Модернизм в искусстве конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: Урок изучения нового материала

Метод урока: сочетание лекционного метода и метода беседы

1. Продолжить изучение основных направлений в искусстве,

охарактеризовать отличительные особенности модернизма, дать

представление о различных течениях модернизма;

2. Способствовать развитию восприятия художественных образов,

развитию интереса к вопросам мировой художественной культуры;

3. Способствовать формированию логического мышления, умения

анализировать собственные впечатления, делать выводы и обобщения;

4. Активизировать работу учащихся, создать атмосферу творческого поиска

II.Переход к новой теме-6 минут

III.Объяснение нового материала-50 минут

IV. Закрепление пройденного материала-22 минуты

V. Поведение итогов урока-5 минут

I. Вводная часть

первоначально употреблялись как равнозначные. В настоящее время декадентство

обычно рассматривается как первая стадия модернизма.

Урок будет посвящен проявлению модернизма в живописи. Но эти проявления

характерны и для других видов искусства, а так же для литературы.

Наш урок будет проходить в форме беседы на основе использования презентации и

видеоматериалов. Прошу вас быть внимательными и активно участвовать в работе,

не бойтесь ошибиться, ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает!

Перед вами я ставлю следующие задачи:

1) определить особенности основных направлений модернизма ;

2) определить общие характерные черты модернизма и принципиальные

различия модернизма и реализма.

II. Переход к изучению нового материала.

Для реализации поставленных задач прежде всего необходимо вспомнить

наиболее характерные черты реализма поскольку модернизм по своей сути является

противоположностью реализму. Прошу вас назвать особенности реализма.

III. Изучение нового материала

Первое направление -импрессионизм ( от франц. слова impression- впечатление,

именно так называлась картина К. Моне).

« Художники- импрессионисты стремились к передачи беглых зрительных

впечатлений от действительности. В их картинах как бы присутствуют и дуновение

ветра, и свежесть росы, и влажность воздуха. Написанные ликующими красками

картины природы, наполнены ярким солнцем и трепетом воздушной среды. Техника

импрессионистов отличается легкими, подвижными, крупными мазками. Друг К.

Моне Гюстав Жеффуа писал: « Клод Моне -один из пейзажистов Франции,

которому удалось в высшей степени остроумно проанализировать атмосферные

явления и свойства света…Нюансы освещения, прозрачность или непроницаемость

воздушных слоев, плотность воздуха вокруг предмета выражены с бесконечным

Наименование течения Наиболее известные

Представители.Наиболее характерные черты.Импрессионизм Э. Мане, К. Моне, Э.

Дега, К. Писсарро,О. Ренуар.« Я рисую не то, что есть, а то,

атмосферные явления;использование техники легкого.воздушного мазка.

Наименование течения Представители. Характерные черты. Экспрессионизм Э. Мунк, О. Дикс, Ф. Марк, К. Кольвиц, Э Барлах. Грубость, тяжеловесность форм, намеренное, уродливое искажение натуры с целью выражения определенного чувства.

Вывод: Для модернизма характерны стремления уйти от реальной жизни,

Тем не менее, творения многих представителей модернизма ныне признаются мировыми шедеврами, которые вошли в сокровищницу мировой художественной культуры.

IV. Закрепление пройденного материала

Мы закончили изучение новой темы и переходим к ее закреплению. Внимание! Сейчас я буду демонстрировать на экране репродукции картин, а вы должны определить какому направлению модернизма они соответствуют.

Цель урока: создание условий для раскрытия особенностей модерна в живописи и архитектуре через аналитический и творческий потенциал гимназистов.

  • выполнение самостоятельной работы гимназистами в группах (анализ произведений искусств);
  • знакомство учащихся с разнообразием творческих подходов через наглядно-демонстрационный материал;
  • выполнение творческой работы по созданию орнаментального мотива в стиле Модерн;
  • демонстрация субъективного восприятия гимназистами нравственной проблематики художественного стиля.
  • компьютерная презентация (компьютер, проектор, экран);
  • компьютеры с выходом в Интернет;
  • тетради, цветные карандаши.

Развернутое схематическое планирование урока:

I. Приветствие

II. Учитель:

– Давайте вспомним то, что мы изображали на прошлом уроке (Два яблока, одно в духе импрессионизма, а другое в постимпрессионизме).


– Чем эти два яблока отличаются? (Отмечаются средства выразительности и идея, которые вкладывается в этот образ, что будет значимым в нем для импрессионистов и постимпрессионистов)
– Как вы думаете, какие средства выразительности импрессионизма или постимпрессионизма используются в представленных произведениях? (По средствам выразительности эти произведения будут близки к постимпрессионизму, благодаря линейному рисунку, четкости силуэта)
Вывод: Главное – это изображения символа

Задается вопрос: Почему стиль назвали модерном (современный), что в нем было такого кардинально нового?

Класс делится на три группы. Каждая группа получает задание (список вопросов) к одному из трех произведений.

Задание: Ответить на поставленные вопросы и создать логичный рассказ, раскрывающий характерные особенности модерна. Дать свою версию, объясняющую причину такого названия. При недостатке информации из других областей знаний (для группы, анализирующей архитектуру А.Гауди) идет работа с Интернетом. После обсуждения один член группы представляет гида того музея (города), где находится (хранится) произведение. Остальные, а также учитель (в случае неверной трактовки) задают свои вопросы.

Раздаточный материал:

  • Что делают герои на полотне Климта?
  • Почему изображен именно поцелуй? Что он символизирует вообще?
  • Опишите наряд мужчины и женщины. Почему узоры разные? Что они могут символизировать?
  • Опишите фон картины. Что он может символизировать?
  • В чем не реалистичность изображения? Противоречивость?
  • Найдите на полотне самое живое изображение (говорящее) – лица, руки, одежда, фон.
  • Опишите средства выразительности, с помощью которых достигается основная идея картины.
  • Что используют авторы, чтобы перенести на полотно свои переживания?
  • Темы вечные, образы – символы, а способы передачи индивидуальные!

Почему стиль получил такое название? Из-за стремления художников к самовыражению. Отсюда частое не понимание со стороны публики и трагические судьбы авторов произведений Модерна.

III. Лекционный материал:

Краткая биография авторов (Портреты в Приложении 1, слайд 9)

Родился Михаил Александрович Врубель в Омске, в семье офицера, по матери был внуком декабриста Басаргина. Систематически заниматься искусством Врубель начал только в 24 года. Учебные рисунки Врубеля и сейчас печатают в пособиях для начинающих художников. Закончив Петербуржскую академию, он едет в Киев, где занимается возрождением древнерусской фрески. После, получив деньги, едет за границу, посмотреть живопись любимых венецианских художников. После возвращения начинается черная полоса в его жизни. Все от него отвернулись, он жил в нетопленной комнате, у него нет пальто, он не каждый день ест. Искусство его было ново и пугало. Заказчики и деньги обходили его за версту. Вот его жизнь: безвестность, долгое время нищета, работа без признания и смерть в сумасшедшем доме.

Густав Климт

Задание: Из предложенных слов выберите только те, которые будут характерны для стиля Модерн.
Слова: красота, пустота, духовность, реалистичность, символ, парадность, декоративность, гармония, фривольность, примитивность, недосказанность, повествовательность, национальность, ориентализм, каноничность., самовыражение.

VI. Творческая работа

Изображение цветка в стиле Модерн. Перед творческой работой демонстрируются 34, 35 слайды Приложения 1, где гимназисты из предложенных эмблем разных искусств выбирают выполненные в стиле модерн.
На доске учитель изображает обыкновенный, простой по форме цветочек. Гимназистам предлагается этот цветок изобразить в духе модерна, усложнив его форму, добавив орнаментальный узор.

Тема нашего урока - "Живопись модернизма". Вам предстоит выяснить, что же такое "модернизм", какие течения относятся к этому периоду развития искусства, а также познакомиться с такими неординарными личностями XX века, как Анри Матисс, Василий Кандинский, Пабло Пикассо и Сальвадор Дали.

В течение урока вам необходимо выполнить 10 заданий. Для выполнения 1-7-го заданий вам потребуется лист из рабочей тетради. Файл "Лист рабочей тетради.docx" вам нужно скачать на свой компьютер и распечатать (ссылка для скачивания находится внизу страницы).

Задания, отмеченные звёздочкой (*), не являются обязательными для выполнения (но надеюсь, что вы их всё-же выполните!). Заполненный лист нужно будет сдать преподавателю.

Готовы? Тогда начинаем!

Для "разминки" выполните з адание 1: рассмотрите облако тегов по теме.

Какие понятия, имена вам знакомы?

https://sites.google.com/site/bockarevanv/iskusstvo-mhk/setevoj-urok-zivopis-modernizma/%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8.jpg?attredirects=0

Что-то слышал(а)

Для начала давайте разберёмся, что же обозначает термин "модернизм" (другое название - "авангардизм").

Задание 2. Прочитайте текст, выпишите в тетрадь определение модернизма (авангардизма) и его характерные черты.

Двадцатый век ознаменовался множеством нововведений в искусстве, связанных с катастрофическими изменениями в общественном сознании в период революций и мировых войн. Новые условия социальной действительности оказали воздействие на всю художественную культуру в целом, с одной стороны, дав новое дыхание классической традиции, а с другой - породив новое искусство - авангардизм (от фр. avant - передовой и gard - отряд), или модернизм (от лат. modernus - новый, современный), наиболее полно отражавшее лицо времени.

Далее нам предстоит познакомиться с некоторыми теченями модернизма. Результаты своей работы фиксируйте в таблице:


В уроке представлены разные направления модернизма: фовизм, экспрессионизм, кубизм, абстракционизм, сюрреализм. Рассматриваются работы ярких представителей этих направлений: Анри Матисса, Пабло Пикассо, Василия Кандинского, Сальвадора Дали.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Идеология модернизма и её воплощение в живописи"

В 1954 фотограф Филипп Халсман, снимавший Дали на протяжении десятилетий, выпустил в свет книгу, которая называлась "Усы Дали". Художник относил себя к знаменитым усачам, сделав свои усы абсолютным предметом культа. Фотограф, прекрасно понимавший, что без согласия и активного участия самого Дали с книгой ничего не получится, сыграл сразу на двух слабостях: на безмерной любви к усам и на мании величия, которая всегда была свойственна художнику.

В ходе занятия вы узнаете о течениях модернизма и самых ярких представителях этого стиля.

Пессимистические настроения и стремление к индивидуализму обусловили отказ художников от социальной проблематики. Реальность казалась им лишённой эстетики, поэтому художники старались не передавать традиционное правдоподобие.

Искусство начала XX века имело два полюса. Первый – это осознание глубинной общности человечества, а второй – субъективное начало в изображении действительности.

Поиск нового художественного языка требовал нового истолкования жизненных реалий. Это нашло отражение в агрессии цвета в фовизме; вибрации живописной поверхности в экспрессионизме; деформации форм в кубизме; отказе от изобразительности в абстракционизме; иррационализме в сюрреализме. Сплав этих разнородных течений получил название модернизм или авангард. Это стиль, в котором единство формы, пространства и цвета оказалось разрушенным.

Разберём течения более подробно.

Одним из первых художественных течений начала XX века стал фовизм. Это была живопись без правил. Она исключала светотеневую моделировку, перспективу и передачу световоздушной среды. Фовисты стремились к декоративному эффекту, усиливая яркость цветового пятна. Это упрощало форму, но придавало полотну красочность.


На светлом фоне выделяется искажённое ужасом лицо человека с красными кругами вокруг глаз. Этот безумный взгляд – свидетельство беспредельного страха одинокого человека. Шёнберг использовал достаточно грубые живописные средства: кричащие краски, резкие светотени, ломаные линии. Однако с помощью них художник смог передать переживания человека, терзаемого предчувствием надвигающейся катастрофы.


Понимание и расшифровка замысла художника-кубиста представляли большую трудность. Чаще всего авторы картин и сами не могли объяснить значение некоторых элементов.


Различные предметы реальной жизни использовали художники, которые писали в стиле синтетического кубизма. Это могли быть гриф гитары, ножка бокала, кайма скатерти и многое другое. Часто на картинах появлялись буквы и цифры, фрагменты слов, обрывки газет. Художники часто использовали материалы, инородные для живописи, например, железо, стекло, доски, обои.



В русле нового видения красоты развивался абстракционизм. Его основоположником стал Василий Кандинский. Художник создавал композиции из геометрических фигур, линий и цветовых пятен. Кандинский разработал собственную концепцию цветов, способных вызывать у людей определённые эмоции. Он считал, что цвета обладают собственным звучанием. Например, от лимонно-жёлтого уху больно, как от высокого звука флейты.

Синий цвет звучит как орган, зелёный – как скрипка, красный – как громкий барабанный бой.

Кандинский делил свои картины на три группы: импрессии, импровизации и композиции. Импрессии возникали в результате фиксации впечатлений от внешнего мира. Зритель видел в них очертания реальных предметов.

Импровизации, наоборот, были оторваны от конкретных впечатлений. При их создании художник подключал фантазию и интуицию. Ассоциации были сложны для зрителя и не поддавались расшифровке.

Высшим творческим созданием Кандинский называл композиции. Это синтез фантастического и реального.



На экране слева представлены элементы архитектурного сооружения, на фоне которого изображён булыжник в форме яйца. К нему протягивает руку мужчина в шляпе.

На центральном экране мы видим бесформенные микроорганизмы, которые пытается разглядеть человек.

Третий экран демонстрирует нам велосипедистов с яйцеобразными булыжниками на головах. Они устремляются в разных направлениях.

Не менее странно выглядят изображения вне экранов. В центральной нижней части картины женщина с окровавленными руками. Её утешает и поддерживает мужчина. Чуть левее поднимается рука с ножом, тень от которой напоминает очертания хищной птицы.

Над центральным экраном возвышаются женские головы, к которым приближается морда льва.

Все изображения кажутся эфемерными, они словно лишены веса. Абсурдность содержания всей композиции усиливается элементами фарса и гротеска.


Мы видим мягкие циферблаты часов, они словно расплавлены. Вокруг часов вечный покой неба, гор и моря – символов вечности бытия. Они наводят на мысль о бренности человеческой жизни, текучести времени. Человек изобрёл механические приборы для измерения времени, но его сущности так и не постиг. Примечательно, что все часы на полотне показывают разное время. Возможно, это обозначение каких-либо важных событий, навсегда запечатлённых в памяти.

Муравьи, ползающие по крышке часов, – напоминание о бесконечной суете, о ничтожности сиюминутных устремлений на фоне вечного бытия.

Сама природа времени ставится художником под сомнение: его линейность кажется автору неочевидной, а сложный характер этого явления подчёркивается разнообразием образов на полотне.

Символ жизни, яйцо, Дали разместил на берегу моря. Согласно мистическим древнегреческим учениям, из двух половинок яйца образовались небо и земля, поэтому расположение объекта на картине выбрано неслучайно. Море же символизирует вечную жизнь, бессмертие.

Несмотря на неприятие линейного времени, Дали не отвергает его полностью. Символом, уравновешивающим понятия объективного и субъективного, реального мира и вымышленного, навеянного сновидениями, является зеркало. На картине оно изображено в виде твёрдой осязаемой поверхности, лежащей горизонтально.

Давайте подведём итоги.

В начале XX века появился модернизм – стиль, в котором единство формы, пространства и цвета оказалось разрушенным.

Ярким представителем фовизма был Анри Матисс.

Стихию таких чувств, как отчаяние, страх, бессилие перед жестокой действительностью выражал экспрессионизм.

Читайте также: