Мхк 6 класс конспект урока данилова

Обновлено: 04.07.2024

Изучение мировой художественной культуры открывает перед учащимися огромный и разнообразный мир традиций и обычаев разных народов в наследии поколений и их современной интерпретации. Цель занятий по предмету – получение знаний по содержанию национальных культур, воспитание толерантного отношения к их особенностям, развитие художественных способностей и вкуса – возможно с помощью пособий из этого раздела:

- Поурочных планов и конспектов, внеклассных разработок, планировок предметных недель, описаний инновационных методик,
- Сборников проверочных, тестовых и олимпиадных заданий для самостоятельной отработки навыков их выполнения и контроля знаний,
- Слайдовых презентаций с видеоматериалами, готовых проектов и ученических исследовательских работ,
- Разноплановых источников дополнительной информации.

Предварительный просмотр каждой работы в плеере позволит подобрать именно то, что вам нужно для обучения, подготовки к уроку или самообразования.

Факультативное занятие по МХК. 6 класс. Учебник Данилова Г.И. Тема:Новый завет. Бегство Святого Семейства в Египет.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_begstvo_svyatogo_semeystva_v_egipet.docx 32.63 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжеты и образы Нового Завета

Бегство Святого Семейства в Египет

Открытое факультативное занятие по МХК.

Учитель – Калныня Светлана Викторовна

Тип урока: Интегрированный урок МХК, технологии, литературы.

развитие у учащихся способности к личностно-смысловому восприятию и осмыслению особенностей сюжетов Нового Завета, воплощенных в произведениях изобразительного искусства; развить у детей собственное отношение к событиям Святого Семейства

  1. Познакомить с евангельским повествованием о бегстве Святого Семейства в Египет.
  2. Расширение культурно-художественного кругозора учащихся при знакомстве с сюжетами Нового Завета.
  3. Развитие у учащихся способности к личностному проживанию библейских событий.
  4. Постижение иконологического анализа через устойчивые сюжеты и изобразительные мотивы в художественных произведениях.
  5. Способствовать формированию умения связно излагать свои мысли.
  6. Способствовать развитию любви к поэзии.

Сочетание групповой и индивидуальной творческой деятельности.

У: - Проверим ваши знания изученного материала через тест. Приготовили карточки тестирования. Внимание на экран. Прослушайте внимательно вопрос и выберите только один правильный.

  1. За великое терпение, веру и любовь Бог дал Иоакиму и Анне дочь, которую нарекли Марией. Что означает это имя?
  1. Сколько лет исполнилось Марии, когда родители привели её в храм? а) 14

в) Леонардо да Винчи

а) Дева Мария и Святой Дух

б) Мария и архангел Гавриил

в) Дева Мария и Иосиф

б) дом богатых людей

в) ночлег для бедных

а ) неизвестный автор

б) Андрей Рублёв

7. Какое название картине дал Сандро Боттичелли?

а) христианский праздник, который отмечается на сороковой день после Рождества Христова

б) преподнесение даров в знак благодарности при рождении Иисуса

в) рассказ пророчицы Анны о чудесной встрече старца Симеона и Младенца.

  1. Знакомство с новым материалом. Бегство Святого семейства в Египет.(Презентация).

Вступительное слово учителя

Ирод с нетерпением ожидал возвращения волхвов. Когда же злой царь понял, что восточные мудрецы разрушили его планы, он пришел в страшный гнев и решился на ужасное злодеяние .

Ирод, не задумываясь, послал в Вифлеем отряд солдат, которому был дан бесчеловечный приказ истребить всех мальчиков младше двух лет, родившихся в городе и его окрестностях.

Ирод был уверен, что среди этих детей окажется убитым и Младенец Христос.

Рассматривание фрески Джотто ди Бондоне

Приказ Ирода был выполнен с невероятной жестокостью.

- Рассмотрим, ребята, работу итальянского художника Джотто ди Бондоне. Это фреска – роспись водяными красками по мокрой штукатурке.

Художник показал страшные лица воинов, пытающихся силой отнять у матерей их детей. Груда маленьких трупов продолжает расти. В горе и отчаянии матери пытаются спасти своих детей. Мы будто слышим их крик, раздирающий душу и сердце. Но солдаты безжалостны. Группа женщин, стоящих у здания, с мольбой взывает к Ироду.

- Прочитаем на с. 131 строка 3 снизу об эмоциях царя.

- Решительным жестом один из воинов направляет шпагу в младенца на руках одной из матерей. Ему вторит фигура палача в капюшоне – у них свирепые лица убийц.

Отряд воинов, ворвавшись в Вифлеем, начал поголовное избиение.

Матери старались укрыть своих младенцев-сыновей…

… но палачи вырывали их из материнских объятий и тут же закалывали.

Вифлеем и его окрестности наполнились плачем и рыданием.

Так жестоко Ирод расправился со сверстниками Младенца Христа. Они были первыми страдальцами, пролившими свою кровь за Господа.

Работа по картине

Художник прибегнул к библейскому сюжету об избиении младенцев неслучайно. Его многострадальный народ уже много лет находился под властью и гнётом Испании. Сколько мучений и унижений он претерпел! Библейская легенда о жестоком царе Ироде помогла автору добиться высоких художественных обобщений, выразить своё сочувствие погибшим, обездоленным и гонимым.

Познакомимся с произведением поближе, прочитав о содержании картины на с. 132 аб 1 снизу.

Но замысел царя Ирода не удался. Того, Кого искали палачи, уже не было в Вифлееме.

Чтение из Библии

Работа с отрывком из стихотворения в учебнике

Чтение отрывка из стихотворения

- Когда и куда необходимо бежать семейству? Что говорится об этом в стихотворении?

- Когда можно будет вернуться?

Иосиф встал, быстро собрал необходимые вещи, взял Богомладенца и вместе с Пресвятой Девой Марией тайно, темной ночью, отправился в сторону Египта.

По неведомым дорогам Святое Семейство пробиралось в страну фараонов.

Работа с произведением (листочки)

Послушайте произведение и ответьте на вопрос: Труден ли был путь святого Семейства?

По лесам бежала Божья Мать,

Куньей шубкой запахнув младенца.

Стлалось в небе Божье полотенце,

Чтобы ей не сбиться, не плутать.

Холодна, морозна ночь была,

Дива дивьи в эту ночь творились:

Волчьи очи зеленью дымились,

По кустам сверкали без числа.

Две седых медведицы в лугу

На дыбах боролись в ярой злобе,

Грызлись, бились и мотались обе,

Тяжело топтались не снегу.

А в дремучих зарослях, впотьмах,

Жались, табунились и дрожали,

Белым паром из ветвей дышали

Звери с бородами и в рогах.

И огнем вставал за лесом меч

Ангела, летевшего к Сиону,

К золотому Иродову трону,

Чтоб главу на Ироде отсечь.

- Труден ли был путь Святого Семейства? Какие эмоции они у вас вызывают?

-Прочитайте стихотворение про себя, отмечая простым карандашом тем места, в которых говорится об опасности пути.

В страшную ночь избиения младенцев в Вифлееме оно, возможно, уже переправилось через границу Иудеи и ночевало где-нибудь в тишине пустыни, вблизи древних пирамид и сфинксов…

Таким образом, Того, Кто пришел спасти мир, Кто так возлюбил людей, что и душу Свою и всего Себя готов был отдать на мучение за нас, мир встретил угрозами, ненавистью и гонением.

Истина пришла в мир, но люди больше возлюбили тьму.

Но это был не весь мир. Те, кто верили и ждали, встретили Христа иначе. Вифлеемские пастухи, благочестивый старец Симеон и восточные мудрецы признали в Нем Царя и поклонились Ему.

У: - Почему Иудейский царь Ирод решил уничтожить младенцев?

- Как был спасён младенец Иисус?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Разработка урока на тему :"Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства Розоцветных. Характерные особенности растений семейств Крестоцветных, Пасленовых."


Класс двудольные. Семейство Сложноцветные. Класс однодольные. Семейство Лилейные. 6 класс

Класс двудольные. Семейство Сложноцветные.Класс однодольные. Семейство Лилейные. Многообразие растений семейства сложноцветных.Роль в природе и жизни человека.Почти 25000 видов растений отн.


Модульный урок . Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные

Цель: изучить характерные признаки семейства Крестоцветные, Розоцветные, хозяйственное значение растений этого семейства; научиться определять растения по определительным карточкам и находить их в при.

Святые добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София

Открытый урок по православной культуре для 5 класса.


Конспект урока на тему: " Классы и семейства покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные".



Сценарий интеллектуальной игры по теме "Древний Египет". 5-й класс. "Путешествие в Древний Египет."

Интеллектуальную игру "Путешествие в Древний Египет" провожу как конкурс между командами пятых классов после изучения раздела "Древний Египет". Учащиеся готовятся к игре, получают .

Автор-составитель: Плешакова Лариса Владимировна, учитель мировой художественной культуры МБОУ ООШ с. Усть-Каремша Нижнеломовского района Пензенской области

Тема урока: Чудесное рождение Христа.

Цели урока: познакомить учащихся библейским сюжетом – рождением Иисуса Христа, воспитание нравственных ценностей, культуры восприятия произведений искусства, развитие познавательного интереса, эмоций и чувств.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Кому принесли Благую весть? (Деве Марии).

- Кто сообщил Деве Марии Благую весть? (Архангел Гавриил).

- В чём заключалась Благая весть? (Дева Мария станет матерью сына Божьего).

Дева Мария, воспитанная при Иерусалимском храме, по воле Божией была передана под покровительство восьмидесятилетнему старцу Иосифу, жившему в Назарете. В его доме и произошло Благовещение: архангел Гавриил явился Марии и открыл Ей величайшую тайну: у неё родится Сын, долгожданный Спаситель мира, Иисус Христос. Непостижимость этой тайны заключалась в том, что родится Он не от мужа земного, а от Бога, Отца Небесного. Старец Иосиф, также узнавший от архангела об этой тайне, стал служить Деве Марии не как обычной девушке, но как Матери Божией, Владычице всего мира.

III. Изучение новой темы.

1.Рассказ учителя и просмотр электронной презентации.


За много дней до рождения Христа в далёкой восточной стране на небе появилась странная, необычайная звезда. Первыми её увидели мудрецы-звездочёты. Их называли волхвами. Им были ведомы многие тайны природы и звёздного неба, но такой звезды они не видели ещё никогда. Мудрецы взяли древние книги и нашли в них предсказание: звезда возвещала о рождении в Святой Земле Палестине Царя. Царь – тот есть Господь, Владыка всего мира, принявший человеческий облик. И прочтя предсказание, волхвы не стали более медлить, а тотчас отправились в путь, захватив с собой богатые дары, чтобы принести их Царю мира.

Чудесная звезда вела мудрецов-волхвов и их караван с дарами. Звезда плыла над ними и указывала им путь. Шли волхвы – двигалась звезда на небе. Останавливались на отдых – замирала и звезда, и лучи её тихо мерцали над головами путников. Ведь та звезда была на самом деле ангелом Господним.


Дорога из Назарета в Вифлеем проходила через горные области, и Деве Марии с Иосифом пришлось нелегко: чтобы добраться до места, требовалось несколько дней.

В Вифлееме уже темнело, когда Иосиф и Мария вошли в городские ворота. Никто не обратил на них внимания. В городе были толпы людей, явившихся для переписи. Улицы гудели от разговоров: как вздорожал ночлег в Вифлееме, и еды не хватает, и вода слишком далеко… Да не к войне ли вся эта перепись?!

Был уже поздний вечер, а Иосиф так и не смог найти ночлег: все дома и постоялые дворы в городе были переполнены…

Наконец Иосифу удалось отыскать среди каменных скал вблизи Вифлеема пещеру – вертеп. В непогоду пастухи укрывали там свои стада. Здесь и расположились Иосиф и Мария, иначе пришлось бы им ночевать под открытым небом.


И вот, когда всё затихло кругом, а ночь достигла своей середины, родился младенец Иисус, Сын Божий. Имя Иисус означает: Спаситель.

Пеленая и целуя Его, Дева Мария тихо говорила:

- Чадо моё сладкое, как могу держать в своих объятиях тебя, Сына Божьего, во власти Которого вся вселенная!

Не было в тёмной пещере колыбели, и Богоматерь уложила Сына на солому в ясли, каменный желоб, из которого поят животных, и поклонилась Божественному Младенцу.

А пещера вдруг озарилась дивным светом: это ангелы небесные ликовали и славили Бога и пели Ему хвалебные песни: с рождением Христа вернулось к людям Божье благоволение.

Праведный старец Иосиф, увидев Младенца, ангелов, с радостью и трепетом поклонился Сыну Божьему и Матери Его Марии.


Но вся Палестина спала, объятая ночной темнотой, и ещё никто на свете не ведал о том, что произошло.

Только бедные пастухи в поле бодрствовали и стереги своё стадо. Внезапно они увидели ослепительный свет и очень испугались. Но в небесном сиянии предстал перед ними ангел.

- Не бойтесь, - сказал ангел. – Я принёс вам великую весть. В Вифлееме родился Иисус Христос, Спаситель мира. Идите туда и увидите Младенца, лежащего в яслях.

И вслед за этим вестником перед потрясёнными пастухами явилось ангельское воинство, и услышали пастухи небесное пение:

-Слава в вышних Богу и на земле мир и в человеках благоволение!

(прослушивание произведения Д.Ботрнянского «Слава в вышних Богу).

Ангелы исчезли, и небо снова померкло, а пастухи, опомнившись, поспешили туда, куда указал им небесный вестник.


В пещере, в долине Вифлеемской, они увидели Младенца. Он мирно спал на соломе. Дева Мария горячо молилась возле Него, а кроткий вол и серый длинноухий осёл придвинулись к Божественному Младенцу и согревали Его своим тёплым дыханием.

И нищие пастухи поклонились Младенцу, родившемуся в убогой пещере, и принесли Ему в дар всю любовь своих бесхитростных сердец и крепкую веру в Его Божественное Предназначение.

Пастухи рассказали Богородице об ангеле, возвестившем им о рождении спасителя. А Она слушала и старалась запомнить каждое слово о Своём Божественном Сыне – богочеловеке, соединившем в себе Божественное и человеческое естество.

Он был Младенцем, каким бывает любой из нас, но одновременно и Сыном Божиим. Как человек Иисус бывал голодным, уставал, нуждался во сне, радовался и страдал. Но в отличие от всех людей Он не имел ни единого греха, потому что был Богом. Бог сделался человеком, чтобы жить с людьми и научить их, как жить по-Божески, всех любить и всем прощать.


А тем временем звезда привела волхвов в Иерусалим и исчезла из вида. Мудрецы стали расспрашивать жителей:

- Не здесь ли родился Царь Иудейский? Мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

Слухи об этих расспросах дошли до злобного царя ирода. Царь испугался, что лишится своего трона. Невдомек ему было, что речь идёт о совсем другом – Небесном царстве. Ирод собрал священников и старейшин народных и стал расспрашивать их о рождении нового царя. И ему отвечали:

-Христос должен родиться в Вифлееме. Так предсказал пророк.

Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов и притворился, что сам хочет поклонится Младенцу. Ирод велел мудрецам разузнать всё о Младенце и, возвратившись из Вифлеема, донести ему.

Едва волхвы покинули Иерусалим, как чудесная звезда снова засверкала над ними и повела дальше. Звезда остановилась над бедным домом в Вифлееме, куда перебралось Святое Семейство после Рождественской ночи. И мудрецы увидели Божественного Младенца и поклонились Ему, и принесли Ему свои дары, привезенные издалека: золото – как Царю царей, благовонный ладан – как Богу (ведь ладан возжигают в храмах во время богослужения) и смирну (драгоценную пахучую смолу), которой совершают помазание умерших, потому что Сын Божий воплотился в человека и Ему, как и всем людям, предстояло умереть.

2. Прослушивание аудиоматериалов.

3.Знакомство с произведениями живописи, анализ произведений:


IV. Закрепление изученного на уроке.

Проведение викторины (с использованием презентации).

Вопросы и ответы содержатся в электронной презентации:

2. Как звали земных родителей Иисуса Христа? (Мария и Иосиф)

3. В каком городе родился Божественный младенец? (В Вифлееме)

4.Зачем Мария и Иосиф пришли в Вифлеем? (на всенародную перепись)

5. Как называлась пещера, в которой родился Богомладенец? (вертеп)

6.Куда положила Мария сына после его рождения? (в ясли)

7. Кто первым пришёл поклониться Иисусу Христу? (пастухи)

8. От кого пастухи узнали о рождении Иисуса Христа? (от ангелов)

9.Кто пришёл на поклонение Христу из восточных стран? (волхвы)

10. Что указало путь волхвам? (звезда)

11. Что принесли волхвы новорождённому младенцу Иисусу? (золото, ладан, смирну)

V. Заключительный этап урока.

Литература:

1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: учебник для 6 класса. М.: Дрофа, 2009.

Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по МХК для учителя и ученика.

  • Все 778
  • Уроки 169
  • Презентации 393
  • Тесты 85
  • Планирование 37
  • Мероприятия 32
  • Прочее 62

Нажмите, чтобы узнать подробности


В декоративно – прикладном искусстве русского народа встречаются изображения фантастических животных, образы которых активно используются и в орнаментах, и в лубочных картинках, иллюстрирующи.


Северное Возрождение в искусстве. До конца XV в. Ренессанс был явлением только итальянской культуры. Но на рубеже XV-XVI вв. возрожденческая культура преодол.



Данная презентация выполнена для проведения урока в ДШИ по предмету "История искусств", но может быть также использована и в общеобразовательной школе на уроках МХК, ИЗО, истории и других.

Читайте также: