Метроритм в музыке 2 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Ходырева Алёна Витальевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МУ ДО "ДШИ" Казачинско-Ленского района
Населённый пункт: п.Магистральный, Иркутская область
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Метроритм, пульсация в музыке
Раздел: дополнительное образование

Ходырева Алёна Витальевна

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Тема: Метроритм, пульсация в музыке.

Цель: Обучение детей чувству пульса в музыке, музыкальных долей,

развивать чувство ритма у учеников и представление о нём;

полученную информацию, работая в группах и самостоятельно;

интерес к предмету.

Тип урока: получение новых знаний.

Технологии: здоровьесберегающие, игровые, развивающие.

1. Организационный этап.

- Ребята, а что вы слышите в этой музыке?

- Вы слышите чьи-то осторожные шаги?

- Чьи это могут быть шаги?

- Давайте прохлопаем ритм этой мелодии.

- Сейчас мы с вами прослушаем это произведение в записи, а вам

нужно будет по ходу слушания придумать название этому произведению.

- Написал это произведение замечательный норвежский композитор

Э.Григ. О нем нам сейчас расскажут УЧЕНИК 1 и УЧЕНИК 2.

рассказывают о жизни и творчестве Э.Грига).

составляют в тетради план рассказа.

произведения с названием композитора?

- Кобольты, тролли и гномы собираются в пещере горного короля в

- Есть в этой пьесе главный герой Пер Гюнт.

(УЧЕНИК 3, рассказывает о Пер Гюнте).

- Ребята, а композитор прислал нам с вами письмо, в котором он хочет

узнать наше отношение к этому произведению.

- Но чтобы нам ответить на его письмо, нужно еще раз послушать это

В представленном материале предлагается подвести учащихся к пониманию метроритма в музыке с помощью игровых ситуаций, дидактических игр. Учащиеся получают системные представления о метрической пульсации в музыке, акцентируемых и не акцентируемых звуках такта, влиянии метроритмической пульсации на выразительность исполнения в различных жанрах музыки.

ВложениеРазмер
igrovye_priyomy_v_vospitanii_chuvstva_metroritma.zip 799.26 КБ

Предварительный просмотр:


Игровые приёмы в воспитание чувства метроритма

Конспект урока по сольфеджио
в 1 классе ДШИ

преподаватель теоретических дисциплин

Хрипунова Ирина Викторовна

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок-игра.

Показать различные виды игровых форм.

Познакомить с жанрами – марш, вальс, полька.

Создать условия, способствующие повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся, развитию образного мышления, чувство ритма, речи через учебную деятельность.

- Подвести к пониманию метроритма в музыке, в котором все длительности одинаковые, а акценты одинаковой силы появляются через равные промежутки времени.

- Выработать у учащихся навыки восприятия и воспроизведения метроритмических упражнений.

- Способствовать воспитанию чувства метроритма, налаживанию метрической пульсации, координации различных частей тела.

- Свободно определять на слух ритмические формулы и мелодические обороты. Воспроизводить их.

- Развивать творческую свободу личности, инициативу и самостоятельность учащихся

1. Ритмические карточки

Оборудование: фортепиано, компьютер, нотная доска, детские шумовые инструменты (маракасы, бубны, трещотки).

1. Ритмическая пульсация в музыке. Сказка о волшебных музыкальных часиках.

2. Акцентируемые и не акцентируемые звуки такта.

3. Узнать песню по ритмическому рисунку на ритмических карточках.

7. Метроритм в ритмических движениях: марш, полька, вальс.

8. Влияние метроритмической пульсации на выразительность исполнения.

(преподаватель исполняет песню из сборника Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. Музыка в детском саду)

Преподаватель: Что же вам подсказали музыкальные часики? Какие доли были сильными, а какие – слабыми?

Преподаватель: Правильно. Сильная доля всегда стоит в начале такта. Сильная доля - это музыкальное ударение, которое мы будем называть акцентом. Давайте вместе споём эту песню и будем отмечать хлопком в ладоши сильную долю такта.

(Исполнение песни с хлопками на первую долю такта)

(Дети исполняют песню.)

Преподаватель: Я определила по вашему пению, что вы почувствовали, как тикают волшебные часики этой песни, как они ведут свой правильный ритмический счет. Ребята, эти музыкальные часики музыканты называют метроритмом. Давайте повторим это слово. (Повторяют.)

(отстукивают ритм карандашом по парте)

Преподаватель: Хорошо. А теперь я добавлю ещё ритмических карточек, простучу ритмический рисунок, а вы определите, по какой из карточек я стучала ритм.

( использовать ритмические карточки 6-7 раз)

Преподаватель: Теперь простучу ритм сразу с двух карточек подряд.

(использовать по две ритмические карточки 3-4 раза)

Преподаватель: Молодцы. А какая знакомая вам песня зашифрована в этих ритмических карточках?

Преподаватель: В каждом слове песни есть ударный слог. Определите его.

Преподаватель: Хорошо. А теперь разделимся на две группы. Первая группа во время пения будет делать акценты на сильную долю такта топнув ногой, а вторая – на слабую долю такта будет хлопать в ладоши.

(повторить задание, поменяв группы: первая – отхлопывает слабые доли, вторая – топает ногой на сильную долю)

Преподаватель: Молодцы. А теперь будем изображать оркестр и солиста.

Преподаватель: Молодцы. А как вы думаете, если представить, что охотник движется под музыку, то какой жанр музыки ему подойдёт: вальс, марш или полька?

Преподаватель: Молодцы, все правильно определили ритм марша. А как вы думаете ритм вальса отличается от ритма марша?

Преподаватель: Вальс – парный танец, основанный на плавном кружении в трёхдольном размере (3/4, 3/8, 6/8) и умеренно-быстром темпе. Вот его ритмический рисунок в размере 3/4 (показывает карточку с ритмом). Давайте прохлопаем его.

Преподаватель: Молодцы, верно определили нужные карточки. Как вы уже поняли, влияние метроритмической пульсации на выразительность исполнения того или иного музыкального произведения велика. Музыка не может существовать без ритма. Поэтому у каждого музыкального произведения свой ритмический рисунок. А закончить наш урок мне хочется словами Э. Финкельштейна:

Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поём. Сольфеджио для 1 класса детской музыкальной школы. – Ленинград: Советский композитор, 1989.

Барабошкина А. Сольфеджио для I класса ДМШ. – Москва: Музыка, 1988.

Домогацкая И., Чустова Л. Программа-проект и методические рекомендации для преподавателей подготовительных групп ДМШ и ДШИ. – Москва: Пресс-Соло, 1995.

Зебряк Т. Играем на уроках сольфеджио. – Москва: Музыка, 1990.

Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. Музыка в детском саду. Средняя группа. – Москва: Музыка, 1990.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Добиться точного и уверенного исполнения ритмических построений в исполняемых произведениях, а также дальнейшее формирование музыкально-ритмической способности у учащихся в ходе овладения соответствующими знаниями.

Задачи:

1. Обучающая. Научить самостоятельно отрабатывать при помощи различных приёмов сложные метроритмические сочетания в исполняемых произведениях.

2. Развивающая. Развить ощущение длинных и коротких длительностей посредством ритмического прохлопывания, декламации и т. д. Развитие чувства метроритма.

3. Воспитательная. Воспитать навыки художественного, образного восприятия и исполнения изучаемых произведений через ритмический рисунок.

Структура урока:

1. Организационная часть.

2. Основная часть:

А) Актуализация знаний

Б) Этап целеполагания

В) Этап планирования

Г) Учебные действия по реализации плана

3. Подведение итогов занятия ( рефлексия)

Ход урока:

1. Организация рабочего места, обеспечение нотным материалом, настрой на выполнение целей и задач урока.

2. Основная часть.

А) Актуализация знаний.

Основные задачи педагога:

- закрепление изученных теоретических знаний (понятия МЕТР, РИТМ, МЕТРОРИТМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ)

- развитие внимания, памяти, познавательных процессов

- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества

Организует беседу о роли метроритма в музыке, об отдельных понятиях метра и ритма, используя схему, которая позволяет определить уровень знаний учащихся.

Отмечая важность развития метроритмических способностей в донотном периоде, было предложено вспомнить различные ритмические упражнения без инструмента и исполняя на фортепиано (в том числе и используя игровые музыкальные инструменты: бубен, маракасы, ксилофон, барабан, дудочку).

Просматривают метроритмические схемы и путём диалога с учителем дают определения различным понятиям.

Иллюстрируя слова педагога, учащиеся показывают различные упражнения на развитие метроритма.

Вспоминают разучиваемые пьесы.

Учатся концентрировать внимание.

Б) Этап целеполагания – постановка практической частной познавательной (исполнительской, творческой…) задачи или определение задачи обобщённого типа.

Основные задачи педагога:

- формирование у учащихся самостоятельного мышления, творческой инициативы

- овладение обобщёнными способами приобретения новых знаний

- формирование у обучающихся познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения

Включает учащихся в определённые темы и цели урока.

Формулируют и проговаривают тему и цель урока.

Учатся внимательно слушать, рассуждать, анализировать услышанную музыку. Находят отличия в произведениях, опираясь на особенности метроритма в различной по стилю музыке, приходят к проблеме, поставленной учителем.

В) Этап планирования

Основные задачи педагога:

- формирование навыка планирования творческой деятельности

- обеспечение закрепления учащимися знаний и способов действий для самостоятельной работы

- организация творческого сотрудничества

- формирование умения анализировать, сравнивать и обобщать учебный материал

Предлагает учащимся самостоятельно найти и применить способы работы над сложными метроритмическими сочетаниями в исполняемых произведениях.

Даёт творческие задания: сочинить или подобрать из литературных стихотворных произведений подтекстовку (метод декламации)

Показывают учителю готовность исполнять произведения. Опираясь на полученные знания, обращают слуховое внимание на ритмически точное исполнение трудных метроритмических сочетаний, задумываются о влиянии метроритмической структуры произведения на создание художественного образа.

При помощи различных приёмов (просчитывание, начертание ритмосхем, простукивание и прохлопывание метроритмических структур) учатся находить и применять способы работы над метроритмом.

Осуществляют самостоятельный поиск средств решения проблем творческого и поискового характера.

Г) Учебные действия по реализации плана

Основные задачи педагога:

- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение)

- формирование умения обосновывать действия учащегося во время исполнения

- овладение обучающимися умениями соотносить свои действия с планом – осуществлять самоконтроль, корректировку действий

- формирование умения самостоятельно реализовать план

Проверяет работу учащихся.

Предлагает проанализировать работу учащихся, побуждает к высказыванию своего мнения, акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке, стимулирует учащихся на достижение положительного результата, создаёт ситуацию успеха.

Учатся применять полученные знания в процессе индивидуальной работы.

Работая над ритмом, исполняют пьесы различными штрихами, в разных темпах, с различной динамикой. По просьбе педагога пробуют изменить ритм. Отдельно отрабатывают ритмически сложные места.

Анализируют изменение художественного образа при изменении темпа, штрихов, динамики, ритма. Учатся давать логические обоснования изменениям. Отвечают на задаваемые вопросы в процессе обсуждения с учителем.

Используют разнообразные формы творческой деятельности: сочиняют подтекстовку к произведениям, находят стихотворения, подбирают иллюстрации-картинки, римосхемы.

Учатся добиваться точного и уверенного исполнения ритмических построений в исполняемых произведениях.

3. Подведение итогов занятия (рефлексия)

Основные задачи педагога:

- формирование у обучающихся способности объективно оценивать собственную деятельность на уроке

- вызвать сопереживание в связи с успехом или неудачей

- формирование умения осознавать значимость применения полученных умений и навыков

Организует работу над закреплением темы.

Анализирует, даёт оценку успешности достижения цели урока и намечает план самостоятельной домашней работы учащихся.

Слушают, отвечают на вопросы, дополняют учителя, делают выводы и обобщения. Проводят самоанализ своей деятельности на уроке, формулируют конечный результат своей работы, осуществляют самооценку, самопроверку. Учатся определять степень своего продвижения к цели. Адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. Осознают значимость применения полученных умений и навыков.

Демонстрируют понимание целей и задач домашней работы.

Характеристика учащихся:

Еленская Анна, 2 класс – ученица с хорошими музыкальными данными, старательная, трудолюбивая, исполнительная. Впечатлительная, ранимая, переживает за свои результаты. Занимается с желанием, интересом. Участвует в конкурсах различного уровня и в концертах школы.

Давыдова Юлия, 1 класс – ученица с хорошими музыкальными данными, эмоциональная, старательная, исполнительная. Любит и умеет выступать на сцене. Участвует в конкурсах различного уровня и в концертах школы.

Основные формы и методы, используемые на уроке:

Формы:

словесные (беседа-диалог с ученицей, словесные пояснения, эмоциональное воздействие);

наглядные (исполнение педагогом на инструменте, показ упражнений на крышке фортепиано);

практические (формирование навыка оценивать, анализировать, слушать своё исполнение).

Методы:

Используемая (методическая, нотная и т. д.) литература, обращение к Интернет-ресурсам:

15. Видеозаписи исполняемых музыкальных произведений

Муниципальное бюджетное учреждение

ДШИ № 7 городского округа Самара

Открытый урок по классу фортепиано

с учащимися 1-го и 2-го классов

Тема: «Работа над метроритмом с учащимися

Педагог дополнительного образования

по классу фортепиано

Дорош Анна Анатольевна

Предмет: Специальное фортепиано

Автор образовательной программы: Дорош Анна Анатольевна

Цель: Добиться точного и уверенного исполнения ритмических построений в исполняемых произведениях, а также дальнейшее формирование музыкально-ритмической способности у учащихся в ходе овладения соответствующими знаниями.

1. Обучающая. Научить самостоятельно отрабатывать при помощи различных приёмов сложные метроритмические сочетания в исполняемых произведениях.

2. Развивающая. Развить ощущение длинных и коротких длительностей посредством ритмического прохлопывания, декламации и т. д. Развитие чувства метроритма.

3. Воспитательная. Воспитать навыки художественного, образного восприятия и исполнения изучаемых произведений через ритмический рисунок.

Структура урока:

1. Организационная часть.

2. Основная часть:

А) Актуализация знаний

Б) Этап целеполагания

В) Этап планирования

Г) Учебные действия по реализации плана

3. Подведение итогов занятия ( рефлексия)

1. Организация рабочего места, обеспечение нотным материалом, настрой на выполнение целей и задач урока.

2. Основная часть.

А) Актуализация знаний.

Основные задачи педагога:

- закрепление изученных теоретических знаний (понятия МЕТР, РИТМ, МЕТРОРИТМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ)

- развитие внимания, памяти, познавательных процессов

- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества

Организует беседу о роли метроритма в музыке, об отдельных понятиях метра и ритма, используя схему, которая позволяет определить уровень знаний учащихся.

Отмечая важность развития метроритмических способностей в донотном периоде, было предложено вспомнить различные ритмические упражнения без инструмента и исполняя на фортепиано (в том числе и используя игровые музыкальные инструменты: бубен, маракасы, ксилофон, барабан, дудочку).

Просматривает метроритмические схемы и путём диалога с учителем даёт определения различным понятиям.

Иллюстрируя слова педагога, учащиеся показывают различные упражнения на развитие метроритма.

Вспоминают разучиваемые пьесы.

Учатся концентрировать внимание.

Б) Этап целеполагания – постановка практической частной познавательной (исполнительской, творческой…) задачи или определение задачи обобщённого типа.

Основные задачи педагога:

- формирование у учащихся самостоятельного мышления, творческой инициативы

- овладение обобщёнными способами приобретения новых знаний

- формирование у обучающихся познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения

Включает учащихся в определённые темы и цели урока.

Формулируют и проговаривают тему и цель урока.

Учатся внимательно слушать, рассуждать, анализировать услышанную музыку. Находят отличия в произведениях, опираясь на особенности метроритма в различной по стилю музыке, приходят к проблеме, поставленной учителем.

В) Этап планирования

Основные задачи педагога:

- формирование навыка планирования творческой деятельности

- обеспечение закрепления учащимися знаний и способов действий для самостоятельной работы

- организация творческого сотрудничества

- формирование умения анализировать, сравнивать и обобщать учебный материал

Предлагает учащемуся самостоятельно найти и применить способы работы над сложными метроритмическими сочетаниями в исполняемых произведениях.

Даёт творческие задания: сочинить или подобрать из литературных стихотворных произведений подтекстовку (метод декламации)

Показывают учителю готовность исполнять произведения. Опираясь на полученные знания, обращают слуховое внимание на ритмически точное исполнение трудных метроритмических сочетаний, задумываются о влиянии метроритмической структуры произведения на создание художественного образа.

При помощи различных приёмов (просчитывание, начертание ритмосхем, простукивание и прохлопывание метроритмических структур) учатся находить и применять способы работы над метроритмом.

Осуществляют самостоятельный поиск средств решения проблем творческого и поискового характера.

Г) Учебные действия по реализации плана

Основные задачи педагога:

- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение)

- формирование умения обосновывать действия учащегося во время исполнения

- овладение обучающимися умениями соотносить свои действия с планом – осуществлять самоконтроль, корректировку действий

- формирование умения самостоятельно реализовать план

Проверяет работу учащихся.

Предлагает проанализировать работу учащихся, побуждает к высказыванию своего мнения, акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке, стимулирует учащихся на достижение положительного результата, создаёт ситуацию успеха.

Учатся применять полученные знания в процессе индивидуальной работы.

Работая над ритмом, исполняют пьесы различными штрихами, в разных темпах, с различной динамикой. По просьбе педагога пробуют изменить ритм. Отдельно отрабатывают ритмически сложные места.

Анализируют изменение художественного образа при изменении темпа, штрихов, динамики, ритма. Учатся давать логические обоснования изменениям. Отвечают на задаваемые вопросы в процессе обсуждения с учителем.

Используют разнообразные формы творческой деятельности: сочиняют подтекстовку к произведениям, находят стихотворения, подбирают иллюстрации-картинки, римосхемы.

Учатся добиваться точного и уверенного исполнения ритмических построений в исполняемых произведениях.

3. Подведение итогов занятия (рефлексия)

Основные задачи педагога:

- формирование у обучающихся способности объективно оценивать собственную деятельность на уроке

- вызвать сопереживание в связи с успехом или неудачей

- формирование умения осознавать значимость применения полученных умений и навыков

Организует работу над закреплением темы.

Анализирует, даёт оценку успешности достижения цели урока и намечает план самостоятельной домашней работы учащихся.

Слушает, отвечает на вопросы, дополняет учителя, делает выводы и обобщения. Проводит самоанализ своей деятельности на уроке, формулирует конечный результат своей работы, осуществляет самооценку, самопроверку. Учится определять степень своего продвижения к цели. Адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. Осознаёт значимость применения полученных умений и навыков.

Демонстрирует понимание целей и задач домашней работы.

Характеристика учащихся:

Еленская Анна, 2 класс – ученица с хорошими музыкальными данными, старательная, трудолюбивая, исполнительная. Впечатлительная, ранимая, переживает за свои результаты. Занимается с желанием, интересом. Участвует в конкурсах различного уровня и в концертах школы.

Давыдова Юлия, 1 класс – ученица с хорошими музыкальными данными, эмоциональная, старательная, исполнительная. Любит и умеет выступать на сцене. Участвует в конкурсах различного уровня и в концертах школы.

Основные формы и методы, используемые на уроке:

словесные (беседа-диалог с ученицей, словесные пояснения, эмоциональное воздействие);

наглядные (исполнение педагогом на инструменте, показ упражнений на крышке фортепиано);

практические (формирование навыка оценивать, анализировать, слушать своё исполнение).

метод сравнения;

метод сопоставления;

метод обобщения.

Используемая (методическая, нотная и т. д.) литература, обращение к Интернет-ресурсам:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательные:

Формирование эмоционально - ценностного отношения к музыке, звучащей на уроке;

Воспитание понимания детьми красоты и смысла музыки.

Воспитание интереса к исполнительской деятельности.

Образовательные:

Развивающие:

Развивать музыкальное мышление детей;

Развивать интерес к исполнительской деятельности;

Развивать музыкальные и творческие способности учащихся.

Планируемые результаты

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через осуществление собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах деятельности;

Формирование личностного выбора путём нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

Формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста в учебнике;

Формирование умения анализировать музыкальное произведение;

Формирование устойчивого интереса к уроку через исполнительскую деятельность;

Регулятивные УУД:

Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия;

Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность;

Коммуникативные УУД:

Формирование умения вести диалог с учителем;

Формирование умения слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним.

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся на уроке: фронтальные, групповые.

Оборудование и оформление:

Музыкальное оформление: мультимедийный проектор, компьютер, аудиозаписи.

Музыкальный материал:

Виды музыкальной деятельности на уроке:

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

Определение цели и задач урока;

Определение структуры урока;

Подбор методической литературы и музыкального материала;

Подготовка музыкальных произведений;

Подготовка материала для творчества;

Подготовка наглядного материала.

ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА:

Организация начала урока 4мин.

1. Приветствие 1 мин.

2. Проверка готовности 1 мин

3. Мотивация к учебной деятельности: 2 мин

Актуализация знаний: 8 мин.

Открытие новых знаний: 28 мин.

1. Вступительное слово учителя 5 мин.

2. Работа с учебником. Чтение рассказа 5 мин.

3. Исполнительство – разучивание песни 10 мин.

4. Творчество - 5 мин.

Рефлексия: 6 мин.

Итоги урока: 3 мин.

Домашнее задание: 1 мин.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

I. Организация начала урока:

1. Приветствие:

У: Ребята, здравствуйте. Зовут меня Алина Николаевна, и урок музыки сегодня у Вас проведу я. Работа предстоит серьезная и непростая. Мы с Вами окунемся в удивительных мир красоты и волшебных звуков.

2. Проверка готовности

Давайте проверим все ли у нас готово к уроку. Нам понадобиться: учебник, тетрадь, ручка, карандаш. Лишнее убираем!

3. Мотивация к учебной деятельности

Актуализация знаний:

У: Ребята, о чем Вы говорили на прошлом уроке?

Д: О нотах и их обозначениях.

У: Ребята, а что такое нота?

Д: Нота-это графическое обозначение звука в музыкальном произведении.

У: Давайте проверим, насколько Вы запомнили их названия (Один ученик выходит к доске и записывает названия нот в правильном порядке)

У: Какое количество нот у нас получилось?

У: Правильно. А давайте попробуем записать ноты на доске в обратном порядке. (Ученик выходит к доске и записывает ноты в обратном порядке).

У: Теперь, ребята, мы попробуем назвать слова, в которых есть названия нот.

Д: Доска, река, лягушка, фантик, миска, синица.

У: Ребята, когда ноты выстраиваются в ряд, как можно назвать такое положение нот? Ребята, если мы с Вами поем ( до-ре-ми-фа-соль-ля-си), то как это называется?

У: Давайте пропоем все вместе. Далее исполнение звукоряда по рядам.

У: Ребята, а знаете ли Вы из каких частей состоит нота?

У: Давайте с Вами повторим эти части.

Д: Дети выходят к доске и подписывают части ноты: 1. головка; 2. штиль; 3. флажок.

У: Ребята, но ноты бывают разные: ноты с одежкой, но без штиля, с с одежкой и штилем, без одежки со штилем. Посмотрите внимательно на доску.

У: Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданиями.

II. Открытие новых знаний.

1. Вступительное слово учителя

Акцент — выделение определенной доли или ноты. Обычно акцент делается на сильные доли. Ударение в музыке. А обозначается акцент в нотной записи следующим знаком

У: А теперь обратимся к понятию такт. Такт — промежуток между двумя соседними сильными (имеющими наибольший акцент) долями. (продолжить рассказ про тактовую черту).

У: Ребята, обратите внимание на цифры возле скрипичного ключа: 3 и 4. Так обозначают музыкальный размер.

Верхняя цифра показывает сколько нот в такте (в нашем такте их 4), а нижняя цифра показывает какая длительность (четвертная)


Первая доля в такте всегда сильная, на нее делается самый большой акцент, остальные доли более слабые.

У: Запомните основные музыкальные размеры:

1. Размер 2/2 состоит из двух долей величиной равных половинной длительности;

2. Размер 3/4 состоит из трёх долей величиной равных четвертной длительности;

3. Размер 4/4 состоит из четырёх долей величиной равных четвертной длительности;

4. Размер 7/8 состоит из семи долей величиной равных восьмой длительности;

5. Размер C эквивалентен 4/4;


6. Размер () эквивалентен 2/2 (Alla Breve)

У: Музыкальный (тактовый) размер определяется чередованием сильных, слабых и относительно сильных долей. А как вы думаете - почему?

Д: Музыку так легко услышать.

У: Простых размеров всего два — двухдольный и трёхдольный; из них образуются сложные (в том числе размер 4/4) и смешанные (5/4, 7/4 и пр.) размеры.

У: Ну а сейчас ребята познакомимся с новыми понятиями!

Метр определяет рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей во времени.

Доля — это один, как бы, удар невидимого метронома — метр. Доли бывают сильные, относительно сильные и слабые. На сильные доли, как правило, делается акцент, часто, громкостной — выделение повышенной громкостью относительно слабых.

2. Работа с учебником. Чтение рассказа.

–Можно прослушать собачий вальс!

Мишка, Трезор, и Полкан, и Армишка

Затеяли вместе все вальс танцевать, -

Но не в лад, невпопад закружились, упали

И начали лапки друг другу кусать!

Какой танец затеяли звери.

У: А что такое вальс? Как его надо танцевать?

Д: Вальс это - плавный кружащийся танец, который исполняется парами.

А почему у зверей не получилось.

А вы знаете какие бывают вальсы?

Д: Вальсы бывают:

У: Сейчас прослушаем вальс, а вы подумайте и скажите какой из перечисленных вальсов звучит!

2 Слушание всех вальсов ( праздничный вальс; торжественные вальс; благодарный вальс)

Д: 1- праздничный

3. Беседа после слушания

У: Как изменяется музыка, какую картинку вы видите перед глазами, когда слушаете праздничный вальс; торжественные вальс; благодарный вальс

У: Так же существуют народные танцы в котором музыкальный размер 2/4

У: А что такое народные танцы, как вы думаете?

Д: Народный танец - танец определенной национальности, народности или региона.

Трепа́к — старинный русский народный танец с сильным притопыванием.

У: Перед тем как начать слушание, задам вам вопрос на который вы ответите после прослушивания!

Какое настроение у мелодии?

Д: Весело, быстрое, хочется танцевать.

. Полька - старинный чешский народный танец. Исполняется по кругу. И так же имеет размер 2/4

У: А какой характер у польки?

Д: веселый, праздничный.

Физ. Минутка (игра):

1. Все ребята дружно встали( Выпрямится.)

И на месте зашагали. ( Ходьба на месте.)

На носочках потянулись, (Руки поднять вверх.)

А теперь назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели (Присесть.)

И тихонько разом сели. (Выпрямится и сесть.)

2. А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два!

(Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно!(Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем -

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания —руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

3. Исполнительство – разучивание песни.

Беседа по содержанию песни

Д: Музыкальный размер.

У: Песенку будем учить по частям. Я буду говорить Вам слова, а Вы повторять за мной.

Д: Дети повторяют.

Д: Дети повторяют.

Д: Дети повторяют.

У: А теперь мы исполним эту песню, будьте внимательны. При исполнении песни чётко произносите слова.

У: Молодцы, ребята!

4. Творчество

У: Просмотр рисунков детей.

У: А теперь положите свои рисунки на край парты и вспомним что прошли на уроке.

III. Рефлексия.

У: Итак, ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке?

Д: О музыкальном размере

У: Как называлась тема нашего урока?

Так для чего же нужен музыкальный размер?

У: С какими новыми терминами вы сегодня познакомились?

Д: Такт, акцент, метр, доля, трепак, полька

У: А что такое доля?

Д: Это один, как бы, удар невидимого метронома — метр

У: Какую песню мы сегодня разучили?

IV. Итог урока (выводы по уроку и выставление оценок):

У: Мне очень понравилось, как Вы работали сегодня на уроке. Вы все активно работали и были внимательны при разучивании песен и изучении новой темы. Я надеюсь, что Вам понравился урок?

V. Домашнее задание:

У: Ребята, спасибо, урок окончен!

Используемая литература:

План-конспект урока музыки;

4. Дидактический материал: чистые листы с нотным станом и скрипичным ключом для творческой работы.

Читайте также: