Модерн поиск нового в изведанном конспект урока 9 класс

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока: создание условий для раскрытия особенностей модерна в живописи и архитектуре через аналитический и творческий потенциал гимназистов.

  • выполнение самостоятельной работы гимназистами в группах (анализ произведений искусств);
  • знакомство учащихся с разнообразием творческих подходов через наглядно-демонстрационный материал;
  • выполнение творческой работы по созданию орнаментального мотива в стиле Модерн;
  • демонстрация субъективного восприятия гимназистами нравственной проблематики художественного стиля.
  • компьютерная презентация (компьютер, проектор, экран);
  • компьютеры с выходом в Интернет;
  • тетради, цветные карандаши.

Развернутое схематическое планирование урока:

I. Приветствие

II. Учитель:

– Давайте вспомним то, что мы изображали на прошлом уроке (Два яблока, одно в духе импрессионизма, а другое в постимпрессионизме).


– Чем эти два яблока отличаются? (Отмечаются средства выразительности и идея, которые вкладывается в этот образ, что будет значимым в нем для импрессионистов и постимпрессионистов)
– Как вы думаете, какие средства выразительности импрессионизма или постимпрессионизма используются в представленных произведениях? (По средствам выразительности эти произведения будут близки к постимпрессионизму, благодаря линейному рисунку, четкости силуэта)
Вывод: Главное – это изображения символа

Задается вопрос: Почему стиль назвали модерном (современный), что в нем было такого кардинально нового?

Класс делится на три группы. Каждая группа получает задание (список вопросов) к одному из трех произведений.

Задание: Ответить на поставленные вопросы и создать логичный рассказ, раскрывающий характерные особенности модерна. Дать свою версию, объясняющую причину такого названия. При недостатке информации из других областей знаний (для группы, анализирующей архитектуру А.Гауди) идет работа с Интернетом. После обсуждения один член группы представляет гида того музея (города), где находится (хранится) произведение. Остальные, а также учитель (в случае неверной трактовки) задают свои вопросы.

Раздаточный материал:

  • Что делают герои на полотне Климта?
  • Почему изображен именно поцелуй? Что он символизирует вообще?
  • Опишите наряд мужчины и женщины. Почему узоры разные? Что они могут символизировать?
  • Опишите фон картины. Что он может символизировать?
  • В чем не реалистичность изображения? Противоречивость?
  • Найдите на полотне самое живое изображение (говорящее) – лица, руки, одежда, фон.
  • Опишите средства выразительности, с помощью которых достигается основная идея картины.
  • Что используют авторы, чтобы перенести на полотно свои переживания?
  • Темы вечные, образы – символы, а способы передачи индивидуальные!

Почему стиль получил такое название? Из-за стремления художников к самовыражению. Отсюда частое не понимание со стороны публики и трагические судьбы авторов произведений Модерна.

III. Лекционный материал:

Краткая биография авторов (Портреты в Приложении 1, слайд 9)

Родился Михаил Александрович Врубель в Омске, в семье офицера, по матери был внуком декабриста Басаргина. Систематически заниматься искусством Врубель начал только в 24 года. Учебные рисунки Врубеля и сейчас печатают в пособиях для начинающих художников. Закончив Петербуржскую академию, он едет в Киев, где занимается возрождением древнерусской фрески. После, получив деньги, едет за границу, посмотреть живопись любимых венецианских художников. После возвращения начинается черная полоса в его жизни. Все от него отвернулись, он жил в нетопленной комнате, у него нет пальто, он не каждый день ест. Искусство его было ново и пугало. Заказчики и деньги обходили его за версту. Вот его жизнь: безвестность, долгое время нищета, работа без признания и смерть в сумасшедшем доме.

Густав Климт

Задание: Из предложенных слов выберите только те, которые будут характерны для стиля Модерн.
Слова: красота, пустота, духовность, реалистичность, символ, парадность, декоративность, гармония, фривольность, примитивность, недосказанность, повествовательность, национальность, ориентализм, каноничность., самовыражение.

VI. Творческая работа

Изображение цветка в стиле Модерн. Перед творческой работой демонстрируются 34, 35 слайды Приложения 1, где гимназисты из предложенных эмблем разных искусств выбирают выполненные в стиле модерн.
На доске учитель изображает обыкновенный, простой по форме цветочек. Гимназистам предлагается этот цветок изобразить в духе модерна, усложнив его форму, добавив орнаментальный узор.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку посвященному изучению стиля Модерн. Презентация позволяет познакомить учащихся с особенностями проявления стиля в разных видах искусства, а также с творчеством архитекторов и живописцев стиля модерн.

Стиль модерн Автор: учитель МХК Гимназии №1404 Сафановская Л.Ю.

Стиль модерн

Автор: учитель МХК Гимназии №1404

Сафановская Л.Ю.

Модерн

- стиль в искусстве кон.19- нач. 20 века, использовавший новые технологии и материалы, свободную планировкy, стремящийся к созданию подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму .

Йозеф Обрист.



Архитектура модерна

Архитектура модерна

Виктор Орта Особняк Тасселя

Виктор Орта

Особняк Тасселя

Гектор Гимар Станции парижского метро

Гектор Гимар

Станции парижского метро

Чарльз Макинтош Школа искусств в Глазго

Чарльз Макинтош

Школа искусств в Глазго

Антонио Гауди Эль-Каприччо Дом Висенс

Антонио Гауди

Антонио Гауди Дом Баттло

Антонио Гауди

Дом Милла

Парк Гуэль

Московский модерн

Московский модерн



Живопись модерна

Живопись модерна

Г. Климт А. Муха

Густав Климт Ожидание Юдифь Смерть и жизнь Поцелуй

Густав Климт

Смерть и жизнь

Альфонс Муха Топаз-Аметист-Изумрул-Рубин

Альфонс Муха

Топаз-Аметист-Изумрул-Рубин




-75%

Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по искусcтву для учителя и ученика.

  • Все 542
  • Уроки 137
  • Презентации 155
  • Тесты 13
  • Планирование 28
  • Мероприятия 61
  • Прочее 148

Нажмите, чтобы узнать подробности




Дети знакомятся самостоятельно с историе фотографии, с фотоаппаратами, видами,жанрами этого направления. На протяжении всего урока работа ведётся в группах. Каждая группа работает самостоятел.


Воздействие занятий арт - терапией на психоэмоциональное самочувствие человека с возможностью помочь в решении внутренних проблем.


В статье рассказывается о переустройстве советского кинематографа в период Великой Отечественной войны.


Декоративно прикладное искусство одно из самых известных направлений изобразительного искусства.Она имеет очень много не расскрытых до конца направлений. И одной из таких направлений - это шамаиль.


МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИСКУССТВА МОДЕРНА НА УРОКЕ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей, т.е. обучение должно быть развивающим. А эффективность развивающего обучения проявляется прежде всего в активизации учебной деятельности школьников.

Главным свойством модерна является его декоративность, присутствующая во всем, даже в мелочах. Модерн выразил ностальгию по прошлому, по первозданной природе, по всему не городскому и не современному. По асимметрии, которая была утрачена в индустриальную эпоху.

Этот стиль до сих пор актуален, его и сейчас считают современным. Частично это можно объяснить тем, что уже привычное в стиле каждый раз можно дополнить чем-то новым. Таким образом, модерн просто расширяет свои горизонты, но не теряет своей привлекательности. Чем больше мы начинаем оглядываться по сторонам, тем больше видим, что искусство окружает нас повсюду.

Через некоторое время в 11 классе проводилась итоговая работа.

После проведенных уроков делаю сравнительный анализ качества знаний: отмечаю повышение среднего балла с 16% до 82%.

Все виды работ с учащимися были направлены на то, чтобы вызвать у них интерес к стилю модерн, к его истории. Знания школьников о модерне обогатились и приобрели устойчивость. У них расширился объем теоретических знаний, появилось умение сравнивать произведения искусства 20 века.

Во время объяснения учащимся демонстрировались компьютерные модели, видеоролики, приводились интересные факты. В конце занятия проведённая рефлексия позволила учителю судить о том, что 82% учащихся усвоили материал урока, а остальным потребовались дополнительные пояснения.

Таким образом, у учащихся возросло творческое воображение, обеспечивающее конкретизацию и обобщение художественного образа. Учащиеся могли уже свободно охарактеризовать средства выразительности модерна и определить в каком направлении модернизма написана картина.

Конспект урока для 11 класса

Тип урока: изучение нового материала, введение-погружения.

Цель: развитие у учащихся способности к эмоционально-художественному восприятию и осмыслению особенностей стиля модерн.

Художественно-педагогическая идея урока: Путём погружения в живопись и архитектуру модерна прийти к пониманию основной идеи этого стиля – идеи абсолютной красоты, стиля, вдохновленного природой.

Расширение культурно-художественного кругозора учащихся через знакомство со спецификой и образной системой стиля модерн;

Развитие у старшеклассников умения анализировать, систематизировать и критически осмысливать материал;

Постижение мировоззренческих акцентов искусства модерна, воплощенных в произведениях архитектуры и живописи.

Оборудование:

мультимедийная презентация к уроку;

Модерн (франц.) – новый, современный – название художественного стиля рубежа 19-20 вв. возникшего в противопоставление эклектики. Другое название этого стиля ар нуво.

Страна модерна Франция. Стиль модерн нашел свое отражение во многих областях творческой деятельности и в первую очередь в архитектуре, живописи и прикладном искусстве.

Модерн был такой своеобразной реакцией на все то, что происходило в 19 веке. Если вы пристально посмотрите искусство 19 века, то увидите, что в принципе никаких новых стилей, в это время, не появляется.

Я здесь имею ввиду конкретно архитектуру.

Когда архитекторы брали какой-то стиль из прошлых эпох, или несколько стилей и соединяли его в одном памятнике, таким образом, искусство оно как будто бы не выделяло свою душу, свою индивидуальность.

В поисках новых решений архитекторы сочетали различные стили с прошлых эпох. Классицизм соединялся с барокко приправлялся готическими элементами, мавританские детали соседствовали с помпезными вычурными барочными, и, так получалось, что в одном памятнике на одном здании встречались совершенно порой несочетаемые элементы из прошлых эпох.

Модерн (от фр. moderne — современный) — художественное направление в искусстве. Представителей модерна объединяло антиэклектическое движение — стремление противопоставить свое творчество эклектизму предыдущего периода. Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, природных линий, интерес к новым технологиям (например в архитектуре), элементам прикладного искусства.

Стилю модерн свойственны кривые, округлые линии, многоуровневость и ассиметрия. Изящные линейные плетения, подвижные растительные узоры. Линия подчеркивающая форму предметов напоминала морскую волну или удар бича. Пульсация волнистой линии декора модерна стала графической фиксацией душевных исканий общества, где чередование подъемов и спадов являлось мироощущением эпохи назревающих катастроф и усиливающихся противоречий.

Очень часто мастера модерна брали за основу в своих произведениях орнаменты и рисунки, взятые напрямую из растительного мира. Поэтому так часто в модерне вы можете увидеть, как по стене здания, буквально на ваших глазах, ползет вьюнок и мы с вами чувствуем это движение. Если мы зайдем в здание стиле модерн мы будем чувствовать, что находимся внутри какого-то существа.

Давайте мы с вами переместимся на малую Никитскую улицу, где располагается знаменитый дом Рябушинского (ранний модерн (сегодня там располагается музей, посвященный Максиму Горькому), который построил архитектор Федор Шехтель.

Так вот, если вы зайдете во внутрь у вас может сложиться впечатление будто вы внутри улитки. Действительно, все формы, которые окружают вас они плавные без каких-либо прямых углов, все такое скошенное, закругленное. Модерн очень любил мотив волны. Эталоном стала лестница в особняке Рябушинского. Живя в таком особняке, человек чувствует себя органично. Модерн копировал растительный и животный мир в оформлении внутреннего и внешнего пространства. Архитекторы этого стиля всегда работали в синтезе т.е. архитектор отвечал полностью за все внутреннее оформление здания. Он не только проектировал саму архитектуру, но был и, дизайнером и художником, проектировал посуду и все те элементы, которыми пользовался владелец этого здания. Этот синтез искусств стал символом конца 19го начала 20го века, когда архитектор живописец и мастер декоративно-прикладного искусства все эти профессии сливались в одно.

Русский модерн обладал своей особенностью, также, как и европейский.

В каждой стране модерн имел свое название во Франции – ар-нуво (art nouveau)

в Германии- югенштиль (jugendstil)

в Австрии - сецессион (secessionsstil)

в Италии- либерти (liberty)

в Испании - модернизм (modernismo)

в Америке - тиффани (tiffany)

в Англии - макинтош (mackintosh)

2)Знакомство с живописью модерна. Знаковые картины стиля модерн.

Т.к. время было предвоенное, люди хотели, чтобы вокруг было красиво, празднично, украшено золотом и не наталкивало людей на грустные мысли.

На экране представлена работа А.Мухи. 10 сл.

Густав Климт — австрийский художник, родился в семье художника-гравера по металлам. В семье было трое мальчиков.

Отец обучал мальчиков основам рисунка и с ранних лет они знали, что такое работа с золотом. Именно поэтому Гюстав любил золото в своих работах.

Знаете ли вы вторую Мону Лизу? Знаменитая Золотая Адель по-другому её называют Австрийская Мона Лиза.

Цены новые – модерновые.

(Если смотреть на Адель под определённым углом, и загадать желание, то по уголкам губ можно определить улыбается Адель или хмурится. Если улыбается, то желание сбудется.)

Немного о истории его творчества..

В то время, в Вене, жил зажиточный фабрикан Герман Флеге. У него было 3 дочери и один сын. И вот он решил, что нужно заказать портрет всех членов своей семьи и заказать он решил именно у Гюстава Климта. Так и познакомились браться Климт и сестры Флеге. Всё это закончилось свадьбой. Младшей сестре было всего 15 (портрет кисти Климта) Звали её Эмилия. Климт и Эмилия любили друг друга как брат и сестра. Вскоре брат Климта и его отец умирают в один год, для него это была большая потеря. Именно после потерь близких людей живопись Гюстава стала кардинально другой.

Появились большие рамы, декоративность и очень много золота.

Посмотрите на картины Климта, там сплошная эротика. Гюстав часто работал в окружении обнаженных девушек и многие из них были естественно любовницами Климта.

Климт очень любил женщин. Для него женщина источник буквально всего. Счастья, греха, рождения, наслаждения и тд. На экране представлены картины:

Какой стиль был предшественником модерна?

Почему стиль получил такое название?

Что преобладает в архитектуре модерна?

Сегодня на уроке мы познакомились с стилем модерн. Погружались в художественное пространство стиля, наполненное внутренним динамизмом, пытались прочувствовать художественный образ — живой, пульсирующий, субъективный. Мы обращали внимание на удивительную цельность художественных образов модерна, на их изящную Красоту.

(Надпись на доске)

Записывают термин в тетрадь.

Записывают термин в тетрадь.

Записывают термин в тетрадь.

Записывают в тетрадь.

Записывают в тетрадь.

Записывают в тетради.

Смотрят на иллюстрации, слушают.

Записывают в тетрадь.

Дети отвечают на вопросы:

Новое искусство- стиль свободы..имел разные названия и течения…)

Список использованной литературы:

Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2х тт. — М., 1994.

Ванюшкина, Л. Методы и приемы контроля / Л. Ванюшкина, Н. Шейко / Современный урок МХК. – М.: Чистые пруды, 2007.

Сарабьянов, Д. В. Стиль модерн: истоки, история, проблемы / Д. В. Сарабьянов. − М.: Искусство, 1989. − 294 с.: ил

Читайте также: