Миф как первичная форма сознания и культуры конспект кратко

Обновлено: 06.07.2024

Целью данной контрольной работы является анализ мифа как первой формы культуры.

1. Провести анализ литературы по данной тематике.

2. Рассмотреть миф как первую форму культуры.

3. Проанализировать специфику мифа как первой формы культуры.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что мифология – это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность фантазии, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. Мифология синтезировала в себе различные функции мировоззрения. Однако они были еще недостаточно развиты. В них в основном преобладали нормативно – регулятивная и оценочная функции. Все происходящее в мифах приобретало значение своеобразного образа для воспроизведения. Наряду с повествованием о событиях, важных для людей, их настоящем и будущем, утверждалась принятая в обществе система правил и ценностей. Это было своеобразное моделирование человеческого поведения в определенных условиях. Мифы служили своего рода способом сохранения жизненного опыта народа. При этом запоминались не только представления о действительности, но и приемы мышления, которые помогали ориентироваться в окружающем мире.

Исследование мифа как форма культуры и измерения человеческой души занимает важное место в культорологии. Основополагающий вклад в понимание мифа внесли Ф. Гегель, З. Фрейд, К.Г. Юнг, Дж. Дж. Фрэзер, Л. Леви – Брюль, К. Леви – Стросс, проблемами мифа много занимался выдающийся русский философ А.Ф. Лосев. Идея этих авторов положены в основу нашего изложения.

1. Миф как первая форма культуры

Целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека. Воображение – великий дар природы, драгоценное качество людей, их творческая энергия. Воображение древнего человека создало царство мифа. Люди искали ответы на волнующие их вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.

Миф – не сказка. Сказка – вымысел и осознается как вымысел, увлекая человека мечтой об иной действительности. Миф отождествляет мечту с реальностью.

Миф — это яркая и подлинная действительность, ощущаемая, вещественная, телесная реальность, совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий мысли и жизни, обладающая своей собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой и в то же время содержащая в себе возможность отрешенности от нормального хода событий, возможность существования иерархии бытия.

Миф — собственно повествование, сказка, особенно история богов. Мифы содержат религиозно окрашенные изображения явлений и процессов природы и миро, воплощенных в человеческих образах. Духовные и природные силы выступают в них как боги и герои, совершающие поступки и переживающие страдания наподобие человеческих. Мифы разделяются на теогонические, изображающие рождение и возникновение богов, космогонические, где описывается возникновение мира благодаря действиям богов, космологические, описывающие построение и развитие мира, антропологические, повествующие о сотворении человека, ею сущности и предназначенной им богами судьбе, сатериологические, имеющие своей темой спасение человека, и эсхатологические, где говорится о конце света, человека и богов. В более широком смысле под мифом понимается изображение метафизических связей природной и человеческой жизни, собранное из элементов реальности и использующее эти элементы кок символы божественных и метафизических сил и субстанций, причем сущность явлений изображается в образах, о не в понятиях; таковы созданные Платоном мифы, при помощи которых он мог легче, ярче и в более доступной форме выразить свои метафизические идеи. Кроме того миф — это своеобразный способ духовного освоения действительности, взгляда на мир характеризуется тем, что все вещи и явления воспринимаются в нем как сопричастные друг другу.

Миф — явление многозначное, совмещающее в себе два аспекта - взгляд из прошлого или в прошлое (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего (синхронический аспект).

Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу. За этот период, длившийся десятки тысячелетий, мифология прошла в своем развитии ряд ступеней, породила множество форм, выражающих различные этапы становления и развития доклассового общества.

Основной формой мировоззрения первобытной культуры является мифологическое.

Мифология (от греч. mythos – сказание, предание; logos – слово, учение) – это особая форма общественного сознания, специфический способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями о небывалых существах, явлениях, процессах. Миф – первая форма освоения мира человеком, первая историческая форма мировоззрения.

Мифологическое мышление оперирует, как правило, конкретным и персональным, манипулирует внешними, чувственными качествами предметов; объекты сближаются по вторичным качествам, по смежности в пространстве и во времени. То, что в научном анализе выступает как сходство, в мифологическом объяснении выступает как тождество. Конкретные предметы, не теряя своей конкретности, могут становиться знаками других предметов или явлений, то есть их символически заменять.

Одним из важнейших элементов мифологического мировоззрения являются космологические мифы. Тематически космологические концепции можно поделить на несколько групп.

Зооморфные модели мира – представления о животных как опоре мироздания, о вселенной как космически огромном звере.

Антропоморфная модель мира – представление о вселенной как космически громадном человеческом теле)




С мифологией были тесно связаны древнейшие религиозные взгляды, которые были разнообразны, нередко тесно переплетались либо сосуществовали, что позднее нашло свое отражение в развитых религиях древнейших цивилизаций. К ним относятся

· магия (вера в способность человека воздействовать на предметы и явления природы сверхъестественным способом),

· фетишизм (вера в сверхъестественные свойства отдельных предметов),

· тотемизм (вера в существование связи между родовой группой людей и их тотемом – видом животных, растений, каким-либо предметом или явлением природы),

· анимизм (вера в души, заключенные в телах, или в духов, существующих самостоятельно),

· аниматизм (представления об одушевленности всех предметов и явлений природы).

Как и многое, что имелось в жизни первобытного человека, религиозные представления были призваны обеспечить выживание рода. Религия объясняла явления окружающего мира, указывала способы реагирования на те или иные события, происходящие в нем, намечала путь существования в гармонии с окружающей природой. Эти воззрения были достаточно устойчивы для того, чтобы при отсутствии внешних воздействий, не изменяясь, существовать тысячелетиями.

Внешним проявлением религии был ритуал. Древние народы выработали множество ритуалов, регламентирующих поведение человека в различных жизненных ситуациях. Все эти ритуалы были связаны с религиозными представлениями.

Основной формой мировоззрения первобытной культуры является мифологическое.

Мифология (от греч. mythos – сказание, предание; logos – слово, учение) – это особая форма общественного сознания, специфический способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями о небывалых существах, явлениях, процессах. Миф – первая форма освоения мира человеком, первая историческая форма мировоззрения.

Мифологическое мышление оперирует, как правило, конкретным и персональным, манипулирует внешними, чувственными качествами предметов; объекты сближаются по вторичным качествам, по смежности в пространстве и во времени. То, что в научном анализе выступает как сходство, в мифологическом объяснении выступает как тождество. Конкретные предметы, не теряя своей конкретности, могут становиться знаками других предметов или явлений, то есть их символически заменять.

Одним из важнейших элементов мифологического мировоззрения являются космологические мифы. Тематически космологические концепции можно поделить на несколько групп.

Зооморфные модели мира – представления о животных как опоре мироздания, о вселенной как космически огромном звере.

Антропоморфная модель мира – представление о вселенной как космически громадном человеческом теле)

С мифологией были тесно связаны древнейшие религиозные взгляды, которые были разнообразны, нередко тесно переплетались либо сосуществовали, что позднее нашло свое отражение в развитых религиях древнейших цивилизаций. К ним относятся

· магия (вера в способность человека воздействовать на предметы и явления природы сверхъестественным способом),

· фетишизм (вера в сверхъестественные свойства отдельных предметов),

· тотемизм (вера в существование связи между родовой группой людей и их тотемом – видом животных, растений, каким-либо предметом или явлением природы),

· анимизм (вера в души, заключенные в телах, или в духов, существующих самостоятельно),

· аниматизм (представления об одушевленности всех предметов и явлений природы).

Как и многое, что имелось в жизни первобытного человека, религиозные представления были призваны обеспечить выживание рода. Религия объясняла явления окружающего мира, указывала способы реагирования на те или иные события, происходящие в нем, намечала путь существования в гармонии с окружающей природой. Эти воззрения были достаточно устойчивы для того, чтобы при отсутствии внешних воздействий, не изменяясь, существовать тысячелетиями.

Внешним проявлением религии был ритуал. Древние народы выработали множество ритуалов, регламентирующих поведение человека в различных жизненных ситуациях. Все эти ритуалы были связаны с религиозными представлениями.

Миф — сказание, предание особого рода. Его главная особенность: миф — это вымысел, принимаемый за правду. Представи­тели той культуры, в которой миф рождается, он воспринимается как правда, в него верят как в истину. В мифах так или иначе выражается имеющийся у людей опыт жизни и деятельности. То, что они имеют дело с мифом, обнаруживается лишь людьми другой культуры, у которых иное видение мира. Прин­ципиальное отличие мифа от сказки , а также от всякого художественно­го вымысла в том, что он претендует быть достоверным описанием реальности.

Мифология выступает не просто как собрание мифов, но и как культурная форма (форма общественного сознания), в кото­рой люди воспринимают и осознают окружающий мир, запечатлевают накопленный ими жизненный опыт, сохраняют и передают его из по­коления в поколение.

Для мифов характерны следующие черты.

Любой миф связан с какими-то наблюдаемыми фактами. Мифоло­гические вымыслы возникают в умах людей для того, чтобы дать объяснение наблюдаемым явлениям. В мифотворчестве переход от наблюдений к объясняющему их вымыслу делается в соответствии с двумя основными принципами:

Эти принципы определяют своеобразную логику мифологического мышления.

Мифы в современной культуре.

Мифология в условиях цивилизации перестает быть фундаментом всей культуры. Современная мифология отличается от древней. Она менее устой­чива, многое в ней изменяется под влиянием перемен в общественной жизни. Она более разнообразна но своему смысловому содержанию. Современные мифы вбирают в себя элементы, заимство­ванные из других культурных форм, в том числе и из науки. Они не столь образны, как древние мифы, хотя, как правило, сохраняют свой­ственные им наглядность, простоту, доступность для обыденного со­знания. В современном мифологическом мышлении, как и прежде, царит дух мистицизма, однако многие мифы XX в. выступают в облике рационального знания.

В современной культуре имеют хождение мифы различного вида.

Содержание

Введение
1. Миф как наиболее ранняя форма духовной культуры
2. Особенности мифологического мышления
3. Мифология как предшественник и антипод философии
4. Элементы мифологии в общественном сознании XX века
5. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Миф как наиболее ранняя форма духовной культуры.docx

Министерство образования Российской Федерации

Красноярский государственный университет им. В.П. Астафьева

Контрольная работа

по философии

студентка II курса

факультета русского языка

1. Миф как наиболее ранняя форма духовной культуры

2. Особенности мифологического мышления

3. Мифология как предшественник и антипод философии

4. Элементы мифологии в общественном сознании XX века

5. Список используемой литературы

1. Миф как наиболее ранняя форма духовной культуры

Мифология ( от греч. mifos - предание, logos - слово, понятие, учение ) - форма общественного сознания, характерная для ранних стадий общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы существовали у всех народов мира.

Особое и очень важное место занимают мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ: добывании огня, изобретении ремесел, земледелия, а также установлении среди людей определенных социальных институтов, правил, обычаев и обрядов. Их введение обычно приписывается культурным героям. К мифам о культурных героях примыкают (почти составляя их разновидность) близнечные мифы (где образ культурного героя как бы раздваивается: это два брата-близнеца, наделенные противоположными чертами: один добрый, другой злой, один делает все хорошо, учит людей полезному, другой только портит и озорничает).

В мифологии развитых аграрных народов существенное место занимают календарные мифы, символически воспроизводящие календарные циклы. Аграрный миф об умирающем и воскресающем боге очень хорошо известен в мифологии Древнего Востока, хотя самая ранняя форма этого мифа зародилась еще на почве первобытно-охотничьего хозяйства (миф об умирающем и воскресающем звере). Так родились мифы об Осирисе (Древний Египет), Адонисе (Финикия), Аттисе (Малая Азия), Дионисе (Фракия, Греция) и др.

Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира. Миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Человеку с самых ранних времен приходилось осмыслять окружающий мир. Мифология и выступает как наиболее ранняя, соответствующая древнему и особенно первобытному обществу форма мировосприятия, понимания мира и самого себя первобытным человеком, как первоначальная форма духовной культуры человечества. То или иное осмысление какого-либо явления природы или общества сначала зависело от конкретных природных, хозяйственных и исторических условий и уровня социального развития, при котором жили народы – носители данной мифологии. Кроме того отдельные мифологические сюжеты могли перениматься одним народом у другого, правда, вероятно, только в тех случаях, когда заимствованный миф получал осмысленное место в жизни и мировоззрении воспринимающего народа в соответствии с его конкретными условиями жизни и достигнутым им уровнем развития. Но мифология представляет собой очень своеобразную систему фантастических представлений об окружающей человека природной и социальной действительности. Причины, по которым вообще должны были возникнуть мифы (т. е. ответ на вопрос, почему восприятие мира первобытным человеком должно было принять такую своеобразную и причудливую форму, как мифотворчество), следует, по-видимому, искать в общих для того уровня культурно исторического развития особенностях мышления.

2. Особенности мифологического мышления

Миф – это, прежде всего, первая форма сознания, отделившегося от практики. Правда, это отделение пока еще весьма относительно, ибо мифологический образ мыслей предполагает и мифологический образ действий человека в мифологическом мире. Будучи первой стадией разложения синкретического единства практики и познания, миф в то же время сохраняет свой познавательный синкретизм, что обусловливает многие его особенности среди других феноменов первобытного сознания.

К числу таких особенностей принадлежит в первую очередь антропологизм мифа: вся вселенная мифа – это вселенная человеческих существ. Человек переносил на природные объекты свои собственные свойства, приписывал им жизнь, человеческие чувства. Выражение сил, свойств и фрагментов космоса в качестве конкретно-чувственных и одушевленных образов порождало причудливую мифологическую фантастику. Космос часто представляется в мифах живым великаном, из частей которого может быть создан мир. Тотемистические предки рисуются существами двойной – зооморфной и антропоморфной – природы и с легкостью меняют свои обличья. Болезни имеют вид чудовищ, пожирающих души. Сила может быть выражена многорукостью, а хорошее зрение – многоглазием и т. д. При этом все боги, духи, герои связаны чисто человеческими, семейно-родовыми отношениями. Покуда природная сила прямо отождествляется с антропоморфными силами (демоном или мифическим предком), до той поры в мифе отсутствует символизм.

Символизм мифа представляет его важнейшую черту. Нерасчлененность первобытного мышления проявилась в неотчетливом разделении в мифологическом мышлении субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и ее атрибутов, единичного и множественного, пространственных и временных отношений, начала и принципа, т. е. происхождения и сущности. Конкретные предметы, не теряя своей конкретности, могут становится знаками других предметов или явлений, т. е. их символически заменять. Заменяя одни символы другими, мифическая мысль делает описываемые ее предметы как бы более умопостигаемыми (хотя полное преодоление метафоризма и символизма в мифе невозможно).

Мифы дошли до нас с древних времен, когда-то люди верили в них, а потом перестали.

Под мифологией же понимается совокупность мифов, созданных каким - либо народом (или разными народами).

Миф — сказание, предание особого рода. В самом кратком виде его главная особенность выражается в таком определении: миф — это вымысел, принимаемый за правду. Люди, принимающие миф за правду, не могут видеть в нем вымысла; а те, кто считает миф вымыслом, не могут принимать его за правду. Значит, миф есть правда для одних людей и вымысел — для других.

Для древних людей их мифы были само собой разумеющейся, очевидной и не нуждающейся ни в каких доказательствах достоверностью. Поэтому мир, в котором они жили, значительно отличался от нашего: он был устроен иначе, наполнен вещами и процессами, которых в нашем мире нет, населен существами, способными существовать, по нашим понятиям, только в воображении. Составить некоторое представление об этом мире можно, опираясь на изучение следов первобытной мифологии в фольклоре современных народов, а также в архаических культурах, сохранившихся у африканских племен, у обитателей островов Океании, аборигенов Австралии, Америки, у некоторых северных народов. Анализ древних мифов показывает, что между мифами разных народов существует значительное тематическое сходство. В различных вариациях они повествуют об одном и том же: о происхождении и устройстве мироздания, небесных тел, земли, растений, животных, человека и его образа жизни — охоты, земледелия, ремесел, обрядов и ритуалов. В них неизменно, так или иначе, присутствуют фантастические описания богов, необычайных животных, загробного царства и пр. Мир древних людей, отраженный в их мифологии, был, с одной стороны, загадочным и непонятным. В нем какими-то неведомыми способами совершались необыкновенные чудеса. Возьмем, например, проблему происхождения мира. В разных мифах она решается несколько по- разному, но всегда предельно просто. Согласно одним мифам, мир вылупился из гигантского яйца; по другим — он появился из воды, или из воздуха, или из небесного огня; по третьим — родился от брака Дня и Ночи, и т. д. Древние мифы рисуют образы духов, управляющих различными явлениями и процессами. Наиболее могущественные, духи со временем становятся богами, которым люди поклоняются. Духи и боги в чем-то похожи на людей, но не обязательно существуют лишь в человеческом облике. В мифах живыми, одушевленными, разумными существами могут оказаться животные, растения и любые вещи и явления природы — камни, реки, горы, ветры, Солнце, Луна, звезды. Как с невидимыми духами, так и с одушевленными предметами люди общаются: просят о помощи, хвалят, ругают, наказывают, награждают жертвоприношениями.

Миф изображает человека в неразрывной связи с окружающей природой. Чаще всего люди оказываются потомками первой человеческой пары — мужчины и женщины, сотворенных богами из глины, земли, камня или песка. Разница между людьми и богами относительна. Люди, поднабравшись силы и мудрости от богов, тоже могут вершить необычайные дела.

С течением времени число мифов росло, они охватывали все больший круг природных явлений и человеческих дел. Разрасталась также совокупность обрядов и магических действий, которые люди совершали, вступая в общение с богами и природными силами. Мифы соединялись в большие мифологические системы, в языческие религии, представлявшие собою более или менее целостное мировоззрение, в рамках которого люди описывали и объясняли окружающую действительность и свое место в ней. Из древней мифологии также выросли и многое из нее вобрали в себя более поздние монотеистические религии, том числе и христианство. В истории европейской цивилизации огромную роль сыграла античная мифология — грандиозная мифологическая система, созданная древними греками и затем ставшая государственной религией Древнего Рима. Пантеон 112 античных богов, возглавляемых Зевсом (Юпитером), их образы и дела вписываются создателями мифов в реальную действительность настолько органично и убедительно, что эти боги в глазах людей той эпохи были столь же реальными существами, как и сами люди. Однако существовали и другие аналогичные системы — в Древнем Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Некоторые из них известны нам, по-видимому, лишь в значительно пострадавшем от времени виде. Это относится и к славянской мифологии.

Изучение древней мифологии позволяет заметить, что все мифы обладают некоторыми общими чертами, характеризующими их специфику:

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ФАНТАЗИИ С РЕАЛЬНОСТЬЮ (Человек, верящий в миф, живет в мире, наполненном смесью реальности и фантазии).

ОБЪЯСНЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЙ ФОРМЕ - миф подобен философии и науке, которые тоже ставят своей задачей объяснение действительности. Но философия и наука объясняют действительность с помощью абстрактных понятий и логичных рассуждений, а миф — с помощью наглядных образов и чувственных ассоциаций. Вместе с тем в мифе фантазия, облеченная в наглядно-образную форму, приобретает в большей или меньшей мере художественный характер. Благодаря этому миф выступает как произведение искусства.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАСЫЩЕННОСТЬ миф непосредственно затрагивает чувства людей. Он вовлекает их в переживание происходящих в нем событий. Человек, верящий в миф, чувствует себя причастным к этим событиям и зависимым от них. Это укрепляет его веру.

СВЯЗЬ С МАГИЕЙ. В мире мифических духовных сил и мифической смеси вымышленных и реальных связей между явлениями открывается возможность влиять на эти силы и связи с помощью магии — чародейства, колдовства, шаманства и пр. Магия, в отличие от производственно- трудовой деятельности, представляет собою совокупность разнообразных символических процедур, в которых за физическими, чувственно воспринимаемыми действиями (жестами, манипуляциями с вещами, словесными заклинаниями) скрывается духовное, мистическое содержание. Вера в силу магического обряда, как и вера в связанный с ним миф, не зависит от эффективности этого обряда. Более того, она способствует его эффективности. А если магия не дает желаемого результата, то это обычно объясняется не ее неэффективностью, а неверным проведением магических процедур или вмешательством каких-то враждебных сил.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Основополагающий вклад в понимание мифа внесли Г. В. Ф. Гегель, 3. Фрейд, К.Г. Юнг, Дж. Дж. Фрэзер, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, проблемами мифа много занимался выдающийся русский философ А.Ф. Лосев.

“Язычество”, как известно,— крайне неопределенный термин, возникший в церковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского. Этим термином должны были покрываться самые разнородные и разного исторического уровня религиозные проявления: и мифы античного мира, и представления первобытных племен, и дохристианские верования славян, финнов, германцев, кельтов или домусульманская религия татар.

Каждое племя имеет своих священных предков, которые чаще всего отождествляются с некоторым животным. Такая система верований получила название тотемизма. Тотем — это не просто животное, а божественное животное, нечто среднее между демоном, человеком и животным. Реальные животные вовсе не есть боги, однако в них мистически присутствует тотем, точно так же, как тотем мыслится в виде конкретного животного. И мифологическое мышление ничуть не смущается очевидной логической несовместимостью этих характеристик. В ответ на вопрос, действительно ли он верит в то, что предком его племени была выдра, индеец «объяснил, что они. вовсе не думают, будто это была такая же выдра; какие существуют сейчас.

Другим характерным для мифа верованием является фетишизм. Фетишизм есть обожествление особого предмета, который воспринимается, как носитель демонических сил и который мистически связан с судьбой данного племени. Предмет, к которому относятся подобным образом, и есть фетиш.

Анимизм (вера в души, заключенные в какие-либо тела, или в духов, действующих самостоятельно), аниматизм (представления об одушевленности всех предметов и явлений природы, их оживотворение),

Мифология в системе культуры древнего Востока.

К мифам Древнего Востока относятся практически все мифы народов мира, такие как:

Мифологические тексты воспроизводят различные этапы окультуривания человеком среды обитания. С одной стороны, это сюжеты, рассказывающие о возникновении природных ландшафтов, о циклической изменчивости природы, о самообновлении флоры и фауны и прочее. С другой стороны, это повествование о подвигах культурных героев, о созидании мира материальной и духовной культур. Так, например, в китайской мифологии вначале устроение земли понималось буквально как наведение богиней Нюйвой порядка в разрушенном хаотичном космосе. Позднее персонажи ранних мифов осушают землю, засевают поля, добывают огонь, плетут рыболовные сети, проводят дороги, словом, создают мир культуры.

Миф — это произведение устного народного творчества, сохранившее опыт поэтического осмысления действительности; это способ жизни, мышления, чувствования. Мифологические образы и сюжеты не трудно отыскать и в тех формах искусства, которые далеки от словесного воплощения — в скульптуре, в живописи, в архитектуре. Скажем, в Шумере храмы украшались изображениями не конкретных человекоподобных богов, а тотемами этих богов, являя как бы свернутую формулу ранних шумерских мифов (скульптурное оформление храма Энину является иллюстрацией мифологических сюжетов о Нингирсу и богине Узуд — священной козе). Достаточно высокая художественная культура шумеров. Отличаются красотой и художественным

совершенством их архитектура и скульптура. В Уруке был построен комплекс священных сооружений - зиккуратов, которые стали центром духовной культуры. В Шумере хорошо развилась скульптура, а также искусство пластики в металле: впервые золото использовалось в комбинации с серебром, бронзой и костью.

В словесном искусстве шумеры первыми применил способ беспрерывного рассказа о событиях. Это дало возможность создать первые эпические сочинения, самое известное из которых - эпическая легенда "Гильгамеш".

Мифы, имеющие временную протяженность, могут быть, следовательно, свернуты до символического образа. Склонность к символизации художественных форм (не только мифологических) — одна из типичнейших черт древневосточного искусства, вызванная желанием приостановить и обобщить в символической фигуре длительный человеческий опыт в постижении внутренней сути вещей. В символе идея остановлена, чтобы обнажить многомерность смыслов.

Принципы символического построения произведения лежат в основе китайской живописи и поэзии, воссоздающих в образной форме миниатюрные модели мира. Главная тема восточного искусства — тема перемен, вечного движения (смена времен года, многозначность душевного состояния, переменчивость настроения, чередование рождения и смерти и прочее) раскрывает иллюзорность, непрочность мира. Поэтому здесь присутствует двойной план, требующий многозначной оценки.

Каждый элемент древнекитайской живописи символичен (сосна — символ долголетия, бамбук — стойкости, мужества, аист — одиночества и святости). Восприятие такого произведения требует особого умения обнаруживать контексты, соединять символические образы в единую эстетическую картину. Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являются стенные росписи в пещерах Аджанты. В этом буддийском комплексе, состоящем из 29 пещер, живопись покрывает стены и потолки внутренних помещений. Здесь разнообразные сюжеты из жизни Будды, мифологические темы, сцены из повседневной жизни, дворцовая тематика. Все рисунки отлично сохранились, т.к. индийцы хорошо знали секреты стойких красок, искусство укрепления грунта.

Среди архитектурных сооружений Китая на первом месте по грандиозности и известности стоит знаменитая Великая Китайская стена, заложенная в III в. до н.э. для защиты от кочевников.

Иероглифы, украшающие древнекитайские свитки также несли на себе печать высокого сакрального смысла. Они были прекрасным дополнением к воплощенным в красках символам природы и помощником в истолковании философской сути произведения. Эта живопись, родившаяся в эпохи Тан и Сун, представляет совершенно специфический вид искусства. Она лишена декоративного начала и требуют внимательного вглядывания и погружения в суть изображенного. Китайская картина — свиток, родившийся из книги-свитка — живопись для образованных людей. Может восприниматься с позиций любования.

Важнейшим символом всей древневосточной художественной культуры является Солнце. Оно чаще всего представляется в мужском образе как родной сын и наследник небесного бога. Солнце наследует важнейшее качество этого божества — умение все видеть и все знать. В Индии оно под именем Сурья является оком Варуны, в Египте — оком Ра. Однако этот мифологический образ получил в различных культурах Востока дополнительные символические оттенки. Солнце как один из важнейших абсолютов древнеиндуистской культуры получило свое раскрытие через противоположные начала (белый-черный). С одной стороны, солнце — источник света, гонитель тьмы. С другой, оно темного черного цвета, пребывает в ночи. Второе значение связано с символом смерти. Солнце подобно смерти, разрушает мир, отмеряя его днем и ночью.

На примере символической природы Солнца видно, что семантика этого образа органично соединила в себе элементы различных культурных форм (философского, морально-этического, религиозного, собственно художественного и проч.). Именно на Востоке зародилась солярная (световая) религия. И именно солярное божество в процессе развития цивилизаций становится верховным государственным божеством. Искусство Востока, оперирующее столь многозначными образами-символами, не стремилось к четкому выделению художественной сферы из всеобщего социокультурного контекста.

Собственно эстетическое в культуре Древнего Востока нередко пересекалось со смыслами иного плана. В частности, египтяне важнейшим качеством мудрости считали умение зафиксировать мысль письменно — в иероглифах и рисунках. Египетская письменность является комбинированной, где каждое слово изображалось алфавитными, слоговыми и картинно-образными знаками. Искусство живописцев практически не отделялось от искусства писцов, то есть мудрецов и словесников. В Египте, Китае, других восточных культурах живописец нередко обрамлял свое произведение иероглифами, завершающими единое эстетическое целое. Такое соединение было не случайным. У египтян мудрость теснейшим образом связывалась с умением зафиксировать ее — письмом и изобразительным искусством. Это и неудивительно. Ведь древнеегипетские иероглифы произошли от рисунков, и пиктографические элементы (пиктография — картинное письмо) навсегда осталось в их текстах. Живописное изображение древним египтянином воспринималось как знак-образ, обладающий животворной силой. Создать изобразительный знак предмета — значило сберечь и увековечить жизненное начало. Но и иероглифическая надпись тоже знак, обладающий подобной способностью. Письменность, как и искусство, была в Древнем Египте частью религии, делом жрецов.

В художественной системе индо-буддистского Востока отдается предпочтение скрытой красоте, не до конца явленной взору, такой красоте, которая требует неспешного созерцания, отрешенности от суеты, одиночества и покоя. Акцент делается не на то, что явленно, а на то, чего нет, что пребывает в покое, создает ситуацию замены конкретного и однозначно воспринимаемого образа символическим.

Еще одна характерная черта старо индийской культуры есть выражение в художественных образах идеи поклонения богу любви - Камы. Базировался этот смысл на том, что индийцы рассматривали брачную пару бога и богини как процесс космического творения. Поэтому изображения божьей пары в крепких объятиях распространено в храмах. Индийцы верили в сансару – перерождение души после смерти в новом теле. Какое это будет тело – зависело от того, как человек себя вел в предшествовавшей жизни. В отличие от египтян, веривших, что вечная жизнь возможна только при сохранении тела, индусы вплоть до наших дней верят, что такой способ погребения только вреден душе – чтобы ее освободить, непременно нужно разрушить тело, для чего применяется обряд кремации.

При всем многообразии, а часто и несходстве культур Древнего Востока, можно обнаружить общие элементы в системе функционирования искусства.

Древневосточная художественная культура сохраняла магическое предназначение, столь характерное для первобытного общества. Так же как и их древние предки, народы первых восточных цивилизаций считали, что определенные действия, совершаемые над изображением, способствуют их осуществлению и относительно оригинала.

Художественная культура Древнего Востока воплощает в себе высокое синтетическое целое. Это уже не первобытный синкретизм, в котором существуют лишь зародышевые элементы будущих видов искусств, жанров, художественных форм наравне с элементами религии, политики, морали и проч. Но искусство пока еще ангажировано религиозной, философской, морально-этической системами, прочими общественными структурами.

Отсутствие завершенной собственно эстетической системы не означало, что древние не понимали специфических задач искусства. Еще шумеры считали, что художественная культура способна доставить человеку удовольствие от приобщения к высшим духовным ценностям, находящимся за пределами биологической природы. Вопрос лишь в смещении акцентов.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Миф как ранняя форма духовной культуры. Мифология в культуре древнего Востока.

Читайте также: