Многообразие и диалог культур конспект урока
Обновлено: 22.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ИКОННИКОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА,
учитель истории и обществознания,
Заслуженный учитель РФ
педагогический стаж- 30 лет.
рассмотрение многообразия культур, их взаимодействие и взаимовлияние; проблемы диалога культур в современном обществе.
- рассмотреть основные компоненты культуры и ее многообразие (по критериям);
- обсудить проблемы диалога культур в современном обществе.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к проблемам современного мира;
- побуждать обучающихся к обсуждению и поиску решения общественных проблем;
-развивать учебно-организационные умения: умение планировать деятельность по рациональному выполнению задания, давать самооценку;
-развивать учебно-информационные умения: умение работать с различными источниками информации, переводить информацию из одной знаковой системы в другую;
-развивать учебно-интеллектуальные умения: умение мотивировать деятельность, логически осмысливать информацию, решать проблему, обобщать, делать выводы;
- развивать коммуникативную компетенцию.
Воспитательные:
-воспитывать толерантную личность, готовую и способную жить в поликультурном и многоконфессиональном современном обществе;
-формировать культуру учебного труда, воспитывать чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: урок - практикум.
Методы обучения (продуктивные): проблемное изложение материала, частично - поисковый и исследовательский.
Формы работы обучающихся:
- самостоятельная работа в группах с учебными пособиями и различными источниками социальной информации по выполнению проблемных и учебных заданий;
- выступления по результатам выполнения заданий в группах;
- самооценка и взаимооценка;
- написание эссе (в качестве домашнего задания).
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Этапы занятия и цели каждого из них
обучающихся на учебный процесс.
Совместное проектирование темы урока, цели и задач.
Работа с презентацией по теме урока. Слайды 1,2
Проектирование темы, цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности обучающихся по теме урока.
Цель: рассмотреть основные компоненты культуры и многообразие культур по критериям.
1.Вводная беседа.
Культура - это явление сложное, многогранное и динамичное. Сложно разобраться в многообразии культур. Это:
- исторические культуры древних цивилизаций;
- культуры наций и народностей;
-культуры, определяемые религиозными верованиями (конфессиональные культуры);
-культуры людей разных поколений, различных профессий, городских и сельских жителей и так далее.
Задание: классифицировать многообразные культуры по направлениям, продумать и предложить критерии для классификации культур.
В ходе диалога культур происходит процесс взаимопроникновения и взаимообогащения культур. Каким образом этот процесс осуществляется? Существуют ли проблемы диалога культур в современном обществе?
Выполнение задания: подбор аргументов и примеров.
Выполнение задания по классификации.
Выполнение задания по раскрытию смысла понятия.
Практикум по выполнению проблемных заданий.
Цель: развивать умение планировать деятельность по рациональному выполнению задания, давать самооценку; умение работать с различными источниками информации.
(Осуществляется дифференцированный подход
при распределении заданий группам, исходя из уровня обученности обучающихся, способности выполнять продуктивные и творческие задания.)
1. Организация выполнений заданий практикума по группам, консультирование.
Задания: (Смотри Приложения 2-7)
Группа №1: опираясь на материалы практикума, привести примеры культуры различных поколений и исследовать возможные направления их диалога. В чем состоит важность данного диалога для развития человечества? Почему мы должны с уважением относиться к старшим поколениям?
Группа №2: опираясь на материалы практикума, привести примеры взаимного влияния массовой, элитарной и народной культур. Сделать все возможные выводы по исследуемой проблеме. Почему надо заботиться о сохранении народной культуры?
Группа №3: опираясь на материалы практикума, подумайте над проблемой: возможен ли диалог религиозных культур, ведь каждая религия - это уже устоявшиеся веками религиозное учение, мораль, обряды и т.д. Если возможен диалог, то в чем?
Группа №4: опираясь на материалы практикума, определить по каким направлениям возможен диалог национальных культур. Привести примеры взаимовлияния и взаимопроникновения национальных культур, используя знания по истории и опыт современной общественной жизни.
Группа №5: опираясь на материалы практикума, проанализировать и подтвердить примерами основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России.
Группа №6: опираясь на материалы практикума, определить проблемы в диалоге культур в мировом сообществе начала XXI в., опасности и риски для всего мира, вытекающие из глубокого культурного конфликта.
Работа в группах по 4-5 человек по выполнению заданий практикума, подготовка публичного выступления по результатам исследования проблемы.
Представление группами результатов выполнения практической работы.
Цель: обсудить проблемы диалога культур в современном обществе; развивать речевые умения
Представление группами результатов выполнения практической работы.
(Смотри Приложение 10)
Обобщение по теме урока.
Цель: сформировать понятие толерантности,
воспитывать толерантную личность, готовую и способную жить в поликультурном и многоконфессиональном современном обществе.
Рассказ притчи об аксакале.
(Смотри Приложение 8)
Вывод по изучаемой теме.
Как показала жизнь, на протяжении многих веков история перешагивает национальные и региональные рамки, она становится всемирной, и культура, как и человек, просто не может находиться в изоляции, ей нужно постоянное общение и возможность сравнивать себя с другими. Без этого невозможно ее полноценное развитие. Слайд 8.
Цель: отрабатывать алгоритм написания эссе; совершенствовать умения по аргументации позиции автора высказывания и собственной позиции при написании эссе.
Домашнее задание: написать эссе по одной из предложенных тем (Смотри Приложение 9).
Запись домашнего задания, выбор темы эссе.
Подведение итогов работы групп.
Цель: побудить обучающихся к самооценке, самоконтролю, и самоанализу деятельности; выявить мнение обучающихся по организации познавательной деятельности на уроке, степень усвоения изученного материала; поощрить инициативу и самостоятельность обучающихся в учебном процессе.
Анализ работы групп по выполнению заданий, оценивание знаний и умений обучающихся.
Выступления обучающихся по результатам самооценки и взаимооценки, рефлексия.
Приложение 1 - Перечень используемых на занятии ЭОР
Приложение 2 - Задание и материалы практикума для группы №1.
Приложение 3 - Задание и материалы практикума для группы №2.
Приложение 4 - Задание и материалы практикума для группы №3.
Приложение 5 - Задание и материалы практикума для группы №4.
Приложение 6 - Задание и материалы практикума для группы №5.
Приложение 7 - Задание и материалы практикума для группы №6.
Приложение 8 - Притча об аксакале.
Приложение 9 - Темы эссе.
Приложение 10 - Критерии взаимооценки работы групп
Перечень используемых на занятии ЭОР
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
Многообразие и диалог культур
Задание: опираясь на материалы практикума, приведите примеры культуры различных поколений и предложите возможные направления их диалога. В чем состоит важность данного диалога для развития человечества? Почему мы должны с уважением относиться к старшим поколениям?
Материалы практикума:
Видеофрагмент о молодежной субкультуре.
Обществознание: учебник для учащихся 10кл.: базовый уровень / (Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова.-М. : Просвещение, 2010. Стр.80-83.
Задание: опираясь на материалы практикума, привести примеры взаимного влияния (диалога) массовой, элитарной и народной культур. Сделать все возможные выводы по исследуемой проблеме. Почему надо заботиться о сохранении народной культуры?
Материалы практикума:
2. Обществознание: учебник для учащихся 10кл.: базовый уровень / (Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова.-М. : Просвещение, 2010. Стр.85-87.
Задание: опираясь на материалы практикума, подумайте над проблемой: возможен ли диалог религиозных культур, ведь каждая религия- это уже устоявшиеся веками религиозное учение, мораль, обряды и т.д. Если возможен диалог, то в чем?
Материалы практикума:
Источник социальной информации.
В мире в настоящий момент насчитывается 22 религиозные конфессии с числом верующих в каждой из них более 500 тыс.человек и огромное количество разнообразных более мелких конфессий и сект.
По статистике, в мире сегодня насчитывается 2 млрд 100 млн христиан (33% всего населения Земли), 1 млрд 300 млн мусульман (21 % населения), 900млн индуистов (14%), 376 млн буддистов(6%). 1млрд 100 млн человек (16%) считают себя атеистами.
Иначе обстоит дело в исламе и христианстве. В исламской религии существует большое количество групп, по-разному оценивающих и утверждающих роль политического и социального поведения в спасении души верующего мусульманина. Для одних групп служение Аллаху является чисто индивидуальным делом и состоит в правильном выполнении религиозных норм и предписаний. Для других же подлинное служение Аллаху состоит в обращении или истреблении неверных и как можно более широком – при необходимости огнем и мечом – распространении мусульманской религии во всех регионах земного шара.
В истории человечества политические цели часто маскировались и продолжают маскироваться в религиозные одежды…Но религиозная вражда не является чем-то обязательным и непреодолимым. Наоборот, чем ближе религия к своей сути, т.е. чем больше она направлена на спасение человеческой души, тем сильнее в ней звучит идея мира и человеческого братства.
2. Обществознание: учебник для учащихся 10кл.: базовый уровень / (Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова.-М. : Просвещение, 2010. Стр.106-110.
Задание: опираясь на материалы практикума, определить по каким направлениям возможен диалог национальных культур. Привести примеры взаимовлияния и взаимопроникновения национальных культур, используя знания по истории и опыт современной общественной жизни.
Материалы практикума:
Задание: опираясь на материалы практикума, проанализировать и подтвердить примерами основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России.
Материалы практикума:
1.Тенденции современной духовной жизни России.
В дискуссиях по вопросу перспектив духовной жизни России начала XXI в. можно выделить две основные идеи:
Необходимо пойти по линии культурного сближения с западными странами и, осваивая их опыт и достижения, как и они, двигаться к будущей постиндустриальной цивилизации
Необходимо противостоять экспансионистским тенденциям Запада и искать свой особый, принципиально отличный от всех других, путь в будущее, соответствующий культурно- исторической специфике России и исключительности ее положения и роли в мире.
Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России.
Снижение нормативности культуры, что характерно для переломных эпох. Расшатываются моральные устои, пересматриваются нравственные идеалы.
Бедность значительной части населения ведет к отстранению ее от активного участия в культурной жизни. Шедевры высокого искусства доступны лишь людям с достатком, а малообеспеченному большинству приходится ограничивать свои культурные запросы дешевой продукцией массовой культуры. Народ становится духовно беднее.
Требует внимания проблема культурного единства многонациональной России. В ней есть русская культура-культура русского народа- и национальные культуры других народов России. Можно ли отождествлять и рассматривать культуры народов нашей страны как субкультуры в составе русской культуры или же необходимо считать, что русская культура есть сочетание русской культуры с сосуществующими рядом с ней многими нерусскими национальными культурами? Решение данного вопроса очень значимо для понимания перспектив развития духовной жизни нашей страны.
Социокультурный организм реагирует на вторжение чуждых культурных элементов одинаково: начинается реакция культурного отторжения. Заполнение российского рынка массовой культурой Запада послужило мощным толчком для развития новых потенциалов в сфере российской культуры.
Современная российская культура соединяет несоединимое: коллективизм и индивидуализм, антизападнические настроения и стремление воссоединиться с мировой цивилизацией. Российская культура синтезирует в своем организме элементы различных культур.
Задание: опираясь на материалы практикума, определить проблемы в диалоге культур в мировом сообществе начала XXI в., опасности и риски для всего мира, вытекающие из глубокого культурного конфликта.
Материалы практикума:
Источник социальной информации.
Похожие процессы происходят и в Европе. Иммигранты оказываются людьми второго сорта. Очень редко и очень немногие в состоянии достичь богатства и значимого социального статуса. Кроме того, в повседневности, в публичной жизни существует бытовой расизм.
Притча об аксакале.
Рассмотрение многообразия культур; их взаимодействие и взаимовлияние; проблемы диалога культур в этнокультурном пространстве.Конкретизировать и закрепить на примерах данное явление. Выяснить возможен ли диалог между православием и языческой религией мари. Продолжить работу по формированию толерантности, особенно в условиях поликультурности и многоконфессиональности современного мира.
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 415.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
открытый урок по обществознанию в рамках республиканского семинара
учитель истории и обществознания
Шамова Людмила Максимовна.
рассмотрение многообразия культур, их взаимодействие и взаимовлияние; проблемы диалога культур в этнокультурном пространстве.
- рассмотреть основные компоненты культуры и ее многообразие (по критериям);
- конкретизировать, закрепить на примерах данное явление.
- выяснить возможен ли диалог между православием и языческой религией мари.
- развивать познавательный интерес к проблемам диалога культур в этнокультурном пространстве;
- побуждать обучающихся к обсуждению и поиску решения общественных проблем;
-развивать учебно-организационные умения: умение планировать деятельность по рациональному выполнению задания, давать самооценку;
-развивать учебно-интеллектуальные умения: умение мотивировать деятельность, логически осмысливать информацию, решать проблему, обобщать, делать выводы;
- развивать коммуникативную компетенцию.
-продолжить работу по формированию толерантности особенно в условиях поликультурности и многоконфессиональности современного общества;
Тип урока : урок закрепления полученных знаний.
Форма урока : урок - практикум.
Методы обучения : проблемное изложение материала, частично - поисковый и исследовательский.
Формы работы обучающихся :
- самостоятельная работа с неадаптированным текстом и выполнение проблемных и учебных заданий;
- подбор и оценка примеров диалога по различным формам культур ;
- выступление ученика по составленной презентации;
-поиск учениками диалога в процессе урока;
- разбор эссе по заданной тематике.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Попробуйте предположить, как это относится к нашей теме Культура?
(обучающиеся высказывают свои ассоциации по поводу изображения) Древо культуры выглядит еще сложнее, потому что все его ветви постоянно растут, меняются, соединяются и расходятся. И, для того чтобы понять, как они растут, нужно знать и помнить, как они выглядели раньше, т. е. необходимо постоянно принимать в расчет весь огромный культурный опыт человечества.
Сегодня на уроке мы продолжим разговор про культуру.
? классу -Что представляет собой культура?
Культура –явление сложное, многогранное, непросто разобраться в многообразии культур. Существует множество классификаций.
?классу -Вспомним основные виды и формы культур.
Культуры переплетаются, взаимодействуют между собой. В мире происходит постоянный диалог культур. Путем диалога культур сложилась уникальная мозаика человеческой цивилизации.
Диалог культур особенно важен в условиях полиэтнической, многоконфессиональной страны. Взаимодействие носит и политический характер, т.к. это связано с одним из способов снятия межнациональной напряженности без применения силы, это ли не консолидация общества.
На первом этапе урока займемся примерами диалога между различными формами культур.
?классу - Примеры диалога национальных культур? ( Крещение Руси, заимствование византийской православной культуры, изучение иностранных языков, японская кухня)
Более подробно остановимся на диалоге религиозных культур. Тем более каждая религия-это уже устоявшиеся веками религиозное учение, мораль, обряды.
Найдем ли диалог между православием и языческой религией мари? Кажется совершенно разные религии, это очевидно. Но возможно ли найти в очевидном –невероятное? ---- проблема урока.
Христианство основывается на таких добродетелях, как любовь к ближнему( а любовь не бывает без прощения), смирении, терпении. Человек греховен, должен избавиться от грехов через молитвы, через таинства, обращение к иконам, посещение храма.
Значит в ходе исследования нашли точки соприкосновения между православием и язычеством.(появление двоеверцев-синкретизм, язычники считают, что поклоняются одному и тому же Богу, моления в рощах проходят в православные праздники (праздник Николая Чудотворца-22 мая,19 декабря, признают Вербное Воскресенье, Пасху и т.д.)
Это тоже форма диалога. Мы попытались вас убедить - у нас получилось?
Вывод – Насколько мир многолик!
Перейдем к разнообразию в другой сфере культуры- к музыке. Мы прослушаем несколько композиций (всего на протяжении одной-двух минут, из-за отсутствия времени). Я воздержусь от комментарий. Слушайте, погружайтесь в мир своих ощущений и мыслей.
?классу - Попробуем найти диалог в музыкальных композициях?
Классическая музыка в современной обработке, в несколько иных музыкальных формах воспринимается как пример, проявление массовой культуры, а музыка Мишеля Леграна и Джемса Ласта превратились почти в классику. Вот такая форма диалога получилась.
Второй этап урока.
Обратимся к тексту ЕГЭ. Текст из открытого банка данных (ЕГЭ 2019года).
Многообразие культур - отличительная черта мировой культуры, а также форма проявления мировой цивилизации. Широкий диапазон культурного и этнического разнообразия в стране, принимаемый и оцениваемый как позитивное явление большинством населения страны, называется поликультурностью. Поликультурная модель общества противопоставляется модели ассимилятивной (т.е., модели уподобления), при котором меньшинства теряют свои культурные традиции и ценности, заменяя и традициями и ценностями большинства населения (группы большинства).
…Между разными культурами могут существовать самые разные формы взаимодействия, начиная с простого обмена ценностями и диалогом и заканчивая насильственным покорением или присоединением к доминирующей культуре. Мирные формы обмена культурными ценностями между двумя или несколькими народами называют культурным диалогом. В отличие от узкого понимания диалога как общения двух человек, культурный диалог – более широкое понятие. К универсальным формам распространения культуры относят заимствования, диффузию и открытия. Кроме них выделяют частные формы, например культурную трансмиссию.
Никакая культура не может быть самодостаточной. Творческое развитие культуры возможно только при взаимодействии с другими культурами, при всемерном обогащении собственного опыта. Замкнутость и изолированность приводят к стагнации, поэтому обращение к ценностям иных культур — залог развития и обновления. Заимствование культурных черт существовало на протяжении всей истории че-ловечества.
Культурная диффузия взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их со¬прикосновении; пространственное распространение культурных достижений из одной страны в другую. Культурная диффузия, т.е. стихийное и никем не контролируемое заимствование культурных ценностей, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, она позволяет народам больше общаться между собой и узнавать друг о друге. Общение и познание способствует сближению народов. С другой стороны, чрезмерно активное общение и заимствование опасно потерей культурной самобытности
Культурная трансмиссия процесс передачи соответствующих данной культуре знаний, навыков, умений, традиций, обычаев и ценностей от одного индивида к другому, от одной культуры к другой и, наконец, от предшествующих поко¬ле¬ний к последующим через научение. Базовым институтом культурной трансмиссии является образование, благодаря которому культурные ценности передаются от старшего поколения (учителя, преподаватели) к младшему (от школьников младших классов до студентов) через узаконенные государством формы и механизмы обучения.
Культурная экспансия представляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы. Ныне культурная экспансия осуществляется прежде всего через современные аудиовизуальные средства - телевидение, радио, кино.
С опорой на текст, сформулируйте определение поликультурной модели общества. Какой модели общества она противопоставляется? Охарактеризуйте, с опорой на текст, противоположную поликультурной модель общества
Какие формы культурного диалога, взаимодействия культур, указывает автор? Перечислите и охарактеризуйте, с опорой на текст, три из них. Опираясь на знание курсов истории и обществознание, проиллюстрируйте каждую из форм конкретным примером.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
Отвечаем на вопросы (первый, второй вопросы – по тексту, особенно обращаем внимание на третий вопрос)
-выписать и привести примеры - культурной диффузии (заимствование элементов высокой моды представителями среднего класса у высшего класса, каналы могут быть через туризм, торговлю).
- культурной трансмиссии ( передача опыта от родителей к детям, от учителей к ученикам).
- культурной экспансии ( введение христианства в Марийском крае).
Рассмотрение эссе ( по времени).
В последнее время стало модно во время урока, на классных часах приводить в качестве примера притчи.
Притча об аксакале.
Предмет: | Обществознание |
Категория материала: | Конспекты |
Класс: | 11 класс |
Автор: | Иконникова Ольга Александровна это Вы? |
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
Размер: | 131.32 Kb |
Полезно? Поделись с другими:
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
Разработка урока с видеофайлом.Предназначена для 10 класса и подойдет для 9 класса для учебника Кравченко.
Действия учителя
Действия учащихся
На прошлом уроке мы познакомились с новой темой урока. Назовите мне ее пожалуйста.
И говорили мы с вами о чем?
Кто в центре духовной сферы
Что является неотъемлемым обобщающим элементом духовной сферы для человека?
Какая наука занимается изучением культуры?
В каждом из этих слов живет своя культура и мы о каждой из них еще будем говорить.
Возможно поэтому еще мы встретили противоречивые определения слова культура. Как вы думаете с чем связано то, что культура и что то новое –новаторство мы с вами говорили и традиции. Начните с того какие культуры вы знаете точно, проходили.
Вчера мы оформили культуру в виде дерева с ветвями. Мы говорили о ее многообразии, противоречивости, разнородности. Сегодня мы продолжаем изучение культуры и у вас супер возможность! Тему вы назовете так, как вам бы хотелось!предлагайте ваши варианты.
О том, что входит в состав духовной сферы:наука,религия, технический прогресс, искусство, архитектура,литература
Человек, его развитие, ценности переживания, знания, традиции
Религиозная, европейская, восточная, западная, культура Древней Греции , Рима, Египта, культура города, деревни.
С одной стороны это накопление опыта, а с другой стороны его обновление.
(Цель зафиксирована на доске под темой)
Может ли одна культура поглотить другую
должны разобраться в конце урока
Сегодня мы подробно говорим о разнообразии культур. Мы говорили уже с вами, что культура бывает: мировая, религиозная, западная, восточная, элитарная, массовая, народная.
подробнее мы остановимся с вами на трех основных формах культуры: народной, массовой и элитраной.
Ядром любой культуры является человек, народ. Без культурного багажа не войти в мировую культуру и в результате нечем будет поделиться с потомками.
А чем делиться с потомками?сказками, песнямипоговорками
Итак, народная культура. Это коллективная работа. Чаще всего передается информация из уст в уста. Как правило, анонимна. Исполнители есть всегда, но нет автора.
Проведем эксперимент. Итак, пред вами икона конца 19 века- начала 20. Задача следующая. Найдите мне авторскую подпись.
Перечислим, что входит в народную культуру: эпосы, былины, сказка, пословицы и поговорки,
В далеком 19 веке жил был маленький мальчик. Звали его Николай. Первое время над ним смеялись его одноклассники, дети генералов. Ведь он считал, что у него единственная на всем свете азбука. И купить ее не представляется никакой возможности. Не сумев доказать правоту он заплакал и его отцу Александру 3 пришлось долго и доходчиво объяснять, что есть такой продукт обмена –деньги и за них в городе можно купить точно такую же азбуку.
В 19 веке зародилась массовая культура. Рецепт ее приготовления сложился не сразу…..
Закон о всеобщей грамотности
Литр уровня образования
Щепотка свободного времени
Госточка свободных денег
И все это подать с тиражом в несколько от экземпляров для начала
Спустя время в ингредиенты вошли
Кинематограф(читать не всегда обязательно)
И механизм рынка заработал подобно заводу
Раз есть потребности их нужно удовлетворять. Отсюда и главная, отличительная особенность массовой культуры Коммерческая направленность. Ориентир на широкую аудиторию
Это не значит, что массовая культура не существовала ранее. Ведь находили же в слоях Древней Руси ножи одинаковой формы и перстни с одинаковым рисунком. Просто ранее это не приобретало столь глобального масштаба.
Бедный будущий император. Но ведь почему-то он так думал. А дело все в том, что окружение императора все же больше принадлежало элите. У нее свои отличительные черты
+некоммерческий характер
+индивидуализацией норм, ценностей
-требует специального уровня подготовки
-направлена на узкий круг людей
-сложна в восприятии
опера балет, картины художников,
Мы Говорили с вами о культуре, как о дереве. Предлагаю вам немного поиграть. Дерево имеет три основные ветки. элитарная, массовая,народная.на столе листы.подхоите по одному и украсьте дерево.псмотрим что у нас выйдет
А теперь немного отвлечемся кадрами из известного вам фильма.
Скажите мне что вы увидели?
Какие 2 культуры столкнулись?
Почему герои так по- разному смотрят на предметы, музыку?
Может ли исчезнуть народная культура при условии, если все будут, как Трис?
Что случится с элитарной культурой? Может ли одна культура поглотить другую?
Читайте также: