Многообразие форм живых организмов 9 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

1. Биосфера – оболочка Земли, где существует жизнь.

2. Среды жизни:

а) водная (гидробионты);

б) воздушная (аэробионты);

в) почвенная (эдафобионты);

г) внутренняя (эндобионты) или организменная.

3. Разнообразие организмов по уровням сложности:

а) прокариоты (доядерные);

б) эукариоты (растения, животные, грибы);

в) особая группа – вирусы (не клеточные паразиты).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель биологии: Касаткина Марина Александровна.
ГБОУ КК школа-интернат для одарённых детей им. В.Г. Захарченко.

Предмет: Биология.

Базовый учебник : Пономарёва И.Н., Чернова Н.М., Корнилова О.А. Биология 9 класс (ВЕНТАНА-ГРАФ).

обобщить и закрепить знания учащихся о многообразии форм живых организмов;

определить биологическое значение всех царств живой природы для сохранения биосферы;

сформировать познавательный интерес на изучение живой природы;

сформировать у учащихся представление о единстве мира и ценности жизни во всех ее проявлениях

- обучающие

повторить и закрепить понятия царства живой природы;

сформировать значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

с формировать познавательный интерес на изучение живой природы;

- развивающие : создание условий для развития приемов мышления (анализ, синтез, систематизация, обобщение, умение делать выводы); умение аргументировать свою позицию (коммуникативная компетентность); умение работать с источником биологической информации; умение решать проблемную ситуацию;

- воспитательные: создание условий для воспитания активности и самостоятельности, убежденности в познаваемости мира.

Тип урока : изучение нового материала.

Форма организации учебной деятельности : коллективная

Методы обучения : словесные, наглядные.

Организационный момент.

Постановка целей и задач урока, организация учащихся.

Проверка домашнего задания.

Какие свойства присущи всем живым организмам?

Назовите основные химические элементы живого?

Актуализация опорных знаний.

Учитель: Какие царства живой природы вы знаете?
Ученики: Растения, Животные, Грибы, Бактерии.

Изучение нового материала:

1.Царства живой природы.

На экране появляется схема.

hello_html_m30e6f8be.jpg

Учитель: Какое царство отсутствует на схеме?
Ученики : Царство Вирусы.

2. Формы жизни.

Учитель: Какие бывают формы жизни?
Ученики : Клеточная и неклеточная.

hello_html_m4fe14df8.jpg

3.Экологические группы организмов.

Учитель : Назовите среды жизни. Какие организмы их населяют?
Ученики : водная, наземная, почвенная и организменная.
На экране появляется таблица.

hello_html_d12ee25.jpg

4.Уровни организации живой материи.
Учитель
: Мы рассмотрели с вами царства живой природы; среды жизни организмов.
А теперь предлагаю посмотреть презентацию Уровни организации жизни.

Уровень - это функциональное место биологической структуры определённой степени сложности в общей иерархии живого.

Молекулярно-генетический уровень представлен отдельными биополимерами (ДНК, РНК, белками, липидами, углеводами и другими соединениями);
на этом уровне жизни изучаются явления, связанные с изменениями (мутациями) и воспроизведением генетического материала, обменом веществ.

Субклеточный- представлен органоидами: ЭПС, АГ, рибосомы и т.д..

Клеточный – уровень, на котором жизнь существует в форме клетки – структурной и функциональной единицы жизни.
На этом уровне изучаются такие процессы, как обмен веществ и энергии, обмен информацией, размножение, фотосинтез, передача нервного импульса и многие другие.

Органно-тканевой- представлен тканями и органами;
-ткань- совокупность клеток, сходных по строению и функциям, связанных межклеточным веществом;
-орган- часть многоклеточного организма, выполняющая определённую функцию.

Организменный – это самостоятельное существование отдельной особи – одноклеточного или многоклеточного организма;
организм- неделимая единица жизни, её реальный носитель, характеризующийся всеми её признаками;
биосистема- живая система.

Популяционно-видовой – уровень, который представлен группой особей одного вида – популяцией; именно в популяции происходят элементарные эволюционные процессы – накопление, проявление и отбор мутаций;
-популяция- совокупность особей одного вида, образующих обособленную генетическую систему, которая длительно существует в определённой части ареала, относительно обособленно от других особей вида;
-вид- совокупность особей(популяций особей), способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства и занимающих определённый ареал.

Биоценотический- представлен биоценозами
-биоценоз – это совокупность популяций разных видов, обитающих на определённой территории.

Биогеоценотический – представлен экосистемами, состоящими из разных популяций и среды их обитания ;
-биогеоценоз-совокупность биоценозов и абиотических факторов среды (климат, почва).

Биосферный – уровень, представляющий совокупность всех биогеоценозов. В биосфере происходит круговорот веществ и превращение энергии с участием организмов. Продукты жизнедеятельности организмов участвуют в процессе эволюции Земли.

IV .Закрепление.
Учитель:
1.К какому царству относят цианобактерий? Какая это форма жизни?
2.Дрожжи и трутовик представители какого царства? К какой форме жизни они относятся?
3. К какому уровню жизни относятся :
- таёжный лес
- стадо овец
- амёба обыкновенная
- хлоропласт.
VI .Подведение итогов урока.
VII .Домашнее задание.
Параграф 3, вопросы в конце параграфа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока будет удобен на уроке биологии, так как здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, вступление, слово учителя, постановка учебной задачи, актуализация опорных знаний, открытие нового, физкультминутка, закрепление, релаксация, итог, рефлексия, домашнее задание.

Цель: углубить знания о биосфере- оболочке, где обитают живые организмы;

Задачи: дать представление об условиях обитания организмов в почве, воде, в наземно-воздушной среде, в других организмах;

Оборудование: учебник.

1. Орг. момент. Психологический настрой.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..

2. Проверка готовности к уроку (Презентация)

3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.

- Запишите признаки и свойства живых организмов (обмен веществ, самовоспроизведение, саморегуляция, клеточное строение, раздражимость, приспособленность к среде обитания рост и развитие, эволюционное развитие).

- как вы знаете разделы биологии (анатомия ,физиология, ботаника, зоология, бриология, альгеология, миология, микология ,палеонтология, энтомология, орнитология, экология).

- распределите в порядке усложнения уровни организации живых организмов (молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный).

- заполните в таблице данные об условиях жизни организмов в той среде обитания, которую вы исследовали, используя слова: много ,мало ,нет.

Биосфера- оболочка нашей Земли, где обитают живые организмы, это совокупность всех биогеоценозов. Верхняя граница биосферы поднимается на высоту до 20 км (озоновый экран) и опускается до глубины 10-11км в Мировом океане. Предлагаю заслушать результаты ваших исследований в порядке появления данной среды обитания на Земле.

лотные частицы, отсутствие света затрудняют передвижение организмов в поисках пищи. На поверхности литосферы располагается почва. Это плодородный слой, на котором обитают растения, он изменяется под воздействием атмосферы и организмов. Живые организмы распределяются в основном на глубине от 0 до 7 метров, но отдельные виды способны существовать на глубине до 100 метров. Верхняя часть литосферы состоит из осадочных пород. С почвой связана жизнь растений. В ней располагаются и укрепляются их корни. Из почвы они получают питательные вещества, растворённые в воде. В почве обитает большое количество животных, грибов , бактерий. Обитателей почвы называют эдафобионтами.

Ученик. Мы провели исследование жизни крота.

Кроты относятся к отряду насекомоядных млекопитающих. Они редко попадают к нам на глаза, обычно мы видим следы их работы- кучи рыхлой почвы, которые они выбрасывают, когда строят свои многочисленные ходы-лабиринты.

Всё строение крота говорит о высокой приспособленности к жизни в почве.

Гладкая бархатистая и очень густая шерсть защищает крота от комочков почвы. Кроме того, шерстинки его покрова могут ложиться как вперёд. Так и назад. Это помогает быстро продвигаться по подземным ходам. Глаза крота очень малы и закрыты шерстинками. Особенности строения передних конечностей позволяет кроту подземное жилище. Плечо и предплечье короткие, а кисти большие, хорошо развиты. С помощью их он разгребает землю и быстро продвигается вперёд. Кротовина с жильём имеет округлую форму, выстлана сухой травой или мхом и находится вдали от туннелей, где животные охотятся. От гнезда крот прорывает выход, который закрывает травой. В случае опасности он быстро уходит по этому подземному коридору. Охотничьи туннели крота, где он собирает червей, жуков, личинок, достигают длины 20 метров. Есть среди подземных коридоров те, которые ведут к воде, она нужна кроту. К зиме кроты уходят на глубину, где почва не промерзает.

Вывод: изучив условия почвенной среды обитания мы выяснили, что животные имеют следующие приспособления для обитания в ней: вольковатая форма тела, малые размеры, прочные покровы тела, кожное дыхание, редукция органов зрения, копательные конечности с развитой мускулатурой.

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Работа по учебнику.

Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.

Физминутка:

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.

7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

На Земле имеется огромное разнообразие форм жизни. В одном случае оно объясняется условиями жизни на планете, в другом – эволюцией, в результате которой на Земле появились различные и многочисленные царства организмов, в третьем – сложностью биосистем.

Цель: Обобщить и расширить знания учащихся о биосфере и условиях обитания организмов в различных средах жизни. Развивать умения сравнивать условия жизни организмов, находить формы приспособленности организмов к этим условиям. Продолжить формирование познавательного интереса к предмету.

Тип урока: раскрывающий основное содержание.

Вид урока: комбинированный.

Методы: рассказ с элементами беседы, наглядный.

1. Организационный момент (приветствие, перекличка)

2. Письменный опрос.

Вариант 1.

1) Выберите правильный ответ:

2) Перечислите общие свойства живого (питание, дыхание, размножение, выделение, подвижность, раздражимость, приспособленность, рост и развитие)

3) Что изучает микробиология? (бактерии)

Вариант 2.

1) Выберите правильный ответ:

А. Плиний Старший

2) Перечислите разделы биологии (ботаника, зоология, биология человека, микробиология, генная инженерия, биотехнология)

3) Что изучает зоология? (животных)

3. Изучение нового материала.

Биосфера включает в себя: нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу, поверхностные слои литосферы (почву), которая и образовалась в процессе выветривания и жизнедеятельности живых организмов.

Каждая оболочка Земли имеет свои особые условия, создающие разные среды жизни: наземно-воздушную, водную, почвенную, организменную. (старый учебник, стр. 10, рис. 3)

Различными особенностями сред жизни обусловлено многообразие форм живых существ, которые развивались и формировались под воздействием условий этих сред.

Так, живые существа, населяющие водную среду (гидробионты), прекрасно приспособлены к жизни в воде: они дышат в ней, размножаются, передвигаются, находят пищу и укрытие.

Организмы, населяющие наземно-воздушную среду (аэробионты, от греч. Aer – воздух, или террабионты, от греч. Terra – земля), в процессе эволюции приобрели способность существовать в менее плотной среде, при обилии воздуха и кислорода, резком изменении освещенности, суточных и сезонных температур, при дефиците влаги.

Обитатели почвенной среды (педобионты, от греч. Pedon – почва), отличаются небольшими размерами тела, способностью обходиться без света, питаться подземными частями растений, либо органическими веществами мертвых тел, попавших в почву.

Живые организмы в почве распределяются в основном на глубине от 0 до 7 м, но отдельные виды способны существовать на глубине до 100 м.

Организмы, которые обитают внутри другого живого существа – хозяина, называют эндобионтами (греч. endon – внутри). Обычно это очень мелкие организмы, которые являются либо паразитами (питаются веществами тела хозяина), либо нейтральны для хозяина, а некоторые даже полезны для него.

Разнообразие форм живого может быть обусловлено не только обитанием в разных средах жизни, но и уровнем сложности самих организмов. В одной и той же среде одновременно обитают различные одноклеточные и многоклеточные организмы. Из них самыми древними являются многочисленные прокариоты (бактерии). Более поздние – эукариоты, к ним относятся растения, грибы, животные. Бактерии, растения, грибы и животных выделяют в отдельное царство клеточных организмов.

Как особое царство живой природы выделяют вирусы – неклеточные формы жизни.

Все представители разных царств живого мира отличаются друг от друга по многим признакам. Строение, процессы жизнедеятельности, функционирование в природе у них могут быть совершенно разными, однако все они существуют в форме организмов. Это особенность живой материи. Организмы могут быть как многоклеточными, так и одноклеточными.

Поэтому жизнь можно рассматривать как воспроизведение себе подобных существ или самовоспроизведение. Это очень важное свойство живого, которое обеспечивает непрерывность существования жизни.

В природе можно встретить биосистемы разной сложности.

Биосистема – форма жизни, обусловленная взаимодействием живых компонентов.

Каждая клетка по сути является биосистемой.

Многоклеточный организм - это более сложная система, поскольку он включает в себя различные органы, состоящие из клеток.

В живой природе кроме клеток и организмов есть и другие, еще более сложные биосистемы – популяции, виды, биогеоценозы, биосфера. При этом каждая из биосистем представляет собой единое целое, состоящее из множества взаимодействующих частей.

Например, вид образует взаимодействующие внутривидовые структуры (популяции), популяция состоит из взаимодействующих особей и т.д.

Разные по сложности биосистемы представляют собой структурные уровни организации жизни. В живой природе их 6:

Молекулярный – клеточный – организменный – популяционно-видовой

биогеоценотический – биосферный.

По мере движения от молекулярного уровня к биосферному, сложность структуры возрастает.

Таким образом, на Земле имеется огромное разнообразие форм жизни. В одном случае оно объясняется условиями жизни на планете, в другом – эволюцией, в результате которой на Земле появились различные и многочисленные царства организмов, в третьем – сложностью биосистем.

4. Актуализация знаний.

1) Какие факторы повлияли на разнообразие форм живых существ на нашей планете?

2) Дайте определение понятия биосфера.

3) Что означает понятие биосистема?

4) Назовите самый простой уровень организации жизни. (молекулярный)

5) Перечислите среды жизни. (водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная)

Читайте также: