Междуречье 5 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Законы это утверждённые государством правила поведения людей, за нарушение которых полагается наказание.

Собственность это право владеть, пользоваться, распоряжаться чем-либо.

Царь это титул, как правило, наследственного главы государства, обладающего высшей властью.

Месопотамия (Двуречье, Междуречье) – это название историко–географического региона на Ближнем Востоке, расположенного в долине двух рек – Тигра и Евфрата.

Клинопись наиболее ранняя из известных систем письма.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Древний мир. Книга для чтения по истории / Под ред. В.П. Буданова. – М. : АСТ., 2006.
  3. Емельянов В.В. Древний Шумер. – Спб.: Азбука–Классика, 2003.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Двуречье или междуречье Тигра и Евфрата греки называли Месопотамией. Этот регион был заселен в глубокой древности. И если сравнивать природно–климатические условия Месопотамии и Египта, обнаружится немало общего: жара, плодородная почва, отсутствие болот и лесов. Из-за проливных дождей, наступавших зимой, в Месопотамии начинались разливы рек. Неслучайно там появился миф о всемирном потопе – один из самых древних.

Жители Месопотамии самыми важными продуктами питания считали хлеб и пиво, приготовленные из ячменя. Другим не менее важным растением была финиковая пальма. Её плоды, листья, стволы – всё нашло применение в деятельности людей. Другие-то деревья в Месопотамии попросту не росли и поэтому стоили очень дорого.

Славилась Месопотамия своими глиняными изделиями. Из глины ремесленники делали буквально всё: посуду и игрушки, дома и дворцы, храмы и даже гробы. Здания мастера возводили из глиняных кирпичей, скрепленных между собой специальной смолой – асфальтом.

С севера и востока Месопотамия была окружена горами, на западе граничила с Синайской пустыней, южная часть выходила к Персидскому заливу. Именно на юге зародились первые государства Двуречья, населенные шумерами. Поэтому и первую цивилизацию называют шумерской. Она сложилась из городов–государств Ур, Урук и Лагаш, чья история насчитывает не одно столетие.

Эти города–государства воевали друг с другом до тех пор, пока царь Саргон I не подчинил их. Впоследствии он завоевал Аккад и основал одноименную династию. Прославился Саргон Аккдский и созданием первого в мировой истории постоянного войска. Однако он умел не только воевать. Для развития торговли царь Шумер и Аккад установил единые на всей подвластной ему территории меры длины, площади и веса.

Современному человеку законы Хаммурапи покажутся чересчур жестокими. Так, например, если врач провел операцию, а больной умер, врачу следовало отрубить кисть руки. Если архитектор построил дом, а тот рухнул и задавил прохожего, архитектора ждала казнь. За долги человек или члены его семьи превращались в рабов кредитора сроком на три года.

Благодаря законам царя Хаммурапи можно охарактеризовать устройство и обычаи вавилонского общества.

Верховным правителем был царь. В древности верили, что он унаследовал власть и страну от богов. Именно поэтому он мог распоряжаться не только всей землей, но и достоянием любого из своих подданных. Даже жизнь людей принадлежала царю. Его власть ничто не ограничивало. Он мог поступать, руководствуясь собственной волей, то есть по произволу. Такое государство называется деспотией, а его правитель – деспотом.

Подданные царя делились на следующие категории: свободные люди, обладавшие всеми правами; свободные люди, лишенные некоторых прав, и рабы. Рабами становились военнопленные, а также люди, задолжавшие деньги. Кредиторы назывались ростовщиками, потому что отдавали имущество в рост.

На протяжении всего своего правления Хаммурапи вёл постоянные войны, чтобы расширить свою территорию за счет соседних стран. После его смерти Вавилон сам оказался завоеванным касситами. Новый подъём могущества Вавилона начался с VII в. до н.э., когда образовалось Нововавилонское царство.

Вавилонская культура развивалась в городах Шумера и Аккада. Одна из древнейших письменностей мира – шумерская клинопись – зародилась в 4 тысячелетии до н.э.


Жители Месопотамии изобрели систему счёта, основанную на кратности 6 и 12. Число 60 у шумеров была священным. И мы до сих пор пользуемся делением часа на 60 минут, минуты на 60 секунд, а окружности на 360 градусов это ведь 6 раз по 60.

Шумерским и вавилонским жрецам была известна астрономия. Уже в 3 тысячелетии до н.э. в Месопотамии было составлено руководство по изготовлению лекарств.

Знание географии позволяло шумерам и вавилонянам плавать на судах по морю.

В Месопотамии появился один из древнейших мифов о сотворении мира, а также миф о Вавилонской башне.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Разгадайте ребус.


Ответ: шумеры/Шумеры.

Пояснение: Ребус достаточно простой, если вы знаете, что народ, заселявший Южную Месопотамию на заре исторического периода назывался шумерами.

Задание 2. Установите соответствие между правителем и его деятельностью.

создал первое в мире постоянное войско

создал древнейший письменный свод законов

ввел в своем государстве единые меры длины, площади и веса

основал династию Аккад

создал первое в мире постоянное войско

ввел в своем государстве единые меры длины, площади и веса

основал династию Аккад

создал древнейший письменный свод законов

Пояснение: Необходимо вспомнить деятельность каждого правителя. Древнейший письменный свод законов создал Хаммурапи – это известный факт. Все остальное относится к деятельности Саргона I.

Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме "Междуречье". На уроке применяются различные формы и методы урока, разнообразные задания познавательного характера, физминутка, необычная форма урока- путешествие, делает его увлекательным и интересным.

ВложениеРазмер
urok_po_istorii_mezhdureche.docx 22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения- 23 ноября 2015 года.

Учитель: Коннова Н.Б.

МАОУ СОШ с. Новополеводино

Урок открытия новых знаний

Цель урока: познакомить учащихся с занятиями жителей Двуречья, культурой, религией общественным устройством древнейших городов-государств Древнего Двуречья;

  • формировать умения, применять понятие (клинопись), закрепить умения извлекать информацию из источников и обобщать ее;
  • развивать коммуникативные навыки, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, ясно и точно выражать свои мысли.
  1. Мотивация. Под музыку дети рассматривают картину "Поселок шумеров" и отвечают на вопросы. А хотите совершить путешествие на воздушном лайнере в один из древних поселков или в город и узнать о нем гораздо больше? Тогда отвечайте на вопросы, ваш ответ и будет служить билетом на самолет.
  2. Учитель: С каким государством мы с вами знакомились на предыдущих уроках? Где оно находится? Какая река там протекает? Чем занимаются его жители?

Беседа по вопросам

Вопрос: Чем цивилизация отличается от первобытного общества?

Учитель в костюме стюардессы . А сейчас приготовьтесь и мы отправляемся с вами в удивительный мир путешествий. Командир корабля и экипаж от имени Аэрофлота желают вам приятного полета ( запись взлета и посадки самолета) Итак, мы приземлились на сказочной земле шумеров. Давайте узнаем, какая же это страна. Она раскинулась на территории Западной Азии, недалеко от Египта, а в помощники возьмем атлас, итак, откройте карту .

  1. Давайте посмотрим на карту и найдём Реки Тигр и Евфрат, они относятся к какому-либо государству? А как бы Вы назвали страну, которая расположена между реками. Междуречье или если две реки Двуречье. Как вы думаете, почему, она получила такое название?
  2. Какие же две крупные реки находятся в этой стране? ( Тигр и Евфрат)

Итак, страна Двуречье – это территория, расположенная между реками Тигром и Евфратом. Это обширная, плоская равнина. Разливы Тигра и Евфрата не такие бурные, как разливы Нила, короткие и неожиданные, поэтому люди здесь жили в страхе перед наводнением. Почва Двуречья отличалась высоким плодородием, но при отсутствии постоянного орошения солнце быстро превращало его в беспощадную пустыню буквально в нескольких шагах от берега реки.

Уже известный вам историк Геродот оставил подробное описание природных условий Древнего Междуречья и занятий его жителей. Итак, давайте почитаем, как описывает эту великолепную страну отец истории Геродот.

Работа с историческим источником: текст Геродота.

… Земля же её орошается дождём мало, и это сперва питает корни хлеба; однако посев вырастает, и хлеб вызревает при помощи орошения из реки, но не так как в Египте, где сама река разливается на поля, но с помощью орошения рукам или насосами (черпательными машинами, приводимыми в движение рабочим скотом).

… Всё Междуречье, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды. Земля приносит их в таком изобилии, что урожаи здесь бывают раза два, а то и три в год. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырёх пальцев в ширину. Там просо и сезам (масленичное растение) бывают высотой с дерево. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальмы приготовляют хлеб, вино и мёд.

Вопросы к источнику:

  1. Какая земля существовала в Междуречье или Древнем Двуречье? (Плодородная).
  2. Что выращивали жители этой страны? ( Ячмень, пшеницу, просо, сезам - масленичное растение, финиковые пальмы).
  3. Чем занимались жители Двуречья? (Строили каналы, занимались земледелием, делали вино, мёд, кирпичи из глины, циновки, пекли хлеб).

Вопрос: Посмотрите на карту и скажите, как назывались эти города? (Ур и Урук).

Работа с иллюстрацией: стр. 63. Составление вопросов к иллюстрации. Работа в группах. класс поделен на 4 группы по 3 человека.

  1. Опишите то, что вы видите на иллюстрации?
  2. Как вы думаете, кто, по мнению древних шумеров, мог помогать им ? (Боги).
  3. А сейчас приготовьтесь- ка, друзья, физминутка для тебя.

Когда ты встаёшь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

Птицы взлетают из гнёзд и поют тебе хвалу.

Сияние твоё проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.

Встали, руки вверх, потянулись.

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

Мы с вами продолжаем наше путешествие по Древнему Двуречью, по его красивым, величественным городам. Посмотрите на картину на доске, как вы думаете, что это за сооружение? (Храм). Беседа по вопросам: 1. Что такое храм?

2. Где мы с вами уже встречались с похожими сооружениями?

  1. Во что верили древние египтяне
  2. Какой вывод можно сделать, о верованиях древних шумеров, если в их городах тоже строились храмы? (Они верили в богов).

У жителей Древнего Двуречья было много богов, но особо почитаемыми были боги и богини связанные с явлениями природы: Работа учащихся в рабочей тетради:

Ш А МАШ – бог Солнца. СИН – бог Луны. Э А – бог воды. И ШТАР – богиня плодородия и любви.

Вопросы: 1. Вспомните, кому было позволено находиться в храме, жилище богов? (Жрецам). 2. Какие исторические источники вы знаете? (Письменные, вещественные). Какую информацию мы с вами можем получить именно из этих источников. При изучении, какого государства мы с вами уже встречались с таким понятием? (Египта). Как называлась письменность в Египте? (Иероглифы). В Древнем Двуречье тоже существовало особое письмо, которое называлось – клинопись. Клинопись – письменность, знаки, которые состоят из групп клинообразных чёрточек, знаки выдавливались на сырой глине.

Работа с учебником. Чтение одного из пунктов и ответы на вопросы

  1. На чём писали в Древнем Двуречье? (На глиняных дощечках).
  2. На что похожа клинопись Древнего Двуречья? (На рисунки).
  3. Сколько знаков было в клинописи Древнего Двуречья? (Несколько сот). Где учились клинописи древние шумеры? (В школах).

IV. Закрепление знаний, полученных на уроке. Самостоятельная работа.

Вопросы: 1. Междуречье иначе называется Двуречье. (Да). 2. Двери у бедняков были деревянные. (Нет). 3. Ур и Ур у к это название рек. (Нет). 4. Бога солнца звали Ш а маш. (Да). 5. К богине И штар ходили за урожаем и детьми. (Да). 6. Религия жителей Двуречья - языческая. (Да). 7. Кл и нопись - это узоры на посуде. (Нет). 8. В природно-климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. (Да). 9. Гробницы Египта и Двуречья не имеют ничего общего и схожего. (Нет).

Задание 2: . Эта страна расположена на берегу Нила, она славилась пирамидой Хе о пса, одной из семи чудес света. Ответ: Египет.

Задание 3 . Работа с таблицей. Заполнение таблицы. Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья? Ответ занесите в таблицу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Древнее Междуречье

Урок детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения обществознания, которые определены стандартом.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение данной темы направлено на достижение следующей цели:

Цель урока: Создание содержательных условий для формирования представлений о природных и климатических особенностях Древнего Двуречья, занятиях его жителей.

1.Образовательная: Формирование у учащихся знаний о древнем государстве на берегах великих рек: Тигр и Ефрат.

2.Развивающая: Развивать навыки умения работать с исторической картой

3.Воспитательная: Воспитывать у учащихся стремление к получению знаний.

Тип урока: диалог.

Методы и формы обучения:

Методы: объяснительно – иллюстративный.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Основные термины: Месопотамия, Тигр, Ефрат, шумеры, клинопись.

Оборудование урока: Карта Древнего Двуречья, учебник для 5 класса (В.О. Никишин, А.В. Стрелков, О.В. Томашевич, Ф.А. Михайловский), тетради.

Время реализации: 40 минут

Организационный момент (2 мин). Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

Повторение пройденного материала ( 8 мин)

Ребята давайте вспомним предыдущую тему: Древний Египет и отгадаем несколько загадок.

1.Дар богов, что всех затмил Полноводный, щедрый…

2.Перед разливом, это каждый знал: Проверить нужно дамбу и …

3.В Египте всё о них расскажут гиды. Седьмое чудо света! …..

4.В музее мальчик чуть не плачет. Вот мумия, что это значит? И с гробом что-то тут не так . Гроб назывался …..

5.Он был царем.
Потом завоевал Египет.
И стал хозяином корон,
Повелевать стал всеми…….
Фараон

6.Солнце в Египте – это Атон.
Ему поклоняться велел фараон.
Поспеши назвать, кто он
Ну, конечно, ……….
Эхнатон

А теперь давайте на нашей пирамиде расставим по убыванию сословия Древнего Египта.

РАБЫ, ВЕЛЬМОЖИ, ВОИНЫ И ЧИНОВНИКИ, ФАРАОН, ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И РЕМЕСЛЕННИКИ.

hello_html_c9c6ec8.jpg

Мотивация учебной деятельности обучающихся ( 3 мин)

На предыдущих уроках мы с вами познакомились египетским фараоном Тутмосом III . Давайте вместе вспомним, чем ознаменовалось его правление.

(Тутмос III совершил много завоевательных походов, благодаря чему расширил границы своего государства).

hello_html_m4ce65756.jpg

Свои владения Тутмос III расширил до берегов реки Ефрат, которая является границей Древней Месопотамии.

Ребята Месопотамия так же имеет название Междуречье или Двуречье.

Как вы думаете, почему это территория могла быть так названа?

(Находится между двух рек)

Что нам необходимо с вами знать об этой территории?

(Природно- климатические условия, кто проживал на этой территории, чем занимались, культура этого народа)

Изучение нового материала (20 мин)

При рассказе, учитель использует карту, учащиеся следят за действиями учителя.

Древнее Двуречье располагалось в Передней Азии между двух великих рек Тигр и Евфрат, которые берут свое начало с севера на армянском нагорье и впадают на юге в Персидский залив.

hello_html_219c8cae.jpg

Ребята, давайте посмотрим на карту. Какие географические особенности были в Древней Месопотамии?

(Северная часть – горы, южная – равнина)

Какие выводы мы можем сделать из этих данных?

(В северной части жители занимались скотоводством, в южной части сельским хозяйством)

В северной части страны местность была горная, на юге же ровная и пригодная для земледелия, но при отсутствии постоянного орошения солнце быстро превращало его в беспощадную пустыню буквально в нескольких шагах от берега реки.

Летний период был очень жарким, температура достигала 50 градусов, а зимы были дождливыми. Главными сельскохозяйственными культурами были: ячмень, пшеница, просо. Так же достоянием Месопотамии являлись финиковые пальмы..

Тигр и Ефрат были очень бурными реками и заставляли жителей Месопотамии испытывать страх перед их мощью. Весной в горах начинал таять снег, реки становились многоводными и выходили из берегов.

Ребята, а давайте вспомним, где мы встречали подобную ситуацию?

Учащиеся выдвигают свои версии.

Осенью наступали тяжелые времена. С Персидского залива начинали дуть ветра, вода в заливе поднималась, и реки приобретали силу и начинали течь вспять. Вода сносила все на своем пути, уничтожая посевы и скот. Что бы спастись от наводнения, приходилось строить специальные насыпи по берегам рек, получившие наименования – дамбы.

Давайте посмотрим на карту и назовем эти города. (Ур и Урук)

В Двуречье деревья пригодные для строительства не росли, камень был так же не пригоден для возведения сооружений.

Как вы думаете, из чего строили дома жители Древнего Двуречья?

Учащиеся выдвигают свои версии.

Главным материалом для строительства в Древнем Двучерье была глина.

Знаменитыми и загадочными строениями в Древней Месопотамии были Зиккураты.

Башня выглядит как несколько ступенчатых террас, поставленных одна на другую, с широким основанием и заметным сужением к вершине.
По одной из версий, Зиккураты должны были олицетворять лестницу между землей и небом. Считается также, что зиккурат воплощал представления человека о бесконечности и многогранности Вселенной.

Жрецы в Двуречье занимались разными науками. Они составляли календари, следили за небесными светилами. Полученные данные они фиксировали на влажных глиняных табличках, выдавливая знаки заостренной палочкой. Такая письменность получила наименование клинопись.

hello_html_bb37a6c.jpg

Зрительная гимнастика. Физкультминутка (1 мин)

Выполняем упражненье,
Быстро делаем движенья.
Надо плечи нам размять,
Раз-два-три-четыре-пять. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

Наклонился правый бок, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Наклонился левый бок,
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол)
Разомнем мы ножки.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой)
И все вместе прямо встали. (Встали)

Руки в стороны потянем. (Потягивания — руки в стороны)
И на место снова сядем. (Дети садятся)

Закрепление изученного материала (5 мин)

А теперь с новыми силами давайте сравним природу Египта и Месопотамии.

Двуречье это Междуречье? (Да)

Две великие реки Ур и Урук текут по территории Междуречья? (Нет)

Природа Египта и Междуречья очень похожи друг на друга?(Да)

В Междуречье растут финики? (Да)

Зиккурат - великий город Междуречья? (Нет)

Наш с вами урок подошел к концу. Спасибо за внимание и активную работу на уроке. (выставление оценок).

Домашнее задание: п. 13, Ур, Урук: узнать историю одного города- государства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок истории в 5 классе проведен в виде путешествия на самолете по Междуречью, с применением различных форм и методов работы, способствующих развитию познавательной активности школьников.

Дата проведения- 23 ноября 2015 года.

Учитель: Коннова Н.Б.

МАОУ СОШ с. Новополеводино

Урок открытия новых знаний

Цель урока: познакомить учащихся с занятиями жителей Двуречья, культурой, религией общественным устройством древнейших городов-государств Древнего Двуречья;

формировать умения, применять понятие (клинопись), закрепить умения извлекать информацию из источников и обобщать ее;

развивать коммуникативные навыки, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, ясно и точно выражать свои мысли.

Оборудование:

Мотивация. Под музыку дети рассматривают картину "Поселок шумеров" и отвечают на вопросы. А хотите совершить путешествие на воздушном лайнере в один из древних поселков или в город и узнать о нем гораздо больше? Тогда отвечайте на вопросы, ваш ответ и будет служить билетом на самолет.

Учитель: С каким государством мы с вами знакомились на предыдущих уроках? Где оно находится? Какая река там протекает? Чем занимаются его жители?

Беседа по вопросам

Вопрос: Чем цивилизация отличается от первобытного общества?

Учитель в костюме стюардессы. А сейчас приготовьтесь и мы отправляемся с вами в удивительный мир путешествий. Командир корабля и экипаж от имени Аэрофлота желают вам приятного полета ( запись взлета и посадки самолета) Итак, мы приземлились на сказочной земле шумеров. Давайте узнаем, какая же это страна. Она раскинулась на территории Западной Азии, недалеко от Египта, а в помощники возьмем атлас, итак, откройте карту .

Давайте посмотрим на карту и найдём Реки Тигр и Евфрат, они относятся к какому-либо государству? А как бы Вы назвали страну, которая расположена между реками. Междуречье или если две реки Двуречье. Как вы думаете, почему, она получила такое название?

Какие же две крупные реки находятся в этой стране? ( Тигр и Евфрат)

Итак, страна Двуречье – это территория, расположенная между реками Тигром и Евфратом. Это обширная, плоская равнина. Разливы Тигра и Евфрата не такие бурные, как разливы Нила, короткие и неожиданные, поэтому люди здесь жили в страхе перед наводнением. Почва Двуречья отличалась высоким плодородием, но при отсутствии постоянного орошения солнце быстро превращало его в беспощадную пустыню буквально в нескольких шагах от берега реки.

Уже известный вам историк Геродот оставил подробное описание природных условий Древнего Междуречья и занятий его жителей. Итак, давайте почитаем, как описывает эту великолепную страну отец истории Геродот.

Работа с историческим источником: текст Геродота.

… Земля же её орошается дождём мало, и это сперва питает корни хлеба; однако посев вырастает, и хлеб вызревает при помощи орошения из реки, но не так как в Египте, где сама река разливается на поля, но с помощью орошения рукам или насосами (черпательными машинами, приводимыми в движение рабочим скотом).

… Всё Междуречье, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды. Земля приносит их в таком изобилии, что урожаи здесь бывают раза два, а то и три в год. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырёх пальцев в ширину. Там просо и сезам (масленичное растение) бывают высотой с дерево. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальмы приготовляют хлеб, вино и мёд.

Вопросы к источнику:

Какая земля существовала в Междуречье или Древнем Двуречье? (Плодородная).

Что выращивали жители этой страны? ( Ячмень, пшеницу, просо, сезам - масленичное растение, финиковые пальмы).

Чем занимались жители Двуречья? (Строили каналы, занимались земледелием, делали вино, мёд, кирпичи из глины, циновки, пекли хлеб).

Вопрос: Посмотрите на карту и скажите, как назывались эти города? (Ур и Урук).

Работа с иллюстрацией: стр. 63. Составление вопросов к иллюстрации. Работа в группах. класс поделен на 4 группы по 3 человека.

Опишите то, что вы видите на иллюстрации?

Как вы думаете, кто, по мнению древних шумеров, мог помогать им ? (Боги).

А сейчас приготовьтесь- ка, друзья, физминутка для тебя.

Когда ты встаёшь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

Птицы взлетают из гнёзд и поют тебе хвалу.

Сияние твоё проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.

Встали, руки вверх, потянулись.

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

Мы с вами продолжаем наше путешествие по Древнему Двуречью, по его красивым, величественным городам. Посмотрите на картину на доске, как вы думаете, что это за сооружение? (Храм). Беседа по вопросам: 1. Что такое храм?

2. Где мы с вами уже встречались с похожими сооружениями?

Во что верили древние египтяне

Какой вывод можно сделать, о верованиях древних шумеров, если в их городах тоже строились храмы? (Они верили в богов).

У жителей Древнего Двуречья было много богов, но особо почитаемыми были боги и богини связанные с явлениями природы: Работа учащихся в рабочей тетради:

ШАМАШ – бог Солнца. СИН – бог Луны. ЭА – бог воды. ИШТАР – богиня плодородия и любви.

Вопросы: 1. Вспомните, кому было позволено находиться в храме, жилище богов? (Жрецам). 2. Какие исторические источники вы знаете? (Письменные, вещественные). Какую информацию мы с вами можем получить именно из этих источников. При изучении, какого государства мы с вами уже встречались с таким понятием? (Египта).Как называлась письменность в Египте? (Иероглифы). В Древнем Двуречье тоже существовало особое письмо, которое называлось – клинопись. Клинопись – письменность, знаки, которые состоят из групп клинообразных чёрточек, знаки выдавливались на сырой глине.

Работа с учебником. Чтение одного из пунктов и ответы на вопросы

На чём писали в Древнем Двуречье? (На глиняных дощечках).

На что похожа клинопись Древнего Двуречья? (На рисунки).

Сколько знаков было в клинописи Древнего Двуречья? (Несколько сот). Где учились клинописи древние шумеры? (В школах).

IV. Закрепление знаний, полученных на уроке. Самостоятельная работа.

Вопросы: 1. Междуречье иначе называется Двуречье. (Да). 2. Двери у бедняков были деревянные. (Нет). 3. Ур и Урук это название рек. (Нет). 4. Бога солнца звали Шамаш. (Да). 5. К богине Иштар ходили за урожаем и детьми. (Да). 6. Религия жителей Двуречья - языческая. (Да).7. Клинопись - это узоры на посуде. (Нет). 8. В природно-климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. (Да). 9. Гробницы Египта и Двуречья не имеют ничего общего и схожего. (Нет).

Задание 2: . Эта страна расположена на берегу Нила, она славилась пирамидой Хеопса, одной из семи чудес света. Ответ: Египет.

Задание 3. Работа с таблицей. Заполнение таблицы. Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья? Ответ занесите в таблицу.

Форма урока: урок – погружение в тему с элементами путешествия.

Цель: ознакомить школьников с географическим положением, климатическими условиями и природой Древнего Двуречья, с занятиями населения, религиозными верованиями, развитием письменности и культурой этой страны.

Уважать культуру других народов, выстраивать конструктивные взаимоотношения в группе, применяя правила делового сотрудничества. Оценивать собственную учебную деятельность на уроке.

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- свободно ориентироваться в материале учебника, работать с исторической картой, документом, проводить сравнение;

- пользоваться приемами критического мышления, самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации.

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действий;

- закреплять умения контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание.

- формировать культуру общения между собой, учиться работать в группах;

- представлять результаты деятельности группы.

Уметь описывать климатические условия Двуречья, занятия жителей, их культуру. Показывать на карте местоположение Древнего Двуречья.

уметь описывать климатические условия Двуречья, занятия жителей, их культуру

 показывать на карте местоположение Двуречья

уметь описывать климатические условия Двуречья, занятия жителей, их культуру

 показывать на карте местоположение Двуречья

 уметь описывать климатические условия Двуречья, занятия жителей, их культуру

 показывать на карте местоположение Двуречья

Ожидаемые результаты:

После этого урока учащиеся смогут:

характеризовать природно-климатические условия и географическое положение государств Двуречья;

называть племена, которые населяли Двуречье в древности, первые цивилизации в долинах Тигра и Евфрата;

определять закономерности развития цивилизаций в долинах рек (на примерах изучаемой страны);

продолжать работу с атласом и картой – показывать на настенной (демонстрируемой) карте и в атласе территорию Двуречья, отмечать ее на контурной карте;

развивать хронологические умения;

определять влияние природных условий на жизнь и характер хозяйственной деятельности древних жителей Двуречья;

высказывать собственные суждения в отношении религиозных воззрений шумеров;

расширите свой познавательный интерес.

Методико-дидактическое обеспечение урока:

Структура урока

І. Организационный момент (1 мин.)

ІІ. Актуализация опорных знаний

ІІІ. Мотивация учебной деятельности

V. Изучение нового материала

1. Работа с атласом и контурными картами (поисково-исследовательская)

2. Аналитические исследования согласно учебника, составление сравнительной таблицы (4 мин.).

3. Исследование визуального источника (3 мин.)

4. Промежуточное обобщение (устное осуждение)(2 мин.)

8. Физкультминутка (1мин.).

VІ. Систематизация и обобщение новых знаний.

VІІ. Подведение итогов урока (2 мин.)
VІІІ. Инструктаж по домашнему заданию (1 мин.).

І. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте дорогие ребята! Очень приятно видеть вас в хорошем расположении. Начинаем наш урок. Его эпиграфом будут слова:

ІІ. Актуализация опорных знаний Слайд 1.

Вопросы эстафеты: Слайд 2

На каком материке расположен Египет? (Африка)

В какой части Африки? (На северо-востоке)

На берегах, какой реки? (Нил)

Как называют правителя Египта? (Фараон)

Знатные люди Египта? (Вельможи)

Первая столица Египта? (Мемфис)

Кто записывал указы фараона? (Писцы)

Особое приспособление для полива – столб и качающаяся жердь? (Шадуф)

Гробница фараона? (Пирамида)

Гроб для мумии? (Саркофаг)

Вера в сверхъестественные силы? (Религия)

Несвободный человек? (Раб)

Учитель: Молодцы, билет на путешествие мы с вами получили.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

Население и хозяйственная деятельность;

Демонстрация страны на настенной карте.

2. Предложенные учениками идеи учитель записывает на доске, как составные плана урока и просит учащихся оставить несколько строчек для того, чтобы в процессе урока дополнить план. Слайд 3. Обратите внимание на иллюстрации, размещенные на слайде. Это ваши помощники – опорные сигналы.

ІV. Представление темы и ожидаемых результатов.

На доске вывешивается флип-чарт, на котором очерчены контуры Двуречья. Перед учителем на столе лежат фрагменты настоящей карты, на обратной стороне которых записаны ожидаемые результаты. Ученики вслух читают написанное, после чего прикрепляют свой пазл на нужное место контурной карты, вследствие чего превращают контурную карту в настенный атлас. Этот атлас будет задействован в конце урока для проведения рефлексии.

Характеризовать природно-климатические условия и географическое положение Двуречья и его населения;

Показывать на настенной карте и в атласе территории государств Шумер и Аккад, отмечать их на контурной карте;

Применять и объяснять новые термины и понятия;

Ориентироваться в хронологии событий;

Определять влияние природных условий на жизнь и характер деятельности древних жителей Двуречья;

Высказывать собственные суждения в отношении религиозных воззрений шумеров;

V. Изучение нового материала.

1.Работа с атласами и контурными картами (поисково-исследовательская). Учитель предлагает ученикам открыть атласы, работая с которыми (из-за отсутствия знаний по данной теме) дети выполняют задания поисково-исследовательского характера, при этом делая пометки на контурной карте:

с помощью условных обозначений на карте охарактеризуйте географическое положение Двуречья;

сравните его с положением Египта;

найдите главные реки Двуречья. Откуда они берут свое начало? Подпишите названия рек на контурной карте;

найдите горы, в которых берет начало река Евфрат, отметьте их на контурной карте. Что вы знаете о них из географии?

Промежуточное закрепление: Сверим, что у вас получилось. Слайд 7.

Учитель: Древнее Двуречье – иначе называют страной двух рек. Оно находится на территории Передней Азии, в долине которой протекают реки Тигр и Евфрат (сейчас это земли Сирии, Турции, Ирака), там издревле существовали очаги земледелия. Примерная дата возникновения государства 5000 лет. О древнейшей истории Двуречья знаем довольно мало, так как на месте многих поселений, городов не сохранилось ни руин, ни гробниц подобных Египетским пирамидам, ни остатков храмов – лишь глиняные холмы.

глядя на карту, ответьте на логическое задание:

(Учащиеся способны назвать египтян, фараона-завоевателя Тутмоса III и отметить, что Евфрат, в отличие от Нила, течет с севера на юг (точнее: с северо-запада на юго-восток)).

Почему это показалось египтянам странным? – спрашивает учитель. С его помощью учащиеся вспоминают, что египтяне до знакомства с Евфратом не знали других больших рек (кроме Нила). Видимо, течение реки с юга на север казалось им естественным и единственно возможным.

представьте себе, что вы стоите на берегу Нила с компасом в руке: где расположено Междуречье относительно Египта? (в Передней Азии, на северо-востоке).

2. Аналитические исследования по учебнику

Задание для всех учащихся: Найдите на с.65-66 § 13 учебника описание природы Южного Междуречья и сравните ее с природой древнего Египта с.34-36 § 6. Заполните сравнительную таблицу.

Индивидуальное задание для 2-х учащихся: 1-му ученику необходимо вписать в таблицу на доске общие черты, а 2-му ученику – отличия.

После того, как учащиеся справятся с заданием, правильный ответ проектируется на Слайде 8.

это южные страны, где много жарких и солнечных дней в году;

в Египте течет полноводная река Нил, в Междуречье две также никогда не пересыхающие реки Тигр и Евфрат;

земледелие – главное занятие населения.

Нил течет с юга на север, а Евфрат Тигр – с севера на юг;

Нил – самая длинная река в мире;

Нил разливается с июня по сентябрь, а Тигр и Евфрат – весной;

Двуречье бедное лесом.

3. Исследование визуального источника

Учитель: Уже известный вам историк Геродот оставил подробное описание природных условий Древнего Междуречья и занятий его жителей. Итак, давайте, почитаем, как описывает эту великолепную страну Геродот. Информацию, полученную из атласа и учебника, учитель предлагает дополнить, исследуя визуальный источник. На экран с помощью мультимедийного проектора выведен отрывок описания Двуречья, сделанный Геродотом.

Слайд 9 ТЕКСТ ОПИСАНИЯ:

Природа Южной Месопотамии

После изучения документа, учитель предлагает ответить на вопросы:

- Какие синонимы Двуречью приводит автор? Месопотамия (mesos – средний, potamos – река), Вавилония.

- Какая земля существовала в Древнем Двуречье? Плодородная.

- Назовите главное занятие жителей Месопотамии?

Назовите, какие культуры выращивали в Двуречье? Пшеницу, ячмень, финиковую пальму.

Как использовались плоды финиковой пальмы?

4. Промежуточное обобщение (устное обсуждение)

Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы:

- Раскрыли ли мы обозначенные в начале урока направления знакомства с Двуречьем? Как связаны с ними опорные сигналы: река, пустыня, болото, финиковая пальма?

- Чем занимались жители страны? Чем объяснить различия в их занятиях на Севере и на Юге Двуречья? Слайды 10-11

5. Продолжение составления плана урока.

В дальнейшую структуру плана учитель предлагает внести такие пункты: Слайд 12

- Двуречье – страна глины;

-Религия жителей Двуречья;

- Конец истории шумеров.

1) Найдите в учебнике с. 66-67 и в приведенном на карточке документе факты, прочитайте их за 2 минуты: 1-й ученик – описание названных городов; 2-й ученик – описание домов и сооружений в этих городах, после чего (1 мин.) перескажите прочитанное партнеру.

Текст карточки

В Южном Междуречье появилось много небольших городов. Дома в них строились из тростника и кирпича в 1-2 этажа. Войдем в такой дом: вместо деревянной двери (она стоила очень дорого) обычно висел коврик. В жару в комнатах была прохлада и полутьма. Это от того, что дом не имел окон (их отсутствие спасало от нестерпимого зноя). Между верхним краем стены и плоской крышей была оставлена щель, через которую внутрь проникали свет и воздух. Дом имел внутренний двор, в который ведут выходы из отдельных помещений.

2) На основе полученных знаний и простого карандаша нарисуйте эскиз улицы или дома в тетради.

В Двуречье нет лесов и мало камня.

В стране – неисчерпаемые запасы глины. Слайд 16

Из глины делали кирпичи, полы в домах, тарелки, горшки, бочки, печи,

лампы, гробы, игрушки, таблички, на которых писали…

Клинопись – письмо в Двуречье.

Легенда о том, что Бог слепил человека из глины.

Главная роль принадлежала жрецам.

Обожествление сил природы.

Триада богов: Ану – бог неба, Энлиль – земли и воздуха, Эа – воды.

Иштар – богиня красоты, любви и плодородия. Набу – бог мудрости, покровитель наук, искусств. Энки – владыка земли. Слайд 17.

Слайд 18: Решите задачу. В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же найдены золотые шлемы, венки, ожерелья. Вопрос: Какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте своё мнение.

Возможный ответ: Во-первых, у жителей древнего города Ура существовали религиозные верования, т. к. вера в загробную жизнь заставляла их хоронить вместе с хозяином и слуг, конюхов, музыкантов. Во-вторых, наличие неравенства среди людей, появление богатых и бедных, т. к. из двух тысяч гробниц всего лишь несколько отличались от других (золотыми украшениями, нахождением слуг, конюхов).

8. Физкультминутка.

Когда ты встаёшь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

Птицы взлетают из гнёзд и поют тебе хвалу.

Сияние твоё проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.

Встали, руки вверх, потянулись.

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

Вступительное слово учителя, в котором он напоминает значении знаний в жизни человека.

Пятиклассники, объединившись в 3 малые группы, с помощью учебника с. 68, информации слайда и иллюстрации учебника на с.68 характеризуют: Слайд 19

1группа – Внешний вид школы

2 группа – Кто находится в школе?

3 группа – Как и чему учат в школе?

Для закрепления. Задание-перевертыш: Прочитайте на слайде название письменности в Двуречье - О Л И С Ь П Н К И (с этим понятием учащиеся знакомились на слайде 16).

1. Из-за чего возник потоп? (Из-за дождей).

2. Какому человеку бог Эа сообщил о предстоящем потопе? (Праведному человеку Утнапишти).

4. Какую информацию о людях Двуречья даёт этот документ? (О существовании у них религиозных верований).

Учитель анализирует выполнение работы, подытоживает услышанное выводами.

VІ. Систематизация и обобщение новых знаний и умений.

Что можно узнать по этим табличкам о жизни людей того времени? (Писали на глиняных табличках, существовали школы, люди были грамотными, писали клинописью.)

И еще один вопрос: Как вы думаете, почему в Египте река Нил считалась добрым богом, а в

в Двуречье обе реки (особенно Тигр) считались злыми богами ?

После чего для закрепления демонстрируется Слайд 20.

Д) Объясните словарные слова: Слайд 22.

Е) Ответьте на тестовые задания: Слайды 23-28

VІІ. Подведение итогов урока.

Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Учитель с учащимися возвращаются к карте – пазлов, созданной в начале урока и предлагает, снимая один за другим фрагменты, соотнести ожидаемые результаты с полученными. В том случае, если они совпали, фрагмент возвращается на место, если нет – откладывается. Целостность карты – свидетельство результативности урока.

Подводя итоги урока, учитель акцентирует внимание на ключевых моментах изученного материала, его роли в истории Древнего Востока, а так же о том, что Междуречье и Египет называют разными цивилизациями, потому, что каждой из них свойственны особые традиции и достижения во всех сферах общества. Народ Древнего Двуречья внес неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Давно умерли мастера и ученые, художники и поэты, но то, что было ими создано, будет всегда удивлять и восхищать людей. И, возможно, нас еще ждут большие открытия. Может быть, эти открытия сделаете вы сами. Слайд 29.

VІІІ. Домашнее задание: Слайд 30.

Всем: § 13, с. 65-68 прочитать, ответить на вопросы, выписать в исторический словарь новые термины;

Для любознательных (задания на выбор учащихся): 1- перед вами пословицы первых жителей Междуречья, предлагается дома найти русские варианты: а) Бедняк занимает - себе забот наживает; б) Хорошо одетому всегда рады; в) Он еще не поймал лисицу, а уже делает для нее колодку;

Читайте также: