Морфемика и словообразование 10 класс конспект урока презентация

Обновлено: 06.07.2024

для образов-я новых слов приставка корень суффикс окончание главная: значимые части слова - морфемы изменяемая: выражает граммат. знач-е слов, новых слов не образует выражает общее лексическое знач-е родственных слов для образов-я новых слов

Окончание служит для связи слов, выражает граммат. знач-я (рода, числа, падежа, лица); не входит в основу слова; образует разные формы одного слова: города (мн.ч., им. пад.) – городу (ед.ч., дат. пад.) – городами (мн.ч., тв. пад.) Особого внимания при разборе слова по составу требуют слова с нулевым окончанием, которое не выражено звуком и на письме не обозначено буквой.

Нулевое окончание не выражено звуком и на письме не обозначено буквой. берёз , справа, умылся , кофе , счастлив , армий берёз , справа, умылся , кофе , счастлив , армий , неужели

НЕ ПУТАТЬ! качественных и относительных прилагат-х -ий окончание ( какой? синий ) притяжательных прилагат-х -ий суффикс ( чей? лисий, волчий ) в форме им. п., ед. ч., м. р. Он сохраняется при склонении. Только в других формах суффикс представлен в виде [ j ]. О нём сигнализирует разделительный ь. волчий – волчь [ j ] его , лисий – лись [ j ] его .

Окончание служит для связи слов, выражает граммат. знач-я (рода, числа, падежа, лица); не входит в основу слова; образует разные формы одного слова: города (мн.ч., им. пад.) – городом (ед.ч., тв. пад.) – городами (мн.ч., тв. пад.) Особого внимания при разборе слова по составу требуют слова с нулевым окончанием, которое не выражено звуком и на письме не обозначено буквой.

Не путать! книж к а книж н ый книж ищ а книж ечк а книг и книг у книг ой книг е книга формы того же слова однокоренные слова

У родств. слов корень может меняться (быть чередующимся ), правильный выбор варианта определяется орфограф. правилами Пример: умирать – умереть – умру – мор

В родственных (однокоренных) словах лексич. значение корня одинаковое ! На вод нение, наводчик, повод, поводырь, вод оросль, вод оем, вод янистый, водитель, поводок, поло водь е, вод яной, вод овоз. Наводнение, наводчик, повод, поводырь, водоросль, водоем, водянистый, водитель, поводок, половодье, водяной, водовоз.

В морфемах могут быть беглые гласные: вс помнить, вос поминание, вз рыв, взо рвать.

Основа - часть слова, выражает лексич. знач-е слова; окончание в неё не входит. производная (делится на морфемы) Не производная ( не делится на морфемы) город , море пригородный , моряк

В неё не входят формообразующие суффиксы л, и, ее, ей, айш, ейш ! Например: жда л , нес и те прошедш. вр. повелит. накл. быстр ее , велич айш ий сравнительн. и превосходн. степени

Основа может быть прерванной просматривать – просматриваться

Соединительная гласная (о,е) – морфема для образования новых слов способом сложения , входит в основу. слова. железнодорожный , лесостепь

Среди морфем могут быть антонимы: от- и при- (отплыть, приплыть) синонимы: -ист-, -тель- (строитель, гитарист) омонимы: ик (домик - уменьш.-ласкат., химик – профессия)

Разбор по составу (слово в той же форме, что в предлож-и) Опытным горнякам иногда приходится работать в труднодоступных местах шахты. 2 горнякам

Морфемный разбор (всегда по начальной форме!) Опытным горнякам иногда приходится работать в труднодоступных местах шахты. 2

Словообразовательный разбор Письменно (всегда по н.ф.): горняк горный (суффиксальный)

Пример словообразовательной цепочки : гора горный горняк

Способы образования слов ( 5 морфологических – основные): 1. Суффиксальный способ : гордый — горд ость 2. Приставочный способ: грузить — раз грузить . 3. Приставочно-суффиксальный способ: окно — под окон ник . 4. Бессуффиксный способ: выходить — выход , сухой — сушь .

Способы образования слов 5. Сложение (слов или основ): - выставка-продажа - сталевар - завуч - вуз

Неморфологический способ - переход из одной части речи в другую: гостиная, учёный

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок русского языка 10 класс "Основные понятия морфемики и словообразования"

Данный урок является уроком обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. Вид урока: урок-практикум. .


Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование .


Словообразование урок русского языка в 7 классе


Конспект урока русский язык 5 класс "Морфемика"

Конспект урока для 5 классов по разделу "Морфемика". Цель урока: разнести понятия формы слова и однокоренные слова. Сформировать у детей умение определять однокоренные слова по морфемной с.

Урок русского языка 9 класс Морфемика. Словообразование

Урок в 9 классе.


Дистанционный урок русского языка. 7 класс.Повторение пройденного. Подводные рифы некоторых сложных тем 7 класса. На перекрестке морфологии и морфемики.

Урок остановит внимание семиклассников на сложных моментах правописания некоторых слов (предлогов, наречий, союзов, частиц и т. п.), понимание которого находится на перекрестке морфологии и морф.

Цели:

  • выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;
  • закрепить знания о способах словообразования;
  • решать задания в тестовой форме (по типу ЕГЭ);
  • учить правильно выполнять словообразовательный разбор слова.
  • развивать логическое мышление, внимание, устную речь;
  • развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка;
  • развивать умение излагать материал кратко, обобщённо.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Повторение материала по ранее изученной теме (“Фонетика. Акцентологические нормы.”)*.

* В начале каждого урока даётся небольшая самостоятельная работа по предыдущим темам. Особое внимание здесь уделяется именно акцентологическим нормам, т.к. именно эти задания вызывают наибольшие трудности при решении тестов в формате ЕГЭ. Самостоятельные выполняются на карточках, что позволяет сократить время выполнения работы (см. Приложение1).

3. Повторение материала по теме урока. Опрос.

Примерные вопросы (вопросы можно варьировать в зависимости от уровня подготовки класса):

– Что такое "Словообразование"? Что оно изучает?

– Что такое морфема? (Значимая часть слова.) Почему "значимая"? (Т. к. несет информацию о слове.)

– На какие виды делятся морфемы? (Корень и аффиксы (приставки, суффиксы, окончания, постфиксы, интерфиксы).)

– Вспомним о том, что аффиксы бывают словообразующие и формообразующие. Назовите их. (Формообразующие: окончания, суффиксы (формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени -л-, глагола повелительного наклонения, сравнительной степени прилагательных и наречий); словообразующие: приставки, суффиксы, постфиксы.)

– Как называются слова с одним и тем же корнем?

– Что надо учитывать, когда подбираешь однокоренные слова? (Лексическое значение слова.)

– Корни, звучащие одинаково, но имеющие разное значение, например: носик-носить называются. (Омонимичными.)

– Чем различаются формы слова и однокоренные слова? (Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень. В лексическое значение каждого однокоренного слова входит значение корня, например: проход, проходной, проходить. А при изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым, например: проход, проходА, проходУ).

В слабом классе целесообразно выполнить упражнение на различение однокоренных слов и форм одного и того же слова, практика показывает, что не все ученики имеют чёткое представление об этом (См. например: Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. М.: ООО “Русское слово - учебник”, 2011. – упражнения № 54, 62, с.43, 46.).

– Какие слова называются непроизводными? (Это слова, которые не образованы от других слов.)

– Какие – производными? (Слова, которые образованы от других слов.)

– Какие – производящими? (Слова, от которых образованы другие слова.)

4. Выполнение упражнений № 65, 66.*

* Задания даются по учебнику: Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. М.: ООО “Русское слово - учебник”, 2011. – С.48.

5. Вспомним способы словообразования. Заполнение таблицы** (см. Презентацию):

** Отметим: таблица заполняется ТИПИЧНЫМИ примерами, аналогичными тем, что даются в сборниках для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Не будем кривить душой, цель учащихся (и, соответственно, нас, педагогов) – успешная сдача ЕГЭ, а такой способ подачи материала приводит к очень высоким результатам при выполнении задания В1.

Таблица последовательно заполняется вместе с учащимися, желательно, чтобы ученики вносили в последнюю колонку по 2-3 своих примера или проговаривали бы их устно. Внимание обращается на то, что при определении производящего слова нужно учитывать его лексическое значение и обязательно пытаться объяснить производное слово через производящее, особенно при бессуффиксном и приставочно-суффиксальном способах словообразования.***

*** См. об этом: Материалы курса “Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений”: лекции 1-4. М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2010. – С. 47.

Способ словообразования Часть речи Примеры
Морфологические:
приставочный глаголы бежать —> ПРИбежать, Убежать
местоимения сколько —> НЕсколько, НИсколько
местоименные наречия где —> НЕгде, КОЕ-где
суффиксальный существительные от глаголов движения при помощи суффиксов -ани-/-ени-: заседать —> заседАНИе, предложить —> предложЕНИе
прилагательные лес —> лесНой, камыш —> камышОВый
наречия наречия на -О, образованные от соответствующих прилагательных: кривой —> кривО
местоимения какой —> какой-НИБУДЬ
местоименные наречия когда —> когда-ЛИБО
причастия !все: петь —> поЮЩий, пеВШий; спеть —> спеТый
деепричастия !все: играть —> играЯ; сыграть —> сыграВ
приставочно-суффиксальный прилагательные облако —> БЕЗоблачНый
наречия верх —> СверхУ; новый —> ПО-новОМУ
бессуффиксный существительные от глаголов: выходить —> выход; от прилагательных: зелёный —> зелень
сложение* существительные дым, ходить —> дымоход; язык, знать —> языкознание.
Неморфологический**:
переход из одной части речи в другую существительные от прилагательных (столовая); от причастий (провожающие).

* Отмечается, что не всякие слова, имеющий две и более основ, образованы способом “сложение”, например: пароход > пароходСТВо, пароходНый (суффиксальный способ).

** В разных сборниках для подготовки к ЕГЭ даются разные наименования данного способа: неморфологический, переход из одной части речи в другую, субстантивация, - иногда просто требуется найти слова, выполняющие в тексте функцию существительного. Целесообразно познакомить с ними учащихся.

6. Упражнения на закрепление материала (2-х видов, как и в тестовой части ЕГЭ по русскому языку: 1) определить способ словообразования данного слова; 2) найти в тексте слово, образованное одним из способов словообразования).

1).Определите, от какого слова образовано данное и каким способом (см. Презентацию): последовательность, безлунный, закричав, медвежий, мусоропровод, по-молодому, переброшенный, переход, упрощение, докрасна, заходивший, сверхсложный, паровозный, (вкусное) мороженое.

Или упражнение по учебнику № 75,76 (в сильном классе можно выполнить оба задания).

2). Прочитайте текст.

(1) Вопросы относящ..еся к могуществе(н,нн)ому Интернету вполне можно назвать экз..стенциальными как и вопрос о том что мы делаем в этом мире.

(2) Нет такого прибора который мог бы определить явную пользу и столь же явное зло что приносят нам все великие изобретения как нет и возможности отделить одно от другого.

– (3) Я бы не спешил слишком остро критиковать Интернет за все грехи человечества – возразил мой друг известный физик давно живущий в Париже (кстати, мы познакомились с ним через Интернет) – (4)С моей точки зрения это замечательная вещь хотя(бы)потому что талантливые и умные люди получили возможность общат..ся объед..няясь и тем самым способствуя великим открытиям новейшего времени. (5)Подумайте например о полярниках в Антарктиде разве интернет-коммуникация для них не великое благо? (6)А плебс так и останется плебсом с Интернетом или без. (7)В свое время монстры покроя Гитлера или Муссолини, при наличии лишь радио и прессы, ухитрялись убийстве(н,нн)о воздействовать на массы. (8)Да и книга всегда была весьма сильным орудием на бумаге можно печатать поэзию Шекспира и прозу Чехова а можно пособия по терроризму и призывы к погромам бумага стерпит все как и Интернет. (9)Это изобретение само по себе (не)относит..ся к категориям добра или зла так(же) как огонь динамит алкоголь нитраты или ядерная энергия. (10)Все зависит (от)того кто им пользует..ся. (11)Это настолько очевидно что даже скучно обсуждать. (12)Напишите лучше о том – добавил профессор – как трудно в наш век стать взрослым как целые поколения обречены на вечную и (не)обратимую (не)зрелость.

– (13) То есть все-таки о Всемирной паутине? – упрямо уточнила я. – (14)Как раз там я прочитала на днях: (15)“Лучшее, что дала мне жизнь, – это детство без Интернета”.

(16) Так чтo мы, собственно говоря, делаем в этом мире, думаю я, проникая все глубже в его тайны, стараясь докопаться до самого сокровенного родника, чья кристальная сила утолит нашу жажду бессмертия? (17)И существует ли он, этот родник, или каждое следующее поколение, снявшее очередной покров с великой тайны, способно лишь замутить чистые воды бытия, подаренного нам непознаваемым гением Вселенной?

Выполните задания по тексту:

1). Спишите первые три абзаца (до слов “(не)обратимую (не)зрелость”); вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.

2). Из предложения 8 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом словообразования.

3). Из предложения 1 выпишите слова, образованные суффиксальным способом.

4). Из предложения 11 выпишите слово(-а), образованное(-ые) приставочным способом словообразования.

5). Из предложения 16 выпишите слово(-а), образованное(-ые) приставочно-суффиксальным способом словообразования.

7. Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание: написать сочинение в формате ЕГЭ по прочитанному тексту (тексты раздаются каждому ученику); упражнения № 71, 72, 74.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 10 классе Морфемика и словообразование

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок русского языка в 10 классе Морфемика и словообразование

Урок русского языка в 10 классе Морфемика и словообразование


Классификация морфем

 2. Неизменяемые слова окончаний не имеют: наречия (весело, по-новому).

2. Неизменяемые слова окончаний не имеют: наречия (весело, по-новому), деепричастия (приехав, отдыхая), инфинитив (лежать, беречь), форма сравнительной степени прилагательных (быстрее, красивее), несклоняемые существительные и прилагательные (кино, кафе, беж, хаки), служебные части речи (из, если, только). Важно!

Нулевое окончание

 Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее зн.

Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов: водный — подводный — водяной — водник — водянистый — все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношение к воде, так как в них общий корень вод-. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. Примечания. 1. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи (лес — лесник — лесничий — лесок — лесочек) или к разным частям речи (лес — лесной — облесить). 2. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значению (омонимичные) корни. Ср.: гора — гористы­й — горный и угореть — загорать — гореть. Слова с подобными корнями однокоренными не являются. Корень

Чередование

Важно!

бессуффиксный Морфологические Способы словообразования

бессуффиксный Морфологические Способы словообразования

Основа слова

Морфологический способ

Существительное

Прилагательное


Наречие 2. Морфологический

Наречие 2. Морфологический

Служебные части речи 2. Морфологический 2. Морфологический

Служебные части речи 2. Морфологический 2. Морфологический

Ошибки

Упражнение

Упражнение

Упражнение

Упражнения бессуффиксным

Упражнение

Упражнение

Упражнения бессуффиксным

Упражнения

Упражнения

Упражнение

1. В каком слове нулевое окончание? а) подружился б) ошибавшийся.

1. В каком слове нулевое окончание? а) подружился б) ошибавшийся в) искупавшись г) смеяться 2. В каком слове нулевое окончание? а) ролей (р. п.) б) смелей в) ручей г) сторицей 3. В каком слове нет окончания? а) заснул б) ловкий в) колибри г) четверо 4. В каком слове нет окончания? а) пришел б) рисуешь в) читая г) нарисовавший 5. В каком слове нет приставки? а) погоня б) подкова в) подошва г) пощёчина Тестовые задания

6. В каком слове две приставки? а) недоумевать б) задобрить .

6. В каком слове две приставки? а) недоумевать б) задобрить в) перестройка г) неоконченный 7. В каком слове два суффикса? а) задумчивый б) деловой в) прочитанный г) голубоватый 8. В каком слове два суффикса? а) учительница б) поэтесса в) новатор г) победитель 9. В каком слове есть суффикс -к-? а) ленточка б) почка в) косилка г) баночка 10. В каком слове есть суффикс -очк-? а) сорочка б) уточка в) лампочка г) тарелочка

11. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса, окончания? а) пр.

11. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса, окончания? а) прочитанный б) антикварный в) созвучный г) доблестный 12. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса, окончания? а) приходил б) помнишь в) освободить г) закончив 13. Какое слово образовано приставочным способом? а) сдержанный б) подоконник в) засушливый г) безопасный 14. Какое слово образовано приставочным способом? а) правнук б) всмотреться в) безвкусица г) по-русски 15. Какое слово образовано суффиксальным способом? а) рыбачий б) перечитать в) созвездие г) обезболить

16. Какое слово образовано бессуффиксным способом? а) упрек б) ру.

16. Какое слово образовано бессуффиксным способом? а) упрек б) ручей в) окружность г) жадина 17. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом? а) восход б) заповедник в) выполнение г) насухо 18. Какое слово образовано способом слияния (сращения)? а) трехпроцентный б) быстроходный в) скоропортящийся г) лесопарк 19. Какое слово образовано способом сложения? а) международный б) обороноспособный в) перекресток г) сверхъестественный 20. B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую? а) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист. б) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилительную картину. в) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши. г) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне телеграммы.


Краткое описание документа:

•Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов: водный — подводный — водяной — водник — водянистый — все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношение к воде, так как в них общий корень вод-.

Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.
Примечания. 1. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи (лес — лесник — лесничий — лесок — лесочек) или к разным частям речи (лес — лесной — облесить).
2. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значению (омонимичные) корни. Ср.: гора — гористы­й — горный и угореть — загорать — гореть. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Урок русского языка в 10 классе Морфемика и словообразование. Презентация на заданную тему содержит 32 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

2. Неизменяемые слова окончаний не имеют: 2. Неизменяемые слова окончаний не имеют: наречия (весело, по-новому), деепричастия (приехав, отдыхая), инфинитив (лежать, беречь), форма сравнительной степени прилагательных (быстрее, красивее), несклоняемые существительные и прилагательные (кино, кафе, беж, хаки), служебные части речи (из, если, только).

Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов: водный — подводный — водяной — водник — водянистый — все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношение к воде, так как в них общий корень вод-. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. Примечания. 1. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи (лес — лесник — лесничий — лесок — лесочек) или к разным частям речи (лес — лесной — облесить). 2. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значению (омонимичные) корни. Ср.: гора — гористы­й — горный и угореть — загорать — гореть. Слова с подобными корнями однокоренными не являются. Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов: водный — подводный — водяной — водник — водянистый — все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношение к воде, так как в них общий корень вод-. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. Примечания. 1. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи (лес — лесник — лесничий — лесок — лесочек) или к разным частям речи (лес — лесной — облесить). 2. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значению (омонимичные) корни. Ср.: гора — гористы­й — горный и угореть — загорать — гореть. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.

Читайте также: