Многозначные числа конспект 4 класс

Обновлено: 07.07.2024

У. В этом вам помогут внимание, сосредоточенность, умение помочь друг другу в трудную минуту.

II. Мотивация учебной деятельности.

У. Давайте, ребята, учиться считать,

Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа.

III. Устный счет.

У. Поможет нам провести устный счет страничка “В мире животных”.

Отгадайте, о ком пойдет речь. Кто это?

(Ученик читает текст на карточке.)

Это зверь лесной. В спокойной обстановке ведет малоподвижный образ жизни: покормился пару часов, столько же полежал, покормился, опять лег. Питается корой осины, рябины, побегами ивы, сосны. Летом охотно поедает траву.

Д. Это животное – лось.

У. Встречается ли лось в нашей местности?

- Используя математические знания и умения, мы получим сведения об этом животном.

1) Родившийся лосёнок имеет массу 8 кг. Через полгода его масса увеличивается в 15 раз. Какую массу имеет лосенок в полгода?

2) Найдя “ключ” к выражениям вы узнаете вес и рост лося.



3) Назовите геометрические фигуры, которые видите:


Дети. Прямоугольник, шестиугольник, треугольник, ромб, круг, квадрат.

У. Что объединяет все эти фигуры? Какая фигура лишняя? Почему?

Д. Лишний круг. У него нет углов.

У. Чем является отрезок ВД в прямоугольнике?

Д. Отрезок ВД – это диагональ прямоугольника.

У. Какую ещё диагональ можно провести?

Д. Ещё можно провести диагональ АС.

У. Что такое диагональ? Дайте определение.

Д. Диагональ – это отрезок, соединяющий вершины противоположных сторон углов прямоугольника.

У. Дополним квадрат числовым данным. Составьте задачи и решите их.

Д. Сторона квадрата 8 см. Чему равен периметр квадрата?

Сторона квадрата 8 см. Чему равна площадь квадрата?

У. Составьте обратную задачу.

Д. Периметр квадрата равен 32 см. Чему равна сторона квадрата?

IV. Каллиграфическая минутка.

У. Что можете сказать про число 75?

Д. Это число двузначное, нечетное, в нём 7 десятков и 5 единиц, соседи этого числа 74 и 76, сумма цифр в этом числе равна 12.

У. Найдите пятую часть этого числа, и вы узнаете срок жизни лося.

Д. Лось живет 15 лет.

У. Определите последовательность чисел в этом ряду.

Д. Используя перестановку знаков в числе 75, получаем число 57, а число предыдущее числу 75 – это число 74, значит, следующие числа будут 47, 73, 37 и т.д.

У. Пропишите числовой ряд в заданной последовательности.

V. Актуализация знаний учащихся.

У. Над какой темой мы работаем на уроках математики? Чему учились на прошлом уроке?

Д. Мы работаем над темой “Многозначные числа”. На прошлом уроке мы учились читать многозначные числа.

У. Продолжим исследовать эту тему.

На доске: 111, 63250, 4302, 502671

У. Что нужно сделать, чтобы правильно прочитать число?

Д. Надо разбить число на класс единиц и класс тысяч. Надо отсчитать справа три цифры. Это класс единиц. Затем идут единицы класса тысяч.

VI. Изучение нового материала.

1) Создание проблемной ситуации.

У. Запишите числовые значения.

(Двое учеников записывают числа на доске)

- На уроках природоведения мы говорили об огромных водных пространствах – океанах. Назовите самый крупный океан Земного шара.

Д. Тихий океан или Великий.

У. Самое глубокое место в Тихом океане – Мариинская впадина. Её глубина 11034 метра.

Самое чистое и глубокое озеро – Байкал, его глубина – 1741 метр.

Самая высокая гора в Горном Алтае – Белуха. Высота её восточной вершины 4506 метров.

Проверим какие числа записали.

У. Почему задание одно, а числа написали разные? Обсудите в паре и сформулируйте цель урока. Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Д. Мы будем учиться записывать многозначные числа.

2) У. Поработайте в группах. Попытайтесь найти правило (алгоритм), по которому можно записывать многозначные числа.

Повторите правила работы в группе.

Д. Сначала каждый думает сам, затем высказывают по очереди и отвечающий отвечает.

У. Кто хотел бы представить мнение от группы.

Д. Мы думаем, чтобы записать число цифрами запишем, сколько всего единиц второго класса. Поставим точку и запишем, сколько единиц первого класса. В класссе единиц должно быть три цифры.

У. Как проверить ваши предложения?

Д. Проверим по учебнику.

У. Откройте учебник на с. 25 и прочитайте правило.

-Совпадает наш вывод с правилом в учебнике?

Какие молодцы! Учебник подтвердил правильность ваших предложений. А теперь вернемся к числам, которые ребята записали на доске. Исправьте ошибки и обоснуйте свое мнение.

VII. Закрепление нового материала.

1. № 117 (с. 25 учебника).

Один ученик выполняет задание на доске с подробным объяснением.

У. Выполните это задание самостоятельно. Когда выполните задание, поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга работу.

VIII. Работа над пройденным материалом.

1) Работа над задачей.

У. Мы отдохнули, а теперь решим задачу по учебнику № 121.

- О чём эта задача?

- Семена каких растений купили?

- Что значат числа 3? 200? 100?

- Что значит: На больше?

- Сделайте рисунок к задаче. (Один ученик выполняет задание на доске).


У. Эту задачу можно решить двумя способами. Запишем решение задачи выражением.

(Один ученик решает за шторкой на доске.)

200 * 3 – 100 * 3 = 300 (г)

У. Посмотрите, верно ли выполнено решение на доске? Самопроверка.

У. Кто решил задачу по-другому? Напишите ваше решение.

(200 – 100) * 3 = 300 (г)

2) У. Ребята, вспомните, каким особенным свойством обладает ноль при умножении? Делении? Сложении? Вычитании?

- Расскажите по опорным схемам.


У. Выполним № 119 устно.

3) Самостоятельная работа № 120 - по вариантам.

Учащиеся выполняют: I в – верхняя строка, II в – нижняя строка.

Самопроверка (ответы записаны на доске).

4) У. Я приготовила для вас задания на карточках разного цвета. На них записаны выражения, содержащие несколько действий:

зеленая карточка – 3 действия: 700 – 100 * (95 : 19) =

синяя карточка – 5 действий: 43 + 19 – (93 – 44) : 7 * 2 =

белая карточка – 8 действий: 21 : (96 – 89) + (7 * 4 + 6) * 2 – 56: 56 =

У. Повторим правила о порядке выполнения действий. Найдите значение выражения, которое вы выбрали. Проверьте свою работу. Ответы записаны на доске.

зеленая карточка – 200

синяя карточка – 48

белая карточка – 70

У. Наш урок заканчивается. Что в нем было самым главным?

- Чему новому вы сегодня научились на уроке? Где вам пригодятся эти знания?

- Что вам больше всего понравилось?

- Оцените свою работу на уроке. Выберите для себя осенний листочек. Если вы довольны собой, возьмите зеленый листок, допускали неточности – желтый, надо стараться – красный листок.

Х. Домашнее задание: с. 25 № 122, задача на смекалку. Прочитайте задачу № 122 и задачу на смекалку. Выберите и выполните только одно задание.


Цель данного урока - сформировать у обучающихся умения читать и записывать многозначные числа. На уроке используются различные методы и приемы: игровой, словесный, частично-поисковый методы. Блиц-опрос, игра "Живые числа", арифметические действия над числами, решение задачи помогли актуализировать знания о трехзначных числах. Работа с учебником, анализ таблицы разрядов и классов помогли разработать алгоритм чтения и записи многозначных чисел, который учащиеся использовали при закреплении учебного материала.

Содержимое разработки

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Конспект урока

по математике в 4 классе по теме

Костомясова Ирина Викторовна

учитель начальных классов

Учитель: Костомясова И.В.

Предмет: математика

Тема: Многозначные числа. Разряды и классы.

Цель: формирование у учащихся умения читать и записывать многозначные числа.

Задачи для учителя:

создать условия для формирования у учащихся практических навыков определения разрядов и классов многозначных чисел;

организовать учебную деятельность на уроке через сотрудничество с учащимися;

продолжать развитие умений логически мыслить и излагать свои мысли, развивать познавательный интерес учащихся путем создания на уроке эмоциональных ситуаций, ситуаций радости, занимательности;

содействовать в ходе урока воспитанию таких человеческих качеств, как доброта, отзывчивость, желание прийти на помощь.

Тип урока: урок “открытия” новых знаний.

Прогнозируемые результаты:

Предметные:

знают разряды и классы многозначных чисел;

умеют читать и писать многозначные числа.

Метапредметные:

умеют ставить учебные задачи и формулировать выводы.

умеют слушать собеседника, излагать своё мнение.

Личностные:

умеют сотрудничать с учителем и сверстниками

I. Психологический настрой на деятельность.

Ребята, урок математики:

За парты тихо сели

На меня посмотрели

И работать захотели! Захотели.

Работать будем самостоятельно, слушать внимательно, учиться замечательно!

Сегодня на уроке мы отправимся в удивительный мир чисел. (Слайд 1)

II.Актуализация знаний о трёхзначных числах.

Вы уже много знаете о числах. Я предлагаю начать урок с блиц – опроса:

Какие знаки используют для записи чисел? (Цифры)

Какие числа мы используем при счете? (натуральные)

Какие цифры используем для записи натуральных чисел?

Какие группы чисел вы знаете? (Однозначные, двузначные, трёхзначные)

Почему у них такие названия? (Для их записи используются 1, 2 или 3 цифры)

Что вы можете сказать о числе 1000? (Оно четырёхзначное, круглое)

- Приготовимся к работе, откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Загадайте цифру от 0 до 9.. с каждого ряда по 3 чел. Выйдут и запишут на доске и у нас получится многозначное число. Прочитайте число.

По моей команде выходим и записываем в таблице разрядов числа. (7 чисел)

- Сколько единиц первого класса вы записали?

- Сколько единиц каждого разряда вы записали?

- Сделайте вывод о значении цифр в записи числа в зависимости от места, которое оно занимает.

- Запишите числа в порядке убывания.(на доске 1 ученик)

Арифметические действия над числами:

(инд. задание для сильных учащихся: составить из данных чисел выражение из 3-х действий)

- Какое число лишнее? Почему?

- Назовите самое маленькое число.

- Назовите самое большое число.

- Увеличь каждое число на … Скажите результат.

- Уменьши каждое число на… Скажи результат.

- Ребята подготовили для вас выражения. Найдите значение каждого выражения (работа по рядам или вариантам, 2-3 человека работают у доски)

Работа с задачей:

- Я попрошу двух ребят из класса записать любые числа в пропуски. Придумайте задачу так, чтобы она решалась по данной схеме (вывешивается схема на сравнение)

III. Постановка проблемы. Постановка целей и задач урока.

- Какие числа записали ребята? (трехзначные)

- Посмотрите, какое число запишу я: 83420357. - Сколько знаков использовали для записи этого числа?

- Легко ли прочитать это число? Почему? (Нет пробелов)

- Как вы думаете, чему мы будем учиться? (Читать и записывать многозначные числа).

Как записываются числа больше тысячи? – это главный вопрос урока.

- Что необходимо сделать, чтобы число было удобно прочитать?

- Чтобы научиться читать и записывать многозначные числа, нужно научиться выделять в них разряды и классы.

- Какова тема нашего урока “Разряды и классы чисел”.

IV. Работа по теме урока.

Работа с учебником стр.60.

- Прочитайте тему урока в учебнике.

- Рассмотрите разворот учебника, составим план работы:

Работа с правилом.

Чтение и запись многозначных чисел.

Работа с правилом.

- Прочитайте правило стр.60-61. Как правильно записать многозначные числа?

Беседа по правилу.

(обращает внимание на таблицу)

- Какие разряды мы используем для записи трехзначных чисел?

- В какой класс их объединили?

- Рассмотрите таблицу справа налево. Прочитайте, как назвали математики II класс? (Класс тысяч)?

- Обратите внимание на название разрядов этих классов? (Их названия такие же, как в 1-м классе).

V. Первичное закрепление

1. - Прочтите числа, записанные в таблице №4.

- Как правильно прочитать многозначные числа? Что необходимо сначала назвать? (При чтении чисел необходимо называть название класса)

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Ребята! Сегодня Вы сами назовете тему урока, выполнив задания на карточках.

-Расположите числа в порядке возрастания и прочитайте слово:

396 399 1003 208 2345 700 6500 467 9237 9387 9837 9738 9838

м н о г о з н а ч н ы е ч

9938 9983 9989 9999

(Учащиеся читают получившийся ряд чисел и называют тему урока).

-Давайте вместе отправимся на планету Многозначных чисел. Эта планета не простая. Попасть туда можно только тем, кто много знает о ее обитателях - многозначных числах. Помогут нам в пути ваши знания и смекалка.

-Начинаем подготовку к путешествию.

3. Устный счет

А сейчас нас ждет работа.

Перед вами задания устного счета.

За каждый устный ответ вы ставите 1 балл в лист самооценки

Цель: обобщение и систематизация знаний о нумерации многозначных чисел.

читать, записывать многозначные числа в пределах 1000000;

совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, продолжить работу над решением простых и составных задач.

продолжить работу над развитием математической речи;

учить анализировать, сравнивать, делать выводы.

развивать логическое и творческое мышление учащихся, их память, внимание и интерес к предмету ;

воспитывать навыки самоконтроля и самопроверки; патриотизм к малой родине, дружбу и взаимопомощь; умение работать в коллективе.

І. Организационный момент: приветствие, установка на успешную работу

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

-Ребята! Сегодня Вы сами назовете тему урока, выполнив задания на карточках.

-Расположите числа в порядке возрастания и прочитайте слово:

396 399 1003 208 2345 700 6500 467 9237 9387 9837 9738 9838

м н о г о з н а ч н ы е ч

9938 9983 9989 9999

(Учащиеся читают получившийся ряд чисел и называют тему урока).

-Давайте вместе отправимся на планету Многозначных чисел. Эта планета не простая. Попасть туда можно только тем, кто много знает о ее обитателях - многозначных числах. Помогут нам в пути ваши знания и смекалка.

-Начинаем подготовку к путешествию.

3. Устный счет

А сейчас нас ждет работа.

Перед вами задания устного счета.

За каждый устный ответ вы ставите 1 балл в лист самооценки.

1.Продолжи ряды чисел:

2.Сравни числа:896 и 900

3.Составьте в порядке убывания числа, используя цифры 2,8,4.

4. 275 увеличь на 3 сотни

* Найди сумму чисел 126 и 340

* Найди разность чисел 176 и 150

* Найди произведение чисел 24 и 5

* Найди частное чисел 329 и 1

4.Повторение.

Итак, отправляемся в путь! С чего начинается любое движение? Правильно, со старта. Наш старт – это наш родной город Ижевск.

Запись числа, классной работы.

Я буду зачитывать предложения, а вы записывайте числа в одну строку.

1) Наш город основан в 1760 году.

2) Здание школы, в котором вы учитесь, построено в 1952 году.

3) В этом учебном году в нашей школе учится 948 ребят.

4) На улице Гагарина насчитывается 108 домов.

1760 1952 948 108

Запишите числа в порядке убывания. 1952 1760 948 108

Наименьшее число разложите на разрядные слагаемые.

А теперь нужно вычислить: 300+5

3000+50. Остальные примеры решите дома.

Кто правильно решил эти примеры, в лист самооценки ставит 1 балл.

Старт прошел успешно!

5. Работа с новым материалом:

-Что вы сейчас делали?

-Для чего нам могут пригодиться эти умения?

-Вижу, вы хорошо помните сложение и вычитание трёхзначных чисел. Но в жизни встречаются не только трёхзначные числа.

-Кто сможет прочитать это число? 489760 985211 Как можно назвать одним словом эти числа?

-Много цифр в числе, то есть много знаков, поэтому эти числа называются многозначными.

-Какова тема сегодняшнего урока?

-Что мы сегодня на уроке узнаем?

-Итак, давайте вспомним, какие действия помогают нам прочитывать большие многозначные числа?

1. Разделить на классы

2.А мы знаем, что в каждом классе 3 разряда: ед, дес,сотни.

Вызвать к доске одного ученика.

-Кто согласен? Почему вы с ним согласны? В каждом классе 3 разряда: ед, дес,сотни.

-Кто ещё сможет? ( если неправильно прочитали, то вызвать другого).

- Начинаем работать с многозначными числами.

6. Работа над новым материалом

*Разбейте числа на классы, отсчитывая справа по 3 цифры, и прочитайте :

9702 29700 920700

9027 97200 902070.

*Инд. Работа (в это время)

-Некоторые ученики сделают другую работу. №1 - 2 часть –на карточки(сильные ученики)

*Работа по группам:

34256, 5 304, 45098, 134809. – на 1 лист. Числа разделить на классы и прочитать их.

Каждая группа читает по 1 числу.

Оцените свою работу в листах самооценки- 1 балл за правильно выполненное задание.

7. Физкультминутка для глаз:

8. Коллективная работа.

№6а + слайд №14 – о горе Чогори.

9. Рефлексия учебной деятельности

-Вспомните тему нашего урока.

-Какие же числа называются многозначными?

-Продолжите предложения:

Единицы, десятки, сотни – это ….

Разряды объединяются в……

Чтобы прочитать многозначное число, его разбивают ….

А теперь пусть каждый из вас оценит свою работу на уроке. Листы самооценки. ЕСЛИ ВЫ НАБРАЛИ баллов, то оценка 5…

Даже если у вас сегодня не все получилось, не беда, мы продолжим работу на следующем уроке.

9) Домашнее задание.

Учитель: Отправляемся в обратный путь, домой. А там нас ждет домашнее задание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Сегодня на уроке математики, мы отправимся во Вселенную Математики за новыми открытиями, за новыми знаниями, вспомним приемы письменного умножения, сложения, вычитания и деления многозначных чисел, а также величин, будем решать разные задачи.

Ученица читает стихотворение:

Много раз ты слышал это:

Космонавт, скафандр, ракета:

Знаешь эти имена:

Марс. Венера и Луна;

Наблюдаешь по порядку

Старт, стыковку и посадку

За витком идет виток

Стартовавшие с Земли

С места старта- космодрома

Все слова тебе знакома.

Учитель: А теперь пришло время нам отправится в путешествие по стране математических загадок. Удачи ребята. На каждой станции этой интереснейшей страны вы сможете узнать еще больше нового и интересного.

По просторам Математики

-Выполним арифметические действия с величинами, работаем письменно. (1 вариант- вторая строка, 2 вариант-первая строка)

2 ученика у доски

Если правильно выполните задание, узнаете имя польского астронома, который доказал, что в центре мира находится Солнце и определил расстояние планет от Солнца.

Планета Земля является третьей планетой по удаленности от Солнца, после Меркурия и Венеры.

-Что повторяли сейчас? (действия с величинами)

И снова в путь, ребята.

Посмотрим, какую задачу вам придется решить.

(1 ученик читает текст задачи)

Для путешествия по планетам Математики купили 23 ящика яблок по 9 кг в каждом и столько же ящиков мандаринов по 8 кг в каждом. Сколько всего килограммов фруктов купили для полета?

(решение у доски с вопросами)

-Что сейчас повторили? (решение текстовых задач, умножение и сложение многозначных чисел)

Молодцы, хорошо поработали. Пришло время и отдохнуть.

-Какие числа называются натуральными?(числа, которые используются при счете)

-Прочитайте числа: 3100, 3900. 4700, 5500, 6300, 7100

-Сколько всего десятков в этих числах?

-Сколько всего сотен в этих числах?

-Сколько всего тысяч в числах?

-Что общего у этих чисел?

Правильный ответ дает право открыть одну букву.

2.в разряде единиц и десятков цифра 0 (Н)

3.числа из натурального ряда (У)

4.сумма первых двух цифр (с числа 3900) уменьшается на 1 (Я)

6.числа увеличиваются на 800 (И)

Получили слово Урания

Ученица рассказывает: Это имя древнегреческой музы- покровительницы астрономии, путешествий и географии. Греки изображали её в виде женщины с глобусом в руках.

Цель: минута двигательной активности, развитие навыка устного счета.

Задание: у каждого на парте числа. Составляем из них числовые выражения на умножение. Вызываем ученика к доске, второй встает рядом. Решаем.

Читайте также: