Моделирование эпидемии 11 класс информатика конспект

Обновлено: 05.07.2024

Мацко Т.И. , учитель математики и информатики МБОУ СОШ №76 п. Гигант, Сальский район.

  • сформировать и развивать исследовательские навыки учащихся;
  • освоить технологию моделирования в среде табличного процессора.
  • Образовательные:
  • Подробно объяснить этапы моделирования в среде табличного процессора на примере биологических ритмов.
  • Развивающие:
  • развитие мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере, работы с электронными таблицами.
  • Воспитательные:
  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;
  • мотивирование к грамотной заботе о своем здоровье и формирование культуры здоровья учащихся.

Тип урока: урок применения знаний и умений.

Место проведения: компьютерный класс.

  • Технические средства: компьютер, проектор, колонки.
  • Раздаточный материал: карточки для гимнастики, опорный конспект.
  • модель;
  • моделирование;
  • этапы моделирования;
  • основные технологические приемы работы в среде табличного процессора.
  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Актуализация опорных знаний – 2 мин.
  3. Изучение нового материала –10 мин.
  4. Закрепление материала, работа на компьютере – 15 мин.
  5. Физкультминутка – 2 мин.
  6. Самостоятельная работа – 5 мин.
  7. Обобщение знаний – 5 мин.
  8. Домашнее задание – 3 мин.
  9. Итоги урока – 2 мин.

З доровьесберегающие технологии урока.

В ходе урока используются следующие здоровьесберегающие технологии:

∙ организационно-педагогические технологии (ОПТ) – урок проходит в соответствии с СанПиН (соблюдается температурный режим, класс проветрен, рабочие места оборудованы в соответствии с возрастом учащихся, проводятся динамические паузы и физкультминутки, время работы за компьютером четко регламентировано СанПиН), что способствует предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

∙ психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников (после звонка, во время организационного момента, при создании рабочей обстановки в классе, при проведении динамических пауз, стараюсь уловить психологическое состояние каждого ученика, для каждого ребенка находится доброе слово и полезный совет). Созданный таким образом благоприятный эмоциональный климат сохраняется на протяжении всего занятия. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

∙ учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек.

Слайд 1-3. Объявляется тема урока. Перед учащимися ставится задача: продолжая знакомство с программой электронных таблиц, продемонстрировать её применение в нестандартной ситуации.

Слайд 4. Фронтальный опрос учащихся по вопросам:

  • Что такое модель?
  • Что такое моделирование?
  • Какие этапы моделирования вы уже знаете?
  • Какие виды моделей Вы изучали на уроках химии, физики, географии, биологии?
  • Какие прикладные среды для моделирования Вы знаете?
  • Как запустить программу Microsoft Excel?
  • Какие группы задач по моделированию, решаются с использованием электронных таблиц?

В курсе информатики 10 и 11 класса, мы решали с вами задачи на расчет геометрических параметров объекта, моделирование ситуаций, обработку массивов данных. Сегодня мы с Вами познакомимся с еще одной группой задач по моделированию – моделирование биологических процессов.

Вам предлагается осуществить моделирование биоритмов для конкретного человека от указанной текущей даты (дня отсчета) на месяц вперед с целью дальнейшего анализа модели.

У каждого на столах разложены папки с опорными конспектами (приложение 1) . Необходимо ознакомиться с теорией биоритмов, информационной и математической моделями физического, эмоционального и интеллектуального цикла человека. Слайд 6.

  1. Закрепление материала, работа на компьютере – 15 мин.

Слайд 7. Для моделирования выберем среду табличного процессора. В этой среде информационная и компьютерная модели объединяются в таблицу, которая содержит две области:

  • Исходные данные;
  • Расчетные данные (результаты).

Составьте компьютерную модель по приведенному образцу. Введите в таблицу исходные данные, расчетные формулы. Проведите тестирование модели.

Слайд 12. Введите в ячейки построенной компьютерной модели дату рождения конкретного человека. Проследите пересчет значений и изменения на диаграмме. Определите неблагоприятные дни для конкретного человека.

Исходя из построенной модели, выберите дни благоприятные для участия в различных общественных мероприятиях: эстафете, концерте и др.

Для выполнения работы откройте файл-заготовку Эпидемия.xls.
При эпидемии гриппа число больных изменяется по формуле
,
где – количество заболевших в -й день, а – количество выздоровевших в тот же день. Число заболевших рассчитывается согласно модели ограниченного роста:
,
где – общая численность жителей, – коэффициент роста и – число переболевших (тех, кто уже переболел и выздоровел, и поэтому больше не заболеет):
.
Считается, что в начале эпидемии заболел 1 человек, все заболевшие выздоравливают через 7 дней и больше не болеют.
Выполните моделирование развития эпидемии при и до того момента, когда количество больных станет равно нулю. Постройте график изменения количества боль-ных.
Ответьте на следующие вопросы:
1. Когда закончится эпидемия?
Ответ:

2. Сколько человек переболеет, а сколько вообще не заболеет гриппом?
Ответ:

3. Каково максимальное число больных в один день?
Ответ:

4. Изменяя коэффициент , определите, при каких значениях модель явно перестает быть адекватной.


Моделирование распространения эпидемии
Питаюсь запустить пример модели распространения эпидемии из книги Кудрявцева. После трансляции в.

Моделирование распространения эпидемии
Вводим размеры поля Например: 4 4 Потом заполняем его с клавиатуры ( - здоровые клетки, -.

модель эпидемии
Здравствуйте. Делаю в AnyLogic модель эпидемии с помощью диаграммы состояний. Агент проходит 4.

Модель эпидемии.
Построить и исследовать модель эпидемии в городе с 300 тыс. жителей с фиксированным инкубационным.

Готовые практические работы по информатике 11 класс

Практическая работа № 6.
Моделирование работы процессора

1. Напишите программу, которая моделирует работу процессора. Процессор имеет 4 регистра, они обозначаются R0, R1, R2 и R3. Все команды состоят из трех десятичных цифр: код операции, номер первого регистра и номер второго регистра (или число от 0 до 9). Коды команд и примеры их использования приведены в таблице:

Код операции

Обратите внимание, что результат записывается во второй регистр. Команды вводятся последовательно как символьные строки. После ввода каждой строки программа показывает значения всех регистров.

4. *Сделайте так, чтобы в команде с кодом 1 можно было использовать шестнадцатеричные значения констант (0-9, A-F).

7. **Подумайте, как можно было бы организовать условный переход: перейти на N байт вперед (или назад), если результат последней операции – ноль.

Практическая работа № 7.
Моделирование движения

1. Парашютист массой 90 кг разгоняется в свободном падении до скорости 10 м/с и на высоте 50 м раскрывает парашют, площадь которого 55 м 2 . Коэффициент сопротивления парашюта равен 0,9. Выполните следующие задания:

· постройте графики изменения скорости и высоты полета в течение первых 4 секунд;

· определите, с какой скоростью приземлится парашютист?

2. Напишите программу, которая моделирует полет мяча, брошенного вертикально вверх, при

Остальные необходимые данные есть в тексте § 9. Выполните следующие задания:

· определите время полета, максимальную высоту подъема мяча и скорость в момент приземления;

· вычислите время полета и максимальную высоту подъема мяча, используя модель движения без сопротивления воздуха:

где – количество заболевших в -й день, а – количество выздоровевших в тот же день. Число заболевших рассчитывается согласно модели ограниченного роста:

где – общая численность жителей, – коэффициент роста и – число переболевших (тех, кто уже переболел и выздоровел, и поэтому больше не заболеет):

Считается, что в начале эпидемии заболел 1 человек, все заболевшие выздоравливают через 7 дней и больше не болеют.

Выполните моделирование развития эпидемии при и до того момента, когда количество больных станет равно нулю. Постройте график изменения количества больных.


  1. Изменяя коэффициент , определите, при каких значениях модель явно перестает быть адекватной.

Анализируя результаты моделирования, докажите, что эта модель неадекватна. Какие допущения, на ваш взгляд, были сделаны неверно при разработке этой модели?

Модель не адекватна , так как Н не может принимать значения меньше 0. Число выздоровевших должно вычисляться каждый день для точности. Поэтому количество больных стало переходить в отрицательный вид.

Читайте также: