкой: в две тысячи втором году.

2. Каждая часть и каждое слово, из которого состоит составное и сложное количественное числительное, склоняется по отдельности: увиделся с двадцатью четырьмя одноклассниками.

  • с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней.
  • с существительными дети, люди: двое детей, четверо людей.
  • с существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят.
  • с существительными, имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток.
  • с существительными, обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж.
  • с местоимениями: нас двоих, их пятерых.


4. Числительное обе употребляется только с существительными ж.р.: обе девушки, обе книги. С существительными м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба слона.

Морфологические нормы глаголов


1. У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.
2. Образование возвратных форм: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных употребляется -сь), извините (нет возвратной формы).

3. Образование форм повелительного наклонения: поезжай, помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг.

4. Образование форм прошедшего времени: окреп, просох, намок (не окрепнул, просохнул, намокнул).

Морфологические нормы причастий


1. Образование причастий: полощущий, машущий, хотящий (не полоскающий, махаюший, хочущий);

2. Причастия настоящего времени не образуются от глаголов совершенного вида.

Морфологические нормы деепричастий

1. Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива при помощи суффикса –в: разливать – разлив, сохранить – сохранив, поредеть – поредев.
Есть глаголы совершенного вида, от которых деепричастия могут образовываться с помощью суффикса –а/-я или –ши,-вши: зайти – зайдя, глядеть – глядя, прислонять – прислонившись.

2. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы инфинитива при помощи суффиксов –а/-я: думать – думая, гулять - гуляя, летать - летая.

Морфологические нормы наречий

1. Образование наречий: оттуда, отрываться, внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам.

2. Образование сравнительной степени наречий: плохо — хуже, красиво — красивее, хорошо — лучше, тяжело — тяжелее.

Конспект урока:Имя прилагательное и его морфологические нормы

Как вы думаете, чем предлагает поразмыслить данное высказывание?

На уроках мы получаем знания, но не всегда можем их применить на практике.

Сегодня у вас есть очередной шанс показать, что вы обладаете определенными знаниями и умеете их применять.

Сейчас запишем эпиграф, но сначала я хочу обратить ваше внимание на некоторые орфограммы, чтобы ваша запись была грамотна, а вы, делая ее, чувствовали себя как рыба в воде. Кстати, что означает данный фразеологизм?

( Ответы учащихся).

Восстановите предложение, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните постановку знаков препинания. (Один ученик работает у доски).

Обратите внимание: эпиграф записываем в правой части листа, без кавычек, фамилия автора без скобок, точка не ставится.

Орфоэпическая разминка:

налитА, гербОвый, кухОнный, бАнты, шАрфы,экспЕртный,гУбчатый, украИнский, тОрты. тУфля, зУбчатый, сливОвый, Оптовый, козЫрной.

Выписанные слова с правильным ударением: ге́рбовый, ку́хонный, экспе́ртный гу́бчатый, украи́нский, зубча́тый, сли́вовый, оптОвый, козырно́й

Взаимопроверка + критерии оценивания, занесли в оценочный лист.

К какой части речи относятся данные слова?

Дети: Это имена прилагательные.

Формулирование темы урока и постановка задач.

- Как можно сформулировать цель урока?

-Итак, цель урока мы вместе определили.

Мозговой штурм

Теоретическая разминка

Часть речи, отвечающая на вопросы какой? какая? какие? ( Имя прилагательное)

Правда ли, что имена прилагательные изменяются по родам? (Да)

Имена прилагательные имеют краткую и полную формы? (Да, имеют)

Имя прилагательное ни за что в жизни не изменяется по падежам и числам? (Нет, изменяется)

От чего зависит род, число и падеж имени прилагательного? (от существительного, к которому оно относится)

Какие степени сравнения имеют прилагательные? (Сравнительную и превосходную)

Имя прилагательное обозначает признак предмета (да)

Имя прилагательное в предложении чаще всего бывает определением? (да, это правда)

Верно ли то, что составная превосходная степень имени прилагательного образуется при помощи слов более и менее? (Нет, не правильно)

А какая степень сравнения образуется с помощью этих слов? (Составная сравнительная)

А как тогда образуется составная превосходная степень? (С помощью слов наиболее, наименее, самый)

Как определить спряжение имени прилагательного? (Никак. У прилагательного нет спряжения)

Вывод: Мы повторили те знания, которые помогут нам в дальнейшем на уроке русского языка обобщать и закреплять.

1.-Вставьте недостающие прилагательные в пословицы.

  • Добрая слава лежит, а худая бежит.
  • Корни учения горькие, а плоды- сладкие.
  • На чужой стороне родина милей вдвойне
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • У ленивой лошади всегда повозка тяжелая.

Выделите окончания, определите род , число и падеж. Комментирует один студент.

2.Тренировочные упражнения

1.Определить разряд имен прилагательных

Качественные: обозначают качество предмета по величине(большой),возрасту(молодой), цвету(красный), весу (легкий), по внешнему виду (красивый), внутренним качествам (умный); имеют краткую форму и степень сравнения

- относительные: материал (железный), место жительства (тульский), время (вечерний), назначению (спортивный) не имеют краткую форму и степень сравнения. Эти признаки не могут быть в большей или меньшей степени

- притяжательные: обозначают признак по принадлежности человеку или животному (чей? Чья? Чьё? И т.д.) лисий, мамин. Имеют полную и краткую форму, не имеют степени сравнения

Работа в парах. Выписывают каждый свой разряд.Запишите прилагательные в составе словосочетаний в таблицу, правильно распределив их по разрядам

Громкий разговор оглушительный грохот высокий стул,

красивый пейзаж серьезный взгляд,

пассажирский поезд, кирпичный дом

весенние ручейки песчаный берег, настольный теннис, деревянные ворота

Громкий разговор, пассажирский поезд, оглушительный грохот, тихий шелест, высокий стул, сестрина книга, кирпичный дом, волчьи следы, красивый пейзаж, заячьи лапы , весенние ручейки, бабушкино кресло, отцов дом, песчаный берег, серьезный взгляд, медвежья берлога, настольный теннис, деревянные ворота

Вывод: три разряда имен прилагательных.

2. Найди ошибку учителя.

Учитель. Какая группа прилагательных нас будет интересовать, если мы захотим образовать степени сравнения? (Качественные прилагательные, только у них есть степени сравнения)

Я образовала от них вот такие формы.

Более громкий , наиболее оглушительный, высочее, красивше, серьёзнейший, тише.


3.Морфологический разбор имени прилагательного.

Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. (Д. Лихачев)

Моральный – имя прилаг., нач.ф. – моральный, полн., качеств., муж. род, ед., Вин., определение.

Вернейший – прилаг., нач. ф. – вернейший, полн., кач., простая превосх. степень, муж., ед., Им., определение

V.Релаксация.

Творческое задание.

Достаточный уровень. Подберите прилагательные, характеризующие слово в предложении и запишите его.

Меткое, … (страстное, образное, глубокое) по смыслу слово влияет на людей, их убеждения и поступки .

Высокий уровень. Составьте стихотворение – синквейн о слове

Слово

живое, родное

Охраняет, оживляет, создает. Слово – могучая сила памяти.

· Лингвистический эксперимент.

· а) Посмотрите на текст №1, который лежит перед вами, и определите, о чем в нем идет речь.

· Много … можно увидеть в зимнем спящем . С … пролетит … или поднимется … Возятся под … лесные

· (Много чудес можно увидеть в зимнем спящем лесу. С шумом пролетит рябчик или поднимется глухарь. Возятся под снегом лесные мыши.)

· - Какие слова вы угадали? Почему?

· б) Теперь работаем с текстом №2. Добавьте в предложения подходящие по смыслу имена прилагательные. Какую роль они играют?

· Слово - … прикосновение к сердцу; оно может стать и …цветком, и …водой, иножом, и … железом. … слово доставляет радость. (В. Сухомлинский)

· ( Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, и острым ножом, и раскаленным железом. Мудрое и доброе слово доставляет радость)

8. Итог урока.Тест..

1. Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования.

2. Найдите пример, в котором нарушены нормы формообразования.

3. Укажите пример, в котором нарушены нормы образования форм имён прилагательных.

4. Укажите форму имени прилагательного, которая образована в соответствии с нормами литературного языка.

4) прямее
. Выберите неправильно

образованную форму имени прилагательного.

1) более высокий

2) самый сильный

4) менее строгий

6. Какая форма имени прилагательного

является правильной?

1) самый наименьший

2) наиболее умный

3) наименее быстрее

7. Выберите правильно образованную

форму имени прилагательного.

2) очень больнее

3) шибко страшнее

4) сильно красивее

8. В каком случае форма сравнительной степени

образована неправильно?

2) более дождливее

3) более дождливый

4) менее дождливый

9. В каком случае форма превосходной степени

образована неправильно?

1) самый красивый

3) красивее всех

4) наиболее красивейший

10. Найдите пример, в котором нормы

формообразования не нарушены.

V. Рефлексия

Какова была цель урока? – Чем был полезен для вас урок? (повторили и обобщили имена прилагательные)

– Понравился ли вам сегодняшний урок?

Читайте также: