Мировое древо древних славян конспект

Обновлено: 06.07.2024

Славянские языческие символы до сих пор почитаются людьми, которые даже не задумываются об их происхождении. Одним из таких символов-оберегов было и остается Древо Мира. В статье разбирается источником чего было Древо для славян, какую роль играло в их религии и жизни, от чего оберегало и защищало.

Дерево жизни в славянской мифологии

Высоко, над облаками ветки дерева образуют остров. На нем находится рай славян — Ирий. Правит там бог Сварог. Под землей, куда уходят корни древа, находится Мир мертвых. Управляют им Чернобог и его супруга Морана. Вот такие глубокие по смыслу жизни, но немного пугающие картинки представлялись нашим славянским предкам.

Древо Мира было связующим звеном между Миром мертвых, земной жизнью и раем. Оно же было центром и основой жизни. Это и лестница в небо, и дорога в преисподню.

В славянском фольклоре Древо росло на острове Буяне, на Алатырь-камне, который сам по себе считался центром Земли. По преданиям в ветвях дерева жили светлые боги, а под корнями — темные.

Древо Мира можно увидеть в вышивках, росписях, орнаментах. Нашло оно свое отражение в мировой художественной культуре. В творчестве художников Дерево могло выглядеть вполне реалистично: с густой зеленой кроной — символ жизни, высохшее с голыми ветвями — символ смерти. Вокруг него могли располагаться боги, воины, герои.

Древо стало частью славянских рун — вертикальная палочка с тремя устремленными вверх черточками. Еще оно представлялось в виде женщины с поднятыми руками и кружащимися птицами. Это самые упрощенные и стилизованные картинки изображающие Дерево Жизни.

Символ оберега и его значение

Как символ Древо Мира присутствует не только в мифологии славян. Его образ популярен и у других народов. Значение Древа у разных народностей примерно одинаковое. Центр вселенной, обладающий собственным разумом и чувствами. Играет большую роль в религии и культе богов. Связывает человеческую жизнь с раем и адом. Одновременно считается символом жизни, так как обозначает рождение, жизненный путь и смерть. Давайте же разберемся, источником чего было Мировое Древо у славян? Понять символизм Древа Мира непросто.


Вот несколько самых простых и распространенных толкований:

  • связь между человеком и миром богов;
  • бессмертие, кругооборот жизни, возрождение после смерти;
  • плодородие;
  • совершенствование и развитие внутреннего мира человека, его обращение к богу, молитва.

Древо Мира символизирует жизнь и место в ней человека. Крона дерева переплетается с корнями – это неразрывная связь жизни и смерти. Листья на Дереве говорят нам о бесконечности вселенной, о перерождении человека после ухода в мир богов. Жизненный путь короток, но он не заканчивается, а наоборот продолжается после перехода в другой мир.

Кому подходит амулет и как его сделать?

В славянской мифологии оберег Древа Жизни — мощнейший амулет. Для своих функций он черпает космическую энергию из пространства. В первую очередь он направлен на защиту. Защищал он изначально род, семью, дом, очаг. Именно по этому у славян считался женским знаком. Таким же как знак Берегиня и звезда Лады.

Амулет защищал род, передавая свою силу из поколения в поколения. Призывал на защиту семьи богов и уже ушедших к ним людей. Он указывал на правильно выбранный путь, на непрерывность пути, на бессмертие в смысле перерождения и кругооборота в жизни. Идеальный талисман для хранительницы очага, для беременной женщины, для матери.

В широком понимании оберег помогал преодолевать трудности, дарил мир и покой, избавлял от ссор и скандалов. В дальнейшем Мировое Древо стал универсальным амулетом. Использовался для избежания ссор, ругани, сохранения спокойствия и гармонии в работе, в делах, с коллегами, подчиненными, друзьями. Сегодня амулет могут носить и бизнесмены, стремясь вывести свой бизнес на новый уровень и достичь согласия в работе с компаньонами.

Знак можно носить на себе или повесить в стенах дома. В последнем случае он будет щитом от всего негативного: сглаза, порчи, зависти и проклятий.

Можно купить любой талисман в эзотерическом магазине, но наши предки изготавливали их сами или обращались за помощью к колдунам и волхвам.

Амулет можно носить на шее или вшить в одежду. Его свойства усилятся если:

  • у вас чистые помыслы и светлые желания;
  • вы искренне верите в силу оберега;
  • ручная работа удваивает космическую энергетику.

Обращение к оберегу в заговорах и славянских обрядах

В славянских верованиях Древо мира было центром обрядов. Его одушевляли и считали неотъемлемой часть жизни и окружающей действительности.

Образ Дерева присутствовал в похоронных славянских обрядах. Изначально наши предки хоронили своих покойников на деревьях! Затем живые деревья стали заменяться на столбы с домиками наверху — домовинами. В них засыпали сожженный пепел — человеческий прах.

Еще наши предки строили свои жилища вокруг деревьев. Дерево в центре поселения или даже самого дома — хорошая примета.

Древу молились, правда потом его изображение заменилось на столб-идол. Сегодняшние поминания о столбах — это отголоски религий тех времен.

Древо занимало центральную роль в обрядах разных народов. Некоторые мы выполняем и сейчас, не задумываясь о происхождении традиции. Например наряжаем новогоднюю елку и водим вокруг нее хоровод.

Рисунки и фото с описанием

Стилистическое изображение Древа Жизни. В орнаменте картинки четко видно симметричное Древо с густыми ветками, цветами, гнездом наверху, и птицами по бокам. Подобные орнаменты украшали старинную одежду и предметы быта.


Современная вышивка Дерева Мира. В центре густой кроны сова, рядом с ней упрощенно нанесены птицы, листья, цветы. У дерева мощный ствол и густые корни. В основании — сердце, символизирующее людей.


Фольклорное изображение Мирового Древа в исполнении современных художников. Ствол и крону населяют животные и птицы, герои сказок и легенд, мифические существа. Через крону проходит радуга, луна и солнце.


Оберег в виде Древа Жизни. Материал дерево. Изображает вписанную в круг славянскую руну жизни.


Металлический амулет. Представлен в виде Скандинавского Дерева с соединяющимися корнями и кроной. Для скандинавов характерно изображать ветки переходящие в корни с помощью неразрывных линий. Дерево вписано в круг из геометрического орнамента.


Амулет который легко сделать дома. Из проволоки выполнен круг, внутрь добавлено дерево. Кончики ветвей украшены бисером, бусинками, стразами.


Мировое Древо присутствует во многих древних верованиях и обрядах. Оно было и оберегом-талисманом для наших предков, и центром мира, и связью с потусторонними силами, и жилищем для мистических персонажей и богов. Основа религии, часть повседневных обрядов, защитник очага и рода.

Сегодня Древо может также выступать оберегом для людей и их жилища. Оно несет в себе вековую мудрость, покой, защиту. Храните обычаи своих предков, почитайте их мудрость и они помогут вам в трудной ситуации.

В мифологиях разных народов порой встречаются удивительные совпадения. Это и рассказы о потопе, смывшем всё живое с лица земли, и предания о могущественных божествах, что управляли стихиями и людьми, и истории о волшебных сокровищах и чудесных вещах. Однако самым ярким примером сходного восприятия многих древних цивилизаций является Мировое Древо.

Многие племена, населявшие разные уголки нашей планеты, верили, что мир держится на этом могущественном дереве, которое соединяет разные миры и обладает поистине магическими силами. Каким же было Мировое Древо в мифах наших предков, древних славян? Каким его видели иранцы и скандинавские племена? Какое великое Чудо находилось у подножия Дерева Жизни?

Мировое Древо сравнивают с мировой осью

Мировое Древо сравнивают с мировой осью

Мировое Древо – центр Вселенной

Начиная наше знакомство с легендами о Мировом Древе, хочу начать с версий относительно того, как оно могло появиться в совершенно разных мировых культурах, в фольклоре народов, что не были связаны друг с другом.

По мнению исследователя В.Н.Топорова образ Мирового Древа может быть олицетворением оси мира, вокруг которой и создаётся наша жизнь. Мифическое дерево являлось подобием центра мироздания, однако оно появляется далеко не у всех народов.

Другой учёный, Ю.Е.Берёзкин, в своих трудах склоняется к тому, что с Мировым Древом могло быть связано банальное поклонение древесным символам и божествам, ведь не секрет, что многие древние племена смогли выжить за счёт использования древесных ресурсов. Мировое Древо наши далёкие предки неизменно связывали с жизнью.

Древо с острова Буяна

На мой взгляд, наиболее ярким и величественным Мировое Древо выступает в славянских преданиях. Оно ассоциировалось с Вселенной, с её главной осью, которая удерживала в равновесии три мира: небесный, земной и подземный.

Внешне напоминало оно огромный дуб, что кроной поддерживал небеса, не давая им упасть на землю. У его подножия лежал, свернувшись, гигантский змей. Это чудовище охраняло главное сокровище – Алатырь-камень.

Этот волшебный минерал также был порождением вод, как и сам остров Буян. Силу же камню дало Мировое Древо, отчего Алатырь мог наделять человека немыслимой силой, лечить от любых недугов и даже дарить бессмертие.

Интересно, что власть Мирового Древа распространялась не только на его острове. Славяне верили, что всякое обращение к этому волшебному центру мира, любое его упоминание принесёт успех.

Так, к примеру, Мировое Древо нередко упоминается в заговорах или свадебных обрядовых песнях. Более того, когда начинали строить избу, в центре ставили деревце, что должно было стать миниатюрной копией Мирового Древа, а значит, привлечь в жильё благополучие и гармонию.

Со временем в строительстве этот обычай исчез, зато вернулся к нам в совершенно новой ипостаси. И в наше время мы устанавливаем дерево в своём доме. Да-да, я имею в виду новогоднюю ёлку (или рождественское дерево, как называют её в европейских странах). И, словно соблюдая ритуал наших предков, в праздничные новогодние дни мы просим успехов и радости в наступающем году.

В понимании славян Мировое Древо было центром и источником всей жизни

В понимании славян Мировое Древо было центром и источником всей жизни

Мировое Древо – основа жизни и путь божества

Народы Древнего Ирана тоже слагали истории о Мировом Древе. В их легендах описывается, что растёт оно неподалёку от источника Ардвисури.

На вершине дерева жил прародитель всех птиц, Сенмурв. Он хватал клювом семена дерева и рассыпал их по земле. Его крылатый помощник подхватывал чудесные семена жизни и бросал их в источник.

В определённое время к воде подходила напиться священная звезда. Она пила влагу и после разливала по земле дожди, вместе с которыми падали и прорастающие семена. Именно благодаря Мировому Древу на земле выросли разные растения, появились животные и человек.

Если славяне часто представляли Мировое Древо как дуб или берёзу, то в скандинавских легендах оно сравнивается с ясенем. Называлось оно Иггдрасиль, а в его прожилках тек не древесный сок, а сладкий волшебный мёд.

Верховный бог Один, конечно, не превращал дерево в коня, однако использовал его с той же целью – для перемещения в разных мирах. Скандинавы верили, что бог путешествует, спускаясь от кроны дерева к корням или поднимаясь обратно. Иггдрасиль воплощал собой не только связь между мирами, но и единство светлых и тёмных сил, что мирно сосуществовали у священного дерева.

Мифы тюркских народов сохранили предания о Байтереке. Он представлял собой исполинское дерево у Мировой реки, что находится на краю света. А вот у арабов Мировое Древо напоминало лотос, что является наивысшей ступенью для того, кто, возвышаясь, поднимается к Аллаху.

Мировое Древо поддерживало гармонию между тремя мирами

Мировое Древо поддерживало гармонию между тремя мирами

Легенды о Мировом Древе были распространены у самых разных племён, а каждый из народов наделял волшебное Дерево Жизни своими свойствами и особенностями. Во многих культурах есть рассказы о связи противоположных миров и даже сил, что в гармонии жили у божественного дерева. Даже добро и зло на время прекращали свою борьбу, стараясь не нарушить гармонии. Но я считаю, что главная в этих легендах истина совсем проста. Она подчёркивает, что все мы, независимо от национальности и места проживания, является детьми одной земли.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Почему именно образ дерева стал одним из основных в славянской мифологии?

Жизнь славян была тесно связана с лесом.

Он поражал воображение древнего человека своей красотой и таинственностью и давал ему пищу, одежду, строительный материал.

В древности для человека не существовало неодушевленных предметов, и в образе дерева была найдена наиболее наглядная параллель с жизнью самого человека. Шум леса, шелест листьев воспринимались как разговор деревьев, а треск сломанной ветки и скрип сухого дерева - как болезненный стон. Дерево могло даже проливать кровь - сок. С увяданием дерева ассоциировалось горе. Так же как и человек, дерево проходило четыре стадии жизни: рождение, рост, старение, смерть.

Русским народом придумано огромное количество пословиц, связанных с деревьями:

Старое дерево скрипит, да не ломается.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Дерево не поранишь, соку не достанешь.

Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

Гни дерево, пока гнется; учи дитятко, пока слушается.

Русские художники часто изображают могучие деревья на своих полотнах как неотъемлемую часть русской природы.

Считалось, что некоторые породы деревьев (дуб, береза, сосна) могут быть доброжелательны к человеку, помогать ему своей энергией, и если к такому дереву прижаться

ладонями и затылком, то можно ощутить прилив сил. Такие деревья особенно почитались .

Славяне считали, что в каждом дереве живет душа. Срубить дерево равносильно убить человека и, чтобы срубить дерево для нужд, славянин выбирал особые дни и часы, разговаривал с деревом, приносил ему подарок, а после должен был взамен посадить несколько деревьев. С хвойного дерева, как особо ценного, необходимо было посадить 40 семян. Нельзя было рубить скрипучее дерево. Считалось, что в скрипучем дереве томится душа некрещеного умершего. Топором рябину нельзя сечь - пока не засохнет сама. Священные деревья не только не положено рубить, но и хворост около них собирать.

К категории почитаемых и священных относились и отдельные деревья, особенно старые, одиноко растущие в поле или вблизи целебных источников. К таким деревьям приходили, чтобы избавиться от болезней, сглаза, бесплодия. Люди приносили дары, вывешивали полотенца, одежду, лоскуты, молились. Через дупла и расщелины пролезали больные, как бы оставляя за пределами свои болезни.

Дерево соотносится с человеком по внешним признакам: ствол-туловище, ветки-руки или дети, сок - кровь. Есть мужские и женские деревья. У мужского дерева ветви растут вверх, а у женского в стороны. При рождении ребенка обязательно сажали дерево, веря, что дитя будет расти так же, как развивается дерево. Соответственно, высохшие или вывороченные с корнем деревья предвещают человеку смерть. В некоторых поверьях рост дерева вызывает истощение человека и приводит его к гибели. У восточных славян не разрешалось сажать у домов крупные деревья - считалось, что, если дерево перерастает посадившего его человека, то он умрет, а если перерастет дом, то погибнет вся семья. Деревьям отводится заметное место в славянской календарной и семейной обрядности. Ряженые в зелень, троицкие обряды с березой, свадебное деревце, ритуальные ветки на похоронах, украшение елочки на Рождество - все это мысли предков о вечной жизни.

Древо вошло в нашу генетическую память. Некоторые психологи считают, что дети, рисующие много деревьев, изображают именно древо жизни - древо рода, место встречи человека со Вселенной, символ всякого целого.

Древо жизни в славянской мифологии.

В представлении древних славян о мироздании Древо жизни имело символическое значение. В связи с этим, у них даже существовала поэтическая легенда .

В кроне дерева вызревают все известные плоды и цветы, произрастающие на земле. Семена их сыплются вниз, прорастают и дают людям богатый урожай. Крону дерева заселяют птицы, которые в русском фольклоре и прикладном искусстве символизировали доброе начало.

Мы можем видеть их в мезенской, борецкой, пермогорской и других народных росписях (рисунок 3).

У ствола Древа пасутся кони, олени или лоси – слуги древнего славянского бога солнца Стрибога. У корней Древа изображались цветы, травы, а иногда и рыбы, змеи, лягушки.

Древо жизни - символ никогда не прекращающегося развития, вечного обновления на Земле. Древо жизни - живой символ единства всего мира, связывающий воедино три зоны Вселенной - небо, в котором пребывает его крона, землю, откуда произрастает его ствол, и царство подземное (корни).

Одно из важных мест среди этих знаков заклинательного орнамента занимает древо жизни.

Деревья изображались на вышитых полотенцах, на рубахах, передниках, кокошниках; расцветали чудесными цветами на расписных сундуках, поставцах и прялках, на буквицах.

Мировое дерево в славянской мифологии.

Один из вариантов мирового древа - древо познания. Представления о нем связаны с глубиной постижения окружающего мира, с нахождением истины. Образы древа познания и древа жизни описаны в Библии. Древо жизни — это райский образ небесного хлеба, вкушая который, человек будет жить вечно.

«…И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь.

И сказала жена змею… Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

И сказал змей жене: нет, не умрете;

Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло.

И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому, что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

И открылись глаза у них обоих…

И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.

Изгнание из рая, отлучение от древа жизни связано с представлением об утраченном бессмертии.

Сербская церковь сохранила древнейший обычай — плач о древе жизни, оставленном в раю. В праздник Рождества Христова выносится дерево (дуб) с листьями и висящими на нем яблоками. Дерево является символом вечности. Под печальные песнопения ствол опускают в огонь и листья мгновенно увядают. Эти листья люди благоговейно берут себе на память о древе жизни, а к яблокам никто не прикасается.

В образе мирового древа воплотилась символическая связь по вертикали трех миров: небесного, земного и подземного, само древо — это ось мира.

Вариантом мирового древа была модель вселенной с мировой горой. Любое вертикальное сооружение: церковь, пагода, пирамида (Вавилонская башня) — являлось вертикалью в центре вселенной. В русской крестьянской избе такой вертикалью была печь.

У славян мировым древом считался дуб, он часто упоминается в устном народном творчестве. По представлениям древних, именно на дубе держатся три великих мира — небо, земля, ад. На его ветвях гнездятся птицы-молнии, а у корней лежит страшная змея. Возле дуба текут целебные источники. Сохранились предания о дубах, существовавших еще до сотворения мира. Известна сказка о том, как старик полез на дуб, выросший до самого неба.

Считалось, что особыми свойствами обладает осина. Убитую змею надо было повесить на осину (иногда на ясень), чтобы змея не ожила и не укусила. Осина спасала от колдунов и от ведьм. По преданию, Иуда, предавший Христа, повесился на осине, от этого до сих пор трепещут ее листья даже в безветренную погоду.

Ива и верба в народном сознании были связаны с началом жизни, так как первыми зацветают после зимних холодов. Во время входа Иисуса в Иерусалим народ приветствовал его пальмовыми ветками. На Руси пальмовые ветки заменяются ветками вербы или ивы, отсюда и название праздника - Вербное воскресенье.

У земледельческих народов образ мирового древа заменялся изображением Вселенной в женском облике. В орнаментах женские фигуры перемежались с растительными символами.

Изображение Древа жизни в декоративно – прикладном искусстве.

Древо жизни в мезенской росписи.

Довольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый интерес представляет композиция из трех деревьев: два одинаковых дерева располагаются симметрично по отношению к центральному дереву, выделяющемуся относительно большим размером. О том, что подобный сюжет не случаен на мезенских прялках, свидетельствует факт, что тот же сюжет имеет место в росписи старинной мебели в мезенских домах.

Древо жизни в пермогорской росписи.

В пермогорской росписи с деревом связывались представления о могуществе сил природы, о зависящем от нее благополучии человека, его счастье. В ней трансформируются народные представления о древнем, одном из излюбленных в русском народном искусстве, образе.

Древо изображено с толстым черным стволом и тонкими веточками-прутиками, с круглыми листиками. Сверху ствол заканчивается крупным тюльпанообразным цветком. На ветках расположились птички. Они невелики по размеру, но выделяются на фоне хрупких ветвей плотными черными силуэтами и напоминают тетеревов.

Узоры из деревьев как основные и самостоятельные, отмечались довольно редко: обычно они комбинировались с другими мотивами. Древо становилось центром композиции, к которому обращались животные, птицы.

Древо жизни в борецкой росписи.

Широко представлен в росписи образ Древо жизни в окружении птиц и животных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его эстетическую ценность, художественный вкус и является частью его истории.

В народных росписях сказалось стремление отразить в наиболее полном виде окружающую крестьянина действительность, особенно природу. Деревья изображались ветвистыми, с мощными кронами, покрытыми цветами. На них помещались птицы. В этих изображениях мы встречаемся с отзвуками поклонения священному Древу Жизни, игравшему большую роль в мифологических представлениях далёкого прошлого.

Жизнь каждого человека можно представить как дерево. Почва для корней древа жизни каждого человека – семья, в которой он растет. А самое главное в семье, что ее объединяет и укрепляет – любовь. Только любовь и уважение членов семьи, их поддержка друг другу помогает семье во всех невзгодах. Что еще помогает нашему дереву жизни расти, дает необходимые жизненные силы – знания, чувства долга, любовь к Родине.

Давайте представим себе крону нашего воображаемого дерева жизни, в которой вызревают плоды или распускаются цветы. Плоды – это результат жизни человека, то, что он оставит после себя, и чем смогут воспользоваться другие люди. Цветы – это его дети.

Древо Жизни, по представлению древних, это центральная ось Вселенной, оно объединяло вокруг человека весь окружающий мир.

Мировое Древо – это символ бесконечности и повторяемости жизни, отражение размышлений людей о бессмертии человечества – как семя, брошенное в землю, снова возрождается к жизни, так и человек, умирая, продолжает жить в своих потомках.

Ушли в прошлое утилитарные функции орнаментированных предметов быта, посуды. Давно забыто магическое значение орнамента. Однако возросший в обществе интерес к национальному наследию убеждает нас в том, что народное искусство – живая культура, способная развиваться в нашем современном мире.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. – М., 1983.

2. Тимофеева Л.Ф. Крестьянская роспись мастеров Борка.- Архангельск, 2004

3. Шпикалова Т.Я. Народные росписи Русского севера. – Ханты – Мансийск, 1999



Вселенная представлялась нашим предкам-славянам величественным деревом, чья крона упирается в небеса, а корни оплетают преисподнюю. В вершине этого дерева сияли солнце и луна, мерцали звезды, ниже царствовали птицы, ствол был отдан во владение трудолюбивым пчелам; у корней плодилась всякая живность, а под корнями таятся змеи, бобры, кроты, землеройки, а также всякая нечисть и нежить.




Ой, сыграем свадьбу - дело молодое,
Дело молодое, древо мировое,
Древо мировое от земли до неба,
Принеси нам, боже, и вина, и хлеба.
Принеси весною нам тепла и света,
Принеси зимою нам побольше снега.
Ой, сыграем свадьбу вьюноши с дивчиной
Ясна соколенка с птахою невинной.
Дело молодое, время золотое,
Время золотое, древо мировое.

Солнышко, навеки над селом зависни,
Расцветай на радость, древо новой жизни!
Жаворонки звонко бога превозносят,
Пчелы в дупла древа цвет медовый носят.
Облака над древом вольный ветер гонит,
Горностай под древом малых деток холит.
Ой, сыграем свадьбу в тереме высоком.
Славься, соколиха! Славься, ясен сокол!




Часовских Кирилл (Gandharva).Мировое древо




Древо жизни, дерево, акрил, лак, 2009
Музей славянской мифологии


Род един и многолик одновременно, как и сам человек. По-разному его называют: Род, Крышень, Вышень, Сварог, Белобог. Есть и тайные имена. Всё это и есть проявления вселенского разума, первородной мужской энергии, животворящего начала.

Вещие птицы, посланницы Богов, изображенные по обе стороны от Рода, поют людям Божественные гимны и предвещают будущее тем, кто умеет их слышать.









ничегошеньки подобного раньше не знала. спасибо! а то навроде неруси какой, понятия ни о чем былом. а в школе так и не проходят этого поди.

fufala, В школе? Конечно не проходят. Точно ты сказала, навроде нерусей воспитывают.. И нас также воспитывали.

Английские исследователи паранормального нашли Валинор

Читайте также: