Миссия воланда в москве конспект урока

Обновлено: 20.05.2024

Подтвердите примерами из романа утверждение, что дьявол многолик.

Почему никто из героев романа не узнает Сатану?

Советская Москва претендовала на звание Третьего Рима. Она провозглашала новые принципы переустройства государства и общества, новые ценности, новую жизнь. А что же увидел Воланд на сеансе в Варьете?

Как вы считаете, Воланд появляется в Москве, чтобы наказывать грешников?

Можно ли говорить о том, что Москва превратилась в подобие великого бала Сатаны? Почему?

Какие ассоциации возникают у вас со словами:

Дом Драмлита _________________________________________________ ;

Дом Грибоедова ________________________________________________.

Совпадают ли эти ассоциации со смыслом, вложенным автором в названия московских учреждений?

Литераторы Квант, Двубратский, Бескудников, Витя Куфтик, Драгунский, Иероним Поприхин. Председатель домового комитета Босой. Директор театра Варьете Лиходеев. Буфетчик Соков…

Преступления и наказание московских жителей

Его социальный статус

Наказание за прегрешения

Михаил Александрович Берлиоз

Пытается показать себя образованнейшим человеком, снисходительно общается с Иваном Бездомным

Ему отрезало голову трамваем. Последнее появление Берлиоза на страницах романа- в конце бала у Сатаны, где полностью опровергается его теория

Выслан Азазелло из Москвы

Аркадий Аполлонович Семплеяров

Вместо совещаний посещал актрису Милицу Андреевну Покобатько

Председатель Зрелищной комиссии

Никанор Иванович Босой

Андрей Фокич Соков

Попал в клинику к Стравинскому, им заинтересовались представители органов внутренних дел

Умрет от рака печени, а его сбережения найдут и отправят в Госбанк

Тест на знание содержания прочитанных глав.

В мировой литературе повелитель царства теней всегда один. В романе Булгакова Воланда сопровождает свита. Назовите имена спутников Сатаны.




Отставной регент в клетчатом служанка Воланда, исполнитель воли Воланда,

пиджаке и с треснутым пенсне превратила в вампира демон - убийца

и его закадычный друг - кот… Варенуху

1____________________ 3 ____________________ 4 _____________________


5. Как называлось учреждение культуры, в котором проходил сеанс черной магии Воланда?

6. Кто такой Жорж Бенгальский? Какое ЧП произошло с ним во время представления?

Что, по мнению Воланда, окончательно испортило московских жителей?____________________

Перечислите фокусы, которые показывали подопечные Воланда во время сеанса черной магии.

Какой из продуктов питания поразил Воланда в буфете учреждения культуры? Почему? __________________________________________________________________

Что произошло после сеанса черной магии с теми московскими жителями, кто побывал на сцене? _________________________________________________________________________________________________________________________________________

С какой целью прибыл в Москву киевлянин Поплавский?

Работа выполнена _______________________

Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри

Работая над содержанием романа, постарайтесь

найти ответы на предложенные вопросы.

О чем разговаривали Берлиоз и Иван Бездомный перед появлением Воланда?

Кто такой Понтий Пилат? Что о нём известно из текста романа?

Можно ли Иешуа Га-Ноцри считать повторением Иисуса Христа?

Почему Понтий Пилат отправляет Иешуа на казнь:

- в чем обвиняли Иешуа?

- подтвердилась ли его вина?

- что помешало прокуратору оправдать его?

5. Кому и зачем понадобилось убивать Га-Ноцри?

6. Какой грех совершил Иуда, как за него был наказан?

Похожие документы:

Календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку и литературе на 2013-2014 учебный год для 6-А, 9-А, 10-Б, 11-а класс

. . Москва и москвичи. Воланд и его свита. . 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 Уроки развития речи*(РР) 2 (у+п) 2 (у+п) 2 (у+п) 2 (у+п) 2 (у+п) 2 (у+п) 2 (у+п) 2 (у+п) 2 (у+п) 2 (у+п) Уроки внеклассного чтения (ВЧ) 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 Проверка .

. (2006г.), законы урока-игры. Тип урока: урок – обобщение в виде . конфликте участвует Воланд и его свита? (см. Приложение 4). (ответ: Воланд и его свита противопоставлены москвичам, между . во время которой свита Воланда гостит в Москве. Имя руководителя .

. . Воланд появился в Москве и не был узнан, как не узнали москвичи и маскарадное воинство Его . он обращается? Какой урок может преподать его биография? На первый взгляд . на глобусе, и жуткие гости Воланда, и его свита… Булгаковский Адам Кадмон, «первый .

Любви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

Задачи : организация деятельности по обобщению и систематизации знаний в рамках темы; формирование литературоведческой грамотности учащихся, развитие связной речи

. Каждому воздастся по его вере. Воланд Цели урока: - образовательная . вводит в роман Воланда и его свиту, которая, с . Воланду демонов, первый его помощник, чёрт и рыцарь, представляющийся москвичам . миссии Воланда и его спутников в Москве. СПИСОК .

Данная разрботка предполагает групповую деятельность учеников на уроке литературы в 11 классе. Материал рассчитан на учеников, хорошо знающих роман.

ВложениеРазмер
Конспект урока по литературе для 11 класса по роману Булгакова "Мастер и Маргарита". Дьяволиада. 72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе для 11 класса по теме:

Прохорова Евгения Олеговна

учитель русского языка и литературы

бюджетного учреждения «Липовецкая

Цель урока: определить роль Воланда и его свиты в романе, представить своеобразие булгаковской дьяволиады.

- создание атмосферы на уроке, при которой учащиеся смогут определить основную цель появления сатаны и его свиты в романе;

-развитие умений интерпретации эпизодов из романа;

- развитие навыков анализа явлений общественной жизни;

- воспитание чувства ответственности за свои поступки, умение анализировать свои действия;

- воспитание навыков работы в группах;

- совершенствование коммуникативных компетенций у учащихся с помощью организации и проведения литературного диспута, коллективного обсуждения и подготовки заданий на уроке;

- развитие эмоционально-волевой сферы личности у учащихся с помощью внедрения в урок просмотра эпизодов из художественного фильма по роману;

-организация видеоэкскурсии по Москве 30-х годов;

При проведении урока класс делится на 4 группы.Раздаточный материал лежит на столах.

  1. Организационный момент, знакомство с классом, психологическая установка.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Прохорова Евгения Олеговна, я учитель русского языка и литературы, приехала из пос. Липовцы Октябрьского района. Рада с вами познакомиться! Давайте начнем наш урок.

  1. Погружение в атмосферу урока, формулировка темы, постановка цели урока.

Видеообращение ученицы. Видео 1.

Учитель: Как вы считаете, какова тема и цели нашего урока? (Запись на доске целей и темы).

Ответы учеников с использованием фраз (речевых клише):

Лист с клише прикреплен к доске.

Учитель: Итак, время перенестись в прошлое. Вернемся в начало прошлого века, в Москву 30 –х годов…

Задание: Вспомните, каковы особенности образа жизни людей в этот период? (Процветали доносы, преследовалось инакомыслие).

  1. Работа по теме урока.
  1. Проверка знания текста и выявление тематики высказываний персонажей.

Задание: определите, кому из героев принадлежат следующие высказывания и составьте рассказы о персонажах.

Группы берут лежащие на столах распечатки с репликами героев романа. Раздаточный материал перед уроком кладется на столы учащихся.

- Рукописи не горят!

- Ну что ж, они люди как люди…

- Каждому воздастся по его вере!

- Это моя свита, и свита эта требует места! (Воланд)

Демонстрация изображения персонажа, рассказ о нем учеников.

- Он такой же директор, как я архиерей!

- Неужели, чтобы чувствовать себя живым, непременно нужно сидеть в подвале, имея на себе больничные кальсоны! Это смешно!

- Одно дело попасть молотком в стекло критику Латунскому и совсем другое ему же в сердце! (Азазаелло)

Демонстрация изображения персонажа, рассказ о нем учеников.

- Надо терпеть, хрустальная донна, они (туфли) делались по ноге одной китайской принцессы.

Демонстрация изображения персонажа, рассказ о нем учеников.

- Вот будете следующим летом за границей, непременно заезжайте к нему на виллу в Ниццу. Какая вилла – ахнете!

- Душенька! Не при валюте мы сегодня! (Фагот Коровьев).

Демонстрация изображения персонажа, рассказ о нем учеников.

Учитель: Какой тематике посвящены все реплики героев? (социально-философской).

- Кто из свиты Воланда нами не был назван? Почему? ( Гелла. Она в романе не разговаривает. Гелла – девушка-вампир, служанка Воланда, младший представитель свиты).

2) Фронтальный опрос:

- С какой целью сатана посещает Москву? Какие поступки он со своими помощниками совершает в городе?

- Для чего Воланд устраивает сеанс черной магии в варьете? Каким испытаниям он подвергает московских обывателей?

- Эти искушения выдуманы самим дьяволом?

- Разочарован ли сатана в москвичах?

Учитель: О каких настоящих людях идет речь?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по русской литературе для 11 класса на тему

«Мессир Воланд и его свита в Москве. Возмездие за безверие.

I . Оргмомент.

III . Вступительное слово учителя.

– История пребывания Сатаны в Москве 1930-х годов вторит легенде о явлении Иисуса, произошедшего два тысячелетия назад. Точно так же, как некогда не узнали бога, москвичи не узнают и дьявола, хотя Воланд и не скрывает своих общеизвестных признаков. Причем с Воландом встречаются просвещенные, казалось бы, герои: литератор, редактор антирелигиозного журнала Берлиоз и поэт, автор поэмы о Христе, Иван Бездомный.

IV . Работа с эпиграфом.

(Воланд несколько похож на Мефистофеля. Как и Мефистофель, Воланд – часть той силы, которая, стоя на позициях зла, часто творит добро.

Воланд является символом зла, но способствует установлению справедливости. Он не сеет зло, не искушает, он всего лишь вскрывает и наказывает зло.)

– В чем нетрадиционность дьявола? Каковы традиционные функции дьявола в литературе? ( Это первый дьявол в мировой литературе, наказывающий за несоблюдение заповедей. Традиционно сатана ведет себя иначе : искушает и наказывает. Воланд свою задачу формулирует как нравственную ревизию общества.)

V . Работа по произведению.

Коровьев-Фагот: черт и рыцарь, он был наказан за неудачную шутку.

Азазелло: Булгаков образовал его имя из ветхозаветного имени Азазел; так звали падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Демон-убийца.

Бегемот: Кот-оборотень и любимый шут сатаны. Это демон желаний желудка.

Гелла: женщина-вампир. Булгаков взял имя из словаря Брокгауза и Эфрона. Так называли безвременно погибших девушек, после смерти ставших вампиром.

Воланд: Возглавляет мир потусторонних сил. Он не является традиционной фигурой сатаны, дьявола, Мефистофеля. Булгаковский Воланд не стремится к мировому господству, не противостоит мировому добру и не спорит с Иешуа, как Понтий Пилат. Его портрет: правый глаз с золотой искрой на дне, сверлящий любого до дна души, левый – пустой и черный, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней.

– В какой момент появляется сатана? (Когда человек отрицает Иисуса.)

– Назовите героев первой главы. (Берлиоз (однофамилец композитора, который писал музыку на антирелигиозные темы), Иван Бездомный.)

Тема Дома - Антидома

– Почему такой псевдоним – Бездомный? (У Булгакова тема Дома и Антидома одна из главных.)

Слово учителя. Булгаков считал, что Дом – средоточие духовности, культуры, творчества, любви. Ложный дом – антидом. Это коммунальная квартира (аномальный мир), Дом Грибоедова, сумасшедший дом.

Главные события в романе завязываются вне дома, на садовой скамейке, в пустой аллее, на Лысой горе, на Воробьевых горах.

– А почему Иван Бездомный в конце романа превратится в Ивана Николаевича Понырева? Стал ли он сам мастером? Какое значение имеет обретение им реального имени, отказ от стихов и выбор профессии историка? ( Ученик Мастера, Иван Бездомный, не становится мастером, ибо ему не дано то высшее прозрение, которое даруется избранным. Но отречение от заказных стихов, обретение имени, обращение к истории, т. е. отказ от догм нового времени и попытка обратиться к истокам, к корням жизненных явлений,свидетельство сделанного им важного нравственного выбора.)

– Какой дом он обретет? (Иван обретает свой дом. Обретение веры, интеллигентности, знания, верной спутницы.)

– Почему же Булгаков пощадил Ивана, когда так жестоко наказал Берлиоза? (Потому что он оболванен, загипнотизирован своим учителем – Берлиозом. А еще потому, что в нем, есть искра Божия: в нем угадывался талант. А Берлиоз, как идеолог, погибает под колесами трамвая.)

– Почему Булгаков показал безумие Ивана? (Нестандартное поведение Ивана (гоняется со свечой за сатаной, устроил скандал в Доме Грибоедова)это знак освобождения от стереотипов, от догм, от идеологии.)

– Как перерождается Иван после встречи с Мастером в сумасшедшем доме? (Мастер убедил его, что на Патриарших прудах был сатана. Иван сознает свое невежество, безверие. История Мастера доказала Ивану, что они живут в стране произвола и беззакония.)

– Таким образом, о бщество несвободы, отказавшись от христианской морали и культуры прошлого, губит талант, совесть, правду.

Московская жизнь

– Какой предстает городская жизнь 20 30-х годов в романе?

2. Проверка домашнего задания.

Индивидуальные задания: рассказы учащихся о:

- Степе Лиходееве (гл. 7),

- Варенухе (гл. 10, 14),

- Никаноре Ивановиче Босом (гл. 9),

- Поплавском, буфетчике Сокове (гл. 18),

- Аннушке (гл. 21, 27),

- Николае Ивановиче (гл. 21, 24, 27, эпилог),

- Алоизии Могарыче (гл. 24, эпилог),

– Какова истинная цель посещения Воландом Москвы 1930-х годов? (Поиск ответа на вопрос: изменились ли люди в советской Москве?)

Какие эксперименты были проведены? (Денежный дождь, обезглавливание конферансье, дамский магазин.)

– Как советские граждане ведут себя в эпизодах с деньгами и в модном дамском магазине? Изменилось бы что-либо, если бы Воланд появился в наши дни?

– Зрителям нравятся эксперименты, которые проводит над ними свита Воланда. К какому выводу приходит Воланд?

– Верят ли москвичи в существование высших сил, как они объясняют всё происходящее?

– Апофеоз романа – великий бал у сатаны. Булгаков написал сцену бала под впечатлением от приема в американском посольстве 22 апреля 1935 г. в Москве, куда пригласил его посол Соединенных Штатов Америки.

В монологе на балу Воланд высказывает несколько философских постулатов, в истинности которых не сомневается. Вспомните их.

– Кого Воланд наказал суровее всех? Почему? (Майгель – единственный герой, принявший смерть от Воланда и его свиты. Берлиоз – его судьба лишь предсказана Воландом. По-видимому, доносительство и лишение людей духовной перспективы были для Булгакова высшим злом.)

– Чем заканчиваются похождения Воландовой свиты в Москве? (Огонь, пожар, идущий по пятам за свитой Воланда.)

– Каков символический смысл образа огня? (Огонь можно назвать очистительным. Образ огня символизирует в романе очищение мира от зла, возмездие за пороки и преступления, обновление жизни.)

– На примере Воланда писатель показывает, что добро и зло неразделимы и являются вечными составляющими жизни.

Заканчивая свой многослойный философский роман, автор выражает убежденность в том, что противостояние добра и зла закончится победой добра (Понтий Пилат прощен, Мастер обрел покой, прошлое остается позади, Пилат и Фрида освобождены, ибо искупили свою вину страданием и раскаянием).

– Что символизирует бессмертие Мастера и Иешуа? (Неизбежное возвращение мира к вечным истинам.)

VI . Образы-двойники в романе.

– Два романа – Мастера и о Мастере – зеркально повернуты друг к другу. Отсюда система отражений и параллелей. Назовите их.

(Ершалаим – Москва, Иешуа – Мастер, Левий Матвей – Иван Бездомный, Иуда – Алоизий Магарыч, а также Левий Матвей – Маргарита (сокрушаясь по поводу сгоревшей рукописи романа, героиня уподобляет себя этому библейскому персонажу, который терзается от того, что не смог предотвратить арест Иешуа и оградить его от мучительной смерти)).

VIII . Обобщение.

IX . Домашнее задание: подготовиться к сочинению по творчеству писателя:


I. Оргмомент.

III. Вступительное слово учителя.

– История пребывания Сатаны в Москве 1930-х годов вторит легенде о явлении Иисуса, произошедшего два тысячелетия назад. Точно так же, как некогда не узнали бога, москвичи не узнают и дьявола, хотя Воланд и не скрывает своих общеизвестных признаков. Причем с Воландом встречаются просвещенные, казалось бы, герои: литератор, редактор антирелигиозного журнала Берлиоз и поэт, автор поэмы о Христе, Иван Бездомный.

IV. Работа с эпиграфом.

(Воланд несколько похож на Мефистофеля. Как и Мефистофель, Воланд – часть той силы, которая, стоя на позициях зла, часто творит добро.

Воланд является символом зла, но способствует установлению справедливости. Он не сеет зло, не искушает, он всего лишь вскры­вает и наказывает зло.)

– В чем нетрадиционность дьявола? Каковы традиционные функции дьявола в литературе? (Это первый дьявол в мировой литературе, на­казывающий за несоблюдение заповедей. Традиционно сатана ве­дет себя иначе: искушает и наказывает. Воланд свою зада­чу формулирует как нравственную ревизию общества.)

V. Работа по произведению.

Коровьев-Фагот: черт и рыцарь, он был наказан за неудачную шутку.

Азазелло: Булгаков образовал его имя из ветхозаветного име­ни Азазел; так звали падшего ангела, который научил людей из­готовлять оружие и украшения. Демон-убийца.

Бегемот: Кот-оборотень и любимый шут сатаны. Это демон желаний желудка.

Гелла: женщина-вампир. Булгаков взял имя из словаря Брок­гауза и Эфрона. Так называли безвременно погибших девушек, по­сле смерти ставших вампиром.

Воланд: Возглавляет мир потусторонних сил. Он не является традиционной фигурой сатаны, дьявола, Мефистофеля. Булгаков­ский Воланд не стремится к мировому господству, не противостоит мировому добру и не спорит с Иешуа, как Понтий Пилат. Его пор­трет: правый глаз с золотой искрой на дне, сверлящий любого до дна души, левый – пустой и черный, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней.

– В какой момент появляется сатана? (Когда человек отри­цает Иисуса.)

– Назовите героев первой главы. (Берлиоз (однофамилец ком­позитора, который писал музыку на антирелигиозные темы), Иван Бездомный.)

Тема Дома - Антидома

– Почему такой псевдоним – Бездомный? (У Булгакова те­ма Дома и Антидома одна из главных.)

Слово учителя. Булгаков считал, что Дом – средоточие духовности, культуры, творчества, любви. Ложный дом – антидом. Это коммунальная квартира (ано­мальный мир), Дом Грибоедова, сумасшедший дом.

Главные события в романе завязываются вне дома, на садо­вой скамейке, в пустой аллее, на Лысой горе, на Воробьевых горах.

– А почему Иван Бездомный в конце романа превратится в Ивана Николаевича Понырева? Стал ли он сам мастером? Какое значение имеет об­ретение им реального имени, отказ от стихов и выбор профессии историка? (Ученик Мастера, Иван Бездомный, не становится мастером, ибо ему не дано то высшее прозрение, которое дару­ется избранным. Но отречение от заказных стихов, обретение имени, обращение к истории, т. е. отказ от догм нового време­ни и попытка обратиться к истокам, к корням жизненных яв­лений,свидетельство сделанного им важного нравственного выбора.)

– Какой дом он обретет? (Иван обретает свой дом. Обрете­ние веры, интеллигентности, знания, верной спутницы.)

– Почему же Булгаков пощадил Ивана, когда так жестоко на­казал Берлиоза? (Потому что он оболванен, загипнотизирован своим учителем – Берлиозом. А еще потому, что в нем, есть искра Божия: в нем угадывался талант. А Берлиоз, как идеолог, погибает под колесами трамвая.)

– Почему Булгаков показал безумие Ивана? (Нестандартное поведение Ивана (гоняется со свечой за са­таной, устроил скандал в Доме Грибоедова)это знак освобождения от стереотипов, от догм, от идеологии.)

– Как перерождается Иван после встречи с Мастером в сумас­шедшем доме? (Мастер убедил его, что на Патриарших прудах был сатана. Иван сознает свое невежество, безверие. История Мастера доказала Ивану, что они живут в стране произвола и беззакония.)

– Таким образом, общество несвободы, отказавшись от христианской мо­рали и культуры прошлого, губит талант, совесть, правду.

Московская жизнь

– Какой предстает городская жизнь 2030-х годов в романе?

2. Проверка домашнего задания.

Индивидуальные задания: рассказы учащихся о:

- Степе Лиходееве (гл. 7),

- Варенухе (гл. 10, 14),

- Никаноре Ивановиче Босом (гл. 9),

- Поплавском, буфетчике Сокове (гл. 18),

- Аннушке (гл. 21, 27),

- Николае Ивановиче (гл. 21, 24, 27, эпилог),

- Алоизии Могарыче (гл. 24, эпилог),

– Какова истинная цель посещения Воландом Москвы 1930-х годов? (Поиск ответа на вопрос: изменились ли люди в советской Москве?)

Какие эксперименты были проведены? (Денежный дождь, обезглавливание конферансье, дамский магазин.)

– Как советские граждане ведут себя в эпизодах с деньгами и в модном дамском магазине? Изменилось бы что-либо, если бы Воланд появился в наши дни?

– Зрителям нравятся эксперименты, которые проводит над ними свита Воланда. К какому выводу приходит Воланд?

– Верят ли москвичи в существование высших сил, как они объясняют всё происходящее?

– Апофеоз романа – великий бал у сатаны. Булгаков написал сцену бала под впечатлением от приема в амери­канском посольстве 22 апреля 1935 г. в Москве, куда пригласил его посол Соединенных Штатов Америки.

В монологе на балу Воланд высказывает несколько фило­софских постулатов, в истинности которых не сомневается. Вспомните их.

– Кого Воланд наказал суровее всех? Почему? (Майгель – единствен­ный герой, принявший смерть от Воланда и его свиты. Бер­лиоз – его судьба лишь предсказана Воландом. По-видимому, доносительство и лишение людей духовной перспективы были для Булгакова высшим злом.)

– Чем заканчиваются похождения Воландовой свиты в Мо­скве? (Огонь, пожар, идущий по пятам за свитой Воланда.)

– Каков символический смысл образа огня? (Огонь можно назвать очистительным. Образ огня символизирует в романе очищение мира от зла, возмездие за пороки и преступления, обновление жизни.)

– На примере Воланда писатель показывает, что добро и зло неразделимы и являются вечными состав­ляющими жизни.

Заканчивая свой многослойный философский роман, автор выражает убежденность в том, что противостояние добра и зла закончится победой добра (Понтий Пилат про­щен, Мастер обрел покой, прошлое остается позади, Пилат и Фрида освобождены, ибо искупили свою вину страданием и раскаянием).

– Что символизирует бессмертие Мастера и Иешуа? (Неизбежное возвращение мира к вечным истинам.)

VI. Образы-двойники в романе.

– Два романа – Мастера и о Мастере – зеркально поверну­ты друг к другу. Отсюда система отражений и параллелей. Назовите их.

(Ершалаим – Москва, Иешуа – Мастер, Левий Матвей – Иван Бездомный, Иуда – Алоизий Мага­рыч, а также Левий Матвей – Маргарита (сокрушаясь по поводу сгоревшей рукописи романа, героиня уподобляет себя этому библейскому персонажу, который терзается от того, что не смог предотвратить арест Иешуа и оградить его от мучитель­ной смерти)).

VIII. Обобщение.

IX. Домашнее задание: подготовиться к сочинению по творчеству писателя:

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивать навыки анализа, систематизации фактического материала, аргументации выводов;

воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся знают содержание романа; отмечают особенности его композиции; формулируют проблемы, поднятые писателем; комментируют фрагменты текста, относящиеся к библейской сюжетной линии; анализируют текст, в котором художественно представлена эпоха гигантского социального эксперимента 1920–1930-х гг., раскрывают значение фантастических и сатирических приёмов изображения (участвуют в диалоге); делают выводы о философском смысле произведения, о нравственных уроках романа.

Оборудование:

Форма проведения:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Приветствие учащихся. Эмоциональный настрой

Приветствуют учителя. Просматривают слайд-шоу

Мотивация учебной деятельности Постановка цели и задач урока.

- Древняя Иудея. Понтий Пилат говорит с бродячим философом. О чём они беседуют? Как изменяется отношение жестокого прокуратора к арестованному возмутителю спокойствия в Ершалаиме? Как меняется отношение палача к жертве?

Формулируют цели и задачи урока

Операционно-деятельный этап

Вступительное слово учителя

Своё обещание она выполнила: роман был перепечатан ею на машинке с учётом предсмертной правки в том же 1940-м — в год смерти Булгакова.

Итак, 1930-е гг. — время массовых репрессий, эпоха, когда любое проявление свободы мысли и слова жестоко каралось. Но именно тогда М. А. Булгаков начал работать над главным произведением своей жизни. Какова же история создания этого романа? Об этом вы узнаете из рассказа ваших одноклассников.

Лекционный материал учителя

В основе романа — осмысление устоев общества 1930-х гг., попытка разобраться в противоречивом времени:

человек и истина;

человек и власть;

художник и общество.

Особенности жанра и композиции.

М. А. Булгаков определил жанр как фантастический роман. В нём 4 сюжетных линии:

философская (Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри);

любовная (Мастер и Маргарита);

мистическая (Воланд и его свита);

сатирическая (Москва и москвичи).

переплетаются 2 пласта времени — библейский (1 век н. э.) и современный М. А. Булгакову (1930-гг.),— связаны образом Воланда.

Действие происходит в двух временных пространствах, разделённых почти двумя тысячелетиями: в Москве 30-х годов XX века и в Ершалаиме 30 –х годов I века н. э. Имеется ещё и третий мир – вечный, потусторонний. События происходят в реальном и нереальном измерении. В романе действуют реальные люди и свита Сатаны. Отсюда

Три основных плана произведения

Исторический Реальный Фантастический

Ершалаимский мир Московский мир Потусторонний мир

Царство Тьмы Царство Света

Система внутренних соответствий в рамках романа. Две сюжетные линии произведения – современная и евангельская – перекликаются друг с другом. В чём это проявляется?

2) Календарные переклички. (4 дня в Москве 30-х годов XX века и 1 день в Ершалаиме происходят на Страстной неделе перед Пасхой.)

3) Параллель Москва - Ершалаим.

Записи в тетрадях

Творческие работы. Реализация домашнего задания.

— Итак, мы выяснили, что в романе сложно переплетаются несколько сюжетных линий: события в Ершалаиме двухтысячелетней давности, история Мастера и Маргариты и картины московского быта 30-х годов. Но стержнем, на котором держится всё произведение, являются ершалаимские главы.

Сопоставление ершалаимских глав романа с библейским первоисточником: в чём смысл булгаковской интерпретации.

- Определите, в чём Булгаков отступил от библейского сюжета.

Роман “Мастер и Маргарита”

Сын Божий, 33 года, родился в Вифлееме.

Иешуа – Га-Ноцри 27 лет, родился в г. Гамала.

Мать-Мария, Отец – плотник Иосиф.

Иешуа не помнит своих родителей, ему говорили, что отец его был сириец; Иешуа — не Бог, царь, сын Божий, а нищий, бродячий философ;

Имеет 12 учеников - апостолов.

отсутствие у Иешуа учеников — Левий Матвей неточно и невнятно записывает некоторые мысли учителя

Популярен в народе; Нагорная проповедь. Иисуса встречали восторженно, так как он совершил уже главное своё чудо — воскресил Лазаря;

В городе его никто не знает. Осла нет.

Распят на кресте, погребение и воскрешение на 3-й день.

Распят на столбе, умер, тело Иешуа похитил Левий Матвей.

Иуда убит по приказу Понтия Пилата.

Чудеса Божественного происхождения.

Врач, философ избавляет Понтия Пилата от головной боли земным словом.

Обобщающая беседа.

- В Евангелии главным героем является Иисус. Можно ли назвать Иешуа богочеловеком, а, следовательно, и главным героем в романе Мастера?

Нет, Иешуа – земной человек без всякого божественного предопределения.

- Кто же тогда главный?

Понтий Пилат – главный герой романа Мастера. Воланд спрашивает Мастера: “ О чём роман?” И что слышит в ответ? “Роман о Понтии Пилате”, – реплика Мастера. И писателя интересует прежде всего поведение этого человека, его поступки, их нравственный смысл.

- В чём же смысл Евангельской трагедии по Булгакову? (Один человек предаёт другого, потому что струсил, не захотел лишиться власти; Иешуа казнён; Понтий Пилат обречён на муки совести.)

Выслушивают защиту творческой работы.

Правый столбец таблицы ученики составляют сами

Заполнение концептуальной таблицы

- Особенность романа - в соединении повествования о двух мирах. И один мир отражается в мире другом, как в зеркале. Найдите возможные параллели между мирами и объясните, почему эти эпизоды параллельны.

Мир Москвы 30-х гг. 20 в.

Мир Ершалаима нач. нашей эры.

1. Изображается советская власть (жестокость, преследование инакомыслия).

1. Изображается власть императора Тиверия. (Наместник, подчиненный власти, - Понтий Пилат. Все шепчут про него, что он жестокое чудовище).

2. В центре – судьба творческой личности – Мастера, судьба его романа о бродячем философе.

2. В центре – судьба бродячего философа, который будит в Понтии Пилате, жестоком прокураторе Иудеи настоящую человечность.

3. Наказание нечестных людей – например, предателя барона Майгеля, конъюнктурщика Берлиоза, вора-буфетчика, писательской братии и т.д.

3. Наказание Иуды, наказание Пилата и т.д.

Выслушивают защиту творческой работы.

Заполняют таблицу, определяя параллели между двумя мирами.

- Какова же роль Воланда и его свиты в романе?

Похождения свиты. Вспомним эпизоды.

1) Степа Лиходеев, директор Варьете, отправлен в Ялту.

2) Михаил Александрович Берлиоз попадает под трамвай.

3) Иван Бездомный пытается поймать нечистую силу и попадает в психиатрическую клинику.

4) Никанор Иванович Босой арестован за хранение долларов.

5) Римский, финансовый директор Варьете, напуганный Геллой, уезжает.

6) Варенуха, администратор Варьете, превращается в вампира.

7) Жорж Бенгальский остался на какое-то время без головы.

8) Прохор Петрович, председатель комиссии зрелищ, представлял собой "говорящий костюм".

9) Максимилиан Андреевич Поплавский, дядя Берлиоза, напуган и отправлен в Киев.

10) Маргарита Николаевна и Наташа превращаются в ведьм.

11) Представление в Варьете.

12) Пожар в Грибоедове. (Коровьев и Бегемот обедают)

13) Разгром в магазине, который устраивает Бегемот.

14) Сжигают квартиру №50 по улице Садовой №302 бис.

Цифровой диктант

Чтобы проверить, насколько хорошо учащиеся знают эти эпизоды, проводится цифровой диктант.

Воланд при встрече с Берлиозом и Бездомным заявил, что он полиглот и знает очень большое количество языков.

Бегемот прокатился на трамвае.

Гелла была всегда одета в черное платье.

Бегемот, чтобы пройти в ресторан Дома Грибоедова, представился Чеховым.

Коровьев отличался красноречием, именно он сообщил в милицию, что Н. И. Босой хранит доллары в своей квартире.

Крик совы помешал Гелле в преследовании Римского.

Азазелло передает Маргарите крем, чтобы она смогла летать.

Воланд играл с Бегемотом в шахматы.

На балу Бегемот купался в бассейне с коньяком.

Коровьев всегда ходил с тростью.

1) Роман Булгакова считают, особенно священнослужители, кощунственным, направленным против Бога. Иерей Георгий Белодуров говорит: "Это утонченная апология сатанизма! Глядя на Мастера и Маргариту, кое-кто может решить, что сговор с Сатаной вполне допустим". Другой священник Михаил Дунаев говорит: "И Сатана у Булгакова уже не выступает в роли сеятеля зла и врага человеческого, он может показаться этаким поборником справедливости".

2) Воланд - лишь побочное звено, двигатель сюжета, а главное в романе - это люди, с пороками и страстями, на фоне действий которых меркнет даже зловещая фигура Сатаны. Еще М. Волошин сказал: "В каждом человеке Дьявол с Богом борется, а поле битвы их - сердца человеческие".

3) Стремления Воланда направлены лишь на то, чтобы люди могли видеть и осознавать истинную картину мира. Воланд несет знание о добродетели и грехах. Ведь Сократ сказал, что поступать хорошо может только тот человек, который знает, что есть добро, а что есть зло.

4) Природа же истинно художественного произведения такова, что в нем нет лишнего, случайного - важно все. "Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо". Дьявол (Воланд) хочет зла, но он не может выйти за рамки дозволенного свыше и, думая, что действует по собственной воле, только служит орудием Божественного промысла - невольно совершает благо.

5) Воланд - мудрый, величественный, поэтому привлекает сердца и губит поверивших ему смертных. Творит ли Воланд добро? Нет, он вершит зло. Воланд - обманщик и плут. Столкновение с ним изменило к лучшему личность Бенгальского, Лиходеева, Бездомного вовсе не потому, что этого хотел Воланд: просто они раскаялись, и дьявол более над ними не властен. Сила Тьмы всегда подчиняется воле Добра.

Выводы по проблемному вопросу:

1. Образ Воланда заставляет задуматься над вечными проблемами соотношения в мире добра и зла, насилия и милосердия.

2. Воланд и его свита позволяют Булгакову показать, что зло исходит от самого человека, способного предавать и лгать. Милосердие тоже творят люди, не лишенные света в своих душах.

3. Можно предположить, что Воланд олицетворяет собой идеальную власть.

Прослушивают защиту творческой работы.

На доске записаны имена героев романа, учащиеся называют эпизод, связанный с этим персонажем.

За утвердительный ответ выставляется 1, а за отрицательный -2

Учащимся предлагается обсудить и прокомментировать несколько высказываний.

Рефлексивный этап урока.

– Зачем понадобился Булгакову такой художественный прием – параллельно повествованию о современности ввести рассказ о событии, которое произошло две тысячи лет назад?

1. Что такое истина?

2. Человек и власть.

3. Внутренняя свобода и несвобода человека.

4. Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба.

5. Верность и предательство.

6. Милосердие и всепрощение.

Булгаков был уверен, что жизнь на земле основана на высших, Духовных законах. И дело писателя как раз в том и состоит, чтобы доказывать существование этих высших законов, постоянно напоминать людям, что жить по духовным законам – смысл и цель человеческой жизни.

Человек ответствен за всё добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свету, или к рабству, предательству и преступлению. Делая свой собственный выбор, помните об этом.

Обсуждают предложенные вопросы учителя, делают выводы по материалу урока

Домашнее задание

Проследите по тексту тему творчества и судьбы художника в романе М.А.Булгакова

Подготовьтесь к мини-дискуссии: «Кто же главный герой романа М. А. Булгакова: Мастер, создавший роман-откровение о Пилате Понтийском, прокураторе Иудеи, судившем Иисуса и утвердившем смертный приговор, вынесенный Синедрионом? Мастер, угадавший своим романом, что величайшие из всех преступлений на земле — это трусость и предательство? Маргарита, его возлюбленная, ради любви отрёкшаяся от материального благополучия? Воланд — Князь тьмы, который явился в мир, отказавшийся от веры и любви, чтобы напомнить людям о добре, милосердии и Боге?…

Записывают домашнее задание, прослушивают комментарий учителя.

История создания

Названия романа М.Булгакова

Жанр произведения Традиционным стало определение жанра романа как мениппеи. В мениппее под смеховой маской скрывается серьезное философское содержание. Для мениппеи характерна также стилистическая разноплановость, смещение и смешение пространственных, временных и психологических планов.

Жанр произведения

  • Традиционным стало определение жанра романа какмениппеи.

В мениппее под смеховой маской скрывается серьезное философское содержание. Для мениппеи характерна также стилистическая разноплановость, смещение и смешение пространственных, временных и психологических планов.

Жанр произведения философский фантастический сатирический исторический буффонада (от итал. buffonata — шутовство, паясничанье) — утрированно-комическая манера актёрской игры любовный бытовой автобиографический

Жанр произведения

  • философский
  • фантастический
  • сатирический
  • исторический
  • буффонада (от итал. buffonata — шутовство, паясничанье) — утрированно-комическая манера актёрской игры
  • любовный
  • бытовой
  • автобиографический

Композиция Роман в романе (32 главы ) О судьбе Мастера, о Понтии Пилате 2 пласта времени библейское современное Булгакову 30 годы I века новой эры 30 годы хх века События происходят перед Пасхой

Роман в романе (32 главы )

О судьбе Мастера, о Понтии Пилате

2 пласта времени

библейское современное Булгакову

30 годы I века новой эры 30 годы хх века

События происходят перед Пасхой

Композиция М.А. Булгаков использует особый композиционный прием – “скрепы”, повторяющиеся предложения, завершающие одну главу и начинающие следующую. “– Все просто: в белом плаще … (гл. 1) – В белом плаще с кровавым подбоем (гл. 2); Было около десяти часов утра (гл. 2) – Да, было около десяти часов утра, досточтимый Иван Николаевич, – сказал профессор (гл. 3, ч. I)

М.А. Булгаков использует особый композиционный прием – “скрепы”, повторяющиеся предложения, завершающие одну главу и начинающие следующую.

“– Все просто: в белом плаще … (гл. 1) – В белом плаще с кровавым подбоем (гл. 2); Было около десяти часов утра (гл. 2) – Да, было около десяти часов утра, досточтимый Иван Николаевич, – сказал профессор (гл. 3, ч. I)

Мир Москвы 30-х гг. 20в. Изображается советская власть (жестокость, преследование инакомыслия). В центре – судьба творческой личности – Мастера, судьба его романа о бродячем философе. Наказание нечестных людей – например, предателя барона Майгеля, конъюнктурщика Берлиоза, вора-буфетчика, писательской братии и т. д.

Мир Ершалаима нач. эры. Изображается власть императора Тиверия. (Наместник, подчиненный власти, - Понтий Пилат.

В центре – судьба бродячего философа, который будит в Понтии Пилате, жестоком прокураторе Иудеи настоящую человечность. Наказание Иуды, наказание Пилата и тд.

Система образов романа Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри Мастер и Маргарита

Система образов романа

Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри

Мастер и Маргарита

Система образов романа Воланд и его свита Москва и москвичи

Система образов романа

Воланд и его свита

Москва и москвичи

Свита Воланда Коровьев.Фагот. Кот Бегемот Азазелло Гелла

Свита Воланда

Коровьев.Фагот.

Кот Бегемот

Роль этих героев – обнажить сущность происходящего, выследить и вывести на всеобщее обозрение пороки этого общества, которые, оказывается, человечество не изжило со времён древнего мира.

Роль этих героев – обнажить сущность происходящего, выследить и вывести на всеобщее обозрение пороки этого общества, которые, оказывается, человечество не изжило со времён древнего мира.

Читайте также: